Классный час в игровой форме «Твои права на каждый день»
Цель: формирование представления об основных правах, правовых документах: «Всеобщая декларация прав человека», «Конвенция о правах ребенка».
Задачи:
1.Закрепить представление детей о правах, с которыми познакомились на предыдущих занятиях;
2.Довести до сознания детей, что каждый человек, проживающий на планете Земля, имеет права;
3.Развивать познавательный интерес, критическое мышление, нравственную и правовую культуру, умения рассуждать, излагать собственную позицию делать выводы, сопереживать;
4.Воспитывать правовое самосознание, уважение прав другого человека.
Ход занятия:
1.Вступительный момент.
Дети встают в круг.
Воспитатель:
Собрались все дети в круг
Я твой друг и ты мой друг
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Скажем весело друг другу
«Не сердись, улыбнись».
Ход мероприятия
I. Организационный момент.
Воспитатель: Ребята, к нам пришло много писем от тех, кого интересует тема о правах человека.
Я предлагаю сегодня в нашей группе открыть юридическую консультацию. И тема сегодня звучит так:
«Наши права на каждый день» (Один из детей читает тему занятия написанную на доске)
Воспитатель: Мы будем отвечать авторам писем какими же правами мы можем пользоваться каждый день, и станем настоящими правоведами. Согласны? Начнём.
II. Основная часть.
Воспитатель: Давайте, определим, что такое права человека.
(Дети читают определения на доске)
Права – это то, что может делать каждый человек, то, что есть у всех людей.
Права человека — это правила, по которым живет человек и окружающее его общество людей.
Воспитатель: Для того, чтобы жить в мире, дружбе, люди договорились как нужно себя вести, чтобы всем было хорошо. Придумали правила поведения, составили законы, которым все должны подчиняться. Они записали эти правила в специальный документ. Он называется «Декларация прав человека». (Показывается слайд с изображением основных документов)
У каждого человека много прав.
Воспитатель: А если права у детей? (Да)
- В каком документе говорится о правах детей? Как он называется? (Конвенция прав ребёнка) (Показывается слайд с изображением основных документов)
- Ну, вижу, что кое – что вы уже знаете. Тогда мы смело можем приступить к работе и откроем
1-й конверт. (
– Откроем конверт. (Право на имя, отчество и фамилию)
- От кого же он?
Послушайте песню и догадайтесь от кого оно? (Звучит первый куплет аудиозаписи песни про Чебурашку)
Воспитатель: Кто пел эту песенку?
- Вот он такой забавный зверёк - Чебурашка
- Какое право было изначально нарушено? (Право на собственное имя)
- Что мы знаем об этом? Ответит правовед … (отвечает, подготовленный раннее ребенок)
- Имя это то, что дается человеку при рождении.
- Каждый человек имеет право на свое собственное имя, отчество, фамилию и гражданство.
- Эти сведения записывают в специальный документ - свидетельство о рождении. Здесь же пишут дату рождения, где вы родились и кто ваши родители. Это первый документ ребенка. Он есть у каждого из нас!
Воспитатель: Какой документ подтверждает право на имя? (Свидетельство о рождении)
- Верно, свидетельство о рождении, вот этот документ. (Слайд с изображением документа)
Воспитатель: Как следует обращаться друг к другу? (Друг к другу нужно обращаться только по имени)
– Как следует обращаться к взрослому? (К старшим нужно обращаться на Вы или по имени отчеству)
– А давайте посмотрим, какие у нас разные имена.
Игра «Шляпа знакомств».
– Я буду каждому из вас примерять эту шляпу, а вы должны представиться, назвав свою фамилию, имя, отчество. (Дети по очереди называют Ф.И.О.)
– Молодцы, я вижу у каждого из вас не нарушено право на имя.
2-й конверт.
Воспитатель: Откроем следующий конверт. (Право жить и воспитываться в семье)
- Отгадайте.
1.Кто встает раным – рано
В доме с ней добро, тепло,
Дочку, сына одевает
Да и в садик провожает (мама).
