Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Росток»
Творческий проект
«Театр Добра»
РАЗРАБОТЧИК ПРОЕКТА -
Старший воспитатель МАДОУ «Росток»
Просвирякова М.В.
г. Нижняя Салда
2022 год
Театр в детском саду – чтобы воспитать Человека в человеке:
– Научить чувствовать и сочувствовать,
– видеть, слышать и понимать,
– говорить и общаться,
– выступать и не бояться,
– искать и находить,
– удивляться и восхищаться,
– управлять своим телом, эмоциями и мыслями,
– делать открытия о самом главном,
– переживать много приключений в разных образах,
– расширять жизненный опыт,
– научиться пользоваться своей «волшебной палочкой»
– творческим воображением. (А.И. Буренина)
КАРТА ПРОЕКТА
1. Общие сведения
№ п/п |
Наименование |
Содержание |
|
1. |
Название проекта |
Проект «ТЕАТР ДОБРА» |
|
2. |
|
Руководитель проекта Ф.И.О. (указать полностью) автора или руководителя проекта |
Старший воспитатель Просвирякова Марина Васильевна |
Юридический адрес дошкольной организации |
Свердловская область, 624742, г. Нижняя Салда, ул. Советская, 2 |
||
Фактический адрес дошкольной организации |
Свердловская область, 624740, г. Нижняя Салда, ул. Карла Либкнехта,79 |
||
Контактные телефоны |
8 909 030 50 42 |
||
Адрес электронной почты |
prosviryakovamarina1508@yandex.ru |
||
Начало реализации проекта (месяц, год) |
октябрь 2022 год |
||
Команда проекта |
Педагоги МАДОУ «Росток» СПДС «Радуга» Карла Либкнехта,79: 1 старший воспитатель ,4 воспитателя, 1 музыкальный руководитель.
|
||
Место проведения |
Муниципальное автономное дошкольное образовательное «Росток» СПДС «Радуга» Карла Либкнехта,79 |
Описание проекта
№ п/п |
Наименование |
Содержание |
|
Аннотация (описание проекта, технологии |
Проект направлен на повышение качества образования детей на основе внедрения в практику деятельности МАДОУ инновационных технологий, направленных на решение образовательных задач в сфере «Художественно-эстетического развития», театрализованная деятельность. творческий проект «Театр Добра» ориентирован на создание условий для сохранения и развития внутренней гармонии, которая помогает ребенку освободиться от сомнений и самостоятельно принимать решения. Определяя модель инновационного проекта, наше ДОУ руководствовалось следующими показателями: • реализация социального заказа государства; • реалистичность применения мероприятий проекта в работе с детьми старшего дошкольного возраста; • включенность мероприятий проекта в целостный образовательный процесс в основе которого лежит принцип интеграции образовательных областей и видов детской деятельности; • заинтересованность педагогических работников в реализации поставленных задач и цели проекта; • минимальность финансовых вложений на создание условий развивающей предметно-пространственной среды Проект реализуется через основную образовательную деятельность и кружковую работу Проект представляет собой 4 мини-проекта: - Для детей и родителей «Здравствуй, театр»; - для педагогов: «Новаторы» - «Школа театрального искусства»; - «Первые гастроли»
|
|
Актуальность проекта |
На современном этапе развития общества процесс образования и воспитания ориентирован на то, чтобы создать для личности оптимальные условия открытия нового опыта, новых ценностей и смыслов жизни. Задача образования любой ступени заключается в том, чтобы развить такие личностные смыслы подрастающего поколения, которые помогли бы ему преобразовывать себя, свои отношения с миром и, в дальнейшем, творчески преобразовывать общество. В Стратегии воспитания в РФ до 2025 г. отдельно выделена одна из ключевых проблем воспитания подрастающего поколения на современном этапе – это развитие творческих способностей и интересов. детей, с целью их дальнейшего культурного самоопределения. Благоприятная развивающая среда для проявления творческих способностей – театральная деятельность, поскольку она в своей основе содержит творческое начало и является сама по себе творческой деятельностью. Поэтому актуальными, именно на уровне дошкольных образовательных учреждений, являются вопросы раннего включения детей в театральную деятельность. Театральная деятельность способствует раскрытию индивидуально - личностного потенциала, освоению мира человеческих чувств, коммуникативных навыков, развитию способностей к сопереживанию. Развивает не только психические функции личности ребёнка, художественные способности, творческий потенциал, но и общечеловеческую способность к межличностному взаимодействию, творчеству в любой области, помогает адаптироваться в обществе. Таким образом, таким образом, изучив нормативно-правовое поле по данной тематике, педагогическим коллективом ДОУ, проведен самоанализ педагогической деятельности, в результате педагогами выявлены следующие проблемы у детей: - неумение представлять ребенком самого себя; - снижена речевая память; - дети не могут раскрепоститься полностью; - несформированные умения детей в «актёрском мастерстве»; - недостаточная общая культура поведения дошкольников. - поверхностные знания детей о разных видах театра; - поверхностное отношение родителей и детей к театру и театральной деятельности.
