Министерство образования и науки Республики Башкортостан
МУ «Отдел образования городского округа город Стерлитамак»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Лицей №3»
Модель трёхмачтового корабля (корвет),
посвящённая 255-летию со дня рождения
Салавата Юлаева
Выполнил: ученик 11 В класса Кутлушин Эдик Уралович
Руководители: учитель технологии Федоров Алексей Петрович
учитель технологии Гурьева Ольга Александровна
г. Стерлитамак
Содержание
с.
Введение 3
Глава 1.
1.1. Историческая справка 5
1.2. Сбор информации по теме проекта 8
1.2.1. Анализа прототипов 8
1.2.2. Выбор модели 9
1.3. Выбор материалов 10
1.3.1. Экологическая оценка 10
1.4. Выбор инструментов, оборудования 11
1.5. Организация рабочего места 12
1.6. Экономическая оценка 13
Глава 2
2.1. Разработка технологии изготовления проектируемого изделия 17
2.2. Соблюдение условий техники безопасности и культуры труда 20
Заключение 21
Список использованной литературы 22
Приложение 23
Введение
В 2009 году исполнилось 255 лет со дня рождения известного башкирского поэта и народного героя Салавата Юлаева. В жизни нашей республики - весьма знаменательная дата, потому что именно этот человек является олицетворением единства народа, населяющего республику, что и отразилось на её гербе. Я занимаюсь судомоделированием относительно недавно – всего около трёх лет, и мои прошлые работы не отличались особой оригинальностью. Но в честь этого памятного события, я решил построить особенную модель парусного корабля: казалось бы, нет никакой связи между построением модели корабля и башкирским героем, однако дело в том, что данный корвет будет оформлен в стиле, характеризующем особенности башкирской культуры.
По моему замыслу данная модель должна обладать высокой эстетической ценностью и представлять собой выставочный экземпляр. Особенностью макета является система освещения, придающая кораблю особый величественный вид.
Моя мама работает в школе учительницей башкирского языка и культуры Башкортостана. Она мне дала очень много полезных советов по приданию работе особенного колорита башкирского народа.
Так как работа предстояла очень серьезная, кропотливая и сложная, я попросил учителей технологии нашего лицея: Алексея Петровича Федорова, учителя технического труда и Ольгу Александровну Гурьеву, учительницу обслуживающего труда, совместно руководить моей творческой работой. Меня поддержала и активно помогала моя одноклассница Хайретдинова Эльвина.
Цель проекта: Создание выставочной модели трехмачтового парусного корабля (корвета) с подсветкой, названный именем Салавата Юлаева, особенными характеристиками которого будут являться башкирский национальный стиль оформления.
Задачи:
– подобрать наиболее рациональную технологию изготовления изделия;
– разработать конструкцию изделия с учетом основных характеристик кораблей XVIII века в совокупности с оригинальным оформлением, прочностью конструкции, габаритов и относительно небольшой массы;
– продумать дизайн изделия;
– изготовить (слепить) и оформить в национальном стиле членов команды корвета;
– вырезать из дерева и установить на носу корабля, прототип части памятника Салавату Юлаеву, установленного в Уфе;
– на капитанском мостике установить макет каюты, изготовленный по форме напоминающей национальную башкирскую юрту;
– изготовить специальную подставку для модели корвета;
– вышивкой башкирского герба оформить центральный парус.
Посещая различные выставки, где представлены модели парусных кораблей, я заметил такую особенность, модели кораблей не выглядят особо впечатляющими, т. к. изготовлены по упрощенной технологии и имеют много условностей. Поэтому я хочу построить модель, которая наиболее точно копирует настоящий корабль.
Вместе с Эльвиной под руководством Ольги Александровны, нам необходимо сшить и установить паруса, сплести ванты и что интересно, оформить в национальном стиле каюту-юрту, которая будет установлена на палубе, за штурвалом. Она служит образом, символом Родины.