2.Он машину ловко водит,
В стенку гвоздик заколотит,
Маме дома помогает,
И с детишками играет (папа).
3. Кто веселый карапузик –
Шустро ползает на пузе?
Удивительный мальчишка –
Это младший мой… (братишка).
4. Кто любит и меня, и братца,
Но больше любит наряжаться? –
Очень модная она –
Моя старшая… (сестра).
5.Кто ребята, отвечайте,
Вкусно готовит всегда,
Вяжет нам носки и кофты, брюки, юбки, свитера,
Кот Мурлыка под столом, поиграл её клубком (бабушка).
6.Носит медали он на груди,
Всем он на помощь стремится прийти,
Бабушка кличет его молодцом,
Стар он годами, а молод умом (дедушка).
Воспитатель: Перед вами рисунок, как вы думаете кто здесь изображен?
– Как назвать группу людей, живущих вместе? (Семья)
Как вы думаете, про какое право мы с вами будем говорить?
Верно, право на семью. И расскажет нам о нем… (Ответ подготовленного ребенка)
- Каждый человек имеет право жить в семье. Семья - родной дом, самое дорогое, что есть у каждого человека, это люди, которые живут вместе. И никто не имеет право разлучать их насильно Каждый ребёнок имеет право жить со своими родителями, и имеет право на их заботу и любовь.
Воспитатель: Как вы чувствуете любовь родителей?
(Дети по очереди отвечают, как заботятся о них родители).
- Из ваших рассказов видно, что ваши родители очень любят вас, заботятся о вас.
–А если вы будете, друг друга любить, беречь и уважать ваша семья всегда будет крепкой и здоровой. Как пальчики на ладошках.
Пальчиковая гимнастика.
«Пальцы – дружная семья» (клип– анимация)
(Дети повторяют движения)
3-й конверт. (Право на собственное жильё и его неприкосновенность)
– А теперь откроем следующее письмо. Оно пришло от героя у которого была лубяная избушка, а у его соседки ледяная. Пришла весна, растаяла она у неё попросилась она погреться да и выгнала нашего героя из собственного дома. О ком идет речь? (О зайце)
А здесь у нас загадка, послушайте.
Где семье комфортно нашей?
Где поутру пахнет кашей?
Там ступают кошки лапки,
А у входа стоят тапки. (Дом, жилище)
– О каком праве пойдёт речь? (Право на собственное жильё)
Расскажут нам о нем …. (Подготовленные дети)
Дети: Каждый человек имеет право на жильё и его неприкосновенность. Никто не может врываться в ваш дом и лишать вас жилья. Каждый человек должен чувствовать себя дома в полной безопасности.
Помните, что в доме с вами проживают и другие люди. Вы должны относится к ним с уважением, соблюдать правила проживания в доме:
· Вытирайте ноги, входя в дом;
· Не бросать мусор
· Не писать и рисовать на стенах
· Не играть дома в мяч, кричать, стучать.
· Нельзя включать звук телевизора или музыку слишком громко.
Игра «Узнай сказку». (На доске иллюстрации к сказкам)
Воспитатель: Назовите, к каким сказкам иллюстрации? («Теремок», «Лиса, Заяц, и Петух», «Три поросёнка», Волк и семеро козлят», «Рукавичка»).
– Какое право нарушено во всех этих сказках? (Право на жилье и его неприкосновенность)
– Молодцы.
4-й конверт.
Воспитатель: А мы продолжаем нашу консультацию.
- Откроем следующий конверт (Право на образование)
- Посмотрите на картинку и ответьте, что на ней изображено? (На доске картинка с изображением школьных принадлежностей)
– Как назвать эти предметы, одним словом?
– Верно, школьные принадлежности.
- О каком праве рассказывает нам эта схема? (Право на образование).
- Вспомните герой, какой сказки мог воспользоваться этим правом, если бы не продал азбуку, а пошел бы в школу. (Буратино)
Значит следующий автор письма это? (Буратино)
И о каком же праве он хотел бы узнать? (Право на получение образования)
Кто нас просветит о данном праве? …..
