Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Лицей №3»
городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан
РАСССМОТРЕНО на заседании МК учителей художественно - эстетического цикла Протокол № ___ от « __» ________ 2019 г. Руководитель МК ______ /О.А. Гурьева/ подпись |
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора _______/Т.А.Чукавина/ подпись «___» ________2019 г. |
УТВЕРЖДАЮ Директор МАОУ «Лицей №3» городского округа г. Стерлитамак _____________Л.В. Тагирова Введено в действие Приказ №____ от «___» _________2019г. |
Дополнительная ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
общеразвивающая программа
«Готовимся к участию на всероссийской олимпиаде
школьников по технологии»
(срок реализации программы – 1 учебный год,
количество часов в неделю – 9, за учебный год – 252)
Составитель: Федоров А.П.,
учитель технологии МАОУ «Лицей №3» ГО г. Стерлитамак РБ
Стерлитамак 2019
Содержание
1. Пояснительная записка …………………………………….…….…3
2. Учебный план и содержание программы………… ……..………..4
3. Планируемые результаты программы…………………………….14
4. Календарный учебный график…………………………………….15
5. Условия реализации программы……………………………….….20
6. Методическое обеспечение программы…………………..………20
Литература…………………………………………………………….…22
Приложение……………………………………………………………...24
.
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Готовимся к участию на всероссийской олимпиаде школьников по технологии» имеет техническую направленность. Программа рассчитана на 1 год обучения. Разработана для реализации в общеобразовательных учреждениях.
Актуальность программы «Готовимся к участию на всероссийской олимпиаде школьников по технологии».
В настоящее время нашему обществу требуются специалисты инженерной направленности. Поэтому многие выпускники после окончания школы поступают в технические вузы и колледжи, где владение основами технологической грамотности является одним из условий успешного овладения будущей профессией. В средней школе часы на изучение предмета «Технология» продолжают стремительно сокращаться. В старшей школе предмет «Технология» вовсе не изучается.
Участие обучающихся на всероссийской олимпиаде школьников по технологии требует колоссальной теоретической и практической подготовки, выполнения и публичной защиты творческого проекта. И в том случае, если ребята становятся победителями или призерами Всероссийской олимпиады школьников по технологии, получают возможность без вступительных испытаний поступить в технические ВУЗы страны. Однако, если участники ВОШ не смогут стать призерами и победителями олимпиады, то они безусловно получают бесценный опыт, знания, навыки учебной и творческой деятельности, который безусловно им поможет уже на стадии овладения программ СПО или ВПО.
Программа «Готовимся к участию на всероссийской олимпиаде школьников по технологии» предназначена для обучающихся 9-11классов.
Срок реализации программы – 1 учебный год (252 учебных часа).
Периодичность занятий 3 раза в неделю по 3 академических часа.
Форма обучения по программе – очная. Занятия проходят в индивидуальной или групповой форме. Оптимальная наполняемость группы – до 5 человек. Занятия делятся на теоретическую и практическую части. На теоретических занятиях обучающиеся изучают общие вопросы технологической подготовки школьников, принципы творческой проектной деятельности. В ходе же практических работ обучающиеся работают над индивидуальными творческими проектами и выполняют задания практических работ по электротехнике. Выбор направления практической работы осуществляет обучающийся на начальной стадии подготовки к участию на олимпиаде.
Цель программы: подготовка к результативному участию обучающихся на всероссийской олимпиаде школьников по технологии.
Задачи:
Образовательные:
· углубленное изучение теоретического материала в рамках предметной области «Технология»;
· формирование навыков творческой проектной деятельности;
· развитие навыков практической деятельности по выбранным направлениям;
· Развивающие:
· формирование трудовых умений и навыков, умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его, при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел;
· развитие умения планировать свои действия с учётом фактора времени, в обстановке с элементами конкуренции.
· создание условий для развития творческих способностей обучающихся с использованием межпредметных связей (информатика, технология, математика, физика).
Воспитательные:
· воспитания интереса к технике и технологиям
· развитие коммуникативных отношений в контексте защиты творческих проектов
· воспитание ценностного отношения к своему здоровью;
· воспитание чувства гордости за свою Родину, Республику
· и родному городу.
2. Учебный план и содержание программы.
