Творческий проект «Шахматное королевство в литературе»
Оценка 5
Исследовательские работы
docx
чтение
1 кл
10.12.2018
Проблема чтения сейчас самая острая в нашей стране. Как приобщить ребенка к чтению? Как научить добывать самостоятельно из книг необходимую информацию? Игра в шахматы с самого раннего возраста помогает расширить круг общения, возможность самовыражения, способствует развитию логики мышления, концентрации внимания, воспитанию воли. В литературе есть художественные произведения о шахматах, например,стихотворение Е. Ильина «Приключение пешки» . Нас очень заинтересовало, в каких еще рассказах и стихах авторы раскрывают тему этой интеллектуальной игры.
ПРОЕКТ.docx
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №4»
Творческий проект
«Шахматное королевство
в литературе»
Подготовили: Анисимов Андрей,
ученик 1 «Д» класса,
учитель начальных классов
Ильина Татьяна Владимировна, г. Ялуторовск
2015 г.
Актуальность.
В этом году много знаменательных событий отмечаем мы и все люди нашей страны. Одно
из них – 2015 год объявлен Годом литературы. Проблема чтения сейчас самая острая в
нашей стране. Как приобщить ребенка к чтению? Как научить добывать самостоятельно из
книг необходимую информацию? Многие посчитают, что в наш век век развития
компьютерных и других технических технологий, различного рода связей не актуально
говорить о книге, чтении. Книга должна войти в мир ребенка как можно раньше, обогатить
этот мир, сделать его интересным, полным необычайных открытий. Ребенок должен любить
книгу тянуться к ней. В книгах заключено особое очарование книги вызывают в нас
наслаждение, они разговаривают с нами, дают нам добрый совет, они становятся живыми
друзьями для нас. Актуальность решения этой проблемы очевидна. Чтобы воспитывать
читателя в ребенке, взрослый должен сам проявлять интерес к книге, понимать ее роль в
жизни человека.
В нашем классе некоторые дети любят играть в шахматы, поэтому на переменах мы с
удовольствием собираемся около шахматной доски. Игра в шахматы с самого раннего
возраста помогает расширить круг общения, возможность самовыражения, способствует
развитию логики мышления, концентрации внимания, воспитанию воли.
Этот интерес заметила наша классная руководительница и провела вместе с родителями
для нас мероприятие «Шахматы – это интеллектуальное времяпрепровождение». Мы
узнали, что в литературе есть художественные произведения о шахматах и познакомились
со стихотворением Е. Ильина «Приключение пешки» (приложение 1). Нас очень
заинтересовало, в каких еще рассказах и стихах авторы раскрывают тему этой
интеллектуальной игры.
Цели:
Создание у детей мотивации к чтению и занятиям шахматами, ознакомление с писателями и
поэтами, раскрывающими тему шахмат в художественных произведениях.
Задачи:
1. Изучить литературу, подобрать необходимый материал.
2. Оформить выставку литературных произведений о шахматах, составить каталог данных
книг и изготовить поделку..
3. Воспитывать интерес к книге и потребность в здоровом и интересном образе жизни.
Вид проекта: информационно познавательный, творческий.
Продолжительность: краткосрочный (3 недели). Участники проекта: дети 1 «Д» класса, классный руководитель, родители.
Предполагаемый результат:
Повышение интереса детей к чтению и художественной литературе.
Обогащение словаря, повышение уровня развития речи детей.
Формирование интереса к определенному виду спорта – шахматам.
Активное участие родителей в жизни школы, в совместной деятельности с классным
руководителем.
Этапы работы над проектом:
1 этап: Организационный
Определение темы проекта.
Формулировка цели и разбивка на веер задач. Ознакомление детей и родителей с
целями и задачами проекта
Составление плана основного этапа проекта. Подбор материала. Опрос детей
тестирование.
Принятие решения: осуществление проекта «Шахматное королевство в литературе».
2 этап: Практический
1. Развитие речи: «Приключение пешки», «В шахматном павильоне», «Удивительные
приключения шахматной доски», «Алиса в Зазеркалье».
2. Изготовление поделки «Шахматное королевство».
3. Рассматривание книг разных видов и жанров.
4. Беседы: «Берегите книгу», «Зачем нужны книги», «Шахматы – интеллектуальное
времяпрепровождение».
3 этап: Заключительный
В ходе реализации проекта поэтапно выполняются все пункты плана, анализируется
результаты Продукты проектной деятельности:
Выставка «Книжки о шахматной игре».
Составление каталога произведений, раскрывающих тему шахмат для детей
(Приложение 2)
Творческая мастерская «Рукам работа – сердцу радость».
