Творческо-иформационный проект "Лесные жители Коми края"

  • doc
  • 08.09.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Творческо-информационный проект « Лесные жители Коми края».doc

Проект « Лесные жители  Коми края»

Авторы- составители: воспитатели: Сергун Мария Михайловна

                                                                   Татаурова Надежда Ивановна

         

Вид проекта: Творческо- информационный.

Продолжительность: кратковременный

Участники проекта: дети второй младшей группы, воспитатели, родители.

Проблема: Дети в недостаточной степени имеют представления  об образе жизни, повадках, питании и жилищах диких животных наших лесов; о том, как они готовятся к зиме. Дети не владеют обобщающим понятием, не умеют описывать предметы.

Актуальность:

Слушая рассказы детей о тех впечатлениях, наблюдениях, которые они получают от родителей, от просмотра  телевизора, в детском саду выяснилось, что чаще всего дети рассказывают о животных. У ребят появляется много вопросов о жизни животных, ответы на которые мы вместе ищем в книгах писателей - натуралистов, в художественной литературе, Из личных наблюдений и личного опыта. Рассчитываем, что благодаря разработке и внедрению проекта «Знакомство детей с дикими животными Коми края» дети  познакомятся с описанием жизни, повадок животных в природе; получат научно-достоверные знания о животном мире; обогатиться их речь, пополнится словарный запас

Цель проекта:

Формирование представлений о диких животных, расширение кругозора детей.

Задачи:

  • Развивать устойчивый познавательный интерес к диким животным.
  • Углубление знаний детей о животном мире через чтение художественной литературы о животных.
  • Формирование навыков художественного исполнения различных образов в инсценировках и играх.
  • Формировать познавательный интерес и представления о животном мире наших лесов.
  • Воспитание эстетических чувств.
  • Привлечь родителей к более тесному сотрудничеству в процессе проекта
  • Создать в группе условия для  расширения представления о животных.
  • Привлечь родителей к более тесному сотрудничеству в процессе проекта

Ожидаемый результат: Знание детьми диких животных и их детенышей.

Определение среды обитания.

Установление причинно- следственных связей между образом жизни и средой обитания.

Тесный контакт с родителями.

 1 Этап. Подготовительный.

Взаимодействие с детьми и их родителями.

Выбор темы проекта.

Постановка целей, задач.

Определение методов.

Подбор художественной литературы.

Картотека пальчиковых, подвижных, дидактических игр.

Картотека : Этюды на выражение основных эмоций.

Картотека : Голосовые, Мимические, дыхательные, Артикуляционные упражнения на тему «Дикие животные».

Картотека: Динамические паузы.

Картотека: Стихи, потешки , для развития мелкой моторики. Загадки.

2 Этап. Непосредственно реализация проекта.

В процессе непосредственно образовательной деятельности, в режимных моментах

и в процессе игровой деятельности научить различать и правильно называть диких животных, их детенышей, среду обитания.

Формирование правильного отношения к диким животным.

Планирование совместной деятельности с детьми

№ п/п

Виды деятельности

Интеграция образовательных областей

Совместная деятельность воспитателя и детей (см. приложение № 1)

 

 Игровая

 Коммуникация

Социализация

Познание

Музыка

Безопасность

Здоровье

Физическая культура

Д/игра  «Чей детеныш?", «Что за зверь?», «Кто, кто в теремочке живет?». «Отгадай и назови»,  «О ком я говорю», «Кто лишний», «Мама и малыш», «Дикие и домашние  животные», «Кто в лесу живет».

С/ р игра « Зоопарк», « Путешествие в лес», «Дома для животных»

Драматизация сказки « Теремок».

Работа в центре творчества.

 

 Двигательная

 Коммуникация

Социализация

Познание

Безопасность

Здоровье

Физическая культура

 

П/и «Зайцы и волк»

П/и «Зайка беленький сидит»

П/и «Бездомный заяц»

П/и «У медведя во бору»

П/и «Лиса в курятнике»

П/и «Лиса и зайцы»

П/и «Пройди мишкой - проползи мышкой»

П/и «Зверята»

Пальчиковые игры, мимические упражнения.

Этюды на выражение основных эмоций.

 

 Коммуникативная

Коммуникация

Социализация

Познание

Чтение художественной литературы

Безопасность

здоровье

Беседа «Дикие животные»

Индивидуальная работа по развитию речи с Димой П., Лерой, Дианой.