При проектировании, необходимо продумать возможность установки системы освещения, используя светодиоды, которые отличаются минимальным потреблением электрической энергии батареек. Штурвал и рулевая система также являются действующими.
На рынке цена подобных моделей кораблей довольно высока. А проект трёхпалубного корвета, который мы разработали можно легко собрать своими руками в школьных мастерских. Все комплектующие можно приобрести без особых трудностей. Каркас изделия выполнен из фанеры, обшит шпоном, некоторые мелкие детали из зубочисток, мачты из древесины сосны, светодиоды для освещения. Также здесь использовали ткань для парусов, овечья шерсть для отделки юрты, нитки и т. д.
Рассчитываю, что данная модель трёхмачтового корвета будет использоваться на разнообразных судомодельных выставках, на уроках истории и культуры Башкортостана.
1.1. Историческая справка
Салават Юлаев (1754-1800) состоит в ряду самых ярких, значительных фигур отечественной истории. Имя повстанческого бригадира занимает видное место в летописи истории крестьянской войны 1773-1775 гг. под предводительством Е.И. Пугачёва. Он возглавлял многонациональные повстанческие отряды, многонациональным был и назначаемый им командный состав «армии» и «корпусов» восставших.
Рис. 1 Салават Юлаев
(16 июня 1754 — 8 октября 1800)
В свои 22 года он уже был прославленным сподвижником Пугачева, пламенным поэтом. Салават Юлаев рос сильным и ловким юношей, его физическому совершенствованию способствовали популярные у башкир национальная борьба, скачки, охота, стрельба из лука и ружья, и другие спортивные состязания.
Он отличался недюжинной физической силой, храбростью, и мужеством, с четырнадцати лет стал батыром, мастерски владел оружием и был искусным наездником.
В двадцать два года был пленен и заточен вместе со своими сподвижниками в крепость на берегу Балтийского моря. Полтора столетия при царизме имя его было запретным, ни одного младенца не нарекали его именем. Долгое время не была известна судьба Салавата, заключенного в крепость Рогервик (ныне город, Палдисски в Эстонии) на вечную каторгу. Только совсем недавно, где-то 8 лет тому назад, найдены документы, устанавливающие точную дату смерти Салавата, его сподвижников. Он умер на каторге в 1800 году, прожив всего 47 лет.
Салават Юлаев прославился как поэт и автор воззваний, в которые он вкладывал весь свой пыл убеждения в справедливости народной борьбы.
Имя Салавата Юлаева поистине стало символом мужества. Оно вдохновляло борцов прошлого. Оно вело в бой и советских воинов в годы Великой Отечественной Войны. Его подвиг и творческое наследие оказали огромное влияние на формирование национального самосознания и культурное развитие башкирского народа.
Память о нем увековечена в историческом сознании многих поколений – в песнях, легендах, сказаниях о народном крае, а также в произведениях литературы, искусства, живописи, монументальной скульптуре , трудах историков и исследователей.
Самую большую роль в популяризации имени национального героя в России сыграли роман Степана Злобина «Салават Юлаев» и снятый по его мотивам, художественный фильм режиссера Яна Протазанова. Именем Салавата Юлаева в нашей республике названы район, город, улицы, культурно-просветительские учреждения, спортивные команды, теплоход, открыты музеи.
С 1967 года учреждена премия им. Салавата Юлаева за лучшие произведения в области литературы искусства и архитектуры (с 1992 года она стала Государственной премией республики Башкортостан им. Салавата Юлаева).
Рис. 2. Памятник Салавату Юлаеву в Уфе, столице Башкортостана
В 1967 году в г. Уфе был установлен памятник Салавату Юлаеву (рис. 2).
