Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Каргатская средняя школа №3
им. И.А. Домбровского
Информационно - исследовательский проект
Феномен лени
Выполнили: обучающиеся 9а класса
Мусатова Любовь и
Шпенглер Валентина
Руководитель: педагог-психолог Адамова Алина
Коблановна
Оглавление
Введение…………………………………………………………………………………3
Глава 1 Теоретическая часть
1.1Определение лени с точки зрения психологии и физиологии…………………….5
2.1Истоки и причины возникновения лени…………………………………………….11
3.1Лень – хорошо или плохо? ..........................................................................................13
4.1Признаки и виды лени, способы борьбы с ней…………………………………….14
5.1 Лень в произведениях русского народного творчества: сказках…………………16
Глава 2. Практическая часть
2.1 Практическое проведение экспериментальной работы. Анализ и обобщение по лученных результатов……………………………….......................................................18
Заключение………………………………………………………………….....................19
Список используемой литературы……………………………………………………...20
Приложения………………………………………………………………………………21
Введение
Беседуя с моей подругой, мы затронули тему неудач, выяснилось, что причиной неудач в большинстве случаев является лень. Часто вместо того, чтобы сделать что-либо сегодня , мы это откладываем на завтра, оставляя проблему не решенной , а дело не законченным. В свою очередь накопившиеся за определенный период времени дела и проблемы, как снежный ком обрушиваются на человека, соответственно пытаясь решить накопившееся проблем человек, берется за несколько дел сразу, что не приводит его к успеху.
Актуальность данной работы заключается в том, что лень – это частая, распространенная проблема среди людей старшего и младшего поколения, в особенности подростков. В большинстве случаев причиной неудач человека является лень. Я задалась рядом вопросов, а всегда ли лень – это плохо? Как можно бороться с ленью? Ленивый ли я человек? Стоит ли в общем бороться с ленью?
Цель исследования: изучение феномена «лень» , систематизация информации о данном явлении и подготовка рекомендаций для коррекции лени у школьников.
Задачи исследования:
1. Познакомиться с понятием «лень» в научной литературе.
2. Найти и обобщить информацию о причинах лени и способах борьбы с нею.
3. Познакомится с понятием «лень» в русской сказках; пословицах, поговорках, афоризмах.
4. Провести исследование среди школьников и сделать выводы.
5. Составить рекомендации для школьников по теме исследовательской работы. Объекты исследования: научные и литературные источники (, цитаты, высказывания и афоризмы великих людей о лени), самооценка и мнение учеников 9 класса.
Предмет исследования: лень, её природа и особенности.
Методы исследования:
1. Сбор и анализ информации по теме.
2. Опрос (анонимное анкетирование) учащихся, обобщение результатов.
Гипотезы исследования: 1.Чем интереснее вид деятельности человека, тем выше его активность, соответственно лень проявляется гораздо слабее. 2. Чаще всего подростки проявляю лень в учебе и домашних делах.
Продукт исследования: Создания буклета, в котором будет содержаться краткая информация, о способах борьбы с ленью.
Глава 1. Теоретическая часть
1.1Определение лени с точки зрения психологии и физиологии
Что такое лень? Отсутствие мотивации, нежелание работать, апатия, неуверенность, слабость, недостаток трудолюбия или все сразу? Или же «лень – двигатель прогресса»? С этим мы с вами в данной статье разберемся, но еще важнее найти ответ на вопрос о том, как преодолеть лень и позволить себе полноценно раскрыться. Предлагаю перейти к делу.
«Проклятая лень! Какой бы я был славный человек, если бы она мне не мешала», – писал Лев Николаевич Толстой. Действительно, нельзя не согласиться с тем, что лень – ограничивающий развитие личности фактор. Каждый из нас представляет и ощущает лень, но мало кто знает, о чем на самом деле идет речь. Предлагаю рассмотреть лень с позиции психологии.
Лень – отсутствие побуждений человека к активной деятельности. Это отказ от собственного успеха и саморазвития, удовлетворения актуальных потребностей. В основе лени может лежать:
· Отсутствие мотивации;
· Нереальные ожидания;
· Психические расстройства и состояния (депрессия, апатия);
· Ошибки в воспитании;
· Завышенные требования к себе или со стороны других;
· Эмоциональное выгорание, усталость;
· Неудача;
· Индивидуальные психологические особенности.
Лень проявляется в склонности человека к пассивной деятельности (лежать на диване) или наоборот активному, но беззаботному времяпрепровождению. Как правило, лень бывает только учиться, работать, развиваться, но не гулять, играть, выпивать. Таким образом, можно сказать, что лень – дефицит деятельности, вызванный несформированностью системы потребностей и жизненных целей.
Лень – ответ психики на то, что она подсознательно считает бессмысленным времяпрепровождением. Итак, в основе лени и избавления от нее лежит работа с мотивационно-волевой сферой личности и мировоззрением.
Лень — защитное состояние слабости воли, возникающее при наличии предписанных ценностей, в котором Person стремится сохранить свободу и соотнесённость со своими ценностями.
В этом свете лень не может рассматриваться как нечто порицаемое, как нежелательное состояние, с которым следует бороться. Person нуждается в лени как в одном из средств сохранить Диалог; лень – неперсональный (и потому неэффективный) способ «выкроить» себе досуг. Поэтому лень требует понимания, персонального обхождения, поскольку в ней содержится экзистенциально значимая информация.
-Лень с точки зрения психологии:
Лень, как психологическое явление, присуща всем. Отличается она только наличием мотивации в большей или меньшей степени у того или иного человека, которая и заставляет его действовать. Есть талантливые и активные люди от природы, но у некоторых из них повышен уровень лени. Эта лень не даёт им раскрыть себя в полной мере, получить высокие результаты. Анализируя и обобщая тот материал, который я смогла найти в Интернете, можно выделить несколько видов лени с точки зрения нашей психики.
1.Лень как низкий уровень мотивации к чему-либо.
Первая ситуация: человек не видит личностного смысла в том, что надо сделать, т.е. ему это не нужно. В таких случаях обвинять его в лени начинают окружающие. Скажем, родители жалуются на ленивого ребенка, который им не помогает, не хочет учиться.
Вторая ситуация: от человека не требуется никаких усилий, за него всё делают другие. Это лень тунеядца, выражающаяся в поговорке "Кто делать горазд, наделает и на нас". Зачем что-то делать, если постоянно находится тот, кто сделает это за тебя, ничего с тебя за это не спрашивая?
Третьим вариантом может стать ситуация, когда человек не получает никакой личной выгоды от действия, которое он должен делать для кого-то. Например, Чеширский кот - типичная not-motived person - немотивированная личность. Как только появляется шанс добиться своим трудом всего, о чем мечтаешь; девять из десяти работают по 10-12 часов в день.
Четвертая ситуация: лень как признак несоответствия характера деятельности и структуры личности. Например, если общительного человека ограничить работой только по дому, а интроверта заставить постоянно работать с разными людьми – у них вскоре пропадет желание заниматься этой деятельностью. Им будет отчетливо некомфортно работать в условиях, не соответствующих их структуре личности.
2.Лень как слабая волевая сфера
Лень в этом случае означает стремление человека отказаться от преодоления трудностей, устойчивое нежелание совершать волевое усилие. Чтобы успешно осуществлять деятельность в определенных условиях необходимо прилагать волевые усилия. Если этого не происходит, то деятельность приостанавливается, и человек начинает лениться. Этот подход к проблеме лени был и остается традиционным. Этот вид лени формируется в тех семьях, где с детства оберегали ребенка от трудностей, не давали возможности быть самостоятельным, брали ответственность на себя.
3.Лень как индивидуальный стиль деятельности.
В одной из американских фирм к генеральному директору обратились работники с вопросом: почему их коллеге установили большее, чем им, жалование, в то время, как он несколько дней подряд может ничего не делать, а лишь сидеть и смотреть в окно. Ответ директора был примерно, следующим: «Он может неделями смотреть в окно, после чего выдвигает рационализаторское предложение, которое приносит мне доход в несколько раз больший, чем ваша повседневная деятельность в течение нескольких месяцев». Таким образом, лень – это часть «индивидуально своеобразной системы психологических средств, к которым сознательно или стихийно прибегает человек в целях наилучшего уравновешивания своей индивидуальности с предметными, внешними условиями деятельности». Например, человеку для успешного выполнения деятельности нужно довести ситуацию до очень высокого уровня психического напряжения (очень долго лениться, мысленно обдумывать свою деятельность до тех пор, пока не будет сформирована внутренняя готовность или не вынудят внешние причины), и только после этого он качественно и рационально выполняет всё необходимое. Другими словами, в этом случае проявляется лень тела, но не лень ума – мозг постоянно работает.
