Творческий проект «Шахматное королевство в литературе»
Оценка 5

Творческий проект «Шахматное королевство в литературе»

Оценка 5
Исследовательские работы
docx
чтение
1 кл
10.12.2018
Творческий проект «Шахматное королевство в литературе»
Проблема чтения сейчас самая острая в нашей стране. Как приобщить ребенка к чтению? Как научить добывать самостоятельно из книг необходимую информацию? Игра в шахматы с самого раннего возраста помогает расширить круг общения, возможность самовыражения, способствует развитию логики мышления, концентрации внимания, воспитанию воли. В литературе есть художественные произведения о шахматах, например,стихотворение Е. Ильина «Приключение пешки» . Нас очень заинтересовало, в каких еще рассказах и стихах авторы раскрывают тему этой интеллектуальной игры.
ПРОЕКТ.docx
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №4» Творческий проект «Шахматное королевство  в литературе»                                   Подготовили: Анисимов Андрей,                                                                                         ученик 1 «Д» класса,                                                                                    учитель начальных классов Ильина Татьяна Владимировна, г. Ялуторовск 2015 г. Актуальность.      В этом году много знаменательных событий отмечаем мы и все люди нашей страны. Одно из них – 2015 год объявлен Годом литературы.  Проблема чтения сейчас самая острая в нашей стране. Как приобщить ребенка к чтению? Как научить добывать самостоятельно из книг   необходимую   информацию?   Многие   посчитают,   что   в   наш   век   ­   век   развития компьютерных   и  других   технических   технологий,  различного   рода   связей   не   актуально говорить о книге, чтении. Книга должна войти в мир ребенка как можно раньше, обогатить этот мир, сделать его интересным, полным необычайных открытий. Ребенок должен любить книгу   тянуться   к   ней.   В   книгах   заключено   особое   очарование   книги   вызывают   в   нас наслаждение, они разговаривают с нами, дают нам добрый совет, они становятся живыми друзьями для нас. Актуальность решения этой проблемы очевидна. Чтобы воспитывать читателя в ребенке, взрослый должен сам проявлять интерес к книге, понимать ее роль в жизни человека.       В нашем классе некоторые дети любят играть в шахматы, поэтому на переменах мы с удовольствием   собираемся   около   шахматной   доски.  Игра   в  шахматы   с  самого   раннего возраста помогает расширить круг общения, возможность самовыражения, способствует развитию логики мышления, концентрации внимания, воспитанию воли.      Этот интерес заметила наша классная руководительница и провела вместе с родителями для нас мероприятие «Шахматы – это интеллектуальное времяпрепровождение». Мы узнали, что в литературе есть художественные произведения о шахматах и познакомились со   стихотворением   Е.   Ильина   «Приключение   пешки»   (приложение   1).   Нас   очень заинтересовало,   в   каких   еще   рассказах   и   стихах   авторы   раскрывают   тему   этой интеллектуальной игры. Цели: Создание у детей мотивации к чтению и занятиям шахматами, ознакомление с писателями и поэтами, раскрывающими тему шахмат в художественных произведениях. Задачи: 1. Изучить литературу, подобрать необходимый материал. 2. Оформить выставку литературных произведений о шахматах, составить каталог данных книг и изготовить поделку.. 3. Воспитывать интерес к книге и потребность в здоровом и интересном образе жизни. Вид проекта: информационно ­ познавательный, творческий. Продолжительность: краткосрочный (3 недели). Участники проекта: дети 1 «Д» класса, классный руководитель, родители. Предполагаемый результат:  Повышение интереса детей к чтению и художественной литературе.  Обогащение словаря, повышение уровня развития речи детей.  Формирование интереса к определенному виду спорта – шахматам.  Активное участие родителей в жизни школы, в совместной деятельности с классным  руководителем. Этапы работы над проектом: 1 этап:   Организационный  Определение темы проекта.  Формулировка цели и разбивка на веер задач. Ознакомление детей и родителей с  целями и задачами проекта  Составление плана основного этапа проекта. Подбор материала. Опрос детей ­  тестирование.  Принятие решения: осуществление проекта «Шахматное королевство в литературе». 2 этап:   Практический 1.  Развитие речи: «Приключение пешки», «В шахматном павильоне», «Удивительные  приключения шахматной доски», «Алиса в Зазеркалье». 2. Изготовление поделки «Шахматное королевство». 3. Рассматривание книг разных видов и жанров. 4. Беседы: «Берегите книгу», «Зачем нужны книги», «Шахматы – интеллектуальное  времяпрепровождение». 3 этап:    Заключительный В ходе реализации проекта поэтапно выполняются все пункты плана, анализируется  результаты Продукты проектной деятельности:  Выставка «Книжки о шахматной игре».  Составление каталога произведений, раскрывающих тему шахмат для детей  (Приложение 2)  Творческая мастерская «Рукам работа – сердцу радость».  Презентация проекта. Результаты исследования. Проведя опрос 28 одноклассников, мы получили данные, что в  классе играют в шахматы 7 человек, из них 2 ходят на шахматы в спортивную секцию. 11­  хотели бы научиться играть в шахматы, 4 – не хотят совсем, а 6 ответили – не знаю. Мы  составили вопросы теста и варианты ответов, провели его и сопоставили результаты со  своими наблюдениями. Выводы: 1. Ученики, играющие в шахматы, больше успевают по точным предметам, усидчивы. 2. Ученики, которые хотели бы научиться играть в шахматы, учатся хорошо,  любознательны, но более подвижны. 3. Те, кто ответил «не знаю» – учатся хорошо, но им не хватает целеустремленности,  решительности. 4. А ученики, которые ответили «не хочу» – хорошо учатся по гуманитарным предметам, а  точные даются сложнее. 5. Произведения, раскрывающие тему шахмат, оказались для большинства учеников  неизвестными. Проведенный опрос ребят, посещающих секцию шахмат, показал, что они преуспевают в  математике, усидчивы, целеустремленные, умеющие концентрировать свое внимание.  Задавая им вопрос: «Что тебе нравится больше, математика или литература?» Ответ –  математика. Данный интерес к шахматам поможет увеличить интерес и к чтению литературных  произведений, в которых авторы затрагивают тему шахмат. Был составлен каталог данных  произведений и роздан каждому ученику класса для домашней библиотеки. Эффективность проекта  ДЕТЯМ: Реализация проекта позволила  улучшить эмоциональное и психофизическое состояние здоровья;  расширить кругозор;  приблизиться к историческому наследию достижений спортсменов своей Родины;  повысить   интерес   к   чтению,   игре   в   шахматы,   которая   помогает   стать   более  уверенными в себе, целеустремленными;  развить умение рассуждать, выдвигать объяснения, концентрировать внимание; РОДИТЕЛЯМ:  улучшить   психологический   климат   в   семье,   на   основе   формирования   единства интересов, всех ее членов;  повысить заинтересованность членов семьи к чтению, игре в шахматы в условиях семейной педагогики;  приобщать своих детей к семейному чтению, занятиям спортом. Приложение 2 Перечень произведений художественной литературы о шахматах и шахматистах Перечень стихотворений Берестов В. В шахматном павильоне. Берестов В. Турнир. Ильин Е. Демонстратор//Ильин Е. Гамбит Пегаса.– М.: ФиС, 1981. Ильин Е. Приключения Пешки.– М.: ФиС, 1975. Ильин Е. Средневековая легенда//Ильин Е. Гамбит Пегаса– М.: ФиС, 1981. Квитко Л. Турнир. Никитин В. Чья армия сильней? — Красноярск, 1977 Сухин И. Волшебная игра//Сухин И. Приключения в Шахматной стране.— М.:  Педагогика, 1991. Перечень сказок и рассказов Сухин И. Котята­хвастунишки. М, Сухин И. Лена, Оля и Баба­Яга. Сухин И. Удивительные превращения деревянного кругляка//Сухин И. Книга­ выручалочка по внеклассному чтению.– М.: Издательство фирмы ACT, 1993. Сухин И Удивительные приключения шахматной доски. Сухин И. Черно­белая магия Ущелья Великанов//Сухин И. «Книга­выручалочка по  внеклассному чтению. Вып.. 2.– М.: Новая школа, 1994. Сухин И Шахматная сказка/УСухин И. Приключения в Шахматной стране.– М.:  Педагогика, 1991. Аматуни П. Королевство Восемью Восемь//Аматуни П. Чао.– Ростов­на­Дону, 1989. Гришин В., Осипов Н. В гостях у Короля//Гришин В. Осипов Н. Малыши открывают  спорт.– М.: Педагогика, 1978 Добрыня, посол князя Владимира (былина). Драгунский В. Шляпа гроссмейстера. Ильин Е. В стране деревянных королей.– М.: Малыш, 1982. Кумма Л., Рунге С. Шахматный Король//Кума А., Рунге С. Ленивый Вареник.– М.:  Советская Россия, 1970. Медведев В. Как капитан Сорви­голова чуть не стал чемпионом, или Фосфорический  мальчик. Молодцу и семидесяти искусств мало (узбекская сказка, в сборнике «Музыка­ 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. кудесница».