Исследовательская работа на тему: " Святой источник - бесценный дар родного посёлка "
Оценка 4.7

Исследовательская работа на тему: " Святой источник - бесценный дар родного посёлка "

Оценка 4.7
Исследовательские работы
docx
религиоведение +2
Все классы
02.06.2020
Исследовательская работа на тему: " Святой источник - бесценный  дар родного посёлка "
Целью данной работы является изучение истории возникновения родника, который расположен в посёлке Чаадаевка. А так же нам важно исследовать его географическое положение и доказать, почему это место считают святым, осознать смысл понятия «малая Родина».
Исследов. работа.docx

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1 пос. Чаадаевка

 

 

 

                               

 

Исследовательская работа на тему:

" Святой источник - бесценный

дар родного посёлка "

 

 

 

Подготовила: ученица 11 класса

Черкашина Екатерина

442325 Пензенская область  Городищенский район р.п Чаадаевка Рабочая 25  тел: 42707

Руководитель: учитель русского языка и литературы

МАРАКАЕВА О. В.

442325 Пензенская область Городищенский район р.п Чаадаевка

ул. Строителей 37-39, тел: 89273740861, [email protected]

 

 

                                                         2020 год

 

 

Содержание:

  I. Введение.                                              

  II. Основная часть:

  1. Природа происхождения родника .

  2. Социологический опрос .

  3. История появления святого источника .

  4.  Почитание святых источников.

  5. Паспорт святых источников.

  6.Исследование воды источников.

  I I I. Заключение  

  I V.  Список литературы

  V.  Приложение – фотоотчет

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

       

 

 

 

 

 

  I  Введение

                                                          Святой источник – бесценный дар

                                                          Давным-давно на грани были-небыли,

                                                          В начале мира и самой земли

                                                          По воле мудрой доброго Всевышнего

                                                          На свете появились родники.

                                                          Бегут к ним тропы, тропки -

                                                          Нитки эти   пыльные.

                                                          Спешит народ хлебнуть живой воды.

                                                          Студёная прохлада благодатная

                                                          Излечит душу от любой беды.

                                                          Родник...Родной... Земля родная...Родина...

                                                          Хрустальная слеза земли родной.

                                                                           Надежда Игнатьева.

 

 

   Каждый человек гордится своей Малой родиной, его памятными местами, интересными объектами. Мы живем в посёлке Чаадаевка. Наша природа красива в любое время года. У нас есть, на что посмотреть и чем полюбоваться.  А это - смешанный лес, богатый грибами и ягодами, озеро, на котором мы можем увидеть волшебные цветы кувшинок, прохладная река Сура. Всего не перечислить, нужно просто оглянуться вокруг.  От мамы  я узнала, что ещё в моём посёлке есть родники. Один родник находится недалеко от нашего дома, всего в километре. Многие жители нашего посёлка круглый год отправляются туда за водой. Набирают ее  для себя, и для родных.  Говорят: «Вода там имеет удивительный вкус и целебные свойства».

  В качестве объекта  исследования мы и выбрали Святой  источник, расположенный в посёлке Чаадаевка. Он  является не только исторической, краеведческой ценностью Городищенского района, но и, развивая духовную культуру, воспитывает нравственные качества личности. Святой источник – Божий дар, это прекрасное место на земле, куда люди приезжают отдохнуть душой, соприкоснувшись с чудом. У каждого источника есть своя история, которую хотелось бы знать. Тема «Святой источник» заинтересовала нас, и мы решили поглубже изучить историю родников. Так и  появилась научно-исследовательская работа о святом источнике Городищенского района.

  Актуальность: малая изученность святых источников родного края.

Поэтому целью данной работы является изучение истории возникновения

родника, который расположен в посёлке Чаадаевка. А так же нам важно исследовать его географическое положение и доказать, почему это место считают святым, осознать смысл понятия «малая Родина».

Приступая к работе над исследованием, мы поставили перед собой

следующие задачи:

 провести исследовательскую работу через изучение  научной, научно-популярной, художественной литературы, периодической печати и сайтов

Интернета по теме исследования;

 собрать полный и достоверный материал по теме, сравнить и

проанализировать результаты поиска информации,

 определить отношение старожил к святому источнику, провести соцопрос

по истории возникновения родника;

 сохранить в памяти духовные силы святой родниковой воды, нравственные традиции и народную культуру;

 сделать выводы по результатам проведенной исследовательской работы.

