Министерство образования, науки и молодежной политики Забайкальского края
«Краснокаменский промышленнотехнологический техникум»
Презентация
ученического проекта с элементами театрализованного
представления
«У войны не женское лицо»
(по повести Б.Л.Васильева «А зори здесь тихие…»
Руководитель проекта: Качарава Н.С.,
преподаватель литературы и
русского языка
г.Краснокаменск. Цель: продолжение знакомства с жизнью и творчеством Б.Л.Васильева.
2016г.
Задачи:
Обучающая: познакомиться с творчеством Б. Васильева,
раскрыть
увидеть художественные приёмы,
понятия героизма,
способствующие раскрытию внутреннего состояния героев, проблематику
повести;
патриотизма,
Развивающая: способствовать развитию духовно развитой, творчески
активной личности, умения анализировать художественное произведение,
самостоятельно делать выводы, обобщения;
Воспитательная: способствовать формированию нравственных ценностей,
чувства гордости за свою страну, ее героическое прошлое, продолжить
формирование активной гражданской позиции, толерантности, развивать
интерес к литературе и произведениям о ВОВ.
Оборудование: мультимедийная презентация, тексты повести Б.Васильева
«А зори здесь тихие…», реквизит для инсценировки, аудиозаписи песен
военных лет, фрагмент художественного фильма по повести, выставка книг о
ВОВ.
Методы: анализ художественного текста, проблемное изложение, метод
недописанного предложения, творческое воспроизведение, работа в малых
группах.
анализ эпизодов,
Виды деятельности студентов:
умение
самостоятельно работать с информацией, отбирая нужный материал,
формулирование выводов,
инсценирование эпизодов
произведения.
обобщений,
Межпредметная связь: история, психология, география, русский язык.
Тип урока: урок совершенствования и закрепления знаний.
Ход урока: I.Организационный момент.
СЛАЙД 1
II.Создание положительно – эмоционального настроя на общение
III. Сообщение темы и раскрытие цели урока
Преподаватель: Мы продолжаем изучать большую тему «Литература 5080х
годов 20века».Сегодня мы продолжим знакомство с творчеством писателя
Б.Л.Васильева и его повестью о ВОВ «А зори здесь тихие. В конце 2 курса вы
будете сдавать экзамен по русскому языку и литературе. В сборнике
экзаменационных тем есть темы, посвященные победе нашего народа в
Великой отечественной войне.
Посмотрите на выставку книг и фотографии на слайде (СЛАЙД 2), и
попробуйте сформулировать задачи сегодняшнего урока, что мы должны
сегодня узнать, понять?
(Возможные ответы о женщинах на войне. Какие они были, девчонки,
ушедшие на войну в 41м? Как воевали, что пережили? В чем истоки их
героизма? Какова роль женщины на фронте?)
Преподаватель: Правильно. Сегодня мы будем говорить о роли женщины на
войне на примере повести Б.Васильева « А зори здесь тихие», вместе будем
искать ответы на поставленные вами вопросы, представляя наш проект по
этому произведению. (СЛАЙД 3)
Исходя из задач, темой нашего урока станут слова белорусской поэтессы
С.Алексиевич «У войны не женское лицо». (СЛАЙД 4)
Цель урока: продолжить знакомство с творчеством Б.Васильева .
Эпиграфом к нему будут слова поэта И. Молчанова (СЛАЙД 5)
Ты гори, зари полоска узкая,
По земле ползет пожара дым…
Мы тебя, земля родная, русская, Никогда врагу не отдадим.
Запишите тему урока и эпиграф в ваши тетради. При оценке ваших ответов я
буду применять рейтинговую систему оценки .
Студентка выступает с сообщением о биографии Б.Васильева.(СЛАЙДЫ
6,7)
IV. Актуализация знаний студентов
Преподаватель:
1.Давайте вспомним, в каких войнах участвовала Россия в 20 веке?
(1914,1919,194145)
2. Каждая войнаэто разрушения, боль, смерть, слезы. Одной из самых
кровавых и жестоких в XX веке была II Мировая война, которую в великой
стране, называющейся Советский Союз, назвали Великой отечественной
войной. К великому сожалению, в наше непростое время роль Советского
Союза во II Мировой войне начинает переосмысливаться в современной
истории, дается переоценка вклада Советского Союза в исход этой страшной
войны. Возможно, наш урок побудит когонибудь из вас задумываться над
судьбой своей Родины, больше читать произведения о ВОВ, научит гордиться
своей страной, ее историей.
