«Творческие и педагогические аспекты деятельности концертмейстера детской школы искусств»
Оценка 5
Руководства для учителя
doc
музыка +1
Взрослым
07.08.2018
Деятельность аккомпаниатора-пианиста подразумевает обычно лишь концертную работу, тогда как понятие концертмейстер включает в себя нечто большее: разучивание с солистами их партий, умение контролировать качество их исполнения, знание их исполнительской специфики и причин возникновения трудностей в исполнении, умение подсказать правильный путь к исправлению тех или иных недостатков. Таким образом, в деятельности концертмейстера объединяются творческие, педагогические и психологические функции и их трудно отделить друг от друга в учебных, концертных и конкурсных ситуациях.Деятельность аккомпаниатора-пианиста подразумевает обычно лишь концертную работу, тогда как понятие концертмейстер включает в себя нечто большее: разучивание с солистами их партий, умение контролировать качество их исполнения, знание их исполнительской специфики и причин возникновения трудностей в исполнении, умение подсказать правильный путь к исправлению тех или иных недостатков. Таким образом, в деятельности концертмейстера объединяются творческие, педагогические и психологические функции и их трудно отделить друг от друга в учебных, концертных и конкурсных ситуациях.
Творческие и педагогические аспекты деятельности концертмейстера детской школы искусств.doc
«Творческие и педагогические аспекты деятельности
концертмейстера детской школы искусств»
Термины «концертмейстер» и «аккомпаниатор» не тождественны,
хотя на практике и в литературе часто применяются как синонимы.
Аккомпаниатор (от франц. «akkompagner» сопровождать) – музыкант,
играющий партию сопровождения солисту (солистам) на эстраде. Мелодию
сопровождают ритм и гармония, сопровождение подразумевает ритмическую
и гармоническую опору. Отсюда понятно, какая огромная нагрузка ложится
на плечи аккомпаниатора. Он должен справиться с ней, чтобы достичь
художественного единения всех компонентов исполняемого произведения.
Концертмейстер – музыкант, помогающий вокалистам, инструменталистам,
артистам балета разучивать партии и аккомпанирующий им в на репетициях и
в концертах.
Какими же качествами и навыками должен обладать музыкант, чтобы
быть хорошим концертмейстером? Прежде всего, он должен хорошо владеть
инструментом – как в техническом, так и в музыкальном плане. Плохой
исполнитель никогда не станет хорошим концертмейстером, как, впрочем,
всякий хороший не достигнет больших результатов в аккомпанементе, пока
не усвоит законы ансамблевых соотношений, не разовьет в себе чуткость к
партнеру, не ощутит неразрывность и взаимодействие между партией солиста
и партией аккомпанемента.
Хороший концертмейстер должен обладать общей музыкальной
одаренностью, хорошим музыкальным слухом, воображением, умением
охватить образную сущность и форму произведения, артистизмом,
способностью образно, вдохновенно воплотить замысел автора в концертном
исполнении. Концертмейстер должен научиться быстро осваивать
музыкальный текст, охватывая комплексно трехстрочную и многострочную
партитуру и сразу отличая существенное от менее важного.
Специфика работы концертмейстера в школе искусств состоит в том, что ему
приходится сотрудничать с представителями разных художественных
специальностей, и в этом смысле он должен быть «универсальным»
музыкантом.
Перечислим, какие же знания и навыки необходимы концертмейстеру
для начала профессиональной деятельности в школе искусств:
• умение читать с листа фортепианную партию любой сложности;
• владение навыками игры в ансамбле;
• умение транспонировать в пределах кварты текст средней трудности;
• знание правил оркестровки;
• умение читать и транспонировать на полтона и тон вверх и вниз;
• знание основных дирижерских жестов и приемов;
• знание основ вокала: постановки голоса, дыхания, артикуляции, нюансировки;
• знание основ фонетики итальянского, немецкого, французского языков;
• знание основ хореографии;
• умение одновременно играть и видеть танцующих;
• умение подбирать вступления, отыгрыши, заключения, необходимые в
учебном процессе на занятиях хореографии;
• умение подобрать мелодию и аккомпанемент;
• знание истории музыкальной культуры, изобразительного искусства и
литературы.