4. Лень как интуиция
Иногда бывает, что не хочешь по тем или иным причинам что-нибудь делать и не делаешь, а потом оказывается, что и не надо было. В данном случае можно говорить о лени с позиции интуиции. Т.к. «интуиция, по существу, бессознательный процесс, то сущность ее очень трудно постигается сознанием. Она представлена в виде известной выжидательной установки – состояния созерцания, всматривания, причем всегда только последующий результат может установить, насколько верной была интуиция. Однако такое иррациональное восприятие ситуации и ее последующая оценка не всегда может привести к желаемым результатам, хотя, если попытка интуиции окажется удачной, то будет сэкономлено немало сил. Такое понимание лени может трактоваться как прислушивание и следование своему внутреннему голосу
5. Лень как инфантильное состояние.
Очень интересно наблюдение, что ленящийся человек находится в инфантильном состоянии. «Такое инфантильное состояние лени можно удостоверить тем, что она парализует произвольные действия, т.е. приводит человека в состояние инфантильной бездеятельности, закономерно присущей легкому и простому миру. А так же тем фактом, что наиболее острые приступы переживаются многими людьми во время утреннего вставания с постели, т.е. когда необходимо выйти из состояния, соматически и символически приближенного к утробному».
С другой стороны, лень можно трактовать и как детский негативизм, который могут проявлять и взрослые люди. Своим бездействием, или неделанием назло, внутренний ребенок противостоит «родителю» другого человека, от которого исходит стимул к деятельности. Такой вид лени чаще встречается у людей, которые хотят занять свое место, доказать другим что-то, выйти из-под опеки, т.е. самоутвердиться.
6. Лень как стремление к удовольствию.
С точки зрения классического психоанализа, лень – это вполне нормальный и объяснимый феномен – получить удовольствие в настоящий момент от процесса, не дожидаясь результата. Неслучайно, говоря о лени младших школьников и подростков, одной из причин указывается отдаленность целей, осуществление которых нескоро приведет к получению удовольствия. С другой стороны, можно трактовать лень не как стремление к удовольствию, а как стремление избежать неудовольствия, связанного с постоянным «перешагиванием» через себя. В противовес принципу удовольствия, который достаточно популярен в наши дни, можно поставить идеи Франкла о том, что люди, считающие, что смысл их жизни заключается в получении удовольствий, скорее всего имеют искаженную иерархию ценностей и поэтому часто сталкиваются с осознанием бессмысленности своего существования.
7. Лень как боязнь ответственности.
Лень может выступать и как боязнь ответственности, особенно это проявляется у мужчин, т.к. за формирование ответственности, в основном отвечает мать, воспитывающая ребенка. Это связано с психоаналитическим трактованием детско-родительских отношений, девочек обычно нагружают хотя бы бытовыми делами. Когда в детско-родительских отношениях преобладает излишняя опека (гиперопека), то в течение длительного времени ребенка всячески отгораживают от ответственности за что-либо. А потом уже удивляются, почему ребенок вырос безответственным, и ему ничего не нужно, и он ни к чему не стремится. Просто он старается избежать любой ситуации, связанной с ответственностью, т.к. она заведомо воспринимается как угрожающая и травмирующая.
8. Лень как психологическая защитная реакция.
Иногда нежелание что-либо делать бывает защитной реакцией от физической или умственной перегрузки. Например, синдром приобретенной беспомощности, когда человек не чувствует возможности взять под контроль повторяющиеся неприятные события. Это своего рода "лежачая забастовка". Она обычна для детей и супругов деспотичных, активных членов семьи, подавляющих желания и волю окружающих. Это нормальное стремление избегать психотравмирующих ситуаций. Это своеобразный протест - бездеятельность - против насилия над их личностью. В этом случае лень является показателем какой-либо психической травмы и является психологической защитой.
9. Лень как ресурсное состояние
Проявляется в случаях, когда человек или вообще исчерпал в процессе предшествующей деятельности энергетический запас (устал), или не считает нужным тратить энергию на то, что определяет для себя как не важное. Возможен вариант, что эта сторона проявится еще до начала осуществления деятельности, когда человек к ней просто не готов. Тогда происходит внутренняя работа, идет процесс формирования внутренней готовности.
10. Лень как деятельность
Этот вид лени проявляется следующим образом. Допустим, человеку надо сделать какую-то важную работу, но он ленится её делать и заменяет другой деятельностью. Например, надо выполнить домашнее задание по нелюбимому предмету. У ленивого подростка с таким типом лени сразу найдется куча других тоже очень важных дел. Ребенок может начать укладывать в стопку тетради, книги, наводить порядок и т.п., т.е. «тянуть время». Эта другая деятельность (менее значимая, актуальная для данного субъекта) и будет ленью как самостоятельной деятельностью в этой ситуации.
Под такое определение лени могут подойти множество различных деятельностей, причем у каждой из них будут свои мотивы, цели, задачи и т.д., но объединяющей их сущностью является то, что реализация необходимого дела оставляется на потом. Вернуться к ней он сможет либо когда его вынудят внешние условия, либо когда обнаружится новый личностный смысл. В любом случае, когда он вернется к первоначальной деятельности, то завершится лень как деятельность.
