Творческая работа Одежда Священнослужителей представлена в рамках урока МДК 02.02 Методы конструктивного моделирования швейных изделий студенткой специальности 262019 «Конструирование, моделирование и технология швейных изделий». В работе представлены особенности конструкции и декорирования одежды священнослужителей, дано краткое их описание. Работа содержит красочные иллюстрацию и интересную информацию. Работа отражает самостоятельность и творческий подход.
Одежда
Священнослужителе
й.
Выполнила: Диана Турукина.
МО-11.Для совершения богослужений священнослужители
облачаются в особые священные одежды. Каждому чину
священнослужителей назначено свое облачение, причем
высший чин всегда имеет облачение низших чинов.
Священные одежды изготовляются из парчи или другой
какой-либо пригодной для этого материи и украшаются
крестами.
Одежды диакона составляют: стихарь, орарь и поручи.
Стихарь – длинная одежда без разреза спереди и сзади, с
отверстием для головы и с широкими рукавами. Стихарь
полагается и для иподиаконов. Право ношения стихаря
может быть дано и алтарникам, псаломщикам, а также
прислуживающим в храме мирянам. Стихарь знаменует
чистоту души, которую должны иметь лица священного сана.
Орарь – длинная широкая лента из той же материи, как и
стихарь. Она носится диаконом на левом плече, поверх
стихаря. Орарь знаменует благодать Божию, которую диакон
получил в таинстве Священства.
Поручами называются узкие нарукавники, стягивающиеся
шнурками,
Поручи
напоминают священнослужителям, что они, совершая
охватывающие только запястье.Таинства или участвуя в совершении Таинств, выполняют это
не собственными силами, а силою и благодатью Божией.
Поручи напоминают также узы (веревки) на руках Спасителя
во время Его страданий.
Домашняя одежда диакона составляют подрясник
(полукафтанье) и ряса.
Облачение священника составляют: подризник, епитрахиль,
пояс, поручи и фелонь (или риза).
Подризник – это тот же самый стихарь в несколько
измененном виде.
Отличается он тем, что делается из тонкой белой материи,
и рукава у него узкие со шнурками на концах, которыми они
затягиваются на руках. Белый цвет подризника напоминает
священнику, что он должен всегда иметь чистую душу и
проводить беспорочную жизнь. Кроме того, подризник
напоминает собою еще и тот хитон (нижнюю одежду), в
которой ходил на земле Иисус Христос.
Епитрахиль – тот же орарь, но только сложенный вдвое
так, что, огибая шею, он спускается спереди вниз двумя
концами, которые для удобства сшиты или чем-нибудь
соединены между собою. Епитрахиль знаменует особенную,
двойную сравнительно с диаконом, благодать, подаваемую
священнику для совершения Таинств. Без епитрахилисвященник не может совершать ни одного богослужения, как
и диакон – без ораря.
Пояс надевается поверх епитрахили и подризника и
знаменует готовность служить Господу,
а также
Божественную силу, которая укрепляет священнослужителей
в прохождении их служения. Пояс напоминает и то
полотенце, которым препоясался Спаситель при омовении
ног ученикам Своим на Тайной Вечери.
Риза, или фелонь, надевается священником поверх других
одежд. Одежда эта длинная, широкая, без рукавов, с
отверстием для головы сверху и с большым вырезом впереди
для свободного действия рук. Своим видом риза напоминает
ту багряницу, в которую был облечен страждущий Спаситель.
Ленты, нашитые на ризе, напоминают потоки крови, которые
текли по Его одеждам. Вместе с тем, риза напоминает
священникам и об одежде правды, в которую они должны
быть облечены, как служители Христовы.
Поверх ризы, на груди у священника находится наперсный
крест, который они также носят и на своей домашней
одежде поверх подрясника и рясы.
За усердную, продолжительную службу священникам
даются в награду набедренник, носимый на поясе или
бедре,
представляет собой четырехугольный слегка
продолговатый плат, привешиваемый на ленте через плечо за
два угла на правом бедре и означающий меч духовный.