|
|
Обеспечение нормативно-правового поля, регламентирующего деятельность образовательного проекта в рамках современного законодательства |
|
|
Целевые группы (на которые направлен проект) |
Дети в возрасте 4-7 лет – обучающиеся дошкольного учреждения. |
|
Социальные партнеры |
МОУ СОШ №5, Детская библиотека им. Мамина-Сибиряка., городской ДК им.Ленина
|
|
Цель проекта |
Повышение качества дошкольного образования на основе модернизации условий в МАДОУ, внедрении и реализации современных образовательных технологий, направленных на развитие творческих способностей дошкольников через театрализованную деятельность. |
|
Задачи проекта |
1.Развивать творческую активность детей в театрализованной деятельности: - приобщать к театральной культуре (знакомить с театром, театральными жанрами, разными видами театров); - совершенствовать артистические навыки участников проекта; - развивать эмоциональную сферу детей посредством театрализованной деятельности; - обеспечивать взаимосвязь театрализованной деятельности с другими видами деятельности в едином образовательном процессе; - создать условия для самостоятельной театрализованной деятельности. 2. Совершенствовать развивающую предметно пространственную среду дошкольного учреждения на основе требований ФГОС ДО и реализуемых программ; 3. Повысить квалификацию и профессиональный уровень педагогов, участвующих в реализации мероприятий Проекта. 4. Обеспечить условия для социальной, коммуникативной и педагогической компетентности родителей |
|
Сроки реализации проекта |
сентябрь 2022 – апрель 2023 учебный год |
|
Формы реализации проекта (мини - проекты приложение №1)
|
Проект 1 «Здравствуй, театр»»: Цель: создание условий для развития и поддержания интереса дошкольников к театру и театрализованной деятельности. Проект 3 «Школа театрального искусства»; Цель: расширение, обогащение и актуализация опыта и представлений детей об эмоциях, чувствах и способов их вербализации; преодоление эмоциональной дистанции в детско-родительских отношениях. Повышение педагогической грамотности родителей через формирование партнерских отношений «Педагог-ребенок-родитель» проект 2 «Новаторы»: Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов на основе современных образовательных технологий при работе с творчески одаренными детьми. Проект 3 «Первые гастроли»: Цель: инициация опыта чувствования ребенка за счет умения содействовать в игровом контексте театрализованной деятельности с последующим переносом этих умений в реальную жизнь.
|
|
Источники финансирования |
Внебюджетные источники: |
Основные этапы реализации проекта
|
|
|
Этапы |
Задачи |
Мероприятия |
Подготовительный сентябрь 2022 г. – апрель 2023 г. |
Обеспечить нормативно-правовое поле, регламентирующее деятельность проекта «Театр Добра» |
- Разработка нормативно-правовой базы по реализации проекта «Театр Добра» - - Проведения «Дня открытых дверей» для родителей. - - Разработка рабочей программы по проекту «Театр Добра». - создание рабочей группы по реализации проекта «Театр Добра» |
Организовать необходимые материально – технические условия для реализации проекта |
Разработка плана мероприятий по обустройству помещений (пополнение развивающей предметно-пространственной среды). приобретение программно-методического комплекта,
|
|
Создать организационно – методические условия по обучению педагогов и специалистов современным образовательным технологиям, направленных на творческие способности.