Учебный план
|
Название модуля, темы |
Количество часов |
Формы аттестации / контроля |
||
Всего |
Теория |
Практика |
|||
1. |
Вводный раздел. |
3 |
2 |
1 |
Устный опрос. |
1.1 |
Введение в образовательную программу. Техника безопасности |
3 |
2 |
1 |
|
2. |
Творческий проект |
84 |
15 |
69 |
Устный опрос. Творческий проект. Продукт модуля: материальный объект представленный на защиту |
2.1 |
Выбор темы проекта |
3 |
1 |
2 |
|
2.2 |
Анализ прототипов |
6 |
2 |
4 |
|
2.3 |
Выбор наилучшего варианта |
3 |
1 |
2 |
|
2.4 |
Разработка эскиза проекта |
6 |
1 |
5 |
|
2.5 |
Разработка конструкторской документации |
9 |
1 |
8 |
|
2.6 |
Разработка технологической документации |
9 |
1 |
8 |
|
2.7 |
Практическая работа над изготовлением проектного изделия |
30 |
3 |
27 |
|
2.8 |
Экономическая оценка проекта |
3 |
1 |
2 |
|
2.9 |
Экологическая оценка проекта |
3 |
1 |
2 |
|
2.10 |
Разработка вариантов рекламы проекта |
3 |
1 |
2 |
|
2.11 |
Оформление пояснительной записки |
3 |
1 |
2 |
|
2.12 |
Защита творческого проекта |
6 |
1 |
5 |
|
3. |
Теоретический раздел |
102 |
85 |
17 |
Устный опрос |
3.1 |
Определение технологии – знаний (науки) о преобразовании материалов, энергии и информации |
3 |
3 |
|
|
3.2 |
Роль техники и технологий в развитии общества |
3 |
3 |
|
|
3.3 |
Техносфера |
3 |
3 |
|
|
3.4 |
Структура производства: потребности, ресурсы, технологические системы, процессы, контроль, сбыт. История техники и технологий |
9 |
9 |
|
|
3.5 |
Машиноведение. |
9 |
9 |
|
|
3.6 |
Материаловедение древесины, металлов, пластмасс |
3 |
3 |
|
|
3.7 |
Технологии производства и обработки материалов |
9 |
9 |
|
|
3.8 |
Лазерные технологии. Нанотехнологии |
6 |
6 |
|
|
3.9 |
Дизайн |
3 |
3 |
|
|
3.10 |
Агрономия |
3 |
3 |
|
|
3.11 |
Менеджмент |
3 |
3 |
|
|
3.12 |
Электротехника и электроника. Способы получения, передачи и использования электроэнергии. Альтернативная энергетика |
3 |
3 |
|
|
3.13 |
Черчение |
6 |
2 |
4 |
Выполнение чертежей |
3.13 |
Инженерная и техническая графика. |
9 |
2 |
7 |
|
3.14 |
Художественная обработка материалов |
3 |
1 |
2 |
Устный опрос |
3.15 |
Ремонтно-строительные работы |
3 |
3 |
|
|
3.16 |
Техническое творчество |
3 |
1 |
2 |
|
3.17 |
Информационные и коммуникационные технологии, станки с ЧПУ, 3D-принтеры, «умные» дома, автоматика, робототехника в промышленном производстве |
6 |
5 |
1 |
Устный опрос |
3.18 |
Социальные технологии |
6 |
5 |
1 |
|
3.19 |
Основы предпринимательства |
3 |
3 |
|
|
3.20 |
Профориентация |
3 |
3 |
|
|
3.21 |
Производство и окружающая среда |
3 |
3 |
|
|
4. |
Электротехника |
33 |
26 |
7 |
|
4.1 |
Электрический ток и его применение. Электрические цепи. |
3 |
3 |
|
Устный опрос |
|
Элементная база электротехники |
3 |
3 |
|
|
|
Потребители и источник электроэнергии. Энергетическое обеспечение нашего дома |
3 |
3 |
|
|
|
Электроизмерительные приборы. Бытовая техника |
3 |
3 |
|
|
|
Организация рабочего места. Электробезопасность в быту. Электрические провода. Монтаж электрической цепи |
3 |
2 |
1 |
|
|
Электроосветительные приборы. Нормы освещенности |
3 |
2 |
1 |
Устный опрос |
|
Бытовые электронагревательные приборы. Отопление и тепловые потери. Энергосбережение. |
3 |
3 |
|
|
|
Альтернативные источники энергии. |
3 |
3 |
|
|
|
Цифровые приборы. Автоматизация производства |
3 |
3 |
|
|
|
Сборка электрических цепей. Снятие показаний приборов |
6 |
1 |
5 |
|
5. |
Выполнение заданий практического тура прошлых лет |
6 |
|
6 |
Тестирование |
6. |
Выполнение заданий теоретического тура прошлых лет |
15 |
|
15 |
Практическая работа |
7. |
Презентация творческого проекта |
9 |
|
9 |
Защита проекта |
Итого: |
252 |
128 |
124 |
|
Содержание учебно-тематического плана
1. Тема 1. Вводное занятие
Теория: Введение в образовательную программу. План работы. Техника безопасности во время подготовки к участию во Всероссийской олимпиаде школьников
Практика: Изучение правил техники безопасности
Форма контроля: беседа
2. Тема 2. Выбор темы проекта
Теория: Определение потребностей. Выявление проблемы. Формулирование темы творческого проекта.
