Ухудшение здоровья и уровня физической подготовленности обучающихся, прогрессирующее в последние годы, привело к необходимости разработки и обоснования инновационных технологий физической подготовки подрастающего поколения и механизмов их внедрения в практику образовательных учреждений.
Конверсионное проникновение элементов спортивной культуры в культуру физическую создаёт объективные условия для интенсификации психофизической подготовки детей и подростков. При этом особый методологический смысл имеет установка на формирование физического образования как комплекса актуализированных ценностей физической культуры, адекватных интересам, склонностям, потребностям, потенциальным возможностям совершенствования школьников в том или ином виде спортивной или физкультурной деятельности.
Программа представляет систему физкультурно - оздоровительной деятельности, которая предусматривает возможность проведения занятий в физкультурном для практических занятий, и в кабинете для теоретических. В программе сделан акцент на разностороннее физическое развитие обучающихся, повышение уровня их физической подготовленности и уровня знаний о здоровом образе жизни, а так же выполнение нормативов, ликвидацию пробелов в знании учебного материала.Ухудшение здоровья и уровня физической подготовленности обучающихся, прогрессирующее в последние годы, привело к необходимости разработки и обоснования инновационных технологий физической подготовки подрастающего поколения и механизмов их внедрения в практику образовательных учреждений.
Конверсионное проникновение элементов спортивной культуры в культуру физическую создаёт объективные условия для интенсификации психофизической подготовки детей и подростков. При этом особый методологический смысл имеет установка на формирование физического образования как комплекса актуализированных ценностей физической культуры, адекватных интересам, склонностям, потребностям, потенциальным возможностям совершенствования школьников в том или ином виде спортивной или физкультурной деятельности.
Программа представляет систему физкультурно - оздоровительной деятельности, которая предусматривает возможность проведения занятий в физкультурном для практических занятий, и в кабинете для теоретических. В программе сделан акцент на разностороннее физическое развитие обучающихся, повышение уровня их физической подготовленности и уровня знаний о здоровом образе жизни, а так же выполнение нормативов, ликвидацию пробелов в знании учебного материала.
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Твое здоровье»
I.
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному курсу внеурочной деятельности «Твое здоровье» для 6–х классов разработана на
основе следующих документов:
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (Приказ
Минобрнауки РФ от «17» декабря 2010 г. № 1897, от 29.12.2014 № 1644), с изменениями от 29.12.14 №
1644);
Примерная основная образовательная программа основного общего образования. Одобрено федеральным
учебнометодическим объединением по общему образованию. Протокол заседания от 8 апреля 2015 г. №
1/15
Основная образовательная программа основного общего образования.
При составлении рабочей программы использована авторская программа «Комплексная программа
физического воспитания учащихся 57 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича (М.: Просвещение, 2011)
Цель программы: формирование и закрепление навыка правильной осанки, а так же пополнение знаний о
здоровье и здоровом образе жизни.
Задачи:
формирование у школьников позицию признания ценности здоровья (физического и духовного), чувства
ответственности за его сохранение и укрепление;
развитие у школьников навыков самосовершенствования;
расширение знаний и навыков по гигиенической культуре;
всестороннее гармоническое развитие тела;
обогащение двигательного опыта за счет овладения двигательными действиями;
воспитание волевых качеств;
совершенствование функциональных возможностей организма.
Цели и задачи
программы
Адресат
II. Общая характеристика учебного предмета, курса
Ухудшение здоровья и уровня физической подготовленности обучающихся, прогрессирующее в последние годы,
привело к необходимости разработки и обоснования инновационных технологий физической подготовки подрастающего
поколения и механизмов их внедрения в практику образовательных учреждений.Конверсионное проникновение элементов спортивной культуры в культуру физическую создаёт объективные условия для
интенсификации психофизической подготовки детей и подростков. При этом особый методологический смысл имеет установка на
формирование физического образования как комплекса актуализированных ценностей физической культуры, адекватных интересам,
склонностям, потребностям, потенциальным возможностям совершенствования школьников в том или ином виде спортивной или
физкультурной деятельности.