Концертмейстеру необходимо накопить большой музыкальный репертуар,
чтобы почувствовать музыку различных стилей. Чтобы овладеть стилем
какоголибо композитора изнутри, нужно играть подряд много его
произведений Хороший концертмейстер проявляет большой интерес к
познанию новой, неизвестной музыки, знакомству с нотами тех или иных
произведений, слушанию их в записи и на концертах.
При всей многогранности деятельности концертмейстера на первом плане
находятся творческие аспекты. Творчество – это созидание.
Необходимым условием творческого процесса концертмейстера является
наличие замысла и его воплощение. Реализация замысла органично связана с
активным поиском, который выражается в раскрытии, корректировке и
уточнении художественного образа произведения, заложенного в нотном
тексте и внутреннем представлении. Для постановки интересных задач в
музыкальнотворческой деятельности концертмейстеру обычно бывает
недостаточно знаний только по своему предмету.
Необходимы глубокие познания в дисциплинах музыкально
теоретического цикла (гармонии, анализа форм, полифонии).
Разносторонность и гибкость мышления, способность изучать предмет в
различных связях, широкая осведомленность в смежных областях знаний
все это поможет концертмейстеру творчески переработать имеющийся
материал.
Концертмейстер должен обладать рядом положительных психологических
качеств. Так, внимание концертмейстера – это внимание совершенно особого
рода. Оно многоплоскостное: его надо распределять не только между двумя
собственными руками, но и относить к солисту – главному действующему
лицу. В каждый момент важно, что и как делают пальцы, как слуховое
внимание занято звуковым балансом (которое представляет основу основ
ансамблевого музицирования), звуковедением у солиста; ансамблевое
внимание следит за воплощением единства художественного замысла. Такое
напряжение внимания требует огромной затраты физических и душевных сил.
Мобильность, и быстрота и активность реакции также очень важны для
профессиональной деятельности концертмейстера. Он обязан в случае, если
солист на концерте или экзамене перепутал музыкальный текст (что часто
бывает в детском исполнении), не переставая играть, вовремя подхватить солиста и благополучно довести произведение до конца. Опытный
аккомпаниатор всегда может снять неконтролируемое волнение и нервное
напряжение солиста перед эстрадным выступлением. Лучшее средство для
этого – сама музыка: особо выразительная игра аккомпанемента, повышенный
тонус исполнения. Творческое вдохновение передается партнеру и помогает
ему обрести уверенность психологическую, а за ней и мышечную свободу.
Воля и самообладание – качества, также необходимые концертмейстеру и
аккомпаниатору. При возникновении какихлибо музыкальных неполадок,
происшедших на эстраде, он должен твердо помнить, что ни останавливаться,
ни поправлять свои ошибки недопустимо, как и выражать свою досаду на
ошибку мимикой или жестом.
Концертмейстеру школы искусств совершенно необходимо умение
транспонировать музыку в другую тональность. Умение транспонировать
входит в число непременных условий, определяющих его профессиональную
пригодность. В вокальном или хоровом классе ДШИ концертмейстеру
нередко могут предложить сыграть аккомпанемент не в той тональности, в
которой напечатаны ноты. Это объясняется тесситурными возможностями
голосов, а также состоянием голосового аппарата детей на данный момент.
Для успешного аккомпанемента в транспорте музыкант должен хорошо
усвоить курс гармонии и иметь навыки исполнения гармонических
последовательностей на фортепиано в различных тональностях. Необходимо
также практическое знание аппликатурных формул диатонических и
хроматических гамм, арпеджио, аккордов.
Основным условием правильного транспонирования является мысленное
воспроизведение пьесы в новой тональности. В случае транспонирования на
полутон, составляющий интервал увеличенной примы (например, из до
минора в додиез минор), достаточно мысленно проставить другие ключевые
знаки и произвести по ходу исполнения подмену случайных знаков.
Транспонирование на интервал малой секунды в некоторых случаях можно
представить как переход в тональность, смешенную на увеличенную приму
(например, переход из до мажора в ре–бемоль мажор, который мыслится
пианистом как додиез мажор). На интервал секунды транспонировать
труднее, так как обозначение читаемых нот не соответствует их реальному
звучанию на клавиатуре. В данной ситуации решающую роль приобретает
внутреннее слышание транспонируемого произведения, ясное осознание всех
модуляций и отклонений, функциональных смен, структуры аккордов и их
расположения, интервальных соотношений и взаимосвязей как по
горизонтали, так и по вертикали.
В процессе транспонирования с листа нет времени для мысленного
перевода каждого звука на тон ниже или выше. Поэтому огромное значение
приобретает умение аккомпаниатора мгновенно определять тип аккорда
(трезвучие, секстаккорд, септаккорд в обращении и т.п.), его разрешение,
интервал мелодического скачка, характер тонального родства и т. д. Тренировка навыков транспонирования проводится обычно в следующей
последовательности: сначала на интервалы увеличенной примы, затем на
интервалы большой и малой секунды, потом на терцию. Транспонирование с
листа на кварту чрезвычайно сложно и на практике редко встречается.
При транспонировании на терцию может быть использован облегчающий
прием, состоящий в следующем. Если транспонируешь на терцию вверх, то все
ноты скрипичного ключа читаются так, как если бы они были написаны в
басовом, но с обозначением «на две октавы выше». А при транспонировании
на терцию вниз все ноты басового ключа читаются так, как если бы они были
написаны в скрипичном, но с обозначением «на две октавы ниже».
При транспонировании знакомого уже произведения, как и при чтении с
листа важно, прежде чем начать игру, отчетливо представить себе звучание
произведения (хотя бы в основной тональности), внутреннюю логическую
схему его развития, линию мелодикогармонического движения. Важно
мысленно очутиться в новой тональности, вспомнить, как строятся в ней
основные аккорды (на клавиатуре). Нужно видеть и слышать не отдельные
изолированные звуки, а их комплексы, гармонический смысл, функцию
аккордов.
Значительно облегчает транспонирование способность следить в первую
очередь за партией солиста и одновременно за движением баса (нижнего
голоса музыкальной партитуры). Концертмейстер с хорошим гармоническим
слухом, представляя развитие мелодии солиста, не будет ошибаться в
ведении басовой линии. Этот прием ускорит приближение желанной цели:
схватывать в новой тональности сразу четыре (включая словесную) строчки
партий солиста и музыкального инструмента. Несомненно, быстрота
ориентировки в новой тональности достигается скорее теми, кто любит и
умеет подбирать по слуху, импровизировать. Им легче предвидеть ход
музыкального развития, догадаться о тех элементах фактуры, которые не
успели заметить и осознать.
При освоении навыков транспонирования свое полезное действие окажет
комплексное восприятие разных типовых связей нотного текста
(секвенционных последовательностей, движения звуков параллельными
интервалами, мелодических образований по типу мелизмов и др.). При
транспонировании незнакомого аккомпанемента очень важен этап
предварительного просмотра нотного текста, во время которого музыканту
надо постараться мобилизовать свои аналитические способности и услышать
музыку внутренним слухом.
Специфика работы концертмейстера в школе искусств, предполагает
желательность, а в некоторых случаях и необходимость обладания такими
умениями, как подбор на слух сопровождения к мелодии, элементарная
импровизация вступления, отыгрышей, заключения, варьирование
фортепианной фактуры аккомпанемента при повторениях куплетов и т.д.
Такие умения понадобятся в вокальном классе, когда при разучивании народных и популярных детских песен не имеется нот с полной фактурой
(классический вокальный репертуар исключает широкое использование
импровизации).
