Матушкина Светлана Евариевна
учитель начальных классов
МКОУ «ОШ №5»
Технологическая карта внеклассного мероприятия
Предмет: творческая мастерская ценностных ориентаций
Класс: 4
Тема: «Пусть всегда будет мир!»
Оборудование: компьютер, проектор, презентация, модель планеты из голубой бумаги, воздушные шары, трафареты голубей, цветная бумага, ножницы, глобус, трафареты цветов, карточки букв МИР, число 70, карточки с пословицами, глобус, карточки слов войны и мира, флажки Украины и России на глобус, клей, музыкальное сопровождение: позывные Победы, минута молчания, песня «Катюша».
Характеристика учебных возможностей и предшествующих достижений учащихся класса, для которого проектируется внеклассное мероприятие: обучающиеся умеют работать в парах и группе. Данное мероприятие проводилось с обучающимися ОВЗ в 4 классе. На сегодняшний день тема войны и мира очень актуальна. В первую очередь это связано с событиями, происходившими на Украине, в Сирии, а также в честь памяти в сердцах людей о героях, которые ценою своих жизней защитили нашу землю от фашистов в годы Великой Отечественной войны.
Цели мероприятия как планируемые результаты обучения, планируемый уровень достижения целей:
Вид планируемых учебных действий |
Учебные действия |
Планируемый уровень достижения результатов обучения |
Предметные |
Формировать качества патриотизма, сотрудничества, ответственного отношения к миру на Земле, |
Ученик получит знания о государственной символике |
Регулятивные |
умение выполнять целеполагание, планирование, контроль и коррекцию, оценку деятельности. |
Планировать собственную деятельность, осуществлять рефлексию своего отношения к содержанию темы. |
Познавательные |
умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; умение осуществлять поиск и выделение необходимой информации при работе с разными источниками; умения структурировать знания; умения сознательно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; умения наблюдать за языковым материалом, проводить на основе наблюдений операций анализа и синтеза, подведение под понятие; умение строить логическую цепь рассуждений; навыки моделирования. |
Ученик учится собирать пословицы, читать стихи, исполнять песню военной тематики, противопоставлять слова мира и войны, узнает о птице- символа мира, выполнять творческую работу |
Коммуникативные |
воспитывать умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; умение адекватно оценивать границы своего знания и «незнания», свою работу и работу своего товарища, контроль, коррекция, оценка действий партнера; |
Совместные ( групповые), выполняемые под руководством учителя действия обучающихся |
Личностные |
формировать умение устанавливать связь между целью учебной деятельности и её мотивом, этическое оценивания усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей, воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи, гражданско-патриотические качества. |
Ученик получит возможность научиться вести коммуникативную деятельность, устанавливать связь между целью своей деятельности и её мотивом, готовность помочь однокласснику при необходимости. |
Этап урока, время этапа |
Задачи этапа |
Методы, приемы обучения |
Формы учебного взаимодействия |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формируемые БУД |
|||||||
Мотивационно-целевой этап 2 мин |
Настрой на рабочий лад |
Словесный Загадка |
фронтальная |
Ярко светит за окошком, Улыбается, гляди. Что же это? Подскажи…(солнышко) Звучат позывные Победы. Учитель, настраивая ребят, сообщает: Пусть сегодняшнее мероприятие будет ярким, а обстановка будет тёплой, как солнышко. Сегодня вам предстоит чаще всего работать в группе. Для этого понадобятся следующие умения: уметь выслушивать друг друга, уметь договариваться, уметь сотрудничать друг с другом. Желаю плодотворной работы, при необходимости помогайте друг другу. (учитель напоминает о роли членов группы: «Координатор контролирует и направляет работу в группе, завхоз помогает раскладывать раздаточный материал для работы, ответственный за тишину отвечает за дисциплину в группе»). |
Дети отгадывают загадку, настраиваются на рабочий лад |
Регулятивные коммуникативные |
|||||||
Ориентировочный этап 3 мин |
Актуализация имеющихся знаний |
Словесный, наглядный
Приём «Мозговой штурм» |
фронтальная |
Дорогие ребята, сегодня мы поговорим о том, что волнует каждого человека, потому что без этого жить очень трудно, страшно и порой даже невозможно. -О чём же пойдёт речь? Вы попытаетесь определить сами. За каждый правильный ответ на вопрос вы будете получать буквы, из которых потом необходимо составить слово. -Назовите число, в котором 7 дес. (1гр.) Какое это число? (2 гр.) (четное, двузначное) К этому числу мы вернемся чуть позже. (Р) 1. -Перед вами символы. Определите, что это за символы: флаг России (1 гр.), флаг Удмуртии (2 гр.)(И)Объясните значение цветов на флаге? Назовите столицу России. (1 гр.). Назовите столицу Удмуртии (2 гр.) (М) |
