Творческие задания на уроках окружающего мира как метод развития творческого воображения
Оценка 4.9

Творческие задания на уроках окружающего мира как метод развития творческого воображения

Оценка 4.9
Руководства для учителя
doc
окружающий мир
1 кл—4 кл
28.01.2020
Творческие задания на уроках окружающего мира как метод развития творческого воображения
Статья о том, какие задания могут применяться на уроках окружающего мира для развития творческого воображения учащихся начальной школы.
Творческие задания на уроках окружающего мира как метод развития творческого воображения.doc

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

                средняя общеобразовательная школа  п.Созимский    

                                                    

 

 

Номинация: "Начальная школа"

"Творческие задания на уроках окружающего мира как метод

развития творческого воображения"

Автор: Стрелкова Тамара Николаевна,

учитель начальных классов

МКОУ СОШ п.Созимский

2020 г.

 

 

 

 

 

 

 

Творческие задания на уроках окружающего мира как метод

развития творческого воображения

         Современный мир бурно развивается. В настоящее время он нуждается в творческих, активных,  оригинально мыслящих людях, способных нестандартно решать   поставленные   задачи   и, на основе критического анализа ситуации, формулировать новые перспективные задачи. Поэтому развитие творческого потенциала молодежи – одна из самых важных задач в сфере образования. От решения этой задачи зависит интеллектуальный,  и экономический потенциал граждан нашей страны.

         Для современной начальной школы делается социальный заказ,  предполагающий развитие творческих людей, имеющих нестандартный взгляд на проблемы, умеющих легко и быстро ориентироваться  в различных ситуациях, действующих инициативно и креативно. Также достаточно актуально в современной системе развивающего обучения встаёт вопрос о развитии творчества, как вида деятельности, который имеет развивающую функцию.

         Для творческого развития на данный момент существует огромное количество перспектив: появляются различные электронные технологии, множество материала для творчества, свободный доступ к различной информации. Но «погружение в творчество» должно быть обеспечено грамотным сочетанием и чередованием форм, методов и приёмов организации творческой деятельности детей на каждой ступени образования с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей, соблюдения принципов доступности.

         Воображение – особая сторона жизни человека. Высокоразвитое воображение и умение создавать нечто оригинальное, отличающееся от обыденного – основные составляющие творческой личности. Творческие люди - двигатель прогресса. Сказки, фантастические  рассказы – это результат воображения. Благодаря воображению, дети играют в игры, люди  создают произведения искусства, делают научные открытия. Без воображения остановится прогресс, а значит и развитие человечества.

         Сензитивный период воображения от 5 до 15 лет. И если в этот период воображение специально не развивать, в последующем наступает быстрое снижение активности этой функции. Л.С. Выготский придавал большое значение воображению: «Активизация воображения личности не происходит сама по себе, а для этого необходимо целенаправленное психолого-педагогическое воздействие». Из этого следует, что дальнейшее становление творческого воображения младшего школьника зависит, прежде всего, от методов и приёмов развивающего обучения и воспитания, которые учитель применяет на уроках.

         В начальных классах учащиеся начинают изучать предмет "Окружающий мир". Он очень интересный, объёмный по содержанию. Зачастую, ребёнок, который только начинает свой нелегкий путь в овладении знаний, не может освоить большой объем знаний «Окружающего мира». Так предмет может стать для ученика очень сложным.    

         В свою очередь учитель не должен допустить, что бы у ученика пропал интерес к изучению этого предмета и учебе в целом. Исходя из этого, учителю следует находить все новые и новые способы для того, что бы заинтересовать своих учеников, пробудить в них познавательную активность. Учитель, работающий с младшими школьниками, знает, что дети этого возраста с удовольствием выполняют задания творческого характера. Такого рода задания развивают воображение, формируют инициативность, творческую индивидуальность.

         Развитие творческого воображения на уроках формируется с помощью творческих заданий, которые планирует учитель. Творческие задания – это такие учебные задания, которые требуют от учащихся не только воспроизведения полученной информации, но и творчества. Они помогают реализовать и раскрыть творческие возможности учащихся. Творческое задание мотивирует обучающихся, а также придает смысл обучению, помогает развивать беглость мышления, гибкость ума, оригинальность, любознательность, умение выдвигать и разрабатывать гипотезы.