Женщина и война... Оба эти слова женского рода, но как же они
несовместимы... Женщина и война...
(СЛАЙД 8) Студентка произносит: « Девушкам бойцам сурового времени и
посвящаем мы свой урок. Сегодня мы расскажем о девушках, которых
бесчеловечно, жестоко «уравняла» война, злобно растоптав их обаяние,
нежность, любовь.»
3.До начала изучения повести я дала вам домашнее задание, в котором
просила написать минисочинения на тему: «Какова была роль женщины во
время ВОВ?» . Выдержки из некоторых работ представлены на слайде.
Прочитайте их, пожалуйста.(читают студентки)
(СЛАЙД 9) (СЛАЙД 10)
4.Словарная работа : Для работы на уроке нам необходимы некоторые
понятия, такие как патриотизм, героизм, ландшафт, толерантность.
Я просила вас найти в словаре лексическое значение каждого слова
(Смотрим на СЛАЙД 11)
Патриотизм преданность и любовь к своему отечеству и народу
Героизм героический дух, образ действий, присущий герою
Ландшафт вид земной поверхности, общий вид местности
Толерантность терпимость к другому человеку, нации, мнению
5. Запишите эти термины в тетрадь.
V. Выявление степени понимания учащимися учебного материала
следуют слайды с карельскими пейзажами (СЛАЙД 12)
Преподаватель:
5.Посмотрите на эти слайды. Где происходят события, описанные в повести?
(СЛАЙД 13)
6.Покажите эти места на карте.
7.Какой ландшафт преобладает в этих местах?( это болотистая, озерная
местность с густыми лесами студенты)
8.Вам нравятся эти пейзажи на слайде? Что в них особенного? (очень
красиво). Вот в этих красивых карельских лесах и происходят события,
описанные в повести. Красив карельский пейзаж: зеленые леса, чистые реки,
спокойная гладь воды, высокое, глубокое небо… Тишина… И тихие, тихие
зори…
9. Давайте поразмыслим над содержанием повести «А зори здесь тихие…».
10.Вы уже отметили, что в этой местности сказочно красивые места. Какую
природную черту не раз подчеркивает автор в повести? (тихие зори) Вот в этих сказочно красивых местах с тихими зорями и разыгрывается
трагедия гибели пятерых девушекзенитчиц.
Сообщение 1 студентки: Заканчивался июнь 1941г. Великая Отечественная
война катилась по стране кровавым катком. Всех, кого полагалось,
ознакомили с документом, степень секретности которого еще вчера считалась
наивысшей. Это был «План эвакуации и вывода из строя сооружений
БеломорскоБалтийского канала имени Сталина». План преследовал
единственную цель, сформулированную предельно коротко и ясно: «В случае
занятия врагом трассы БеломорскоБалтийского канала имени Сталина, не
дать возможность врагу использовать канал как транспортную магистраль.
Сообщение 2 студентки: Время действия повести – начало лета 1942 года.
Место неведомый 171й разъезд. На тихом разъезде несут службу бойцы
зенитнопулеметного батальона. Это бойцы – девушки. Преследуя вражеских
диверсантов в лесу, девушки во главе с Васковым вступают в неравный бой с
фашистами: шестеро против шестнадцати. Девушек было всего пятеро:
Маргарита Осянина, Евгения Комелькова, Елизавета Бричкина, Галина
Четвертак, Соня Гурвич.
(СЛАЙД 14)+ музыка
Читает студентка: Я ушла из детства в грязную теплушку,
В эшелон пехоты, в санитарный взвод.
Дальние разрывы слушал и не слушал
Ко всему привыкший сорок первый год.
Я пришла из школы в блиндажи сырые,
От Прекрасной Дамы в « мать» и « перемать»,
Потому что имя ближе, чем Россия,
Не могла сыскать.
11.Почему так мало девушек ушло на задание?
12.Представительницы каких национальностей были в отряде? Это вопрос не
случайный! 13.Выделяют ли девушки еврейку Соню Гурвич? (нет) Это мирное
сосуществование мы сейчас как называем? (толерантность говорят
студенты)
14.Как вы думаете, почему нам сейчас так важно быть толерантными?
15.Да, для военного поколения не существовало разницы в национальности,
цвете волос, религии. Все мирно жили друг с другом.
