Творческое мышление младшего школьника: сущность, структура, особенности проявления
Оценка 4.9

Творческое мышление младшего школьника: сущность, структура, особенности проявления

Оценка 4.9
Лекции
docx
классное руководство
20.07.2020
Творческое мышление младшего школьника: сущность, структура, особенности проявления
В статье раскрыта сущность понятия творческое мышление, определена структура данного феномена, рассмотрены особенности проявления мыслительной деятельности учащихся начальной школы. Также кратко охарактеризованы основные новообразования младшего школьного возраста: теоретический анализ, внутренний план действий, рефлексия. В ходе исследования установлен факт тотальности детского творчества, что предопределяет соответствующую организацию детской деятельности для развития их творческих способностей.
Творческое мышление младшего школьника.docx

ТВОРЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА: СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРА, ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ

 

Статья посвящена проблеме воспитания творческой личности младшего школьника. Автор обосновывает необходимость и целесообразность рассмотрения данного вопроса на современном этапе развития общества. В статье раскрыта сущность понятия творческое мышление, определена структура данного феномена, рассмотрены особенности проявления мыслительной деятельности учащихся начальной школы. Также кратко охарактеризованы основные новообразования младшего школьного возраста: теоретический анализ, внутренний план действий, рефлексия. В ходе исследования установлен факт тотальности детского творчества, что предопределяет соответствующую организацию детской деятельности для развития их творческих способностей.

Ключевые слова: младший школьник, творческое мышление, теоретический анализ, внутренний план действий, рефлексия.

Постановка проблемы. Динамизм современных общественных изменений ориентирует ребенка на понимание непрогнозируемости содержания и количества знаний, которые он усваивает в стенах школы. Ей необходимы качественно новые знания о себе, об окружающем мире, новые гуманные отношения с товарищами, новые возможности для реализации природных наклонностей. При таких условиях возникает необходимость формирования личности юного гражданина как творческой, креативной, способной видеть проблему, анализировать ситуацию, планировать действия для достижения результата, организовывать процесс решения проблемы, адекватно оценивать результаты, осуществлять продуктивную рефлексию, самостоятельно приобретать новые знания.

Анализ последних исследований и публикаций. Интенсивная работа по проблеме развития творческого мышления младших школьников осуществляется современными учеными, которыми исследованы различные аспекты изучаемого вопроса: методические основы формирования творческого мышления учащихся начальной школы в процессе творческой деятельности (В. Григорьева), особенности развития творческого мышление в переходный период от дошкольного до младшего школьного возраста (В. Иванова), диагностика и формирование творческого математического мышления младших школьников (Л. Скалич). Исследователи рассматривали феномен творческого мышления младших школьников, его структуру с психологической и дидактической точек зрения.

Выделение нерешенных ранее частей общей проблемы. Однако учеными не рассматривался данный вопрос в аспекте воспитания, что является целью статьи.

Изложение основного материала исследования. Способность к творческому мышлению формируется в течение всей жизни человека, но наиболее эффективно это развитие проходит в детском возрасте. Значительное количество элементов сложной структуры творческого стиля мышления закладываются в период школьного

обучения на основе системы знаний, которые приобретают школьники [6, с. 7-8]. Развивать творческое мышление особенно актуально в младшем школьном возрасте, поскольку в начальной школе закладываются приемы умственной деятельности и формируются мыслительные действия [2]. В этом возрасте «логика, формализованные структуры мышления, переработки информации не успели подчинить себе, а то и полностью заглушить способности к комбинаторике, нешаблонности действий, нестереотипности восприятия, всеобъемлемой любознательности и радостного, детского удивления от многоликости мира» – отмечают В. Кульчицкая, В. Моляко [8, с. 211]. Данное положение дает возможность утверждать о необходимости и важности развития творческого мышления именно в младшем школьном возрасте.

Начальная школа – первый образовательный уровень, который закладывает основы нового понимания мира, себя в этом мире, опосредованного типа познания [16, с. 92]. В начальной школе происходит становление человека. Ребенок должен не только усваивать определенный круг знаний, умений, навыков для успешного обучения в будущем, но и жить богатой духовной жизнью, которое обеспечит ей полноценный интеллектуальный, эмоциональный, эстетический, нравственный развитие [18, с. 183].

Универсальным способом конструирования личности О. Николаева считает творчество, которое присуще всем детям [10, с. 183]. Исследовательница определяет особенности детского творчества:

– основным результатом творчества является формирование собственной личности;

– тотальность – творчество присуща всем без исключения детям до подросткового возраста, она – обязательный компонент становления их личности

[10, с. 5-6].

Творческая деятельность является естественной потребностью психики ребенка [2]. Все дети от природы любознательные и творческие, постоянно исследуют, экспериментируют, играют с различными предметами. Они не задумываются над тем, правильно ли действуют, или нет, им приносит удовольствие сам процесс деятельности, в котором они учатся и получают внутреннюю свободу в самовыражении [15, с. 165].

