Творческий проект «Открываем тайны нашей речи» Тема: «Фразеологизмы в школьной жизни».
Оценка 4.7
Научно-исследовательская работа
docx
русский язык
1 кл—4 кл
20.04.2019
В творческом проекте "Открываем тайны речи" представлена тема "Фразеологизмы в школьной жизни". В ведении рассматривается обоснование проблемы, цель, задачи, актуальность. Не так часто дети слышат фразеологические обороты и в школе есть возможность познакомиться и понять в каких ситуациях могут ими воспользоваться. Для лучшего запоминания фразеологизмов поможет классификация по темам с творческими заданиями. Ребята знакомятся с яркими выражениями через словарик "Живописным способом выражаться". Богатый словарный запас школьника делает речь яркой и выразительной. Фразеологизмы помогают лучше узнать об окружающем мире, культуре России.
Открываем тайны нашей речи.docx
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя
общеобразовательная школа №8 города Искитима Новосибирской области
Научнопрактическая конференция исследовательских работ и творческих проектов
младших школьников города Искитима «Я исследую мир»
Направление – «Открываем тайны нашей речи»
Тема: «Фразеологизмы в школьной жизни».
Работу выполнила: Абрамова Мария
Руководитель: Ж. В. Куренок Содержание работы:
1. Введение
1.1 Обоснование проблемы, цель работы, постановка задач,
актуальность.
2. Основное содержание:
2.1 Изучение понятия фразеологизмы.
2.2 Тематическая классификация фразеологизмов
2.3 Анкетирование среди учащихся МБОУ СОШ №8, его результаты.
2.4 Работа над знанием значения фразеологизмов.
3. Заключение.
4. Приложение. Фразеологический словарь школьника, родителей,
брошюра с творческими заданиями.
5. Список литературы. 1. Введение.
1.1 Обоснование проблемы, цель работы, постановка задач, актуальность.
Актуальность проекта:
Сегодня наш русский язык переживает нашествие слов, которые можно назвать
мусором». Речь молодых людей щедро насыщена жаргонными выражениями,
нецензурными словами. А украсить речь, сделать ее выразительной, образной,
выплеснуть свои эмоции, выразить своё отношение к разным вопросам жизненных
ситуаций, я думаю, могут помочь фразеологизмы.
Проблема
На уроках русского языка учитель познакомил нас с фразеологическими
оборотами.
Но мы столкнулись с проблемой: наша речь бедна устойчивыми словосочетаниями,
и мы часто не понимаем некоторых оборотов, которые встречаются в текстах для
чтения, и употребляем их неправильно. Во фразеологизмах слова приобретают
особые значения, что требует их запоминания целиком: нужно запомнить и их
словесный состав, и их значение, знать ситуацию, в которой можно употребить тот
или иной фразеологизм, понимать образную основу.
Чем больше мы будем знать фразеологизмов (или крылатых выражений), тем
точнее и красочнее сможем выразить свою мысль. А как лучше понять и запомнить
устойчивые выражения?
Я решила исследовать проблему на примере учащихся нашей школы. Гипотеза: лучшему запоминанию фразеологизмов способствует классификация по
темам с творческими заданиями (с творческой подачей материала)
Цель: ознакомление учащихся с фразеологизмами через словарик
«Живописным способом выражаться», через творческие задания для
активного использования их в устной речи.
Задачи:
1. Изучить понятие фразеологизмы, литературу по теме.
2. Выяснить какие фразеологизмы часто используются в разговорной речи
наших учащихся.
3. Составить упражнения помогающие понять и запомнить фразеологизмы.
4. Составить словарь самых употребляемых фразеологических оборотов в
школьной жизни юных читателей и родителей в семье.
5. Формировать умения пользоваться фразеологическим словарём, использовать в
речи фразеологизмы на каждом уроке русского языка.
2. Основное содержание:
2.1 Изучение понятия фразеологизмы.
