«Творчество как сущность, цель и средство развития Homo-musicus»
Оценка 5

«Творчество как сущность, цель и средство развития Homo-musicus»

Оценка 5
Лекции
docx
музыка
25.03.2024
«Творчество как сущность, цель и средство развития Homo-musicus»
Человеческий род привык и по-латыни называть себя Homo Sapiens, Человек Разумный. Этим самым он выделяет себя из немыслящей природы и делает себя ее властелином. Однако человеком разумным стал довольно он поздно, первым его опередил было... Homo Musicus, Человек Музыкальный, слушающий музыку, сочиняющий и исполняющий ее. Человек музицировал еще тогда, когда он не умел измерять и вычислять, он музицировал тогда, когда он не мог для каждого события в природе — дождя, засухи и града — найти его причину.
методическое сообщение Творчество как сущность.docx

МБУДО «Детская школа искусств №8 им. Д.С. Русишвили»

города Смоленска.

 

Методическое сообщение на тему:                                                               «Творчество как сущность, цель и средство развития Homo-musicus»

преподавателя по классу баяна, аккордеона                                                           Мерусевой Татьяны Евгеньевны.

 

Человеческий род привык и по-латыни называть себя Homo Sapiens, Человек Разумный. Этим самым он выделяет себя из немыслящей природы и делает себя ее властелином. Однако человеком разумным стал довольно он поздно, первым его опередил было... Homo Musicus, Человек Музыкальный, слушающий музыку, сочиняющий и исполняющий ее. Человек музицировал еще тогда, когда он не умел измерять и вычислять, он музицировал тогда, когда он не мог для каждого события в природе — дождя, засухи и града — найти его причину.

Наверное, каждый из нас хоть иногда представлял себя на сцене: в зрительном зале гаснет свет, и раздается чарующая музыка – вы играете на рояле, скрипке или поете в сопровождении оркестра или a cappella. Не слышно даже дыхания зрителей – и вот звучит последний аккорд, зал взрывается аплодисментами! Очень обидно, но мы убеждены: музыкальный талант – он от Бога, дается не каждому, один на миллион, ну а вот автор книги Дина Кирнарская - российский музыковед, доктор искусствоведения, которая считается одним из лучших специалистов по выявлению и определению музыкальных способностей, берется доказать нам обратное и разрушить эти популярные мифы.                                                                                                                                                                                                                                                             По мнению философов, есть норма истинно человеческого существования и «главная «метка» богоподобия человека». По мнению отечественных ученых -  творчество есть природный механизм оптимального для всего живого взаимодействия со средой. По мнению ученых-педагогов, творчеству, как и счастью, действительно, нельзя научить, но можно научить творчески работать, и создать условия, устраняющие внутренние барьеры творческой реализации. Таким образом, творчество есть органичный закон и процесс жизнеобеспечения и развития на всех уровнях структуры мира, в том числе развития музыкального сознания и деятельности. Каковы же внутренние импульсы, побуждающие живые системы от биологической клетки до личности, от человеческого дитя до большого художника т в о р и т ь ?

Давайте сначала вспомним, что такое творчество? Чем оно отличается от англоязычного аналога – креативность. Творчество – это возможность человека к разностороннему мышлению, которое способно находить нестандартные решения для вполне обычных ситуаций. Чаще всего такие способности не являются врожденными и требуют специальных условий для их развития. Определения творчества включают в себя самый широкий круг его проявлений: от создания нового в качестве результата творческой деятельности до процесса поиска решения, от особых творческих способностей до навыков творческой деятельности. Креативность, по определению психологического словаря – это врожденные возможности (способности) человека, которые могут проявляться в мышлении, чувствах, общении, отдельных видах деятельности, характеризовать личность человека. Креативность как особая наивысшая «качественность» личности, имеет прямое отношение к музыкальной деятельности и сознанию, так как сам феномен музыки и музыкальной образности возможен только благодаря интонационно-символической функции музыкального сознания, суть которой - творческое преобразование жизненных переживаний и явлений. Именно поэтому музыка является особым даром развития креативности сознания человека. Но, по принципу парадоксов развития, все то, что способствует  развитию креативности на начальном этапе,  на каком-то уже другом этапе может явиться тормозом для дальнейшего развития креативности и творческой реализации личности.      

Так, первые музыкальные «открытия» ребенка в раннем детстве могут считаться творческими актами развивающейся психики и характеризуются исследователями как «наивная креативность», то есть естественное спонтанное самовыражение на фоне отсутствия стереотипов. Дети в процессе музыкального воспитания постепенно теряют непосредственное творческое самопроявление музыкального сознания и «выступают» с помощью освоенных образцов: интонационных штампов и этот вид креативности угасает по мере накопления эстетических моделей и стереотипов музыкальной деятельности закрепившихся в музыкальном опыте мини-произведений и их фрагментов. Развиваясь, ребенок и его музыкальное сознание неизбежно перестраивается на иного рода креативность - «культурную креативность», которая развивается, в свою очередь, в опоре на разнообразный опыт и мотивацию к творческой деятельности. Многими исследователями (В.Н. Дружинин, B.C. Юркевич, Е. Торренс) отмечалось наличие «спада» креативности с началом обучения в школе. Это заметно и в процессе музыкально - образовательной деятельности. Причины этого творческого спада у детей, попытка скрыть, внутренний мир. Одним из таких факторов является уже описанный нами объективный процесс смены креативности с одного типа на другой: «наивная» креативность сменяется так называемой «культурной» креативностью. Некоторые авторы как В.Л. Сухомлинский  придерживаются иного мнения,  найти способы уменьшить этот «провал» и даже способствовать некоему альтернативному пути поддержания «привычки к творчеству» на этом этапе развития психики ребенка является не только желаемой, но и стратегически важной задачей для педагога-музыканта. Эта проблема также актуальна и по отношению к феномену «притормаживания» творческого развития на других этапах музыкального образования. Каково место творчества в музыкально-педагогическом процессе? Если свести суть творчества к созданию конкретных культурных ценностей игре на музыкальном инструменте, или даже сочинения ученических музыкальных композиций, то возможности учителя музыки во многом определяются его личной склонностью к такому роду деятельности и умению заразить этой своей увлеченностью к музыки своих учеников.              В конечном итоге успех формирования «культурной» креативности, в отличие от «наивной», которой обладают все дети, заключается именно в устойчивой внутренней мотивации к творчеству, а развитию такой мотивации и может способствовать увлеченный творчеством учитель.


 

МБУДО «Детская школа искусств №8 им

МБУДО «Детская школа искусств №8 им

Определения творчества включают в себя самый широкий круг его проявлений: от создания нового в качестве результата творческой деятельности до процесса поиска решения, от особых творческих…

Определения творчества включают в себя самый широкий круг его проявлений: от создания нового в качестве результата творческой деятельности до процесса поиска решения, от особых творческих…

В конечном итоге успех формирования «культурной» креативности, в отличие от «наивной», которой обладают все дети, заключается именно в устойчивой внутренней мотивации к творчеству, а развитию…

В конечном итоге успех формирования «культурной» креативности, в отличие от «наивной», которой обладают все дети, заключается именно в устойчивой внутренней мотивации к творчеству, а развитию…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.03.2024