-Лень с точки зрения физиологии:
Если вспомнить историю возникновения человечества, можно обнаружить, что первоначальное предназначение лени – экономия энергетических ресурсов, которых так не хватало первобытному человеку. Ему хотелось многого – и на оленя поохотиться, и сделать новый каменный топор, и пещеру расписать картинами, только вот пищи в те времена катастрофически не хватало, и после одной удачной охоты проходило много времени, прежде чем удавалось досыта наесться. Поэтому бессознательная часть психики ненавязчиво, но твердо ограничивала избыточную активность сознания, придумывая всякие причины и отговорки, экономя силы и оставляя скудные ресурсы только для самого необходимого: борьбы, добывания пищи, секса и ряда других функций, непосредственно связанных с реализацией основных потребностей человека. Поэтому можно сделать вывод, что лень - это один из генетически заложенных в людях природных предохранительных клапанов, сдерживающих неуемное людское честолюбие и амбициозность.
С точки зрения биологии в основе лени лежат запрограммированные на уровне ДНК инстинкты. Эти инстинкты расположены в бессознательной части нашей психики, а правильно обращаться с подсознанием, чтобы не разрушить свое здоровье и психику, нужно учиться.
Под словом «Лень» также подразумевается отсутствие энергии для того, чтобы заняться какими-то делами. Как утверждает Галина Колпакова, количество энергии определяется общим состоянием здоровья и особенностями нервной системы человека. Есть люди, у которых в руках «все горит», они могут делать семь дел одновременно, а есть такие, для которых сделать что-то одно - уже подвиг! «В этом случае, - советует психолог, - не стоит грызть себя за бездеятельность - на это тоже расходуется энергия! Необходимо проконсультироваться со специалистами по поводу корректировки состояния здоровья, что можно сделать, чтобы энергии стало больше»
Иногда нежелание что-либо делать бывает результатом физической или умственной перегрузки. Тогда лень выступает как защитная реакция организма. У физиологов есть такой термин: "охранительное торможение". Суть его в следующем: тот, кто долго работает на износ, однажды не найдет в себе элементарных сил – организм просто откажется ему подчиняться. Вдруг захочется поваляться на диване с книгой, поболтать с друзьями по телефону или в Сети, просто поспать в дневное время. Такой "ленью" страдают чаще всего те, кого принято называть "трудоголиками" – по той или иной причине они трудятся, как говорится, 25 часов в сутки. А когда организм защищается от такой деятельности, трудоголик винит себя в том, что он "лентяй", заставляя себя в такие периоды встать с кровати и работать. При этом продуктивность и качество работы резко падают.
Очень часто защитной реакцией организма как у подростка, так и у взрослого человека выступает болезнь. Поначалу недуг бывает пустяковым, а то и вовсе надуманным, но постепенно недомогание может принять затяжной характер и начнет переходить в депрессию, у этого человека никогда не бывает хорошего самочувствия и поэтому очень сложно что-то с него потребовать. В школе мы часто сталкиваемся с этим феноменом, когда ученик постоянно заболевает именно тогда, когда на него ложится повышенная ответственность: выступить на уроке с докладом, контрольная работа и т.п.
2.1Истоки и причины возникновения лени
Лень может быть врожденной и приобретенной. Правда, в первом случае будет правильнее сказать, что речь идет о врожденной нетрудоспособности, то есть слабости воли, мотивов, потребностей, способностей на уровне нейронных реакций. Приобретенная лень может иметь несколько корней:
Подавление активности родителями, то есть так называемая выученная беспомощность. К такому может привести чрезмерная опека, потакательство или подавление ребенка.
Психотравмирующая ситуация, где лень выступает защитным механизмом. Например, если личность не имеет компетенций для преодоления каких-то жизненных проблем, то она будет избегать подобных ситуаций.
Лень как протест. «Не буду я ничего делать» или «Не буду я ничего делать, пока ты не …».
Лень как привлечение внимания.
