Творческий проект по краеведению на тему "ВОЗРОЖДЕННЫЕ ИМЕНА..."
Оценка 5

Творческий проект по краеведению на тему "ВОЗРОЖДЕННЫЕ ИМЕНА..."

Оценка 5
Научно-исследовательская работа
doc
география
9 кл
24.03.2018
Творческий проект по краеведению на тему "ВОЗРОЖДЕННЫЕ ИМЕНА..."
Имя Владимира Михайловича Вороновского, смоленского дворянина, действительного статского советника в Петербурге, было незаслуженно забыто. А ведь именно он к 100-летию Отечественной войны в 1912 году по поручению губернского земства впервые написал книгу "Отечественная война 1812 года в пределах Смоленской губернии".
Возрожденные имена....doc
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ТРОСТЯНСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА  Возрожденные имена. В.М. Вороновский…                                                                                  Творческий проект                                                                                      учителя географии                                                        Тростянской основной школы                                             Починковского района                                          Смоленской области                                                                                                              Листишенковой Тамары Николаевны 2017 Содержание: 1 I    Введение __________________________________________________3 ­ 5 II   Основная часть: __________________________________________6 ­ 18 1.  Родина В.М. Вороновского и его семья ___________________________6 – 9 2.  В.М. Вороновский  на ниве просвещения _________________________10 – 14 3.  Просветительская деятельность В.М. Вороновского ________________15 ­ 18         III  Заключение ______________________________________________19                 Литература ______________________________________________20                  Приложение  2 Введение 2017   год   –   особый   год   в   истории   России   и   Смоленщины.   Это   год   и двухсотпятилетнего   юбилея   победы   в   Отечественной   войне   с   Наполеоном,   и стопятилетний     юбилей   написания   В.М. Вороновским  книги     «Отечественная война   1812   года   в   пределах   Смоленской   губернии».   Владимир   Михайлович Вороновский внес существенный вклад в сохранение и распространение знаний об Отечественной войне на смоленской земле, где проходили самые ожесточенные сражения. Имя  В.М.  Вороновского было незаслуженно забыто до недавнего времени. Занимаясь   краеведением,   я   заинтересовалась   его     биографией         в   связи   с изучением   истории   школы,   которая   была   построена   в   Тростянке   по   его настоянию. Несколько лет назад в наши края приезжала известный смоленский краевед   Анна   Викторовна   Лапикова,   которая   собирала   материал   о   В.М. Вороновском, основавшего в Тростянке начальную школу и Высшее начальное училище,   в   здании   которого   впоследствии   находилась   Тростянская   средняя школа.   Мы   со   старшеклассниками   тех   лет   заинтересовались   организацией поисков сведений о нашем земляке, встретились со старейшей учительницей М.А. Степаненковой,   родители   которой   отсюда   родом   и   много   ей   рассказывали   о своем   барине.   Она     поведала   о   том,   как   строилась   школа,   как   Вороновский относился   к   своим   крестьянам,   о   его   усадьбе.   Затем   к   нам   обратились   из государственного архива Смоленской области с просьбой сообщить какую­либо информацию   о   В.М.   Вороновском   в   связи   с   переизданием     его   книги «Отечественная война 1812 года в пределах Смоленской губернии». Краеведы поделились   собранным   материалом,   а   сама   неоднократно   ездила   в   областной архив с запросом о документах о  деятельности В.М.Вороновского.    Краеведческая   экспедиция   и   исследовательская   работа   продолжается   и сейчас. Мы решили более подробно узнать о жизни В.М. Вороновского и его 3 судьбе, о его заслугах в восстановлении тех событий и подвигов смолян. Мы обратились в районный историко­краеведческий музей, познакомились и изучили документы областного архива.  Побывав на Всероссийской конференции на тему «1812 год: война и мир», я   рассказала ребятам  много интересного и нового о В.М. Вороновском, привезла литературу, копий документов областного архива. Каково   же   было   их   удивление   ,   когда   они     увидели   архивные   документы   и литературные источники, говорящие о том, что это был известнейший человек начала 20 века не только на Смоленщине, но и в Москве, и в Санкт­Петербурге.  Оказывается,   его   имя   хорошо   известно   тем,   кто   серьезно   занимается изучением войны с Наполеоном: он автор книги «Отечественная война 1812 года в   пределах   Смоленской   губернии»,   имеющей   и   по   сей   день   большую познавательную и научную ценность. На фоне этой заслуги для многих осталась незамеченной его деятельность, не менее важная с точки зрения общественной пользы –  в области образования и просветительская. Именно по инициативе В.