Творческий проект учащегося по теме: "Характеристика дыхательной системы человека"
Оценка 4.8

Творческий проект учащегося по теме: "Характеристика дыхательной системы человека"

Оценка 4.8
Исследовательские работы
doc
биология
8 кл
30.03.2018
Творческий проект учащегося по теме: "Характеристика дыхательной системы человека"
Творческий проект учащегося по теме: "Характеристика дыхательной системы человека" содержит теоретический материал по анатомии дыхательной системы человека с описанием её составных частей их функций и значения для жизни человека. Далее в работе представлены рекомендации по профилактике простудных заболеваний с использованием комплекса упражнений дыхательной гимнастики.Творческий проект учащегося по теме: "Характеристика дыхательной системы человека" содержит теоретический материал по анатомии дыхательной системы человека с описанием её составных частей их функций и значения для жизни человека. Далее в работе представлены рекомендации по профилактике простудных заболеваний с использованием комплекса упражнений дыхательной гимнастики.
Характеристика дыхательной системы человека.doc
Содержание Стр. Введение .......................................................................................................3 1. Значение дыхания ....................................................................................4 2. Анатомия Дыхательной системы ……………………….……………..4 2.2. Воздухоносные пути …………………………..………….4 2.3. Легкие …………………………………………..…………6 3. Обмен газов в легких ……………………….…………………………..8 4. Дыхательный центр ………………..…….……………………………10 5. Дыхательные мышцы ………………..………………………………..11 6. Дыхательные движения ………………..…………..…………………11 7. Вычисление количества простудных заболеваний в Кадетской школе ………………………………….……….14 Заключение ………………………………………………………………16 Список литературы ………………….…………………………………..17 Приложение 1: «Комплекс упражнений дыхательной гимнастики по методу А.Стрельниковой» Приложение 2: «Презентация Power Point» 2 Введение Дыхание значит «жизнь». Эта фраза бесспорна и так глубоко сидит в нашем сознании, что редко напоминает о себе. Разве только устами доктора, который, приложив к груди пациента фонендоскоп, вдруг скажет: «Дышите, дышите, не дышите   ...».   Как   ­   не   дышать?   Вот   тут­то   и   понимаешь,   сколь   призрачно   все окружающее   тебя   благополучие,   если   не   хватает   сущего   пустяка   ­   капли атмосферного воздуха, наполненного живительным кислородом. И как все в мире относительно.  Без комфорта, без удовольствия, без любви человек худо ли бедно ли может протянуть всю жизнь. Без пищи, самой простой, ­ только несколько недель. Без воды ­ считанные дни. А без воздуха? Здесь счет идет уже на минуты.  Еще древнегреческий философ Анаксимен, наблюдая за дыханием животных и   человека,   считал   воздух   условием   и   первопричиной   жизни.   Великий   врач Древней   Греции   Гиппократ   называл   воздух   «пастбищем   жизни».   Хотя представление о воздухе как единственном условии существования всего живого и наивны, но они отражают понимание огромного значения воздуха для организма. Поэтому   для   реферата   я   выбрал   тему:   «Характеристика   дыхательной системы человека». Органы дыхания ­ это воздушные ворота в организм. Через них он сообщается с внешней средой, хотя они и являются внутренними органами. Цель   моей   работы   ­   охарактеризовать   органы   человека,   принимающие участие в процессе дыхания. Для реализации данной цели я поставил следующие задачи:    подобрать и изучить дополнительную литературу по теме; описать строение и функции органов дыхания человека; вычислить   количество   простудных   заболеваний   в   Кадетской школе за учебный год. 3 1. Значение дыхания Человек   дышит,   поглощая   из   внешней   среды   кислород   и   выделяя   в   нее углекислый газ. Каждой клетке в ткани любого органа необходима энергия. Ее источник   в   организме   ­   непрерывный   распад   и   окисление   органических соединений.   Так   как   в   процессах   окисления   участвует   кислород,   клетки нуждаются   в   постоянном   его   притоке.   В   результате   окисления   любых органических веществ образуются углекислый газ и вода, которые удаляются из организма. Снабжение   клеток   кислородом   и   удаление   из   них   углекислого   газа осуществляется кровью. Обмен газов между кровью и воздухом происходит в органах дыхания.  Систему   органов   дыхания   составляют   легкие,   расположенные   в   грудной полости   и   воздухоносные   пути:   носовая   полость,   носоглотка,   гортань,   трахея, бронхи. 2. Анатомия дыхательной системы человека Дыхательная система человека состоит из тканей и органов, обеспечивающих легочную вентиляцию и легочное дыхание. К воздухоносным путям относятся: нос,   полость   носа,   носоглотка,   гортань,   трахея,   бронхи   и   бронхиолы.   