Ответы детей
|
Регулятивные Коммуникативные, познавательные |
|||||||
1 мин |
Умения работать в группе |
Наглядный, практический |
групповая |
Учитель контролирует работу в группе |
Дети из букв составляют слово (МИР) |
Регулятивные, коммуникативные |
|||||||
Поисково-исследовательский этап 1,5 мин |
Умения высказывать свои мнения |
Наглядный, словесный Словарная работа |
фронтальная |
Правильно, мы будем говорить о мире. (Слайд 1) -Что такое мир? -У слова мир много значений:(Слайд 2) 1.Мир в широком смысле — всё, что существует, Вселенная 2.Мир в более узком смысле — планета Земля. 3.Мир - название любой планеты. Используется как синоним слова планета. 4.Мир — спокойствие, отсутствие войны, покой. Для чего нужен мир? |
Высказывания детей |
Регулятивные, коммуникативные, познавательные |
|||||||
7 мин |
Умения слушать учителя |
Наглядный, словесный Рассказ
Минута молчания |
фронтальная |
Учитель показывает и рассказывает о нашей стране: - Вот наша страна Россия. Она могучая и огромная. Если мы захотим проехать из одного уголка страны в другой, то на самом быстром самолете придется лететь целый день. Наша страна такая большая, что, когда в одном краю ночь, и все люди спят, на другом конце страны, в других городах и селах ребята и играют. В одном краю нашей страны холодно, а в другом в это время очень жарко. Вот такая удивительная наша страна. О нашей стране, о России сложено много стихов и песен. В ней в мире и согласии проживают люди разных национальностей. Мы с вами живём под мирным небом. Но не всегда оно было безоблачным и мирным… Давайте вернемся снова к числу 70. Какое значение имеет это число в этом 2015 году? Совсем скоро, а именно 9 мая 2015 г. Наша страна будет праздновать великую дату - 70 лет со Дня победы. Как называлась эта война? Война – это страшное слово. С кем воевал наш народ? Сколько лет она продолжалась? Она продолжалась четыре года, 1418 дней и ночей. Эта страшная война унесла за собой жизни около 27 миллионов советских людей. Вот какой ценой завоёвано мирное небо над головой, мирное счастье. И в этом огромная заслуга наших дедов и прадедов, которые ценою своих жизней защитили нашу землю от фашистов. Люди! Покуда сердца стучатся, - помните! Какою ценой завоёвано счастье, - пожалуйста, помните! -Давайте почтим память павших героев минутой молчания. Прошу всех встать. Прошу всех сесть. Тогда советский народ отстоял нашу землю. Перестала литься кровь советских солдат, люди стали возвращаться к мирной жизни.
Вам, конечно, трудно представить, что совсем недавно, недалеко от нас, мирное небо было затянуто копотью и гарью от разрывающихся снарядов и бомб, пожаров, которые уничтожали дома мирных жителей. На войну отправляли совсем юных солдат, вчерашних школьников. А как приходилось переживать их родителям! Всё это происходило и в дружеской нам стране -Украине. Именно в этих районах шли сильные бои, которые унесли жизни многих солдат и мирных жителей. Слайд 10 На следующем слайде вы видите страшные кадры, снятые фотокорреспондентами на Востоке Украины. Это всё, что осталось после бомбежек, после артобстрелов. Слайд 11 Многие жители вынуждены были покидать свои родные дома, уезжать из своей страны, прячась от бомб и снарядов. На сегодняшний день объявлено мирное соглашение. И жители Украины надеются, что наступит мир и никто не сможет его разрушить. -Отчего же это происходит, отчего разгораются войны? В мире вокруг нас сейчас много зла, очень много безжалостных, безответственных людей. А зло, вражда и непонимание приводят к войне. Настоящий человек живет, трудится для того, чтобы творить добро, делать нашу Родину краше. Если бы все люди на земле обладали бы качествами настоящего человека, не было бы ни насилия, ни тревоги, ни слез. А ведь для человека самое дорогое – это жизнь. |
Дети слушают учителя
Все чтут память павших героев минутой молчания |
Регулятивные, познавательные |
|||||||
Практический этап 4 мин |
Умения рассуждать, высказывать свои мысли |
Словесный, наглядный Прием «Противопоставление слов» |
фронтальная |
Учитель предлагает найти слова войны и слова мира, которые даны на доске: - Мы подошли к следующему этапу. Давайте попробуем выбрать среди данных слов слова, символизирующие «мир» На доске даны карточки слов: зло, вражда, ненависть, жестокость, бесчеловечность, доброта, дружелюбие, любовь, милосердие, великодушие. Учащиеся распределяют данные слова в две колонки. Эти слова (слова мира) помогут сохранить и построить мир. Прочитайте слова с левой стороны. Как вы считаете, эти слова строят мир или они разрушают его? Эти слова разрушают мир, а если рушится мир, наступает война. Значит, можно считать, что эти слова символизируют войну.