М. Вороновского в его имении Тростянка в 1913­1914 годах были открыты вначале начальная школа, а затем Высшее начальное училище, в стенах которого до 1997 года находилась Тростянская средняя школа.         Мы   благодарим   главного   специалиста   Государственного   архива Смоленской области И.Н. Лышковскую за предоставленные архивные документы. Проблема настоящего исследования:   Что привело В.М. Вороновского к просветительской деятельности?   Что оказалось   главным   в   выборе   автора   книги,   по   которой   изучали   историю Отечественной   войны   на   территории   Смоленщины?   Что   помогло   В.М. Вороновскому оставить заметный след на ниве просвещения?                                Главная цель работы: Изучить жизнь и деятельность В.М. Вороновского и становление его как общественного деятеля. 4 Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи: ■   Изучить   и   проанализировать   архивные   документы   и   научно­ популярную литературу о В.М. Вороновском; ■  Изучить книгу В.М. Вороновского «Отечественная война 1812 года в пределах Смоленской губернии».                    Методы, использованные при работе: ■  Изучение научной и научно­популярной литературы. ■  Анализ полученной информации. ■  Работа в Государственном архиве Смоленской области.                                                               Новизна исследования:  Раскрыты причинно­следственные связи: образование, работоспособность и целеустремленность привело В.М.Вороновского к широкой известности не только на Смоленщине, но и в Санкт­Петербурге.  Обосновано   предположение:   труд,   кропотливая   и   каждодневная   работа приводят к успеху.  Выявлена совокупность человеческих качеств В.М.Вороновского ­человека и общественного деятеля.  5 Родина В.М. Вороновского и его семья К 100­летнему юбилею войны 1812 года Смоленским земством была издана книга   «Отечественная   война   в   пределах   Смоленской   губернии»,   о   которой профессор   Д.И.   Будаев   написал   как   о   крупном   явлении   в   историко­ краеведческой   литературе  и отметил, что «более полного  освещения событий того времени на Смоленской земле до сих пор не появилось»1. Авторский труд взял   на   себя   Владимир   Михайлович   Вороновский   –   выпускник   Санкт­ Петербургского   императорского   университета,   кавалер   ордена   Святого Станислава 2 степени, состоявший на действительной государственной службе со 2 января 1886 года2.   До   настоящего   времени   сохранилась   лишь   разрозненная   информация   об авторе и его семье. В результате поисков в смоленских архивах и библиотеках удалось собрать буквально по крупицам историю дворянской семьи, которая на рубеже веков внесла свой вклад в сохранение и распространение исторических знаний об Отечественной войне 1812 года. В   опубликованном   в   1897   году   списке   дворянских   родов,   внесенных   в родословные   дворянские   книги   Смоленской   губернии, Вороновские, род которых отнесен ко второй части – военному дворянству. Их    упоминаются владения были в Ельнинском и Краснинском уездах3 (ныне Починковский район). Самые ранние из найденных в государственном архиве Смоленской области (ГАСО) документов о представителях рода датированы 20 сентября 1840 года, когда поручик и кавалер Михайла Иванович Вороновский был избран кандидатом «в   члены   для   рассмотрения   отчетов   дворянской   кассы   и   сумм   собранных казенных повинностей»4 от дворян Ельнинского уезда. В списке помещиков того уезда от 12 декабря 1958 года вместе с поручиком М.И. Вороновским названа «умершая поручица Марья Вороновская»5.  6 С Ельнинским уездом также связано имя Михаила Михайловича и Николая Михайловича Вороновских , братьев автора юбилейного издания. Главой   семейства   смело   можно   назвать   поручика   Михаила   Ивановича Вороновского, который происходил из дворян Гродненской губернии. Его первой женой   была   Марья   Вороновская,     воспитанница   подпоручика   Александра Судейкина. После смерти жены и тестя, М.И. Вороновский забрал свою первую тещу   в   дом.   О   совместной   жизни   с   новой   семьей   Михаила   Ивановича   она говорила, что довольна и зятем, и его новой женой. Елена Петровна Вороновская, мать Владимира Михайловича, значилась в списке дворян Краснинского уезда (ныне Починковского района) и владела Тростянкой 6. Установлено документально, что у В.М. Вороновского было два брата – Михаил и Александр, а также две сестры – Анна и Вера.  Полученные   из   Санкт­Петербурга   сведения   о   дате   рождения   В.М. Вороновского   были   подтверждены   документами   Смоленской   духовной консистории. В метрической книге церкви села Незнаново Рославльского уезда Смоленской   губернии   сохранилась   запись   о   рождении   15   февраля   1855   года мальчика Владимира7. В 1865  году  В.М.  