Салават Юлаев жил в ту эпоху, когда широкое распространение получил такой класс военных кораблей как корвет (от латинского «corbita» - корабль). Трёхмачтовый военный корабль XVII - XIX вв. с прямым парусным вооружением и 18 - 30 орудиями на верхней палубе, использовался для разведывательной и посыльной службы, водоизмещением 460 тонн и больше. От фрегата отличался тем, что пушки стоят не под палубой, а на ней (рис. 3). В начале это был одномачтовый бот водоизмещением до 200 тонн. В первой половине XVIII века – 2-3-х мачтовое судно с прямым парусным вооружением, водоизмещением 400-600 тонн, с открытыми (20-30 орудий) или закрытыми (14-24 орудий) батареями.
Одним из образованнейших кораблестроителей в России был Иван Петрович Амосов. Семь лет И.П. Амосов учился кораблестроению в Англии, где в совершенстве овладел корабельной архитектурой. И.П. Амосов вошел в историю русского кораблестроения как один из первых теоретиков эпохи деревянного парусного судостроения в конце XVII и первой половине XVIII столетий.
В конце XVIII века в Петербурге открылось первое в России училище корабельной архитектуры. В его стенах готовили теоретически грамотных кораблестроителей. Вскоре, впервые в отечественном кораблестроении, начали разработку типового проекта 16-пушечного корвета, предназначенного для массовой постройки на всех адмиралтействах России.
Крупным вкладом в кораблестроительную науку стали труды русских инженеров А. Зенкова «Об искусстве делания мачт - макерских вещей» (1828) и В. Беркова «Начальные правила или теоретические основы корабельной архитектуры» (1836). Их использовали не только русские кораблестроители, но и иностранные.
|
1.2. Сбор информации по теме проекта.
Всю информацию мы вычитывали из журналов, электронных сайтов и книг. Электронные интернет-сайты содержат большое количество необходимой информации по технологии судомоделирования и сопровождаются наглядными изображениями, фотографиями, показывающие этапы работы. На сайте www.shipmodeling.ru – представлены судомодели из детальной сборки. Мы воспользовались данной информацией, чтобы изготовить пушки, якоря, мачты, реи и выполнить обшивку.
Самой ценной книгой для любого судомоделиста является книга О. Курти «Постройка моделей судов». Все авторы по судомодерированию ссылаются этому автору.
Историю Салавата Юлаева я нашел на страницах интернет-сайтов. Информации по данной теме достаточно много. 10 ноября 2008 г. вступил в силу указ президента республики М.Г. Рахимова о праздновании в 2009 году 255-летия со дня рождения Салавата Юлаева.
Вместе с Алексеем Петровичем мы специально сходили в городскую станцию юных техников, где работает кружок судомоделирования. Руководитель кружка рассказал нам о наиболее рациональной технологии изготовления моделей парусных кораблей.
1.2.1 Анализа прототипов
Судомоделированием занимаются многие, но в основном собирают модели из упрощенных, крупных (уже готовых) деталей, тем самым облегчая технологию сборки и снижая себестоимость. Многие вырезают корпус из цельного бруска дерева, что уменьшает его плавучесть, если модель действующая. Снижается эстетический вид и ценность изделия. Лишь немногие судомоделисты занимаются подетальной сборкой моделей корабля, в основном это представители Санкт Петербурга. В нашем городе есть кружок судомоделирования в доме технического творчества. В Уфе есть кружок судомоделирования в детско-юношеском центре, где ребята строят модели кораблей, занимающие призовые места на международных выставках.
1.2.2. Выбор модели
Обдумывая процесс выполнения проекта, компоновки элементов, его внешний вид, у меня возникли следующие идеи:
1-я идея. Выставочная модель парусного корабля, изготовленная по упрощенной технологии, с целью экономии времени на изготовление.
2-я идея. 3-х мачтовая модель корабля, с электромотором и винтом, работающая на дистанционном радиоуправлении.
3-я идея. 3-мачтовая выставочная модель корвета с подсветкой, элементами национальной башкирской культуры и символики, действующей подвесной рулевой системой.