— М.: Музыка, 1987). Остер Г. Полезная девчонка. 15. 16. 17. 18. 19. 20. Пермяк Е. Вечный Король. Сендюков С. Королевство в белую клетку.– М.: Малыш, 1973. Сухин И. О злой волшебнице, драконе и Паламеде. Тихомиров О. Чемпион Гога Ренкин//Тихомнров О. Трус не играет в хоккей.– М.:  Детская литература, 1987. Шаров Л. Сказка о настоящих слонах//Шаров А. Малыш Стрела –Победитель  Океанов.– М.: Детская литература, 1976. Перечень повестей и романов для детей Булычев К. Сто лет тому вперед. Велтистов Е. Победитель невозможного. Кассиль Л. Кондуит и Швамбрания. Крапивин В. Тайна пирамид. Кэрролл Л. Алиса в Зазеркалье. Лагин Л. Старик Хоттабыч. Надь К. Заколдованная школа Носов Н. Витя Малеев в школе и дома. Носов Н. Незнайка в Солнечном городе. Рабле Ф. Гаргантюа и Пантагрюэль.  Раскатов М. Пропавшая буква. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. Семенов А. Ябеда­Корябеда и ее проделки.  13. Сухин И. Чудеса Страны Грез. 14. 15. Чжан Тянь­и. Секрет драгоценной тыквы. 16. Чеповецкий Е. Приключения шахматного солдата Пешкина. Томин Ю. Шел по городу волшебник. Приложение 1 Приключения пешки Зовется Шахматной страной Двухцветная страна, Ведётся в ней упорный бой – Двухцветная война Там обе армии смелы, Борьбой увлечены, В одной из них бойцы белы, В другой бойцы черны. Но разве цвет всего важней? Выигрывает бой Тот, кто решительней, умней, Вот там закон какой! …Когда друзья стеной стоят, Попробуй Пешку съешь­ка! Плечо к плечу сомкнул отряд, И браво смотрит Пешка. Но дан приказ оставить строй И в путь отправиться одной. ...Вдруг скачет Конь навстречу ей, Он шею выгнул грозно: ­ Эй, уходи с моих полей! Назад, пока не поздно! Не то сшибу и расшибу! Но Пешка, не робея, Вступила с недругом в борьбу Хоть и была слабее. Конь – на дыбы! А Пешка – шасть – Под ним и проскочила! Вновь хочет чёрный Конь напасть, Да только в Пешку не попасть, Ведь ловкость – тоже сила! И Пешка вновь чеканит шаг, Чтоб выполнить приказ. И Пешке новый страшный враг Грозит на этот раз. Ладья, тяжёлая как танк, Грохочет на ходу: ­ Ах так! ах так! ах так! ах так! Сейчас каааак нападу! У белой Пешки звон в ушах От грохота и гула, Но Пешка вмиг смекнула: «Неповоротлива Ладья, Сойду с её дороги я». Но на войне дремать нельзя – Будь начеку всегда! Малышке Пешке от Ферзя Теперь грозит беда. Ферзь озирается кругом, А Пешка – вот она: За чёрным спряталась Слоном, Глядит из­за Слона. Сумела Пешка проскользнуть И к цели подойти. Но кто там преграждает путь, Кто вырос на пути? Хотела крикнуть Пешка: «Эй! Пройти­ка мне позволь!» ­ Да поняла, что перед ней Сам вражеский Король. У Короля тяжёл замах – Прихлопнет, словно моль… Но закричала Пешка: «Шах! Спасайся ты, Король! Твою я одолела рать». Король поверил – и бежать. Смешно бежал, толстяк! Да, Пешка не была сильна, Зато была смела. По Шахматной стране она Из края в край прошла. Теперь уж Пешкой рядовой Не оставаться ей: Фигурой может стать любой – Конём, Слоном, Ферзём, Ладьёй – И снова в бой смелей! Ильин Е

Творческий проект «Шахматное королевство в литературе»

Творческий проект «Шахматное королевство в литературе»

Творческий проект «Шахматное королевство в литературе»

Творческий проект «Шахматное королевство в литературе»

Творческий проект «Шахматное королевство в литературе»

Творческий проект «Шахматное королевство в литературе»

Творческий проект «Шахматное королевство в литературе»

Творческий проект «Шахматное королевство в литературе»

Творческий проект «Шахматное королевство в литературе»

Творческий проект «Шахматное королевство в литературе»

Творческий проект «Шахматное королевство в литературе»

Творческий проект «Шахматное королевство в литературе»

Творческий проект «Шахматное королевство в литературе»

Творческий проект «Шахматное королевство в литературе»

Творческий проект «Шахматное королевство в литературе»

Творческий проект «Шахматное королевство в литературе»

Творческий проект «Шахматное королевство в литературе»

Творческий проект «Шахматное королевство в литературе»

Творческий проект «Шахматное королевство в литературе»

Творческий проект «Шахматное королевство в литературе»

Творческий проект «Шахматное королевство в литературе»

Творческий проект «Шахматное королевство в литературе»

Творческий проект «Шахматное королевство в литературе»

Творческий проект «Шахматное королевство в литературе»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.12.2018