         Творческие задания репродуктивного уровня более лёгкие. Именно с таких заданий  нужно начинать  работу по развитию творческого воображения. К ним относятся:

·       рисунки

·       дорисовывание фигур

·       игры

·       творческие работы с текстами

·       творческие  рассказы

·       объяснение природных явлений

·       ребусы

·       кроссворды

·       подбор произведений искусства (картины, музыка)

·       составление различных предметов из геометрических фигур (растений, животных)

·       составление  пазлов, синквейнов

         Затем переходить к более сложным заданиям более творческого уровня.  К ним относятся:

·       рассказы с ошибками

·       сказки

·       логические цепочки

·       сочинения стихотворений

·       моделирование

·       показ мини-спектаклей

·       разработка игр

         Уроки "Окружающего мира" предоставляют большие возможности для выполнения самых разнообразных творческих заданий.     Выбор творческого задания для школьников сам по себе является творческим заданием для учителя, так как требуется найти такое задание, которое являлось бы полезным и практическим для детей, не имело однозначного ответа, вызывало бы интерес учащихся и соответствовало целям обучения.

         Уроки окружающего мира являются эффективным средством развития логического мышления учащихся, речи. По мнению Н.Ф. Виноградовой,  творческий рассказ кардинально отличается от простого пересказа учебника или объяснения учителя. Можно выделить следующие его характерные особенности:

·       творческий рассказ включает передачу собственного мнения ученика по поводу конкретного события или объекта окружающего мира;

·       ученик может использовать знания, полученные самостоятельно, что выводит рассказ за рамки изучаемого в классе материала; 

·       тема творческого рассказа зачастую требует от рассказчика размышления, сочинения, творческого раздумья.

         К выполнению такого задания детей следует подготовить. В первую очередь разъяснить, что результатом должен стать не пересказ учебника или слов учителя, а рассказ, сочинение, в некотором плане выдумка. Для того что бы настроить детей на выполнение такого задание, можно попросить их представить себе то, о чем они будут составлять рассказ, который может сопровождаться  поэтическими строками и музыкальными произведениями для создания более ярких образов. Не стоит сразу же давать план или образец выполнения задания, лучше дать детям свободу творчества, а после того, как все выступят с рассказами зачитать, как тоже явление описывает в своем рассказе писатель

         Наиболее яркие эмоции вызывает у детей работа с музыкой и живописью. Простор для использования их на уроках окружающего мира велик. Так например, прослушав музыкальную композицию И. Римский - Корсаков «Море» можно предложить детям подобрать к ней одну из репродукций картин И. Айвазовского «Лунная ночь на Капри», Г. Дмитриева «Бурное море», Ю. Ковалева «Море» и объяснить свой выбор (приложение 1). Таким образом, у детей развивается воображение, творческое мышление, а так же связная монологическая речь.

         Дети любят рисовать. В рисунках проявляется творчество. Например, во время изучения темы «Охрана растений» детям так же будет интересно самостоятельно составить и нарисовать знаки к правилам по охране растений, написанным в учебнике.

         Сообщение темы урока может проходить путем отгадывания загадки или кроссворда,  при выполнении домашнего задания создать собственный ребус или загадку на данную тему.

         Очень эффективной методикой развития творческого воображения является дорисовывание предложенных фигур. Это задание учащиеся выполняют с большим удовольствием. Этот приём используется для детей разного возраста: как для детей начальной школы, так и подростков. Такое задание является как интересным, так и достаточно трудным. Но уже через некоторое время появляется всё больше по-настоящему оригинальных рисунков и рассказов, их сопровождающих.

         В разработках Л.М. Пакши по развитию творческого воображения большое место отводится рисункам со спрятанными в них предметами, животными или людьми (приложение 2). А также составление коллажей со спрятанными животными, людьми и другими предметами способствует развитию творческого воображения.