Ещё великий М. В. Ломоносов называл устойчивые сочетания «фразесами»,
« российскими
пословиями», предлагая включить их в словарь.
Фразеолог зм ии
сочетание слов, в котором одно слово нельзя заменить другим. Концепция
(фразеолог ческий обор т, фраз ма) — устойчивое
ии
ои
еи
фразеологических единиц (фр. unité phraséologique) как устойчивого словосочетания, впервые была сформулирована швейцарским лингвистом
Шарлем Балли.
Фразеологизм употребляется как некоторое целое, не подлежащее дальнейшему
разложению и обычно не допускающее внутри себя перестановки своих частей.
В дополнительной литературе я узнала, что фразеологизмы существуют на
протяжении всей истории языка. Уже с конца 18 века они объяснялись в
специальных сборниках и толковых словарях под различными названиями
(крылатые выражения, пословицы и поговорки). Однако фразеологический состав
русского языка стал изучаться сравнительно недавно.
2.2 Тематическая классификация фразеологизмов
Фразеологические обороты образовались по – разному:
Фразеологические обороты, созданные на основе пословиц и поговорок. Голод не
тётка, рука руку моет.
Фразеологизмы, вошедшие в нашу жизнь из профессиональной речи.
Бить баклуши, точить лясы.
Некоторые выражения пришли из мифов: Ахиллесова пята,
Фольклора: Сказка про белого бычка – русская народная сказка, литературных
произведений: Мартышкин труд из басни И.А.Крылова «Мартышка и очки».
Фразеологизмы могут быть многозначны.
Например, поставить на ноги:
1. вылечить, избавить от болезни
2. вырастить, воспитать, довести до самостоятельности 3. заставит активно действовать, принимать деятельное участие в чём – либо
4. укрепить экономически, материально
Все фразеологизмы могут быть разделены на две группы:
1. исконно русские
2. заимствованные
Основную массу употребляющихся в настоящее время фразеологических оборотов
составляют устойчивые сочетания слов исконно – русского происхождения
Ища ветра в поле, водой не разольёшь. Они возникли в русском языке или
унаследованы из более древнего языка.
Образ рождается как отражение реальной действительности. Для того, чтобы
представить себе в виде образа явление действительности мы должны в – первых
опираться на знание этой действительности, во – вторых прибегнуть к
воображению.
Образ обычно создаётся за счёт «двойного видения». Так мы видим перед собой
высокого человек, и это реальное, но одновременно мы можем вспомнить ещё
пожарную каланчу, которая раньше была самым высоким строением в городе.
Совмещая эти два «видения» мы называем высокого человека пожарной каланчёй,
и это уже образ. Для лучшего понимания образности фразеологизмов необходимо
развивать воображение.
2.2 Анкетирование среди учащихся 4 –ых МБОУ СОШ №8, его результаты. Я решила исследовать данную проблему на примере учащихся нашей
школы. Информантами послужили учащиеся 4 ых классов, 75 человек.
Сначала была подготовлена анкета вопросник для сбора материалов.
Прежде всего, необходимо было выяснить, о чём идёт речь, порой
приходилось давать теоретическую справку по теме, а лишь затем приступать
к самому анкетированию. Кроме того, на конечном этапе выполнения работы
требовалось применение математических методов обработки данных. Всё это
заставляло проявить определённое терпение и упорство.
Образец анкеты опросника:
1. Знаете ли Вы понятие фразеологизм
а). Да(объясните)
б). Нет
2.Употребляете ли Вы фразеологизмы в своей речи:
а). Да;
б). Нет;
в). Иногда;
3. Как Вы считаете, в результате речь становится:
а). Лучше;
б). Хуже;
в). Затрудняюсь ответить.
