|
Федеральное агентство по рыболовству ФГБОУ ВО «КГТУ» Балтийская государственная академия рыбопромыслового флота Калининградский морской рыбопромышленный колледж |
|||
|
|
|||
|
УТВЕРЖДАЮ Заведующий центром профессиональной подготовки
А. И. Первунин «____» ______________ 2017г.
|
|||
|
||||
ПЛАН
проведения ЛЕКЦИИ
по программе профессионального обучения
«Матрос»
для подготовки членов экипажей морских судов в соответствии стребованиями международной конвенции ПДНВ 1978г, с поправкамиУчебная дисциплина «Выполнение судовых работ»
Тема 1.2. Организация судовых работ. |
||||
|
||||
|
|
|
||
РАЗРАБОТЧИК |
Преподаватель Центра профессиональной подготовки |
|||
|
А. В. Щербина |
|||
|
|
|||
|
|
|||
|
|
|||
|
|
|||
ВЕРСИЯ |
V.1 |
|||
ДАТА ВЫПУСКА |
20.09.2017 |
|||
ДАТА ПЕЧАТИ |
20.09.2017 |
|||
|
||||
ПЛАН
ПРОВЕДЕНИЯ ЛЕКЦИИ (Тема 1.2.)
|
||
Тема: |
Организация судовых работ. 1.2.2. Малярные работы. |
|
Учебные вопросы: |
1. Подготовка лакокрасочных материалов к малярным работам: красок, шпаклевок, мастик. Составление колеров красок. 2. Подготовка инструмента к малярным работам: кистей, краскораспылителей 3. Уход за кистями и краскораспылителями в перерывах между работами и по окончанию работ. 4. Подготовка поверхностей под окраску: стальных, лёгких сплавов, деревянных. 5. Общие правила окраски судов: ручная и механизированная окраска. Окраска при низких температурах. Лакировка деревянных поверхностей. 6. Окраска подводной части корпуса судна и пояса переменной ватерлинии. 7. Методы контроля и приёмки окрасочных работ. 8. Правила техники безопасности при окрасочных работах, в том числе за бортом, на высоте и в закрытых труднодоступных помещениях. |
Учебные цели: |
|
|
|||
Время: |
|
||||
Место проведения занятия: |
Аудитория № 5309 |
Метод (форма) проведения: |
Лекционное занятие. |
Материальное обеспечение: |
оборудование аудитории № 5309 |
Требования безопасности и ограничения: |
|
I. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ |
|
(5 мин) |
1. |
Определение готовности учебной группы к проведению лекционного занятия: |
|
||||||||
|
- проверяю состояние имущества и готовность оборудования и технических средств аудитории, проверяю наличие слушателей. |
|||||||||
2. |
Напоминание изученного материала: |
|
||||||||
|
- напоминаю, какие компетенции (знания, умения и навыки), полученные ранее, могут пригодиться на лекционном занятии. |
|||||||||
3. |
Опрос обучаемых. |
|
||||||||
|
Основные вопросы контроля: |
|
||||||||
|
|
|||||||||
4. |
Доведение требований безопасности: |
|
||||||||
|
- довожу порядок безопасного обращения с имуществом и оборудованием аудитории; - убеждаюсь, что обучаемые усвоили доведенные до них требования безопасности и обладают достаточными знаниями в их выполнении. |
II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ ЛЕКЦИИ |
|
(680 |
|
мин) |
№ |
Учебные вопросы |
Время |
Действия преподавателя |
Действия обучаемых |
||||||||||||||||
1.
2.
3.
4.