         Например, для поддержания наблюдательности и интеллектуальной активности на уроке творчества можно использовать такую головоломку, главная функция которой – развитие пространственного воображения и пополнение знаний учеников о роли зрения для человека. «Сколько животных и их образов скрыл в своей картине художник Стивен Гарднер?» (приложение 3).

         Можно использовать игры на развитие воображения. Подвижные игры можно использовать на физкультминутках, упражнения на релаксацию в конце урока, а игры, подобные  игре "Я знаю животное", на уроке закрепления и обобщения знаний. Очень эффективным методом на развитие творческого воображения и психологического комфорта являются упражнения - релаксации. Например, « Полет высоко в небе».

         Цель: релаксация и развитие воображения. Оборудование: кассета с записью спокойной музыки. Описание упражнения: Психолог включает спокойную расслабляющую музыку и говорит: «Лягте в удобное положение. Закройте глаза и слушайте мой голос. Дышите медленно и легко. Представьте, что вы находитесь на ароматном летнем лугу. Над вами теплое летнее солнце и высокое голубое небо. Вы чувствуете себя абсолютно спокойными и счастливыми. Высоко в небе вы видите парящую птицу. Это большой орел с гладкими и блестящими перьями. Птица свободно парит в небе, крылья еѐ распростерты в стороны. Время от времени она медленно взмахивает крыльями. Вы слышите звук крыльев, энергично рассекающих воздух. Теперь пусть каждый из вас вообразит, что он - птица. Представьте, что это вы медленно парите, плывете в воздухе и ваши крылья распростерты в стороны, ваши крылья рассекают воздух. Наслаждайтесь свободой и прекрасным ощущением парения в воздухе. А теперь, медленно взмахивая крыльями, приближайтесь к земле. Вот вы уже на земле. Откройте глаза. Вы чувствуете себя хорошо отдохнувшими, у вас бодрое настроение и прекрасное ощущение полета, которое сохранится на весь день».

         Творческие задания  дивергентного характера требуют от детей ещё большего проявления творчества. К такому виду заданий можно отнести составление рассказа с ошибками, в котором "составители" осознанно вносят несоответствие действительности, а остальные учащиеся ищут эти  ошибки.         Уроки окружающего мира связаны с продуктивной деятельностью (рисование, аппликация, моделирование, конструирование). Результатом этого вида творчества может стать поделки учащихся – "маленькие произведения искусства". Например, при изучении темы «Разнообразие животного мира», ученикам предлагается сделать модель какого-нибудь животного из подручного материала, составить модель цепи питания.

         Активно развивают творческое воображение рисование на тему "Путаница" (приложение 4), создание викторин, сочинение стихов, сказок. Особенно волнительна встреча со сказкой. Детям она помогает взрослеть, а взрослым даёт возможность прикоснуться к детству. При создании своих сказок появляется возможность дарить их другим, ощущая при этом звенящую радость и волнующую силу творчества.

          Ещё один вид творческого задания по развитию воображения– переделывание известных сказок. Джанни Родари называл его "перевирание сказки", который способствует развитию детской фантазии, по мнению Д.Родари, как никакой другой. Один из приёмов "перевирания" сказок – это их смешение. При этом появляются сказочные гибриды, которые интересны и тем, кто их создаёт, и тем, кто их слушает. Другим приёмом"перевирания" может быть сказка- наизнанку. Суть которой в том, что сказочная тема услышанного выворачивается наизнанку, то есть наоборот. Например, Красная  Шапочка злая, а волк добрый.

         Очень нравится детям составлять сказки или рассказы по цепочке. Класс делится на группы. Каждый участник группы пишет начало и передаёт другому участнику. После написания авторы предоставляют продукт коллективного творчества.

         Можно организовать конкурс небылиц, которые дети составили самостоятельно, создание викторин и проектов.

         Показ мини - спектаклей, которые связаны с темой урока. Основой для него служат небольшие по объёму рассказы, сказки или другие художественные произведения. Методика работы над мини-спектаклем такова: учитель знакомит детей с произведением, помогает распределить роли, предлагает выучить дома слова  роли, подготовить костюм или какой-либо его элемент(шапочка или маска для роли животного). Спектакль проводится без каких-либо репетиций. Перед "актёрами" ставится только одна задача: каждому сыграть свою роль так, чтобы все поняли, кто он и каков по характеру(добрый, злой и пр.). Для театрализованной игры можно, например, использовать такой текст Н. Сладкова ( приложение 5 ).

         Все эти  творческие задания можно использовать на уроках окружающего мира   как методы развития творческого воображения. При этом расширяется индивидуально-творческое пространство, которое осваивает  ученик и позитивно- качественно преобразует его, одновременно испытывает радость открытия, преодоления, преобразования, изменившие представление о мире и о своём месте в нём, определившее творческую направленность личности. В cилу важности и значимости воображения детей необходимо всячески способствовать  его развитию и одновременно использовать для оптимизации учебной деятельности. Этому в значительной мере способствуют приведённые выше упражнения. Они просты в исполнении, интересны и вызывают положительные эмоции. Дети начинают больше фантазировать и заниматься творчеством, которое дарит им радость самостоятельно сделанного открытия.

         Таким образом, применение различных видов творческих заданий  на уроках окружающего мира как методов развития творческого воображения существенно повысит творческий потенциал учащихся и сделает урок более увлекательным.

         В своей практике я часто использую подобные задания. Одно из них –создание игры. Всем классом разработали игру- путешествие "Грибное лукошко".      Цель игры: научить различать съедобные и несъедобные грибы ( подосиновик, подберёзовик, белый, сыроежка, груздь, лисичка, опята, бледная поганка, волнушка, мухомор), развивать у детей речь, внимание, расширять  знания о царстве грибов, закреплять  представление о внешнем виде гриба и основных цветах спектра. Можно пропутешествовать, не набрав грибов в корзину, а можно прийти домой  с полной корзиной (приложение 6).    Также детям особенно интересно составлять рассказы с ошибками (приложение 7)  и ребусы (приложение 8).

 

Рекомендации для педагогов по использованию творческих задания как метода развития творческого воображения младших школьников.

 

·       Использование на уроках различных видов творческих заданий: 

·       творческого рассказывания,  используя информацию из различных источников: энциклопедий, художественных текстов, использование  сети Интернет.

·       подбор произведений искусства к изучаемым темам.

·       выполнение заданий, связанные с продуктивной деятельностью детей (рисование, аппликация, моделирование, конструирование). 

·       дорисовывание силуэтов.

·       проведение игры на физкультминутках.

·       упражнения-релаксации на физкультминутках.

·       составление силуэтов из геометрических фигур.

·       составление ребусов, кроссвордов, синквейнов.

             Алгоритм синквейна
1 строка. Слово существительное(тема).
2 строка . Два прилагательных( определения к теме).
3 строка. Три глагола (по поводу темы).
4 строка. Фраза из 4 слов (отношение к теме).
5 строка. Одно слово (ассоциация к теме).
1. Бабочка.
2. Оранжевая, голубая …
3. Размножается, питается, улетает.
4. Появляется из обычной гусеницы.
5. Насекомое
 

 

·       составление художественных рассказов, сказок, стихотворений.

·       составление рассказов с ошибками.

·       разработка игр по окружающему миру.

·       участие в конкурсах по окружающему миру.

·       создание проектов.

·       инсценировки по изучаемым  темам окружающего мира.

2. Начинать  работу нужно с заданий репродуктивного характера. Затем переходить к более сложным заданиям более творческого уровня.

3. Очень важно, чтобы в решении  творческих заданий принимали участие все дети класса, а для этого они должны быть построены максимально интересно.

4. Использование творческих заданий возможно на разных этапах урока.

5. Главное – чтоб такая работа продолжалась на протяжении всей учёбы детей.

                          Успехов вам и вашим детям!

 

 

Использованная литература:

1. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: Методика обучения: 1 - 4 классы [Текст] / Н.Ф.Виноградова – М.: Вентана - Граф, 2006. - 240 с.

2.Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Книга для учителя[Текст]/ Л.С. Выготский. - М.: Просвещение, 1991.– 345 с.