|
- консультирование педагогов на по теме «Развитие творческих способностей детей через театрализованную деятельность» - проведение мастер-класса для педагогов «Использование современных инновационных технологий в соответствии ФГОС ДО для развития творческих способностей детей» - проведение педагогического совета на тему: «Театр в жизни ребенка», проведение семинара-практикума «Применение театральной деятельности как средства развития творческих способностей детей», - прослушивание онлайн-вебинара на тему: «Приемы использования театральной деятельности в условиях реализации ФГОС ДО», - создание группы в WhatsAppWeb для педагогов и родителей. |
|
|
Организовать условия, направленные на повышение мотивационной готовности родителей к участию в активных формах взаимодействия с детским садом в вопросах творческой активности детей
|
Разработка опросников, анкет для родителей. Проведение анкетирования, анализ результатов исследования о потребности реализации образовательной деятельности творческой направленности. Разработка рекламных информационных материалов (листовок, буклетов, визиток для родителей) об организации театрализованной деятельности. Расширенные заседания педагогов и родителей по обсуждению активных форм взаимодействия детского сада и семьи.
|
Основной этап реализации проекта сентябрь
|
Оптимизировать нормативно-правовые условия по реализации проекта. |
Апробация рабочей программы |
|
Модернизировать материально-техническую базу для реализации проекта |
Пополнение развивающей – предметно-пространственной среды в помещениях, театральной студии, медиатеки и наглядно-дидактическими пособиями. |
Обеспечить организационно- методические условия для внедрения проекта |
Организация работы педагогов с целью разработки стратегии и тактики реализации проекта образовательной деятельности. Работа творческих групп, направленных на оптимизацию мини-проектов (приложение № 1 к проекту). Проведение педагогического совета с целью анализа качества результатов образовательной деятельности и планирование перспектив.. |
|
|
Организовать условия для совместного проектирования и реализации работы с родителями по формированию компетентности в вопросах театрализованной деятельности. |
Заседание родительского клуба «Использование игровых технологий в театрализованной деятельности» Совместная постановка с родителями кукольного театра «Репка» |
Итоговый (аналитический |
Обобщить и распространить опыт реализации проекта «Театр Добра»в образовательном пространстве на муниципальном, региональном, всероссийском уровнях). |
-Транслирование опыта и результатов работы ДОУ перед родителями и педагогами МОУ СОШ, педагогами СП ДОУ; -участие педагогов ДОО в конкурсах по методическим разработкам; -проведение семинара по развитию творческих детей через театрализованную деятельность - организовать фестиваль «Театр.ТворчествоДети» в доу, приуроченный ко Дню театра - 27 марта |
Предполагаемые результаты:
1. Создание в ДОО банка методических материалов в рамках инновационной деятельности (конспектов, сценариев по различным видам МТД);
2. Обогащение развивающей предметно-пространственной среды и цифрового пространства ДОО для развития театрализованной деятельности детей
3. Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов, в области организации театрализованной деятельности дошкольников;
4. Овладение детьми навыками самостоятельной театрализованной игры, коммуникативными компетенциями в общении.
5. Активное участие родителей в творческой деятельности ДОУ: при организации детских праздников («Осенины», «День матери», «День пожилого человека», «Масленица», «Мамин праздник», «До свиданья, детский сад!»
6. Распространение инновационного педагогического опыта работы в широкую педагогическую практику;
7. Использование вариативных моделей при организации театрализованной деятельности.
Заключение
Проект «Театр Добра» реализован полностью с воспитанниками ДОУ. Дети, родители, педагоги получили большой опыт работы в команде, раскрылся творческий потенциал (постановка совместных спектаклей, танцев с участием детей, родителей, сотрудников, организация выступления детей старших групп перед младшими), обогатилась предметно-развивающая среда в группах, воспитанники познакомились с новыми видами театров, в течение попробовали себя в различных театрах: настольный театр, книжка-театр, театр пяти пальцев, театр масок, теневой театр, магнитный театр, марионеточный театр, театр на фланелеграфе и тд.)
Приложение 1
Мини-проект 1. «Здравствуй, театр!»
Вид проекта: творчески-игровой.
Продолжительность проекта:
Участники проекта: дети дошкольной группы, педагоги, специалисты, родители воспитанников.
Цель проекта: создание условий для развития и поддержки интереса дошкольников к театру и театрализованной деятельности.
Предполагаемый результат:
· Дети получают представления о театре и его организации: здание внешний вид театра, театральные реквизиты и атрибуты; виды театра и театральные профессии.
· Осваивают оригинальные способы взаимодействия и средства выразительности, используя различные виды театра
Работа с родителями:
· Консультации «Истоки театра», «Создаем театр своими руками»,
· Творческие мастерские
· Включенность и заинтересованность родителей в создании театра, помощь в создании костюмов, декораций
Работа с педагогами: консультации «…», «Как сделать лэпбук для детей «Театр»
Продукт проектной деятельности: Лэпбук «Театр.Театр.Театр», презентация «Путешествие по театрам»
Этапы проектной деятельности |
Задачи этапа |
Содержание проектной деятельности |
продукт проектной деятельности |
1. Приглашение в театр |
принятие детьми проблемной ситуации, развитие и поддержка интереса к театрализованной деятельности через работу над созданием театральных атрибутов. |
онлай-экскурсия «Путешествие по театрам» игра «Я поведу тебя в театр» «Правила поведения в театре» «Куклы в театре» Игровая поисковая деятельность: «О чем нам говорит театральный реквизит», Проблемно-игровые ситуации: «Билет, касса» «О чем нам шепчут кулисы» «Театральное меню» «Лучшее место для афиши» Гардероб. Зачем гардероб в театре» Экскурсия «Салда театральная» |
зоны театра «В гостях у сказки». Различные виды театра. Лэпбук ««Театр, театр, театр» |
2. Театральные профессии |
Расширение детских представлений о театральных профессиях и их роли в театре. |
«Презентация театральных профессий»; «Кастинг театральных профессий»; «Детская фотосессия «Лица нашего театра» |
фотоальбом «Лица нашего театра» |
3. В гостях у сказки |
обогащение эмоционального-чувственного опыта дошкольников через освоение средств выразительности, используемых в различных видах театра (мимика, интонация, движения) |
Работа над образом. Презентация сказки «Дюймовочка» старшая группа «Репка» мл.группа |
создание атрибутов для различных видов театра в группе. |
Мини-проект 2 для педагогов МАДОУ «Росток» СПДС «Радуга» Карла Либкнехта,79 «Новаторы»
Продолжительность – 1 год.
Участники проекта: педагоги (воспитатели и специалисты ДОУ)
Актуальность проекта:
В дошкольном образовании предъявляется претензия к прежним подходам и формам образования дошкольников, стало острая необходимость менять тактику развития личности ребенка и самого педагога. Но все педагоги готовы к изменению, так как в неполной мере способны к нестандартным трудовым действиям, ответственности и самостоятельности принятия решений. Обретение этих качеств невозможно без расширения пространства педагогического творчества.
Сегодня на первое место выходит профессиональное качество педагога – уметь учится самому такому инструментарию, который бы позволил стать ребенку не объектом, а субъектом образования.
Главный акцент в новом образовательном стандарте сделан на развитие воспитанников через игру, свободный разговор, диалог, через общение со сверстниками, старшими ребятами, семьей, воспитателями. Воспитатель должен стать на позицию партнерства, постигать новое вместе с ребенком в форме познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.