Словарная работа с Полиной, Варей, Владиком.

 НОД Коммуникация «Как лисенок маму искал»

НОД Коммуникация «Сравнение диких и домашних животных».

НОД Коммуникация «Обитатели наших лесов»

 

 Восприятие художественной  литературы

Коммуникация социализация

Познание

Чтение художественной

Литературы

Здоровье

безопасность

Работа в центре книги;

Рассматривание иллюстраций к сказкам

Чтение р.н.сказки «Теремок»

Чтение р.н.сказки «Заюшкина избушка»

Рассказывание р.н.сказки « колобок»

Пересказ венгерской сказки «Два жадных медвежонка»

Чтение стихов, потешек, загадок о диких животных.

В. Бианки «Лис и мышонок»,  «Волчишко», «Лес зимой».

Е.чарушин «Про зайчат», «Медведица и медвежата».

 

Музыка

Коммуникация

Социализация

Познание

музыка

Прослушивание фонограмм: разучивание движений, передающих характер животных

 

 ФЭМП

Познание

Коммуникация

Социализация

Физическая культура

 Занятие по мотивам сказки «Три медведя».

 

 Физическая культура

 Физическая культура

Безопасность

здоровье

Сюжетно- игровое физкультурное «В гости к Лесовичку».

 

 Художественно- продуктивная

 

 

 

Коммуникация

Социализация

Познание

Художественное  творчество

Безопасность

здоровье

НОД. Художественное творчество.

Лепка «Миски трех медведей», «Мишка»

НОД. Рисование «Как зайцы готовятся к зиме»

НОД. Аппликация «Лесные звери»

Индивидуальная работа по рисованию (нетрадиционные методы рисования: крупой, рисование пальчиком.

Раскрашивание: раскраски «Животные».

 

Познавательно- исследовательская

 Коммуникация

Социализация

Познание

Физическая культура

Чтение художественной литературы.

Работа в книжном уголке (подбор литературы)

Прогулка в лес.

Рассматривание следов диких животных.

Конструирование «домик для животных».

 

Трудовая

 Художественное творчество

Труд

Познание

Безопасность

здоровье

Игра « Книжкина больница» (ремонт книг).

Работа в уголке книг.

Работа с родителями.

Оформление альбомов «Дикие животные» и «Домашние животные»

Коллаж «Дикие животные».

Консультации

Оформление родительского уголка.

Участие в акции «Подари книгу детскому саду»

Мини- книжки о диких животных.

Макет «Дикие животные».

Изготовление масок и костюмов для театрализованной деятельности

Итоговый этап.

Проведение открытого занятия

Оформление фотовыставки по итогам проекта

Представление проекта на педагогическом совете МДОУ

Перспективный план

1 неделя.    Гость группы медвежонок.

Понедельник.

Оформление книжного уголка «Дикие животные Коми края»

Цель: создать условия для реализации Проекта, развивать интерес к произведениям о животных.

Пальчиковая игра « Животные зимой»

Цель: развивать мелкую мускулатуру рук. (смотрите картотеку) приложение № 3

Н О Д. Познание. Тема: «Сравнение домашних и диких животных»

Цель: уточнить с детьми признаки домашних животных и диких. Развивать интерес

К жизни животных, пополнять словарный запас. приложение № 1

Физминутка « Медвежонок» приложение № 3

Дидактическая игра «Домашние и дикие животные»

Цель: закрепить с детьми условия жизни домашних и диких животных, уметь отличать их друг от друга, закрепить названия.

Подвижная  игра «У медведя во бору»

Цель: закрепить с детьми правила игры, умение   согласовывать слова с движениями.

приложение № 3

Сюжетно- ролевая игра «Стройка» - дома для животных.

Цель: развивать конструктивные навыки, умение делать постройки сообща, развивать творчество, фантазию.

 

Индивидуальная  работа по З.К.Р. (звук о).

Цель: отрабатывать четкое произношение звука «о».

Материал: иллюстрации к сказке « Колобок».

 

Вторник.

Рассматривание книг, альбомов о животных.

Цель: развивать интерес к изучению животного мира.

Труд. Красиво расставить книги на полках.

Цель: поощрять стремление детей соблюдать порядок в книжном уголке, учить бережно относиться к книгам.

Дидактическая  игра « Кто, кто в теремочке живет».

