Турнир рыцарей по русскому языку
Учебный предмет: русский язык
Уровень образования школьников: 7 класс
Что необходимо нашим школьникам для успеха?
– Способность творчески мыслить, последовательно рассуждать
– Уметь работать в команде и обладать навыками общения
– Эффективно использовать знания реальной жизни
Цели, задачи:
-Проверить подготовленность учеников по предмету, выявить «слабые» стороны
развивать стремления к самостоятельному поиску знаний
-создавать положительную установку на предстоящую деятельность
-вызвать личностный интерес для освоения учебной деятельности
-воспитывать личную ответственность каждого ученика
-создавать психологический комфорт ученику, условия для возникновения реальной «ситуации успеха» учащегося в образовательном пространстве учебного заведения;
Эпиграф:
Чем больше человек знает, тем он сильнее.
М .Горький
Каждый ученик вызывает на «бой» противника. Имена вызвавшего и вызванного записываются в специальный блокнот ( Сибякин -- Сухин , Гельцер – Никулин…)
Приглашение на турнир:
Благородный рыцарь!
Нам неизвестно твоё имя, но мы знаем, что ты верный друг и отважный воин. Ты справедлив, милосерден и всегда готов защитить слабого. Ты любишь русский язык и не побоишься принять вызов соперника! Именно поэтому король Глагол и рыцари Частей речи стола приглашают тебя и твоих друзей принять участие в рыцарском турнире! Здесь, в замке Наречия , ты сможешь испытать себя и своих друзей, познать радость победы, найти новых товарищей.
Чтобы в рыцарском турнире победить,
Очень умным и любезным надо быть!
За щитами не скрываться!
Шпаги острой не боятся!
Приходите на турнир!
(Дата и место проведения)
Выбирается «оружие», т.е. записываются номера той группы орфограмм, взаимное знание которой и будет проверено во время боя.
Список орфограмм, которые можно выбрать в качестве «оружия», заранее вывешивает учитель, отбирая наиболее важные и трудные для усвоения правила
Сражаться имеют право только мальчики, а девочки могут лишь «снарядить» «рыцарей», т.е. повторить с ними те или иные правила, проверить их знания
Само сражение проходит так:
Противники садятся попарно за парты, достают 2 листа бумаги( один чистый, а другой с заранее приготовленными для диктовки сопернику словами)
1. Потом поочерёдно диктуют друг другу по одному слову до тех пор, пока один не ошибётся
Победитель поднимает руку, учитель подходит и проверяет записи
Имена победителей заносятся в специальный экран
Следующий тур:
Все участники первого тура имеют право вновь выбрать себе противника, но надо выполнить новое условие:
· Нельзя выбирать того, кто тобой уже побеждён
· Но если он сам тебя выбрал, тогда продолжить поединок можно
На карточках напечатаны теоретические вопросы. Каждый ученик выбирает( вытягивает) билет для своего соперника. Если соперник не может дать ответ, помощь оказывает « группа поддержки».
Образец теоретического вопроса:
· Что означают термины « орфография», «орфограмма», «пунктуация»,»знаки препинания»?
· Какая буква пишется после шипящих под ударением в глагольных формах?
· Чем наречие отличается от других самостоятельных частей речи?
· Как обычно пишется не с глаголами и деепричастиями?
· На какие разряды по значению делятся наречия?
Отказаться от участия нельзя: в этом случае засчитывается поражение! Отказался- значит струсить!
Без всякого «нажима» со стороны словесника можно привлечь к участию в турнире самых неактивных учеников!
Равенство в бою соблюдается. Делается это так:
Сильным ученикам говорится: «Ребята, если вы выберете себе противника послабее, то вы их, конечно, разобьёте. Но вы лучше возьмите на себя тех, кто посильнее»
И ещё очень важно :
Мальчики могут убедиться, что проявить все свои «бойцовские» черты характера они могут не только в кулачной схватке, но и в интеллектуальном поединке. Возможность победить есть у каждого.
Такая форма работы:
· Сплачивает коллектив
· заставляет каждого почувствовать личную ответственность перед всеми и всем переживать за каждого
Победа вселяет уверенность в своих силах, даёт возможность пережить прекрасные минуты гордости и всеобщего восхищения, вызванного именно учебными их достижениями
Что требуется от учителя?
· Подготовить билеты
· Дать тактичный совет во время подготовки и при выборе противника
· Такой турнир очень просто организовать, он требует минимальных затрат времени и позволяет решить сразу несколько учебных и воспитательных задач:
Многие учителя жалуются на то, что мальчики и учатся хуже девочек, и в общественных делах участвовать не хотят; здесь же активная роль отводится именно мальчикам
Товарищеская помощь девочек мальчикам, которую так трудно бывает наладить и которая всегда нуждается в постоянном контроле учителя, здесь получает привлекательную для ребят мотивировку: девочки готовят мальчиков к сражению, в котором побеждает весь класс.
Приобретаемые навыки детей :
· интерес детей к предмету;
· умение высказывать свою мысль;
· умение использовать дополнительные источники информации; воспитание «рыцарских» качеств: условия поединка учат мужеству, великодушию, воспитывают чувство ответственности
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.