Результаты научных поисков (А. Кульчицкая, А. Моляко) доказывают, что развитие творческого мышления является процессом длительным, сложным и загадочным. Многолетний опыт педагогов свидетельствует, что в этом плане можно достичь значительных успехов при условии специально-организованного обучения и воспитания [8, с. 241]. По поводу этого А. Рахимов отмечает, что в формировании творческого стиля мышления важнейшую роль играет организация познавательного процесса на основе учебной деятельности, где ученик получает способность к теоретическому содержательному обобщению [14, С. 10, 12].

Младший школьный возраст является периодом интенсивного формирования учебной деятельности, которая является ведущей в этом возрасте. В процессе учебной деятельности младший школьник под руководством педагога овладевает содержанием форм общественного сознания: научными понятиями, художественными образами, нравственными ценностями, правовыми нормами, что ведет к возникновению у ребенка теоретического отношения к действительности, теоретического мышления, сознания и соответствующих им способностей – рефлексии, анализа, планирования. Данные способности составляют главные новообразования ученика начальной школы [13, с. 12]. Мысленные действия анализа, рефлексии, планирования (реализация внутреннего плана действий) обеспечивают новое и более косвенное отражение окружающей действительности и являются необходимыми средствами функционирования учебной деятельности [13, с. 96].

Рефлексия, теоретический анализ, внутренний план действий, по мнению А. Рахимова, одновременно являются приемами творческого мышления, которые обеспечивают новое и более опосредованное отражение окружающего и которым характерны соответствующие умения:

а) теоретический анализ: умение разносторонне, логично анализировать ситуацию; широко и содержательно видеть окружающий мир; выходить за рамки шаблонов и известных правил; обобщать способы анализа и решения за внутренним содержанием и делать перенос в другие условия;

б) внутренний план действий: предвидеть события до их начала, предвидеть результаты своих умственных и практических действий; планировать пути достижения поставленной цели и мысленно разрабатывать способ получения предполагаемого результата; мысленно включать предметы в большое количество внезапных связей, изменять их прямые функции; легко и быстро генерировать новые идеи;

в) рефлексия: мысленно определять возможный ход решения задачи еще до начала работы; планировать свою деятельность, воспроизвести состав действий и операций, их последовательность, определять возможные трудности; осуществлять прогностическую оценку своей деятельности (мысленно включать данную задачу в круг известных задач, мысленно проигрывать следующую деятельность в свернутом виде); осуществлять ретроспективную оценку (оценивать свою деятельность путем обращения к прошлому опыту, самостоятельно проверять результаты, осознавать и описывать собственные способы действий) [14, с. 153-154].

Теоретическое мышление обеспечивает анализ содержания задачи с выделением общего способа выполнения с последующим переносом на целый класс задач [13]; развитость внутреннего плана действий дает возможность творчески действовать [12, с. 269]; рефлексия способствует становлению младшего школьника субъектом учебной деятельности, поведения и общения [4, с. 90].

Итак, основные новообразования младшего школьного возраста в результате учебной деятельности должны обеспечить выпускнику начальной школы сформированность творческого стиля мышления. А. Дусавицкий утверждает, что мышление в младшем школьном возрасте является основным психическим новообразованием, которое ведет за собой развитие всех психических процессов и личности в целом [3, с. 166].

Настоящее развитие мышления ребенка, как отмечает Г. Костюк, возможен при условии, когда научное понятие формируется на основе развитого подвижного образа определенного предмета или явления [5, с. 85].

Учеными доказано, что в первые годы жизни преобладает в своей активности правое полушарие, а уже с десятилетнего возраста – левая. В 6-7 летнем возрасте у детей появляются собственные придуманные образы, что обеспечивает оригинальность и продуктивность мышления [10].

Общеизвестно, что каждому возрастному этапу характерны специфические возможности развития, способствующие возникновению новых социально-психологических образований. Как видим, мышление младшего школьника носит конкретно-образный характер: правильно решить любую задачу учащимся значительно легче, если они видят конкретный предмет или наглядное пособие. Конкретность мышления проявляется и в том, что детям легче проанализировать конкретные факты и сделать общий вывод, чем наоборот [9, с. 136]. Итак, анализ является более доступным детям, чем синтез. Анализ постепенно переходит в абстрагирования, что дает толчок для формирования понятий и усвоения умение обобщать.

На основе обобщения развивается конкретизация (умение применять результаты обобщения (выводов) в новых познавательных и практических ситуациях) [19, с. 60]. Ю. Кулюткин, Г. Сухобская утверждают, что 7-8-летний ребенок постепенно овладевает логическими операциями, однако в значительной степени опирается на конкретные предметы. Итак, по мнению ученых, начало школьного обучения характеризуется переходом от оперирования конкретными отношениями вещей к оперированию абстрактными отношениями, что составляет главное условие развития творческого мышления [7, с. 20-26].

