МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА С УГЛУБЛУННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ № 10»
Творческий проект
по
учебному курсу:
«Основы религиозных культур и светской этики»
Тема:
«Валерий Чкалов – лётчик-первооткрыватель»
Автор проекта:
Шарафутдинов Тимур Маратович
4 В класс
Руководитель:
Шевченко Екатерина Александровна
г.Нефтеюганск
09.12.2022
Содержание
1. Актуальность 3
2. Цель, задачи 3
3. Этапы изготовления модели самолёта АНТ -25 4
4. Вывод 11
5. Заключение 11
6. Список используемой литературы и интернет ссылки 12
1. Актуальность.
… крепко сбитая, но вместе с тем гибкая фигура, решительные, но спокойные движения, рабочие руки — все свидетельствует об огромной силе воли. В нём всё было выразительно: лоб, лежащие на нем светлые волосы, ярко очерченные губы, сильный нос, упрямый подбородок. Необходимо отдельно сказать о глазах — они, казалось, видят далеко-далеко вокруг себя. Эти полные жизни, любопытные глаза с ранними морщинами вокруг пристально изучают тебя. Кажется, Чкалов хочет постигнуть сущность собеседника…
Советский скульптор Исаак Менделевич
о В.Чкалове
В 2018 году состоялся общенациональный конкурс «Великие имена России». По результатам народного голосования были определены имена выдающихся соотечественников, которые были присвоены 45 российским аэропортам. В голосовании приняло участие более 6 миллионов россиян. В шорт-лист кандидатов для имени Нижегородского аэропорта вошли Валерий Чкалов, Максим Горький и Кузьма Минин. И в 2020 году нижегородскому аэропорту Стригино было присвоено имя выдающегося летчика Валерия Чкалова.
Об этом я узнал на уроках окружающего мира и решил узнать за какие достижения перед Отечеством удостоили чести Валерия Павловича Чкалова.
Почему этого лётчика называют легендарным? Чем он заслужил такое уважение? Действительно ли по праву он считается легендой и героем Отечества?
Когда я стал изучать заслуги Чкалова, меня особенно заинтересовал вопрос беспосадочного перелета советских авиаторов по маршруту Москва - Северный полюс - Ванкувер. Я занялся поиском информации: изучил материал книг, справочников и всевозможных источников из интернета.
Моя семья была увлечена личностью и рекордами отважных лётчиков. Мы начали изучать маршруты невероятных рекордов, по которым следовали лётчики, фигуры высшего пилотажа и самолёты, созданные побеждать.
2. Цель, задачи, ожидаемый результат.
Цель: создание модели самолёта Чкалова АНТ-25.
Задачи:
1. Найти подлинные документы и чертежи самолёта АНТ-25.
2. Вычертить рабочий чертёж модели самолёта.
3. Сконструировать самолёт из гофрокартона.
4. Презентовать свою модель перед одноклассниками.
Практическая значимость: мы сможем использовать продукт своей проектной работы на уроках литературы, окружающего мира, ОРКСЭ и во внеурочной деятельности.
Методы исследования: обращение к дополнительной литературе, Интернет-ресурсам, поиск, анализ материала.
После всей своей работы я должен получить следующий результат:
Модель самолёта АНТ-25 В. Чкалова и выступить на классном часе, посвященном «Дню Героям Отечества» и «Дню космонавтики: мы — первые».
3. Этапы изготовления модели самолёта АНТ-25.
Изучение литературы по биографии В.П.Чкалова.
Для того, чтобы сделать модель самолёта я изучил биографию лётчика-первооткрывателя Валерия Чкалова, посмотрел художественный («Валерий Чкалов», Ленфильм, 1941год) и документальные фильмы. Узнав о жизни лётчика, удивился и восхитился его целеустремлённости, упорству и трудолюбию.
Валерий (имя при рождении Валериан) Павлович Чкалов родился 2 февраля (20 января) 1904 года в селе Василёво Нижегородской области. Сегодня родина летчика носит его имя: город Чкаловск. Он выходец из простой рабочей семьи котельщика и домохозяйки.