Объект исследования – святой источник преподобного Серафима Саровского

Предмет исследования – история возникновения и преобразования святого

источника.

 Объект выбран нами не случайно. Во-первых, святой источник появился в 2008 году, имеет небольшую историю, а значит требует детального изучения его возникновения. Во-первых, этот родник существовал с давних пор, но совсем недавно заинтересовал неравнодушных людей.  Во-вторых, одной из главных причин его возникновения, было то, что место изобиловало чистой родниковой водой. В-третьих, живописное место, где расположен святой источник, обладает необыкновенной притягательной силой и благодатью.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы

исследования: анализ, географическое исследование, обобщение информации, полученной в ходе опроса.

  Исследовались физические особенности воды родника: цвет воды, запах, вкус, осадок, температура воды.

  Был проведен соцопрос обучающихся нашей школы и местных жителей. В работе использованы воспоминания старожилов.

  Воду родника верующие считают святой, исцеляющей, придающей силы.

  С водной стихией связана жизнь каждого человека. Это его рождение и

крещение. Маленький человечек становится взрослым, а ручеек - полноводной рекой. Русский народ испокон веков - православный народ, который знает и помнит, что к святым местам не зарастает тропа даже в годы испытаний.

 

Природа происхождения родника.

  Перед началом выполнения работы мы обратились к энциклопедическим

понятиям, провели исследовательскую работу через изучения научной, научно-популярной, художественной литературы, периодической печати.

РОДНИК - ручей, водный источник, текущий из глубины земли, ключ.

Исток, источник, начало чего-нибудь.

Родник по В. Далю — ключ, бьющая из земли водяная жила, место

рождения ключа. Ключ же — это источник, отпирающий недра земли.

Родником, или ключом обозначается небольшой водный поток, бьющий

непосредственно из земных недр.

Определение святого источника предельно просто: вода его считается

святой в том случае, если известно, что родник открылся в этом месте

молитвами определенного святого, либо в случае явления на нем, чудотворной или местной чтимой иконы. Около таких источников принято было строить часовни или церкви, создавать монастыри. В наше время, для того чтобы люди могли совершить омовение, святые источники оборудуются специальными купелями. Люди верят, что Господь являет свою милость людям через воду источника. Однако есть одно очень важное условие — вера человека в возможность исцеления. Часто вода из святых источников содержит в своем составе множество полезных для организма человека элементов. Священники говорят о том, что если определять природу святого источника, то его вода -  это идеальная вода, такая, какой она должна быть на самом деле, не зараженная грехом.

 А что же такое родник с научной точки зрения? Как скажет любой гидролог, родник – это источник воды, самостоятельно изливающийся на поверхность. Его существование говорит нам о том, что где-то в земных глубинах есть водоупорный пласт (глина, изверженная горная порода и т. д.), подпирающий пласты водоносные, насыщенный влагой. И скапливается там чистейшая вода, находящаяся под сильным давлением. Она пробирается по 8 трещинам в горных породах на поверхность и изливается там. На свет появляется чистая, полезная, вкусная родниковая вода! Родники, как выходы грунтовых и подземных вод на поверхность, являются уникальными естественными водоёмами. Они имеют большое значение в питании и других поверхностных водоёмов, поддержании водного баланса и сохранении стабильности окружающей их жизни.

 Родниковая вода доходит до нас в своем первозданном, природном по своему гидрохимическому составу виде. Вода в источниках обладает целебными свойствами, считается святой, поэтому она используется лишь для питьевых целей. Многое зависит и от месторасположения самих родников. Родники расположены около населенных пунктов на дне оврага в лесной местности, где нет промышленных объектов, не ведутся сельскохозяйственные работы, вдали от автомагистралей и крупных поселений. Такая родниковая вода пригодна для питья и полезна для здоровья.

 

Социологический опрос

    Данные опроса подтвердили выявленную нами проблему исследования:

 малую изученность святых источников родного края.

   Полученные результаты доказывают значимость нашей работы для

сохранения истории и духовно-нравственных традиций родного города.

 Проведенный нами социологический опрос (нами было опрошено 50 человек трех возрастных групп) показал,  что  большинство школьников  не знают об истории данного  Святого источника, что может быть объяснено отсутствием интереса к истории родного края ,  а некоторые никогда не посещали этот родник. И это, несмотря на историко-церковную ценность святого источника, который является гордостью нашего посёлка (.Приложение 9).

