Участие в конкурсах профессионального мастерства – мотивация к дальнейшему профессиональному росту. (слайд 1)
(слайд 2) Как гласит известная пословица «Плох тот солдат, который не мечтает стать генералом». Применительно к нашей педагогической сфере её, наверное, можно было бы перефразировать так: «Плох тот педагог, который не мечтает стать победителем профессионального конкурса».
Развитие педагогического потенциала является одним из 5 направлений национальной образовательной инициативы "Наша новая школа". Разработка и внедрение образовательных стандартов нового поколения диктует потребность в современных дополнительных образовательных учреждениях новых кадров – современных педагогов.
(слайд 3) Современный педагог. Какой он?
Профессионализм педагога определяется его профессиональной пригодностью; профессиональным самоопределением; саморазвитием, т. е. целенаправленным формированием в себе тех качеств, которые необходимы для выполнения профессиональной деятельности.
Чем же характеризуется профессиональная компетентность современного педагога или педагогическая компетентность?
Профессиональная компетентность педагога определяется анализом опыта и индивидуальными способностями человека, его мотивированным стремлением к самообразованию, к самосовершенствованию, к самовыражению, к творческому отношению к делу.
(слайд 4) В другом случае анализ опыта, как «лучший наставник», становится едва ли не ведущим ориентиром в определении педагогом целей, задач, результатов работы. Обогащая его подобным образом, педагог в определенной степени содействует развитию своего мастерства.
Творческие поиски, воплощенные в профессиональном педагогическом опыте, отражают богатый внутренний мир педагога, его способность к рефлексии и экспериментированию. Такую возможность педагогу предоставляет участие в конкурсах педагогического мастерства.
Именно это является одной из причин личного участия в конкурсах профессионального мастерства.
Конечно, участие в любом конкурсе – это и значительные расходы времени, которого всегда не хватает, и естественные затраты нервной энергии. Наконец, что немаловажно для многих из нас, это и определённый психологический дискомфорт от того, что «твоё детище», не просто программу, педагогические наработки а, по сути, часть души, вложенной в занятия с детьми, будут оценивать не дети и их родители, чья оценка наиболее важна и значима для любого педагога, а строгие члены жюри, твои же коллеги, но судящие о ней со стороны, а не изнутри той повседневной кропотливой работы, которая и составляет суть педагогической профессии.
На сегодняшний день в образовании немало как защитников, так и противников проведения профессиональных конкурсов. Одни ругают их за сходство с шоу, другие – за формализм процедуры конкурсных мероприятий. Однако при определенных условиях и соответствующей методике проведения конкурсы становятся действенным средством развития творческого потенциала, профессионального роста.
(слайд 5) Опыт участия в различных конкурсах профессионального мастерства позволяет говорить его участникам о том, что конкурс создает благоприятную мотивационную среду для профессионального развития, распространения инновационного опыта, способствует профессиональному самоопределению.
Желание быть лучшим возникает у каждого на том или ином этапе профессиональной деятельности. Победа придает силы для дальнейшего совершенствования своего мастерства.
Признание в среде учащихся и слова благодарности от родителей — безусловно, весомая оценка эффективной работы. Однако, наиболее высокое достижение — победа на конкурсе профессионального мастерства и признание в среде коллег.
Участники конкурсов на своём примере доказывают, что педагогический дар — это прежде всего призвание и огромный труд. Современный высококлассный педагог — не просто носитель глубоких знаний, но человек по-настоящему творческий, энергичный, бесконечно преданный своему делу.
Профессиональные конкурсы направлены на выявление и изучение новых направлений теории и практики управления в области образования, поддержку инновационных разработок и технологий, способствующих развитию системы образования и оказывающих эффективное влияние на процесс обучения и воспитания.
(слайд 6, 7)Первым вопросом, на который должен ответить педагог, прежде чем согласиться с предложением руководства принять участие в конкурсе, это вопрос, который стоит задать самому себе: зачем мне это надо? Взвесив все за и против, приняв решение участвовать в профессиональном конкурсе, педагог должен проделать колоссальную работу:
- установить контакт с методистом-куратором своего направления;
- ознакомиться с документами конкурса;
- изучить опыт участия в конкурсе победителей и лауреатов прошлых лет;
- взвешенно оценить собственные возможности участия: не преувеличивать их, но и не умалять;
- выбрать номинацию, оценить необходимость повышения педагогического мастерства по выбранной теме номинации;
- продумать оптимальное распределение времени и сил в процессе конкурса;
- систематизировать свои методические материалы, необходимые для участия, выделив из них авторские и творческие находки;
- попытаться привлечь коллег к знакомству со своим педагогическим опытом: их мнения и суждения (особенно критические) помогут посмотреть на себя со стороны;
- не пренебрегать возможностями методической и психологической поддержки;
- продумать состав команды поддержки, найти тех, кто оказал бы помощь в оформлении методических и других материалов.
Участие в конкурсе всегда предоставляет возможность обогатить свой опыт и поделиться собственными ценными находками и достижениями в области педагогического мастерства, открыть в себе ту глубину творческих способностей, о которой, возможно, Вы сами не подозревали!
Педагоги Дома детского творчества активно участвуют в профессиональных конкурсах, мастер –классах повышают профессионализм, престиж своей профессии, а также педагоги участвуют и в различных конкурсах разного уровня, где повышают не только свое мастерство, но и мастерство своих учащихся, развивают в них талант, дают новый импульс для творчества на этом поприще.
(слайд 8) В заключении можно сделать вывод: участие в профессиональных конкурсах, как правило, выводит конкурсантов на новую ступеньку, они будто получают ещё одно образование, растут их знания, продвигается карьера.
(слайд 9) Спасибо за внимание!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.