Вороновский  был   причислен   к  дворянскому   роду. 14 июня  1876 года он  окончил Александровскую гимназию в г. Вязьме. В том же году он стал студентом Санкт­Петербургского императорского университета и участвовал в судьбе брата, исключенного на один год из медико­хирургической академии   за   участие   в   беспорядках.   В   фонде   Смоленского   губернатора сохранилось   письмо,   повествующее,   что   студент   столичного   университета Владимир Вороновский хлопотал о выдаче из академии документов брата для поступления его в другое учебное заведение. Известно, что впоследствии Михаил Михайлович   Вороновский   стал   доктором   медицины   и   землевладельцем Полтавской губернии8. 7 31 декабря 1883 года В.М. Вороновский   получил диплом об окончании юридического факультета со степенью кандитата юридических наук. На службу поступил   со   2   января   1886   года   в   должности   младшего   делопроизводителя Государственного   Дворянского   Земельного   Банка.   Самые   ранние   из обнаруженных документов свидетельствуют о его попытке баллотироваться на должность непременного члена Краснинского уездного по крестьянским делам присутствия в 1889 году. Однако в том году он не смог набрать достаточного количества   голосов9.   Известно,   что   31   мая   1892   года   он   стал   непременным членом Смоленского губернского присутствия10.  Имеются   сведения   и   о   том,   что   до   1892   года   В.М.   Вороновский   был земским начальником 4­го участка Краснинского уезда11.  В 1894 году его избрали почетным мировым судьей и земским гласным, а в 1898 году – депутатом дворянства того же уезда12. 3 марта 1895 года Смоленское губернское земское собрание назначило  В.М. Вороновского членом губернского лесоохранительного   комитета.   2   января   1896   года   ему   пожаловали   чин надворного советника14. Осенью   1902   года   В.М.   Вороновский   переехал   в   Петербург   в   связи   с назначением чиновником особых поручений при Министерстве внутренних дел. 1 октября 1902 года «Смоленский вестник» сообщил о прощальном мероприятии, прошедшем в Народном доме, в связи с отъездом к месту нового назначения председателя   исполнительной   комиссии   Смоленского   народного   дома В.М.Вороновского. Артисты народного театра зачитали Владимиру Михайловичу адрес и вручили именную открытку, на которой золотом были выведены слова: «Труд засевающих робко, крупицами двиньте вперед! Сейте разумное, доброе, вечное! Сейте. Спасибо вам скажет сердечное Русский народ!»15. Бывая в родной губернии   наездами,   он   посещал   земские   собрания   Краснинского   уезда,   делал доклады   о   народном   образовании,   участвовал   в   работе   ревизионной   и редакционной комиссий. 8 Из   формулярного   списка   о   службе   непременного   члена   Смоленского губернского присутствия В.М. Вороновского от 21 июня 1901 года известно, что он   был   женат   на   дочери   действительного   статского   советника   Екатерине Александровне Игнатьевой, и у них было двое детей – Елизавета (род. 15 июля 1895 года) и Арсений (род. 21 февраля 1898 года) 16. В  Санкт­Петербургском  государственном   политехническом  университете сохранилось   личное   дело   дочери   Владимира   Михайловича   –   Елизаветы Владимировны   Вороновской,   доцента   кафедры   математики   Ленинградского физико­механического   института.   Елизавета   Владимировна   была   успешным математиком, и на сегодняшний день ее труды можно найти в интернете. Именно из ее автобиографии, сохранившейся в личном деле, стало известно, что ее отец – «служащий, юрисконсульт Крестьянского банка» ­ умер в 1933 году (этот факт подтвержден   записью   Смольнинского   районного   отделения   ЗАГС:   Владимир Михайлович Вороновский умер 12 ноября 1933 года в Ленинграде).  Елизавета   Владимировна   вместе   с   матерью   пережила   всю   блокаду   в Ленинграде. Мать дожила и до защиты докторской диссертации Е.В.Вороновской в 1955году. Портрет матери всегда висел на самом видном месте в гостиной. Елизавета   Владимировна   окончила   гимназию   в   1914   году   с   золотой медалью   и   перед   ней   стоял   выбор:   математика   или   история.   Елизавета Владимировна   выбрала   математику   и   поступила   в   ЛГУ   на   физико­ математический факультет, но она не оставила и историю. В дальнейшем училась на историческом факультете и работала в семинаре у академика В.Е.Тарле, о чем любила рассказывать в частных беседах, хотя ни в одной из ее автобиографий об этом   не   сообщается.   Елизавета   Владимировна   с   детства   свободно   владела французским, немецким и английским языками, как было принято в дворянских семьях. Была всесторонне развитым, высококультурным человеком. Этому она обязана, в первую очередь, своей семье. 9 В 1935 году Елизавета Владимировна Вороновская писала: "По окончании гимназии   поступила   в   Лен.   Гос.   Университет   на   физико­математический факультет, который окончила в 1920 году с дипломом 1­ой степени. В 1921году оставлена при университете для подготовки к научной работе. С 1921 года по 1924 год преподавала на 1­2 курсах Университета в качестве ассистента. С 1929 по1933 год работала доцентом в Физ.