Данные опроса подтвердили выявленную нами проблему исследования:

малая изученность святых источников родного края.

Полученные результаты доказывают значимость нашей работы для

сохранения истории и духовно-нравственных традиций  малой  родины.

История появления святого источника

    Родник, освященный в честь преподобного Серафима Саровского, расположен в 4,8 км северо-восточнее станции Чаадаевка Городищенского района Пензенской области. (Приложение 1).

    Святой источник красиво облагорожен, по всему видно, что благодетели вложили сюда много труда и средств во Славу Божию и помощи всем нуждающимся( Приложение 4).

    Почитаемый родник выбивает под горой, на берегу речки Уранка, недалеко от её устья. В это святое место регулярно приезжают паломники, кто за кристально чистой водой, кто омыться в целебной купели.

    Устроена стоянка для транспорта, через речку перекинут мост, дорожки выложены тротуарной плиткой, установлена скульптура преподобного Серафима, построены часовня, закрытая купальня с купелью для полного погружения. Показатели воды: t 8,9 pH 7,1 ppm 64( Приложение 2)

    Когда-то этот родник назывался Янгаевским. Его история связана с семьей Василия Николаевича Янгаева и его сыновьями, Егором (в крещении Георгий), Дмитрием, Александром.

    Егор Васильевич был охотником. Он часто бывал в тех местах, где среди небольшого болотца бил живой ключ, питая живительной влагой усталых путников. Егор Васильевич, взяв шефство над родником, укреплял его как мог. Ранее отец, Василий Николаевич, присматривал за жилкой воды, очищая от загрязнения. Затем нашелся еще один добрый человек. Это директор лесхоза Виктор Михайлович Скиданов. В свободное от работы время он облагораживал это место. Ему нравилась приятная на вкус водица. (Приложение 6). Егор Янгаев призывал своих братьев взяться за устройство родника. Однако при жизни этого не случилось. И лишь когда он умер, его брат Дмитрий Васильевич, исполнил желание умершего. Он обратился за помощью к своим друзьям. Николай Михайлович Колотушкин начертил план постройки для родника - получилась часовня с куполом и крестом. Дмитрий Васильевич подумал, что воздвигнуть крест над куполом без слов священника, наверное, нельзя. За содействием обратились к иерею Виталию Ещенко. Отец Виталий, одобрив намерение мужчин, назначил день молебна «Благословение на благоустроение источника».

– С того момента дело пошло быстро: сделали купол, поставили крест, завезли грунт. Руководство железной дороги помогло брусьями, которыми огородили площадку. Отец Виталий наметил здесь поставить купальню, взяв на себя оформление документов в Пензенской епархии, - вспоминает Дмитрий Янгаев. ( Приложение 7).

   На строительство купальни требовался лес. Директор лесхоза Василий Захарович Стенькин выделил  материала на 25 тысяч рублей. Деньги собрали всем миром. Бревна обработали бесплатно. Так и построили купальню. Потом увеличили размер площадки, где поставили закрытую часовню. А за часовней старый переход развалился - взялись за строительство моста. За мостом стоял лес. Директор лесхоза Олег Александрович Кузьмичев, разрешил вырубить часть деревьев. Площадку облагородили. Чаадаевцы огородили территорию подъезда к источнику. Получилось удобное и красивое место для парковки.

   В 2008 году источник освятили в честь преподобного Серафима Саровского, чудотворца. Через некоторое время забил другой ключ. Его назвали именем святого Георгия Победоносца. Жители поселка обрели еще одного небесного покровителя, а семья Янгаевых – память на земле о своем брате Егоре( Приложение 5).

     В 2011 году привезли с песчаного карьера огромный горный валун для скульптурной композиции «Стояние на камне». Ведь много лет назад святой старец Серафим Саровский тысячу дней и ночей молился коленопреклонно на камне за весь мир, сходя с него лишь для краткого отдыха и подкрепления тела скудной пищей.

  За работу взялись студенты Пензенского художественного училища имени Савицкого. Ребята долго думали, как изобразить главную фигуру. Тогда, по словам Дмитрия Васильевича, отец Виталий, взобравшись на камень, встал на колени и возвел руки к небесам и с молитвенным взором предстал перед будущими скульпторами. ( Приложение 3)

    Много хороших людей потрудилось на благо источника преподобного Серафима Саровского. В 2020 году источнику будет 12 лет.

