Туристы-краеведы
Оценка 4.7

Туристы-краеведы

Оценка 4.7
Документация
docx
физическая культура +2
Все классы
24.11.2018
Туристы-краеведы
Программа туристы-краеведы предназначена для педагогов дополнительного образования, работающих в спортивно-туристском направлении. Автор программы педагог Центра Детского и Юношеского Туризма и Экскурсий (юных туристов) г. Ростова-на-Дону (ЦДЮТур). В ней особое внимание уделено личному развитию каждого обучающегося, а также разучивание технических приемов для преодоения естественных и искусственных препятствий.
пояснит. записка.docx
Управление образования города Ростова­на­Дону муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования  «Центр детского и юношеского туризма и экскурсий (юных туристов)» города Ростова­на­Дону «РАССМОТРЕНА» на Методическом совете МБУ ДО ЦДЮТур Протокол №  ____от ________ «УТВЕРЖДЕНА» Директор МБУ ДО ЦДЮТур ______________ В.И. Колесник Приказ № _____ от __________ дополнительная общеразвивающая программа «ТУРИСТЫ­КРАЕВЕДЫ» Срок  реализации – 3 года Возрастная категория детей – 8­18 лет Составитель: педагог дополнительного образования Калиенко А.В. г. Ростов­на­Дону 2018 год ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Туристско­краеведческая деятельность во всех формах способствует всестороннему  развитию личности ребенка, направлена на совершенствование его интеллектуального, духовного и физического развития, способствует изучению Родины, приобретению навыков  самостоятельной деятельности. Туризм открывает большие возможности для приобретения многих важных для жизни  общеобразовательных и специальных знаний, различных двигательных умений и навыков.  Программа по туризму и краеведению включает в себя следующие направления: туристско­ краеведческое, физкультурно­спортивное, эколого­биологическое, военно­патриотическое,  культурно­просветительское, нравственное, эстетическое, трудовое и другие. Особое значение  оно приобретает в системе дополнительного образования, используя отдельные фрагменты  образовательных учебных программ по различным видам туризма: «Юные туристы» (М.И.  Крайман, 1982); «Пешеходный туризм» (В.М. Куликов, Л.М. Ротштейн, 1982); «Туристы­ проводники» (Ю.С. Константинов, 2004).  Дополнительная общеразвивающая программа «Туристы­краеведы» является  модифицированной программой туристско­краеведческой направленности. Рассчитана на три  года и разработана в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской  Федерации», Федеральным законом «О физической культуре в Российской Федерации», Уставом МБУ ДО ЦДЮТур. Составляющей частью программы по туризму и краеведению стал Здоровый Образ  Жизни, который реализуется за счет введения в образовательную программу здоровье  сберегающих методик и технологий, ведущих учащихся к постепенному физическому  совершенствованию и формированию выносливости. Все это является важным фактором  повышения мотивации к образовательно­воспитательной деятельности учащихся объединения и  обуславливает актуальность данной программы. Содержание программы направлено на создание условий для интеллектуального и  духовного развития личности учащегося; развитие мотивации личности к познанию и творчеству; приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям и российским традициям,  достижениям российской культуры. Программа предусматривает приобретение учащимися  знаний о родном крае, о технике и тактике туристского многоборья, ориентировании на  местности, оказании первой доврачебной помощи, получение спортивных разрядов.  Решение воспитательных и оздоровительных задач является обязательным компонентом  каждой темы. Большая часть программы отведена практическим занятиям. Их можно проводить как на  местности, так и в помещении, в зависимости от темы и времени года.  