В возрасте 6 лет потерял мать. Маленький Чкалов, как все волжские мальчишки, быстро выучился плавать, нырять, он рано встал на лыжи и безбоязненно скатывался с самых высоких круч на санках.
В 7 лет, как и все советские дети, пошел учиться в сельскую школу. Учеба в местной приходской школе давалась ему легко. Ответственный ученик мог похвастаться хорошей памятью и отличными знаниями в математике.
По окончании учебы в школе в 1916 году — пошел учиться в техническое училище города Череповца. Однако в 1918 году учебное заведение закрыли. Валерий Чкалов вернулся домой, и стал работать подручным у отца, где пошёл работать сначала молотобойцем, а затем с наступлением навигации он поступил на работу кочегаром на землечерпательную машину, позднее - на пароход «Баян».
В 1919 году произошло событие, определившее судьбу будущего аса — Валерий Чкалов работал кочегаром на пароходе «Баян» на Волге и тогда впервые увидел летящий аэроплан, и пятнадцатилетний Чкалов загорелся мечтой об авиации.
После этого он, уволился с парохода, в том же году пошел служить в ряды Красной Армии и был назначен учеником слесаря на военном авиационном заводе.
С 1921 по 1924 годы Валерий Павлович обучался летному и военному делу в четырех учебных заведениях, совершенствуя свое мастерство летчика-испытателя. В эти годы Валерий Павлович постигал азы авиационной науки, считаясь одним из лучших учеников.
С 1924 года Валерий Чкалов служит истребителем. В это время он женился на учительнице из Ленинграда Ольге Ореховой. Они воспитали троих детей — сына Игоря и двух дочерей: Валерию и Ольгу. Поговаривают, что супруги мечтали о шестерых наследниках, но жизнь распорядилась иначе. Когда Чкалов женился на Ореховой, он попросил у нее лишь о двух взаимосвязанных вещах: позволить ему летать и не волноваться за него. Но карьера Чкалова в авиации, как ни странно, оказывается под угрозой. Дело в том, что Чкалов отличался не только исключительной отвагой в воздухе, но и откровенной дерзостью и лихачеством. Он исполнял сложнейшие фигуры высшего пилотажа, мог вылететь в любую погоду и нередко производил опасные маневры, которые, впрочем, всегда заканчивались благополучно. Широко известна и история, когда Чкалов, якобы на спор, пролетел под Троицким мостом в Ленинграде, этот пролет был исключительно опасен, за него получил выговор. В итоге Чкалова отстраняют от полетов и только по ходатайству самого «первого маршала» К.Е. Ворошилова возвращают в авиашколу Общества содействия обороне, авиационному и химическому строительству (ОСОАВИАХИМ) в качестве инструктора.
В 1938 году Валерия Чкалова срочно отозвали из заслуженного отпуска и привлекли к испытаниям новейшего истребителя И-180. Самолеты нового типа срочно требовались армии, международная обстановка накалялась. Во время испытаний было выявлено множество дефектов. Конструктор Н. Н. Поликарпов в отчаянии писал докладные с требованиями отложить летные испытания, но 15 декабря 1938 года отважный испытатель Валерий Чкалов решился и увел новейший И-180 в воздух. В полете у машины отказал двигатель, но даже с такой неисправностью Чкалов смог отвести самолет от жилых домов и попытался спасти машину, посадив в поле недалеко от аэродрома. К сожалению, планируя, он зацепил линии электропередачи и при жесткой
посадке ударился головой. Через два часа он умер, не приходя в сознание, в Боткинской больнице…
Имя героя испытателя Валерия Чкалова знакомо всем нашим соотечественникам. В память о нем названы города и улицы, возведены монументы. Одна из гвардейских эскадрилий в годы Великой Отечественной войны носила его имя. Сейчас о жизни летчика Чкалова и его подвигах снимаются фильмы и сериалы.
Изучение литературы о рекордных перелётах А.П.Чкалова.
Настоящую славу Валерий Чкалов приобрел после своих знаменитых «Сталинских маршрутов».
В 1935 году под командованием аса был совершен перелет длиной более 9 тысяч километров по маршруту Москва - Петропавлоск-Камчатский, а в 1937 году — исторический полет из Москвы в Ванкувер. Маршруты предоставлены в приложении 1.
Осенью 1935 года летчик Георгий Байдуков предложил Чкалову организовать рекордный перелет из СССР в США через Северный полюс и возглавить экипаж самолета. Весной 1936 года Чкалов, Байдуков и их товарищ, Александр Беляков, обратились с соответствующей просьбой в правительство. Но Иосиф Сталин выбрал для летчиков другой маршрут: Москва — Петропавловск-Камчатский, подписав протокол №68 на заседании Президиума ЦИК СССР. (Приложение 2)
Перелет экипажа Чкалова на Камчатку стартовал 20 июля 1936 года. Он продлился 56 часов 20 минут, за которые было преодолено 9374 км. За перелет на Дальний Восток весь экипаж был удостоен звания Героев Советского Союза. Кроме того, Чкалову был подарен личный самолет У-2. Но главное — он получил всенародную известность.
Пилоты провели 56 часов в воздухе, преодолев свыше 9 тысяч километров. Это абсолютный рекорд! Полёт получил название «Сталинский маршрут», героям-лётчикам сделали подарки, а И. Сталин лично встретил вернувшихся пилотов на аэродроме и подарил Валерию Чкалову самолет У-2.
Но на этом рекорды не закончились: план долететь до США все-таки решено было осуществить, и Чкалов сумел добиться у Сталина разрешения. В путь тронулись 18 июня 1937года. 20 июля 1936 г. в 5 ч 45 мин. тяжело нагруженный АНТ-25 с экипажем в составе: лётчиков-испытателей Научно-испытательного института ВВС Валерия Чкалова, Георгия Байдукова и преподавателя Военно-воздушной академии им. Н. Е. Жуковского Александра Белякова взлетел с аэродрома Щёлково и отправился по «Сталинскому маршруту»: Москва — о. Виктории — Земля Франца Иосифа — Северная земля — бухта Тикси — Петропавловск-Камчатский. В случае благоприятных условий, маршрут продлевался до Николаевска-на-Амуре. В состав экипажа самолёта АНТ-25 вошли: командир экипажа — В. П. Чкалов, второй пилот — Г. Ф. Байдуков и штурман — А. В. Беляков.
На самолете АНТ-25, отважный экипаж через Северный полюс достиг американского города Ванкувер (штат Вашингтон) и успешно вернулся. Этот полет превратил Чкалова и его экипаж в легендарных героев. Его имя узнала вся страна. После возвращения в СССР все участники рискованной экспедиции получили ордена Красного Знамени. АНТ-25 был прост, устойчив, хорошо вел себя на высоте, но из-за большого размаха крыла имел особенности в управлении. Основной трудностью был сложный и опасный взлет, для которого оборудовали специальную взлетную полосу с горкой. По рассказам Громова, стоимость полосы превышала стоимость самого самолета.
Этот перелет оказался сложнее предыдущего и проходил в крайне сложных метеоусловиях. Но через два дня, 20 июня, экипаж благополучно приземлился в городе Ванкувер, штат Вашингтон. Члены команды Чкалова теперь были узнаваемыми героями не только на родине, но и в далекой Америке. Экипаж даже побывал на приеме в Белом доме, на встрече с президентом Франклином Рузвельтом.
Арктика встретила экипаж крепким морозом - температура в кабине опускалась до устойчивой минусовой. Спасала теплая одежда. Взятые в яблоки и апельсины превратились в куски льда: их отогревали на отопителе.