  В день памяти преподобного Серафима Саровского (1 августа) настоятель храма преподобного Серафима Саровского поселка Чаадаевка протоиерей Виталий Ещенко рассказал о пожертвованиях на благоустройство.

-Куда бы мы ни обратились, нигде и ни от кого не было отказа, - вспоминает Дмитрий Янгаев. - Помогали и христиане, и мусульмане. Вот такой дружный народ живет в поселке!

   1 августа 2010 года, в 20 м восточнее святого источника Серафима Саровского, освящен еще один родник в честь великомученика Георгия Победоносца. Святой источник обустроили надкладезной часовней. В 2020 году ему исполнится 10 лет.

Почитание святых источников

     Испокон века люди бережно и трепетно относились к родникам. Воду многих родников считали особенной, лечебной, даже святой. Одним из самых первых религиозных представлений человечества была вера в благодетельных духов ключей и источников. И в России источники часто считаются святыми, на местах их выхода ставили срубы, кресты, а то и часовни. Традиции почитания воды имеют тысячелетнюю историю, их возникновение можно датировать возникновением сознательной деятельности человека. Это не случайно: вода – один из основных ресурсов, связанных напрямую с жизнью человека. Мифологии всех народов имеют одним из основных своих элементов воду – в той или иной её «форме». В представлениях различных традиционных культур существуют свои правила общения с водными источниками: разнообразные ритуалы, ограничения, запреты, табу. С водой связаны ритуалы очищения и излечения. Родники в населенных пунктах часто становились местом проведения крещенских обрядов и молений в престольные праздники. Мотивацией использования ряда источников служили легенды, объясняющие сверхъестественную силу воды. В старину люди использовали воду не только как источник питьевой воды. В те времена жизнь человека полностью зависела от природы, и воде поклонялись, как Богу. Особенным почитанием издавна пользуются целебные источники, благотворное действие которых приписывалось не естественным свойствам воды, но неизвестному, таинственному существу - духу ключа. Кто хотел найти исцеление, должен был, прежде всего, умилостивить божество. Родниковой воде приносили «жертвы»! Иногда это были венки из цветов, ветвей. Отсюда возник обычай бросать в источник ценные предметы: серебряные монеты, иголки, кольца... Издревле в народном сознании родники были символом нравственной чистоты, животворящей силы, добра и красоты. Недаром некоторые из них 16 становились объектом паломничества. В народе верили, что родниковая вода излечивает от недугов, помогает в горе. Вода здесь настолько прозрачна, словно смотришь через увеличительное стекло. Люди сюда приходили с незапамятных времен, пили святую воду и, говорят, избавлялись от разных болезней. Согласно многим религиям, вода существовала раньше земли. Издревле многие народы воду, также как и землю, величали матерью, упоминали ее имя при заклятиях. Реки в народных легендах олицетворялись в виде девушек. В воду нельзя было плевать (не плюй в колодец, случится напиться; в воду грех плевать; плевать в воду — все равно, что матери в глаза). Вообще, раньше взрослые люди пили воду с непокрытой головой и перед питием крестились. Воды родника считали святой, Богом данной. В настоящее время, когда воздействие человека на природу приобрело огромный размах, мы сталкиваемся с измененной человеком природой, со следами его воздействия на окружающую природную среду. Это воздействие бывает разумным, целенаправленным, ориентированным на улучшение свойств природной среды. Но очень часто оно вызывает ухудшение природной среды, потерю ею способности к самовосстановлению и самоочищению, в результате чего возникают проблемы выживания человека или экологические проблемы. Подземные воды, хотя и скрыты от глаз, но роль их велика как в природе, так и в жизни человека. Они пробиваются на дне рек холодными ключами, выходят на поверхность родниками. Родители нас учат уважать традиции, соблюдать правила поведения не только у родника, но и во всех святых местах: нельзя оставлять мусор, нельзя говорить громко, употреблять бранные слова, нельзя шуметь.

К таким святым местам нужно относиться бережно. Мы должны заботиться о них и обустраивать зелёными насаждениями, соблюдать обычаи своего народа, передавать их следующему поколению

Заключение

  Подводя итоги, хочу подчеркнуть, что удалось выполнить всё, что мы запланировали, мы многое узнали. Я надеюсь, что наша работа станет еще одним источником познания родного края, побудительным мотивом бережного отношения к его культуре и заповедным местам.     