Отличительной особенностью данной программы является то, что в разделе  «Туристская подготовка» отдельно изучаются вопросы технико­тактической подготовки видов:  личной, командной техники спортивного туризма, поисково­спасательных работ. Педагогическая целесообразность программы в том, что выполнение задач занятий,  развитие физической и технической подготовленности, соблюдение постоянного режима  способствует воспитанию волевых качеств обучающихся. В процессе волевых проявлений  формируются инициативность и самостоятельность, решительность и смелость, выдержка и  самообладание. Все эти качества взаимосвязаны, но главным, ведущим является целеустремленность, которая в значительной мере определяет уровень воспитания и проявления  других качеств. Волевые качества при рациональном педагогическом руководстве становятся  постоянными чертами личности. Это позволяет детям проявлять их в трудовой, учебной,  общественной и других видах деятельности; даст возможность в подростковом возрасте  избежать влияния таких социальных явлений, как юношеский алкоголизм, наркомания,  токсикомания и других. Целью данной программы является всестороннее развитие творческого потенциала  личности каждого учащегося средствами туризма и краеведения.  Задачи: Обучающие: ­обучать навыкам туристско­краеведческой деятельности, оказания первой медицинской   помощи, правилам  поведения при вынужденной автономии; ­обучать двигательным действиям, нацеленным на укрепление здоровья, развитие  основных физических качеств и повышение функциональных возможностей организма; ­изучать культуру и природу России через туристские походы, посещение памятников  истории. Развивающие: ­развивать основные физические качества: координационные, ориентационно­ пространственные, скоростно­силовые; выносливость, гибкость и ловкость; ­способствовать развитию и тренировке психических процессов, моторико ­ двигательной и логической памяти обучающихся; ­обеспечить формирование правильной осанки, укрепление мышечного корсета; ­способствовать укреплению здоровья и совершенствованию физической  подготовленности учащихся; личности учащихся; Воспитательные: ­способствовать формированию и развитию нравственно–коммуникативных качеств  ­воспитывать личность учащихся с установкой на здоровый образ жизни; ­воспитывать физически сильного, высокоморального, трудоспособного, толерантного  гражданина  современной России. Данная программа рассчитана на 3года обучения. Время, отведенное на обучение,  составляет: 1­2 год­ 216 часов, из расчета 6 часов в неделю на группу, 3 год ­288 часов, из  расчета 8 часов в неделю на группу. Подготовка обучающихся  в программе разделена на следующие этапы: предварительной  (базовой) подготовки – первый год обучения; начальной специализации в туристско­спортивной  подготовке – второй­третий годы обучения.  Первый год обучения (базовый) предполагает преподавание основ туристского  многоборья, ориентирования (топографическая подготовка), краеведения. При этом по  окончании базовой подготовки предусматривается участие в соревнованиях: по личной и  командной технике пешеходного туризма , на контрольно­туристском маршруте (КТМ) на  дистанциях 1­2 класса, по спортивному ориентированию школьного и городского (районного)  масштабов, а также участие в однодневном туристско­тренировочном походе, краеведческих  конференциях. Второй год обучения (начальной специализации) предполагает обучение техническим видам личной и командной техники пешеходного туризма , прохождению контрольно­туристского  маршрута (КТМ), туристскому ориентированию. При этом по окончании начальной подготовки  предусматривается участие в соревнованиях: на дистанциях 1­2 класса по туристскому  многоборью, спортивному ориентированию городского (районного) и областного  масштабов, а  также участие в нескольких однодневных и многодневных тренировочных туристских походах,  краеведческих конференциях. Третий год обучения предполагает дальнейшее расширение и углубление знаний по  туристско­спортивной подготовке; участие в зачетных туристских соревнованиях: по личной и  командной технике пешеходного туризма, на контрольно­туристском маршруте (КТМ) на дистанц­ иях 2­3 класса городского (районного) и областного масштабов; обучение поисково­спасательным  работам (ПОР); участие в соревнованиях по спортивному ориентированию в заданном направлении, по выбору, на маркированной трассе и эстафетному; участие в многодневном походе; получение  спортивных разрядов по туристскому многоборью, спортивному ориентированию и туристскому  походу; участие в конкурсных программах слетов: конкурсе краеведов, стенгазет, фотографий,  туристской песни, туристских самоделок; подготовку организаторов туристского движения, судей  соревнований (судей на дистанции, судей­хронометристов, помощника главного судьи этапа на  дистанции