Легкие состоят из бронхиол и альвеолярных мешочков, а также из артерий, капилляров и вен легочного круга кровообращения. К элементам костно­мышечной системы, связанным   с   дыханием,   относятся   ребра,   межреберные   мышцы,   диафрагма   и вспомогательные дыхательные мышцы.  2.2 Воздухоносные пути Воздухоносные   пути   начинаются   носовой   полостью,   которая   наружу открывается   ноздрями.   Носовая   полость   разделяется   костно­хрящевой 4 перегородкой   на   правую   и   левую   половины.   В   каждой   из   них   находятся извилистые   носовые   ходы,   которые   увеличивают   внутреннюю   поверхность носовой полости. Слизистая оболочка, выстилающая носовую полость, обильно снабжена ресничками, кровеносными сосудами и железами, выделяющими слизь.  В полости носа на 1 квадратный сантиметр слизистой оболочки приходится около 150 желез. Слизистая оболочка носа обильно снабжена густоразветвленной сетью артерий и относительно широкими венами. Кровеносные сосуды слизистой оболочки, отдавая тепло, быстро нагревают воздух. Носовая слизь увлажняет его. Бактерии,   попавшие   вместе   с   воздухом,   обезвреживаются   блуждающими клетками   носовой   слизи.   Ритмичное   волнообразное   движение   ресничек направлено в сторону, противоположную движению   воздуха.   На   поверхности   ресничек   из   глубины   легких   и дыхательных  путей   перебрасываются   наружу   частицы   пыли,  отмершие  клетки, убитые бактерии и «прочий мусор». Если бы реснички не удаляли из дыхательных путей пыль, то за 70 лет в легких скопилось бы около 5 кг.  Из   носовой   полости   воздух   попадает   в   носоглотку,   а   затем   в   гортань. Гортань имеет вид воронки, стенки которой образованы несколькими подвижно соединяющимися   хрящами   и   прикрепленными   к   ним   мышцами   и   связками. Обеспечивает прохождение воздуха, защищает дыхательные пути от попадания пищи,   во   время   проглатывания   ее   вход   в   гортань   закрывается   хрящевым надгортанником. У детей и женщин две пластинки щитовидного хряща сходятся под тупым углом, а у мужчин ­ под прямым углом, образуя выступ (адамово яблоко). Длина гортани у мужчин в среднем 44 мм, у женщин ­ 36мм. Между хрящами гортани имеются слизистые складки ­ голосовые связки. Пространство между голосовыми связками называют голосовой щелью.  Когда человек молчит, голосовые связки расходятся и голосовая щель имеет вид   равнобедренного   треугольника.   При   разговоре,   пении   голосовые   связки смыкаются. Выдыхаемый воздух давит на складки, они начинают колебаться. Так рождается звук. Высота голоса человека связана с длиной голосовых связок. Чем короче голосовые связки, тем больше частота их колебаний и тем выше голос. У 5 женщин   голосовые   связки   короче,   чем   у   мужчин.   Вот   почему   женский   голос всегда выше. Голосовые связки могут совершать от 80 до 10000 колебаний в 1 сек. Окончательное   формирование   звуков   речи   человека   происходит   в   полостях глотки, носоглотки, рта и носа, при изменении положения языка, губ, нижней челюсти. Голосом человек может передать свои чувства и настроения: радость и гнев, нежность и угрозу, насмешку и ласку. Из гортани вдыхаемый воздух проходит в трахею, имеющую вид трубки без изгибов.  Ее   передняя   стенка   образована  16 ­ 20  полукольцами,  соединенными между  собой   связками   и  мышцами.  Задняя  мягкая   стенка   трахеи  прилегает   к пищеводу и не мешает прохождению пищи. Длина трахеи у человека 10 ­ 13см, диаметр 15 – 18мм. Трахея разветвляется на 2 бронха, которые входят в правое и левое легкие. У бронхов несколько предназначений. Во­первых, это проводящие пути,   по   которым   воздух   поступает   в   легкие:   в   бронхах   он   окончательно согревается и увлажняется. Во­вторых, воздух там очищается. Бронхи покрыты изнутри так называемым мерцательным эпителием, каждая клетка которого имеет своеобразную ресничку. Эти реснички «мерцают» ­ все время движутся и как бы подметают бронхи. Все инородные тела (пыль, сажа, микробы) оседают на слизистой оболочке бронхов и с помощью ресничек и кашля удаляются.  2.3 Легкие Легкие расположены в грудной полости. Состоят из долей ­ в правом легком три доли, в левом ­ две. Основу легких образуют бронхи и бронхиолы, которые переходят в альвеолярные ходы с альвеолами. Диаметр воздухоносных трубочек постепенно   уменьшается.   Концы   самых   мелких   бронхиальных   трубочек заканчиваются   гроздями   тонкостенных   легочных   пузырьков,   заполненных воздухом. Их стенки образованы одним слоем эпителиальных клеток и густо оплетены сеткой   капилляров.   Эпителиальные   клетки   пузырьков   выделяют   биологически 6 активные   вещества,   которые   в  виде   тонкой   пленки   выстилают   их   внутреннюю поверхность. Эта пленка поддерживает постоянный объем пузырьков и не дает им смыкаться.   Кроме   того,   вещества   пленки   обезвреживают   микроорганизмы, проникающие   в   легкие   с   воздухом.   «Отработанная»   пленка   выводится   через воздухоносные   пути   в   виде   мокроты   или   «переваривается»   легочными фагоцитами.  При   воспалении   легких,   туберкулезе   и   других   легочных   инфекционных заболеваниях  пленка   может   повреждаться,  легочные   пузырьки   слипаются   и  не могут   участвовать   в   газообмене.   У   курильщиков   пузырьки   теряют   свою эластичность и способность очищаться, пленка твердеет от ядов сигарет. Свежий воздух,   интенсивное   дыхание   при   физической   работе   и   занятия   спортом способствуют   обновлению   пленки,  выстилающей   легочные   пузырьки.  Легочные пузырьки   образуют   губчатую   массу,   которая   формирует   легкие.   Легкие заполняют   всю   грудную   полость,   за   исключением   места,   занятого   сердцем, кровеносными сосудами, воздухоносными путями и пищеводом. Легкие можно сравнить   с   виноградной   кистью,   где   веточки   представляют   собой   бронхи   и бронхиолы,   а   ягоды   ­   альвеолы.   Их   насчитывается   почти   300   млн.   Сюда   по многомиллионным  ходам поступает  вдыхаемый воздух. Альвеолы  увеличивают дыхательную поверхность легкого. При сильном вдохе альвеолы растягиваются и могут   покрыть   площадь   150   м2.   Это   в   75   раз   больше,   чем   поверхность   тела человека, которая равна 2м. Снаружи   каждое   легкое   покрыто   гладкой   блестящей   оболочкой   из соединительной ткани ­ легочной плеврой. Внутренняя стенка грудной полости выстлана   пристеночной   плеврой.   Находящаяся   между   ними   герметичная плевральная полость увлажнена и совсем не содержит воздуха. Поэтому легкие тесно   прижаты   к   стенке   грудной   полости   и   их   объем   всегда   изменяется   за изменением объема грудной полости.  7 3. Обмен газов в легких Мы вдыхаем атмосферный воздух. Он содержит 20,94% кислорода, 79,03 01о азота и разных инертных газов (аргон, неон, гелий и др.) и 0,03 % углекислого газа. Состав выдыхаемого воздуха уже иной: кислорода в нем 16,3%, углекислого газа ­ 4%, азота и других инертных газов ­ 79,7%. Если сопоставить эти цифры мы увидим,   что   в   легких   количество   кислорода   уменьшается,   а   углекислоты   ­ увеличивается.   Кислород   из   воздуха,   находящегося   в   альвеолах,   переходит   в кровь, а углекислота покидает кровь и переходит в альвеолярный воздух. Почему же происходит переход газов? Переход газов из окружающей среды в жидкость   и   из   жидкости   в   воздух   подчиняется   определенным   физическим законам.   Каждый   газ   растворяется   в   жидкости   в   зависимости   от   своего парциального давления (от латинского парц. ­ часть). Атмосферное   давление   равно  760   мм   рт.  ст.,  следовательно,  если   воздух оказывает давление, равное 760 мм рт. ст., то парциальное давление кислорода составят 20,94% от общего давления и будет равно 159 мм рт. ст. Парциальное давление азота и других инертных газов составит 79,03% атмосферного давления и будет равно 600,6 мм рт. ст. Углекислого газа содержится очень мало ­­ всего 0,03%. Поэтому и его парциальное давление будет приблизительно 0,2 мм рт. ст. Если   парциальное   давление   газа   в   окружающей   среде   выше,   чем   давление (напряжение) этого же газа в жидкости, то газ будет растворяться в жидкости, пока   не   установится   определенное   равновесие.   Если,   например,   парциальное давление кислорода в альвеолах будет выше, чем в протекающей венозной крови, то кислород из альвеолярного воздуха будет переходить в кровь. В силу того же закона, когда напряжение газа в жидкости выше, чем его парциальное давление в воздухе, газ из жидкости будет выходить в окружающий воздух,   пока   не   установится   относительное   равновесие.   Поэтому,   когда напряжение углекислого газа в венозной крови будет выше, чем в альвеолярном воздухе,   углекислый   газ   будет   переходить   из   венозной   крови   в   альвеолярный 8 воздух. Парциальное давление кислорода в альвеолярном воздухе составляет 110 мм рт. ст., а венозной крови ­ 44 мм рт. ст. Таким образом, имеется разность давления   в   70   мм   рт.   ст.;   этого   вполне   достаточно,   чтобы   кислород   мог переходить из альвеолярного воздуха в кровь. Потребность человека в кислороде равна 350 мл/мин; при физической работе она доходит до 5000 мл/мин. Ее можно полностью удовлетворить, если учесть, что разности в парциальном давлении в 1 мм рт. ст. достаточно, чтобы в кровь перешло 250 мл кислорода. Между тем разность между величиной парциального давления кислорода в альвеолярном воздухе и его напряжением в крови составляет 70 мм рт. ст. Это вполне удовлетворяет максимальные потребности организма. В   напряжении   углекислого   газа   в   крови   и   его   парциальном   давлении   в альвеолярном воздухе тоже есть достаточная разность. Она составляет 6­­7 мм рт. ст., что обеспечивает переход углекислого газа из крови в альвеолярный воздух. Кислород из легочных пузырьков проникает в кровь и вступает в химическое соединение с гемоглобином. Кровь из венозной превращается в артериальную. По легочным   венам   артериальная   кровь   поступает   в   левое   предсердие,   затем   ­   в левый желудочек и в большой круг кровообращения.  