Практика: Выбор темы проекта
Форма контроля: опрос
3. Тема 3. Анализ прототипов
Теория: Поиск информации в интернете, и печатной литературе. Анализ прототипов.
Практика: Анализ прототипов
Форма контроля: опрос
4. Тема 4. Выбор наилучшего варианта
Теория: Определение достоинств и недостатков разработанных идей творческого проекта.
Практика: Выбор наилучшего варианта творческого проекта
Форма контроля: беседа
5. Тема 5. Разработка эскиза проекта
Теория: Правила оформления графической документации. Линии чертежа. Виды. Эскизы.
Практика: Разработка эскиза проекта
Форма контроля: Выполнение эскиза
6. Тема 6. Разработка конструкторской документации
Теория: ЕСКД. Чертежи деталей. Сборочный чертеж. Спецификация
Практика: Разработка чертежа проекта
Форма контроля: Выполнения чертежа
7. Тема 7. Разработка технологической документации
Теория: ЕСТД. Технологическая документация. Технологическая карта. Операционная карта.
Практика: Разработка технологической карты
Форма контроля: Выполнение техкарты
8. Тема 8. Практическая работа над изготовлением проектного изделия
Теория: Технология обработки конструкционных материалов. Изготовления изделий ручным и механизированным способом. Сборка. Отделка изделий. Испытание.
Практика: Изготовление проектного изделия
Форма контроля: беседа
9. Тема 9. Экономическая оценка проекта
Теория: Расчет себестоимости изделия. Определения материальных затрат. Амортизационный расчет.
Практика: Расчет себестоимости изделия
Форма контроля: Выполнение расчета себестоимости
10. Тема 10. Экологическая оценка проекта
Теория: Экологическая оценка разработанного творческого проекта.
Практика: Экологическая оценка проекта
Форма контроля: беседа
11. Тема 11. Разработка вариантов рекламы проекта
Теория: Маркетинг. Разработка вариантов рекламы творческого проекта.
Практика: Разработка вариантов рекламы проекта
Форма контроля: разработка рекламы
12. Тема 12. Оформление пояснительной записки
Теория: Требования к оформлению пояснительной записки к творческим проектам школьников
Практика: Оформление пояснительной записки
Форма контроля: беседа
13. Тема 13. Защита творческого проекта
Теория: Процедура защиты творческого проекта. Регламент на выступление. Ответы на вопросы.
Практика: Защита творческого проекта
Форма контроля: Защита проекта
14. Тема 14. Определение технологии – знаний (науки) о преобразовании материалов, энергии и информации
Теория: Определении технологии. Виды технологий. Примеры вопросов по данной теме.
Практика:
Форма контроля: беседа
15. Тема 15. Роль техники и технологий в развитии общества
Теория: Определение техники. История развития техники и технологий. Примеры вопросов по данной теме.
Практика:
Форма контроля: беседа
16. Тема 16. Техносфера
Теория: Что такое техносфера. Примеры вопросов по данной теме.
Практика:
Форма контроля: беседа
17. Тема 17. Структура производства: потребности, ресурсы, технологические системы, процессы, контроль, сбыт. История техники и технологий
Теория: Что такое производство. Структура производства: потребности, ресурсы, технологические системы, процессы, контроль, сбыт. Практика:
Форма контроля: беседа
18. Тема 18. Машиноведение.
Теория: Машиноведение. Примеры вопросов по данной теме.
Практика:
Форма контроля: опрос
19. Тема 19. Материаловедение древесины, металлов, пластмасс.
Теория: Материаловедение древесины, металлов, пластмасс. Примеры вопросов по данной теме.
Практика:
Форма контроля: опрос
20. Тема 20. Технологии производства и обработки материалов.
Теория: Технологии производства и обработки конструкционных материалов (древесины, металлов, искусственных матеиалов). Примеры вопросов по данной теме.
Практика:
Форма контроля: опрос
21. Тема 21. Лазерные технологии. Нанотехнологии.
Теория: Лазерные технологии. Нанотехнологии. Примеры вопросов по данной теме.
Практика:
Форма контроля: опрос
22. Тема 22. Дизайн.
Теория: Дизайн. Правила и требования дизайна. Примеры вопросов по данной теме.
Практика:
Форма контроля: опрос
23. Тема 23. Агрономия.
Теория: Агрономия. Технологии растениеводства и животноводства. Примеры вопросов по данной теме.
Практика:
Форма контроля: опрос
24. Тема 24. Менеджмент.
Теория: Менеджмент. Управление. Примеры вопросов по данной теме.
Практика:
Форма контроля: опрос
25. Тема 25. Электротехника и электроника. Способы получения, передачи и использования электроэнергии. Альтернативная энергетика
Теория: Электротехника и электроника. Способы получения, передачи и использования электроэнергии. Альтернативная энергетика. Примеры вопросов по данной теме.