Проверка (слайд 12)
Эти прекрасные человеческие качества не даются человеку от рождения. Они развиваются, когда человек учится быть лучше, делать добрые дела. Если бы все люди имели эти прекрасные качества, тогда над нашими головами всегда было мирное небо. |
Высказывания детей, свои ответы проверяют со слайда |
Регулятивные, коммуникативные, познавательные |
|||||||
3 мин |
Умения составлять пословицы |
Словесный, наглядный, практический Прием «Собери пословицу» |
групповая |
Учитель предлагает вспомнить и составить пословицы о мире и Родине. Поработаем в группах (раздаются карточки с пословицами из приложения)
-Мир строит , а война разрушает. -Одна у человека мать, одна и Родина -Дружно за мир стоять войне не бывать. -Худой мир лучше доброй ссоры. |
Обучающиеся сотрудничают в группе и составляют пословицы, затем проверяют со слайда |
Регулятивные, коммуникативные, познавательные |
|||||||
5 мин |
Умения сотрудничать, слушать инструкции, выполнять коллективную творческую работу |
Словесный, наглядный, практический аудиозапись песни «Солнечный круг»
Творческая работа
|
Групповая
|
-А сейчас предлагаю внести свой вклад в дело мира, выполнить коллективную работу - плакат о мире. -Знаете ли Вы, что является символом мира? Вам поможет следующая загадка: Ну, а
это птица мира, Чтобы планета Земля была красивее, давайте украсим её голубями и цветочками (своими ладошками), вырезанными из цветной бумаги. (Плакат выполняется на подготовленном заранее круглом голубом шаблоне планеты Земля, голуби вырезаются по шаблону на белой бумаге, цветы (ладошки)на цветной бумаге.) -Но для начала определим каждому из вас цвет цветочка с помощью считалки о цветах радуги («Каждый охотник желает знать, где сидит фазан»). Но кто-то получит 2 цвета, это значит нужно вырезать 2 цветочка из данных цветов. Слайд 15 -Работа получилась удивительно красивой, потому что вы работали дружно, внимательно слушали инструкции и оказывали друг другу помощь. |
Дети выполняют творческую работу, по окончании выходят к доске, прикрепляют плакат о мире на доску, оценивается коллективная работа |
Регулятивные, коммуникативные, познавательные |
|||||||
Рефлексивно-оценочный этап 4 мин
5 мин
4,5 мин |
осознание качества и уровня усвоения, умение строить логическую цепь рассуждений, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, оценка полученных знаний, оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей. |
Словесный Чтение стихов
Психологическая пауза звучит песня «Солнечный круг» |
фронтальная |
Учитель предлагает послушать стихи о мире: 1. Мамы, папы,
2. Нам нужен мир на голубой планете,
3. Нам нужен мир, чтоб строить города,
4.Для дружбы, для улыбок и для встреч
5. Завещано беречь нам этот мир-
6. Мы не дадим стать пеплом и золой
7. Нам не нужна война! Пусть всегда будет мир! Учитель предлагает назвать высказывания о мире каждому ученику по очереди: Мир- это утро, полное света и надежд. Мир – это цветущие сады. МИР-это школа, в окнах которой солнце.
Мир – это школьный звонок. Мир – это главное слово на свете. Мир очень нужен нашей планете! Мир нужен детям! Мир нужен взрослым! Мир нужен всем! Миру! - Мир! - В заключении, обращаюсь к вам, молодому поколению. Мир - это то, что нас окружает. Трава, солнце, небо, деревья, птицы, жучки, паучки. Он так прекрасен этот мир: живой и неживой природы. Будьте внимательны и открывайте удивительный, загадочный, волшебный мир, который окружает нас каждый день. Учитесь радоваться первым лучам солнца, пению птиц, бабочкам, цветам, удивительным звукам природы. Уважайте и цените друг друга! Нам
мир завещано беречь Как хорошо жить под мирным небом, играть, радоваться, иметь друзей. Давайте все вместе будем беречь этот удивительный мир!
Будьте счастливы! Будьте добрыми, взаимовежливыми, добродушными, отзывчивыми. Как говорят: «Доброта спасет мир!» Великой Победе посвящается…Звучит знаменитая песня всех времен и народов, которую пели, поют и будут петь во все времена. Песня «Катюша». - На этом наше мероприятие закончено. Всем спасибо за внимание и сотрудничество! |
Дети читают стихи о мире
дети по кругу передают макет свечи, символизирующий «вечный огонь» и произносят слова о мире
Дети слушают учителя
Дети встают в круг, берутся за руки и произносят слова о мире: «Пусть всегда будет солнце, пусть всегда будет небо, пусть всегда будет мама, пусть всегда буду я, пусть всегда будет мир! Нам не нужна война!»
и в заключении дети исполняют песню «Катюша»
|
Регулятивные, познавательные, коммуникативные |
Литература:
1.загадки: http://cbs-angarsk.ru/detyam/stihi_pesni_zagadki/zagadki/zagadki_o_simvolah_rossii.html
2.стихи: http://www.merri-mir.ru/stikhi-mir.html,
http://www.ostrovskazok.ru/pesni-o-mire/nam-mir-zaveschano-berech
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.