Ребенок: Каждый человек имеет право учиться в школе, колледже, университете. Посещать библиотеки, театры, музеи.
Воспитатель: Кто обучает вас здесь в школе? (Учителя)
- А сейчас вспомните, какие пословицы об учёбе вы знаете.
Игра «Продолжи пословицу».
Воспитатель: Я начинаю, а вы продолжаете.
1. Век живи … век учись.
2. Учиться всегда … пригодиться.
3. Ученье – свет, … а не ученье – тьма.
4. Тяжело в ученье – … легко в бою.
5. Делу время - потеха час. О каком праве мы поговорим? (Право на отдых)
Физминутка.
Воспитатель: Давайте отдохнём вместе.
- Дети идут друг за другом, делают движения по тексту стихотворения:
Осенью, весною, летом и зимою,
Мы во двор выходим дружною семьёй.
Встанем в круг и по порядку
Каждый делает зарядку.
Мама руки поднимает,
Папа бодро приседает,
Повороты вправо, влево,
Делает мой братик Сева.
А я сам бегу трусцой
И качаю головой.
– Отдохнули, а теперь возвращаемся в консультацию.
5 й конверт – (Право на отдых)
Расскажет на о нем…
Ребенок: Все люди имеют право на отдых, игры и развлечения, право участвовать в мероприятиях, заниматься спортом.
Воспитатель: Как вы отдыхаете? (Ответы детей).
- Я знаю, что вы все любите отдыхать.
- Какой самый любимый вид отдыха у вас?
- С кем вам больше всего нравиться отдыхать?
- В какое время года? (Высказывания детей)
6- й конверт. (Право на медицинское обслуживание.)
(На разносе предметы из сюжетно - ролевой игры «Больница»)
Воспитатель: Кому принадлежат эти предметы? (Доктору)
О каком праве нас хочет спросить следующий герой? (Право на медицинское обслуживание.)
Кто ответит на этот вопрос?
Ребенок: Каждый гражданин имеет право на охрану здоровья и помощь врача при заболевании. Медицинская помощь оказывается бесплатно.
Воспитатель: Герои, какой сказки давал возможность другим пользоваться правом получения бесплатной медицинской помощи? («Айболит»)
- Что нужно делать, чтобы быть здоровыми? (Закаляться, заниматься спортом, беречь свое здоровье)
– Но если вы вдруг заболели, и нет сил идти в больницу, что нужно сделать? (Вызвать врача или скорую помощь
– А сейчас мы с вами проверим, умеете ли вы правильно вызывать скорую помощь. По какому номеру вызываем скорую помощь? (Скорую помощь вызывают по номеру103) Что нужно назвать в первую очередь? (Фамилию, возраст, домашний адрес.)
Упражнение: «Вызови врача» (Работа в парах)
III. Итог.
– Ребята, вот и рассмотрели мы все письма, которые пришли к нам. Давайте ещё раз вспомним и назовем, о каких правах говорилось в этих письмах.
(Дети в стихотворной форме закрепляют знания о правах)
1.Только ты на свет родился,
Право первое твое:
Получи, чтоб им гордиться
Имя личное свое.
2.Очень трудно самому,
жить на свете одному.
Правом с Мамой жить и с Папой
Пользуйтесь везде ребята.
3.Подросла, взяла я книжки
И пошла я в первый класс.
В школу ходят все детишки -
Это право есть у нас.
4. Я – ребенок, я – малыш.
Я – не котик и не мышь.
Я люблю скакать и прыгать
Это мне не запретишь!
5.Если жар, все тело ломит
И совсем не до игры,
То позвать врача на помощь
Тоже право детворы.
6. Как хорошо, что есть права!
Закон нас строго защищает.
И в нем важны нам все права,
Они великой силой обладают.
7.
Будь ты слабым или сильным,
Белым, черным все равно
Ты родился быть счастливым
Это право всем дано.
Молодцы, я думаю вас по праву можно назвать юными правоведами. Спасибо!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.