Практика:
Форма контроля: опрос
26. Тема 26. Черчение
Теория: Черчение – язык техники. Правила оформления чертежей. Шрифты. Проекции. Виды. Сечения и разрезы. Нанесение размеров. Примеры вопросов по данной теме.
Практика: выполнение чертежей
Форма контроля: выполнение чертежей однодетальных изделий
27. Тема 27. Инженерная и техническая графика.
Теория: Инженерная и техническая графика. Примеры вопросов по данной теме.
Практика: выполнение чертежей на компьютере
Форма контроля: выполнение чертежей однодетальных изделий в программе Компас 3D
28. Тема 28. Художественная обработка материалов.
Теория: Художественная обработка материалов. Резьба по дереву, выпиливание, выжигание, роспись, мозаика чеканка, басма, тиснение и др. Примеры вопросов по данной теме.
Практика: выполнение различных видов художественной обработки материалов
Форма контроля: устный опрос
29. Тема 29. Ремонтно-строительные работы.
Теория: Ремонтно-строительные работы. Примеры вопросов по данной теме.
Практика:
Форма контроля: устный опрос
30. Тема 30. Техническое творчество.
Теория: Техническое творчество. Примеры вопросов по данной теме.
Практика:
Форма контроля: устный опрос
31. Тема 31. Информационные и коммуникационные технологии, станки с ЧПУ, 3D-принтеры, «умные» дома, автоматика, робототехника в промышленном производстве.
Теория: Информационные и коммуникационные технологии, станки с ЧПУ, 3D-принтеры, «умные» дома, автоматика, робототехника в промышленном производстве. Примеры вопросов по данной теме.
Практика:
Форма контроля: устный опрос
32. Тема 32. Социальные технологии.
Теория: Социальные технологии. Примеры вопросов по данной теме.
Практика: разработка применения на практике социальных технологий
Форма контроля: устный опрос
33. Тема 33. Основы предпринимательства.
Теория: Основы предпринимательства. Примеры вопросов по данной теме.
Практика:
Форма контроля: устный опрос
34. Тема 34. Профориентация.
Теория: Профориентация. Профессия и специальность. Правила выбора будущей профессии. Профессиограмма и психограмма. Примеры вопросов по данной теме.
Практика:
Форма контроля: устный опрос
35. Тема 35. Производство и окружающая среда
Теория: Производство и окружающая среда. Экология. Техносферная безопасность. Примеры вопросов по данной теме.
Практика:
Форма контроля: устный опрос
36. Тема 36. Электрический ток и его применение. Электрические цепи.
Теория: Электрический ток и его применение. Электрические цепи. Примеры вопросов по данной теме.
Практика: решение задач по данной теме
Форма контроля: устный опрос
37. Тема 37. Элементная база электротехники.
Теория: Элементная база электротехники. Условные обозначения. Маркировка. Примеры вопросов по данной теме.
Практика: решение задач по данной теме
Форма контроля: устный опрос
38. Тема 38. Потребители и источник электроэнергии. Энергетическое обеспечение нашего дома.
Теория: Потребители и источник электроэнергии. Энергетическое обеспечение нашего дома. Примеры вопросов по данной теме.
Практика: решение задач по данной теме
Форма контроля: устный опрос
39. Тема 39. Электроизмерительные приборы. Бытовая техника
Теория: Электроизмерительные приборы. Бытовая техника. Примеры вопросов по данной теме.
Практика: решение задач по данной теме
Форма контроля: устный опрос
40. Тема 40. Организация рабочего места. Электробезопасность в быту. Электрические провода. Монтаж электрической цепи. Электроосветительные приборы. Нормы освещенности
Теория: Организация рабочего места. Электробезопасность в быту. Электрические провода. Монтаж электрической цепи. Электроосветительные приборы. Нормы освещенности
Примеры вопросов по данной теме.
Практика: решение задач по данной теме
Форма контроля: устный опрос
41. Тема 41. Бытовые электронагревательные приборы. Отопление и тепловые потери. Энергосбережение.
Теория: Бытовые электронагревательные приборы. Отопление и тепловые потери. Энергосбережение. Примеры вопросов по данной теме.
Практика: решение задач по данной теме
Форма контроля: устный опрос
42. Тема 42. Альтернативные источники энергии.
Теория: Альтернативные источники энергии. Примеры вопросов по данной теме.
Практика: решение задач по данной теме
Форма контроля: устный опрос
43. Тема 43. Цифровые приборы. Автоматизация производства.
Теория: Цифровые приборы. Автоматизация производства. Примеры вопросов по данной теме.
Практика: решение задач по данной теме
Форма контроля: устный опрос
44. Тема 44. Сборка электрических цепей. Снятие показаний приборов.
Теория: Сборка электрических цепей. Снятие показаний приборов. Примеры вопросов по данной теме.
Практика: решение задач по данной теме
Форма контроля: устный опрос
45. Тема 45. Выполнение заданий практического тура прошлых лет.
Теория: Задания теоретического этапа
Практика: разработка творческих заданий
Форма контроля: практическая работа
46. Тема 46. Выполнение заданий теоретического тура прошлых лет.
Теория: Задания теоретического этапа
Практика: разработка творческих заданий
Форма контроля: тестирование
47. Тема 47. Презентация творческого проекта.
Теория: Процедура защиты творческого проекта
Практика: Защита проекта
Форма контроля: Защита проекта
3. Планируемые результаты программы
Предметные результаты:
· знание основ и принципов творческой проектной деятельности;
· знание правил построения чертежей и умение выполнять их в программе Компас 3D;
· знания на углубленном уровне, теоретических сведений в рамках предметной области «Технология»;
· умение работать с ручным и механизированным инструментом;
· умение самостоятельно выполнять электротехнические работы;
Личностные результаты:
· формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию;
· формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной и творческой деятельности (во время процедуры защиты проекта);
· формирование универсальных способов мыслительной деятельности (абстрактно-логического мышления, памяти, внимания, творческого воображения, умения производить логические операции).
Метапредметные результаты:
· ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое знание от известного;
· перерабатывать полученную информацию: делать выводы, сравнивать и группировать предметы и их образы.
· излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений;
· уметь рассказывать (презентовать) о своем проекте.
4. Календарный учебный график
№ п/п |
Месяц |
Число |
Время проведения занятия |
Форма занятия |
Кол-во часов |
Тема занятия |
Место проведения |
Форма контроля |
||
1. Вводное занятие (3 ч.) |
||||||||||
1
|
сентябрь |
4.09 |
13.15-15.40 |
Сооб-щение новых знаний |
3
|
Введение в образовательную программу. Техника безопасности Вводный инструктаж по ТБ. Ознакомление с порядком и планом работы. |
мастерская |
беседа
|
||
3. Творческий проект (84 ч.) |
||||||||||
2
|
сентябрь
|
5.09
|
13.15-15.40 |
Сооб-щение новых знаний |
3 |
Выбор темы проекта. |
мастерская |
опрос |
||
3 |
сентябрь
|
9.09 |
13.15-15.40 |
Сооб-щение новых знаний |
6 |
Анализ прототипов. |
мастерская |
опрос |
||
|
сентябрь
|
11.09 |
13.15-15.40 |
|||||||
4 |
сентябрь
|
12.09 |
13.15-15.40 |
Сооб-щение новых знаний |
3 |
Выбор наилучшего варианта |
мастерская |
беседа |
||
5 |
сентябрь
|
16.09 |
13.15-15.40 |
Комби-ниро- ванное занятие
|
6 |
Разработка эскиза проекта |
мастерская |
Выполнение эскиза |
||
сентябрь
|
18.09 |
13.15-15.40 |
||||||||
6 |
сентябрь
|
19.09 |
13.15-15.40 |
Комби-ниро- ванное занятие
|
9 |
Разработка конструкторской документации |
мастерская |
Выполнения чертежа |
||
7 |
сентябрь
|
23.09 |
13.15-15.40 |
|||||||
8 |
сентябрь
|
25.09 |
13.15-15.40 |
|||||||
9 |
сентябрь
|
26.09 |
13.15-15.40 |
Комби-ниро- ванное занятие
|
9 |
Разработка технологической документации |
мастерская |
Выполнение техкарты |
||
10 |
сентябрь
|
30.09 |
13.15-15.40 |
|||||||
11 |
октябрь |
2.10 |
13.15-15.40 |
|||||||
12 |
октябрь |
3.10 |
13.15-15.40 |
Проктическая работа
|
30 |
Практическая работа над изготовлением проектного изделия |
мастерская |
беседа |
||
13 |
октябрь |
7.10 |
13.15-15.40 |
|||||||
14 |
октябрь |
9.10 |
13.15-15.40 |
|||||||
15 |
октябрь |
10.10 |
13.15-15.40 |
|||||||
16 |
октябрь |
14.10 |
13.15-15.40 |
|||||||
17 |
октябрь |
16.10 |
13.15-15.40 |
|||||||
18 |
октябрь |
17.10 |
13.15-15.40 |
|||||||
19 |
октябрь |
21.10 |
13.15-15.40 |
|||||||
20 |
октябрь |
23.10 |
13.15-15.40 |
|||||||
21 |
октябрь |
24.10 |
13.15-15.40 |
|||||||
22 |
октябрь |
28.10 |
13.15-15.40 |
Комби-ниро- ванное занятие
|
3 |
Экономическая оценка проекта |