Уже над европейской частью, встретившись с циклоном, пришлось применить антиобледенитель винта. Пока один пилот находился за штурвалом, второму приходилось почти непрерывно качать вручную антиобледенительную жидкость. С угрозой обледенения боролись и путем изменения высоты полета - то поднимались над облаками, то спускались ниже их.
Байдуков практически пикировал, убрав до предела обороты мотора. Двигатель остыл, из-за чего замерзла дренажная трубка расширительного бачка системы охлаждения. Давление паров в нем возросло, пробив ледяную пробку, но вместе с паром выплеснулось и много воды. Ее уровень понизился, головки цилиндров остались без охлаждения. Это означало, что через несколько минут двигатель перегреется и заклинит над ледяными просторами Арктики. Бросились искать воду, но ее запасы замерзли. Хладнокровие и находчивость проявил Чкалов. Он распорядился залить в систему чай и кофе из термосов. На этой смеси и долетели. Байдуков вспоминал, что именно после этого происшествия впервые заметил в волосах командира седину.
Именно экземпляр АНТ-25 Чкалова (всего самолетов этой марки было создано два) считался подготовленным к подобному полету. Арктическую модификацию машины специально модернизировали для низких температур: радиатор системы охлаждения уменьшили, на двигатель установили трехлопастной винт, позволяющий выбирать оптимальный режим работы. Машина имела уникальную для тех времен конструкцию - крылья были в 2,5 раза длиннее фюзеляжа, что позволяло брать больше топлива, а также увеличивало планирующие способности. Двигатель, установленный на АНТ-25, был первым отечественным серийным авиамотором большой мощности и превосходил лучшие зарубежные образцы.
При посадке самолета топлива осталось всего 77 литров. На самом деле экипаж преодолел 9 130 километров, однако по прямой расстояние между точками взлета и посадки составило как раз те самые 8 504 километра. Встречные ветры и плохие погодные условия удлинили реальный путь самолета. Кстати, в его баках после приземления осталось всего 77 литров топлива из изначальных 5 700. Американцы встретили советский экипаж как настоящих героев: президент Рузвельт принял участников перелета в Овальном кабинете Белого дома, отведя на общение два часа вместо запланированных 15 минут. Об этих и других фактах перелёта я прочитал в бортовом журнале Чкалова. (Приложение 3)
Изучение литературы по истории создания самолёта АНТ-25.
Предвоенный период истории советской авиации полон ярких и героических страниц. Это было время рекордов, героев-летчиков и строительства новых небывалых самолетов. Настоящим символом той эпохи является самолет АНТ-25, на котором было побито несколько мировых рекордов дальности и продолжительности полета. Вторым обозначением этой машины было «РД», что означало «рекорд дальности».
Идея рекордного самолёта возникла в Центральном аэрогидродинамическом институте имени профессора Н. Е. Жуковского (ФАУ «ЦАГИ»). В августе 1931 года при Реввоенсовете СССР образована комиссия по постройке, для которой Андрей Николаевич Туполев подготовил эскизный проект самолёта. Перед разработчиками самолета была поставлена задача добиться дальности полета 13 тыс. км. Проект самолёта был закончен в июле 1932 года. Разработан в ЦАГИ бригадой П. О. Сухого под руководством А. Н. Туполева. (Приложение 4)
Постройка самолёта началась 1 июня 1932 года. Первый полёт с двигателем М-34 без редуктора состоялся 22 июня 1933 года под управлением М. М. Громова. Постройка самолёта-дублёра с двигателем М-34Р, оснащённого редуктором, началась в августе 1932 г. Первый полёт дублёра состоялся 10 сентября 1933 года также под управлением М. М. Громова.