16. Как же жили героини повести до войны? Они расскажут об этом сами.
ИНСЦЕНИРОВКА 1 (СЛАЙДЫ 15,16,17)
Преподаватель:
17. Почему Соня так переживает за своих родителей? (ответпланы Гитлера
в отношении евреев
18. Они такие разные, такие разные у них довоенные судьбы. И всетаки у них
много общего. Чем же они похожи? (ответ все они молодые, неопытные)
Но шла война. И они должны были стрелять и убивать они были
солдаты .
Как это было непросто!
Каждую из них стрелять и убивать научила война.
19. Найдите в тексте повести эпизоды, рассказывающие о первом бое каждой
из девушек.
А.( Рита Осянина сбивает самолет). « Стреляй, Рита, стреляй…» стр.14 , два
абзаца;
Б. ( Женя убила фашиста») стр. 94. « Женька вдруг бросила винтовку…»;
В. А как свой первый бой встретила Галя Четвертак?(стр.103, «Галя
Четвертак настолько испугалась…»)
Преподаватель: У поэтессы Юлии Друниной есть такие строки :
Я столько раз видала рукопашный,
Раз наяву и тысячиво сне.
Кто говорит, что на войне не страшно,
Тот ничего не знает о войне.
20.К кому можно отнести эти строки? Согласны ли вы с этим утверждением?
Почему? (ответ строки относятся к Гале Четвертак. Страхэто естественное
чувство человека, просто ктото может его побороть, а ктото нет.)
21. Нужно ли Галю презирать за трусость, проявленную в первом бою??
22. Почему же так тяжело переживают девушки, убивая врага? Чем объяснить
их такое душевное состояние?( ответженщина должна дарить жизнь, а не
отнимать ее. Поэтому они так сильно переживают)
(СЛАЙД 18)музыкальный отрывок из художественного фильма «А зори
здесь тихие…» сопровождается чтением стихотворения студенткой:
Раскатывалось эхо над полями,
Бой медленною кровью истекал.
Зенитчицы кричали и стреляли,
Размазывая слезы по щекам.
И падали, и поднимались снова,
Впервые защищая наяву
И честь свою, в буквальном смысле слова,
И Родину, и маму, и Москву.
Весенние пружинящие ветки,
Торжественность венчального стола,
Неслышанное: »Ты моянавеки!» Несказанное: «Я тебя ждала!»
И губы мужа и его ладони,
И ощущенье полной тишины…
Пришло к ним это после, в сорок пятом.
Конечно, к тем, кто сам пришел с войны.
СЛАЙД 19
23. Вспомните, пожалуйста, как в начале повести девушкизенитчицы
относятся к старшине, как его называют? (посмеиваются над ним, называют
«пенёк замшелый»)
24.Меняются ли взаимоотношения старшины и зенитчиц в ходе этого похода?
25.Какой приказ отдал девушкам Васков, когда они увидели, что фашистов не
2, а 16?
26.Почему девушки отказались выполнить приказ Васкова вернуться в
расположение взвода? Докажите цитатами из текста (стр.125)
Преподаватель:
Пять молоденьких девчатзенитчиц и один старшина. А против них16
матерых, физически натренированных, вооруженных до зубов, фашистских
диверсантов. Физически натренированных… мы сейчас с вами тоже немного
поупражняемся на физкультминутке, чтобы немного отдохнуть, потому что
быть физически здоровым сейчас очень модно во всем цивилизованном мире
(выполняем несколько упражнений).
Преподаватель.: Итак, пять молоденьких девчатзенитчиц и один
старшина против 16ти фашистов. Двое суток будет длиться этот бой
местного значения. Двое суток. И не пройдут враги. Натолкнется их
злоба на девичью отвагу. Зубами будут фашисты скрежетать, но не
смогут пройти, заплутают их девчонки в лесах между озер, перехитрят,
обведут вокруг пальца. 27. Какой же ценой остановят девушки и старшина Васков фашистских
диверсантов? (ответы студентов ценой своих жизней)
28. Найдите в тексте повести эпизоды, рассказывающие, как погибли девушки
« в расселине скорчившись…(Соня Гурвич (стр.89)
«Рита выстрелила себе в висок(о гибели Риты Осяниной) стр136
« А немцы ранили ее вслепую» (о гибели Жени Комельковой); (стр.133)
«Огромный бурый пузырь…(о гибели Лизы Бричкиной) (стр.81);
29.Расскажите, как погибла Галя Четвертак?
30.Какой художественный прием использовал автор , показывая нам образ
Гали Четвертак? (прием противопоставления, чтобы ярче показать
героизм девушек)
31. Многие критики, рецензируя повесть, отмечали пронизывающее ее чувство
бессмысленности таких жертв, ведь погибли 5 девушек, 5 будущих, но
несостоявшихся матерей.
32. Можно ли было обойтись без этих жертв, Васкову уклониться от боя, ведь
фашистов было в несколько раз больше? (отвечают)
33. Девушек очень жаль, но тут встает большой нравственный вопрос: кто
должен Родину защищать?
34. Понимает ли опытный вояка старшина Васков, что не уберег девушек
35. Кто снимает с него эту нравственную муку?(ответ Рита Осянина) Давайте
посмотрим еще одну инсценировку.
( ИНСЦЕНИРОВКА 2)
36.Что же является истоком героизма этих девушек? На этот вопрос только
что ответила Рита.(ответ любовь к своей родине, которую в данный момент
кроме них защитить некому).
VI. Работа в малых группах.
37.А сейчас вы поработаете в ваших малых группах. Предлагаю каждой группе в течение 5 минут совместно подумать и ответить
на вопросы:
1 группа: Почему, женщина, самой природой призванная дарить жизнь, идёт
на войну, чтобы убивать?»
2 группа: Зачем на фоне 4 героиньдевушек дан образ Гали Четвертак? Что о
ней сказал Васков? Чего больше заслуживает Галя презрения или понимания,
сочувствия? Почему? стр.105»А что до трусости, то ее не было…)
3 группа: О чем меня заставила задуматься эта повесть?
38. Почему же все девушки в повести погибают?
Отвечают студенты: Борис Васильев не случайно именно девушек сделал
героями своей повести, чтобы показать, насколько жестока война. Ведь в
женщинах начало всякой жизни. Убийство женщин это больше, чем
преступление. Фашисты убивали их тысячами…
Преподаватель: Болью, ненавистью и яркостью переполняется сердце
закаленного бойца, герояпатриота Ф.Васкова, и это укрепляет его силы, дает
ему возможность выстоять. Единый подвиг – защита Родины уравнивает
старшину Васкова и пятерых девчат, которые «держат свой фронт, свою
Россию» на Синюхиной гряде.
Так возникает еще один мотив повести: каждый на своем участке фронта
должен сделать возможное и невозможное для победы, для того,
чтобы зори были тихие.
ПРОСМОТР ВИДЕОФРАГМЕНТА
зори здесь тихие…»(
СЛАЙД 20)
художественного фильма «А
СЛАЙД 21
Отвечают студенты : В этом бою девчата бились не просто за кусок северной
земли или отрезок железной дороги. Нет, в том бою они стояли насмерть за
своих любимых и близких, за детей, за право мечтать, смеяться, любить,
растить детей, за будущие рассветы и закаты, за нас с вами. Все девушки
героически сражались, и погибли за свою родину. Преподаватель: Маленький эпизод большой войны… Бой местного
значения… Но за этой формулировкой пять юных жизней хрупких, нежных,
светлых, мечтательных девушек.
Женщины отгремевшей войны... Трудно найти слова, достойные того подвига,
что они совершили. Судьбы их не измерить привычной мерой, и жить им вечно
— в благодарной памяти народной, в цветах, весеннем сиянии березок, в
первых шагах детей по той земле, которую они отстояли.
39. Так какое же лицо у войны? (и мужское и женское в равной степени
студенты)
Преподаватель: Да, и женское тоже! Без женщины в мире вообще ничего не
свершается. За годы войны в различных родах войск на фронте служило
свыше 800 тысяч женщин. Никогда еще на протяжении всей истории
человечества столько женщин не участвовало в войне.
40.После прочтения повести вы писали сочиненияотзывы. Некоторые из них я
кратко перескажу
41. В вашем домашнем задании вы написали, что женщина на войне, в
основном, занималась спасением раненых, кормила армию. Растила детей.
Заметили ли вы, что до и после прочтения повести ваше мнение о роли
женщины на войне очень сильно изменилось? Об этом говорят ваши отзывы.
Эти сочинения вошли в сборник , составленный по вашим работам. Он
пригодится вам при подготовке к экзамену по литературе. (Приложение 1)
(СЛАЙД 21
Чтение стихотворения студенткой
В мир приходит женщина, чтоб свечу зажечь.
В мир приходит женщина, чтоб очаг беречь
В мир приходит женщина, чтоб любимой быть.
В мир приходит женщина, чтоб дитя родить.
В мир приходит женщина, чтоб цветам цвести.
В мир приходит женщина, чтобы мир спасти. 42.выполните еще одно интересное задание:на интерактивной доске
представители каждой группы допишите предложение, начало которого я
записала. Пишите грамотно, используйте простые распространенные
предложения, расставляя все необходимые знаки препинания: «Женщина на
войне …(ходила, помогала, командовала» (метод недописанного
предложения)
VII. Выводы.
43.Работая на уроке, вы шаг за шагом отвечали на поставленные в начале
урока вопросы. Давайте вместе сделаем выводы:
Какие они были, девчонки, ушедшие на войну в 41м?(ответнеопытные,
романтичные, иногда трусихи)
Как воевали, что пережили? (ответвоевали самоотверженно, перебарывая
страх, боль, ужас)
В чем истоки их героизма?(ответ они были так воспитаны, понимали, что
воюют за свою землю, за будущее своих детей)
Какова роль женщины на фронте?(ответ она не только спасает раненых, она
сама боец, защитница Родины)
44.Так какое же лицо у войны?
VIII. Обобщение преподавателя:
Б. Васильев писал: « Я хотел рассказать о пережитом сегодняшним
девятнадцатилетним. Рассказать так, чтобы они сами словно бы прошли
дорогами войны, чтобы погибшие девчонки показались им близкими ,
понятными, их современниками. И эта повесть адресована им, чтобы
помнили….»
Давайте вернемся к эпиграфу: (СЛАЙД 22)
Ты гори, зари полоска узкая,
По земле ползет пожара дым…
Мы тебя, земля родная, русская,
Никогда врагу не отдадим. И. Молчанов
45.Кому можно адресовать эти слова, как вы думаете? Только ли героям
повести? Правильно, всем героям, воевавшим на полях ВОВ.
Преподаватель: Невозможно переоценить воспитательное значение
литературы о войне ,которая заставляет вас задуматься над кровавой платой,
которая была отдана за каждую пядь родной земли, постигать «какою ценой
завоевано счастье «победы и обретен мир.
Это небольшая повесть не может оставить равнодушным ни взрослых, ни
подростков. Для всех трагическая судьба юных девушек, отдавших жизнь за
Родину, за победу в жестокой схватке с фашизмом, олицетворяет собой то,
какой ценой досталась нашему народу победа.
Я надеюсь, что прочитанная вами повесть побудит когонибудь из вас
задумываться над судьбой своей Родины, больше читать произведения о ВОВ,
научит гордиться своей страной, ее историей.
46.А сейчас минутой молчания почтим память и этих пятерых девчат и всех
женщин, сложивших свои головы на полях ВОВ.
Минута молчания (под звуки метронома) и на экране текст :
(СЛАЙД 23 « Вечная память девушкам, женщинам, матерям, женам, сестрам,
дочерям, отдавшим свои жизни в той страшной войне за нас с вами, за наше с
вами сегодняшнее мирное голубое небо».
Преподаватель: Возникло ли у вас желание больше узнать о героях ВОВ,
прочитать еще произведения военной тематики?
IX. Запишите домашнее задание: найти информацию и приготовить
сообщение по творчеству А.Вампилова . Прочитать его пьесу «Однажды
летом в Чулимске».
X.Выставление оценок. XI.(рефлексия) Для того, чтобы оценить свое участие в уроке , предлагаю
вам положить у памятника, изображенного на интерактивной доске,
героиням повести розы разных цветов:
Красная я хорошо работала, уроком довольна
Синяя работала мало, могла лучше
Желтая не работала, но урок понравился
СЛАЙД 24
"У войны не женское лицо"
"У войны не женское лицо"
"У войны не женское лицо"
"У войны не женское лицо"
"У войны не женское лицо"
"У войны не женское лицо"
"У войны не женское лицо"
"У войны не женское лицо"
"У войны не женское лицо"
"У войны не женское лицо"
"У войны не женское лицо"
"У войны не женское лицо"
"У войны не женское лицо"
"У войны не женское лицо"
"У войны не женское лицо"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.