по туристскому многоборью). Программа учитывает необходимость связи теоретического материала, усвоенного  учащимися на занятиях в течение учебного года, с практическими умениями и навыками,  необходимыми в походах и повседневной жизни. Для успешной реализации поставленных задач  выделены следующие разделы туристско­краеведческой  деятельности (см. табл. 1). Програм­ мы каждого года обучения состоят из разделов, позволяющих совершенствовать мастерство  воспитанников постепенно, возвращаясь к изученному ранее, но на более сложном уровне. Тема  «Организация и проведение походов»  на  первом и втором  году обучения включена в раздел    «Основы туристской подготовки. Туристская подготовка», На третьем году обучения, в целях  лучшего усвоения преподаваемого материала, тема «Организация и проведение походов»   выделена в отдельный раздел Программа рассчитана  на возрастную категорию 8­18 лет. Численный состав – 15  человек. Формы занятий: учебно­тренировочные; соревнования; познавательные экскурсии; спортивно­ оздоровительные лагеря; работа по индивидуальным планам в летний период. Условия реализации программы: ­ выполнение в полном объеме учебно­тренировочных работ; ­ выполнение в полном объеме воспитательной работы; ­ систематическое посещение учебно­тренировочных занятий, участие в соревнованиях,  краеведческих мероприятий с учащимися; ­ обеспечение учебно­тренировочного процесса соответствующей материально­технической  базой, соответствующими условиями для проведения занятий. Способы определения результативности: ­ тестирование по общей и специальной физической подготовке; ­ выступление на соревнованиях; ­ выполнение разрядных требований. Успех освоения программы зависит от уровня и количества занятий на местности и  проведения походов, а также участия в различных соревнованиях. Принятая структура  программы обеспечивает её динамичность. Процесс воспитания и обучения ориентируется на  достижение определенного уровня квалификации. Причём квалификационный уровень  характеризуется комплексной и законченной подготовленностью к выполнению разрядных  требований и судейской категории. Каждый квалификационный уровень имеет два направления  знаний – теоретическое и практическое. При этом квалификационные уровни построены таким  образом, что успешное завершение одного из них дает основу для уверенного начала обучения в  следующем этапе подготовки, сохраняет преемственность, движется по возрастающей – от  простого к сложному, от базовой подготовки к спортивному совершенствованию. Теоретические занятия проводятся с привлечением наглядных материалов. Практические занятия проводятся в одно­трёх дневных учебно­тренировочных походах, во время проведения  соревнований, конференций, слётов и других туристских мероприятий. В конце каждого учебного года при проверке усвоения материала используется тестовая  система оценки знаний, умений и навыков по туризму, по трем уровням: низкий, средний,  высокий – по физической подготовке и практическому усвоению материала. Механизмом оценивания результатов является: ­ контроль уровня общефизической подготовки  по основным показателям (сила, ловкость,  скорость, выносливость); ­ проверка уровня сформированности знаний и навыков (по итогам соревнований); ­ медицинское обследование (два раза в год); ­ тестирование и доклады по краеведческому материалу.  Ожидаемые результаты: ­ приобретение учащимися знаний о природе, истории, культуре родного края; ­  овладение учащимися навыков по устройству бивака, разработке походных маршрутов; ­ овладение техникой и тактикой туризма, приобретение навыков ориентирования на местности,  оказания первой доврачебной помощи; ­ выполнение спортивных разрядов по спортивному туризму и спортивному ориентированию; ­ особенности проведения различных видов соревнований; ­ основные меры обеспечения безопасности, правила поведения человека в горах, на воде, на  соревнованиях, тренировках. Учащиеся должны уметь: ­ работать с туристским снаряжением; ­ преодолевать естественные препятствия; ­ определять места, пригодные для организации привалов и ночлегов; ­ измерять азимут и расстояние, определять стороны горизонта. В конце каждого года обучения за рамками учебных часов проводится многодневное туристское  мероприятие – поход, слёт, туристский лагерь, сборы и т.п. УЧЕБНО­ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН № Раздел программы 1. Основы туристской подготовки. Туристская  подготовка 2. Краеведение 3. Топография и ориентирование 4. Общая и специальная физическая подготовка 5. Основы гигиены, первая доврачебная помощь.  6 Обеспечение безопасности Организация и проведение походов ИТОГО: Часовая нагрузка по годам обучения 1 год 80 2 год 84 3 год 124 22 30 72 12 ­­­ 216 20 28 72 12 ­­­ 216 20 30 72 12 30 288 МАТЕРИАЛЬНО­ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА 1. Кабинет для проведения аудиторных занятий; 2. Спортивный зал; 3. Площадка для организации спортивно­туристских игр на открытом воздухе; 4. Подсобное помещение для хранения инвентаря; 5. Медицинская аптечка; 6. Палатки туристские; 7. Рюкзаки туристские; 8. Коврики туристские; 9. Компасы; 10. Топографические и спортивные карты местности; 11. Веревки, страховочные обвязки, страховочные карабины; МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ Занятия по данной программе состоят из теоретической и практической частей, причем большее количество времени занимает практическая часть, в процессе которой, в основном происходит освоение программного материала. Каждое учебное занятие является звеном системы занятий, связанных   в   логическую   последовательность,   построенных   друг   за   другом.   Важнейшим требованием   современного   учебного   занятия   является   обеспечение   дифференцированного   и индивидуального   подхода   к   обучающимся,   с   учетом   их   состояния   здоровья,   физического развития, пола, двигательной подготовленности, особенностей развития психических свойств и качеств.   Содержание   программы   основывается   на   следующих   основных   педагогических принципах   образования:   демократизации,   гуманизации,   детоцентризма,   природосообразности, культуросообразности, педагогики сотрудничества, дифференциации и индивидуализации. В зависимости от поставленных педагогических задач, занятия могут быть: ­ вводное (введение в предмет, постановка учебных цели и задач, определение средств и методов достижения цели, инструктаж по ТБ) ­ занятия – изучение нового материала; ­   занятия   –   повторение,   направленные   на   закрепление,   совершенствование   ранее   освоенных навыков; ­   комбинированное   (сочетающее   изучение,   повторение,   совершенствование   ранее   освоенных упражнений) – имеют наибольшее распространение в процессе обучение,  ­контрольное занятие ­ проводятся после прохождения части программного материала; ­ соревнование, поход, экскурсия и т.д. Основные принципы построения учебного занятия: ­постепенность в развитии природных данных обучающихся; ­строгая   последовательность   в   изучении   и   овладении   туристской   лексикой   и   техническими приемами; ­систематичность, регулярность занятий; ­целенаправленность учебного процесса; ­проявление педагогической гибкости по отношению к учащимся; ­принцип   эмоционально­психологической   комфортности   (создание   образовательной   среды, обеспечивающей   снятие,   по   возможности,   всех   стрессообразующих   факторов   учебного процесса); ­принцип   деятельности   (новое   знание   вводится   не   в   готовом   виде,   а   через   самостоятельное открытие); ­принцип интеграции разных видов деятельности (туризм, ориентирование, краеведение); ­принцип взаимосвязи и взаимопроникновения программных разделов; ­принцип совместной деятельности педагога, учащегося и родителей ­принцип учета индивидуальных особенностей учащихся. Основные методы, используемые в учебно­воспитательном процессе. 1.Демонстрационные: ­показ; ­пример; ­видео иллюстрация. 2. Вербальные: ­объяснение; ­беседа; ­рассказ; ­анализ; ­инструктаж. 3.Практические: ­упражнение; ­игра; ­взаимоконтроль; ­самоконтроль; 4.Стимулирующие: ­соревнование; ­конкурс; ­поощрение, Структура учебного занятия Занятие состоит из трех частей: подготовительной, основной, заключительной. Подготовительная часть занятия. Выполняет   служебную   функцию,   так   как   обеспечивает   лишь   создание   предпосылок   для основной учебно­воспитательной работы. Задачи подготовительной части – сообщение задач и намеченного содержания занятия, общее разогревание организма обучающихся и подготовка к предстоящим нагрузкам. Содержание подготовительной части зависит от исходного состояния воспитанников.   Эта   часть   имеет   тем   большее   значение,   чем   выше   степень   сложности, интенсивности и травмоопасности предстоящей основной двигательной деятельности. Граница между   подготовительной   и   основной   частью   занятия   условна,   поскольку   первая   как   бы переходит во вторую. Основная часть занятия Выполняет главную функцию, так как именно в ней решаются все категории задач. Задачи,   и   содержание   основной   части   изменяются   в   широких   пределах   в   зависимости   от подготовленности занимающихся, их возраста, пола и физического состояния в данный момент. Структура   основной   части   бывает   однородной   или   комплексной   (комбинированной). Однородная структура типична для занятий, где все направленно на реализацию одной главной задачи   (разучивание   сложного   двигательного   упражнения   или   развивающие   воздействие   на определенные функции организма). Комплексная   структура   типична   для   занятий,   в   которых   решаются   в   качестве   основных несовпадающие задачи. Почти всегда эти задачи решаются в определенной последовательности: обучение технике, развитие скорости, развитие силы, развитие выносливости. Заключительная часть занятия. Выполняет функцию организации завершения учебно­воспитательного процесса. Основная задача заключительной части – постепенное снижение нагрузки, приведение организма к   состоянию,   близкое   к   норме.   Это   достигается   постепенным   уменьшением   интенсивности выполняемых   действий,   переключением   на   действия,   дающие   эффект   активного   отдыха, использованием   дыхательных,   релаксационных   и   других   упражнений,   способствующих активизации   восстановительных   процессов.   Эти   упражнения   имеют   и   профилактическое значение,   поскольку   предупреждают   функциональные   нарушения,   которые   могут   возникать, особенно   у   малотренированных   людей,   в   случае   резкого   прекращения   двигательной деятельности. Вместе с тем в заключительной части важно подвести итоги занятия, определить насколько  удалось решить намеченные задачи,  и сориентировать обучающихся  на очередные цели. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Литература для учителя: 1. Алексеев А.А. Питание в туристском походе. М.: ЦДЮТур МО РФ,1996. 2. Аппенянский А.И. Физическая подготовка туристов. М.: ЦРИБ «Турист», 1985. 3. Богатов С.Ф., Крюков О.Г. Спортивное ориентирование на местности. М.,  Воениздат, 1971. 4. Велитченко В.К. Физкультура без травм. М.: «Просвещение», 1993. 5. Ганопольский В.И. Туризм и спортивное ориентирование: Учебник. М.:ФиС, 1987 6. Гранильщиков Ю.В. и др. Горный туризм. М., Физкультура и спорт, 1966. 7. Инструкция по организации и проведению туристских походов, путешествий и  экскурсий с учащимися общеобразовательных школ: Сб. документов. Воспитательная  работа в школе. М., Просвещение, 1977, с. 192. 8. Лахин А.Ф., Былинский ВИ. Военная топография. М., Воениздат, 1963 9. Нурмимаа В. Спортивное ориентирование. М., Физкультура и спорт, 1967 10. Рощин А.Н. Ориентирование на местности. М., Недра, 1966. 11. Спутник туриста. М., Физкультура и спорт, 1969 12. Штюрмер Ю.А. Опасности в туризме, мнимые и действительные. М.,  Физкультура и спорт, 1972. Литература для учащихся: Бардин К.В. Азбука туризма. М., Просвещение, 1981.  2. Варламов В.Г. Основы безопасности в пешем походе. М.: ЦРИБ «Турист», 1. 1983. 3. Иванов Е. Знакомьтесь ­ ориентирование, ­ В сб.: Сам выбирай туристский маршрут. М., Профиздат, 1968 4. Каледин С.В. Физическая подготовка юных спортсменов. М., Физкультура и Коструб А.А. Медицинский справочник туриста. М.: Профиздат, 1987. Кодыш Э.Н. Соревнования туристов. М.: Профиздат, 1990. Константинов Ю.С. Туристские соревнования учащихся. М.: ЦДЮТур МО спорт, 1968 5. 6. 7. РФ, 1995. 8. Меньчуков А.Е. В мире ориентиров. М., Мысль, 1966.

Туристы-краеведы

Туристы-краеведы

Туристы-краеведы

Туристы-краеведы

Туристы-краеведы

Туристы-краеведы

Туристы-краеведы

Туристы-краеведы

Туристы-краеведы

Туристы-краеведы

Туристы-краеведы

Туристы-краеведы

Туристы-краеведы

Туристы-краеведы

Туристы-краеведы

Туристы-краеведы

Туристы-краеведы

Туристы-краеведы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.11.2018