3.Казаичева И.Н. Активизация воображения учащихся в упражнениях на дорисовывание фигур [Текст] / И.Н.Казаичева // Начальная школа. 2009. №3. – с.26-27.

4.Пакша Л.М. Развитие творческого воображения [Текст]/  Л.М.Пакша //Начальная школа. 2005 г. №12. -с.40-44.

5. Селезнёва Л.В. Творческие задания для развития творческого воображения и мышления на уроках окружающего мира [Электронный ресурс]/ Л.В.Селезнёва // Концепт: научно-методический журнал. 2016. Т.

 

 

 

 
 

Приложение 1

Описание: C:\Users\1\OneDrive\Downloads\Сонька\more_kartina_0.jpg     Описание: C:\Users\1\OneDrive\Downloads\Сонька\207171889.jpg

 

 

Ю.Ковалёв "Море"                                                 И.Айвазовский "Девятый вал"

 

Описание: C:\Users\1\OneDrive\Downloads\Сонька\110993544009.jpg

Описание: C:\Users\1\OneDrive\Downloads\Сонька\Лунная ночь на Капри 2014.jpg

 

 

 

Г.Дмитриев "Бурное море"                       И.Айвазовский "Лунная ночь на Капри"

 

 

 

 

Приложение 2

 

 

Описание: C:\Users\1\OneDrive\Downloads\Сонька\hello_html_7cbbe190.jpg

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3

 

Описание: http://cs3.livemaster.ru/zhurnalfoto/d/f/7/130131161340.jpg

 

Описание: http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/6/91/446/91446660_olen_o.jpg

 

Приложение 4

 

Описание: C:\Users\1\OneDrive\Downloads\Сонька\25283_nebylica-v-kartinkah.jpg

Приложение 5

Лиса и ёж

– Всем ты, Ёж, хорош  и пригож, да вот колючки тебе не к лицу!

– А что, Лиса, я с колючками некрасивый, что ли?

– Да не то чтобы некрасивый...

– Может с колючками неуклюжий?

– Да не то чтобы неуклюжий...

– Так какой же я такой с колючками-то?

– Да какой-то ты, брат, с ними несъедобный....

 

 

Приложение 6

Игра "Грибное лукошко"

Цель: научить различать съедобные и несъедобные грибы ( подосиновик, подберёзовик, белый, сыроежка, груздь, лисичка, опята, бледная поганка, волнушка, мухомор), развивать у детей речь, внимание, расширять  знания о царстве грибов, закреплять  представление о внешнем виде гриба и основных цветах спектра .

Методические рекомендации. В игре могут участвовать от 1 до 6 человек. С младшими детьми на первом этапе  игру можно провести под  руководством взрослого или старшего. Старшие могут играть самостоятельно после объяснения правил. Игра очень захватывает. Можно играть даже 1 человеку. Если игроков несколько: то самое завораживающее не то, кто первым придёт к финишу, а у кого больше всего окажется в корзине съедобных грибов. С интересом играют и взрослые. Можно прийти первым к финишу, но без единого гриба, а можно набрать целую корзину грибочков.

Правила:

1.Ходим  поочерёдно, согласно стрелкам (знакам передвижения).

2. Отсчитываем столько шагов, сколько выпало очков на кубике.

3. Собираем только съедобные грибы.

4. Если попали на полянку с несъедобными грибами (мухоморами, бледными поганками), то ничего в корзинку не складываем.

Ход игры. Распределить фишки между играющими. Определить очерёдность хода. Обычно первый ходит тот, кому больше всех очков  выпало на кубике. Остальные  – по мере убывания очков.

Описание: игра Грибное лукошко                Описание: игровое поле

Описание: пенёчки с опятами         Описание: полянка белых 

пенёчки с опятами                             полянка белых грибов

Описание: полянка подосиновиков    Описание: полянка мухоморов

полянка с подосиновиками          полянка с мухоморами

 

 

Приложение 7

Рассказы с ошибками

Животноводство

         Животноводство – отрасль сельского хозяйства, которая занимается разведением диких животных. Среди них есть насекомые, птицы, звери, рыбы, земноводные. Их содержат на специальных фермах. Домашнюю рыбу разводят в реках. В специальных домиках– ульях–   живут домашние пчёлы.