Презентация проекта.
Результаты исследования. Проведя опрос 28 одноклассников, мы получили данные, что в
классе играют в шахматы 7 человек, из них 2 ходят на шахматы в спортивную секцию. 11
хотели бы научиться играть в шахматы, 4 – не хотят совсем, а 6 ответили – не знаю. Мы
составили вопросы теста и варианты ответов, провели его и сопоставили результаты со
своими наблюдениями.
Выводы:
1. Ученики, играющие в шахматы, больше успевают по точным предметам, усидчивы.
2. Ученики, которые хотели бы научиться играть в шахматы, учатся хорошо,
любознательны, но более подвижны.
3. Те, кто ответил «не знаю» – учатся хорошо, но им не хватает целеустремленности,
решительности.
4. А ученики, которые ответили «не хочу» – хорошо учатся по гуманитарным предметам, а
точные даются сложнее.
5. Произведения, раскрывающие тему шахмат, оказались для большинства учеников
неизвестными.
Проведенный опрос ребят, посещающих секцию шахмат, показал, что они преуспевают в
математике, усидчивы, целеустремленные, умеющие концентрировать свое внимание.
Задавая им вопрос: «Что тебе нравится больше, математика или литература?» Ответ –
математика.
Данный интерес к шахматам поможет увеличить интерес и к чтению литературных
произведений, в которых авторы затрагивают тему шахмат. Был составлен каталог данных
произведений и роздан каждому ученику класса для домашней библиотеки. Эффективность проекта
ДЕТЯМ:
Реализация проекта позволила
улучшить эмоциональное и психофизическое состояние здоровья;
расширить кругозор;
приблизиться к историческому наследию достижений спортсменов своей Родины;
повысить интерес к чтению, игре в шахматы, которая помогает стать более
уверенными в себе, целеустремленными;
развить умение рассуждать, выдвигать объяснения, концентрировать внимание;
РОДИТЕЛЯМ:
улучшить психологический климат в семье, на основе формирования единства
интересов, всех ее членов;
повысить заинтересованность членов семьи к чтению, игре в шахматы в условиях
семейной педагогики;
приобщать своих детей к семейному чтению, занятиям спортом. Приложение 2
Перечень произведений художественной литературы о шахматах и шахматистах
Перечень стихотворений
Берестов В. В шахматном павильоне.
Берестов В. Турнир.
Ильин Е. Демонстратор//Ильин Е. Гамбит Пегаса.– М.: ФиС, 1981.
Ильин Е. Приключения Пешки.– М.: ФиС, 1975.
Ильин Е. Средневековая легенда//Ильин Е. Гамбит Пегаса– М.: ФиС, 1981.
Квитко Л. Турнир.
Никитин В. Чья армия сильней? — Красноярск, 1977
Сухин И. Волшебная игра//Сухин И. Приключения в Шахматной стране.— М.:
Педагогика, 1991.
Перечень сказок и рассказов
Сухин И. Котятахвастунишки. М,
Сухин И. Лена, Оля и БабаЯга.
Сухин И. Удивительные превращения деревянного кругляка//Сухин И. Книга
выручалочка по внеклассному чтению.– М.: Издательство фирмы ACT, 1993.
Сухин И Удивительные приключения шахматной доски.
Сухин И. Чернобелая магия Ущелья Великанов//Сухин И. «Книгавыручалочка по
внеклассному чтению. Вып.. 2.– М.: Новая школа, 1994.
Сухин И Шахматная сказка/УСухин И. Приключения в Шахматной стране.– М.:
Педагогика, 1991.
Аматуни П. Королевство Восемью Восемь//Аматуни П. Чао.– РостовнаДону, 1989.
Гришин В., Осипов Н. В гостях у Короля//Гришин В. Осипов Н. Малыши открывают
спорт.– М.: Педагогика, 1978
Добрыня, посол князя Владимира (былина).
Драгунский В. Шляпа гроссмейстера.
Ильин Е. В стране деревянных королей.– М.: Малыш, 1982.
Кумма Л., Рунге С. Шахматный Король//Кума А., Рунге С. Ленивый Вареник.– М.:
Советская Россия, 1970.
Медведев В. Как капитан Сорвиголова чуть не стал чемпионом, или Фосфорический
мальчик.
Молодцу и семидесяти искусств мало (узбекская сказка, в сборнике «Музыка
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
кудесница».— М.: Музыка, 1987).
Остер Г. Полезная девчонка.
15. 16.
17.
18.
19.
20.