Лень как следствие чрезмерных требований (нагрузок), с которыми человек в настоящий момент не может справиться по причине усталости или недостатка способностей. Возникает из установки, которую можно сформулировать как «должен сделать «через не могу»;
Лень как отсутствие интересного содержания в выполняемой деятельности и как стремление сохранить состояние комфорта (избежать неприятных ощущений). Вероятно, в патологических случаях, когда доступ к проживанию ценностей долгое время остаётся заблокированным, любая лишённая подкрепления чувством «Нравится» деятельность избегается субъектом (вызывает состояние лени);
Лень как невозможность проживания Собственного в данной деятельности. Человек не может в полной мере взять на себя ответственность за выполнение задачи и потому избегает его;
Лень как защита от бессмысленного, от обесценивания своего вклада. Происходит из отсутствия соотнесения с ценностью выполняемого дела. Этот тип лени можно назвать «экзистенциальным бичом» нашего времени, когда во главу угла поставлены достижения и успех.
Вместе с тем, возникновение лени не всегда означает наличие устойчивого дефицита той или иной фундаментальной мотивации. Скорее, мы можем говорить о временном состоянии дефицита, который при персональном обхождении возможно восполнить и тем самым избежать развития блокады воли, характерной для патологической лени (как при психическом расстройстве). Лень таким образом защищает Person от вынужденной саморастраты, сохраняя свободу и соотнесённость с тем, что в данный момент является экзистенциально значимым.
Ориентация общества на потребление и праздный образ жизни (реклама, СМИ).
Ориентация на результат (продукт), а не на процесс достижения. Например, студент скачивает реферат из интернета, тем самым достигает цели, но воспитывает в себе лень.
-Причины возникновения лени:
Лень – застревание в своей зоне комфорта. Чем может быть обосновано нежелание двигаться дальше?
Почему же человек сбегает от дел – почему он ленится? Лэнгле утверждает, что лень необходима для того, чтобы приблизиться к своим истинным ценностям. Лень позволяет взять паузу в гонке будней, отстроить своё пространство, чтобы прислушаться к себе и найти то, что в данных условиях было бы для меня самым ценным и верным. Если в состоянии лени человек не хочет делать того, что ему нужно, то что же тогда он хочет делать? Таким образом, согласно Лэнгле, лень служит экзистенции: как сигнал, предупреждающий, что сейчас для меня идёт речь о чём-то неважном, что меня растрачивает и не ведёт к исполнению. Нормальная лень позволяет мне освободиться от предписанных, чуждых мне ценностей.
Консервативность. Выполнение привычных дел, которые удовлетворяют основные потребности, но вместе с этим загоняют нас в рутину и останавливают развитие.
Страхи, опасения, неуверенность в собственных силах.
Нетерпимость, непонимание и в то же время осознание отдаленности результата. Нам кажется, что ничего вокруг не меняется, а от того мы бросаем начатое.
Долгий вынужденный отдых. Например, после болезни. Все мы знаем, как сложно войти в рабочий режим.
Сомнения. К примеру, принцип похудения прост: калорий нужно расходовать больше, чем потреблять. Но из-за отсроченного результата и перспективы длительной работы, неуверенности в себе закрадываются сомнения относительно результата
3.1Лень – хорошо или плохо?
Думаю, если вы сейчас попробуете вспомнить свои чувства, которые возникают в состоянии лени, то преобладать будут негативные ; наверное, больше всего – стыд, недовольство собой, самоедство, может быть, тревога. Хотя у кого-то лень ассоциируется и с чем-то приятным («приятно полениться в выходной день»). То есть, лень – это нечто плохое вообще-то. «Лениться – плохо». Ленивый не заслуживает уважения, напротив, он заслуживает порицания. Хотя у нас в России, в Православии с этим ещё не так всё плохо. Лень – это нравственный порок, с ним надо бороться. А в католичестве, например, ситуация жёстче: лень – один из смертных грехов.
Но так было не всегда. Говорят, труд стал высшей добродетелью только с развитием Протестантства; Протестантская этика стала основой капитализма, в котором от твоего труда напрямую зависит твой успех. В соответствии с этим, лень (как мешающая труду) стала нагружаться негативным оттенком. Некоторые исследователи указывают на то, что в список смертных грехов лень вошла только в 17 веке. Будто бы Мартин Лютер повинен в том, что лень стала греховной. На самом деле, мы должны понимать, что само по себе протестантское движение не смогло бы так на весь мир повлиять, чтобы лень всюду стала порицаемой. Протестанты распространяли грамотность, грамотность обеспечила развитие капитализма, а дальше уже изменялось общественное сознание.
До возникновения протестантской этики и капитализма высшей ценностью был досуг. В Античной Греции к досугу стремились, потому что в досуге можно было учиться, заниматься собой, заниматься важными делами, которым препятствовала работа. Работали ровно столько, сколько того требовали насущные потребности. А в латинском языке слово «дело» (negotium) образовано через отрицание слова «досуг» (otium).