Ученики начальной школы не в состоянии самостоятельно открывать знания и осуществлять обобщения.

Детям характерна высокая мыслительная активность, которая проявляется во многих попытках решить проблему, однако им приходится работать по методу проб и ошибок. Поэтому их мышлению характерны: подражаемость, конкретность, слабая осознанность, неустойчивость, поверхностность. Младшие школьники ориентируются преимущественно на конечный результат, а не на процесс его достижения, поскольку его не осознают, не могут его вербализовать, оценить [20; 2].

Развитие творческого мышления ученика начальной школы невозможно без целостного представления о его природу, специфику, сущность, структуру. В новейшем психолого-педагогическом словаре понятие «творческое мышление» определен как «один из видов мышления, которому характерно создание субъективно или объективно нового продукта и новообразованиями в самой познавательной деятельности по его созданию. Эти новообразования касаются мотивации, целей, оценок, смыслов» [11, с. 464]. Проблему возникновения психических новообразований в творческом процессе исследовали И. Семенов, С. Степанов на материале решения проблемно-конфликтных задач. Результатами процесса творческого мышления являются интеллектуальные новообразования в виде знаний о способах решения проблем, а также личностная обусловленность мышления, изучение которой позволяет утверждать о разноплановость мыслительного процесса. Интеллектуальные новообразования опосредованы порождением соответствующих личностных преобразований. Отсюда, под творческим мышлением ученые понимают «процесс построения и действенной реализации нового целостного образа личности и ситуации задачи» [17, с. 37], которое становится возможным в результате осмысления ситуации как целого и нахождения в ней противоречий, при осмыслении которых порождаются проблемность и конфликтность условий осуществления «Я». Отсюда, каждая часть данного целого имеет свой личностный смысл: проблемность порождает интеллектуальные новообразования (новое знание, новый способ), то результатом является производительность; обеспечивает конфликтность личностные новообразования (представление о себе как о способном решать проблемные ситуации), то есть прогрессивность [17]. Решение проблем воспитанниками возможно благодаря мыслительным операциям, что доказывает функционирование сформированных в этом процессе личностных ценностей в виде общезначимых научных понятий, выступающих регуляторами поведения и сознания детей.

Процесс решения таких задач связан с образованием нужных эмоциональных переживаний, которые в дальнейшем превращаются в когнитивно-чувственные структуры соответствия личностным ценностям воспитания, а также связан с познавательными процессами [1, с. 206 – 207]. Следовательно, важным результатом и условием успешности выполнения творческой деятельности является осознание ее мотивов, целей, содержания, оценочных суждений, что говорит о разноплановость мыслительного процесса и его влияние на становление личности. Следовательно, творческое мышление является сложным гармоничным сочетанием определенных психических и личностных качеств ребенка и определяет такие составляющие его проявления:

1) мотивационно-ценностный компонент (охватывает мотивационную, эмоциональную, ценностную сферы);

2) интеллектуально-деятельностный компонент (развитие познавательных функций ребенка: познавательной активности, воображения; уровень сформированности мыслительных операций анализа, синтеза, обобщения; способность к теоретическому анализу);

3) креативно-коммуникативный компонент (склонность к творческому самовыражению (проявление дивергентного мышления), способность к вербальной креативности и умение выражать свои мысли, способность вербализовать идею и словесно оформить свои открытия).

Выводы и предложения. Создание ребенком субъективно нового знания ведет к развитию его личности и самореализации на основе достигнутых знаний и действий развиваются возможности творческого стиля мышления, что позволяет ребенку ставить перед собой проблемы, решать их, овладевая новыми способами действий и, при этом, меняться самим. Отчетливые изменения, которые происходят в психике детей за период обучения в начальной школе, служат важными ориентирами для целенаправленной организации воспитательного воздействия на них с целью обеспечения творческого развития.

 

Список литературы:

1. Бех, И. Д. Воспитание личности: личностно ориентированный подход, теоретико-технологические основы / И. Д. Бех. – К.: Лыбидь, 2013. –  280 с.

2. Вяхирева, Е. А. Развитие творческого мышления младших школьников / под ред. члена-корреспондента РАО, доктора педагогических наук, профессора Вяткина Л. Г.: монография. Балашов: Издатель Николаев, 2015. – 116 с.

3. Дусавицкий, А. К. Дважды два = Икс? / А. К. Дусавицкий. – М.: Знания, 2013. – 208 с.

4.Киричек, В. А. Воспитание детей младшего школьного возраста / В. А. Киричек / / Энциклопедия образования. – К: Юринком Интер, 2018. – 1040 с.

