Данная разработка предназначена для поурочного плана по биологи в шестом классе. Задания в ней разработаны с учетом возрастных особенностей для детей 12 - 13 лет. Данные задания в виде современных педагогических методик и вопросов позволяют выявить знания учащихся на данный момент времени.
6 - 20.docx
Поурочный план по биологии
Урок №______ класс_________ четверть_______ дата____________
Тема урока: Цветок, его значение и строение
Цель урока: углубить и расширить знания учащихся о цветке и о соцветии
Задачи урока:
Образовательная: знать главные и защитные части цветка, виды соцветий
Развивающая: уметь определять для чего необходимы те и другие части цветка
Воспитательная: воспитывать бережное отношение к окружающей среде
Тип урока – комбинированный, сообщение новых знаний
Методы – словесные, наглядные, практические
Ход урока 1.Организационный момент
2. Проверка домашнего задания:
3.Постановка цели урока
4. Новый материал:
Цветок, семя, плод – генеративные органы растения.
Цветки бывают только у цветковых растений. Из цветка развивается семя и плод.
Цветки развиваются из генеративной (цветочной) почки.
Цветок – укороченный видоизмененный побег, приспособленный для размножения цветковых растений.
Цветы бывают 2 х форм:
Правильный – цветок с симметричным расположением частей, т. е. имеющий не менее двух плоскостей симметрии,
делящих его на 2 равные половины
(лютик, шиповник, хлопчатник)
Неправильный – если через цветок можно провести только одну плоскость симметрии, делящую его на 2 равные
части
(анютины глазки, горох)
Строения цветка
Цветок состоит из 5 частей:
Цветоложа
Чашечки
Цветок без цветоножки называется сидячим (волчье лыко)
Цветоножка продолжается в цветоложе стеблевая часть цветка обычно укороченная
На цветоложе расположены все части цветка
В большинстве случаев зеленого цвета
При формировании цветка образуется первой
Чашелистики происходят от листьев и выполняют защитную функцию
В зависимости от выполняемой функции видоизменяется:
Состоит из отдельных или сросшихся чашелистиков от 2х (мак) до нескольких десятков (чайное растение)
Одуванчик хохолок способствующий распространению плодов и семян ветром
Колокольчик, белена – чашелистики, срастаясь закрывают плод, защищая его
Мак – чашечка опадает сразу же после раскрытия венчика
(у некоторых чашечка опадает вместе с венчиком, когда цветок увядает)
Баклажан, перец, хурма, томат чашечка остается прикрепленной к плоду
Аконит – чашечка приобретает яркую окраску и выполняет роль венчика привлекая насекомых
(венчик, видоизменяясь не развивается полностью)
Череда – кончики чашелистиков видоизменены в колючки, способствующие распространению семян
животными
Венчика
По строению бывают:
Защищенная чашелистиками часть цветка, состоящая из белых или ярко окрашенных лепестков
Сростнолепестные – венчик, образованный сросшимися между собой лепестками (ландыш,
колокольчик, незабудка)
Раздельнолепестные – венчик, состоящий из отдельных лепестков
(тюльпан, мак, шиповник, яблоня)
Светлая окраска венчика отражает прямые солнечные лучи предохраняя тычинки и пестик от перегрева
Ночью лепестки венчика закрываются и защищают тычинки и пестик от переохлаждения и росы
Нектарники расположены у основания венчика на цветоложе, чашелистиках
Нектарники выделяются в виде кругов, точек, полосок
Содержит нектарники выделяющие нектар, привлекающий насекомых опыляющих цветы o Чашечка и венчик вместе составляют двойной околоцветник
(яблоня, урюк, вишня, редька, горох)
o Чашечка и венчик не подразделяется, т. е. состоят из 1 части простой околоцветник
Образован только чашелистиками – крапива, свекла, щавель, карагач, мужские (тычиночные)
цветки дуба
Образованы только лепестками венчика – тюльпан, лилия, ландыш
o Цветки опыляемые ветром околоцветник отсутствует ива, ясенец, тополь, женские (пестичные) цветки
Тычинок
дуба
Мужская часть цветка, участвующая в размножении
В цветке от 1 до 100 тычинок
Состоит из 2х частей:
нить
пыльник
_ _прикрепляет пыльник
___исключение – магнолия – тычиночная нить отсутствует
___образован 2 – мя продольными половинками
___в каждой половинке имеется по 2 пыльцевых мешка (гнезда)
___в пыльниках развиваются микроспоры
___из микроспор развиваются миллионы пыльцевых зерен (пылинок) похожих на порошок
после полного созревания пыльника пыльца высыпается из цветка
пыльца содержит жиры, сахара, минеральные соли, белки, витамины
форма пылинок разнообразна:
на поверхности имеются острые выросты, мелкие шипы, бугорки
наружний слой может утолщаться в зависимости от выполняемой функции
Пестика
Женская часть цветка, из которой развивается плод
Располагается в центре цветка
Состоит их 3 – х частей:
Верхняя часть – рыльце
