МОУ «Шарапово – Охотская основная общеобразовательная школа»
Творческие задания
как одна из форм работы
с одаренными детьми.
Учитель математики Щитова Н.Н. 2017 г.
Работа с одаренными детьми является одной из основных в работе учителя.
Может, случится так, что в данном месте может просто не оказаться одаренных
детей и что бы учитель не предпринимал, все может быть безрезультатно. С другой
стороны учитель может не предпринимать никаких особых усилий, а ученик
будет везде блистать благодаря своим особым математическим способностям,
работая с математической литературой, самостоятельно, занимаясь на
всевозможных математических курсах. К сожалению, такие дети встречаются все
реже. Мы радуемся, когда ктото из детей занимается на пять и даже хорошо если
на четыре. Можно сказать, где взять детей. И второй вопрос, где найти время на
занятия с детьми. Я не говорю о времени учителя, учитель может всегда! Я говорю
о самих учениках. С введением ФГООС, занятия детей заканчиваются в 15.00.
Хорошо если у учителя есть внеурочная деятельность по математике. А если нет?
Поэтому учителю необходимо на уроке работать с одаренными детьми. Ведь цель
работы состоит в выявлении одаренных детей и подготовке их к участию к
олимпиадам различного уровня. А значит мы должны решать на уроке и
олимпиадные задачи.
Под олимпиадными задачами по математике будем понимать задачи
повышенной трудности, нестандартные по формулировке или методам их решения.
При таком подходе к определению в число олимпиадных задач попадут как
нестандартные задачи по математике, использующие необычные идеи и
специальные методы решения, так и стандартные задачи, но допускающие более
быстрое и оригинальное решение. В принципе можно рассмотреть следующие
основные типы олимпиадных задач по математике.
o задачи на применение специальных методов решений (применение принципа
Дирихле, метода интервалов, метода раскрасок, графов и др.);
o задачи, использующие программный материал, но повышенной трудности
(арифметические задачи, алгебраические задачи, геометрические задачи);
o комбинированные задачи, то есть те, которые используют программный
материал и идеи, изучаемые на кружках, факультативах.
Как же можно организовать работу с олимпиадными задачами по математике
на уроке.
Можно выбрать задания, тесно связанные с темой урока.
3 Слайд.
«Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел».
1) 90+89+88+…+1+0 – 1 – 2 … 90 – 91 – 92 – 93;
2) 1 – 2 + 3 – 4 + 5 – 6 +…+ 2012 2013.
Обе задачи являются стандартными, но, если выполнять действия по порядку,
не применяя законов сложения и вычитания, на это потребуется много времени.
Поэтому ученик, нашедший более быстрое решение этих и подобных задач,
сэкономит время для решения других задач. 4 слайд.
При изучении темы «Степень с целым показателем» можно предложить
учащимся следующие типы задач:
1) Сравните 6523 и 25517.
Решение: 6523 > 6423 = (26) 23 = 2138
25517 < 25617 = (28)17 = 2136
6523 > 2138 , 2138 > 2136 , а 2136 > 25517, значит : 6523 > 25517
2) На какую цифру оканчивается число 20072014?
Решение: Последняя цифра числа определяется последней цифрой числа
72014,
Найдем значения степеней 71, 72, 73, 74, 75, 76, и т.д. и заметим
закономерность: последней цифрой являются числа 7, 9, 3, 1, а далее они
повторяются. Так как число 2014 = 503 ∙ 4 + 2, то 72014 оканчивается той
же цифрой, что и 72 , то есть цифрой 9.
Тогда и число 20072014 оканчивается на цифру 9.
5 слайд.
При изучении темы «Алгебраические дроби», можно рассмотреть следующую
задачу.
Вычислите сумму:
1
х 1
ху
+
1
у
1
z
у
1
z1
zх
, если хуz=1.
Решение: Умножим числитель и знаменатель второй дроби на х, а третьей
на у. Учитывая, хуz=1 получим у всех дробей одинаковые знаменатели.
Сложим данные три дроби и получим дробь, у которой числитель и
знаменатель равны 1 + х + ху. А значит, искомая сумма равна 1.