­Мех. институте. После объединения Физ.­ Мех.   института   в   Индустриальный,   работаю   в   ЛИИ   в   качестве   доцента   до настоящего   времени.   С   1930   года   работала   под   руководством   академика С.Н.Бернштейна и проф. В.И.Смирнова". В.М.Вороновский на ниве просвещения Имя   Владимира   Михайловича   Вороновского   хорошо   известно   тем,   кто серьезно   занимается   изучением   войны   с   Наполеоном:   он   автор   книги «Отечественная война 1812 года в пределах смоленской губернии», имеющей и по сей день большую познавательную и научную ценность.       4 января 1911 года он письменно обратился в Смоленскую губернскую земскую  управу  с  предложением  «поднять   вопрос   о  соответственном   участии Смоленской   губернии   в   предстоящем   юбилее   Отечественной   войны».   Этот документ можно назвать историческим очерком об Отечественной войне 1812 года в пределах Смоленской губернии, изменившим программу торжеств в город в 1912 году.       К  100­летнему   юбилею   войны   1812  года   смоленским   земством   была издана книга В.М. Вороновского «Отечественная война в пределах Смоленской губернии» и ее сокращенный вариант под тем же названием,   предназначенный для массового читателя. Несмотря на то, что минул почти век со дня юбилея, все последующие   работы   смоленских   историков   на   эту   тему   основаны     на   труде Вороновского. Профессор Д.И.Будаев написал о книге В.М.Вороновского как о крупном явлении в историко­краеведческой литературе и отметил, что «более 10 полного освещения событий того времени на Смоленской земле до сих пор не появилось».             На   фоне   этой   заслуги   для   многих   осталось   незамеченной   его деятельность, не менее важная с точки зрения общественной пользы – в области образования. Именно по инициативе М.В.Вороновского в его имении Тростянка (бывший Краснинский  уезд, ныне Починковский район) в 1913­1914 годах были открыты   вначале   начальная   школа,   а   затем   Высшее   начальное   училище. Сочетание   этих   двух   понятий   «Высшее»   и   «начальное»   ныне   кажется нелогичным. А сто лет назад такое название не резало слух, оно вполне уклады­ валось в определение учебных заведений, возникших в Российской империи по  положению от 25 июня 1912 года. В педагогической энциклопедии (1964 год) дана характеристика Высших начальных училищ, которые состояли из 4 классов с годичным курсом   в каждом. Обучаться в высших начальных училищах могли дети представителей средних слоев городского населения в возрасте с 10 – 13 лет, окончившие начальную школу. В высших начальных училищах преподавались: Закон Божий, русский язык и   словесность,   арифметика   и   начала   алгебры,   геометрия,   география,   история России со сведениями из всеобщей истории, естествознание и физика, рисование и черчение, физические упражнения( в женских, кроме того, рукоделие). Всего по стране было открыто около полутора тысяч таких учебных заведений. Одно из них – в Тростянке.            И   здесь   самое   время   рассказать   о   человеке,   проявлявшем   столь конкретную   заботу   о   народном   образовании.   Из   официальных   источников следует,   что   был   он   активным   деятелем   Краснинского   уездного   земства, секретарем   его   съезда.   Избирался   в   число   гласных   Смоленского   губернского земского   собрания,   входил   в   училищный   и   другие   земские   органы.   Это   что касается его общественной деятельности.  11 Служил В.М. Вороновский в Петербурге в крестьянском поземельном банке.   Его   жена   тоже   состояла   на   службе:   была   стенографисткой   в Государственном Совете. Но звание действительного статского советника В.М. Вороновский   получил   не   за   свою   банковскую   деятельность,   а   за   книгу «Отечественная война 1812 года в пределах Смоленской губернии», которую он написал по поручению губернского земства. Свой труд богато иллюстрированный и прекрасно изданный преподнес Николаю  II  во время его визита в Смоленск летом   1912   года,   тем   самым   как   бы   заручившись   на   будущее   монаршей поддержкой.   Что   бы   там   ни   было,   но   умел   Вороновский   лоббировать   свои интересы. Например, когда на волостном сходе обсуждался вопрос, где строить Высшее начальное училище, и большинство собравшихся склонялись к тому, что место   этого   учебного   заведения   в   Юрах,   в   то   время   –   волостном   центре, Вороновский был категорически против такого решения. Он заявил, что  скорее волосы вырастут у него на ладонях, чем училище появится в Юрах. И выдвинул встречное предложение: строить на землях его имения – в Тростянке. Дальнейшие события показали: он добился своего.            В 1914 году в Тростянке заложили кирпичное одноэтажное здание начальной школы и двухэтажное здание ВНУ. Школу построили практически за одно лето. И в том заслуга Краснинского земства, выделившего нужные средства. Впрочем, если вспомнить, что В.