ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
Изготовление военной техники времен Великой Отечественной войны
БМ – 13 « КАТЮША »
СОДЕРЖАНИЕ
1. ОБОСНОВАНИЕ ПРОЕКТА
2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА
3. ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА
4. ТРЕБОВАНИЯ К ИЗДЕЛИЮ
5. ИССЛЕДОВАНИЕ
6. ЧЕРТЕЖ ИЗДЕЛИЯ
7. ВЫБОР МАТЕРИАЛОВ И ИНСТРУМЕНТОВ
8. ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ
9. ТЕХНОЛОГИЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ
10. ТЕХНОЛОГИЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ
11. КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА
12. АНАЛИЗ ПРОДЕЛАННОЙ РАБОТЫ
13.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ
1. ОБОСНОВАНИЕ ПРОЕКТА
Завершается юбилейный год победы нашего народа в Великой Отечественной войне. В этом году сложилась сложная обстановка в стране, вызванной пандемией. Не смотря на это мы – наш класс, наша школа, наше творческое объединение принимали активное участие во множество проводимых акциях и конкурсах. На память об этих событиях я решила написать проект и сделать модель прославленной военной техники времен этой войны.
Изготовление модели, я думаю, будет по – плечу, так как занимаюсь в творческом объединении технической направленности “Умелые руки”. На занятиях мы уже изучили тему “Автомоделирование “ и познакомились с основами конструирования и моделирования. Для своего проекта я выбрала тему изготовления автомобиля, но не простого, а с реактивной установкой.
2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА
Целью данного проекта является изготовление модели реактивной установки БМ – 13 « КАТЮША »
Задачи:
1) узнать историю создания,
2) изучить схемы и чертежи данной модели,
3) разработать чертеж своей модели,
4) составить маршрутную карту,
5) выполнить практическую работу,
6) проделать анализ выполненной работы.
3. ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА
Среди легендарного оружия, ставшего символами победы нашей страны в Великой Отечественной войне, особое место занимают гвардейские реактивные минометы, прозванные в народе «Катюша». Характерный силуэт грузовика 40-х годов с наклонной конструкцией вместо кузова — такой же символ стойкости, героизма и отваги советских воинов, как, скажем, танк Т-34, штурмовик Ил-2.
Техническое назначение «Катюши» — боевая машина реактивной артиллерии (БМРА), подобные установки стоили меньше, чем полноценное артиллерийское орудие, но при этом могли буквально обрушить ад на голову противнику за несколько секунд. Советские инженеры достигли баланса между огневой мощью, мобильностью, точностью и экономической эффективностью в создании данной системы, что и сделало её всемирно известной. Работа над созданием Катюши началась в начале 1938 года, боевое применение было в 1941 году. Отличная демонстрация боевых возможностей первой батареи БМ-13 привела к массовому производству оружия, и уже в 1942 году советской армии было доступно впечатляющее количество пусковых установок и ракет. Они широко использовались в защите территорий СССР и дальнейшем наступлении на Берлин. Более пятисот батарей «Катюши» участвовало в войне с огромным успехом, а к концу войны было произведено более десяти тысяч пусковых установок и более двенадцати миллионов ракет с участием около двухсот разнообразных фабрик. История «Катюши» довольно уникальна, существование данного оружия было секретом до самого окончания войны, во время которой боевую машину, с целью скрыть её истинную природу, помечали буквами «КАТ», что расшифровывалось «Костикова автоматический термитный», из-за чего солдаты и окрестили её Катюшей, в честь патриотической песни Михаила Исаковского.
4. ТРЕБОВАНИЯ К ИЗДЕЛИЮ
1) детали автомобиля должны быть выпилены аккуратно и ровно,
2) конструкция модели должна быть устойчивой и крепкой,
3) подвижные части модели должны крутиться ( колеса ),
4) модель должна быть узнаваема,
5) экологически чистые материалы использованы в изготовлении,
6) эстетический, красивый внешний вид.
5. ИССЛЕДОВАНИЕ
Прежде чем заняться разработкой чертежа, мне нужно было выяснить, на базе каких автомобилей монтировалась реактивная установка и выбрать наилучший вариант. После изучения специальной литературы я выяснила, что «Катюши» базировались на двух типах автомобилей.
