Мастер создаёт специальные условия для учебно-творческого процесса, он придумывает такие задания, которые не подразумевают конкретного, книжного ответа на вопрос. Мастер является скорее консультантом, помощником, который организует урок, способствует новому для ребят виду деятельности, способствует познанию.
Панель - фронтальное обсуждение возникшей проблемы. На панели все желающие высказываются по сути новой проблемы, нового видения объекта изучения, чувств, которые возникли на мастерской. Данный элемент мастерской может быть включен на различных этапах урока.
Творческая мастерская - это нестандартная форма организации занятий, инновационная технология обучения, которая помогает создать на занятиях атмосферу, психологический комфорт, развивает у учащихся познавательные, творческие и коммуникативные способности, интерес, учебно-познавательную мотивацию, исследовательскую деятельность, позволяет осуществить и эмоционально прочувствовать процесс совместного творчества (сотворчества), поиска знания, путем самостоятельного или коллективного открытия.
Цели технологии в сравнении с традиционной системой
Традиционная система | Французские мастерские |
Формировать гармоническую личность. | Создавать условия для самореализации обучающихся. |
Дать знания по конкретной теме. | Предоставить возможность для конструирования собственного знания |
Проконтролировать и оценить сделанное. | Реализовать возможности самооценки и самокоррекции. |
Сформировать умение. | Помочь выработать навыки интеллектуального и физического труда, предоставляя учащемуся право на ошибку и право на сотрудничество |
Принципы построения
Работа мастерской основывается на духовной деятельности человека и прежде всего на слове.
Равенство всех, включая мастера.
Не насильственное привлечение к процессу деятельности.
Отсутствие оценки, соревнования, соперничества.
Чередование индивидуальной и коллективной работы создают атмосферу сотрудничества и взаимопонимания.
Важен не только и не столько сам результат, сколько сам процесс.
Очень важные нюансы
Материал лишён логического построения: дети вольны сами выбрать последовательность изложения, разобраться в иерархии вещей.
Процесс познания имеет большую ценность, нежели само знание.
Ученик движется к истине своим путём.
Ученик имеет право на ошибку. Ошибка тоже двигатель познания.
Коллективное творчество культивируется – совместная работа только усиливает эффект плодотворной работы.
Алгоритм мастерской.
I этап.
Индукция («толчок» к процессу)
Создание эмоционального настроя, мотивирующего творческую и исследовательскую деятельность каждого ученика.
Индуктор — слово, образ, фраза, предмет, мелодия, текст, рисунок – все, что может разбудить чувство, вызвать поток ассоциаций, воспоминаний, ощущений, вопросов.
заинтересовать
Системы действий учителя и учащихся
Действия учителя | Действия учащихся |
Запишите всё, что вы знаете об этом познавательном объекте (либо непосредственно даётся задание по определению признаков того или иного понятия, проблемы и т. п.) | Записывают всё, что знают о том или ином познавательном объекте. |
3. Социализация
Работа в малой группе.
Представление всем промежуточного и окончательного результата.
Каждый выступает на основе своего опыта, не боясь высказывать мнение вслух.
Подэтапы 1, 2, 3 могут повторяться в течение урока несколько раз (на основе узнанного + новое)
все получится…
Системы действий учителя и учащихся
Действия учителя | Действия учащихся |
Организует работу в группах. | Работают в группах с ранее рассмотренными в парах познавательными объектами. |
4. Афиширование
Представление «произведений» -
работ учеников (текстов, рисунков, схем, проектов, решений) в аудитории на доску и ознакомление с ними .
«Подарок» для других групп.
смотрите все
Системы действий учителя и учащихся
Действия учителя | Действия учащихся |
Организует обсуждение полученных в групповой работе результатов. | Представляют результаты |
5. Разрыв
Кульминация творческого процесса:
инсайт (озарение), новое видение предмета, явления.
Происходит осмысление полученного эмпирическим (на уровне интуиции) путем опыта через выдвижение гипотез, установление причинно-следственных связей, обоснование сделанных выводов
И появляется информационный запрос, у каждого- свой.
озарение
Системы действий учителя и учащихся
Действия учителя | Действия учащихся |
Фиксирует внимание учащихся на возникших познавательных противоречиях. | Осознают возникшие познавательные противоречия. |
Возможные алгоритмы организации мастерских
Алгоритм 1 (классический). Индукция - самоконструкция – социоконструкция - социализация - афиширование - разрыв - рефлексия
Алгоритм 2. Слово мастера - индивидуальная работа с полученной информацией - работа с литературой - составление и сбор вопросов по изученной теме - выбор вопроса каждой группой - работа с литературой - панель - слово мастера - формулирование выводов - социализация.
Алгоритм 3. Индукция - панель - работа с литературой - обсуждение в парах, а затем в группах - постановка вопросов - выбор группой вопроса для исследовательской работы - понимание проблемы каждым - социализация в группе - поиск гипотезы каждым - выбор наиболее вероятной гипотезы в группе - социализация - планирование и проведение эксперимента по проверке гипотезы - представление выводов - коррекция - обмен проблемами - оценка каждой группой представленных им выводов и возможности их использования при решении поставленной проблемы (социализация).
Алгоритм 4. Индуктор - создание модели объекта, понятия, действия, схемы, рисунка - описание свойства продукта - обмен описаниями -воспроизведение модели по описанию - обмен построенными моделями -уточнение описания модели - слово мастера - использование на практике каждым из участников группы - обмен заданиями в группе - выделение условий правильного выполнения задания - обмен заданиями и моделями к ним между группами - корректировка моделей.
Алгоритм 5. Мастер предлагает 2-3 темы - выбор - каждый просматривает литературу по выбранной теме, формулирует проблему исследования -обнародование проблемы - каждый выясняет все, что он знает по этой проблеме – создание групп по схожим проблемам - формулирование обшей темы исследования - создание банка данных - план исследования – работа по плану индивидуальная, парная, групповая - обсуждение в группе – оформление первого результата - представление - каждая группа, после знакомства с результатами исследования других групп, составляет для них задание (мастер также) – работа над заданиями – оформление и представление второго результата исследования – индивидуальное размышление о проблеме – подготовка и оформление индивидуальных результатов.
Алгоритм 6. Разговор в группах по новой теме – панель – в группах привести пример нового понятия – группы обмениваются примерами, дают их обоснование, предлагают решения проблем, связанных с новым понятием – группы получают свои примеры с обоснованием, которое предложили их соседи – коррекция – группы представляют свои примеры на доске – вопросы других групп – коррекция – группы у доски говорят о тех моментах, которые они исправили – каждый записывает в своей тетради всю необходимую информацию.
Алгоритм 7. Индукция – творческий процесс – творческий продукт – осознание его закономерностей – новый продукт – коррекция своей деятельности – соотнесение с достижениями культуры.
Литература
Иоффе Г.А., «Педагогическая мастерская». Издательство «Паритет», г. С-Петербург, 2003.
Мухина И.А., Еремина Т.Я. Мастерские по литературе: интеграция инновационного и традиционного опыта. Книга для учителя. – С-Петербург., 2002.
Окунев А.А. , «Как учить не уча». Издательство «Питер Пресс», г. С-Петербург, 1996.
Окунев А.А. , «Урок? Мастерская? Или...». Издательство «Питер Пресс», г. С-Петербург, 2001.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.