Из капилляров большого круга кровообращения кислород поступает в ткани. В   артериальной   крови   кислорода   больше,   чем   в   клетках,   поэтому   он   легко диффундирует в них и используется в окислительных процессах. Углекислый газ из   клеток   поступает   в   кровь.   Таким   образом,   в   тканях   органов   происходит превращение артериальной крови в венозную. Венозная кровь по венам большого круга кровообращения поступает в правое предсердие, затем в правый желудочек сердца, а оттуда ­ в легкие.  9 4. Дыхательный центр Человек   дышит   ритмично.   С   первого   и   до   последнего   часа   жизни   ритм дыхания   у   него   не   нарушается,   меняется   лишь   его   частота.   Новорожденный ребенок 60 раз в минуту совершает дыхательное движение, пятилетний ­ 25; с 15­ 16 лет частота дыхания устанавливается 16­­18 раз в минуту и сохраняется такой до старости, а в старости вновь учащается. Чем же определяется ритм дыхания? От чего он зависит? Еще в прошлом веке ученые обнаружили в продолговатом мозгу участок, разрушение которого вызывало   остановку   дыхания   и   смерть.   Этот   участок   назвали   дыхательным центром. Сначала его именовали даже «Жизненным узлом», потому что от его нормальной   деятельности   зависит   жизнь   организма.   Из   дыхательного   центра возбуждение регулярно поступает к дыхательным мышцам, они сокращаются, и человек совершает вдох. Затем возбуждение перестает поступать к мышцам, они расслабляются   ­   совершается   выдох.   Такая   ритмичность   в   деятельности дыхательного центра определяется в первую очередь самим процессом дыхания. Дело   в   том,   что   когда   легкие   растягиваются,   то   находящиеся   в   них   нервные окончания раздражаются, в них возникает возбуждение. Оно идет по нервам к дыхательному центру и тормозит его. Тогда из дыхательного центра возбуждение перестает   поступать   к   дыхательным   мышцам,  и  они   расслабляются:   наступает выдох,   легкие   спадаются.   Раздражение   нервных   окончаний   прекращается,   к дыхательному центру возбуждение из легких больше не идет: его торможение проходит и вновь наступает вдох. На дыхание сильно влияет кора головного мозга. Человек может по своему желанию изменять ритм, частоту и глубину дыхания. Однако кроме нервной системы на деятельность дыхательного центра влияет содержание   углекислоты   в   крови.   Попробуйте   задержать   дыхание.  Это   может продолжаться   30­40   секунда,   затем,   несмотря   на   все   усилия   вы   неизбежно, делаете вдох. Так происходит потому, что при задержке дыхания углекислота не 10 удаляется и её количество в крови повышается. А это возбуждает дыхательный центр и дыхание неизбежно возобновляется. 5. Дыхательные мышцы Дыхательные мышцы ­ это те мышцы, сокращения которых изменяют объем грудной   клетки.   Мышцы,   направляющиеся   от   головы,   шеи,   рук   и   некоторых верхних грудных и нижних шейных позвонков, а также наружные межреберные мышцы, соединяющие ребро с ребром, приподнимают ребра и увеличивают объем грудной клетки. Диафрагма ­ это мышечно­сухожильная пластина, прикрепленная к   позвонкам,   ребрам   и   грудине,   отделяет   грудную   полость   от   брюшной.   Это главная   мышца,   участвующая   в   нормальном   вдохе.   При   усиленном   вдохе сокращаются дополнительные группы мышц. При усиленном выдохе действуют мышцы,   прикрепленные   между   ребрами   (внутренние   межреберные   мышцы),   к ребрам и нижним грудным и верхним поясничным позвонкам, а также мышцы брюшной   полости;   они   опускают   ребра   и   прижимают   брюшные   органы   к расслабившейся диафрагме, уменьшая, таким образом, емкость грудной клетки.  6. Дыхательные движения Расслабление   всех   связанных   с   дыханием   мышц   придает   грудной   клетке положение   пассивного   выдоха.   Соответствующая   мышечная   активность   может перевести   это   положение   во   вдох   или   же   усилить   выдох.   Вдох   создается расширением грудной полости и всегда является активным процессом. Благодаря своему сочленению с позвонками ребра движутся вверх и наружу, увеличивая расстояние   от   позвоночника   до   грудины,   а   также   боковые   размеры   грудной полости (реберный или грудной тип дыхания). Сокращение диафрагмы меняет ее форму из куполообразной в более плоскую, что увеличивает размеры грудной полости в продольном направлении (диафрагмальный или брюшной тип дыхания). Обычно главную роль во вдохе играет диафрагмальное дыхание. Поскольку люди­ 11 существа   двуногие,   при   каждом   движении   ребер   и   грудины   меняется   центр тяжести тела и возникает необходимость приспособить к этому разные мышцы. При спокойном дыхании у человека обычно достаточно эластических свойств и веса переместившихся тканей, чтобы вернуть их в положение, предшествующее вдоху.   