Тьютор - кто
он?
Тьютор — tutor в переводе с
английского — педагог-наставник. Этимология этого слова (лат. tueor
— заботиться, оберегать) связана с понятиями — "защитник",
"покровитель", "страж".
Тьютор — педагог,
который действует по принципу индивидуализации и сопровождает построение
учащимся своей индивидуальной образовательной программы (Т. М. Ковалева);
педагог-наставник, способный обеспечить социально-педагогическое
сопровождение учащихся при выборе и прохождении ими индивидуальных образовательных
траекторий; тот, кто сопровождает процесс освоения новой деятельности.
Тьюторство в современном
образовании — педагогическая позиция, которая связана со специальный
образом организованной системой образования. Учебный процесс, режим и
характер занятий выстраиваются и складываются, исходя из познавательного
интереса, склонностей, способностей восприятия ученика. Движущие силы в пей
— это педагог-тьютор и его подопечный.
Технологии тьюторского сопровождения
позволяют решать задачи, предложенные в национальной образовательной
инициативе "Наша новая школа", предполагающей в рамках
формирования принципиально новой системы непрерывного образования
"постоянное обновление, индивидуализацию спроса и возможностей его
удовлетворения". При этом ключевой характеристикой такого образования
становится не только передача знаний и технологий, но и формирование
творческих компетентностей, готовности к переобучению", "умение
обучаться в течение всей жизни, выбирать и обновлять профессиональный
путь". Школьники должны быть вовлечены в исследовательские проекты,
творческие занятия, спортивные мероприятия, в ходе которых они научатся
изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными
выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу,
формулировать интересы и осознавать возможности.
Тьюторство возникает там и тогда, где
и когда появляются потребность и необходимые условия перехода к
вариативности и индивидуализации образовательных программ.
Сопровождать — значит
"сопутствовать, идти вместе, быть рядом или помогать" (из словаря
В. Даля). Тьюторское сопровождение — это особый тип гуманитарного
педагогического сопровождения.
Под педагогическим сопровождением понимается
такое учебно-воспитательное взаимодействие, в ходе которого ученик совершает
действие по заранее известным нормам, а педагог создает условия для
эффективного осуществления этого действия.
Культурные нормы известны заранее. В
ситуации тьюторского сопровождения акцент смещен в сторону самостоятельного
разрабатывания приемлемых для данной личности норм, которые обсуждаются с
тьютором. Чтобы тьюторское сопровождение осуществилось, учащийся должен сам
совершить некую "образовательную пробу", результаты которой и
будут предметом совместного анализа.
В основе тьюторской работы лежит
принцип индивидуализации, что и определяет все используемые тьютором приемы
и способы. Но индивидуальный подход и индивидуализация — разные понятия. Индивидуальный
подход: работа с человеком реальным — диагностика, коррекция, единый
результат. Индивидуализация: работа с человеком возможным — создание
среды, возможности, личный результат. Главный инструмент обучения,
воспитания и базовая функциональная обязанность педагога-тьютора — создание
индивидуальной образовательной программы, которая постоянно уточняется
и корректируется. Изменения вносятся в зависимости от совместного анализа
успехов и продвижений учащегося па пути освоения знаний.
Тыоторские технологии помогают
организовать работу с личным интересом (потребностью) учащегося и переводом
индивидуального интереса подопечного в побуждение к конкретной
деятельности. К этим технологиям можно отнести: технологии проектирования,
исследовательские методы, дебаты, образовательный туризм, портфолио,
развитие критического мышления при чтении и письме, творческие мастерские,
кейс-стади, технологии открытого пространства (ТОП), социокультурные игры,
робинзонада и т.д. Тьютор использует и целый пакет технологий, которые
активно используются в педагогической психологии — вопросно-ответные
технологии, технологии рефлексивных сессий, технологии активного слушания,
технологии модерации и т.д. Однако ключевым инструментом тьютора можно
назвать вопрос и умение тьютора с ним работать.
Классные руководители, организаторы
деятельности, руководители детских объединений, тьюторы подчиняются
непосредственно заместителю директора школы по воспитательной работе,
который, в свою очередь, подчиняется директору школы.
Перспективы развития воспитательного
процесса определяются коллегиально (малым и общим педагогическими
советами), также коллегиально разрешаются все сложные вопросы воспитания и
противоречия воспитательного процесса в школе.
В целях оказания методической помощи
педагогам и методического обеспечения воспитательного процесса в школе
может быть создан методический совет — общественное
объединение педагогов, главной задачей которого является методическое
обеспечение воспитательного процесса в школе.
Возможные функции методического
совета.
1. Разрабатывает методические
рекомендации по эффективной организации воспитательного процесса.
2. Обобщает воспитательные результаты
школы.
3. Организует обмен положительным
педагогическим опытом в достижении воспитательных результатов.
4. Участвует в реализации программы
повышения профессионального уровня педагогов по вопросам воспитания и
методики воспитания.
5. Проводит экспертизу воспитательных
программ педагогов.
6. Выстраивает перспективы развития
воспитательных структур школы.
В состав методического совета могут
войти классные руководители, психологи, социальные педагоги, старший вожатый,
омбудсмен, учителя-предметники, организаторы. Совет имеет план работы и
собирается не реже одного раза в месяц. Руководство советом может
осуществлять заместитель директора, профессиональный методист, опытный
педагог-воспитатель. При необходимости совет может организовывать работу
методических объединений классных руководителей. Для разработки каких-либо
сложных вопросов воспитания совет может открывать постоянно действующие (в
течение года или более) временные творческие лаборатории педагогов, главная
задача которых — найти пути решения той или иной проблемы воспитания.
Кроме того, в каждом классе и в школе
выбираются родительские комитеты.
|