Интересный факт: существует мнение, что лень в принципе свойственна русскому человеку. Возможно, отчасти это и так, если сравнивать нас, например, с трудоголиками-японцами. Мы склонны к торжествам с размахом души. Но с другой стороны, если русскому человеку что-то нужно, то он добьется этого любой ценой. Так что если рассматривать с позиции мотивов, то нас вряд ли можно назвать народом со слабой волей.
4.1Признаки и виды лени, способы борьбы с ней
Едва ли найдётся в мире хоть один человек, которому лень не знакома, который бы ни разу не ленился. Скорее, наоборот. Многие от лени страдают. Даже приходят на консультации и говорят: я ленивый, мне лень делать то-то и то-то. Сегодня вообще важно быть не ленивым, активным – всё успевать, всем заниматься, заполнять любую свободную минутку полезным делом. Если человек в свободное время «валяет дурака» — играет в телефон или компьютерные игры, читает беллетристику, смотрит сериалы или телевизор, «сёрфит» в соцсетях и т.п., то это обычно называют ленью, и к человеку этому относятся с лёгким пренебрежением. Близкие призывают его заняться чем-либо (как правило, ведущим к материальному успеху) и жалуются психологу на то, что «он ничего не хочет», пытаясь разобраться в е прчинах.
Лень как комплекс слабых личностных характеристик и недоразвитых сфер проявляется следующими феноменами:
1. Отсутствие высоких социальных потребностей в саморазвитии, труде, активности, самоактуализации.
2. Слабость воли и саморегуляции.
3. Отсутствие стремления к успеху и соревнованию («и так сойдет», «мне другого не надо», то есть приевшаяся зона комфорта).
4. Неспособность мыслить обширно, прогнозировать, выстраивать связь во времени (жизнь одним днем и примитивными желаниями, инстинктами).
5. Полное равнодушие к внешним условиям и изменениям («меня это не касается»).
Лень – состояние безволия. Как мы знаем, воля начинается с затронутости ценностью или воздействия дефицита. С этого начинается Арка воли. Ценность или дефицит. Предписать себе ни то, ни другое невозможно («мы не можем захотеть хотеть», как выражается Альфрид Лэнгле). Однако это постоянно происходит, сплошь и рядом. Нам с детства внушают ценности: что хорошо, а что – нет, кто молодец, а кто – неудачник. Реклама и общественные стереотипы внушают ценности (и формируют дефициты ФМ, конечно же).Человек обманывает себя, но при этом постоянно стремится к свободе и отвергает выполнение дел, в которых не проживает истинные ценности. Это и есть лень: не делать то, что для меня не ценно, ради сохранения своей свободы.
-Основные виды лени:
Гедоническая лень – спутница избалованных комфортом людей. Возникает из-за привычки жить в свое удовольствие на всем готовеньком. Этим видом лени очень часто страдают дети богатых родителей, привыкшие получать от жизни все, не
прилагая к этому никаких усилий. Самый яркий пример – герой романа Ивана Гончарова Обломов.
Негативистская лень возникает из-за нежелания подчиняться чьей-либо воле и признавать иерархию. С ней знакомы все подростки. Вот вроде ты сам знал, что пора убраться в своей комнате, и даже собирался уже приступить, но тут пришла мама и сформулировала это в форме приказа. Все рвение тут же куда-то улетучилось.
Демотивная лень – лень из-за недостатка мотивации. Человек не понимает, зачем ему что-то делать, если это можно не делать. Первопричина ее – кризис смысла жизни, внутреннее бездорожье личности. Если вовремя не найти внутренних или внешних ориентиров, лень может перейти в хроническую форму.
Астеническая лень является следствием пониженного тонуса организма. Человек как бы постоянно находится в полурасслабленном состоянии и не может собраться. Причины могут быть банальными – недостаток физической активности и дефицит витаминов. Кроме того, пониженный тонус бывает при некоторых физиологических состояниях, например, беременности.
-Как побороть лень?
Если вы хотите стать более активным и вовлеченным в свою же собственную жизнь, вам стоит исключить сами причины возникновения этого состояния.
Исключите следующие факторы:
1.Отсутствие интереса к тому, что вы делаете;
2.Энергетическое истощение;
3.Творческий кризис.
Работайте с довольствием, испытывая удовлетворение от проделанного.