Испытания самолётов проводились почти одновременно. Испытания показали, что с двигателем без редуктора продолжительность полёта составляет 48 часов, дальность — 7200 км, а дальность дублёра не превышает 10800 км. Проектные данные не были достигнуты. Гофрированная обшивка крыла и оперения создавала избыточное сопротивление. Было решено обтянуть крыло, оперение поверх гофра полотном и покрыть полотно аэролаком. В 1934 году экипаж в составе М. М. Громова, И. Т. Спирина и А. И. Филина начал выполнять регулярные испытательные полёты на дублёре АНТ-25. При лётных испытаниях в первой половине 1934 года определено существенное улучшение лётных характеристик. Расчётная (по расходу топлива) продолжительность полёта дублёра могла достичь 80,4 часов, а дальность — 13020 км. Так был создан АНТ-25 (также известен как РД — «рекорд дальности») — цельнометаллический свободнонесущий однодвигательный низкоплан с большим удлинением крыла. Первый в мире самолёт, совершивший трансполярный перелёт.
Изучение литературы по истории использования АНТ-25
На этом самолёте было совершено несколько рекордных полётов:
10—12 сентября 1934 года полёт по замкнутому маршруту Москва—Рязань—Харьков—Москва (командир экипажа — М. М. Громов, второй пилот — А. И. Филин, штурман — И. Т. Спирин). При выполнении этого полёта установлены мировой рекорд дальности — 12 411 км и всесоюзный рекорд продолжительности — 75 часов. Установленный мировой рекорд не был официально оформлен, поскольку СССР не являлся членом Международной авиационной федерации (ФАИ).
3 августа 1935 года самолёт АНТ-25 с экипажем в составе С. А. Леваневского (командир), Г. Ф. Байдукова (второй пилот) и В. А. Левченко (штурман) предпринял попытку совершить беспосадочный перелёт по маршруту Москва — Северный полюс — Сан-Франциско, о чём было торжественно объявлено заранее (успели даже выпустить памятную почтовую марку), однако после преодоления около 2000 километров в кабину пилота стало протекать масло. Леваневский вернулся и сел на аэродроме в посёлке Кречевицы под Новгородом.
20 июля 1936 года стартовал перелёт из Москвы на Дальний Восток (командир экипажа — В. П. Чкалов, второй пилот — Г. Ф. Байдуков, штурман — А. В. Беляков). Перелёт протяжённостью 9375 км продолжался 56 часов до посадки на песчаной косе острова Удд в Охотском море.
18 июня 1937 года самолёт АНТ-25 взлетел со Щёлковского аэродрома и совершил беспосадочный перелёт по маршруту Москва — Северный полюс — Соединённые Штаты Америки, с приземлением на аэродроме Пирсона в Ванкувере, штат Вашингтон (командир экипажа — В. П. Чкалов, второй пилот — Г. Ф. Байдуков, штурман — А. В. Беляков).
12 июля 1937 года второй самолёт АНТ-25 взлетел со Щёлковского аэродрома и совершил беспосадочный перелёт по маршруту Москва — Северный полюс — Соединённые Штаты Америки, с приземлением на пастбище близ Сан-Джасинто, штат Калифорния (командир экипажа — М. М. Громов, второй пилот — А. Б. Юмашев, штурман — С. А. Данилин). При выполнении этого перелёта установлены мировой рекорд дальности по прямой линии (10 148 км) и мировой рекорд дальности по ломаной линии (11 500 км).
Изучение литературы по описанию конструкции АНТ-25
Самолет АНТ-25 выполнен по нормальной аэродинамической схеме, это цельнометаллический низкоплан, оснащенный одним двигателем М-34.
Основной особенностью конструкции самолета является крыло с рекордными для своего времени значениями сужения и удлинения. Это и позволяло АНТ-25 совершать уникальные по дальности перелеты.
В кабине располагались рабочие места первого и второго пилота, а также штурмана. Кроме того, в кабине были оборудованы спальные места для членов экипажа, а также пилотажное и навигационное оборудование, которое было самым современным для своего времени. АНТ-25 был оснащен бортовой радиостанцией, позволяющей передавать сообщения на 5 тыс. км.
