У р о к 34. ЧИСЛО 10
Цели данного урока: познакомить учащихся с образованием числа 10; формировать умение в увеличении и уменьшении числа на 1; закреплять знание состава изученных чисел; работать над развитием мышления учащихся, работать над геометрическим материалом, над логикойУ р о к 34. ЧИСЛО 10
У р о к 34. ЧИСЛО 10
Цели урока:
познакомить учащихся с образованием числа 10;
формировать умение в увеличении и уменьшении числа на 1; закреплять
знание состава изученных чисел; работать над развитием мышления учащихся.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Изучение нового материала.
1. Образование числа 10.
Учащиеся рассматривают сюжетный рисунок (с. 56 учебника, часть 1) и
составляют по нему рассказ.
Затем дети составляют по данному рассказу числовое выражение, которое
решается сложением. В результате на доске появляется з а п и с ь:
9 + 1 =
– Какое число следует за числом 9? (Число 10.)
Учитель вывешивает увеличенный образец записи числа 10 и дополняет
предыдущую з а п и с ь:
9 + 1 = 10.
– Что вы можете сказать о числе 10?
– Где на числовой прямой место числа 10? (Учащиеся наносят число 10 на
числовую прямую.)
2. Объяснение новых понятий: «однозначное число» и «двузначное
число».
– Посмотрите внимательно и скажите: чем отличается число 10 от чисел,
которые мы изучили ранее? (Для его записи требуются две цифры.)
Числа, для записи которых требуются две цифры (два знака), называются
двузначными; числа, для записи которых требуется одна цифра (один знак),
называются однозначными.
3. Упражнение в чтении порядковых числительных.
Далее дети по этому же рисунку упражняются в чтении порядковых
числительных: первый, второй, третий… десятый.
Затем дети составляют ещё один рассказ и по нему записывают числовое
выражение, которое решается вычитанием:
10 – 1 = 9.
Учитель просит учащихся сравнить оба выражения:
9 + 1 = 10;
10 – 1 = 9 и подумать над тем, как они связаны между собой.III. Анализ образца, письмо числа 10.
Учитель обращает внимание детей на увеличенный образец числа 10.
Ноль встаёт за единицей –
Вот и 10 на странице.
Г. Виеру
Так как число 10 двузначное, для его записи требуются не одна, а две
клетки.
Письмо числа по э т а п а м:
в воздухе;
по точкам;
самостоятельно (с. 15 в тетради № 1, задание 3).
IV. Закрепление знания порядкового места чисел 1–10.
Учащиеся выполняют вторую часть задания 3 (с. 15 в тетради № 1),
восстанавливая ряд чисел.
Далее учитель может предложить ученикам выполнить задание 4 (с. 15 в
тетради № 1): стрелками соединить числа в заданном порядке.
V. Упражнение в увеличении (уменьшении) числа на 1.
Учитель может использовать задание 2 (с. 56 учебника, часть 1). Данное
задание можно провести в виде игры «Лучший счётчик».
При выполнении задания отрабатывается использование детьми терминов
«последующее число», «предыдущее число». Также учителю следует
отрабатывать у учащихся навык чтения равенств разными способами.
VI. Закрепление знания состава изученных чисел.
С а м о с т о я т е л ь н а я работа учащихся.
Ученики выполняют задание 2 (с. 15 в тетради № 1).
Дети находят значения числовых выражений, которые даны в задании,
затем все числовые выражения, которые имеют значение «5», закрашивают
красным цветом, а те выражения, которые имеют значение «4», – зелёным.
(При выполнении задания ученикам можно пользоваться числовой прямой.)
С а м о п р о в е р к а с доски (или с контрольного листа).
VII. Работа с геометрическим материалом.
Учитель спрашивает учащихся о том, как называются линии, изображённые
в задании 3 (с. 56 учебника, часть1).– Обоснуйте ваше мнение.
– Что можно сказать о длине зелёного отрезка по сравнению с синим?
(Зелёный отрезок короче синего.)
– Что можно сказать о длине синего отрезка по сравнению с зелёным?
(Синий отрезок длиннее зелёного.)
– Почему так считаете? (В синем отрезке содержится 5 мерок, а в
зелёном – 6.)
VIII. Итог урока.
– Что хотите сказать?
– Чему научились на уроке?
– Что особенно понравилось?