Проблема:
1. Недостаточный уровень профессиональной компетентности педагога в рамках введения новых образовательных стандартов дошкольного
образования;
2. Низкий уровень мотивации и психологической готовности педагогов к изучению и внедрению педагогических технологий;
3. Неумение педагогов осознать и определять свои профессиональные возможности и находить им применение в работе со всеми участниками образовательного процесса.
4. Недостаточное умение самообразовываться и работать с научной литературой и новыми техническими средствами.
Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов на основе современных образовательных технологий при работе детьми.
Задачи мини-проекта:
• Обеспечить профессиональное развитие педагогов в работе по театрализованной деятельности.
• Научить педагогов системно и логично включать театрализованную детальность в учебно – воспитательный процесс.
• Развивать способность выбирать педагогические технологии, соответствующие образовательным задачам.
• Способствовать формированию умений решать вопросы творческих способностей через организацию совместной деятельности взрослого и ребенка и самостоятельной деятельности детей. Содействовать развитию самооценки профессиональных качеств.
Стратегия и механизмы реализации проекта:
Подготовительный этап:
На этом этапе проходит:
- изучение методической литературы и интернет ресурсов по развитию творческих способностей детей через театрализованную деятельность.
- анкетирование педагогов владения знаниями о современных педагогических технологиях, как ресурса повышения качества дошкольного образования
- разработать систему педагогических мероприятий, направленных на систематизацию знаний о творческом развитии личности.
Основной этап:
- Обучение педагогов на курсах и вебинарах «Развитие творческих способностей детей через театрализованную деятельность»
- проведение мастер класса для педагогов «Использование современных инновационных технологий в соответствии ФГОС ДО для развития
творческих способностей детей»,
- проведение педагогического совета на тему: «Театр в жизни ребенка», - проведение семинара-практикума «Применение театральной деятельности как средства развития творческих способностей детей»,
- прослушивание онлайн-вебинара на тему: «Приемы использования театральной деятельности в условиях реализации ФГОС ДО»,
- создание группы в WhatsAppWeb для педагогов и родителей.
Заключительный этап:
- транслирование опыта и результатов работы ДОО перед родителями и общественностью;
- проведение семинара-практикума «»;
- участие педагогов ДОО в конкурсах по методическим разработкам; -
- по развитию творческих способностей детей через театрализованную деятельность
Ожидаемые результаты:
• Повышение профессионального уровня педагогов в овладении современными образовательными технологиями.
• Обеспечение постоянного профессионального роста и компетентности педагога.
• Современные образовательные технологии как ресурс повышения качества дошкольного образования.
Мини-проект 3. ««Школа театрального искусства»
Вид проекта: творческо-игровой.
Продолжительность проекта:
Участники проекта: дети дошкольной группы, педагоги, специалисты, родители воспитанников.
Цель проекта: расширение, обогащение и актуализация опыта и представлений детей об эмоциях, чувствах и способов их вербализации; преодоление эмоциональной дистанции в детско-родительских отношениях.
Предполагаемый результат:
· Дети получают представления об эмоциях, овладевают способами элементарной саморегуляции (игры, упражнения, дыхательная гимнастика, артикуляционная гимнастика, этюды)
· Обогащается опыт восприятия, понимания эмоций (мимика, интонация, жесты, поза)
· Формируется бережное, внимательное отношение к другому человеку, которое проявляется в речи и деятельности.
Работа с родителями по реализации проекта:
· Консультации «Язык жестов»
· Творческие мастерские
· Мастер-классы
· Тренинги
Работа с педагогами:
· Консультации
· Творческие игровые занятия : «Наше настроение», «Зеркало настроений»
Продукт проектной деятельности:
· Книга настроений
· Фотографии занятий
Этапы проектной деятельности |
Задачи этапа |
Содержание проектной деятельности |
продукт проектной деятельности |
1. Знакомство с настроением |
принятие детьми проблемной ситуации, развитие и поддержка интереса к театрализованной деятельности через работу над созданием театральных атрибутов. |
|
театр масок костюмы к сказке «Дюймовочка» |
2. |
|
игры-этюды, игры импровизации, на основе сюжетов художественных произведений. Беседы с детьми игры-фантазии, участие в проблемных ситуациях, экспериментирование |
картотека игр |
3. |
|
драматизация, разыгрывание проблемных ситуаций, представленных в отобранных произведениях, импровизации. Беседы-рассуждения. придумывание и участие детей в играх и упражнениях для развития самоконтроля над эмоциями (дыхательная гимнастика, тактильная гимнастика, игры на снятие напряжения, разрядки агрессии. |
картотека дыхательной гимнастики, тактильной гимнастики |
Мини-проект 4. «Первые гастроли»
Вид проекта: творческо-игровой.
