Тьюторское сопровождение детей с РАС и ЗПР

  • pptx
  • 29.09.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала мастер класс.pptx

Мастер класс
«Тьюторское сопровождение детей с ОВЗ»

Выполнила: Рудько Виолетта Вячеславовна.
Тьютор. МБОУ СОШ «Перспектива»

ДОЛЖНОСТНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ ТЬЮТОРА

Организует процесс индивидуальной работы с учащимися по выявлению, формированию и развитию познавательных интересов.
Организует индивидуальное сопровождение в образовательном пространстве.
Помогает разобраться в успехах, неудачах ребенка.
Оказывает помощь ребенку преодолении проблем и трудностей в процессе обучения.
Формирует необходимые условия для индивидуализации процесса обучения.
Организует взаимодействие ребенка с педагогом и другими специалистами.
Организует консультации для родителей по вопросам устранения учебных трудностей, коррекции индивидуальных потребностей.
Осуществляет мониторинг динамики процесса обучения ребенка.
Заботится о сохранности жизни и здоровья ребенка во время образовательного процесса [2].

Ребенок с ОВЗ и учитель

Тьютор

Ребенок слушает воспитателя/учителя и выполняет его инструкции.

Привлекает внимание ребенка к воспитателю: « Смотри на…. ( имя воспитателя), слушай …»;
« Смотри на доску»;
« Возьми ручку, пиши» т.п.

Ребенок с ОВЗ и тьютор

Тьютор:

Ребенок выполняет рекомендации тьютора.

Следит за организацией рабочего пространства ученика;
Соотносит задания воспитателя с возможностями ученика, адаптация материала для ученика (визуализация);
Если ребенок не успевает полностью выполнить задание – определяет нужный момент, когда следует остановиться и переключиться на новое задание;
Если общее задание для всех детей сложно для понимания ребенка, то продолжает с подопечным работу по предыдущему заданию.
Если тьютору будет сложно решить, в какой момент правильнее переключиться, то необходимо спросить об этом воспитателя.

Ребенок с ОВЗ и другие ученики

Тьютор:

Ребенок по своей инициативе общается с ними, отвечает на обращение других ребят к нему.

Наблюдает за контекстом общения детей и в соответствующие моменты подключает к общению подопечного.
Например, сосед по парте у ребенка просит ластик, а тот не реагирует. Тьютор организует диалог « Дай пожалуйста, ластик» - « На « - « Спасибо,,, На, возьми обратно».

Ребенок с ОВЗ и родители

Тьютор:

Ребенок перед началом уроков прощается с родителями, после уроков – встречает родителей и прощается с тьютором.

Помогает подопечному в общении со своими родителями в условиях ДОУ – помогает рассказать, что было в ДОУ, познакомить с их друзьями и т. п. Ребенок может обменяться несколькими фразами и с родителями других детей.

Инструменты работы тьютора

Для каждого ребенка подбирается индивидуальный прием получения информации.

Применение на уроках PECS-карточек.

Когда хорошее взаимоотношение между тьютором и учеником, для ученика важна поддержка и похвала тьютора за выполнение задания. В таких случаях ребенок зовет тьютора, чтоб он подошел посмотрел, как ребёнок выполнил задание, оценил его и сказала «молодец».

Для детей с РАС немаловажную роль играет мотивация в виде наклейки, жетонов, сладостей, любимой игрушки. Пример один ученик зарабатывает на уроке жетоны и в конце учебного дня получает телефон. А у другого ребёнка мотивация выполнения задания является наклейка в блокнот.

ПЕРЕЧЕНЬ ИСТОЧНИКОВ


1. Дефектологический словарь: В 2 т. / Под ред. В. Гудониса, Б. П. Пузанова. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2007. Т.2. с. 90.
2. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ.