«Турнир эрудитов» (Внеклассное мероприятие по химии. 9 класс)
Оценка 4.7
Мероприятия
doc
химия
9 кл
26.11.2018
Проблема формирования устойчивого интереса к предмету химия может реализовываться через уроки, внеклассные мероприятия, элективные курсы, кружки, научно-исследовательскую деятельность.
Внеклассные мероприятия, помимо общеучебных умений, активизируют познавательную деятельность обучающихся, систематизируют знания учащихся по химии, доказывают практическую значимость химии, знание законов и закономерностей в жизни человека, воспитывают самостоятельность в приобретении новых знаний, расширяют кругозор, в ходе таких мероприятий школьники учатся нестандартно мыслить, проверяют свою эрудицию.
Турнир по химии 9 кл..doc
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 26»
(городской конкурс программнометодических материалов)
«Турнир эрудитов»
(Внеклассное мероприятие по химии. 9 класс)
Номинация: методические и творческие разработки.
Составила: Штах Лилия Петровна,
учитель химии первой квалификационной категории. Междуреченск 2018
Введение
Проблема формирования устойчивого интереса к предмету химия
может реализовываться через уроки, внеклассные мероприятия, элективные
курсы, кружки, научноисследовательскую деятельность.
Внеклассные мероприятия,
активизируют
познавательную
помимо общеучебных умений,
обучающихся,
деятельность
систематизируют знания учащихся по химии, доказывают практическую
значимость химии, знание законов и закономерностей в жизни человека,
воспитывают самостоятельность в приобретении новых знаний, расширяют
кругозор, в ходе таких мероприятий школьники учатся нестандартно
мыслить, проверяют свою эрудицию. Форма внеклассных мероприятий
может быть различной: заседания кружка, научноисследовательская
работа, КВН, ролевые игры, турниры и др. В силу психо возрастных
особенностей обучающихся наибольший интерес в 89 классах вызывает
мероприятия состязательного характера.
Согласно словарю С. И. Ожегова, слово «турнир» 1) в Западной
Европе в средние века: состязание рыцарей; 2) спортивное соревнование по
круговой системе, когда все участники имеют между собой по одной
(иногда более) встрече. В словаре русских синонимов понятию «турнир»
соответствуют термины: соревнование, первенство, состязание, матч,
встреча.
Предлагаемое для конкурса методических разработок внеклассное
мероприятие «Турнир эрудитов» разработано учителем химии МБОУ
2 СОШ № 26 с использованием материалов методических пособий под
редакцией Алексинского В.Н., Брейгера Л.М., Кузнецовой В.И., Макарова
К.А. В конкурсной методической разработке представлен турнир по химии
для обучающихся 9 классов. Работа составлена в соответствии с
современными требованиями, в том числе с рекомендациями по разработке
программы перехода основной школы на ФГОС.
В разработке, наряду с увлекательными заданиями, развивающими
использованы приемы современной
познавательный интерес,
педагогической технологии РКМ (развитие критического мышления).
Опыт проведения данного турнира эрудитов на базе школы показал
практическую значимость знаний по химии, свидетельствовал о
заинтересованности обучающихся в данном предмете, позволил обобщить
знания о веществе и химической реакции.
3 Внеклассное мероприятие по химии
«Турнир эрудитов»
(9 класс)
Цель: формирование познавательного интереса к изучению химии через
обобщение знаний о веществе и химической реакции.
Задачи:
Образовательная: закрепить навыки составления химических формул и
уравнений реакций, определять их тип; совершенствовать умения работы с
реактивами с соблюдением всех правил по технике безопасности.
Развивающая: формировать познавательный интерес к химии, умение
выделять главное, сравнивать, делать выводы.
Воспитательная: формировать безопасный образ жизни.
Данное мероприятие можно провести после изучения блоков тем
«Металлы» и «Неметаллы».
Ход мероприятия
I. Организационный момент
1 Конкурс приветствия
2 Конкурс «Магазин» (для капитанов)
4 3 Конкурс «Дальше, Дальше ...»
4. Конкурс «Темная лошадка»
5 Конкурс «Эрудит»
6. Конкурс для классных руководителей
7. Загадки для болельщиков.
8.
самодеятельности)
9. Интересные опыты
10. Подведение итогов.
Веселый перерыв (учащиеся выполняют номера худ.