мастерская |
Выполнение расчета себестоимости |
||
23 |
октябрь |
30.10 |
13.15-15.40 |
Комби-ниро- ванное занятие
|
3 |
Экологическая оценка проекта |
мастерская |
беседа |
||
24 |
октябрь |
31.10 |
13.15-15.40 |
Комби-ниро- ванное занятие
|
3 |
Разработка вариантов рекламы |
мастерская |
Разработка рекламы |
||
25 |
ноябрь |
6.11 |
13.15-15.40 |
Комби-ниро- ванное занятие
|
3 |
Оформление пояснительной записки |
мастерская |
беседа |
||
26 |
ноябрь |
7.11 |
13.15-15.40 |
Комби-ниро- ванное занятие
|
3 |
Защита творческого проекта |
мастерская |
Защита творческого проекта |
||
3. Теоретический раздел (102 ч.) |
||||||||||
27 |
ноябрь |
11.11 |
13.15-15.40 |
Сооб-щение новых знаний |
3 |
Определение технологии – знаний (науки) о преобразовании материалов, энергии и информации |
мастерская |
беседа |
||
28 |
ноябрь |
13.11 |
13.15-15.40 |
Сооб-щение новых знаний |
3 |
Роль техники и технологий в развитии общества |
мастерская |
беседа |
||
29 |
ноябрь |
14.11 |
13.15-15.40 |
Сооб-щение новых знаний |
3 |
Техносфера |
мастерская |
беседа |
||
30 |
ноябрь |
18.11 |
13.15-15.40 |
Сооб-щение новых знаний |
9 |
Структура производства: потребности, ресурсы, технологические системы, процессы, контроль, сбыт. |
мастерская |
беседа |
||
31 |
ноябрь |
20.11 |
13.15-15.40 |
|||||||
32 |
ноябрь |
21.11 |
13.15-15.40 |
|||||||
33 |
ноябрь |
25.11 |
13.15-15.40 |
Комби-ниро- ванное занятие |
9 |
Машиноведение. |
мастерская |
беседа |
||
34 |
ноябрь |
27.11 |
13.15-15.40 |
|||||||
35 |
ноябрь |
28.11 |
13.15-15.40 |
|||||||
36 |
декабрь |
2.12 |
13.15-15.40 |
Комби-ниро- ванное занятие |
3 |
Материаловедение древесины, металлов, пластмасс |
мастерская |
беседа |
||
37 |
декабрь |
4.12 |
13.15-15.40 |
Комби-ниро- ванное занятие |
9 |
Технологии производства и обработки материалов |
мастерская |
беседа |
||
38 |
декабрь |
5.12 |
13.15-15.40 |
|||||||
39 |
декабрь |
9.12 |
13.15-15.40 |
|||||||
40 |
декабрь |
11.12 |
13.15-15.40 |
Комби-ниро- ванное занятие |
6 |
Лазерные технологии. Нанотехнологии |
мастерская |
беседа |
||
41 |
декабрь |
12.12 |
13.15-15.40 |
|||||||
42 |
декабрь |
16.12 |
13.15-15.40 |
Комби-ниро- ванное занятие |
3 |
Дизайн |
мастерская |
беседа |
||
43 |
декабрь |
18.12 |
13.15-15.40 |
Комби-ниро- ванное занятие |
3 |
Агрономия |
мастерская |
беседа |
||
44 |
декабрь |
19.12 |
13.15-15.40 |
Комби-ниро- ванное занятие |
3 |
Менеджмент |
мастерская |
беседа |
||
45 |
декабрь |
23.12 |
13.15-15.40 |
Комби-ниро- ванное занятие |
3 |
Электротехника и электроника. Способы получения, передачи и использования электроэнергии. Альтернативная энергетика |
мастерская |
беседа |
||
46 |
декабрь |
25.12 |
13.15-15.40 |
Комби-ниро- ванное занятие |
6 |
Черчение |
мастерская |
Выполнение чертежей |
||
|
декабрь |
|
13.15-15.40 |
|||||||
47 |
декабрь |
26.12 |
13.15-15.40 |
Комби-ниро- ванное занятие |
9 |
Инженерная и техническая графика. |
мастерская |
Выполнение чертежей |
||
48 |
декабрь |
30.12 |
13.15-15.40 |
|||||||
49 |
январь |
9.01 |
13.15-15.40 |
|||||||
50 |
январь |
13.01 |
13.15-15.40 |
Комби-ниро- ванное занятие |
3 |
Художественная обработка материалов |
мастерская |
беседа |
||
51 |
январь |
15.01 |
13.15-15.40 |
Комби-ниро- ванное занятие |
3 |
Ремонтно-строительные работы |
мастерская |
беседа |
||
52 |
январь |
16.01 |
13.15-15.40 |
Комби-ниро- ванное занятие |
3 |
Техническое творчество |
мастерская |
беседа |
||
53 |
январь |
20.01 |
13.15-15.40 |
Комби-ниро- ванное занятие |
6 |
Информационные и коммуникационные технологии, станки с ЧПУ, 3D-принтеры, «умные» дома, автоматика, робототехника в промышленном производстве |
мастерская |
беседа |
||
54 |
январь |
22.01 |
13.15-15.40 |
|||||||
55 |
январь |
23.01 |
13.15-15.40 |
Комби-ниро- ванное занятие |
6 |