Цель: упражнять в умении вести диалог, употребляя  существительные, обозначающие детенышей животных, правильно и четко проговаривать слова со звуками к, т.

Приложение № 3

Художественная литература. Рассказывание сказки « Три медведя» Л. Толстого.

Цель: учить детей слушать новые сказки, следить за  развитием действия, понимать содержание, сопереживать героям  сказки, развивать память.

Подвижная  игра « Пройди мишкой - проползи мышкой».

Цель: развивать двигательную активность, ловкость, внимание.

Описание игры: воспитатель ставит 2 дуги разного размера. Ребенок должен пройти под первой дугой на четвереньках как мишка, под второй - проползти, как мышка, затем подняться и пробежать бегом на свое место.

Прослушивание голосов животных в аудиозаписи.

Цель: развивать музыкальные способности, слух, слуховую запись.

НОД. Художественное  творчество. Лепка «Миски трех медведей»

Программное содержание: учить детей лепить мисочки разного размера, используя прием раскатывания пластилина кругообразными движениями. Учить сплющивать и оттягивать края мисочки вверх. Закреплять умение лепить аккуратно.

Приложение №1

Игра с водой «Поймай рыбку для мишки».

Цель: развивать ловкость, глазомер, внимание.

 

Среда.

Составление картотеки: загадки, пословицы, поговорки, потешки о диких животных.

Цель: формировать поисковую деятельность при работе с литературой. Способствовать расширению кругозора детей, развитию познавательного интереса.

Приложение № 2

Чтение Чарушина «Про зайчат»

Цель: познакомить с жанром рассказа, учить понимать тему и содержание рассказа, закреплять умение использовать сравнения, подбирать определения, синонимы к заданному слову.

НОД. Коммуникация. Тема «Как лисенок маму искал»  

Цель: учить  детей правильно использовать в речи  названия животных  и  их детенышей в единственном множественном числе, обогащать представления детей о животных. Развивать эмоциональную отзывчивость, проявлять заботу о животных. Объединять   все ответы в короткий рассказ, пополнять словарный запас детей.

Приложение № 1

Подвижная  игра «Зайцы и волк».

Цель: способствовать реализации потребности двигательной активности, развивать физические качества.

Правила: выбирается волк, остальные дети – зайцы. По сигналу зайцы разбегаются, а волк их догоняет. Пойманный заяц становится волком.

Сюжетно -ролевая  игра «Путешествие в лес».

Цель: учить устанавливать простейшие  связи между сезонными изменениями в природе и поведением животных, узнавать  и называть детенышей.

Этюды на выражение основных эмоций: «Лиса и волк», «Мешочек смеха»  ( см. картотеку). Приложение № 3

 

Четверг

Дидактическая игра « Отгадай и назови».

Цель: учить детей правильно называть животных,  показывать их на картинках, развивать внимание, память, речь. Приложение № 3

Рассказывание сказки « Теремок» по иллюстрациям.

Цель: развивать интерес к художественному слову, внимание детей, память, воспитывать усидчивость.

НОД. Художественное творчество. Аппликация «Лесные звери. Помогите, нам холодно».

Программное содержание: Учить детей в поделках передавать образы животных, их характерные черты способом обрывной аппликации. Развивать мелкую моторику рук, воображение и фантазию при изготовлении поделки; воспитывать аккуратно.

Приложение № 1

Игра «Артисты» (имитация движений)

Дети изображают движения животных по  произносимым фразам.

 

«Весело скачет зайчик,

Топает косолапый медведь,

Ищет зайчика зубастый волк,

Ежик идет, не торопится, фыркает,

Белка прыгает с веточки на веточку».

Этюды на выражение основных эмоций «Мишка лапу занозил» (см. картотеку)

Цель: поддерживать эмоционально-психологическое состояние детей.

Приложение №3

Настольно-печатная игра « Чей детеныш?».

Цель: закрепить знания детей о диких животных и их детенышах, развивать мышление, память, внимание, пополнять словарный запас детей.

Труд: помочь воспитателю отобрать книги для реставрации.

Цель: учить детей выполнять простейшие трудовые поручения.

        

Пятница.

Беседа « Дикие животные».

Цель: формировать умение узнавать, называть и различать особенности внешнего вида и образа жизни диких животных.

ОБЖ: Как вести себя в лесу.

