Творчество Алексея Николаевича Толстого.
Оценка 4.6

Творчество Алексея Николаевича Толстого.

Оценка 4.6
Занимательные материалы
doc
русская литература +1
Взрослым
27.03.2018
Творчество Алексея Николаевича Толстого.
Предлагаемый методический материал носит информационный характер, имеет литературную направленность, может быть использован при подготовке к урокам соответствующей тематики, при написании докладов, сообщений учащимися, в кружковой работе, при оформлении школьной литературной гостиной. В материалах литературной гостиной освещаются жизнь, творчество поэтов и писателей разных временных периодов, дается анализ. Характеристики героев, особенности построения произведений, описание жанров и т.д.
Алексей Николаевич Толстой.doc
Творчество Алексея Николаевича Толстого (Материалы литературной гостиной) А.   Н.   Толстой   ­   русский   писатель,   чрезвычайно   разносторонний   и   плодовитый   литератор, писавший во всех родах и жанрах, прежде всего прозаик, мастер увлекательного повествования. Граф, академик АН СССР (1939). Алексей Толстой родился 29 декабря 1882 (10 января 1883) Николаевск  Саратовской губернии. Скончался 23 февраля 1945 года, в Москве.  Детство. Первые шаги в литературе. Алеша Толстой вырос на хуторе Сосновка под Самарой, в имении своего отчима, земского служащего А. А. Бострома (мать писателя, будучи беременной, ушла от своего мужа, графа Н. А. Толстого,   к   любимому   человеку).   Счастливое   деревенское   детство   определило   жизнелюбие Толстого, всегда остававшееся единственной незыблемой основой его мировоззрения. Алексей учился в Петербургском технологическом институте, окончил его без защиты диплома (1907). Пробовал заниматься живописью. Печатал стихи с 1905 и прозу с 1908.  Алексей   Толстой   получил   известность   как   автор   рассказов   и   повестей   «заволжского» цикла (1909­1911) и примыкающих к нему небольших романов «Чудаки» (первоначально «Две жизни»,   1911),   «Хромой   барин»   (1912)   —   преимущественно   о   помещиках   своей   родной Самарской губернии, склонных к разным чудачествам, о всевозможных неординарных, иногда анекдотических   происшествиях.   Многие   персонажи   изображаются   юмористически,   с   легкой насмешкой. Привыкшая к серьезной проблематике критика постоянно одобряла талант Толстого, порицая его «легкомыслие».  Первая мировая война. Эмиграция. Во время Первой мировой войны Алексей Толстой был военным корреспондентом. Писатель с энтузиазмом встретил Февральскую революцию. Проживавший тогда в Москве «гражданин граф А. Н. Толстой» от лица Временного правительства был назначен «комиссаром по регистрации печати».   Дневник,   публицистика   и   рассказы   конца   1917­1918   отражают   беспокойство   и подавленность аполитичного писателя событиями, последовавшими за Октябрем. В июле 1918 Толстой с семьей выехал в литературное турне на Украину, а в апреле 1919 эвакуировался из Одессы в Стамбул.  Два эмигрантских года прошли в Париже. В 1921 Алексей Толстой переехал в Берлин, где были налажены более интенсивные связи с писателями, оставшимися на родине. Но писатель не смог прижиться за границей и сойтись с эмигрантами. В период нэпа Толстой вернулся в Россию (1923). Однако годы жизни за рубежом оказались весьма плодотворными. Тогда появились, среди других произведений, такие замечательные, как автобиографическая повесть «Детство Никиты» (1920­1922) и первая редакция романа «Хождение по мукам» (1921). Роман, охватывая время с предвоенных месяцев 1914 по ноябрь 1917, включал события двух революций, но был посвящен судьбам отдельных — хороших, хотя ничем не выдающихся — людей в катастрофическую эпоху; главные героини, сестры Катя и Даша, были обрисованы с редкой убедительностью.  В отдельном берлинском издании «Хождения по мукам» (1922) Алексей Толстой объявил, что это будет трилогия. По сути, антибольшевистское содержание романа было «исправлено» благодаря сокращению текста. Толстой всегда был склонен переделывать, иногда многократно, свои произведения, меняя названия, имена героев, добавляя или убирая целые сюжетные линии, колеблясь в авторских оценках подчас между полюсами. Но в СССР это его свойство слишком часто стало определяться политической конъюнктурой. Писатель всегда помнил о «грехе» своего графско­помещичьего происхождения и «ошибках» эмиграции, оправдание себе искал в том, что он стал популярен у самого широкого читателя, подобного которому до революции не было.  В России. Новые и старые темы. В 1922­1923 в Москве был опубликован первый советский научно­фантастический роман — «Аэлита», в котором красноармеец Гусев устраивает на Марсе революцию, правда, неудачную. Во втором фантастическом романе Алексея Толстого «Гиперболоид инженера Гарина» (1925­ 1926, позже не раз переделывался) и рассказе «Союз пяти» (1925) маниакальные властолюбцы пытаются   с   помощью   небывалых   технических   средств   покорить   весь   мир   и   истребить большинство   людей,   но   тоже   неудачно.   Социальный   аспект   везде   упрощен   и   огрублен   по­ советски,   но   Толстой   предсказал   космические   полеты,   улавливание   голосов   из   космоса, «парашютный тормоз», лазер, деление атомного ядра.  «Похождения Невзорова, или Ибикус» (1924­1925) — настоящий плутовской роман 20 в. с массой невероятных приключений авантюриста  в тех местах, где побывал сам Толстой перед эмиграцией и в ее начале (в Стамбуле). Очевидно влияние «Ибикуса» на И. Ильфа и Е. Петрова, Михаила Афанасьевича Булгакова (хотя последний и презирал Толстого).  В  повестях   «Гадюка»  (1925)   и   «Голубые   города»  (1928),   воспринятых   читателями   как «антинэповские»,   на   самом   деле   зафиксирован   процесс   омещанивания   советского   общества, губительный   для   бывших   и   нынешних   энтузиастов   Гражданской   войны   и   социалистического строительства.  В русле официальной идеологии.  В 1930­е гг. по прямому заказу властей Алексей Толстой написал первое произведение о Сталине   —   повесть   «Хлеб   (Оборона   Царицына)»   (вышла   в   1937),   целиком   подчиненную сталинским мифам о Гражданской войне. Это было как бы «добавление» к «Восемнадцатому году»,   где   Толстой   «просмотрел»   выдающуюся   роль   Сталина   и   Ворошилова   в   тогдашних событиях.   Некоторые   персонажи   повести   перекочевали   в   «Хмурое   утро»  (закончено   в   1941), последнюю   книгу   трилогии,   произведение   все­таки   более   живое,   чем   «Хлеб».   Патетическими речами   Рощина   («Хождение   по   мукам»)   в   неудачном,   как   обычно   у   Толстого,   сказочно счастливом   финале   он   косвенно,   но   определенно   оправдывал   репрессии   1937.   Однако   яркие характеры, увлекательный сюжет, мастерский язык Толстого надолго сделали трилогию одним из самых популярных произведений советской литературы.  К числу лучших в мировой литературе повестей Алексея Толстого для детей принадлежит «Золотой   ключик,   или   Приключения   Буратино»   (1935),   весьма   основательная   и   удачная переделка сказки итальянского писателя 19 в. Коллоди «Пиноккио».  Историческая проза. После   Октябрьской   революции   Алексей   Толстой   заинтересовался   исторической тематикой. На материале 17­18 вв. написаны рассказы и повести «Наваждение» (1918), «День Петра»   (1918),   «Граф   Калиостро»   (1921),   «Повесть   смутного   времени»   (1922)   и   др.   Кроме рассказа о Петре Первом, который строит Петербург, проявляя чудовищную жестокость к людям и   оставаясь   в   трагическом   одиночестве,   все   эти   произведения   более   или   менее   насыщены приключениями,   хотя   в   изображении   смуты   начала   17   в.   чувствуется   взгляд   человека, повидавшего смуту 20 в.  В 1930 и 1934 выходят две книги большого повествования о Петре Первом и его эпохе. В угоду противопоставления старого и нового миров Алексей Толстой преувеличил отсталость, бедность   и   бескультурье   допетровской   Руси,   не   вполне   пропорционально   представил   разные социальные   круги   (например,   деятелям   церкви   почти   не   уделено   внимания),   но   объективно­ историческую   необходимость   тогдашних   преобразований,   как   бы   сравниваемых   с преобразованиями   социалистическими,   и   средства   их   осуществления   показал   в   общем   верно. Россия в изображении писателя меняется, вместе с ней «растут» герои романа, прежде всего сам Петр.  Первая глава перенасыщена  событиями, она охватывает  события с 1682 по 1698 годы, которые   часто   даются   в   самом   кратком   изложении.   Вторая   книга   заканчивается   начальным периодом   строительства   Петербурга,   основанного   в   1703:   идут   серьезные   преобразования, которые   требуют   более   пристального   внимания.   