4-я идея. Выставочная модель современного корабля из металлической обшивки и других деталей.
Я провел исследования в области рациональности применения материалов и возможности их использования в реальных условиях и решил остановиться на 3-й идее.
Аргументы:
1. Оригинальный дизайн;
2. Оптимальный расход материалов;
3. Соответствие с заданной целью проекта;
4. Наличие действующего рулевого управления;
5. Относительно меньшая себестоимость;
1.3. Выбор материалов
Выбор материалов осуществляем по следующим критериям: способность материала к обработке, качество, эстетический вид, прочность, долговечность, вес, расход и стоимость.
Корпус и каркас корвета должны быть довольно жесткими, т.к. на них располагаются все элементы изделия, и одновременно не тяжелым по массе. Наиболее подходящим для обшивки корабля является шпон различных пород дерева. Материалом для киля служит пятислойная фанера, а для шпангоутов трёхслойная фанера. Детали штурвала, трюмных решеток, каркаса юрты изготавливаются из трехслойной фанеры и обыкновенных зубочисток. Древесина липы используется для изготовления резной модели статуи Салавату Юлаеву. Для изготовления парусов необходима парусина, нити различных диаметров, мулине, декоративные элементы для украшения. Для обшивки юрты потребуется овечья шерсть и акриловый лак. Для изготовления якорей используется олово-припой. Материал для мачт-древесина сосны. Для сборки деталей корабля: наждачная бумага, припой, канифоль, клей «Момент», клей «Титан». Соединительные медные провода, батарейки на 1,5В., изоляционная лента, 7 светодиодов. Для покраски изделия необходима краска аэрозольная белая, растворитель, морилка, мебельный лак, кисточки.
1.3.1. Экологическая оценка
В моем проекте используются только экологически безопасные материалы. Фанера, шпон, древесина не выделяет токсичных веществ и утилизируется, как строительный мусор. Для покраски изделия используется специальная аэрозольная белая краска, имеющая экологический сертификат. Лак и морилка после окончательной сушки не выделяют вредных примесей опасных для здоровья человека. Следует отметить, что при работе с лакокрасочными материалами и растворителями необходимо строго соблюдать правила ТБ при работе, т. к. эти химические вещества очень ТОКСИЧНЫ! Комплектующие: светодиоды, батарейки имеют экологический сертификат и согласно инструкции по эксплуатации после истечения срока использования, должны утилизироваться как бытовой мусор.
Изделие после выхода из эксплуатации утилизируется путем сжигания или как строительный мусор, вторичному использованию не подлежит.
1.4. Выбор инструментов, оборудования
Для работы над проектом использовались следующие инструменты и оборудование:
- универсальный верстак;
- измерительный и разметочный инструмент, защитные очки;
- набор напильников;
- ножовка по дереву;
- набор отверток, плоскогубцы, острогубцы, индикаторная отвертка;
- электрический паяльник, припой, канифоль;
- набор свёрел;
- канцелярский нож;
- электрическая дрель;
- набор плашек;
- шлифовальная машина;
- циркуль;
- швейные принадлежности;
- игла для бисера;
- игла для работы с войлоком;
- кисточка для покраски
Для работы над проектом использовались следующие технологические машины:
- сверлильный станок;
- токарный станок по металлу;
- токарный станок по металлу;
- электрический лобзик;
- швейная машина
Все инструменты и оборудование должны быть исправными
1.5. Организация рабочего места
Оборудование школьной мастерской: универсальный верстак, сверлильный станок, токарный станок по металлу, токарный станок по дереву, швейная машина полностью соответствуют требованиям охраны труда, техники безопасности, санитарно-гигиеническим и технологическим требованиям. Станки заземлены, имеют защитные ограждения, исправны; освещенность рабочего места хорошая, температура в мастерской в норме; имеется аптечка, вентилятор для искусственной вентиляции мастерской при пайке и работе с лакокрасочными материалами.