М.Вороновский был не последним человеком в уездном земстве, можно с уверенностью занести такие темпы строительства в его актив.   Пока   достраивалось   двухэтажное   здание,   высшее   начальное   училище обосновалось в уже открытой начальной школе (занятия велись во вторую смену). А поскольку оно относилось к другому ведомству, то обязано было за аренду помещения   отапливать   всю   школу   и   содержать   технический   персонал. Двухэтажное здание ВНУ, которое распахнуло свои двери в 1917 году, обошлось казне в 87 тысяч рублей. Есть сведения, что возводилось оно под присмотром известного   смоленского   архитектора   Н.В.Запутряева.   Попечителями   учебного 12 заведения стали В.М.Вороновский и его жена. Это значило, что должны были они оказывать моральную поддержку и материальную помощь своему детищу. Но и здесь проявился характер Владимира Михайловича. Сохранился рассказ о том, как он, присутствуя на уроке (такой контроль вполне входил в его компетенцию), начал вмешиваться в учебный процесс. А это уже было нарушение всех норм. На что   ему   и   указал   учитель   русского   языка   Боровиков,   попросив   удалиться   из класса.   Но   Вороновский   все­таки   добился   выполнения   своих   требований,  т.к. считал их правомерными.   Как всякий землевладелец, В.М.Вороновский радел и за свои земли, иногда во вред крестьянам. Об этом до нас дошел вот такой рассказ: разрешил помещик своим крестьянам  использовать на дрова выкорчеванные деревья на  принадлежащем   ему   Торфяном   мху.   А   когда   курчи   были   собраны, В.М.Вороновский обратился к уряднику с заявлением о незаконном притязании на его имущество. Взмолились крестьяне: не губи, батюшка. Тем более, знали  они   суровый   нрав   своего   пана,   засадившего   в   тюрьму   уже   нескольких злоумышленников. Вороновский пообещал ходу делу не давать, если курчи будут свезены   в   соседнюю   деревню   Филлиповку,   где   обжигался   кирпич   для строительства   школы   и   училища.   Эти   дрова   там   оказались   очень   кстати. Вменялось Вороновскому в вину и то, что учебные заведения он построил на крестьянских   землях.   Хотя,   справедливости   ради,   стоит   заметить,   что фактически эти земли находились в его собственности, а местные жители брали их в аренду. Но обида у тростянцев осталась: раз решил строить, так нечего это делать за чужой счет. Тем более богатый земледелец (ему принадлежали земли деревень   Тростянка,   Поцелуево,   Прилепово,   Федорово,   Хотимля,   Собачевка, Мошевое, Лындовка, Даниловка), В.М. Вороновский имел достаточно место для реализации своих планов. Но счел необходимым построить учебные заведения поближе к центру собственных владений – деревне Тростянке. Именно там, за небольшой речкой, находилось его имение.  13 До сих пор одичавший уголок называют «Панской горой». О том, что некогда здесь находилась усадьба, свидетельствуют заросли сирени и шиповника, бывшего   когда­то   благородной   розой,   намеки   на   фундамент   барского   дома, который сто лет назад являл собой типичное усадебное строение хозяев среднего достатка:   первый   этаж   из   кирпича,   второй   –   деревянный.   Местные   мужики, подогреваемые   традиционной   легендой   о   засыпанном   под   домом   винным погребом,   который   год   тешат   себя   надеждой   отыскать­таки   заветный   клад   и употребить   его   по   назначению,  тем   самым   наказав   пана   за   его   коварство.   Из упомянутой   деревенской   летописи   следует,   что   В.М.   Вороновский   после революции уехал  за границу.            Нынче   в  рассказах   о   пане   Вороновском   даже   проскакивают   нотки сожаления: уехал во Францию, бросил своих крестьян на произвол судьбы,   вспоминают о том, что болел душой за народное просвещение. Все познается в сравнении.    Однако вернемся в школу, точнее в училище. В 1918 году здесь состоялся первый выпуск, затем высшее начальное училище стало  девятилеткой.  В 1938 году в результате пожара здание серьезно пострадало, но все же нашлись силы, чтобы его отреставрировать. Во время оккупации занятия в школе не прекращались ни на один день. А теперь прекратились. В 1997 году случился   пожар.   Правда,   пострадал   только   второй   этаж.   Но   здание   признали аварийным и отдали под магазин. Школу же перевели в соседнее Прилепово. И не потому, что проще было построить новое здание, чем отремонтировать старое. Просто рассудили: зачем трем десяткам школьников двухэтажные хоромы?       14 Просветительская деятельность В.М.Вороновского Будучи   столичным   жителем,   В.М.Вороновский   сохранял   тесные   связи   с родной губернией. К этому его побуждала и работа над книгой о войне 1812 года. Он прослыл активным просветителем и общественным деятелем, возглавлявшим литературно­драматическое  общество, писавшим  статьи, посвященные  русской литературе. Из  трудов  В.