   У каждого человека есть свои ценности. Для некоторых – это драгоценные металлы, для меня – нечто иное. Завершая исследование, можно сказать что именно:  духовное наследие,  православные ценности.

В ходе исследования мы пришли к следующим выводам:

1) История Святого источника– это история родного края. А знание истории малой родины помогает лучше понять историю своей страны, крепче любить родную землю.

  По-особому становятся дороги те места, которые связаны со святынями, где происходили события, повлиявшие на дальнейшую жизнь людей, наших  земляков. Никогда уже не предашь эти заповедные для души уголки родного края, не нанесёшь вреда, не поднимется рука их уничтожить.

2)  Святые места- духовный щит общества. Они всегда имеют  миротворческую, объединительную миссию и является источником культурного, образовательного роста России.

Практические рекомендации

 В ходе обзора литературы по данной теме, а также в результате

наших исследований можно дать практические рекомендации по

использованию родниковой воды.

Польза родниковой воды:

- благодаря естественной фильтрации она полностью сохраняет свои

природные качества, структуру и свойства;

- ее не обеззараживают хлором, не озонируют, не подвергают иному

физико-химическому воздействию, не добавляют микроэлементы и

всевозможные добавки;

- в ней много кислорода.

Вред родниковой воды:

- пить можно воду только из проверенных, то есть безопасных родников.

Потенциал развития исследования

       Не все страницы истории  нашего посёлка ещё хорошо изучены. Мы продолжим работу по исследованию документальных данных, краеведческих материалов, воспоминаний. Начатое исследование явилось отправной точкой для работы по поиску информации истории Святых источников. Городищенского района. Собрать, сохранить и сделать известными исследования по истории  памятников родного края  - наш долг перед потомками. Народ, не помнящий своего прошлого, не  может надеяться на будущее.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

Родники, святые источники в честь преподобного Серафима Саровского и великомученика Георгия Победоносеца у поселка Чаадаевка

   Родники, святые источники в честь преподобного Серафима Саровского и великомученика Георгия Победоносеца у поселка Чаадаевка

 

 

 Приложение 2

 

Родники, святые источники в честь преподобного Серафима Саровского и великомученика Георгия Победоносеца у поселка Чаадаевка

 Родники, святые источники в честь преподобного Серафима Саровского и великомученика Георгия Победоносеца у поселка Чаадаевка

 

 

Приложение 3

 

Родники, святые источники в честь преподобного Серафима Саровского и великомученика Георгия Победоносеца у поселка Чаадаевка

 

 Родники, святые источники в честь преподобного Серафима Саровского и великомученика Георгия Победоносеца у поселка Чаадаевка

 

 

 

Приложение 4

                         Родники, святые источники в честь преподобного Серафима Саровского и великомученика Георгия Победоносеца у поселка Чаадаевка

 

      http://foto.svyato.info/uploads/photos/_dsc0502.jpg     Родники, святые источники в честь преподобного Серафима Саровского и великомученика Георгия Победоносеца у поселка Чаадаевка

 

 

 

 

Приложение 5

http://svyato.info/uploads/posts/2016-12/1482861266_ikona-rodnik-svyatoy-istochnik-georgiya-pobedonoseca-u-poselka-chaadaevka-gorodischenskiy-rayon-penzenskaya-oblast.jpg

http://svyato.info/uploads/posts/2016-12/1482861214_rodnik-svyatoy-istochnik-georgiya-pobedonoseca-u-poselka-chaadaevka-gorodischenskiy-rayon-penzenskaya-oblast.jpg

http://svyato.info/uploads/posts/2016-12/1482861258_svyatoy-istochnik-georgiya-pobedonoseca-u-poselka-chaadaevka-gorodischenskiy-rayon-penzenskaya-oblast.jpg

 

 

 

Приложение 6

http://svyato.info/uploads/posts/2016-12/1482860273_chasovenka-rodnik-svyatoy-istochnik-serafima-sarovskogo-u-poselka-chaadaevka-gorodischenskiy-rayon-penzenskaya-oblast.jpg          http://svyato.info/uploads/posts/2016-12/1482860331_rodnik-svyatoy-istochnik-serafima-sarovskogo-u-poselka-chaadaevka-gorodischenskiy-rayon-penzenskaya-oblast.jpg  

                 http://svyato.info/uploads/posts/2016-12/1482860316_voda-rodnik-svyatoy-istochnik-serafima-sarovskogo-u-poselka-chaadaevka-gorodischenskiy-rayon-penzenskaya-oblast.jpg

               http://foto.svyato.info/uploads/photos/169_istochnik-serafima-sarovskogo-p.-chaadaevka4.jpg