5. Костюк Г. С. мышление в деятельности младших школьников / за ред. Г. С. Костюка. – К.: «Рад. школа», 1981. - 155 С.

6. Кремень В. Г. Образование и общество в парадигме синергетического мышления / В. Г. Кремень // Педагогика и психология. – 2012. – № 2. - С. 5-11.

7. Кулюткин Ю. М. Развитие творческого мышления школьников / Ю. М. Кулюткин, Г. С. Сухобська. - Л., 1967. - 38 С.

8. Кульчицкая Е. И. Сирень одаренности в саду творчества / Е. И. Кульчицкая, В. А. Моляко. – Ж.: Изд-во ЖДУ им. И. Франко, 2018. – 316 с.

9. Матюхина М. В. Психология младшего школьника / М. В. Матюхина, Т. В. Михальчик, К. П. Патрина. - М: "Просвита", 1976. - 208 с.

10. Николаева е. психология детского творчества / Э. Николаева. - СПб.: Язык, 2016. – 220 С.

11. Новейший психолого-педагогический словарь / Е. С. Рапацевич; под общ ред. А. П. Астахова. - Минск: Современная школа, 2010. - 928 с.

12. Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогика / я. а. Пономарев. - М. «Педагогика», 1976. – 280 с.

13. Психическое развитие младших школьников: экспериментальное психологическое исследование / Под ред. В. В. Давыдова; Науч.- опыт. Ин-т общей и педагогической психологии Акад. мед. наук СССР. - М.: Педагогика, 1990. – 160 с.

14. Рахимов А. С. формирование творческого мышления школьников в процессе учебной деятельности: учебное пособие по спецкурсу / А. С. Рахимов. - Уфа, 1988. - 168 с.

15. Роджерс Н. творчество как усиление себя / Н.Роджерс // Вопросы психологии. – 1990. – № 1. - С. 164-168.

16. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: в 2 т. Т. II / С. Л. Рубинштейн. - М.: Педагогика, 1989. - 328 с. – (Труды д. чл. и чл.- кор. АПН СССР).

17. Семенов И. М. Рефлексия в организации творческого мышления и саморазвития личности / И. М. Семенов, С. Ю. Степанов / / Вопросы психологии. – 1983. – № 2. - С. 35-42.

18. Сухомлинский В. Сердце отдаю детям / В. Сухомлинский. - К.: "Акта", 2012. - 537 с.

19. Шопина, М. О. развитие мышления детей 5-9 лет и подростков / М. О. Шопина / / Практическая психология и социальная работа. – № 9. – 2013. - С. 60-66.


 

ТВОРЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА:

ТВОРЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА:

В. Григорьева), особенности развития творческого мышление в переходный период от дошкольного до младшего школьного возраста (В

В. Григорьева), особенности развития творческого мышление в переходный период от дошкольного до младшего школьного возраста (В

В начальной школе происходит становление человека

В начальной школе происходит становление человека

Младший школьный возраст является периодом интенсивного формирования учебной деятельности, которая является ведущей в этом возрасте

Младший школьный возраст является периодом интенсивного формирования учебной деятельности, которая является ведущей в этом возрасте

Теоретическое мышление обеспечивает анализ содержания задачи с выделением общего способа выполнения с последующим переносом на целый класс задач [13]; развитость внутреннего плана действий дает возможность…

Теоретическое мышление обеспечивает анализ содержания задачи с выделением общего способа выполнения с последующим переносом на целый класс задач [13]; развитость внутреннего плана действий дает возможность…

Конкретность мышления проявляется и в том, что детям легче проанализировать конкретные факты и сделать общий вывод, чем наоборот [9, с

Конкретность мышления проявляется и в том, что детям легче проанализировать конкретные факты и сделать общий вывод, чем наоборот [9, с

Эти новообразования касаются мотивации, целей, оценок, смыслов» [11, с

Эти новообразования касаются мотивации, целей, оценок, смыслов» [11, с

Следовательно, творческое мышление является сложным гармоничным сочетанием определенных психических и личностных качеств ребенка и определяет такие составляющие его проявления: 1) мотивационно-ценностный компонент (охватывает мотивационную, эмоциональную,…

Следовательно, творческое мышление является сложным гармоничным сочетанием определенных психических и личностных качеств ребенка и определяет такие составляющие его проявления: 1) мотивационно-ценностный компонент (охватывает мотивационную, эмоциональную,…

Вяткина Л. Г.: монография. Балашов:

Вяткина Л. Г.: монография. Балашов:

Рахимов А. С. формирование творческого мышления школьников в процессе учебной деятельности: учебное пособие по спецкурсу /

Рахимов А. С. формирование творческого мышления школьников в процессе учебной деятельности: учебное пособие по спецкурсу /
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.07.2020