Таким   образом,   выдох   в   покое   происходит   пассивно   вследствие постепенного   снижения   активности   мышц,   создающих   условие   для   вдоха. Активный   выдох   может   возникнуть   вследствие   сокращения   внутренних межреберных   мышц   в   дополнение   к   другим   мышечным   группам,   которые опускают ребра, уменьшают поперечные размеры грудной полости и расстояние между   грудиной   и   позвоночником.   Активный   выдох   может   также   произойти вследствие   сокращения   брюшных   мышц,   которое   прижимает   внутренности   к расслабленной   диафрагме   и   уменьшает   продольный   размер   грудной   полости. Расширение   легкого   снижает   (на   время)   общее   внутрилегочное   (альвеолярное) давление. Оно равно атмосферному, когда воздух не движется, а голосовая щель открыта. Оно ниже атмосферного, пока легкие не наполнятся при вдохе, и выше атмосферного   при   выдохе.   Внутриплевральное   давление   тоже   меняется   на протяжении   дыхательного   движения;   но   оно   всегда   ниже   атмосферного   (т.   е. всегда отрицательное). Вдох и выдох ритмически сменяют друг друга, обеспечивая  прохождение воздуха   через   легкие,   их   вентиляцию.   Смена   вдоха   и   выдоха   регулируется дыхательным  центром, расположенном  в продолговатом   мозге. В  дыхательном центре   ритмически   возникают   импульсы,   которые   по   нервам   передаются межреберным   мышцам   и   диафрагме,   вызывая   их   сокращение.   Ребра приподнимаются,   диафрагма   за   счет   сокращения   ее   мышц   становится   почти плоской. Объем грудной полости увеличивается. Легкие следуют за движениями грудной   клетки.   Происходит   вдох.   Затем   межреберные   мышцы   и   мышцы диафрагмы   расслабляются,   объем   грудной   полости   уменьшается,   легкие сжимаются и воздух удаляется. Происходит выдох. При   относительном   покое   взрослый   человек   совершает   примерно   16 дыхательных движений в 1 минуту. В плохо проветриваемом помещении частота 12 дыхательных движений возрастает в 2 и более раза. Это происходит потому, что нервные   клетки   дыхательного   центра   чувствительны   к   углекислому   газу, содержащемуся в крови. Как только его количество в крови увеличивается, в дыхательном центре усиливается   возбуждение   и   нервные   импульсы   распространяются   по   нервам   к дыхательным  мышцам. В результате частота и глубина дыхательных  движений увеличиваются. Таким образом, дыхательные движения регулируются нервным и гуморальным путем.  Больше   кислорода   нужно   растущему   организму,   кроме   того,   работающая ткань поглощает кислород. Во время сна за 1 час человек поглощает 15­20 литров кислорода; когда он бодрствует, но лежит, потребление кислорода увеличивается на 1/3, а при ходьбе ­ вдвое, при легкой работе ­ втрое, при тяжелой ­ в шесть и более раз.  Активность газообмена влияет на емкость легких. У спортсмена она обычно больше нормы на 1 ­ 1,5 литра. А у пловцов достигает 6,2 литра. Наибольший объем воздуха, который человек может выдохнуть после самого глубокого вдоха, составляет около 3500 см3. Этот объем называют жизненной емкостью легких. У разных людей жизненная емкость не одинакова. Ее определяют при медицинских обследованиях с помощью специального прибора ­ спирометра.  Выводы по реферативной части работы: 1. Воздухоносные пути служат для увлажнения, нагрева и очищения воздуха. 2. 3. В   легких   происходит   газообмен,   который   зависит   от глубины и частоты дыхательных движений. Механизм газообмена ­ диффузия. 13 7. Вычисление количества простудных заболеваний в Кадетской школе К простудным заболеваниям относят ОРЗ, ОРВИ и ОРИ – это заболевания верхних дыхательных путей. Острые респираторные заболевания распространены настолько широко, что трудно найти человека, который бы не перенес их еще в детстве. В просторечии ОРЗ называют простудными, тем самым, указывая на их связь с переохлаждением.  Как часто человек болеет? Этот вопрос заинтересовал меня только в этом году, когда я стал учиться в Кадетской школе­интернате. В общеобразовательной школе я не замечал (да и вообще не мог знать), сколько учащихся ежедневно отсутствует на учебном процессе по причине болезни. Я   обратился   к   медицинским   работникам   для   подсчета   количества заболеваний   верхних   дыхательных   путей   учащихся   КШИ   за   учебный   год.  Вот какие результаты у меня получились. Взвод 5 6 А 6 Б 7 А 7 Б 8 9 10 Итог Количество пропущенных учебных дней 180 125 141 230 218 198 180 130 1402 Больше болели учащиеся 7А, 7Б взводов. Меньше всех болели простудными заболеваниями   учащиеся   6   А   взвода.   В   среднем   каждый   учащийся   КШИ   по причине простудных заболеваний пропустил приблизительно 14 дней в год. Казалось бы, цифра не велика, но это средний показатель на 100 учащихся кадетов.   Я   поставил   перед   собой   вопрос:   «Можно   ли   найти   способ   для уменьшения   количества   пропусков   занятий   по   причине   простудных заболеваний?». Известно множество профилактических мер – это и закаливание, и гигиена, и вообще бережное отношение к своему здоровью. Но, я хочу предложить штабу  Кадетской школы рассмотреть вопрос  о возможности  использования  на 14 зарядке   комплекса   дыхательной   гимнастики   Александры   Стрельниковой (Приложение 1).  Гимнастика А.Н. Стрельниковой ­ единственная в мире, в которой короткий и резкий вдох носом делается на движениях, сжимающих грудную клетку. По мнению многих специалистов, дыхательная гимнастика А. Стрельниковой хороша тем, что: •∙   сочетается   со   всеми   циклическими   упражнениями:   ходьбой,   бегом, плаванием; •∙ восстанавливает функции органов, разрушенных болезнью; •∙ является отличной профилактикой болезней, доступна всем людям; •∙  положительно   влияет   на   организм   в  целом  –  в  работу   включаются   все мышцы; •∙   для   занятий   гимнастикой   не   требуется   особых   условий   –   специальной одежды (спортивный костюм, кроссовки и т. д.), помещения и пр.; •∙ после первых занятий объем легких значительно увеличивается; •∙ дает хороший эффект для тренировки мышечной системы дыхательного аппарата и грудной клетки; •∙ гимнастика показана и взрослым и детям. Рекомендуется гимнастика при следующих заболеваниях: •∙ астма и хронические заболевания бронхов и легких; •∙ риниты (хронический насморк); •∙ гаймориты, бронхиты, пневмонии; •∙ сахарный диабет и его осложнения; •∙ неврозы и неврогенные заболевания; •∙ гипертония, стенокардия; •∙ язвенная болезнь (вне обострения); •∙ заикание; •∙ потеря голоса. 15 Смею предположить, что использование комплекса упражнений по методу А.Стрельниковой   позволит   снизить   количество   простудных   заболеваний   у учащихся Кадетской школы. Заключение Дыхательная система человека – это совокупность органов, обеспечивающих в организме человека внешнее дыхание, или обмен газов между кровью и внешней средой и ряд других функций. От деятельности органов дыхания, в конечном счете, зависит жизнь человека. Работая   над   темой   реферата,   я   изучал   дополнительную   литературу, пользовался ресурсами  Internet, открыл для себя некоторые интересные факты. Считаю, что с поставленными задачами, я справился успешно. В   период   летних   каникул   планирую   научиться   выполнят   комплекс дыхательных упражнений, а в следующем учебном году обучить этому учащихся Кадетской школы. 16 Источники информации 1.   Биологический   энциклопедический   словарь.   –   М.:   Советская энциклопедия, 1989. 2. И. Д. Зверев. Книга для чтения по анатомии, физиологии  и гигиене человека. – М.: Просвещение, 1978. 3. А. М. Цузмер, О. Л. Петришина. Биология. Человек и его здоровье. ­ М.: Просвещение, 1994. 4. Т. Сахарчук. От насморка до чахотки. Журнал Крестьянка, №4, 1997. 5. CD­ROM for Windows. Уроки биологии. – М.: ООО Кирилл и Мефодий, 2005. 6. Ресурсы Internet. 7. http://www.voviyes.ru/strelnik1.html 8. http://fictionbook.ru/author/oleg_astashenko/diyhatelnaya_gimnastika  _po_strelnikovoyi/read_online.html?page=6 17 Комплекс упражнений дыхательной гимнастики по методу А.Стрельниковой Приложение 1 Повороты Займите   исходную   позицию,   ноги   расставьте   немного   уже   ширины   плеч. Начинайте поворачивать голову вправо­влево (рис. 4), делая это резко, в темпе шагов.   Одновременно   с   каждым   поворотом   –   вдох   носом.   Короткий,   резкий, шумный. Поворот вправо – шумный вдох, поворот влево – шумный вдох. Нюхайте воздух.   Посередине   голову   не   задерживайте,   идут   только   повороты.   Шею напрягать нельзя, наклонять голову нельзя.                Ушки Займите   исходную   позицию,   ноги   расставьте   немного   уже   ширины   плеч. Начинаем покачивания головой. Сначала слегка наклоните голову вправо (рис. 5а), правое ухо направлено к правому плечу – одновременно шумный короткий вдох   носом.  Затем   наклоните   голову   влево  (рис. 5б),  левое   ухо   направлено   к левому плечу – одновременно сделайте вдох. Обратите внимание, что корпус и плечи должны быть неподвижны. Нельзя поднимать или опускать плечи, нельзя подтягивать   плечо   к   уху.   Работает   только   голова.   Одновременно   с   каждым 18 покачиванием выполняется вдох. Всего движений в цикле 8. Затем отдых и новый цикл. Малый маятник Займите   исходную   позицию,   ноги   расставьте   немного   уже   ширины   плеч. Опустили голову вниз, посмотрели на пол – сделали шумный, активный вдох (рис. 6а). Подняли голову вверх, посмотрели на потолок – сделали шумный короткий вдох (рис. 6б). Кивайте головой вперед – назад, вдох – вдох. Смотрите вниз – вдох «с пола», смотрите вверх – вдох «с потолка». Каждый цикл включает 8 движений головой   вверх­вниз.   Не   задерживайте   выдохи,   дайте   им   автоматически происходить после вдохов, но и не выбрасывайте воздух мощно. Выдохи идут бесшумно, через приоткрытый рот, свободно. Если не получается выдыхать через рот, можно в крайнем случае выдыхать и через нос (но не рекомендуется). Всего выполните 12 циклов. Кошка Исходная позиция – стоя, ноги расставлены чуть больше ширины плеч, руки расположены   на   уровне   пояса   (рис.   7).   Особое   замечание:   ступни   от   пола   не отрывать! Вспомните   кошку,   которая   подкрадывается   к   воробью.   Повторяйте   ее движения – чуть­чуть приседая, поворачивайтесь то вправо, то влево (рис. 8). Тяжесть тела переносите то на правую ногу, то на левую – в зависимости от того, 19 в   какую   сторону   вы   повернулись.   Вы   уже   пробовали   так   делать   в   начальных упражнениях. Сначала легко, играючи приседаете и слегка поворачиваетесь всем туловищем вправо – делаете резкий короткий вдох. Затем легко приседаете и поворачиваете   туловище   влево   –   делаете   резкий   короткий   вдох.   Так   и продолжайте: поворот влево, поворот вправо, вдох справа – вдох слева. Шумно нюхайте воздух справа, слева в темпе шагов. Выдохи должны происходить между вдохами автоматически, непроизвольно. Внимание!   Колени   слегка   сгибайте   и   выпрямляйте   (приседание   легкое, пружинистое,   глубоко   не   приседать).   Во   время   приседания   руками   делайте хватательные   движения   справа   и   слева   на   уровне   пояса.   Не   горбитесь,   не поворачивайтесь всем телом: спина абсолютно прямая, поворот – только в талии. Всего нужно выполнить 12 циклов. Обними плечи Встаньте   прямо.   Поднимите   руки   на   уровень   плеч,   согните   в   локтях. Поверните ладони к себе и поставьте их перед грудью, чуть ниже шеи (рис. 9а). Теперь «бросайте» руки навстречу друг другу так, чтобы левая обнимала правое плечо, а правая – левую подмышку (рис. 9б). Обратите внимание, чтобы руки шли параллельно друг другу, а не крест­накрест (то есть плечо – подмышка, а не плечо – плечо). Ни в коем случае не меняйте расположение рук (все равно, какая рука сверху – правая или левая); широко в стороны не разводите и не напрягайте. Локти   тоже   нельзя   разгибать.   Выполняйте   упражнение   в   темпе   шагов. Одновременно с каждым броском, когда руки теснее всего сошлись, выполняйте короткие   шумные   вдохи.   Когда   освоите   это   упражнение,   можете   в   момент встречного   движения   рук   слегка   откидывать   голову   назад   (брать   вдох   «с потолка»). Выполните 12 циклов по 8 движений в каждом. 20 Большой маятник Это   упражнение   состоит   из   двух   уже   освоенных   –   «Насос»   и   «Обними плечи». Исходная позиция – стоя, ноги расставлены немного уже ширины плеч. Выполняется упражнение в ритме марша. Начинаем наклон, как в упражнении «Насос»,   руки   тянутся   к   полу,   делаем   энергичный   шумный   вдох   и   далее прогибаемся в талии, наклон назад («Обними меня»), обнимаем плечи – шумный вдох.   Движение   слитное,   похожее   на   маятник:   «Насос»   –   «Обними   плечи», «Насос» – «Обними плечи». Наклон вперед, руки тянутся к земле – вдох, наклон назад, руки обнимают плечи – тоже вдох. Кланяйтесь вперед – откидывайтесь назад, вдох «с пола» – вдох «с потолка». Вперед – назад, вдох – вдох, тик­так, тик­так, как маятник (рис. 10). Выдох происходит автоматически, не ждите его, не выталкивайте, вообще не думайте о нем. Все внимание направляйте на качество вдоха! 21 22 Перекаты Исходная позиция – стоя, одна нога впереди, другая сзади (существует 2 варианта упражнения – для левой и для правой ноги). 1. Левая нога впереди правой. Перенесите всю тяжесть тела на левую ногу. Правая нога слегка касается пола, как у бегуна перед стартом. Слегка согните ее в колене, отставьте назад на носок, немного обопритесь на нее для сохранения равновесия. Левая нога прямая (рис. 11). Начинайте легкое танцевальное приседание на левой ноге: слегка согните ее в колене, выполните короткий шумный вдох носом, мгновенно выпрямите ногу и перенесите   тяжесть   назад,   на   правую   ногу.   Ее   вы   тоже   сгибаете   и   грациозно приседаете, делая короткий шумный вдох. В этот момент ваша левая нога слегка согнута   в   колене,   но   вы   на   нее   не   опираетесь.   Ваша   задача   –   постоянно «перекатываться»   с   ноги   на   ногу,   перенося   центр   тяжести,   приседать   и сопровождать это движение вдохом: вперед – назад, приседание – приседание, вдох – вдох. Не забудьте, что следует поочередно опираться на каждую ногу, приседать на каждой ноге поочередно. Каждое приседание сопровождается вдохом. 2. Правая нога впереди левой. Выполняем упражнение, как описано в пункте 1, поменяв ноги (рис. 12). Выполните 12 циклов по 8 вдохов в каждом.                             23 24