 

Приложение  7

http://svyato.info/uploads/posts/2016-12/1482860318_vhod-kupalnya-rodnik-svyatoy-istochnik-serafima-sarovskogo-u-poselka-chaadaevka-gorodischenskiy-rayon-penzenskaya-oblast.jpg

 

 

Родники, святые источники в честь преподобного Серафима Саровского и великомученика Георгия Победоносеца у поселка Чаадаевка

 

Приложение 8

http://chaadaevka.cerkov.ru/files/2019/10/DSCF0021.jpghttp://chaadaevka.cerkov.ru/files/2019/10/DSCF0011.jpghttp://chaadaevka.cerkov.ru/files/2019/10/DSCF0003.jpg

 

 

Приложение 9

Вопросы:

1.      Знаете ли вы,  где находится Святой источник?

2.      В каких целях используют воду этого родника?

3.      Знаете ли Вы предания о происхождении этого святого источника?

4.       В честь кого назван этот источник?

Проведенный нами социологический опрос (нами было опрошено 50 учащихся 4-9 классов   показал, что 86 % учащихся знают, где появился   Святой источник.   40 % учащихся не знают преданий о происхождении Святого источника, на вопрос № 2 100 % учащихся ответили:  для оздоровления,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Знаете ли вы, где находится Святой источник?

 

 

 

В каких целях используют воду этого родника?

 

Знаете ли Вы предания о происхождении этого святого источника?

 

 

 

  В честь кого назван этот источник?

 

Список  литературы.

 

1.  http://kp.ru/daily/24087/319635

2.  http://pravoslavie58region.ru Пенза православная. Информационно — просветительский сайт Пензенской епархии.

         3. http:// www.smisl-zhizni/ Притчи о смысле жизни человека.

4. Фото и материалы из личного архива.

5. http://inptyza.ru/orthodoxy/si/semikiyuchye.php


 

Скачано с www.znanio.ru

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

Содержание: I . Введение.

Содержание: I . Введение.

I Введение

I Введение

Поэтому целью данной работы является изучение истории возникновения родника, который расположен в посёлке

Поэтому целью данной работы является изучение истории возникновения родника, который расположен в посёлке

Исследовались физические особенности воды родника: цвет воды, запах, вкус, осадок, температура воды

Исследовались физические особенности воды родника: цвет воды, запах, вкус, осадок, температура воды

Люди верят, что Господь являет свою милость людям через воду источника

Люди верят, что Господь являет свою милость людям через воду источника

Проведенный нами социологический опрос (нами было опрошено 50 человек трех возрастных групп) показал, что большинство школьников не знают об истории данного

Проведенный нами социологический опрос (нами было опрошено 50 человек трех возрастных групп) показал, что большинство школьников не знают об истории данного

Затем нашелся еще один добрый человек

Затем нашелся еще один добрый человек

За работу взялись студенты Пензенского художественного училища имени

За работу взялись студенты Пензенского художественного училища имени

В те времена жизнь человека полностью зависела от природы, и воде поклонялись, как

В те времена жизнь человека полностью зависела от природы, и воде поклонялись, как

Заключение Подводя итоги, хочу подчеркнуть, что удалось вы полнить всё, что мы запланировали , мы многое узнали

Заключение Подводя итоги, хочу подчеркнуть, что удалось вы полнить всё, что мы запланировали , мы многое узнали

Потенциал развития исследования

Потенциал развития исследования

Приложение 2

Приложение 2

Исследовательская работа на тему: " Святой источник - бесценный дар родного посёлка "

Исследовательская работа на тему: " Святой источник - бесценный  дар родного посёлка "

Приложение 3

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 4

Приложение 6

Приложение 6

Приложение 7

Приложение 7

Приложение 8

Приложение 8

Приложение 9

Приложение 9

Вопросы: 1. Знаете ли вы, где находится

Вопросы: 1. Знаете ли вы, где находится

В каких целях используют воду этого родника?

В каких целях используют воду этого родника?

В честь кого назван этот источник?

В честь кого назван этот источник?

Пенза православная. Информационно — просветительский сайт

Пенза православная. Информационно — просветительский сайт
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.06.2020