У р о к 37. САНТИМЕТР – ЕДИНИЦА ИЗМЕРЕНИЯ ДЛИНЫ
Цели данного урока: познакомить учащихся с единицей измерения длины – сантиметром; учить детей измерять длину отрезков при помощи линейки; продолжать пропедевтику темы «Задача»; работать над развитием мышления учащихся, закрепить состав чиселУ р о к 37. САНТИМЕТР – ЕДИНИЦА ИЗМЕРЕНИЯ ДЛИНЫ
У р о к 37. САНТИМЕТР – ЕДИНИЦА ИЗМЕРЕНИЯ ДЛИНЫ
Цели урока: познакомить учащихся с единицей измерения длины –
сантиметром; учить детей измерять длину отрезков при помощи линейки;
продолжать пропедевтику темы «Задача»; работать над развитием мышления
учащихся.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Знакомство с единицей измерения длины – сантиметром.
1. Подготовка учащихся к восприятию нового материала.
Учитель может начать урок с отрывка из сказки Григория Остера
«Зарядка для хвоста», а также использовать фигурки персонажей сказки:
мартышки, слонёнка, попугая, удава.
…Удав напомнил, что он просил, чтоб его мерили.
– Сейчас! – сказал Попугай. – Уже начинаю. Я измерю твой рост в
попугаях.
– В попугаях? – хором удивились Слонёнок и Мартышка.
– Как это? – растерялся Удав.
– А так, – сказал Попугай. – Сколько попугаев в тебе поместится,
такой у тебя и рост!
Попугай шагнул и наступил Удаву на хвост.
– Ой! – тихонько сказал Удав. Но Попугай еще раз шагнул и пошел по
Удаву от хвоста к голове.
Попугай шел и считал шаги. Дойдя до головы, Попугай спрыгнул на
землю и сообщил Удаву:
– Твой рост будет ровно тридцать восемь попугаев! Вот какой у тебя
рост!
– Ух ты! – восхитился Удав. – Тридцать восемь!
– А чем еще можно мерить рост? – спросила у Попугая Мартышка.
– Всем! – сказал Попугай.
– И мартышками можно?
– Можно!
Мартышка подскочила к Удаву и стала по нему кувыркаться.
– Раз, два! – кричала Мартышка, кувыркаясь. – Левой, правой!
Дважды… – И тут Мартышка, которая начала кувыркаться с головы,
докувыркалась до хвоста.
– Все! – разочарованно сказала Мартышка. – Он уже весь кончился!
– Пять мартышек! – объявил Попугай.
– А теперь… давайте слонёнками! – предложил Слонёнок.Слонёнок стал возле хвоста Удава, шагнул и сказал: «Раз!»
Потом он еще шагнул и сказал: «Два». И когда он сказал:«Два», он уже
оказался возле головы Удава.
– Два! – вздохнул Слонёнок. – Только два…
– Два слонёнка! – объявил Попугай.
– Ура! – прошептал счастливый Удав. – Ура!!! – закричал он изо всех
сил. – Ура!!! Прекрасно! Просто здорово! Спасибо вам, друзья! Тебе,
Попугай! Тебе, Мартышка! И тебе, Слонёнок! Ну, как бы я измерил свой
рост, если бы не вы?!
– А теперь, – сказал Удав, – теперь я знаю, что мой рост…
– Два слонёнка! – сказал Слонёнок.
– Пять мартышек! – сказала Мартышка.
– Тридцать восемь попугаев! – сказал Попугай.
– Что хотите сказать?
– Почему длина удава выходила всё время разной?
– Можно ли таким образом определить длину любого другого предмета?
– Почему?
– Как же быть, если нам необходимо узнать длину какоголибо предмета?
(Высказывания учащихся.)
2. Знакомство с единицами длины.
Далее учитель, подводя итог сказанному детьми, сообщает о том, что для
измерения длины предметов существуют различные единицы длины:
миллиметр, сантиметр, метр, километр и др.
Затем учитель просит учащихся рассмотреть чертежи на с. 60 учебника
(часть 1).
– Что изображено? (Отрезки.)
– Докажите.
– Какой отрезок самый длинный?
– Какой короче других?
– Есть ли одинаковые по длине отрезки?
– Как вы это узнали?
– Можно ли подругому узнать длину этих отрезков? Как?
– Для измерения и черчения отрезков и прямых линий используют
чертёжный инструмент… (линейку).
– Возьмите ваши линейки. Рассмотрите их внимательно.
– Что увидели?
Далее учитель сообщает учащимся о том, что расстояние от одного
деления, обозначенного цифрой, до другого составляет один сантиметр.
Сантиметр – единица измерения длины.
3. Упражнение в измерении длины предметов.Можно поупражнять детей в измерении длины различных предметов.
(Учитель должен показать детям, как правильно прикладывать линейку к
измеряемому предмету: «0» должен совпадать с началом измеряемого
объекта.)
III. Пропедевтика темы «Задача».
На данном этапе урока учителем могут быть использованы задания 2 (с. 60
учебника, часть 1), 1 (с. 61 учебника, часть 1). Учитель просит прочитать
учащихся рассказ задания 2 (с. 60) (термин «задача» вводится несколько
позже).
– Что узнали из рассказа?
– Что требуется узнать?
– Какое действие следует выполнить, чтобы ответить на поставленный
вопрос?
– Почему так считаете?
– Запишите решение.
комментированием.)
(Учащиеся
записывают решение с
Далее учитель просит детей рассмотреть рисунок к заданию 1 (с. 61) и
составить рассказы, соответствующие рисунку и схемам под ним.
Например:
В пруду плавало 3 уточки. 2 уточки было на берегу. Сколько всего уточек?
В пруду плавало 5 лебедей, из них 1 чёрный, а остальные белые. Сколько
белых лебедей плавало в пруду?
В пруду плавало 5 лебедей, из них 4 белых, а остальные чёрные. Сколько
чёрных лебедей плавало в пруду?
Решение задач учащиеся записывают в тетради с комментированием.
IV. Упражнение в увеличении (уменьшении) числа на 1.
На д о с к е записаны равенства и неравенства:
6 * 1 > 5 8 * 1 = 7
9 * 1 < 10 6 + 1 = 7
– Как вы думаете, ребята, какое задание предстоит выполнить?
Учащиеся в процессе рассуждения доказывают, какой знак и какое число
пропущены.Например: если из шести вычесть один, получится пять. Пять равно пяти.
Получилось равенство, нам же дано неравенство. Если к шести прибавить
один, получится семь. Семь больше пяти. Значит, нужно ставить знак «плюс».
Было число 8, стало 7. Число уменьшилось (стало меньше), значит, нужно
ставить знак «минус». И т. д.
V. Самостоятельная работа учащихся.
Учащиеся выполняют с а м о с т о я т е л ь н о задание 3 (с. 60 учебника,
часть 1).
В з а и м о п р о в е р к а.
В заключение урока дети из разрезных фигур Приложения к учебнику
составляют домик, кораблик, рыбку (по выбору).
VI. Итог урока.
– Что нового узнали?
– Какая работа особенно понравилась?