Концертмейстер ДШИ, как правило, участвует в многочисленных
культурновоспитательных мероприятиях школы (праздничные огоньки,
вечера, юбилеи школы и т.п.), где ему приходится аккомпанировать на слух
мелодиям неклассического репертуара, играть импровизации к
театрализованным сценкам. Эта деятельность составляет часть
профессиональных обязанностей концертмейстера и вписывается в план
воспитательной работы учебного заведения. Наконец, концертмейстеру
хореографического класса умение играть по слуху, дает возможность
освободить внимание (оторвать глаза от нот) для того, чтобы держать в поле
зрения танцоров. При наличии противоречия между игрой по нотам и
необходимостью постоянного зрительного контроля за поющим и
двигающимся коллективом (на эстетическом отделении, в подготовительных
группах) концертмейстер облегчает себе задачу, аккомпанируя по слуху,
частично импровизируя авторский и собственный вариант сопровождения, что
освобождает его от сковывающей привязанности к нотному тексту. Умение
импровизировать музыкальные вставки, вступления и заключения (для
моментов выхода, перестройки танцевальной группы, смены позиций и т.д.) в
характере и жанре исполняемого сопровождения совершенно необходимо для
успешного проведения занятий хореографии.
Специфика концертмейстерской работы на занятиях в ДШИ требует от
концертмейстера мобильности, гибкого отношения к исполняемой фактуре,
умения пользоваться ее удобными вариантами, аранжировкой.
Подбор аккомпанемента по слуху является не репродуктивным, а
творческим процессом, особенно если концертмейстер не знаком с
оригинальным нотным текстом подбираемого сопровождения. В этом случае
он создает собственный вариант фактуры, что требует от него
самостоятельных музыкальнотворческих действий.
Гармонизация мелодий по слуху практический навык, требующий
свободы построения и комбинирования на инструменте аккордовых структур
и владения основными фактурными и ритмическими формулами
сопровождения. Психологическими предпосылками формирования
гармонизации по слуху являются внутренне слуховые и
мыслительноаналитические процессы. Суть первых – в произвольном
оперировании гармоническими представлениями, в создании обобщенного
гармонического образа вокальной или инструментальной мелодии. Для
успешного подбора гармонии к мелодии необходима достаточная степень
автоматизации внутренне слуховых процессов (сенсорные навыки).
Конкретное фактурное оформление подбираемого и импровизируемого
сопровождения должно отражать два главных показателя содержания
мелодии – ее жанр и характер. Концертмейстер должен освоить фактурные формулы сопровождения мелодий, имеющих ярко выраженный жанровый
характер (марш, вальс, полька, баркарола и др. танцы, лирическая песня и
т.п.). Неоспоримой основой сопровождения многих медленных протяжных, а
также маршевых мелодий является аккордовая вертикаль, песенполек –
традиционная формула «бас аккорд». При отсутствии в мелодиях легко
определяемых признаков указанных жанров (подвижных, шуточных,
энергичных, с национальным колоритом, джазовых) акцент должен быть
сделан на выявлении их характера путем конкретного фактурного
оформления сопровождения. В этих случаях допускается большая
вариантность в выборе формул фактуры и их ритмического оформления. В
выявлении жанра и характера мелодии большую роль играет ритмизация
фактурных формул (например, синкопированные ритмы в мелодиях
джазового и эстрадного плана).
Показателем художественного качества аранжировки является также
умение комбинировать при необходимости формулы фактуры в одной и той
же пьесе (сменить фактурную формулу в припеве, втором эпизоде).
Концертмейстер должен также в совершенстве овладеть навыком
дублирования вокальной мелодии фортепианной партией. Этот требует
значительной перестройки всей фактуры и часто требуется в работе с
маленькими вокалистами, еще не имеющими устойчивой интонации, и на
этапе разучивания песен и вокализов.
Импровизация аккомпанемента по слуху, в отличие от аранжировки
нотного оригинала, является одноразовым исполнительским процессом и
осуществляется после обязательной мысленной подготовки. Творческие
процессы в ходе мысленной подготовки протекают без опоры на
исполнительские пробы реального звучания.
Согласно данным музыкальной педагогики, такого рода творческая работа
«в уме» относится к высшим проявлениям внутренне слуховых способностей.
Поэтому предполагается наличие у концертмейстера хорошо развитого
мелодического, и особенно гармонического внутреннего слуха.
Рассмотрим деятельность концертмейстера, работающего с детьми разных
возрастных групп на занятиях хореографии.
Искусство танца без музыки существовать не может. Поэтому на занятиях
в хореографических классах с детьми работают два педагога – хореограф и
музыкант (концертмейстер). Дети получают не только физическое развитие,
но и музыкальное.