На голове во время богослужения священники носят
головные украшения – скуфьи – небольшие шапочки из
материи, или камилавки – высокие бархатные шапки,
которые даются как награда или отличие.
Епископ (архиерей) облачается во все одежды
священника: подризник, епитрахиль, пояс, поручи, только
риза (фелонь) у него заменяется саккосом, а
набедренник палицею. Кроме того, епископ
надевает омофор и митру.Палица – это четырехугольный квадратный плат,
привешиваемый за один угол, поверх саккоса на правом
бедре. В награду за усердную службу право носить палицу
иногда получают от правящего архиерея и заслуженные
протоиереи, носящие ее также с правой стороны, а
набедренник в таком случае помещается на левой. У
архимандритов же, как и у архиереев, палица служит
необходимой принадлежностью их облачения. Палица, как и
набедренник, означает духовный меч, то есть слово Божие,
которым должны быть вооружены духовные лица для борьбы
с неверием и нечестием.
епископы
На
носят омофор (наплечник).
Это длинный широкий
лентообразный плат, украшенный крестами. Он возлагается
на плечи епископа так, что, охватывая кругом шею, одним
концом спускается спереди, а другим сзади. Омофор
исключительно принадлежит епископам. Без него епископ,
как священник без епитрахили, не может совершать никакой
службы и напоминает епископу, что священнослужитель
должен заботиться о спасении заблуждающихся подобно
евангельскому доброму пастырю,
отыскав
который,
пропавшую овцу, несет ее домой на своих плечах.
На груди, поверх саккоса, кроме креста, у епископа имеется
еще и панагия, что значит «Всесвятая». Это – небольшой
саккоса
плечах,
сверхкруглый образ Спасителя или Божией Матери, украшенный
цветными камнями.
На голову епископу возлагается митра, украшенная
небольшими образками и цветными камнями. Она знаменует
собою терновый венец, который был возложен на голову
страждущего Спасителя.
Митру имеют также и
архимандриты. В исключительных случаях правящий
архиерей дает право наиболее заслуженным протоиереям
при Богослужениях надевать митру вместо камилавки.
При Богослужении епископы употребляют жезл или посох,
как знак высшей пастырской власти и напоминание на их
священную обязанность – направлять свою паству на путь
Спасения, не допускать ее до заблуждений и отражать
нападения духовных врагов.
Посох дается также
архимандритам и игуменам, как начальникам монастырей.
Во время Богослужения под ноги епископу
подкладываются орлецы – небольшие круглые коврики с
изображением орла, летящего над городом. Орлецы
означают, что епископ должен своими помыслами и делами,
подобно орлу, стремиться от земного к небесному.
Частью церковно-литургической символики являются
разнообразие цветов священнических облачений. Их
цветовую гамму составляют все цвета радуги: красный,
жёлтый, оранжевый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый, а
также белый.
Белый цвет является символом Божественного Света. В
белых облачениях священники служат в великие праздники:Христова,
Богоявления,
Рождества
Вознесения,
Преображения, в них начинается Пасхальная утреня. При
крещении и погребениии священник тоже одет в белое.
Красный цвет вслед за белым продолжает богослужение
Пасхи и в красных ризах служат до праздника Вознесения.
Этот цвет символ неизреченной, пламенной любви Божией к
роду человеческому. Но красный также цвет крови, поэтому в
красных облачениях проходят службы в честь мучеников.
Желтый, или золотой, и оранжевые цвета являются
символами славы, величия и достоинства. В таких
облачениях служат в воскресные дни и в дни памяти
Пророков, Апостолов и Святителей.
Зеленый цвет принят в дни памяти преподобных и
свидетельствует о том, что их монашеских подвиг
оживотворяет человека соединением с Христом и возводит
его на небо. В зеленых цветах служат в день Святой Троицы,
вербное воскресенье, понедельник Святого Духа.
Голубой или синий цвет – это цвет Богородичных
праздников, цвет неба, и он соответствует учению о
Богородице, носившей в своем чреве Христа-Небожителя.
Фиолетовый цвет принят в дни памяти Креста Господня.
В чёрный цвет облачаются священники в дни Великого
поста