5. |
1. Подготовка лакокрасочных матери-алов к малярным работам: красок, шпаклевок, мастик. Составление колеров красок. 2. Подготовка инструмента к малярным работам: кистей, краскораспылителей 3. Уход за кистями и краскораспылителями в перерывах между работами и по окончанию работ. 4 Подготовка поверхностей под окраску: стальных, лёгких сплавов, деревянных. 5. Общие правила окраски судов: ручная и механизированная окраска. Окраска при низких температурах. Лакировка деревянных поверхностей. 6. Окраска подводной части корпуса судна и пояса переменной ватерлинии. 7. Методы контроля и приёмки окрасочных работ. 8. Правила техники безопасности при окрасочных работах, в том числе за бортом, на высоте и в закрытых труднодоступных помещениях. |
|
Довожу до слушателей тему лекции, изучаемые на ней вопросы и определенный планом лекции учебный материал, особо обращая внимание слушателей на наиболее важные понятия и элементы лекции, по ходу лекции демонстрирую слайды, таблицы, и другие пособия в соответствии с изучаемыми учебными вопросами, демонстрирую порядок и правила производства расчетов, отвечаю на частные вопросы слушателей. |
Слушают и конспектируют лекционный материал, производят (участвуют в производстве) расчетов, в случае непонимания - задают преподавателю вопросы.
|
Конспект лекции.
Тема: 1.2.2. Малярные работы.
Вопрос 1. Подготовка лакокрасочных материалов к малярным работам: красок, шпаклевок, мастик. Составление колеров красок.
Вопрос 2. Подготовка инструмента к малярным работам: кистей, краскораспылителей
Вопрос 3. Уход за кистями и краскораспылителями в перерывах между работами и по окончанию работ.
Вопрос 4. Подготовка поверхностей под окраску: стальных, лёгких сплавов, деревянных.
Вопрос 5. Общие правила окраски судов: ручная и механизированная окраска. Окраска при низких температурах. Лакировка деревянных поверхностей.
Вопрос 6. Окраска подводной части корпуса судна и пояса переменной ватерлинии.
Вопрос 7. Методы контроля и приёмки окрасочных работ.
Вопрос 8. Правила техники безопасности при окрасочных работах, в том числе за бортом, на высоте и в закрытых труднодоступных помещениях.
Вопрос 1.
Кра́ски — общее наименование для группы цветных красящих веществ, предназначенных для непосредственного использования в той или иной сфере деятельности человека.
По химическому составу пигменты и изготовленные из них краски разделяются на минеральные (неорганические соли или оксиды металлов) и органические (сложные соединения, в основном растительного или животного происхождения). И те и другие могут быть естественными (природными) и искусственными (синтетическими).
Краски предназначены для окраски предметов. После высыхания или полимеризации краски образуют окрашенную однородную плёнку, обычно непрозрачную или полупрозрачную. Ещё одним очень важным назначением красок является защита окрашиваемой поверхности. Они защищают металлы от коррозии, а древесину - от иссыхания и гниения.
Окраску надводных, подводных частей корпуса, надстроек и внутренних помещений судов регламентируют «Правила окраски судов ММФ», ведомственная нормаль МВН-51-67, а также отраслевая нормаль ОН9-573-66.
До начала окрасочных работ надо подготовить достаточное количество лакокрасочных материалов и необходимых инструментов.
Лакокрасочные материалы (ЛКМ) - одно из основных средств защиты металлических поверхностей судна от коррозии. Защитное лакокрасочное покрытие металлических поверхностей должно быть сплошным, не набухающим в воде, лишенным пор, обладать хорошим сцеплением с окрашиваемой поверхностью. Пленка покрытия должна быть прочной, эластичной, стойкой к воздействию высоких и низких температур, моющих веществ, масел, нефтепродуктов. Краска каждого судового помещения или судовой поверхности должна соответствовать условиям, преобладающим в данном месте судна.
ЛКМ должны храниться в таре завода поставщика или в специально предназначенной для этих целей таре с плотно закрывающимися крышками.
Краски, имеющие в своем составе летучие растворители, должны храниться в герметично закрытой таре; раскупоривать эту тару разрешается специальными ключами, не допуская ударов и возможного образования искр. Пустая тара от ЛКМ также всегда должна быть закрыта. Банки с сухими красками, содержащими свинец или другие ядовитые (токсичные) вещества, необходимо раскрывать в противопыльном респираторе.