Чувство бодрости и энергичности – верный показатель физического здоровья. Поэтому следует заниматься спортом ежедневно. Можно начать с привычки делать зарядку по утрам. И в свободное время займитесь йогой, фитнесом или спортивными играми. Тут уже все зависит от личных предпочтений. Занятия спортом способствуют выработке эндорфинов, так что очень скоро такие ненавистные упражнения придутся вам по вкусу. Не забывайте про свое тело, заботьтесь о нем, хольте и лелейте. Главное — видеть смысл в том, что вы делаете. Хорошо, если человеку изначально свойственно трудолюбие. Лень ему быстро будет надоедать как бесполезное, праздное времяпровождение. Но у большинства людей однообразная жизнь: дом — работа — дом… Монотонная трудовая деятельность быстро приводит к снижению мотивации. А это, в свою очередь, — верный путь к возникновению лени. Какой выход? Очевидно, требуется внести разнообразие в свою повседневную рутину. Можно записаться на курсы, лекции, которые давно хотели посетить, заняться спортом, если вас не оставляет это желание. В некоторых случаях полезным будет сменить работу, если это возможно на данном этапе, или съездить отдохнуть, подружиться с людьми, с которыми хотели бы поддерживать более близкие отношения. Еще один способ избегать приступов лени – составить распорядок дня и придерживаться его. Уделите особое внимание своему организму и телу – контрастный душ с утра придает сил и заряжает энергией, не говоря уже о том, что после него спать вам точно не захочется. Здоровое питание обеспечит организм необходимыми витаминами и минералами. Слушайте хорошую музыку, выделите несколько минут на медитацию и визуализацию.
5.1 Лень в произведениях русского народного творчества: сказках
Мы выросли на великом наследии наших предков – народных сказках, пословицах, поговорках (приложение 1стр.). Я нашла немало сказок, где описываются ленивые люди. Прочитав сказки, связанные с ленью, я пришла к выводу, что герои в них либо сидят на печи, либо на диване, лавке, они ничем не заняты, наверно, именно в таком образе народ и видел ленивцев. В некоторых сказках проводится сравнение трудолюбивого и ленивого человека, показывается, насколько плохо и некрасиво быть ленивым человеком. Лень отражается не только на характере, но и на внешности героя. В некоторых сказках трудолюбивые герои поощряются, а ленивые наказываются.
С другой стороны, лень развивала фантазию народа, приводила к созданию устройств, облегчающих жизнь человека. Печь Емели стала прообразом машины, ковер-самолет – прообразом самолета (доставлял в любое царство-государство).
Но есть в сказках и отрицательная мораль для молодежи, особенно в наше время. Например, в сказке «По щучьему велению» Емеля лежал на печи, но имел все, что хотел. Скатерть-самобранка накрывала стол всякими яствами не всегда трудолюбивых людей.
Вывод: в устном народном творчестве высмеиваются ленивые люди: у лентяев нет никаких забот, они не приносят ничего хорошего не только окружающим, но и самим себе, ленивые люди безвольны, а любое дело – для них пытка. По мнению народа, из-за лени портится и лицо, и характер, и душа человека. В некоторых пословицах народ подсмеивается над ленивыми людьми, в некоторых - выражает сарказм. Думаю, что пословицы и поговорки последней группы могли быть придуманы ленивыми людьми.
Глава 2. Практическая часть
2.1 Практическое проведение экспериментальной работы.
Анализ и обобщение полученных результатов
Был проведен опрос среди обучающихся 9 класса, 16 человек (приложение 2). Целью этого опроса было доказать, что чаще всего лень у подростков проявляется в умственном и физическом труде.
Результат показал (см.приложение 3), часто или периодически лень проявляется у опрошенных в:
· учебе и познавательной деятельности – 19%
· общественных работах, внеурочной деятельности-13%
· в общении с друзьями и сверстниками, детьми -22%
· в общении с родственниками-13%
· в домашних делах-20%
· в организации отдыха, развлечений-13%
· в пассивном отдыхе (ничегонеделании) : сон ,телевизор и т.п.-4%
· в самосовершенствовании-13%
· в активном отдыхе-12%
Вывод: Чем больше заинтересованности в определенных видах деятельности, тем меньше проявляется лень. Особенно сильно проявляется умственная лень. Это возникает, на мой взгляд, потому, что познание – это самый тяжелый труд. На втором месте идут домашние дела. Подростки не считают их важными для себя, дела по дому отнимают много времени, которое можно потратить на более интересные вещи. Гипотезы моего исследования были подтверждены, а именно:
1.Чем интереснее вид деятельности человека, тем выше его активность, соответственно лень проявляется гораздо слабее.
2. Чаще всего подростки проявляю лень в учебе и домашних делах
Заключение
В устном народном творчестве, высказываниях великих людей, афоризмах высмеиваются ленивые люди, обращается внимание людей на их пороки и недостатки. Ленивый человек не достоин уважения людей, он «и могилы не стоит». Если внимательно читать и вдумываться в смысл прочитанного, можно найти ответы на многие вопросы.