Вариант 1. ЗИС 6.
Вариант 2. Студебекер.
Я выбрала вариант под номером 1, потому что на ЗИСах и были установлены первые установки.
6. ЧЕРТЕЖ ИЗДЕЛИЯ
Изучив модель автомобиля составила чертеж основных частей, для последующего изготовления:
рис. 1
рис. 2
7. ВЫБОР МАТЕРИАЛОВ И ИНСТРУМЕНТОВ
Для изготовления изделия мне понадобится небольшой лист фанеры, размером 400х400 мм. Для качественной работы фанера должна быть новой, без пороков.
Инструменты: ручной лобзик с запасными пилками, наждачная бумага, надфиль, клей по дереву, краски, лак.
8. ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ
- работать только исправным лобзиком, где надежное и правильное закрепление пилки.
- ручка лобзика должна крепко сидеть, не болтаться, иметь трещин и сучков.
- выпиливание должно выполняться на специальных столиках, которые должны быть ровными и гладкими.
- при выпиливании применяется прямая сидячая поза.
- не делать резких движений лобзиком при выпиливании, не наклоняться низко над заготовкой.
- поворачивать при выпиливании следует фанеру, а не лобзик.
- пилку следует перемещать сверху вниз равномерно, без перекосов, с небольшим нажимом.
- пальцы руки, придерживающие фанеру не
должны находиться близко к выпиливающей части.
9. ТЕХНОЛОГИЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ
Всю работу по изготовлению модели я разделила на IV этапа:
I Этап. Изготовление рамы.
§ Начертить на фанере, а затем выпилить детали рамы по размеру согласно чертежу.
§ Зачистить наждачной бумагой.
§ Склеить части рамы между собой.
§ Просверлить отверстие диаметром 4 мм в области рессор для осей колес.
II Этап. Изготовление кабины.
§ Начертить на фанере, а затем выпилить детали кабины по размеру согласно чертежу.
§ Выпиленные части зачистить наждачной бумагой.
§ Склеиваем кабину, внутри кабины устанавливаем сидение, руль и рычаг скоростей.
§ Приклеиваем к кабине подножки и крылья передних колес.
III Этап. Изготовление реактивной установки.
§ Начертить швеллера реактивной установки и детали всей конструкции на фанере. Выпилить.
§ На швеллерах установки по всей длине просверлить отверстие диаметром 4 мм.
§ Зачистить все детали наждачной бумагой.
§ Для укладки швеллеров вытачиваем из штапика з круглые палочки диаметром 6 мм и длиной 100 мм.
§ Собираем установку, склеиваем.
§ Устанавливаем реактивную установку на раму машины.
§ Вставляем колеса на свои места (для данной модели подошли колеса со старого конструктора)
IV Этап. Покраска модели.
11. КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА
Модель изготовлена в соответствии с технологией, все детали выпилены и склеены аккуратно. Внешний вид производит благоприятное впечатление.
12. АНАЛИЗ ПРОДЕЛАННОЙ РАБОТЫ
В ходе работы над проектом я изучила легендарный образец военной техники времен Отечественной войны - «Катюша». Это было интересно и познавательно. Научилась составлять маршрутную карту изготовления модели автомобиля. Отработала практические навыки работы с ручным лобзиком. Полученная модель на мой взгляд получилась у меня очень хорошо, она понравилась нашему руководителю и вызвала восторг у одноклассников, особенно у мальчиков.
Модель своей «катюши» я поставлю на комод в своей комнате.
13.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. https://zen.yandex.ru/media/slava_russkogo_oruzjia/pochemu-katiushi-montirovali-na-studebekery-5cbcaf2f33a36800b48af016
2. http://history-doc.ru/katyusha-velichajshee-oruzhie-vtoroj-mirovoj-vojny/
3. https://zen.yandex.ru/media/rusplt.ru/unikalnaia-boevaia-mashina-katiusha-5d07cfe2b50b640d9c69f4b2
4. https://www.culture.ru/materials/123794/vykhodila-na-bereg-katyusha
5. https://rg.ru/2020/05/02/katiusha-glavnye-sekrety-legendarnogo-oruzhiia-pobedy.html
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.