Пермяк Е. Вечный Король.
Сендюков С. Королевство в белую клетку.– М.: Малыш, 1973.
Сухин И. О злой волшебнице, драконе и Паламеде.
Тихомиров О. Чемпион Гога Ренкин//Тихомнров О. Трус не играет в хоккей.– М.:
Детская литература, 1987.
Шаров Л. Сказка о настоящих слонах//Шаров А. Малыш Стрела –Победитель
Океанов.– М.: Детская литература, 1976.
Перечень повестей и романов для детей
Булычев К. Сто лет тому вперед.
Велтистов Е. Победитель невозможного.
Кассиль Л. Кондуит и Швамбрания.
Крапивин В. Тайна пирамид.
Кэрролл Л. Алиса в Зазеркалье.
Лагин Л. Старик Хоттабыч.
Надь К. Заколдованная школа
Носов Н. Витя Малеев в школе и дома.
Носов Н. Незнайка в Солнечном городе.
Рабле Ф. Гаргантюа и Пантагрюэль.
Раскатов М. Пропавшая буква.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12. Семенов А. ЯбедаКорябеда и ее проделки.
13. Сухин И. Чудеса Страны Грез.
14.
15. Чжан Тяньи. Секрет драгоценной тыквы.
16. Чеповецкий Е. Приключения шахматного солдата Пешкина.
Томин Ю. Шел по городу волшебник. Приложение 1
Приключения пешки
Зовется Шахматной страной
Двухцветная страна,
Ведётся в ней упорный бой –
Двухцветная война
Там обе армии смелы,
Борьбой увлечены,
В одной из них бойцы белы,
В другой бойцы черны.
Но разве цвет всего важней?
Выигрывает бой
Тот, кто решительней, умней,
Вот там закон какой!
…Когда друзья стеной стоят,
Попробуй Пешку съешька!
Плечо к плечу сомкнул отряд,
И браво смотрит Пешка.
Но дан приказ оставить строй
И в путь отправиться одной.
...Вдруг скачет Конь навстречу ей,
Он шею выгнул грозно:
Эй, уходи с моих полей!
Назад, пока не поздно!
Не то сшибу и расшибу!
Но Пешка, не робея,
Вступила с недругом в борьбу
Хоть и была слабее.
Конь – на дыбы! А Пешка – шасть –
Под ним и проскочила!
Вновь хочет чёрный Конь напасть,
Да только в Пешку не попасть,
Ведь ловкость – тоже сила!
И Пешка вновь чеканит шаг,
Чтоб выполнить приказ.
И Пешке новый страшный враг
Грозит на этот раз.
Ладья, тяжёлая как танк,
Грохочет на ходу: Ах так! ах так! ах так! ах так!
Сейчас каааак нападу!
У белой Пешки звон в ушах
От грохота и гула,
Но Пешка вмиг смекнула:
«Неповоротлива Ладья,
Сойду с её дороги я».
Но на войне дремать нельзя –
Будь начеку всегда!
Малышке Пешке от Ферзя
Теперь грозит беда.
Ферзь озирается кругом,
А Пешка – вот она:
За чёрным спряталась Слоном,
Глядит изза Слона.
Сумела Пешка проскользнуть
И к цели подойти.
Но кто там преграждает путь,
Кто вырос на пути?
Хотела крикнуть Пешка: «Эй!
Пройтика мне позволь!»
Да поняла, что перед ней
Сам вражеский Король.
У Короля тяжёл замах –
Прихлопнет, словно моль…
Но закричала Пешка: «Шах!
Спасайся ты, Король!
Твою я одолела рать».
Король поверил – и бежать.
Смешно бежал, толстяк!
Да, Пешка не была сильна,
Зато была смела.
По Шахматной стране она
Из края в край прошла.
Теперь уж Пешкой рядовой
Не оставаться ей:
Фигурой может стать любой –
Конём, Слоном, Ферзём, Ладьёй –
И снова в бой смелей! Ильин Е
Творческий проект «Шахматное королевство в литературе»
Творческий проект «Шахматное королевство в литературе»
Творческий проект «Шахматное королевство в литературе»
Творческий проект «Шахматное королевство в литературе»
Творческий проект «Шахматное королевство в литературе»
Творческий проект «Шахматное королевство в литературе»
Творческий проект «Шахматное королевство в литературе»
Творческий проект «Шахматное королевство в литературе»
Творческий проект «Шахматное королевство в литературе»
Творческий проект «Шахматное королевство в литературе»
Творческий проект «Шахматное королевство в литературе»
Творческий проект «Шахматное королевство в литературе»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.