Творческий проект учащегося по теме: "Характеристика дыхательной системы человека"

Творческий проект учащегося по теме: "Характеристика дыхательной системы человека"

Творческий проект учащегося по теме: "Характеристика дыхательной системы человека"

Творческий проект учащегося по теме: "Характеристика дыхательной системы человека"

Творческий проект учащегося по теме: "Характеристика дыхательной системы человека"

Творческий проект учащегося по теме: "Характеристика дыхательной системы человека"

Творческий проект учащегося по теме: "Характеристика дыхательной системы человека"

Творческий проект учащегося по теме: "Характеристика дыхательной системы человека"

Творческий проект учащегося по теме: "Характеристика дыхательной системы человека"

Творческий проект учащегося по теме: "Характеристика дыхательной системы человека"

Творческий проект учащегося по теме: "Характеристика дыхательной системы человека"

Творческий проект учащегося по теме: "Характеристика дыхательной системы человека"

Творческий проект учащегося по теме: "Характеристика дыхательной системы человека"

Творческий проект учащегося по теме: "Характеристика дыхательной системы человека"

Творческий проект учащегося по теме: "Характеристика дыхательной системы человека"

Творческий проект учащегося по теме: "Характеристика дыхательной системы человека"

Творческий проект учащегося по теме: "Характеристика дыхательной системы человека"

Творческий проект учащегося по теме: "Характеристика дыхательной системы человека"

Творческий проект учащегося по теме: "Характеристика дыхательной системы человека"

Творческий проект учащегося по теме: "Характеристика дыхательной системы человека"

Творческий проект учащегося по теме: "Характеристика дыхательной системы человека"

Творческий проект учащегося по теме: "Характеристика дыхательной системы человека"

Творческий проект учащегося по теме: "Характеристика дыхательной системы человека"

Творческий проект учащегося по теме: "Характеристика дыхательной системы человека"

Творческий проект учащегося по теме: "Характеристика дыхательной системы человека"

Творческий проект учащегося по теме: "Характеристика дыхательной системы человека"

Творческий проект учащегося по теме: "Характеристика дыхательной системы человека"

Творческий проект учащегося по теме: "Характеристика дыхательной системы человека"

Творческий проект учащегося по теме: "Характеристика дыхательной системы человека"

Творческий проект учащегося по теме: "Характеристика дыхательной системы человека"

Творческий проект учащегося по теме: "Характеристика дыхательной системы человека"

Творческий проект учащегося по теме: "Характеристика дыхательной системы человека"

Творческий проект учащегося по теме: "Характеристика дыхательной системы человека"

Творческий проект учащегося по теме: "Характеристика дыхательной системы человека"

Творческий проект учащегося по теме: "Характеристика дыхательной системы человека"

Творческий проект учащегося по теме: "Характеристика дыхательной системы человека"

Творческий проект учащегося по теме: "Характеристика дыхательной системы человека"

Творческий проект учащегося по теме: "Характеристика дыхательной системы человека"

Творческий проект учащегося по теме: "Характеристика дыхательной системы человека"

Творческий проект учащегося по теме: "Характеристика дыхательной системы человека"

Творческий проект учащегося по теме: "Характеристика дыхательной системы человека"

Творческий проект учащегося по теме: "Характеристика дыхательной системы человека"

Творческий проект учащегося по теме: "Характеристика дыхательной системы человека"

Творческий проект учащегося по теме: "Характеристика дыхательной системы человека"

Творческий проект учащегося по теме: "Характеристика дыхательной системы человека"

Творческий проект учащегося по теме: "Характеристика дыхательной системы человека"
Скачать файл