Действие   неоконченной   третьей   книги измеряется месяцами. Внимание Толстого переключается на людей.  Роман   без   романной   интриги,   без   связного   вымышленного   сюжета,   без   авантюрности, вместе с тем чрезвычайно увлекателен и красочен. Описания быта и нравов, поведения самых разных   персонажей   (их   очень   много,   но   они   не   теряются   в   толпе,   которая   тоже   не   раз изображается),   тонко   стилизованный   разговорный   язык   составляют   весьма   сильные   стороны романа, лучшего в советской исторической прозе.  Третью книгу «Петра Первого» смертельно больной Алексей Толстой писал в 1943­1944. Она обрывается на эпизоде взятия Нарвы, под которой войска Петра потерпели первое тяжелое поражение в начале Северной войны. Это производит впечатление законченности незаконченного романа. Петр уже явно идеализирован, даже заступается за простой народ, на всей тональности книги сказались национально­патриотические настроения времен Великой Отечественной войны. Но основные образы романа не потускнели, интерес событий не пропал, хотя в целом третья книга слабее двух первых.  Характеры и изображение исторических событий, переданная атмосфера времени делают «Петра Первого» исключительно захватывающим чтением.  Во время Отечественной войны. Во время   войны  Алексей  Толстой   написал  также   много  публицистических   статей,  ряд рассказов на актуальные темы, в том числе «Русский характер» (прототипом героя которого на самом деле был кавказец) и драматическую дилогию «Иван Грозный» со сталинской концепцией изображенного времени и героя.  Свою вторую Сталинскую премию, полученную за «Хождение по мукам», Алексей Толстой отдал на танк с именем «Грозный», который, правда, сгорел. Третьей Сталинской премии писатель был удостоен посмертно за драматическую дилогию в 1946.  Противоречивость Толстого. Личность Алексея Толстого чрезвычайно противоречива так же, как его творчество. В СССР он воспринимался как «писатель номер два» (после Горького) и был символом «переделки» барина,   графа   в   советского   гражданина,   чьи   произведения   считались   художественно   и идеологически   безупречными.   За   исключением   периода   1923­1927,   когда   Толстой   не   раз жаловался на материальную нужду, он и при советской власти прожил жизнь большим барином. При этом был неутомимым тружеником: на переполненном пароходе, увозившем его в эмиграцию, не переставал работать на пишущей машинке.  Писал   Толстой   непременно   каждый   день.   Не   раз   хлопотал   за   опальных   и   даже арестованных знакомых, но мог и уклониться от оказания помощи. Любящий семьянин, Толстой четырежды был женат; одна из его жен, Н. В. Крандиевская, и ее сестра отчасти послужили прототипами героинь «Хождения по мукам».  Толстой работал с подлинными фактами, признавал только реалистическую манеру, но был выдумщиком­фантастом   (охотно   обрабатывал   народные   сказки).   Душа   любого   общества,   он вызывал презрительное отношение таких людей, как А. А. Ахматова или М. А. Булгаков, а от O. Э. Мандельштама получил пощечину.  Еще в середине 1920­х гг. Д. П. Святополк­Мирский дал Алексею Толстому оригинальную характеристику: «Самая выдающаяся черта личности А. Н. Толстого — удивительное сочетание огромных дарований с полным отсутствием мозгов» (С. Мирский Д. История русской литературы с   древнейших   времен   по   1925   год.   London,   1992.   С.   794).   Действительно,   Алексей   Толстой принимал участие во многих неприглядных официальных кампаниях властей.  Наследие   Алексея   Толстого   огромно   («Полное   собрание   сочинений»   на   самом   деле охватывает небольшую часть им написанного) и крайне неравноценно. Он внес очень значительный вклад   в   несколько   жанров   и   тематических   пластов   литературы,   у   него   есть   шедевры   и произведения, которые ниже всякой критики. Сильные и слабые стороны часто переплетаются в пределах одного произведения.

Творчество Алексея Николаевича Толстого.

Творчество Алексея Николаевича Толстого.

Творчество Алексея Николаевича Толстого.

Творчество Алексея Николаевича Толстого.

Творчество Алексея Николаевича Толстого.

Творчество Алексея Николаевича Толстого.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.03.2018