М. Вороновского,  предшествовавших   его  знаменитой книге,   можно   назвать   статьи,   опубликованные   в   журнале   гражданского   и уголовного права – «К истории земских ходатайств» и «Действия давности на межи генерального межевания»17. Именно он в январе 1911 года обратился в Смоленскую губернскую управу с   предложением   «поднять   вопрос   о   соответственном   участии   в   предстоящем 15 юбилее   отечественной   войны».    В  обращении  В.М.  Вороновский  написал:  «… Смоленская губерния не впускала и не выпускала из них неприятеля без упорного боя,   как   при   нашествии   его,   так   и   при   отступлении»17.  Возможно,   под впечатлением   этого   обращения   подготовка   труда   о   событиях   Отечественной войны была доверена именно ему. 19 января 1911 года Смоленское губернское земство   постановило   ознаменовать   столетний   юбилей   изданием   сборника материалов, а земская управа приняла решение: «Принять на счет Губернского Земства   издание   сборника   помянутых   материалов   и   ассигновать   для   сего   по смете   3000   рублей,   каковая   цифра   намечена   для   сего   группой   смолян, проживающих в С. Петербурге»18. 8   марта   1911   года   Вадим   Платонович   Энгельгардт,   один   из   членов Смоленского   комитета   содействия   чествования   1812   года,   написал:   «По­ видимому, дело с изданием сборника налаживается. После долгих настояний с нашей   стороны   В.М.Вороновский   согласился   взять   на   себя,   при   помощи   и сотрудничестве   других   лиц,   составление   сборника   и   всю   его   редакцию… Вороновский   увлекся   работой,  и   мы   полагаем,   что   он   исполнит   ее   хорошо   и красиво»19. В сентябре 1911 года «Смоленский вестник» сообщил: «…В.М.Вороновский   совместно   с   В.И.Грачевым   осматривали   путь отступления   русских   войск   к   Москве…   .   С   24   сентября   г.Вороновский предполагает   начать   исследование   пути   от   Смоленска   до   Красного   и   место битв…»20.   Впоследствии   в   слове   от   автора   к   юбилейному   изданию   Владимир Михайлович   выразил   благодарность   хранителю   древностей   смоленского   музея В.И.Грачеву за его содействие в ознакомлении со смоленской стариной. В своей работе над книгой В.М.Вороновский брал за основу материалы, извлеченные   из   смоленских   архивов   –   губернского   правления,   дворянского депутатского собрания, духовной консистории, из архива Правительствующего Сената, многих достоверных объемных трудов А.И.Михайловского­Данилевского 16 – бывшего адъютанта М.И.Кутузова, впоследствии члена Российской академии наук; М.И.Богдановича – автора многотомной «Истории Отечественной войны 1812 года по достоверным источникам»; Д.П.Бутурлина – «История нашествия императора   Наполеона   в   1812   году»   и   других.     К   оформлению   книги В.М.Вороновского   были   привлечены   лучшие   силы   иллюстраторов:   портреты генералов изготовлены в Военной галерее героев 1812 года; рисунки взяты из альбомов выдающихся художников, некоторые с подлинных акварелей; карты и схемы сделаны военным топографом Андриановым В.Н.   4 августа  1912 года В.М.Вороновский зачитал фрагменты из своей книги о смоленском ополчении на торжественном заседании, посвященном 100­летию сражения под Смоленском21. В те дни Смоленск готовился встретить августейшее семейство – императора Николая II с супругой и детьми. Право быть представленными царю оспаривали известные дворянские фамилии губернии. Председатель   земской   управы   А.М.Тухачевский   20   августа   1912   года написал,   что   «в   состав   депутации   для   поднесения   Его   Величеству   изданной Губернским   Земством   книги   «Отечественная   война   1812   года   в   пределах Смоленской   губернии»  войдут:   председатель   Смоленской   губернской   земской управы коллежский советник А.М.Тухачевский; автор выше упомянутой книги статский   советник   В.М.Вороновский;   Смоленский   губернский   председатель дворянства   князь   В.М.Урусов   и   городской   голова   г.Смоленска   титулярный советник Б.П.Рачинский» 22.  На   встрече,   состоявшейся   31   августа   1912   года   в   зале   Смоленского дворянского собрания, В.М. Вороновский вручил юбилейное подарочное издание императору Николаю II, отметив, что изданная смоленским земством книга – это «летописный   памятник   отечества   героям».   С   высочайшего   позволения   автор преподнес сокращенный вариант книги царевичу Алексею23. За эту книгу В.М. Вороновский получил звание действительного статского советника – чин, равный генеральскому. Это событие впоследствии помогло ему 17 добиться отмены решения о строительстве школы в Юрах, где жили и работали волостные власти, где уже имелась начальная школа, и в 1914 году построить ее в своем имении – в Тростянке. О дальнейшей судьбе автора фундаментального труда известно немного. В октябре   того   же   года   Владимир   Михайлович   был   избран   выборщиком   в Смоленское   губернское   избирательное   собрание   по   выборам   членов Государственной  Думы.  