Социальные технологии |
мастерская |
беседа |
||
56 |
январь |
27.01 |
|
|||||||
57 |
январь |
29.01 |
13.15-15.40 |
Комби-ниро- ванное занятие |
3 |
Основы предпринимательства |
мастерская |
беседа |
||
58 |
январь |
30.01 |
13.15-15.40 |
Комби-ниро- ванное занятие |
3 |
Профориентация |
мастерская |
беседа |
||
59 |
февраль |
3.02 |
13.15-15.40 |
Комби-ниро- ванное занятие |
3 |
Производство и окружающая среда |
мастерская |
беседа |
||
4. Электротехника (33ч.) |
||||||||||
60 |
февраль |
5.02 |
13.15-15.40 |
Комби-ниро- ванное занятие |
3 |
Электрический ток и его применение. Электрические цепи. |
мастерская |
беседа |
||
61 |
февраль |
6.02 |
13.15-15.40 |
Комби-ниро- ванное занятие |
3 |
Элементная база электротехники |
мастерская |
беседа |
||
62 |
февраль |
10.02 |
13.15-15.40 |
Комби-ниро- ванное занятие |
3 |
Потребители и источник электроэнергии. Энергетическое обеспечение нашего дома |
мастерская |
беседа |
||
63 |
февраль |
12.02 |
13.15-15.40 |
Комби-ниро- ванное занятие |
3 |
Электроизмерительные приборы. Бытовая техника |
мастерская |
беседа |
||
64 |
февраль |
13.02 |
13.15-15.40 |
Комби-ниро- ванное занятие |
3 |
Организация рабочего места. Электробезопасность в быту. Электрические провода. Монтаж электрической цепи |
мастерская |
беседа |
||
65 |
февраль |
17.02 |
13.15-15.40 |
Комби-ниро- ванное занятие |
3 |
Электроосветительные приборы. Нормы освещенности |
мастерская |
беседа |
||
66 |
февраль |
19.02 |
13.15-15.40 |
Комби-ниро- ванное занятие |
3 |
Бытовые электронагревательные приборы. Отопление и тепловые потери. Энергосбережение. |
мастерская |
беседа |
||
67 |
февраль |
26.02 |
13.15-15.40 |
Комби-ниро- ванное занятие |
3 |
Альтернативные источники энергии. |
мастерская |
беседа |
||
68 |
февраль |
27.02 |
13.15-15.40 |
Комби-ниро- ванное занятие |
3 |
Цифровые приборы. Автоматизация производства |
мастерская |
беседа |
||
69 |
март |
2.03
|
13.15-15.40 |
Комби-ниро- ванное занятие |
3 |
Сборка электрических цепей. Снятие показаний приборов |
мастерская |
беседа |
||
5. Выполнение заданий практического тура прошлых лет (6ч.) |
||||||||||
70 |
март |
4.03 |
13.15-15.40 |
Комби-ниро- ванное занятие |
6 |
Выполнение заданий практического тура прошлых лет |
мастерская |
Практическая работа |
||
71 |
март |
5.03 |
13.15-15.40 |
|||||||
6. Выполнение заданий теоретического тура прошлых лет (15ч.) |
||||||||||
72 |
март |
11.03 |
13.15-15.40 |
Комби-ниро- ванное занятие |
15 |
Выполнение заданий теоретического тура прошлых лет |
мастерская |
Теоретическая работа |
||
73 |
март |
12.03 |
13.15-15.40 |
|||||||
74 |
март |
16.03 |
13.15-15.40 |
|||||||
75 |
март |
18.03 |
13.15-15.40 |
|||||||
76 |
март |
19.03 |
13.15-15.40 |
|||||||
7. Презентация творческого проекта (9ч.) |
||||||||||
77 |
март |
23.03 |
13.15-15.40 |
Комби-ниро- ванное занятие |
9 |
Презентация творческого проекта |
мастерская |
Практическая работа |
||
78 |
март |
25.03 |
13.15-15.40 |
|||||||
79 |
март |
26.03 |
13.15-15.40 |
|||||||
5. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение
· Универсальная мастерская с оборудованием, инструментами и приспособлениями для ручной и механической обработки древесины и металла;
· Персональные компьютеры для работы с предустановленной операционной системой и специализированным ПО;
Информационное обеспечение
Интернет
6. Методическое обеспечение программы
В образовательном процессе используются следующие методы:
1) словесные (беседа, опрос, дискуссия и т.д.);
2) метод проблемного изложения (постановка проблемы и решение ее самостоятельно или группой);
3) метод проектов;
4) демонстрация плакатов, схем, таблиц, диаграмм;
5) использование технических средств;
6) просмотр видеоматериала;
7) анализ и решение проблемных ситуаций и т.д.