Все используемые рабочие инструменты и приспособления исправны и до начала работы проверены учителем.
До начала работы я прошел инструктаж:
– по охране труда при ручной обработке древесины;
– при обработке древесины на станках;
– при работе ручным электроинструментом;
– при электромонтажных работах и паянии;
– при покрасочных работах;
– при работе на швейной машине
1.5. Экономическая оценка
Для подсчета затрат на изготовление данного проекта, нужно знать: стоимость пятислойной и трехслойной фанеры, древесного шпона, деревянных деталей, соединительных проводов, олова, алюминиевых трубок, батареек, светодиодов, зубочисток, краски, клея, ниток, специальной глины, войлока, ткани, морилки, масляного лака, акрилового лака, затраты на электроэнергию, на оплату труда, на амортизацию (износ) инструментов и оборудования, аренду помещения.
Определяем себестоимость модели корабля, на производство которого потребовались следующие затраты (цены условные):
1).Расчет материальных затрат: Мз:
Цена за пятислойную и трехслойную фанеру
Ц1= (0,540,1) 70 + (( 0,120,13 ) 27) 40= 39,04 руб.
Цена за древесный шпон Ц2: цена =40 руб.
Ц2= 0,5×40= 20 руб.
Цена электрических проводов Ц3=2×5=10 руб.
Цена батареек Ц4= 2×10=20 руб.
Цена клея «Момент» Ц5= 0,05100р. = 5 руб.
Цена клея «Титан» Ц6= 1100р. = 100 руб.
Цена зубочисток Ц7= 310 = 30 р.
Цена цепочки: Ц8=10 р.
Цена аэрозольной белой краски Ц9=0,580 = 40 руб.
Цена акриловой краски Ц10=0,5200 = 100 руб.
Цена морилки Ц11=0,580 = 40 руб.
Цена лака Ц12=0,580 = 40 руб.
Цена ниток Ц13=830=240 руб.
Цена глины Ц14=0,3130=39 руб.
Цена светодиодов Ц15=157=105 руб.
Цена олова Ц16=20 руб.
Цена алюминиевых трубок Ц17=(60,03)20=3,6 руб.
Цена войлока Ц17=20 руб.
Цена ткани Ц19=140=40 руб.
Цена липового бруска Ц20=10 руб.
Цена соснового бруска Ц21=20 руб.
Цена гвоздей Ц22=180,1=1,8 руб.
Цена ручного браслета Ц23=102=20 руб.
Цена резинки для волос Ц24=30 руб.
Цена выключателя Ц25=15 руб.
Цена блочек для парусов Ц26=80 руб.
В материальные затраты входит также расчет электроэнергии. Он включает в себя:
Работу на сверлильном станке: Т1= 4 часа;
Работу на токарном станке по дереву: Т2= 1 час;
Работу электрического лобзика: Т3= 37 часов;
Работу на токарном станке по металлу (шлифование и точение из дерева): Т4= 40 часов;
Работу на фугавально-пильном станке: Т5=0,5 часа;
Работу на швейной машине Т6=1 час;
Работу феном Т7=4 часа;
Освещение мастерской Т8= 400 часов.
Т= Т1+Т2+Т3+Т4+Т5+Т6+Т7+Т8 = 487,5 часа.
Цена за 1 кВт ч составляет 1 руб.
Ц27= 487,51= 487,5 руб.
Мз=39,04+20+10+20+5+100+30+10+40+100+40+40+240+39+105+20+3,6+20+40+10+20+1,8+20+30+15+80+487,5=1564,14 руб.
