Семья как ресурс адаптации первоклассника к обучению в школе.docx
Семья как ресурс адаптации первоклассника к обучению в школе
Семья и школа – это берег и море. На берегу ребенок делает свои первые шаги, а
потом перед ним открывается необозримое море знаний и курс в этом море прокладывает
школа. Но как добиться того, чтобы ребёнок не оторвался от берега и не боялся плыть?
Вспомните, как обычно входит в воду человек? (Робко, сначала испытывая
дискомфорт, потом некоторые постепенно, а некоторые резко ныряют в воду, некоторым
проще, когда их обрызгивают водой).
Примерно также входят в школьную жизнь дети. Но зато, вспомните, как
невозможно потом нас вытащить из этой самой воды…
С приходом в школу изменяется вся жизнь ребёнка, он сталкивается с новыми
условиями, новыми требованиями. Не вызывает сомнения, что уровень готовности ребенка
к школе во многом определяется семьей и ее вкладом в подготовку к школе.
Для оказания помощи родителям на первом этапе школьной жизни, для
сотрудничества способствует разработанная школьным коллективом Программа
подготовки будущих первоклассников.
Рассмотрим данный вопрос с точки зрения тех критериев готовности к школьному
обучению, о которых мы говорили.
Перед педагогами и родителями стоит сложная задача – при вхождении в школьную
жизнь сохранить имеющийся запас здоровья детей, пройдя физиологическую адаптацию.
В соответствии программой программы подготовки будущих первоклассников для
родителей разработан цикл мероприятий (родительские собрания, лектории, беседы,
памятки, тренинги), направленный на просветительскую деятельность по предупреждению
заболеваний в адаптационный период, укрепление здоровья детей и пропаганду здорового
образа жизни.
Привыкая к новым условиям и требованиям, организм ребенка проходит через
несколько этапов: "физиологической бури", неустойчивое приспособление, период
относительно устойчивого приспособления. Будет не лишним помнить обо всем
этом прежде, чем упрекать ребенка в лености и отлынивании от своих новых обязанностей,
а также вспомнить, какие сложности со здоровьем у него имеются.
Такие дети нуждаются в особом подходе и внимании взрослых. Вопервых,
нужно, по возможности, снизить для них психологическую нагрузку. Для этого вторую
половину дня им лучше провести дома, причем желательно обеспечить им 2часовой
дневной сон. Дети нуждаются в ежедневных прогулках на свежем воздухе и
продолжительном ночном сне (примерно 11 часов). И конечно, нужно помнить о
1 необходимости психологической поддержки. Ребенок должен быть уверен, что дома его
попрежнему любят и уважают, несмотря на все школьные трудности.
С приходом в школу, изменяется социальный статус бывшего малыша появляется
новая социальная роль "ученик". Можно считать это рождением социального "Я" ребенка.
Родителям нужно помочь ребенку принять "позицию школьника": чаще ненавязчиво
беседовать о том, зачем нужно учиться, почему в школе именно такие правила, что будет,
если никто не станет их соблюдать. Можно поиграть дома с первоклассником в школу,
существующую только по правилам, которые нравятся ему самому, или совсем без правил.
В любом случае необходимо проявлять уважение и понимание чувств ребенка, так как
его эмоциональная жизнь отличается еще ранимостью, незащищенностью.
Говоря о личностной адаптации детей к школе, нужно помнить, что кардинально
влияет на становление его личности в целом интеллектуальное развитие ребенка, его
развившаяся способность к обобщению переживаний. Таким образом, цепь неудач (в учебе,
в общении) может привести к формированию устойчивого комплекса неполноценности.
Родители также должны учитывать обобщение переживаний при общении со своим
сыном или дочерью: замечать все малейшие достижения ребенка, оценивать не ребенка, а
его поступки, беседуя о неудачах, отмечать, что все это временно, поддерживать
активность ребенка в преодолении различных трудностей.
Важным аспектом интеллектуальной готовности к школе является также умственная
активность и познавательные интересы ребенка: его стремление узнать чтото новое,
понять суть наблюдаемых явлений, решить умственную задачу. Интеллектуальная
пассивность детей, их нежелание думать, решать задачи, прямо не связанные с игровой или
житейской ситуацией, могут стать существенным тормозом в их учебной деятельности.
Вот почему первоочередной заботой родителей должно быть всестороннее развитие
ребенка с помощью специальных занятий. Подчеркнем, что такое обучение должно быть
педагогически верно организовано, т.е. основываться на учете возрастных особенностей
развития, на формировании и использовании присущих именно данному возрасту видов
деятельности с опорой на познавательные возможности ребенка. Правильно поступают те
родители, которые основное внимание уделяют повседневному общению с ребенком. Они
рассказывают ему много интересного, читают с ним книжки, вместе рисуют. Дома вместе
проговаривают то, что видели на прогулке, это легко делается под предлогом рассказа об
увиденном другим членам семьи, но при этом родители должны проявлять полную
заинтересованность.
Таким образом, с первых дней знакомства с ребёнком и семьёй (январьфевраль)
начинается основная работа, направленная на быстрейшее привыкание детей к школе,
приспособление к ней как к среде своего развития и жизнедеятельности.
2 В марте проводится первое родительское собрание на тему «Как подготовить ребёнка
к школе?», на память о котором родители получают буклет с советами психологов «Что
делать?» и «Что не делать?», памятку о распределении ежедневных занятий малыша.
Затем в августе на собрании « Первые дни ребёнка в школе» проведен тренинг родителей
«Как оказать ребенку помощь в адаптации к школе» и даны рекомендации из книги
Джайнот "Родители и дети".
День ребенка:
1. Пробуждение.
2. Выход в школу.
3. Возвращение из школы.
4. Домашние задания. (Смотри Джайнот "Родители и дети").
Для многих родителей, особенно молодых, важна консультационная помощь учителя.
Хорошо зарекомендовала себя форма работы с родителями в виде «Школы для
родителей». Эта форма может быть организована как групповая консультация. При этом
выбирается тема, актуальная в настоящий момент для многих родителей.
На родительском собрании «Первая неделя ребенка в школе» родители не только
продолжили знакомство с особенностями адаптации детей к первому году школьной
жизни, но и увидели фоторяд, который убедил их в важности не только результатов
обучения, но и других сторон жизни ребёнка.
Итогом данной работы стало собрание «Школадом – одна семья», проведенное
совместно со школьным психологом.
Самый важный результат такой помощи это восстановить у ребенка положительное
отношение к жизни, в том числе и к повседневной школьной деятельности, ко всем лицам,
участвующим в учебном процессе (ребенок родители учителя). Когда учеба приносит
детям радость или хотя бы не вызывает негативных переживаний, связанных с осознанием
себя неполноценным, недостаточным любви, тогда школа не является проблемой.
3
Творческая мастерская «Обеспечение преемственности дошкольного и начального образования в соответствии с ФГОС»
Творческая мастерская «Обеспечение преемственности дошкольного и начального образования в соответствии с ФГОС»
Творческая мастерская «Обеспечение преемственности дошкольного и начального образования в соответствии с ФГОС»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.