Результаты исследования обучающихся показали. Чем больше заинтересованности в определенных видах деятельности, тем меньше проявляется лень, чаще проявляется в том, что ему не интересно, не входит в его планы. Особенно сильно проявляется умственная лень, т.к. это наиболее сложный вид деятельности.
Лень является серьезным препятствием на пути достижения поставленных целей и обретения счастья. Недаром в православии она считается серьезным грехом. Тем не менее победить ее под силу каждому человеку.
В результате исследования мы достигли главной цели: изучение феномена «лень», систематизация информации о данном явлении и подготовка рекомендаций для коррекции лени у школьников.
Так же, мы справились с рядом задач нашего проекта:
1. Познакомиться с понятием «лень» в научной литературе.
2. Найти и обобщить информацию о причинах лени и способах борьбы с нею.
3. Познакомится с понятием «лень» в русской сказках.
4. Провести исследование среди школьников и сделать выводы.
5. Составить рекомендации для школьников по теме исследовательской работы. (см.приложение 4).
Главное — не переоцените свои возможности. Не ждите всю жизнь идею, которая «взорвет» вашу повседневность, вместо этого действуйте постепенно, достигая все новых и новых вершин.
Как выяснила наука, лень - это неотъемлемая часть нашей жизни. Лень имеет физиологическую и психологическую природу и нуждается в дальнейшем изучении. В основе лени лежат запрограммированные на уровне ДНК инстинкты.
С точки зрения физиологии, лень - один из природных предохранительных клапанов от разрушения здоровья и психики человека. Это - внутренний сберегатель энергии, сигнализатор о необходимости отдыха, предохранитель от эмоционального выгорания, настройщик творческого начала.
С точки зрения психологии, лень - это психологическая защитная реакция организма, которая проявляется, когда мы не замотивированы, когда идем за интуицией вопреки здравому смыслу.
Если человек ознакомиться с нашей работой, то будет иметь первоначальные знания о природе лени как явлении, сможет понять причины своей собственной лени, узнает о способах её преодоления, а значит, сможет «договориться» с ней, заняться самовоспитанием и самосовершенствованием.
Мы считаем цель исследования выполнена, результаты достигнуты.
Список используемой литературы
1. Лень в представлениях обыденного сознания / Михайлова Е. Л. // 2.Психологические проблемы самореализации личности. Вып. 8 / Под ред. Л. А. Коростылёвой. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2004.
3.Инна Иголкина. Открой для себя мир. – изд…КРПА «Олимп», АСТ, Астрель, 2007.
4. Михайлова Е.Л. Лень в представлениях обыденного сознания Психологические проблемы самореализации личности. – Изд – во С. – Петербург, 2004.
5. http://hyaenidae.narod.ru/story2/087/html
6. www.slovopedia.com
7. http://www.redom.ru/pubs/283/ru.wikipedia.org/wikiped..
8. Интернет ресурсы Мануковская Е. Вся правда о лени http://www.planetapsy.ru/psihicheskie-sostoyaniya/vsy..
9. ru.wikipedia.org/wiki/
Приложение 1
Произведения русского народного творчества: сказки.
1. «Федорино горе»
2. «Мойдодыр»
3. «По щучьему веленью»
4. «Сказка о попе и работнике его Балде"
5. «Морозко»
6. «12 месяцев»
7. «Два мороза»
Приложение 2
Анкета
«Опрос мнения подростков о влиянии лени на их жизнь»
Постарайтесь определить степень выраженности лени в разных сферах жизни по 5-бальной системе в соответствие со шкалой и поставьте любой знак в соответствующую ячейку:
5 баллов – часто бывает лень;
4 балла – периодически лень;
3 балла – иногда лень;
2 балла – достаточно редко ленюсь;
1 балл – практически никогда не ленюсь.
|
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1 |
Учеба, познавательная деятельность |
|
|
|
|
|
2 |
Общественная работа, внеурочная деятельность |
|
|
|
|
|
3 |
Общение с друзьями, сверстниками, детьми |
|
|
|
|
|
4 |
Общение с родителями, родственниками |
|
|
|
|
|
5 |
Домашние дела |
|
|
|
|
|
6 |
Обязанности перед кем-либо, обещания |
|
|
|
|
|
7 |
Организация отдыха, развлечений |
|
|
|
|
|
8 |
Пассивный отдых (ничегонеделание): сон, телевизор и т.п. |
|
|
|
|
|
9 |
Самосовершенствование |
|
|
|
|
|
10 |
Активный отдых (спорт, выход на природу и т.п.) |
|
|
|
|
|
Приложение 3
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.