6 слайд
При изучении квадратных уравнений можно предложить учащимся следующую
задачу. «Может ли дискриминант квадратного уравнения с целыми коэффициентами
равняться 2012? А 2016?»
Решение: У квадратного уравнения ax2 + bx + c = 0. где a, b, c – целые числа
D = b2 4ac и D = 2014, то найдем целые решения уравнения b2 4ac = 2014. Так как
правая часть уравнения делится на 2, то и левая часть должна делится на 2, поэтому b
= 2k, тогда 4k2 – 4ac = 2014 . Разделив обе части на 2, получим:
2k2 – 2ac = 1007. В левой части уравнения получилось четное число, а в правой –
число нечетное. Поэтому уравнение решений в целых числах не имеет.
Для числа 2016 имеем b2 4ac = 2016, а так как b = 2k, то получаем
4k2 – 4ac = 2016. Разделив обе части уравнения на 4, получим k2 – ac = 504. Данное
уравнение имеет решение в целых числах, например: a = 1, c = 25, k = 23. Тогда
уравнение x2 + 46x + 25 = 0 имеет дискриминант D = 2116 – 4∙ 1 ∙ 25 = 2016
7 слайд.
При изучении арифметической прогрессии можно рассмотреть такую задачу
«Докажите, что если в бесконечную арифметическую прогрессию с положительной разностью входят числа 25, 43, 70 (не обязательно стоящие
рядом), то в эту прогрессию входит и число 2005»
Решение:
8 слайд.
При решении текстовых задач в различных классах можно предлагать
учащимся решение задач, которые были на олимпиадах различного уровня.
«Одну овцу лев съел за 2 дня, волк – за3дня, собака за 6дней. За сколько дней
они вместе съедят овцу»
9 слайд
Или к примеру такую старинную задачу «Скажи мне, знаменитый Пифагор,
сколько учеников посещают твою школу и слушают твои беседы? Вот сколько,
ответил философ, половина изучает математику, четверть – музыку, седьмая
часть пребывает в молчании, и, кроме того, есть три женщины.»
10 слайд.
Наибольшие трудности у учеников вызывают геометрические задачи. Хотя
именно геометрия прекрасно развивает нестандартное мышление и выделяет
людей, способных заниматься математикой. Данный тип задач является самым
обширным. Это задачи и на разрезание, и на построение, и на нахождение углов.
К теме «Геометрические построения» можно взять задачу:
«Построить угол в 50, если есть угол в 340 ».
Решение геометрических задач требует применения определенных качеств и
приемов мышления, поэтому на уроке необходимо уделять внимание развитию
некоторых качеств ума (прежде всего , гибкости и глубины), так и приемов
умственной деятельности (в первую очередь анализа, так как он чаще всего
применяется в олимпиадных работах).
Для развития гибкости ума на уроке надо:
o применять решение упражнений, в которых встречаются взаимно обратные
операции;
o решать задачи несколькими способами, доказывать теоремы различными
методами;
o применять различные переформулировки условия задачи;
o учить переключению с прямого хода мыслей на обратный;
o учить тому, какие знания, умения, навыки и в каком порядке применять к
конкретной задаче и т.д.
11 слайд.
Упражнения для развития гибкости ума.
У двух зрячих один брат слепой, но у него нет зрячих братьев.
Из первой фразы как будто следует, что речь в задаче идет о братьях, тогда
как на самом деле зрячими оказываются сестры. Два ученика подошли одновременно к реке. У берега реки стояла лодка
(лишь для одного человека). Тем не менее оба сумели переправиться через
реку в одной лодке Каким образом?
Из первой фразы как будто кажется, что ученики подошли к реке на одном
берегу, но при решении задачи получается, что они подошли к реке на
разных берегах.
12 слайд
Вам дано 5 спичек. Сложите из них 2 равносторонних треугольника. А
если спичек будет 6, то сколько равносторонних треугольников вы
сможете сложить?
Первая задача решается на плоскости (получается 2 равносторонних
треугольника), а вторая в – пространстве (получаются 4 равносторонних
треугольника).
13 слайд.