Технические характеристики |
Лётные характеристики
|
Экипаж: 3 пилота Длина: 13,4 м Размах крыла: 34 м Высота: Масса пустого: 3 700 кг Максимальная взлётная масса: 8 000 кг Масса топлива во внутренних баках: 5 880 кг |
Максимальная скорость: 246 Боевой радиус: 7200 км Практический потолок: 2 100 м Статический потолок: 7850 м (с минимальной нагрузкой)
|
Крыло — для увеличения подъёмной силы и снижения индуктивного сопротивления было применено крыло с большим относительным удлинением и сужением, что позволяло выполнять полёт самолёту с большой массой и небольшой крейсерской скоростью. Крыло было трехлонжеронным. Первые два лонжерона были связаны между собой топливными баками, а на третьем лонжероне были установлены узлы крепления элеронов. Размах крыла составлял 34 метра.
Фюзеляж — состоял из двух частей: передней ферменной конструкции, состыкованный с центропланом крыла и хвостовой с нагруженной обшивкой. В передней и частично в хвостовой части фюзеляжа располагалась трёхместная кабина экипажа отделённая от двигателя противопожарной перегородкой. Двигатель крепился на мотораму в передней части фюзеляжа. В кабине экипажа располагались — рабочее место лётчика под прозрачным откидным фонарём, рабочее место штурмана с астролюком в верхней части фюзеляжа и рабочее место второго лётчика с обзором через иллюминаторы и с прозрачной верхней откидывающейся крышкой люка.
Оперение — киль крепился к хвостовой части фюзеляжа, сразу после кабины экипажа, узлы крепления закрывались зализами. Стабилизатор устанавливался на киле и был переставной в полёте. Обшивка стабилизатора и киля была выполнена из гофрированного листового кольчугалюминия.
Шасси — основные шасси полуубирающиеся, стойки и подкосы с масловоздушной амортизацией и двойными тормозными колёсами. В убранном положении колёса основного шасси входили в хвостовую часть крыла наполовину и закрывались обтекателями. Хвостовое колесо также убиралось на половину.
Силовая установка — двигатель М-34Р с водяным охлаждением мощностью 900 л. с. Винт тянущий деревянный. Общий запас бензина — 6100 кг, масла — 350 кг.
Оборудование — на самолёте было установлено самое совершенное по тому времени пилотажно-навигационное оборудование: авиагоризонт, гиромагнитный компас, гиро- и радиополукомпас, авиационный секстант, солнечный указатель курса. Бортовая радиостанция обеспечивала передачу сообщений с самолёта до 5000 км и позволяла пеленговать самолёт с земли до 2000 км. Установленное оборудование позволяло выполнять полёт в любое время дня и ночи при любой погоде.
Изготовление модели самолёта АНТ-25.
Для создания модели самолёта я выбрал следующие инструменты и материалы:
- гофрокартон (я использовал коробку из-под телевизора)
- картон
- белая бумага
- зубочистки
- клей ПВА
- клей Момент
- ножницы
- гуашь
- кисти
Первыми деталями, которые я перенес на картон и вырезал стали фюзеляж с вертикальным оперением. Второй деталью стали крылья, третья деталь - горизонтальное оперение. Соединил все детали с помощью клея ПВА и зубочисток. Так как все детали получились плоские, я вырезал ребра фюзеляжа и крылья, обклеил их бумагой, чтобы придать округлую форму и объём. Весь самолет обклеил белой бумагой. После того, как самолет приобрёл свою форму я сравнил его с фото оригинала и решил, что нужно его покрасить. Для этого мне понадобились кисти и гуашь. Результатом моей работы является изготовленная модель самолёта АНТ-25, состоящая из фюзеляжа, крыльев и хвостовой части. На создание модели ушло 25 часов. Я считаю - цель моего проекта достигнута.
4. Вывод
Презентовав одноклассникам свой самолёт, и рассказав о рекордных полётах Чкалова, я убедился, что нашему поколению надо помнить историю Родины, нельзя забывать своих героев, мы Должны опираться на подлинные источники.
Хочется брать пример с таких людей, равняться на них. Чкалов погиб, но за свою короткую жизнь он сделал очень многое. Как лётчик-истребитель он внедрил в авиации свою чкаловскую наступательную тактику ведения воздушного боя, испытал и дал жизнь лучшим в мире самолётам-истребителям. Наконец, два дальних беспосадочных перелёта, совершённых под его командованием, навсегда вошли в историю отечественной и мировой авиации.
5. Заключение
Работа очень увлекла меня и мою семью. Эта модель самолёта будет началом моей коллекции. Следующая модель, которую я хочу сделать – истребитель пятого поколения СУ-57, который стоит на защите России.
Александр Твардовский
Чкалов
Изо всех больших
имен геройских,
Что известны нам наперечет,
Как-то по-особому, по-свойски,
Это имя называл народ. Попросту — мы так его любили,
И для всех он был таким своим,
Будто все мы в личной дружбе были,
Пили, ели и летали с ним… Богатырским мужеством и нравом
Был он славен — Сталинский пилот.
И казалось так, что эта слава —
Не года, уже века живет. Что она из повестей старинных
Поднялась сквозь вековую тьму,
Что она от витязей былинных
По наследству перешла к нему. Пусть же по наследству
и по праву
В память о делах твоих, пилот,
Чкаловское мужество и слава
Чкаловским питомцам перейдет!
1938 г.
6. Список используемой литературы и интернет ссылки
1. https://goj.aero/chkalov/#rec329476253
2. ВикипедиЯ – свободная энциклопедия.
3. https://histrf.ru/read/articles/vozdushnyi-piervoprokhodiets-valierii-chkalov
4. Президентская библиотека имени Б.Н.Ельцина.
5. Байдуков Г. Москва — Северный полюс — США. Год 1937 // Новая и новейшая
история. 1987. № 2. С. 96-124;
6. Ригмант В. Самолёт АНТ-25 (РД) — история великих перелётов: [К 75-летию
первого полёта] // Авиация и космонавтика. 2008. № 7. С. 31-40; Чкалова В.
Чкалов без грифа «Секретно». М., 1999.
7. Валерия Чкалова: Валерий Чкалов. Легенда авиации. Издательство: АСТ-
Пресс, 2005 г. Серия:Историческое расследование.
8. Худяков, В. Рекорды Чкалова и Громова. Через полюс - в Америку а Вадим
Худяков; иллюстрации А. Михайловой . — Москва : Паулсен, 2017. — 32 с. —
(Серия "Великие экспедиции").
9. Георгий Байдуков «Чкалов» Биографии и мемуары. Год издания: 1991
Издательство: Молодая гвардия Серия: Жизнь замечательных людей.
10. Николай Бобров «Чкалов». Биографии и мемуары. Исторические приключения
Год издания: 1952 Издательство: Советский писатель. Москва.
Приложение 1
Приложение 2
Протокол №68
Заседания Президиума ЦИК СССР
Приложение 3
Приложение 4
Условные обозначения:
1.выдвижной водяной радиатор
2.бортовой аэронавигационный огонь
3.пирошашки
4.окна, прорезанные в процессе испытаний
5.крыльевые водяные радиаторы
6.крышка ступеньки
7.выдвижной перископ
8.надпись (красная)
9.надпись (красная)
10.хвостовой аэронавигационный огонь
11.измененный руль направления дублера
12.первичный руль и киль дублера
13.законцовка крыла дублера, обтянутая полотном
14.законцовка крыла дублера до обтяжки полотном
15.трубки Вентури на АНТ-25
16.надпись на бортах АНТ-25 во время Парижского
авиационного салона и перелета в США "Сталинский маршрут"
17.сервокомпенсатор на киле АНТ-25
18.сервокомпенсатор на киле АНТ-25-1
19.надпись на киле АНТ-25 и АНТ-25-1
20.люки левого борта
21.люки правого борта
22.трубка Вентури на АНТ-25-1
23.приборная доска второго пилота
24.приборные доски штурмана
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.