2).Расходы на оплату труда ():
Отчисления на заработную плату производится из расчета, что оплата сборщика судомоделей 3-го разряда составляет Ц28 = 10руб. за час; оплата распиловщика, сверлильщика 3-го разряда - 10руб. за час. оплата электромонтажника 3-го разряда - 10руб. за час, оплата токаря и шлифовщика – 10 руб. за час, оплата швеи-вышивальщицы – 10 руб. за час. На изготовление модели ушло 80 дней (по 5 часов в день). Следовательно, всего затрачено 400 часов, которые оплачиваются зарплатой со стоимостью работ: Ц29=400 10= 4000руб.
3). Амортизационные отчисления:
К ним относятся расходы на амортизацию инструментов, которые составляют 10% от стоимости. Таблица 1
Наименование инструмента |
Стоимость, р. |
Амортизация, р. |
Набор разметочного инструмента |
200 |
20 |
Спиральное сверло |
10 |
1 |
Сверло перовое |
40 |
4 |
Ножовка |
50 |
5 |
Отвертка |
40 |
4 |
Нож-резак |
50 |
5 |
Напильник по дереву |
50 |
5 |
Рубанок |
50 |
5 |
Электрический паяльник |
100 |
10 |
Ножницы |
50 |
5 |
Молоток |
50 |
5 |
Набор стамесок |
200 |
20 |
Игла вышивальная |
10 |
1 |
Игла для войлока |
100 |
10 |
Игла для бисера |
10 |
1 |
Итого: |
101 |
Полное списание инструмента производится через два года (24 мес.). Амортизационные отчисления за один месяц будут составлять:
=101:24= 4,1р. В день =4,1:26 (рабочих дней) = 0,16р. у нас работали 400дней:
= 0,16×400= 64р.01коп.
Ориентировочная стоимость:
- сверлильного станка – 6000р. - токарного станка – 8000р. - фуговально-пильного станка – 5000р. - электрического лобзика – 4000р. - швейной машины – 10000р.
Норма ежегодной амортизации 14%, т.е. амортизация = 4620 руб. за год.
= 300(рабочих дней в году) 6(рабочих часов) = 1800 часов.
Амортизация оборудования за один час работы составит: 4620:1800=2,57р.
Амортизационные отчисления одного часа работы учащегося.
У нас было затрачено Т =400 часов.
=4002,57=1028 р. = += 64,01+1028= 1092,01 руб.
Плата за аренду помещения, коммунальные услуги и в нашем случае равны нулю, так как производство ведется в школьных мастерских.
Общая себестоимость: С= Мз+++= 1564,14+4000+1092,01+0= 6656,15р.
2.1. Разработка технологии изготовления проектируемого изделия
Работа над проектом выполняется по следующей технологии:
I. Сначала изготавливается киль.
В качестве заготовки использовать пятислойную фанера толщиной 12мм и размерами 100×540. Для выпиливания по контуру использовать электрический лобзик. Чертеж смотреть в приложении 7.
II. Изготовление шпангоутов (см. приложение 1, рис. 1) Согласно масштабу скопировать на заготовку-фанеру, и выпилить электрическим лобзиком.
III. Далее идет установка шпангоутов на киль.(см. приложение 1, рис. 2,3). Установить перегородки между шпангоутами по главной палубе. (см. приложение 1, рис. 4). В работе использовать клей «Титан».
IV. Сборка, шлифовка и обшивка верхней палубы. (см. приложение 1, рис. 4,5).
V. Обшивка корпуса (см. приложение 1, рис. 12,13) выполняется из древесного шпона (ясень), затем тщательно шлифовать поверхность корпуса корабля.
VI. Изготовить подставку (см. приложение 1, рис. 15,16). Материалом служит древесина сосны. Стойки вытачивать на токарном станке. Основание обрабатывать строганием. Детали приклеивать клеем «Титан». После сушки, шлифовать, покрыть морилкой и лаком.
VII. Изготовление и монтаж рулевой системы. (см. приложение 1, рис. 6,7,8,9,10).Чертеж и технологическая карта представлены в приложении 3.
VIII. Изготовить и установить борта (см. приложение 1, рис. 17,18). материалом служит: фанера, зубочистки, шпон, декоративные детали браслета.