Растениеводство

         Растениеводство – отрасль промышленности. Много культурных растений выращивает человек. Среди них цветы, овощи, ягоды, фрукты. Фрукты выращиваются в садах, цветы и ягоды – в парниках, овощи – в огороде. Садоводство – это выращивание  овощей. Очень приятны и полезны результаты растениеводства!

Каменный уголь

Каменный уголь добывают в море. Он рыхлый, серого цвета. Используется как топливо.

Пожар

         Я была дома одна. Родители были на работе. Мне показалось холодно и я затопила печку. Печную дверцу я оставила открытой, чтобы огонь в печке лучше разгорелся. Я долго смотрела на красное пламя. Потом мне захотелось спать. Я прилегла на диван, забыв закрыть печную дверцу, и заснула. Когда я проснулась, в квартире был пожар. Я побежала к окну и открыла его. Позвонила в пожарную часть и вызвала пожарных. Затем я выбежала на лестничную площадку, села в лифт и поехала. Но вдруг лифт остановился. Я испугалась и начала нажимать на все кнопки.  К моему счастью спасатели помогли выйти из лифта. Так благополучно кончилась вся история с пожаром.

Дружная семья

         Жила-была девочка Катя. Она любила овощи. Поэтому Катя вместе с родителями каждый год зимой садили огород, а летом отдыхали: катались на лыжах и ватрушках с горки. По вечерам устраивали семейное чаепитие. Пили ароматный чай с солью. Часто и мы заходили к ним в гости на чашечку чая.

Приложение 8

 

 

1. Вписать названия зверей.

.

 

 

 

ь

 

 

 

 

 

ь

 

 

 

 

 

 

ь

 

 

 

 

 

 

 

ь

 

 

 

 

 

 

 

 

ь

 

 

 

 

 

 

(Лось, хорь, выпь, конь, лебедь, тюлень, соболь, лошадь, олень, медведь, выхухоль.)

2. Вписать названия птиц.

 

 

 

 

ь

 

 

 

 

 

ь

 

 

 

 

 

 

ь

 

 

 

 

 

 

 

ь

 

 

 

 

 

 

 

 

ь

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ь

 

 

 

 

 

 

 

Выпь, гусь,  огарь, голубь, лебедь, глухарь, журавль, неясыть, снегирь, селезень, секретарь, коростель.

 


Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа п

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа п

Творческие задания на уроках окружающего мира как метод развития творческого воображения

Творческие задания на уроках окружающего мира как метод развития творческого воображения

Учитель, работающий с младшими школьниками, знает, что дети этого возраста с удовольствием выполняют задания творческого характера

Учитель, работающий с младшими школьниками, знает, что дети этого возраста с удовольствием выполняют задания творческого характера

К выполнению такого задания детей следует подготовить

К выполнению такого задания детей следует подготовить

Например, « Полет высоко в небе»

Например, « Полет высоко в небе»

Показ мини - спектаклей, которые связаны с темой урока

Показ мини - спектаклей, которые связаны с темой урока

Алгоритм синквейна 1 строка. Слово существительное(тема)

Алгоритм синквейна 1 строка. Слово существительное(тема)

Приложение 1 Ю.Ковалёв "Море"

Приложение 1 Ю.Ковалёв "Море"

Приложение 2

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 3

Приложение 4 Приложение 5

Приложение 4 Приложение 5

Приложение 6 Игра "Грибное лукошко"

Приложение 6 Игра "Грибное лукошко"

Приложение 7 Рассказы с ошибками

Приложение 7 Рассказы с ошибками

Вписать названия зверей. . ь ь ь ь ь (Лось, хорь, выпь, конь, лебедь, тюлень, соболь, лошадь, олень, медведь, выхухоль

Вписать названия зверей. . ь ь ь ь ь (Лось, хорь, выпь, конь, лебедь, тюлень, соболь, лошадь, олень, медведь, выхухоль
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.01.2020