Средняя утонченная часть – столбик возвышает рыльце, облегчая попадание на него пыльцы, а
также соединяет его с завязью
Нижняя расширенная часть – завязь – важнейшая часть пестика
___имеющая разное число гнезд, в каждом из которых содержатся от одной (пшеница) до
нескольких тысяч (мак) семяпочек
___защищает семяпочки от температурных перепадов и вредных насекомых
Ирис, лен, ревень – пестик имеет несколько рылец и столбиков
Мак, тюльпан – столбик пестика отсутствует, рыльце напоминает по форме 3 – конечную звезду
Вишня, слива, горох – рыльце пестика округлое
Валериана – рыльце пестика раздвоено
Колокольчик – рыльце пестика разделено на 3 язычка
Пшеница, рожь – рыльце пестика похоже на 3 – лопастное пушистое перышко
Форма разнообразна
Клейкая жидкость (железистая ткань), выделяемая пестиком, способствует быстрому прорастанию пыльцы,
попавшей на рыльце
Цветы собранные в группу и расположенные на цветоносе в определенном порядке называют соцветием:
Развиваются на верхушках вегетативных побегов
В зависимости от вида растения число цветков в соцветии варьирует от 1 – 3 у гороха до нескольких сотен у пальм
Различаю главную и боковые оси
В зависимости от наличия или отсутствия ответвлений от главной оси различают 2 группы:
Простые – цветки (сидячие или на цветоножках) находятся на главной оси
Кисть – на длинной главной оси на цветоножках располагаются отдельные цветки, т. е. по мере
приближения к верхушке цветоножки укорачиваются и при цветении самым последним
раскрывается цветок, расположенный на верхушке соцветия
(смородина, капуста, черемуха, солодка, караган, ландыш)
Колос – похоже на кисть, но отличается тем, что цветки в нем не имеют цветоножек, т. е. являются
сидячими
(подорожник, любка, ятрышник)
Початок – похоже на колос, но только главная ось его толстая
(кукуруза, калла)
Щиток – на удлиненной главной оси расположены цветки на цветоножках разной длины, т. е. за счет
длинных цветоножек нижних цветков все цветки соцветия оказываются на одном уровне
Сложные состоят из нескольких простых соцветий, т. е. цветки в них распологаются на боковых осях
(яблоня, груша, боярышник)
Зонтик главная ось укорочена, и цветоножки, имеющие почти одинаковую длину, отходят как бы
из одного места
(лук, женьшень, примула, сусак, первоцвет)
Головка – сидячии цветки (или на очень коротких цветоножках) плотно расположены на
укороченной и утолщенной главной оси
(клевер)
Корзинка – сидячии цветки плотно расположены на укороченной и плоской расширенной оси, по
краю соцветие обрамляют оберточные листья зеленого цвета
(одуванчик, василек, ромашка)
Метелка или сложная кисть – от главной оси отходят боковые ветвящиеся оси, на которых
расположены цветки, уменьшающиеся по мере приближения к верхушке боковой оси
(виноград, сирень, просо, овес, рис)
Сложный колос – отдельные колоски сидят на главной оси и на каждом колоске расположено по 2 –
3 цветка
(пшеница, рожь, ячмень, пырей)
Сережка – похоже на колос и на кисть, но отличается тем, что главная ось очень гибкая и после
цветения полностью отрывается от растения
(береза, тополь, ива, осина)
Относят как к простым, так и сложным.
Сложный зонтик – состоит из множества простых зонтиков на каждой цветоножке которого
расположено несколько цветков
(морковь, сныть – трава, тмин)
Сложный щиток или щитковидная метелка – от главной оси отходят разной длины боковые, по
длине они выравниваются с главной осью
(калина, рябина)
За красоту и благоухающий запах, многие культурные растения выращивают в цветниках.
Они имеют большое значение:
Биологическая роль цветков и соцветий
Эстетическое
Лечебное
Пищевое
Цветочная пыльца используется в медицине для приготовления лекарственных препаратов.
Соцветия обеспечивают большую вероятность опыления, так как в них собраны очень мелкие цветки, которые по отдельности
неприметны и не привлекают насекомых опылителей.
5. Проверка понимания усвоенного
6. Закрепление:
Назовите основные части цветка.
Какие функции выполняют цветоножка, цветоложе и чашечка?
Где располагается венчик?
Какую функцию он выполняет?
Из каких частей состоит тычинка?
Какова её роль?
Как устроен пестик?
Каковы его функции?
Какую часть цветка называют околоцветником?
Какие типы околоцветника вы знаете?
Что мы называем соцветие?
Каково строения соцветия, и чем оно отличается от отдельного цветка?
Дайте характеристику простых соцветий.
Как образуются сложные соцветия?
Чем отличаются сложные соцветия от простых?
Какова роль цветков и соцветий?
7. Рефлексия
8. Домашнее задание: § ; стр. ;
Цветок, его значение и строение
Цветок, его значение и строение
Цветок, его значение и строение
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.