IX. Изготовить и установить трюмные решетки. (см. приложение 1, рис.11).
X. Изготовить и установить Мачты, Реи и Марсы. (см. приложение 1, рис. 19,20,23). Чертеж мачты (рангоута) см. в приложении 4. Материалом является сосновый брусок квадратного сечения, обрабатывается на токарном станке с помощью установленной в патроне плашки и шлифуется мелкой зернистой шкуркой, после сборки покрыть морилкой и лаком.
После из фанеры выпилить салинги и борта для марсов, шлифовать, и сверлить отверстия для бортов на марсе, для сборки использовать зубочистки. Собираем мачты закрепляя их марсами, фиксаторами, и на мачты устанавливаем реи.
XI. Установка перегородок и дверей. (рис. 23) Из шпона ясени вырезать перегородки и сделать в них отверстия для дверей, после вырезать из трехслойной фанеры арки и двери и установить на корабль.
XII. Установка деревянных лестниц. Из трехслойной фанеры выпилить заготовки, после выпилить небольшие надрезы для установки лестниц из шпона.
XIII. Установка системы освещения. Сверлить отверстия на концах мачт для светодиодов и на палубе корабля, для освещения кают, припаять медной проволокой светодиоды, батарейки и выключатель по схеме (см. приложение 5)
XIV. Изготовить и установить пушки. Материал для изготовления ствола – трубка алюминиевая, с одной стороны заглушить отверстия, покрасить в серебристый цвет. Из фанеры выпилить боковые стенки для пушек. Собрать всю конструкцию и закрепить на главной палубе корабля.
XV. Отлить из олова (припоя) якоря в специальной форме, изготовленной из древесины липы. Зачистить наждачной и установить вместе механизмом со шпилями, изготовленными из выточенной древесины и зубочисток.
XVI. Установить (веревочные лестниц на мачты) ванты и выбленки (см. приложение 1, рис.23)
XVII. Установить паруса на реи. (см. приложение 1, рис. 24) Из ткани вырезать и прошить на швейной машине по размерам, окантовать и установить на реи. Украсить паруса вышивкой.
XVIII Слепить и раскрасить фигурки моряков (см. приложение 1, рис. 24) Из специальной глины вылепить матросов, боцмана, капитана, казначея, кока и т. д. . После просушки раскрасить акриловой краской.
XVIX. Изготовить, оформить и установить каюту-юрту.
Сборка элементов корвета выполняется в следующей последовательности:
- установка шпангоутов на киль (см. приложение 1, рис.1; 2; 3);
- обшивка шпоном нижней палубы (см. приложение 1, рис.3; 4);
- установка фанеры на верхнюю палубу и обшивка шпоном (см. приложение1, рис.5);
- обшивка каркаса шпонами (см. приложение 1, рис.12);
- установка корабля на стойку (см. приложение 1, рис. 15, 16);
- установка штурвала (см. приложение 1, рис.6);
- установка перегородок , трюмных решеток (см. приложение 1, рис.23; 11);
- установка мачт (см. приложение 1, рис.17, 18);
- установка рей (см. приложение 1, рис. 19);
- скрепление мачт марсами (см. приложение 1, рис. 20);
- сборка вантов (см. приложение 1, рис. 21);
- обшивка юрты (см. приложение 1, рис. 22.);
- установка парусов (см. приложение 1, рис.26.);
- установка фигурок команды корабля (см. приложение 1, рис.25.);
2.2. Соблюдение условий техники безопасности и культуры труда
Работа над проектом начинается только после прохождения инструктажей по технике безопасности работ. Работа ведется только на исправных станках и на исправном оборудовании под присмотром учителя. Наличие защитных ограждений и защитных очков и спецодежды (халат, или фартук с нарукавниками, берет или косынка) обязательно! Станки должны быть заземлены и хорошо освещены.