Программа представляет систему физкультурно оздоровительной деятельности, которая предусматривает возможность
проведения занятий в физкультурном для практических занятий, и в кабинете для теоретических. В программе сделан акцент на
разностороннее физическое развитие обучающихся, повышение уровня их физической подготовленности и уровня знаний о здоровом
образе жизни, а так же выполнение нормативов, ликвидацию пробелов в знании учебного материала.
III. Описание места учебного предмета, курса в учебном плане
На изучение курса «Твое здоровье» в плане внеурочной деятельности по спортивнооздоровительному направлению отводится 1,5
часа в неделю 51 час (34 недели).
IV. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Ценностные ориентиры среднего образования конкретизируют личностный, социальный и государственный заказ системе образования,
выраженный в Требованиях к результатам освоения основной образовательной программы, и отражает следующие целевые установки
системы среднего общего образования:
• формирование основ гражданской идентичности личности на базе:
– чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознания ответственности человека за благосостояние
общества;
• формирование психологических условий развития общения, сотрудничества на основе:
– доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней
нуждается;
– уважения к окружающим – умения слушать и слышать партнёра, признавать право каждого на собственное мнение и принимать
решения с учётом позиций всех участников;
• развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию, а именно:
– развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;
• развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия её самоактуализации:
– развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты;
– формирование целеустремлённости и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей и жизненного
оптимизма;
– формирование нетерпимости и умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью,безопасности личности и общества, в пределах своих возможностей.
V.
Личностные и метапредметные результаты освоения программы
Личностные учебные универсальные действия
Личностные универсальные учебные действия
В рамках когнитивного компонента будут сформированы:
• знание основных принципов и правил отношения к физической культуре; знание основ здорового образа жизни и
здоровьесберегающих технологий; правил поведения в чрезвычайных ситуациях.
В рамках деятельностного (поведенческого) компонента будут сформированы:
• умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; умение конструктивно разрешать
конфликты;
• готовность и способность к выполнению моральных норм в отношении взрослых и сверстников в школе, дома, во внеучебных видах
деятельности;
Выпускник получит возможность для формирования:
• выраженной устойчивой учебнопознавательной мотивации и интереса к учению;
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
• целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;
• самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом
учебном материале;
• планировать пути достижения целей;
• уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им;
• принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;
• осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия; актуальный контроль на уровне
произвольного внимания;
Выпускник получит возможность научиться:
• ставить новые учебные цели и задачи;
• при планировании достижения целей самостоятельно и адекватно учитывать условия и средства их достижения;
• основам саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением и
деятельностью, направленной на достижение поставленных целей;
• осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;• адекватно оценивать объективную трудность как меру фактического или предполагаемого расхода ресурсов на решение задачи;
• оценивать свои возможности достиженияцели определённой сложности в различных сферах самостоятельной деятельности;
• основам саморегуляции эмоциональных состояний;
• прилагать волевые усилия и преодолевать трудностии препятствия на пути достижения целей.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
• формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при
выработке общего решения в совместной деятельности;
• устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;
• аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;
• задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
• осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
• адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
• адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью;
строить монологическое контекстное высказывание;
• работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации;
интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
Выпускник получит возможность научиться:
• учитывать и координировать отличные от собственной позиции других людей, в сотрудничестве;
• учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
• понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
• оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности;
• осуществлять коммуникативную рефлексию как осознание оснований собственных действий и действий партнёра;
• устраивать эффективные групповые обсуждения и обеспечивать обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных
совместных решений;
• в совместной деятельности чётко формулироватьцели группы и позволять её участникам проявлять собственную энергию для
достижения этих целей.
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
• основам реализации проектной деятельности;
• проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;
• осуществлять поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;• давать определение понятиям;
• устанавливать причинноследственные связи;
• осуществлять логическую операцию установления родовидовых отношений, ограничение понятия;
• обобщать понятия — осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с
меньшим объёмом к понятию с большим объёмом;
• осуществлять сравнение, сериацию и классификацию;
• строить логическое рассуждение, включающее установление причинноследственных связей;
• объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;
Выпускник получит возможность научиться:
• самостоятельно проводить исследование на основеприменения методов наблюдения и эксперимента;
• выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов;
• организовывать исследование с целью проверки гипотез;
• делать умозаключения (индуктивное и по аналогии)и выводы на основе аргументации.
Предметные:
Предметные универсальные учебные действия
планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, организовывать отдых и досуг с использованием средств физической
культуры;
представлять физическую культуру как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;
измерять (познавать) индивидуальные показатели физического развития (длину и массу тела), развития основных физических качеств;
организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований, осуществлять их объективное судейство;
бережно обращаться с инвентарём и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения;
организовывать и проводить занятия физической культурой с разной целевой направленностью, подбирать для них физические
упражнения и выполнять их с заданной дозировкой нагрузки;
характеризовать физическую нагрузку по показателю частоты пульса, регулировать её напряжённость во время занятий по развитию
физических качеств;
в доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных действий, анализировать и находить ошибки, эффективно
их исправлять;
применять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условий.
Содержание курса
IX. Тематическое планирование
Тематическое планирование
Характеристика деятельности1 блок «Вводное занятие. Знакомство.
Что такое здоровье? Валеология – наука о
том, как быть здоровым.».
Валеологический самоанализ – (Практикум
“Дневничек здоровичек” или “Паспорт
здоровья”) .
2. Второй блок «Организм. Общая
характеристика организма человека»
3 блок «Сердечнососудистая система,
как ее тренировать.»
Организм. Общая характеристика организма
человека. Особенности
северян (видеозанятие). Мельчайшая
структурная единица организма. (Урок
путешествие, полезные привычки).
Сердечнососудистая система. Как ее
тренировать. Практические занятия:
«Подсчет пульса». Презентация на тему
Тренировка сердечной мышцы. Оценка
подготовленности организма к занятиям
физической культурой. Алгоритм действий.
Практика в спортивном зале.
обучающихся
– формулировать и
Р: целеполагание
удерживать учебную задачу.
П: общеучебные – контролировать и
оценивать процесс и результат деятельности.
К: инициативное сотрудничество – ставить
вопросы,
за помощью;
взаимодействие
формулировать
собственное мнение и позицию.
обращаться
–
Р: формулировать и удерживать учебную
задачу. П:
использовать общие приемы решения
поставленных задач
К: инициативное сотрудничество – ставить
вопросы,
за помощью;
формулировать
взаимодействие
собственное мнение.
обращаться
–
самостоятельно
Р: планирование – выбирать действия в
соответствии с поставленной задачей и
условиями ее реализации.
П:
выделять
формулировать познавательную цель.
К: ставить вопросы, обращаться за помощью;
проявлять активность во взаимодействии для
решения коммуникативных задач.
и
Обмен веществ. Практикум “Рацион
Р: формулировать и удерживать учебную
задачу.
П:контролировать и оценивать процесс и4 блок «Обмен веществ. Его роль в жизни
человека.»
питания”. Затрата энергии при различных
видах работ. Определение суточной
калорийности питания.
результат деятельности.
К: ставить вопросы, обращаться за помощью;
взаимодействие
формулировать
собственное мнение и позицию.
–
5 блок «Школьная гигиена осанки.»
6 блок «Глаза. Что такое “ зеркало
души”?»
7 блок «Орган слуха. Значение звуков для
человека.»
Школьная гигиена осанки. Понятие осанка.
Оценка правильности осанки. Тесты.
Профилактика нарушений осанки.
Практические занятия, направленные на
укрепление мышц спины.
Глаза. Что такое “ зеркало души”? Работа за
компьютером и глаза. Упражнения для
глаз .
Орган слуха. Значение звуков для
человека. Практические занятия
разминания ушно раковины.
Р: формулировать и удерживать учебную
задачу.
П: контролировать и оценивать процесс и
результат деятельности.
К: инициативное сотрудничество – ставить
вопросы,
за помощью;
взаимодействие
формулировать
собственное мнение и позицию.
обращаться
–
Р:Формулировать собственное мнение,
аргументировать его, договариваться и
приходить к общему решению при
совместном обсуждении проблемы;
использование
П:наблюдать
существительных общего рода, на основании
наблюдений выводить закономерности их
употребления;
К:соблюдать нормы русского литературного
языка в образовании падежных форм и форм
множественного
имён
существительных и контролировать их
соблюдение в речи собеседника;
числа
Р:воспринимать на слух и понимать
информационный текст;
П:осуществлять
поиск необходимойГортань. Трахея. Бронхи. Лёгкие. Как
заботится о своих лёгких? (Составление
валеологической программы развития и
защиты своих легких с учетом проживания
в условиях Крайнего Севера. Комплексы
упражнений “Здоровое дыхание”, полезные
привычки.
Понятие о здоровом образе жизни.
Культура здорового образа жизни, Урок
соревнование.
Продукты питания. Оценка качества
продуктов по информации, указанной на
упаковке. Исследовательская работа
некоторых продуктов. Пищевые добавки.
Результаты и выводы.
8 блок «Гортань.
Специальные комплексы упражнений.»
Трахея.
Бронхи.
9 блок «Понятие о здоровом образе
жизни.»
10 блок «Продукты питания. Пищевые
добавки.»
информации для выполнения учебного
задания с использованием различных
источников;
К:оценивать
правильность выполнения
действий, осуществлять итоговый контроль
по результату выполнения задания;
устно
Р:Составлять
небольшое
монологическое высказывание с помощью
заданных языковых средств;
П:осуществлять самостоятельный поиск
необходимой информации в различных
источниках;
К:самостоятельно планировать действия
по выполнению учебного проекта;
Р:оценивать
правильность выполнения
действий, осуществлять итоговый контроль
по результату выполнения задания;
П:осуществлять учебное сотрудничество и
уметь договариваться,
взаимодействие,
К:распределять
игровой
деятельности;
роли
в
VIII. Описание материальнотехнического обеспечения образовательного процесса1.Оборудование
3. Методическое
обеспечение
4. Интернет
источники
Спортивный зал.
Кабинет для теоретических уроков.
Гимнастические скамейки.
Степ платформы.
Большие резиновые мячи.
Гимнастические маты.
Спортивный инвентарь ( гимнастические палки, скакалки, мячи, обручи).
Классная магнитная доска
Компьютер. Проектор,доска мультимедийная, ноутбук, колонки.
«Если хочешь быть здоров». – СПб .: Питер, 2011.
Журналы «Физическая культура и спорт».
Журналы «Физическая культура в школе». 19981999.
Коробейников Н.К., Михеев А.А., Николенко И.Г. Физическое воспитание.
Поурочные разработки по физкультуре: 6 класс. – М.: ВАКО, 2010.
Физическое воспитание (Н.И. Коробейников, А.А. Михеев, И.Г. Николенко).
Обухова Л. А., Лемяскина Н.А. Школа докторов Природы или 135 уроков здоровья 56 класс. – М.: ВАКО, 2004. –
240с. – (Мастерская учителя)
http://www.edu.ru (Российское образование. Федеральный портал)
http
http://www.lessons.irk.ru
http
http://www.proШколу.ru
. ru (Интернетгосударство учителей)
(Нестандартные уроки)
:// www
. ug . ru (Учительская газета)
:// www
. intergu