II. Конкурсная программа
1-й ведущий
Здравствуйте всем присутствующим в этом зале! Мы рады Вас
приветствовать в химическом мире, мире древней и интересной
науки.
2-й ведущий
Что химия – волшебница,
знают все на свете.
Ждут много от химиков
и взрослые, и дети.
Но, чтоб волшебниками стать,
Нужно очень много знать.
Как реакция пойдет
И что такое водород?
Что покажет индикатор
И для чего катализатор?
Как сделать из песка хрусталь,
А из руды – чугун и сталь?
5 1-й ведущий
Конечно, это не секрет.
На все вопросы мы ответ
В курсе химии найдем,
Учебник лишь перелистнем!
Сегодня знает стар и млад,
Что нитраты – это яд,
А жизнь поддерживает в нас,
Кислород, бесцветный газ.
Куда ни бросим взгляда мы,
Увидим химии плоды.
Жить без нее никак нельзя,
Так будьте с нею вы друзья!
2-й ведущий
Говорят в народе, что самое большое богатство-здоровье, самое
ценное сокровище - ум, а деньги- это то, что приходит и уходит.
Сколько бы ни было денег, их все равно мало. Поэтому сегодня мы
будем играть не на деньги, а на знания, которых никогда не бывает
много, они всегда необходимы.
1-й ведущий
Сегодня мы проведем интеллектуально - развлекательную игру «В
мире химии», в которой можно стать победителем благодаря своим
знаниям. Приглашаем команды на сцену.
А оценивать их игру будет уважаемое жюри (представляем состав
жюри)
Приветствие команд (знакомство с капитанами, название, эмблема,
девиз, представление команды юных химиков)
Конкурс «Магазин» (для капитанов)
Опишите местоположение в Периодической системе углерода, азота.
Конкурс «Дальше, Дальше ...»
Команды получают по 15 вопросов. Если не знают ответа, то говорят:
«Дальше ...»
6 Вопросы I команды
1. Явление, при котором образуются новые вещества. (Химическое)
2. В каком году открыт Периодический закон Д.И. Менделеева. (1869)
3. Условная запись состава вещества. (Химическая формула)
4. Из чего состоит атом. (Ядро + электроны)
5. Сложные вещества, состоящие из 2-х элементов один из которых
кислород. (Оксиды)
6. Элементы I Группы. (Щелочные металлы)
7. Общая формула оксидов III группы. (Эл2О3)
8.Изотоп водорода с массовым числом 1. (Протий)
9. Заряд Протона. (1)
10.Количество электронов в атоме соответствует ... (порядковый
номер)
11. Номер группы показывает. (Высшую валентность элемента)
12. Элемент с порядковым номером 1. (водород)
13.
(Ослабляются)
14. Газ необходимый для дыхания. (Кислород)
15. Реакция с образованием одного продукта реакции.
Вопросы II команды
1. Реакции, в которых из одного сложного вещества образуется
несколько простых и сложных веществ. (Разложение)
2. Автор Периодического закона. (Д.И. Менделеев)
3. Условная запись химической реакции. (Химическое уравнение)
4. Элементы седьмой группы. (Галогены)
5.Количество периодов в Периодической системе. (7)
6. Общая формула оксидов I группы. (Эл2О)
7. Изотоп водорода с массовым числом 3. (Тритий)
8. Количество протонов отвечает ... (порядковый номер)
В периодах слева направо металлические свойства.
7 9. Заряд атома. (Атом не имеет заряда)
10. Ядро атома составляют. (Протоны и нейтроны)
11. Какие меняются металлические свойства в группах. (С ростом
относительной атомной массы усиливаются)
12. Масса протона. (1)
13. Горизонтальный ряд периодической системы. (Период)
14. Атомы имеют одинаковый заряд, но разную массу. (Изотопы)
15. Самая распространенная жидкость на Земле. (Вода)
Конкурс «Темная лошадка»
Вопросы для I команды
1. Как самостоятельный химический элемент он был открыт 200 лет
назад. Простое вещество, образованное этим элементом, открыли
независимо друг от друга два известных химика XVIII в. - Англичанин
Джозеф Пристли и швед Карл Шееле. Но они лишь описали вещество,
даже не догадываясь, что описывают. По-настоящему его открыл
французский химик Антуан Лоран Лавуазье. Он объяснил процессы
дыхания и горения, а также дал название этому элементу.