Пайка проводится под контролем учителя с безкислотным флюсом ПБК-26М. Работы по покраске ведутся только при искусственной вентиляции мастерской, в защитных очках и перчатках.
Заключение
Цели, которые я поставил перед собою в начале работы над проектом, по моему мнению, достигнуты, задачи решены полностью. Корвет получился идеальным, достойным носить имя Салавата Юлаева.
Дизайн корабля получился весьма гармоничным: элементы башкирской культуры (юрта, орнамент) не вступают в противоречие с внешним видом судна. Все элементы модели смотрятся реалистично, нет изъянов и в оформлении фигурок моряков корвета.
Проект изготовлен только из экологически безвредных материалов.
Модель корвета очень привлекательна благодаря оригинальному дизайну, правильному подбору цветовой гаммы.
Сложностей по ходу изготовления и сборки практически не возникало. Единственная проблема была связана с обшивкой корабля, требующей максимальной точности и аккуратности.
Школьная мастерская оснащена всеми необходимыми станками и оборудованием необходимыми для изготовления проекта. Знания и умения, которые я получил на уроках технологии, понадобились мне при работе. Все используемые материалы вполне доступны.
Проект получил положительные отзывы среди учащихся, и учителей нашего лицея.
Данную парусную модель корвета мы будем выставлять на различных выставках технического творчества. А постоянным местом нахождения для него будет наш школьный музей.
Список использованной литературы
1. Верховцев О. Г., Лютов К. П. Практические советы мастеру-любителю: –2-е изд., перераб. и доп. – Л.: Энергоатомиздат., 1987.
2. Дергалин Ф.Н. Азбука судомоделизма / Ф.Н.Дрегалин. – М.: ООО «Издательство АСТ»; СП6,; ООО «Издательство Полигон», 2004. – 191.
3. Курти О. Постройка моделей судов. Энциклопедия судомоделизма. Сокращенный пер. с итал. Л., «судостроение», 1977.
4. Митрофанов В.П. Митрофанов П.С. – Школа под парусами «Учебный парусный флот XVIII – XX века». Ленинградское «Судостроение» 1989 год.
5. Сайт судомоделирования – www.Shipmodeling.ru
6. Тетельбаума Е.С. «Паруса над океанами» Перевод с чешского. Издательство «Судостроение», 1977 г.
7. Симоненко В. Д. Технология 8 кл. – М.: Вентана – Граф, 2004.
8. Симоненко В. Д. Технология 9 кл. – М.: Вентана – Граф, 2004.
9. Симоненко В. Д. Технология 10 кл. – М.: Вентана – Граф, 2004.
10. Симоненко В. Д. Технология 11 кл. – М.: Вентана – Граф, 2004.
11. Целовальников А. С. Справочник судомоделиста (по судовым устройствам). - М.: ДОСААФ, 1978. - 144 с., ил.
Приложение 1
Рис.1. Установка шпангоутов Рис.2. Установка перегородок
Рис.3. Сборка каркаса Рис.4. Обшивка главной палубы
Рис.5. Монтаж вахтенной и
капитанской палуб Рис.6. Установка руля
Рис.7. Точение оси штурвала Рис.8. Детали штурвала
Рис.9. Сверление отверстий для румбов Рис.10. Сборка штурвала
Рис.11. Сборка трюмной решетки Рис.12. Обшивка каркаса
Рис.13. Установка руля Рис.14. Шлифовка корпуса
Рис.15. Точение стоек Рис.16. Шлифовка стоек
Рис.17. Установка бортов. Рис.18. Установка вахтенного борта
Рис.19. Установка мачт Рис.20. Скрепление мачт марсами.
Рис.21. Изготовление вантов Рис.22. Обшивка юрты
Рис.23. Установка перегородок Рис.24. Обшивка парусов
Рис.25. Покраска команды корабля Рис.26. Установка парусов
Приложение 2
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.