Цветок, его значение и строение
Оценка 4.7

Цветок, его значение и строение

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
биология
6 кл
15.04.2018
Цветок, его значение и строение
Данная разработка предназначена для поурочного плана по биологи в шестом классе. Задания в ней разработаны с учетом возрастных особенностей для детей 12 - 13 лет. Данные задания в виде современных педагогических методик и вопросов позволяют выявить знания учащихся на данный момент времени.
6 - 20.docx
Поурочный план по биологии Урок №______                        класс_________                         четверть_______                дата____________ Тема урока: Цветок, его значение и строение  Цель урока: углубить и расширить знания учащихся о цветке и о соцветии Задачи урока:  Образовательная: знать главные и защитные части цветка, виды соцветий Развивающая: уметь определять для  чего необходимы те и другие части цветка Воспитательная: воспитывать бережное отношение к окружающей среде Тип урока – комбинированный, сообщение новых знаний                          Методы – словесные, наглядные, практические Ход урока 1.Организационный момент 2. Проверка домашнего задания:   3.Постановка цели урока 4. Новый материал: Цветок, семя, плод – генеративные органы растения. Цветки бывают только у цветковых растений. Из цветка развивается семя и плод. Цветки развиваются из генеративной (цветочной) почки. Цветок – укороченный видоизмененный побег, приспособленный для размножения цветковых растений. Цветы бывают 2­ х форм:  Правильный – цветок с симметричным расположением частей, т. е. имеющий не менее двух плоскостей симметрии,  делящих его на 2 равные половины (лютик, шиповник, хлопчатник)  Неправильный – если через цветок можно провести только одну плоскость симметрии, делящую его на 2 равные  части (анютины глазки, горох) Строения цветка Цветок состоит из 5 частей:  Цветоложа  Чашечки  Цветок без цветоножки называется  сидячим  (волчье лыко)  Цветоножка продолжается в цветоложе  ­ стеблевая часть цветка обычно укороченная  На цветоложе расположены все части цветка  В большинстве случаев зеленого цвета   При формировании цветка образуется первой   Чашелистики происходят от листьев и выполняют защитную функцию  В зависимости от выполняемой функции видоизменяется: Состоит из отдельных или сросшихся чашелистиков  от 2­х (мак) до нескольких десятков (чайное растение)  Одуванчик  ­ хохолок способствующий распространению плодов и семян ветром  Колокольчик, белена – чашелистики, срастаясь закрывают плод, защищая его   Мак – чашечка опадает сразу же после раскрытия венчика (у некоторых чашечка опадает вместе с венчиком, когда цветок увядает)  Баклажан, перец, хурма, томат  ­ чашечка остается прикрепленной к плоду  Аконит – чашечка приобретает яркую окраску и выполняет роль венчика привлекая насекомых (венчик, видоизменяясь не развивается полностью)  Череда – кончики чашелистиков видоизменены в колючки, способствующие распространению  семян животными    Венчика   По строению бывают: Защищенная чашелистиками часть цветка, состоящая из белых или ярко окрашенных лепестков  Сростнолепестные – венчик, образованный сросшимися между собой лепестками (ландыш,  колокольчик, незабудка)  Раздельнолепестные – венчик, состоящий из отдельных лепестков (тюльпан, мак, шиповник, яблоня) Светлая окраска венчика отражает прямые солнечные лучи предохраняя тычинки и пестик от перегрева   Ночью лепестки венчика закрываются и защищают тычинки и пестик от переохлаждения и росы   Нектарники расположены у основания венчика на цветоложе, чашелистиках  Нектарники выделяются в виде кругов, точек, полосок Содержит нектарники выделяющие нектар, привлекающий насекомых опыляющих цветы o Чашечка и венчик вместе составляют  двойной околоцветник (яблоня, урюк, вишня, редька, горох) o Чашечка и венчик не подразделяется, т. е. состоят из 1 части ­ простой околоцветник   Образован только чашелистиками – крапива, свекла, щавель, карагач, мужские (тычиночные)  цветки дуба  Образованы только лепестками венчика – тюльпан, лилия, ландыш o Цветки опыляемые ветром околоцветник отсутствует ­ ива, ясенец, тополь, женские (пестичные) цветки   Тычинок дуба  Мужская часть цветка, участвующая в размножении   В цветке от 1 до 100 тычинок Состоит из 2­х частей:  нить   пыльник  _ _прикрепляет пыльник ___исключение – магнолия – тычиночная нить отсутствует ___образован 2 – мя продольными половинками ___в каждой половинке имеется по 2 пыльцевых мешка (гнезда) ___в пыльниках развиваются микроспоры ___из микроспор развиваются миллионы пыльцевых зерен (пылинок) похожих на порошок после полного созревания пыльника пыльца высыпается из цветка пыльца содержит  жиры, сахара, минеральные соли, белки, витамины    форма пылинок разнообразна:  на поверхности имеются острые выросты, мелкие шипы, бугорки  наружний слой может утолщаться в зависимости от выполняемой функции  Пестика   Женская часть цветка, из которой развивается