2. Этот элемент самый распространенный на Земле.
3. В воздухе содержание простого вещества, образованного этим
элементом, составляет 21%.
4. Этот элемент с VI группы.
Правильный ответ: кислород (кислород).
2.
1. Это самый распространенный металл на Земле.
2. Он легко поддается обработке: вытягивается в тонкую проволоку,
отливается, прокатывается в фольгу.
3. Самолеты на 2/3 состоят из сплавов этого металла, поэтому его
называют крылатым металлом.
Правильный ответ: Алюминий.
8 Вопросы для II команды
1. Французский химик Антуан Балар так охарактеризовал это
вещество «Точно так же как ртуть - единственный металл, который
является жидким при комнатной температуре, это вещество -
единственный жидкий неметалл».
2. Медицинские препараты, содержащие этот элемент, применяют
как успокаивающее средство.
3. Это галоген четвертого периода.
1. Правильный ответ: Бром.
1.Впервые его открыли на Солнце и назвали «солнечным газом».
2. Легкий, но негорючий он стал незаменим в воздухоплавании. Им
наполняют дирижабли, стратостаты, воздушные шары.
3. В ядре этого элемента есть 2 протона.
Правильный ответ: Гелий.
Конкурс «Эрудит»
(Команды получают задание на листочках)
Задача №1
В стране «Химия» произошла катастрофа. От нее пострадали
формулы и уравнения: они распались на части. Необходимо найти
нужные половинки и составить формулы, уравнения
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
Na + H2O Li H
Li + O2 Li2O
K + Br2 NaOH
K + HBr NaOH + H2
K + H2O KBr + H2
Li + H2 KOH + H2
KOH
KBr
Задача №2 «Третий лишний»
І 1..Na2O 2. CaO 3.SO2
II 1.Mg 2.Ca 3. Zn
III 1.Li 2. Mg 3. Sc
Правильный ответ 3-3-3
9 (Команды готовятся к «Веселому перерыву»)
Вызываем к участию в конкурсе классных руководителей
1. Без чего нельзя испечь пирог из кислых яблок?
Ответ. Без соды.
2. Без этого вещества невозможно отгладить пересушенные вещи?
Ответ. Без воды.
3. Назовите металл, находящийся при комнатной температуре в
жидком состоянии.
Ответ. Ртуть.
4. Какое вещество используется для обработки очень кислых почв.
Ответ. Известь.
5.Может ли гореть сахар? Попробуйте это сделать.
Ответ. Все вещества горят. Но для воспламенения сахара нужен
катализатор.
6. Человечество с давних времен использовало консерванты для
хранения продуктов. Назовите основные консерванты.
Ответ. Поваренная соль, коптильный дым, мед, масло, уксус.
Тур 1 «Разминка»
1. Выберите ответ
1. Название какого элемента означает «разрушитель»?
1 хлор, 2 фосфор, 3 азот,
10 4 фтор, 5 кислород, 6 кремний.
2. Какие вещества можно использовать при выпечке кондитерских изделий?
1 серная кислота, 2 уксусная кислота, 3 винный камень,
4 известковое молоко, 5 хлорид аммония, 6 питьевая сода.
3. Название какого элемента в переводе с латинского означает «камень»?
1 хром, 2 литий, 3 железо,
4 фосфор, 5 марганец, 6 никель.
4. Какое вещество называют угарным газом?
1 оксид углерода (IV), 2 сероводород, 3 метан,
4 сернистый газ, 5 оксид углерода (II), 6 – аммиак.
2. Географические названия в химии.
1. Какой химический элемент назван в честь европейского континента? (№ 63
европий, открыт в 1901 году.)
2. Этот элемент, выделенный в 1898 году супругами Кюри, назван в честь родины
Марии СклодовскойКюри. (№ 84 полоний.)
3. Какой элемент назван в честь России? (№ 44 рутений. Выделен в 1844 году
профессором Казанского университета К. К. Клаусом.)
4. Верно ли утверждение, что индий назван в честь Индии? (Название элемента №
49 произошло от синей (индиговой) линии в спектре этого элемента.)
Тур 2 –« Составь название города»
11 Выдаются карточки с символами химических элементов нужно назвать
их и по первым буквам составить название города Кемеровской области.