Методические материалы
Для реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Готовимся к участию на всероссийской олимпиаде школьников по технологии» автором были разработаны следующие методические материалы:
Проекты «Часы из дерева», «Многофункциональный станок», «Универсальное рабочее место», «Детский игровой дом».
- шаблоны
Разработаны авторские шаблоны поделок и макетов, изготовлены демонстрационные образцы поделок. Макеты: «Часы из дерева», «Универсальный станок», «Многофункциональный станок», «Подставка под ноутбук», «Скворечники».
- электронные презентации
Для раскрытия темы занятий, воспитательной работы используются электронные презентации. Разработаны такие презентации, как «Составление графической документации», «Материаловедение», «Токарная обработка материалов» и др. Разработаны видеоуроки по разделам программы.
- контрольные работы
Для контроля усвоения программы разработаны: тестовые и задания с открытыми ответами для текущей диагностика,
Формы контроля: тестирование, беседа.
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ПЕДАГОГА
Нормативная основа:
1. Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ».
2. Положение о Всероссийской олимпиаде школьников. http://vserosolymp.rudn.ru/documents/main-documents/.
3. Требования к организации и проведению всероссийской олимпиады школьников по технологии. http://vserosolymp.rudn.ru/documents/main-documents/
Литература по предмету:
1. Воротников И.А. Занимательное черчение: Кн. для учащихся сред. шк.–4-е изд. М.: Просвещение, 1990.
2. Вульфсон С.И. Уроки профессионального творчества. Пособие для студентов средних специальных учебных заведений. М.: Изд. центр «Академия», 1999.
3. Гейн А.Г., Сенокосов А.И. Справочник по информатике для школьников. Екатеринбург: «У-Фактория», 2003.
4. Горский Б.А. Техническое конструирование. М.: ДОСААФ, 1997.
5. Колотилов В.З. Техническое моделирование и конструирование. М.: Просвещение, 1993.
6. Костенко В.И., Столяров B.C. Мир моделей. М.: ДОСААФ, 1999.
7. Новиков П.Н., Кауфман В.Я., Толчеев О.В. Электротехника. Учебник для начального профессионального образования. М.: Издательский центр «Академия», 2003.
8. Попов Б.В. Учись мастерить. М.: Просвещение, 1977.
9. Тищенко А.Т. Технология. Индустриальные технологии: 5 класс/ А.Т. Тищенко, В.Д. Симоненко. М.: Вентана-Граф, 2015.
10. Тищенко А.Т. Технология. Индустриальные технологии: 6 класс/ А.Т. Тищенко, В.Д. Симоненко. М.: Вентана-Граф, 2015.
11. Тищенко А.Т. Технология. Индустриальные технологии: 7 класс/ А.Т. Тищенко, В.Д. Симоненко. М.: Вентана-Граф, 2015.
12. Тищенко А.Т. Технология. Индустриальные технологии: 8 класс/ А.Т. Тищенко, В.Д. Симоненко. М.: Вентана-Граф, 2015.
13. Титов С.В. Занимательное черчение на уроках и внеклассных занятиях. Волгоград: Учитель, 2006.
14. Тхоржевский Д.А. Методика трудового обучения с практикумом. М.: Просвещение, 1997.
15. Фролов М.И. Техническая механика. Детали машин. М.: Высшая школа, 1999.
16. Чумаченко Ю.Т., Герасименко А.И., Рассанов Б.Б. Автослесарь. Ростов-на-Дону: Феникс, 2003.
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
1. Воротников И.А. Занимательное черчение: Кн. для учащихся сред. шк.–4-е изд. М.: Просвещение, 1990.
2. Гейн А.Г., Сенокосов А.И. Справочник по информатике для школьников. Екатеринбург: «У-Фактория», 2003.
3. Горский Б.А. Техническое конструирование. М.: ДОСААФ, 1997.
4. Костенко В.И., Столяров B.C. Мир моделей. М.: ДОСААФ, 1999.
5. Попов Б.В. Учись мастерить. М.: Просвещение, 1977.
6. Титов С.В. Занимательное черчение на уроках и внеклассных занятиях. Волгоград: Учитель, 2006.
7. Тищенко А.Т. Технология. Индустриальные технологии: 5 класс/ А.Т. Тищенко, В.Д. Симоненко. М.: Вентана-Граф, 2015.
8. Тищенко А.Т. Технология. Индустриальные технологии: 6 класс/ А.Т. Тищенко, В.Д. Симоненко. М.: Вентана-Граф, 2015.
9. Тищенко А.Т. Технология. Индустриальные технологии: 7 класс/ А.Т. Тищенко, В.Д. Симоненко. М.: Вентана-Граф, 2015.
10. Тищенко А.Т. Технология. Индустриальные технологии: 8 класс/ А.Т. Тищенко, В.Д. Симоненко. М.: Вентана-Граф, 2015.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.