плод   Располагается в центре цветка Состоит их 3 – х частей:  Верхняя часть – рыльце  Средняя утонченная часть – столбик ­ возвышает рыльце, облегчая попадание на него пыльцы, а  также соединяет его с завязью  Нижняя расширенная часть – завязь – важнейшая часть пестика  ___имеющая разное число гнезд, в каждом из которых содержатся от одной (пшеница) до  нескольких тысяч (мак) семяпочек ___защищает семяпочки от температурных перепадов и вредных насекомых  Ирис, лен, ревень – пестик имеет несколько рылец и столбиков  Мак, тюльпан – столбик пестика отсутствует, рыльце напоминает по форме 3 – конечную звезду  Вишня, слива, горох – рыльце пестика округлое  Валериана – рыльце пестика раздвоено  Колокольчик – рыльце пестика разделено на 3 язычка  Пшеница, рожь – рыльце пестика похоже на 3 – лопастное пушистое перышко  Форма разнообразна  Клейкая жидкость (железистая ткань), выделяемая пестиком, способствует быстрому прорастанию пыльцы,  попавшей на рыльце Цветы собранные в группу и расположенные на цветоносе в определенном порядке называют соцветием:  Развиваются на верхушках вегетативных побегов  В зависимости от вида растения число цветков в соцветии варьирует от 1 – 3 у гороха до нескольких сотен у пальм  Различаю главную и боковые оси  В зависимости от наличия или отсутствия ответвлений от главной оси различают 2 группы:  Простые – цветки (сидячие или на цветоножках) находятся на главной оси Кисть – на длинной главной оси на цветоножках располагаются отдельные цветки, т. е. по мере  приближения к верхушке цветоножки укорачиваются и при цветении самым последним  раскрывается цветок, расположенный на верхушке соцветия  (смородина, капуста, черемуха, солодка, караган, ландыш) Колос – похоже на кисть, но отличается тем, что цветки в нем не имеют цветоножек, т. е. являются  сидячими (подорожник, любка, ятрышник) Початок – похоже на колос, но только главная ось его толстая  (кукуруза, калла) Щиток – на удлиненной главной оси расположены цветки на цветоножках разной длины, т. е. за счет  длинных цветоножек нижних цветков все цветки соцветия     оказываются на одном уровне       Сложные  ­ состоят из нескольких простых соцветий, т. е. цветки в них распологаются на боковых осях (яблоня, груша, боярышник) Зонтик  ­ главная ось укорочена, и цветоножки, имеющие почти одинаковую длину, отходят как бы  из одного места (лук, женьшень, примула, сусак, первоцвет) Головка – сидячии цветки (или на очень коротких цветоножках) плотно расположены на  укороченной и утолщенной главной оси (клевер) Корзинка – сидячии цветки плотно расположены на укороченной и плоской расширенной оси, по  краю соцветие обрамляют оберточные листья зеленого цвета (одуванчик, василек, ромашка)  Метелка или сложная кисть – от главной оси отходят боковые ветвящиеся оси, на которых  расположены цветки, уменьшающиеся по мере приближения к верхушке боковой оси (виноград, сирень, просо, овес, рис) Сложный колос – отдельные колоски сидят на главной оси и на каждом колоске расположено по 2 –  3 цветка (пшеница, рожь, ячмень, пырей) Сережка – похоже на колос и на кисть, но отличается тем, что главная ось очень гибкая и после  цветения полностью отрывается от растения (береза, тополь, ива, осина) Относят как к простым, так и сложным. Сложный зонтик – состоит из множества простых зонтиков на каждой цветоножке которого  расположено несколько цветков (морковь, сныть – трава, тмин) Сложный щиток  или щитковидная метелка – от главной оси отходят разной длины боковые, по  длине они выравниваются с главной осью (калина, рябина) За красоту и благоухающий запах, многие культурные растения выращивают в цветниках. Они имеют большое значение: Биологическая роль цветков и соцветий  Эстетическое  Лечебное  Пищевое  Цветочная пыльца используется в медицине для приготовления лекарственных препаратов. Соцветия обеспечивают большую вероятность опыления, так как в них собраны очень мелкие цветки, которые по отдельности неприметны и не привлекают насекомых ­ опылителей. 5. Проверка понимания усвоенного 6.  Закрепление:  Назовите основные части цветка.  Какие функции выполняют цветоножка, цветоложе и чашечка?  Где располагается венчик?  Какую функцию он выполняет?  Из каких частей состоит тычинка?  Какова её роль?  Как устроен пестик?  Каковы его функции?  Какую часть цветка называют околоцветником?  Какие типы околоцветника вы знаете?    Что мы называем соцветие?  Каково строения соцветия, и чем оно отличается от отдельного цветка?  Дайте характеристику простых соцветий.  Как образуются сложные соцветия?  Чем отличаются сложные соцветия от простых?  Какова роль цветков и соцветий? 7. Рефлексия 8. Домашнее задание: §    ;      стр.        ;

Цветок, его значение и строение

Цветок, его значение и строение

Цветок, его значение и строение

Цветок, его значение и строение

Цветок, его значение и строение

Цветок, его значение и строение
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.04.2018