Цель: рассказать детям об элементарных правилах поведения в лесу.

Подвижная  игра «Зайка беленький сидит».

Цель: развивать двигательную активность детей, имитировать движения зайчика.

НОД. Коммуникация. Тема: «Обитатели наших лесов»

Цель: продолжать знакомить детей с животными, живущими в лесу, узнавать их на картинке, называть характерные признаки. Развивать внимание, память, воспитывать интерес к диким животным.

Приложение № 1

Индивидуальная  работа по развитию речи.

Цель: закрепить с детьми слова  считалки

« Белки зайцев угощали». Развивать память, речь детей, пополнять словарный запас.

Игра- драматизация сказки « Теремок».

Цель: учить детей эмоционально воспринимать образное содержание сказки, передавать

Характерные особенности животных, учить подражать голосам животных.

Труд в уголке книги:

Привлечь детей к посильным действиям по ремонту книг. Обсудить  последовательность работы, воспитывать бережное отношение к книгам.

 Перспективный план  :      

2 неделя. Гость группы - зайчик.

 

Понедельник

Дидактическая  игра «Что за зверь?»

Цель: закрепить с детьми названия и среду  обитания

Диких животных, условия их жизни, название жилища, умение собирать целое из частей. Приложение № 3

 Чтение сказки «Заюшкина избушка»

Цель: познакомить детей с новой  сказкой, учить понимать содержание, сопереживать героям произведения. Учить отвечать на вопросы по содержанию сказки, развивать  память.

Сюжетно-ролевая . Игра «Зоопарк».

Цель: поддерживать интерес к ролевой игре, уметь применять ранее полученные знания в игре.

НОД. Художественное творчество. Рисование «Как зайцы готовятся к зиме»

Программное содержание: продолжать учить детей рисованию методом тычка,  не выходя за контур; воспитывать интерес  к изобразительной деятельности; развивать мелкую моторику рук, память, внимание. Приложение № 1

Подвижная игра «Бездомный заяц».

Цель: познакомить детей с новой игрой, закрепить правила.

Пальчиковые игры «Дикие животные».

Цель: развивать мелкую моторику рук, закрепить умение изображать животных с помощью пальчиков. Приложение № 3

Индивидуальная работа по лепке.

Цель: закрепить с детьми приемы раскатывания пластилина кругообразными движениями, учить сплющивать и оттягивать края мисочки вверх.

 

Вторник.

Дидактическая игра « Мама и малыш».

Цель: закрепить знания детей о диких животных и их детенышах.

Правила: воспитатель называет животное и бросает мяч ребенку, ребенок ловит мяч и называет его детеныша.

Зайчиха- зайчонок

Лисица- лисенок

Волчица- волчонок

НОД. Познание. ФЭМП  Тема: « Три медведя»

Программное содержание:  посредством игровых упражнений закреплять знания основных цветов; закреплять знания  о понятиях « большой» « маленький»,  различать и называть круг и квадрат. Развивать память, логическое мышление.

 Приложение № 1

Физминутка «Спрячь зайку».

Цель: закрепить ориентировку в пространстве.

Динамические паузы: «Зайки», « Зайка зимой».

Цель: учить выполнять движения в соответствии с текстом.

Приложение № 3

Индивидуальная работа по звуковой культуре речи.

Цель: уточнить произношение согласных звуков (Д, ДЬ) в слогах  и словах.

Подвижная  игра «Лиса и зайцы».

Цель: закрепить правила игры, учить  согласовывать слова с действиями.

Приложение № 3

Домашнее задание: выучить стихи о животных.                            

 

Среда.

Чтение произведений о диких животных.

Цель: побуждать и поддерживать интерес детей к  художественной литературе о животных. Учить понимать идею произведения, дать представление о лисе и мышонке, образе жизни этих животных, поведении и состоянии дикого животного в доме человека, воспитывать любовь к животным.

Материал: рассказ В. Бианки « Лис и мышонок», «Волчишко».

НОД « Сюжетно- игровое физкультурное. « В гости к лесовичку»

Программное содержание: упражнять навыки в выполнении спортивных, циклических упражнений (бег, прыжки, ходьба), в бросании шишек в вертикальную цель любым способом, в преодолении препятствий. Упражнять в сохранении устойчивого равновесия  при ходьбе по гимнастической скамейке.

Приложение № 1

Подвижная игра «Зайцы и волк».