Продолжительность проекта:
Участники проекта: дети дошкольной группы, педагоги, специалисты, родители воспитанников.
Цель проекта: инициация опыта чувствования ребенка за счет умения содействовать в игровом контексте театрализованной деятельности с последующем переносом этих умений в реальную жизнь.
Задачи проекта:
· Создание условий для активизации самостоятельных проявлений дошкольников
· Развитие и обогащение опыта в условиях театрализованной деятельности и реального взаимодействия
Предполагаемый результат: желание детей помочь и организовать спектакль для других
Работа с педагогами:
· Консультации
· Помощь в организации детского исследования
· Помощь в организации и проведения спектакля (выбор пьесы и обсуждение ее с детьми). Подготовка постановки спектакля, распределение ролей, репетиции, работа над образами.
· Премьера спектакля. Обсуждение
Продукт проектной деятельности.
Премьера спектакля «Дюймовочка»
Фотографии подготовки к спектаклю. Эскизы, рисунки детей.
Этапы проектной деятельности |
Задачи этапа |
Содержание проектной деятельности |
продукт проектной деятельности |
1. выбор пьесы и обсуждение ее с детьми |
создание условия для активизации самостоятельности детей; развитие и обогащение опыта поведения в условиях театрализованной деятельности и реального взаимодействия |
Проведение «Соцопроса» с детьми, по результатам которого выбирается сказка, отвечающая интересам зрителей |
фотографии подготовки к спектаклю, Эскизы, рисунки детей |
2. Подготовка постановки спектакля |
|
1.Эмпатийное прочтение сказки: выразительное чтение педагога; рассматривание иллюстраций; этическая беседа; беседы-фантазии; игра-беседа. 2.Распределение ролей: дети самостоятельно организуют пробы себя в различных игровых ролях; музыкальные игры-перевоплощения знакомят детей с музыкальными произведениями, которые будут сопровождать спектакль. 3.Репетиция: работа над чувствами, обсуждение чувств персонажа; работа над образом; Игры-фантазии. 4.Генеральная репетиция в декорациях и с музыкальным сопровождением.
|
|
3. Премьера спектакля |
|
Дети самостоятельно готовят премьерную афишу, билеты, приглашения, продумывают его организацию |
презентация спектакля «Дюймовочка» |
Используемая литература
Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду. М., 2009.
Артёмова Л.В. Театрализованные игры дошкольников. М., 1991.
Белобрыкина О.А. Волшебный мир домашнего театра. М., 1999.
Бельтюкова Г.В. Магнитный театр // Воспитатель ДОУ. 2008. № 12.
Березин В.И. Искусство оформления спектакля. М., 1986.
Веракса Н.Е. Программа дошкольного образования «От рождения до школы» Москва, МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.
Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1991. Губанова Н.Ф. Театрализованная деятельность дошкольников 2— лет. Метод, рек., конспекты занятий, сценарии игр и спектаклей. М., 2007. Доронова Т.Н. Развитие детей от 4 до 7 лет в театрализованной деятельности // Ребенок в детском саду. 2001. № 2.
Ершова А. П. Взаимосвязь процессов обучения и воспитания в театральном образовании //
Зимина И. Театр и театрализованные игры в детском саду // Дошкольное воспитание. 2005. № 4.
Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду. М., 2001.
Нахимовский А. М. Театральное действо от А до Я. М., 2002.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.