Успех работы с детьми во многом зависит от того, насколько правильно,
выразительно и художественно пианист исполняет музыку, доносит ее
содержание до детей. Ясная фразировка, яркие динамические контрасты
помогают детям услышать музыку и отразить ее в танцевальных движениях.
Музыка и танец в своем гармоничном единстве – прекрасное средство
развития эмоциональной сферы детей, основа их эстетического воспитания.
Уроки хореографии от начала и до конца строятся на музыкальном материале. Поклоны, при переходе от одних упражнений к другим должны
быть музыкально оформлены, чтобы ученики привыкли организовывать свои
движения согласно музыке. Музыкальное оформление урока должно
прививать учащимся осознанное
отношение к музыкальному произведению
– умение слышать музыкальную фразу, ориентироваться в характере музыки,
ритмическом рисунке, динамике.
Вслушиваясь в музыку, ребенок сравнивает фразы по сходству и
контрасту, познает их выразительное значение, следит за развитием
музыкальных образов, составляет общее представление о структуре
произведения, определяет его характер. У детей формируются первичные
эстетические оценки. На занятиях хореографии учащиеся приобщаются к
лучшим образцам народной классической и современной музыки, и таким
образом формируется их музыкальная культура, развивается их музыкальный
слух и образное мышление, которые помогают при постановочной работе
воспринимать музыку и хореографию в единстве.
Концертмейстер ненавязчиво учит детей отличать произведения разных
эпох, стилей, жанров. Концертмейстер должен сделать достоянием танцоров
ту музыку, которую создали великие композиторы–хореографы: Глинка,
Чайковский, Глазунов, Штраус, Глиэр, Прокофьев, Хачатурян, Щедрин и
другие.
Движения должны раскрывать содержание музыки, соответствовать ей по
композиции, характеру, динамике, темпу, метроритму. Музыка вызывает
двигательные реакции и углубляет их, не просто сопровождает движения, а
определяет их сущность.
Таким образом, задачей концертмейстера является развитие
«музыкальности» танцевальных движений.
В процессе обучения хореографии осуществляются следующие задачи
музыкального воспитания:
•Развитие музыкального восприятия метроритма;
• Ритмичное исполнение движений под музыку, умение воспринимать их
в единстве;
• Умение согласовывать характер движения с характером музыки;
• Развитие воображения, художественнотворческих способностей;
• Повышение интереса учащихся к музыке, развитие умения
эмоционально воспринимать ее;
• Расширение музыкального кругозора детей.
Литература
1.Баринова М.Н. Очерки по методике фортепиано. Л., 1926
2.Виноградов К. О специфике творческих взаимоотношений пианиста
концертмейстера и певца // Музыкальное исполнительство и современность.
Вып.1 М.: Музыка, 1988
3.Доливо А.Л. Певец и песня. М.; Л., 1948 4.Кубанцева Е.И. Концертмейстерство – музыкальнотворческая
деятельность. Музыка в школе – 2001 № 4
5.Кубанцева Е.И. Концертмейстерский класс. М., 2002
6.Крючков Н. Искусство аккомпанемента как предмет обучения. Л., 1961
7.Люблинский А.А. Теория и практика аккомпанемента: Методологические
основы. Л.: Музыка, 1972
8.Шендерович Е.М. Об искусстве аккомпанемента // С.М. 1969, №
9.Шендерович Е.М. В концертмейстерском классе: Размышления педагога М.,
Музыка, 1996
«Творческие и педагогические аспекты деятельности концертмейстера детской школы искусств»
«Творческие и педагогические аспекты деятельности концертмейстера детской школы искусств»
«Творческие и педагогические аспекты деятельности концертмейстера детской школы искусств»
«Творческие и педагогические аспекты деятельности концертмейстера детской школы искусств»
«Творческие и педагогические аспекты деятельности концертмейстера детской школы искусств»
«Творческие и педагогические аспекты деятельности концертмейстера детской школы искусств»
«Творческие и педагогические аспекты деятельности концертмейстера детской школы искусств»
«Творческие и педагогические аспекты деятельности концертмейстера детской школы искусств»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.