Цель: развивать внимание, умение согласовывать слова с движениями.

« Зайцы скок, скок, скок, на зеленый на лужок, травку щиплют, кушают, осторожно слушают, не идет ли волк?

Вечер загадок «Угадай, кто это?».

Цель: развивать у детей логическое мышление при отгадывании загадок, способствовать

Расширению кругозора, сообразительности, смекалки.

Приложение № 2

Индивидуальная работа по изодеятельности .

Цель: учить  детей правильно держать карандаш, раскрашивать животных, не выходя за контур.

 

Четверг.

Дидактическая  игра « О ком я говорю».

Цель: уточнять и активизировать словарный запас, учить детей определять форму предложного падежа имен существительных в единственном числе с предлогом « но».

Материал: набор графических схем с изображением диких животных.

Приложение № 3

Рассказывание венгерской сказки «Два жадных  медвежонка».

Цель: познакомить детей с венгерской сказкой, помочь понять ее содержание. Учить детей отвечать на вопросы по содержанию, воспитывать интерес к сказкам других народов.

Подвижная  игра «Лиса в курятнике»

Цель: познакомить детей с новой игрой, закрепить правила игры.

Приложение № 3

НОД Художественное творчество. Лепка « Мишка».

Цель: упражнять детей в изображении в изображении предметов, состоящих из частей круглой формы разной величины. Отрабатывать умение скреплять части предмета, плотно прижимая их друг к другу.

Приложение № 1

Чтение потешек про диких животных.

Цель: развивать интерес к художественному слову, память, речь детей.

Приложение № 2

Индивидуальная работа в уголке творчества. Рисование пластилином диких животных

Цель: развивать мелкую мускулатуру рук, воспитывать усидчивость.

Пальчиковая игра «Сидит белка на тележке»

Цель: закрепить слова, добиваться четкого их произношения, развивать память.

Приложение № 3

 

Пятница.

Дидактическая  игра « Кто лишний».

Цель: учить детей выбирать из ряда животных лишнее, объяснять, почему оно лишнее. Развивать логическое мышление, Внимательность.

Приложение № 3

Мимические упражнения.

Цель: учить детей делать различные выражения лица: грустное, радостное, испуганное.

Приложение № 3

НОД. Познание. «Прогулка в лес».

Цель: развивать у детей познавательный интерес  к миру животных; расширять и уточнять знания детей о  диких животных Коми  края, внешний вид, способы маскировки и защиты от врагов. Закрепить  в речи детей обобщающее понятие « дикие животные». Воспитывать интерес и бережное отношение к представителям диких животных.

Приложение № 1

Игра «Изобрази  животное» - имитировать движения диких животных.

Индивидуальная работа по рисованию.

Цель: познакомить детей с нетрадиционными способами рисования. Развивать творчество, фантазию, интерес к  новым видам изодеятельности.

Подвижная  игра «Зверята»

Цель: закрепить слова  и движения новой игры.

Стихи и потешки для развития мелкой моторики.

Приложение № 3

Список используемых источников:

1. Программа воспитания и обучения в детском саду / под ред. М. А.Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой.

2. Воспитание и обучение детей в младшей группе детского сада / подред. В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой.

3. Дыбина О. Б. Занятия по ознакомлению с окружающим миром вмладшей группе детского сада.

4. Соломенникова О. А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений в средней группе детского сада.

5. Гербова В. В. Развитие речи в детском саду. Программа и методические рекомендации.

6. Короткова Э. П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию.

8. Гербова В. В. Приобщение детей к художественной литературе. Программа и методические рекомендации.

9. Куцакова Л. В. Занятия по конструированию из строительного материала в младшей группе детского сада.

10. Куцакова Л. В. Конструирование и художественный труд в детском саду: Программа и конспекты занятий.

11. Лиштван З. В. Конструирование.

12. Вахрушев А. А., Кочемасова Е. Е., Акимова Ю. А., Белова И. К.Здравствуй мир! Окружающий мир для дошкольников.

13. Аверина И. Е. Физкультурные минутки и динамические паузы в дошкольных образовательных учреждениях.

14. Авторы-составители Лёвина С. А., Тукачёва С. И. Физкультминутки.

 

Список интернет - ресурсов:

1.http://scenario.direktor.ru

2.http://images.yandex.ru/yandsearch?rpt=sima