Элементы: Nbниобий, Osосмий, Wвольфрам, Snолово, Cmкюрий, U
Cdкадмий.
уран,
(Новокузнецк).
Euевропий,
Ceцерий,
Auзолото,
Niникель,
Тур 3 «Составь формулу»
Даны 8 символов химических элементов. За минуту надо составить как
можно больше формул из знаков, изображенных на карточке; индексы
использовать можно. (Элементы: H, O, K, S, Fe, C, Na, N).
Тур 4 – «Исправь ошибку» (прием РКМ – «лови ошибку»)
Как часто ответы учащихся на уроках пестрят всевозможными ошибками, и
учителю приходится исправлять их. Сейчас исправлять ошибки придется
командам, которым предлагается рассказ, содержащий химические ошибки.
«В яркий солнечный день ребята отправились в поход. Воздух был чистым и
свежим, так как содержал много СО2. Чтобы было не так жарко, ребята оделись в
темные костюмы. Сначала дорога шла по песчаному берегу реки. Песок,
состоящий в основном из оксида алюминия, был сухим и чистым. Потом
путешественники свернули на луг, и им пришлось сбавить шаг. Далеко впереди
ребята увидели гусеничный трактор, который тяжело и медленно, как
каталитическая реакция, полз по вспаханному полю, глубоко увязая в земле. Потом
ребята снова вышли к реке и запели веселую песенку: «Вода, вода, кругом Н2О2».
На ночлег расположились на берегу реки. Вода в ней была бесцветной и прозрачной,
как лакмус в кислоте. Сварили ужин и легли спать. Хорошим был этот день,
ясным, в воздухе пахло озоном».
Для проверки ошибки обозначены курсивом.
Тур 5 «Конкурс капитанов»
А. Вопросы капитанам
12 Вопросы первому капитану
1. Что в переводе с латинского означает «астат».
2. Элемент, предотвращающий развитие кариеса.
3. Жидкий металл.
4. Соли сернистой кислоты.
5. Реакция, протекающая с выделением теплоты.
6. Сколько нейтронов в ядре водорода.
7. Формула алмаза.
8. Какой элемент придает красный цвет крови.
9. Формула плавиковой кислоты.
10. Цвет лакмуса в кислой среде.
Вопросы второму капитану
1. Заряд ядра водорода.
2. Латинское название химического элемента мышьяка.
3. Формула воды.
4. Самый активный металл.
5. Агрегатное состояние брома.
6. Цвет лакмуса в щелочи.
7. Мельчайшая частица вещества.
8. Название реакции между кислотой и щелочью.
9. Чугун это сплав, каких элементов.
10. Соли угольной кислоты.
Б. Конкурс пословиц и крылатых выражений для болельщиков.
Кто из вас знает крылатые выражения, пословицы, поговорки со словом
«золото»? Назовите их.
Примеры:
13 1. Не все то золото, что блестит.
2. Мал золотник, да дорог.
3. Дружба дороже золота.
4. Мастер золотые руки.
5. Золотая голова, золотой человек...
Ту р 6 – «Эксперимент — источник знаний»
А. Распознавание вещества
Химия — наука экспериментальная. Многие ее законы открыты на основе
опытов. Каждой команде необходимо распознать вещества в трех пробирках:
1 команда: хлорид натрия, хлорид железа (III) и карбонат кальция.
2 команда: карбонат калия, хлорид бария, сульфат меди (II).
Б. «Объясните опыты»
Учитель: О, это замечательная палочка, с ее помощью я могу превратить
воду в вино и творить множество других чудес. Смотрите!
Опыт 1: учитель ставит стакан на стол, чтобы всем его было видно, и
делает над ним несколько пассов, а потом помешивает в стакане палочкой.
Вода в стакане становится розовой, похожей на вино. Объяснить опыт (в
стакане налита щелочь, а перед выходом учитель смачивает палочку
фенолфталеином).
Учитель: Лучше мы сейчас приготовим из воды молоко.
Опыт 2: Учитель берет 2 стакана, наполненных на 2/3 прозрачными
жидкостями, и, проделав над ними несколько пассов, выливает жидкость из
одного стакана в другой, предварительно помешав палочкой. Вода
превращается в молоко. Объясненить опыт
(в стакане № 1 находится
раствор Na2CO3 , а в стакане № 2 – раствор BaCl2, при их соединении
получается осадок: Na2CO3 + BaCl2
→ BaCO3
↓
+ 2
NaCl).
14 Белый осадок
Учитель: А теперь можно опять превратить «молоко» в воду.
Опыт 3: Учитель берет третий стакан с прозрачной жидкостью,
наполненный на 2/3 стакана, и выливает ее в стакан с «молоком», при этом
«молоко» опять превратилось в воду, жидкость стала прозрачной,
выделился газ. Объяснить опыт (к осадку BaCO3
приливают раствор
соляной кислоты, при этом осадок растворяется и выделяется газ:
BaCO3 + 2HCl
→ BaCl2 + H2O + CO2
).↑
Учитель. Но все запомните друзья: здесь ни пить, ни есть нельзя.
Тур 7 «Уравнения и типы реакций»
А. Написать уравнения реакций, определить их типы
1 команда
Mg + HCl ? +?→
H2O ? +?→
Al + H2SO4 Al→ 2(SO4)3 +?
2 команда
HCl ? +?→
CH4
C +?
Ca +HCl ? +?→
→
Б. Таймаут – метаграммы (вопросы задаются по очереди двум
командам)
1. Корабли меня обходят,
Лоцман знает наизусть.
Если Л на Д заменят,
То металлом окажусь.
(Мель медь.)
2. Два элемента химических
В метаграмме я вам задам:
С X элемент металлический,
15 Ну а с Б уже неметалл.
(Хром бром.)
3. Элемент четвертой группы
Перед вами на виду.
Если Т на Р исправить,
Будет деспот наяву.
(Титан тиран.)
4. С КА активный я металл,
С ГЕ я очень легкий газ.
Чтобы ты нас разгадал,
Глянь в систему еще раз.
(Калий гелий.)
5.Прославлен всеми.
Металл, испытанный огнем
Манил к себе людей веками.
Алхимик жил в мечте о нем.
(Золото).
III. Заключительная часть
Жюри объявляет итоги конкурсов. Ведущий награждает победителей.
Литература
1. Алексинский, В.Н. Занимательные опыты по химии [Текст]: Пособие для
учителя / В.Н. Алексинский. М.: Просвещение, 1980. – 96 с.
2. Кузнецов, В.И. Химия на пороге тысячелетия [Текст] / В.И. Кузнецов //
Химия в школе. 1999. №1. С. 59.
3. Макаров, К.А. Химия и здоровье [Текст]: книга для внеклассного чтения
учащихся 810 классов средней школы / К.А. Макаров. М.: Просвещение,
16 1985. – 120 с.
4. Брейгер, Л.М., Предметные недели в школе. Химия. Физика [Текст] /
Л.М. Брейгер., П.В. Глинская. – М. : Учитель, 2005. – 46 с.
17 18
«Турнир эрудитов» (Внеклассное мероприятие по химии. 9 класс)
«Турнир эрудитов» (Внеклассное мероприятие по химии. 9 класс)
«Турнир эрудитов» (Внеклассное мероприятие по химии. 9 класс)
«Турнир эрудитов» (Внеклассное мероприятие по химии. 9 класс)
«Турнир эрудитов» (Внеклассное мероприятие по химии. 9 класс)
«Турнир эрудитов» (Внеклассное мероприятие по химии. 9 класс)
«Турнир эрудитов» (Внеклассное мероприятие по химии. 9 класс)
«Турнир эрудитов» (Внеклассное мероприятие по химии. 9 класс)
«Турнир эрудитов» (Внеклассное мероприятие по химии. 9 класс)
«Турнир эрудитов» (Внеклассное мероприятие по химии. 9 класс)
«Турнир эрудитов» (Внеклассное мероприятие по химии. 9 класс)
«Турнир эрудитов» (Внеклассное мероприятие по химии. 9 класс)
«Турнир эрудитов» (Внеклассное мероприятие по химии. 9 класс)
«Турнир эрудитов» (Внеклассное мероприятие по химии. 9 класс)
«Турнир эрудитов» (Внеклассное мероприятие по химии. 9 класс)
«Турнир эрудитов» (Внеклассное мероприятие по химии. 9 класс)
«Турнир эрудитов» (Внеклассное мероприятие по химии. 9 класс)
«Турнир эрудитов» (Внеклассное мероприятие по химии. 9 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.