В  Петербурге   состоял   членом  Совета     крестьянского Поземельного банка. Примечания: 1. Будаев Д.И. Историки Смоленска XVIII ­ начала  XXвв. Спецкурс по краевой  историографии. Смоленск. 1993. С. 107. 2. Здесь и далее даты указаны по старому стилю. Государственный архив  Смоленской области (ГАСО). Ф.1. Оп.6 (1896). Д.46. Л.18. 1. Список дворянских родов, внесенных в родословные дворянские книги  Смоленской губернии. Смоленск. Издание Смоленского дворянского депутатского  собрания. 1897. С.10. 3. ГАСО. Ф.6. Оп.1.Д.159. Л.3; Д.89. Л.16. 4. Там же. Оп. 1. Д.86. Л.280. 5. ГАСО. Ф.377. Оп.1 (1839). Д.101.  6. Виноградов И.П. Двадцатипятилетие Александровской гимназии  Смоленского земства в г.Вязьме (1869­1894). Историческая записка. Вязьма. 1894.  С.126. 7. ГАСО. Ф.6. Оп.1. Д.119. Л.150. 8. Там же. Ф.1. Оп.7 (1889). Д.508. Л.120, 147. 9. Там же. Ф.1. Оп.6 (1896). Д.46. Л.18.Справочная книжка Смоленской  губернии на 1892 год. Смоленск. Издание Смоленского губернского статистического  комитета. Губернская Типография.1892. С.112. 18 10. Справочная книжка Смоленской губернии на 1894 год. Смоленск. Издание  Смоленского губернского статистического комитета. Губернская Типография.1894.  С.34, 113. 11. ГАСО. Ф.377. Оп.1. Д.12 (1895). Л.8. 12. Там же. Ф.1. Оп.6 (1896). Д.46. Л.18. 13. Там же. Ф.7. Оп.4 (1905). Д.203. Л.42. 14. Там же. Ф.7. Оп.3 (1905). Д.13. Л.182,190. 15. Виноградов И.П. Указ. Соч. С.147; «Смоленский вестник». 13.02. 1902.№36. 16. Грачев В.И. Смоленск и его губерния в 1812 году. Юбилейное издание  (1812­1912). Смоленск. 1912. С.287; Вороновский В.М. Отечественная война в  пределах Смоленской губернии. 1812­1912. Юбилейное издание Смоленского  губернского земства. С.­Петербург. 1912. С.5­6. 17. ГАСО. Ф.7. Оп.3 (1910). Д.175. Л.12,18­19. 18. «Смоленский вестник». 1911. 25 сентября. №211. 19. ГАСО. Ф.52. Оп.1. Д.109. Л.1, 11. 20. ГАСО. Ф.7. Оп.3 (1910). Л.181. 21. ГАСО. Ф.1. Оп.8 (1912). Д.676. Л.5. 22. Грачев В.И. Пребывание их императорских величеств государя императора  Николая II, государыни императрицы Александры Федоровны и их августейшего  семейства в г. Смоленске. Смоленск. 1914. С.28­29. Заключение Знакомясь с жизнью и просветительской деятельностью В.М.Вороновского, нам удалось изучить и проанализировать научную и научно­популярную литературу о нем, поработать с архивными документами.  19 Раскрыты причинно­следственные связи: старательность, стремление к знаниям в гимназии и университете, а также работоспособность сделали В.М.Вороновского известным в России. Обосновано   предположение:   труд,   кропотливая   и   каждодневная   работа приводят к успеху. Выявлена совокупность черт В.М. Вороновского — человека и общественного деятеля. Несмотря на то, что минул век со дня издания, труд В.М. Вороновского до сих пор востребован, а высказывание профессора Д.И. Будаева о книге, как о крупном явлении в историко­краеведческой литературе, так же актуально, как и то, что более полного освещения событий того времени на Смоленской земле до сих пор не появилось. Проводя   исследовательскую   работу,   мы   держали   тесную   связь   с Государственным   архивом   Смоленской   области,   в   частности,   с   главным специалистом   Ириной   Николаевной   Лышковской;   Починковским   историко­ краеведческим   музеем   во   главе   с   Мариной   Юрьевной   Луневой,   обмениваясь собранным материалом. Все архивные документы областного архива мы передали в фонд районного музея, в котором к 200­летию Отечественной войны   в отделе «Знаменитые   люди   Смоленщины»   открыли   экспозицию   о   нашем   земляке   В.М. Вороновском, благодаря которому и была основана Тростянская школа. В сборе материалов   к   биографии   В.М.   Вороновского   неоценимую   помощь   оказал смоленский краевед Степченков Леонид Леонидович. На этом наше исследование не заканчивается: предстоит собрать материал о братьях и сестрах   В.М.Вороновского, о судьбе его сына; дождаться ответа из архивов     гг.   Москвы   и   Санкт­Петербурга,   куда   были   посланы   запросы   об имеющейся у них информации о семье В.М. Вороновского. Литература  20 1. Архивные документы фондов ОГУ  ГАСО о жизни и деятельности  В.М.Вороновского. 2. Архивные документы фондов ЦГИА СПб. и  ГОУ «СПбГПУ». 3. А.Лапикова. Деревня Тростянка. Необычная история обычной деревни. Ж.  «Край Смоленский», январь 2009г., №1, с.3­7.  4. А.Лапикова. Мир хижинам – война дворцам. Ж. «Пчела» ­ Смоленск: №10  2007г., с.48 – 50. 5. И.Н.Лышковская. При воспоминании великих событий… . Ж. «Край  Смоленский», июль 2008г., №7, с.3­17. 6.  Край Смоленский. Гуманитарный научно­популярный литературно ­  художественный журнал. 2008. № 7. С. 3 – 17. 7. Материалы III Всероссийской научной конференции. 1812 год: война и мир. –  «Свиток», 2012. 8. Н.Минченкова. История моей школы. Районная газета «Сельская новь»,  03.12.2002. С.2. 9. В.Д.Савченков. Персоналии. Краткая энциклопедия. ООО «Десногорск», 2009. 21 Приложение 22 23 24