Докажите, что треугольник, в котором медиана половине стороны, к которой
она проведена, является прямоугольным.
Данная задача имеет три способа решения
1 способ: при доказательстве можно использовать теорема о сумме углов треугольника
и свойство углов при основании равнобедренного треугольника;
2 способ: использование теоремы о внешнем угле треугольника, свойство углов при
основании равнобедренного треугольника, теорема о смежных углах.
3 способ; можно применить те же рассуждения, что и во втором способе, но в других
комбинациях.
14 слайд.
Данная задача имеет четыре способа решения
точке М.
Найдите угол АМС, если угол А = 700, а угол С = 800.
Высоты треугольника АВС, проведенные из точек А и С, пересекаются в 15 слайд.
Для развития глубина ума на уроке надо учить учащихся
o выделать главное отношение в задаче;
o выделять существенные признаки понятия;
o вычленять ведущие закономерные отношения явлений;
o отделять главное от второстепенного, извлекать из текста не только то, что в
нем сказано, но и то, что содержится между строк;
o видеть главные причины происходящего, объяснять их сущность и т.п..
вот несколько задач способствующих развитию данного качества.
1) Является ли последовательность 3,3,3,3,… арифметической прогрессией? А
геометрической.
2) Подчеркните наиболее общее понятие: медиана, отрезок, хорда, средняя
линия треугольника.
3) Выделите существенные признаки понятий «равнобедренный треугольник»,
«ромб».
16 слайд.
Иногда одна и та же задача развивает различные качества ума.
Катеты прямоугольного треугольника равны 3 и 4 см, а высота,
проведенная к гипотенузе, равна 2 см. Чему равна гипотенуза?
Даная задача на развитие осознанности и глубины ума.
Гипотенузу в задаче можно найти разными способами: поработав с
формулами площади прямоугольного треугольника и обычного
треугольника, либо применить теорему Пифагора или найти длины
отрезков на которые основание высоты разбивает гипотенузу.
17 слайд.
Важным и необходимым условием повышения уровня обучаемости
учащихся математике является и совершенствование приемов умственной
деятельности.
Для развития умения анализировать , можно рассмотреть следующие задачи
1) Можно ли треугольник разбить двумя прямыми на: а) 5 треугольников;
б) 8 треугольников?
2) Что достаточно знать, чтобы утверждать, что треугольники САО и ВDО.
18 слайд.
Можно привести примеры упражнений, предназначенных для развития
других приемов умственной деятельности.
Упражнения на развитие умения классифицировать.
1) Выделите основные типы задач по изученной теме «Проценты».
2) Вычеркните одно лишнее слово: параллелограмм, ромб, трапеция,
квадрат, прямоугольник.
3) Исключите из пяти данных геометрических объектов лишний.
19 слайд
Упражнения на развитие умения сравнивать.
1) Сравните параллелограмм и трапецию;
2) В чем отличие равностороннего треугольника от квадрата? А чем они
похожи?
3) Какая из фигур отличается от остальных и чем?
20 слайд .
Упражнения на развитие умения абстрагировать.
1) Выберите из пяти математических терминов: прямые, отрезки, лучи,
точка, треугольник два ,которые бы наиболее точно определяли
понятие угол.
2) Выделите существенные признаки понятия «треугольник».
21 слайд.
Упражнения на развитие умения проводить аналогии.
1) Найдите четвертое понятие, которое бы так соотносилось с третьим
понятием, как первое со вторым: угол – вершина угла,
окружность ….. 22 слайд
2) В верхнем ряду изображены две фигуры. Подумайте, как связаны
первые две из них, и укажите в наборе (а г) четвертую фигуру, которая
точно также связана с третьей.
Заключение.
Творческие задания как одна из форм работы с одаренными детьми.
Творческие задания как одна из форм работы с одаренными детьми.
Творческие задания как одна из форм работы с одаренными детьми.
Творческие задания как одна из форм работы с одаренными детьми.
Творческие задания как одна из форм работы с одаренными детьми.
Творческие задания как одна из форм работы с одаренными детьми.
Творческие задания как одна из форм работы с одаренными детьми.
Творческие задания как одна из форм работы с одаренными детьми.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.