4. Дайте объяснение следующим фразеологизмам:
Аникавоин
Ахиллесова пята
Блоху подковать
В мгновении ока
В поте лица Валять Ваньку (дурака)
Внести свою лепту
Восстать из пепла
Врать как сивый мерин
Зарывать талант в землю
Собрав воедино, результаты анкетирования и обработав информацию, я
получили следующую статистику:
1) Многие ребята знакомы с самыми употребляемыми фразеологизмами: В
поте лица, Валять Ваньку (дурака), поэтому безошибочно дали объяснение.
2) Очень мало учащихся владели понятием фразеологизм.
3) Меньше половины опрошенных смогли объяснить значения большенства
выражений.
Самыми сложными в толковании получились фразеологизмы: Аника – воин,
Ахиллесова пята, Восстать из пепла
4) Очень редко ребята и в их семьях родители употребляют фразеологизмы
2.3 Работа над знанием значения фразеологизмов.
Так как опрос подтвердил актуальность данной темы, я с родителями
решила составить словари и брошюру: «Живописным способом
выражаться»
Был составлен список 10 самых подходящих для школьной жизни
фразеологизмов Я поделилась электронным вариантом списком фразеологических оборотов
с учителем 4 «а» класса и попросила 23 минуты урока уделять изучению
выражений, особое внимание обратить на некоторые из них. Через 2 недели
провели второй опрос.
И получили положительную динамику.
Результатом данной работы стал словарик, который интересно читать
взрослым и детям и брошюра с творческими заданиями.
Вывод:
Я достигла цели исследования, ознакомив учащихся с фразеологическими
оборотами через Уникальный фразеологический словарь для школьника
«Живописным способом
выражаться»
Кроме того, мне удалось на
практике показать эффективность использования словаря, подборке творческих
заданий, что подтверждает выдвинутую ранее гипотезу.
Чтобы легко запоминать сложные вопросы русского языка, нужно сделать
учебу интересной и увлекательной!
3. Заключение.
С 1 класса мы обогащаем свой словарный запас. Наилучший источник обогащения
словаря – живое общение, речь устная и письменная, чтение, окружающий мир. Чем богаче словарный запас человека, тем интереснее и ярче выражает он свои
мысли. Огромную роль может сыграть работа с фразеологизмами.
Работа над фразеологизмами очень интересна, с помощью них мы включаемся в
активную умственную деятельность и задумываемся над значением слов. Так как
большая часть фразеологизмов русского происхождения и они, живые свидетели
прошлого, поэтому фразеологизмы помогают нам больше узнать об окружающем
мире, истории и культуре России. Знание их обогащает наш ум, даёт возможность
лучше постигнуть язык более сознательно им пользоваться.
И чем раньше мы начнем постигать секреты родного языка, тем быстрее и глубже
сможем им овладеть и постигнуть национальную культуру.
4. Приложение. Фразеологический словарь школьника, родителей,
брошюра с творческими заданиями.
5. Список литературы.
http://ppt4web.ru/nachalnajashkola/prazdnikfrazeologizmov.html
http://nsportal.ru/nachalnayashkola/russkiiyazyk/frazeologizmy3
Творческий проект «Открываем тайны нашей речи» Тема: «Фразеологизмы в школьной жизни».
Творческий проект «Открываем тайны нашей речи» Тема: «Фразеологизмы в школьной жизни».
Творческий проект «Открываем тайны нашей речи» Тема: «Фразеологизмы в школьной жизни».
Творческий проект «Открываем тайны нашей речи» Тема: «Фразеологизмы в школьной жизни».
Творческий проект «Открываем тайны нашей речи» Тема: «Фразеологизмы в школьной жизни».
Творческий проект «Открываем тайны нашей речи» Тема: «Фразеологизмы в школьной жизни».
Творческий проект «Открываем тайны нашей речи» Тема: «Фразеологизмы в школьной жизни».
Творческий проект «Открываем тайны нашей речи» Тема: «Фразеологизмы в школьной жизни».
Творческий проект «Открываем тайны нашей речи» Тема: «Фразеологизмы в школьной жизни».
Творческий проект «Открываем тайны нашей речи» Тема: «Фразеологизмы в школьной жизни».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.