Творческий проект по краеведению на тему "ВОЗРОЖДЕННЫЕ ИМЕНА..."

Творческий проект по краеведению на тему "ВОЗРОЖДЕННЫЕ ИМЕНА..."

Творческий проект по краеведению на тему "ВОЗРОЖДЕННЫЕ ИМЕНА..."

Творческий проект по краеведению на тему "ВОЗРОЖДЕННЫЕ ИМЕНА..."

Творческий проект по краеведению на тему "ВОЗРОЖДЕННЫЕ ИМЕНА..."

Творческий проект по краеведению на тему "ВОЗРОЖДЕННЫЕ ИМЕНА..."

Творческий проект по краеведению на тему "ВОЗРОЖДЕННЫЕ ИМЕНА..."

Творческий проект по краеведению на тему "ВОЗРОЖДЕННЫЕ ИМЕНА..."

Творческий проект по краеведению на тему "ВОЗРОЖДЕННЫЕ ИМЕНА..."

Творческий проект по краеведению на тему "ВОЗРОЖДЕННЫЕ ИМЕНА..."

Творческий проект по краеведению на тему "ВОЗРОЖДЕННЫЕ ИМЕНА..."

Творческий проект по краеведению на тему "ВОЗРОЖДЕННЫЕ ИМЕНА..."

Творческий проект по краеведению на тему "ВОЗРОЖДЕННЫЕ ИМЕНА..."

Творческий проект по краеведению на тему "ВОЗРОЖДЕННЫЕ ИМЕНА..."

Творческий проект по краеведению на тему "ВОЗРОЖДЕННЫЕ ИМЕНА..."

Творческий проект по краеведению на тему "ВОЗРОЖДЕННЫЕ ИМЕНА..."

Творческий проект по краеведению на тему "ВОЗРОЖДЕННЫЕ ИМЕНА..."

Творческий проект по краеведению на тему "ВОЗРОЖДЕННЫЕ ИМЕНА..."

Творческий проект по краеведению на тему "ВОЗРОЖДЕННЫЕ ИМЕНА..."

Творческий проект по краеведению на тему "ВОЗРОЖДЕННЫЕ ИМЕНА..."

Творческий проект по краеведению на тему "ВОЗРОЖДЕННЫЕ ИМЕНА..."

Творческий проект по краеведению на тему "ВОЗРОЖДЕННЫЕ ИМЕНА..."

Творческий проект по краеведению на тему "ВОЗРОЖДЕННЫЕ ИМЕНА..."

Творческий проект по краеведению на тему "ВОЗРОЖДЕННЫЕ ИМЕНА..."

Творческий проект по краеведению на тему "ВОЗРОЖДЕННЫЕ ИМЕНА..."

Творческий проект по краеведению на тему "ВОЗРОЖДЕННЫЕ ИМЕНА..."

Творческий проект по краеведению на тему "ВОЗРОЖДЕННЫЕ ИМЕНА..."

Творческий проект по краеведению на тему "ВОЗРОЖДЕННЫЕ ИМЕНА..."

Творческий проект по краеведению на тему "ВОЗРОЖДЕННЫЕ ИМЕНА..."

Творческий проект по краеведению на тему "ВОЗРОЖДЕННЫЕ ИМЕНА..."

Творческий проект по краеведению на тему "ВОЗРОЖДЕННЫЕ ИМЕНА..."

Творческий проект по краеведению на тему "ВОЗРОЖДЕННЫЕ ИМЕНА..."

Творческий проект по краеведению на тему "ВОЗРОЖДЕННЫЕ ИМЕНА..."

Творческий проект по краеведению на тему "ВОЗРОЖДЕННЫЕ ИМЕНА..."

Творческий проект по краеведению на тему "ВОЗРОЖДЕННЫЕ ИМЕНА..."

Творческий проект по краеведению на тему "ВОЗРОЖДЕННЫЕ ИМЕНА..."

Творческий проект по краеведению на тему "ВОЗРОЖДЕННЫЕ ИМЕНА..."

Творческий проект по краеведению на тему "ВОЗРОЖДЕННЫЕ ИМЕНА..."

Творческий проект по краеведению на тему "ВОЗРОЖДЕННЫЕ ИМЕНА..."

Творческий проект по краеведению на тему "ВОЗРОЖДЕННЫЕ ИМЕНА..."

Творческий проект по краеведению на тему "ВОЗРОЖДЕННЫЕ ИМЕНА..."

Творческий проект по краеведению на тему "ВОЗРОЖДЕННЫЕ ИМЕНА..."

Творческий проект по краеведению на тему "ВОЗРОЖДЕННЫЕ ИМЕНА..."

Творческий проект по краеведению на тему "ВОЗРОЖДЕННЫЕ ИМЕНА..."

Творческий проект по краеведению на тему "ВОЗРОЖДЕННЫЕ ИМЕНА..."

Творческий проект по краеведению на тему "ВОЗРОЖДЕННЫЕ ИМЕНА..."

Творческий проект по краеведению на тему "ВОЗРОЖДЕННЫЕ ИМЕНА..."

Творческий проект по краеведению на тему "ВОЗРОЖДЕННЫЕ ИМЕНА..."
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.03.2018