Основные компоненты краски: пленкообразователь и пигмент.
Пленкообразователи составляют основу лакокрасочных материалов, они способны образовывать прочную пленку при высыхании. К ним относятся натуральные, полунатуральные и искусственные олифы, природные и синтетические смолы. Для приготовления олиф используют масла: льняное, конопляное, древесное, хлопковое, подсолнечное и др. масла и природные смолы – канифоль, янтарь, битум и др.
Пигменты – сухие красящие вещества не растворяющиеся в пленкообразователе. Их вводят в состав красок, грунтов, шпаклевок, эмалей и мастик для придания им нужного цвета и улучшения качества покрытия. Пигменты придают пленке твердость, устойчивость к механическим и атмосферным воздействиям. По составу пигменты разделяют на минеральные и органические, естественные (мел, охра, железный сурик и др.) и искусственные (цинковые белила, литопон и др.).
В основном используют следующие пигменты: белые (свинцовые и цинковые белила, литопон, титановые белила, мел); черные (сажа, чернь); синие (ультрамарин, лазурь); желтые (свинцовый и цинковый крон, охра); красные (киноварь, сурик, мумия); зеленые (свинцовая и цинковая зелень, окись хрома); коричневые (умбра).
Практически все ЛКМ или их компоненты являются огнеопасными, а пары некоторых из них ядовиты и, в смеси с воздухом, взрывоопасны. Поэтому хранение лакокрасочных материалов должно отвечать требованиям пожарной безопасности и личной защиты людей. ЛКМ должны храниться только в специальном помещении – малярной кладовой. Хранение в этом помещении каких-либо других материалов – запрещено. Малярная должна быть оборудована вытяжной вентиляцией и взрывобезопасным стационарным освещением.
В малярной кладовой запрещено использование переносных ламп или фонарей обычного исполнения. Запрещается оставлять в малярной кладовой ветошь и тряпки, пропитанные скипидаром, олифой и другими маслами.
Краски, готовые к употреблению, при длительном ранении образуют осадок на дне тары. Такую краску до начала работ следует тщательно перемешать до образования однородной смеси.
Если готовая к употреблению краска загустела, то ее разводят соответствующим разбавителем до нужной малярной вязкости. Вязкость краски можно считать нормальной, если краска не капает с кисти или оставшиеся после проведения кистью по горизонтальной поверхности полосы закрываются в течение одной минуты.
Густотертые масляные краски разбавляют до малярной вязкости небольшими порциями натуральной олифы, в загустевшую краску добавляют до 9% растворителя – уайт-спирита или скипидара. Если краска густеет из-за низкой температуры, то ее следует подогреть до 20 - 30°С в раздаточном бачке, поместив его в ведро с горячей водой.
При составлении колера нужно знать, что основные цвета красок – белый, черный, желтый, синий – нельзя получить смешением разных цветов. смешением красного цвета с желтым, синим, или черным можно получить соответственно оранжевый, фиолетовый, или коричневый с оттенками в зависимости от преобладающего цвета, а смешение желтого цвета с синим дает зеленый цвет, некоторые примеры смешения цветов показаны в таблице
смешение цветов – составление колера
Смешиваемые цвета |
Синий |
Голубой |
Зеленый |
Желтый |
Красный |
Серо-коричневый, фиолетовый |
Серо-фиолетовый |
Желтовато-серый |
Красновато-желтый |
Желтый |
Оливковый |
Голубовато-зеленый |
- |
- |
Зеленый |
Сине-зеленый |
Голубовато-зеленый |
- |
- |
Многие краски ядовиты и пожароопасные, а в определенных условиях и взрывоопасны, поэтому при их подготовке необходимо соблюдать все меры предосторожности.
Вопрос 2.
Кисти (плоские, круглые, флейцы), их назначение.
Кисти для покраски делятся на группы:
Круглая кисть для покраски. Очень удобный малярный инструмент, который чаще всего используется для нанесения лакокрасочного покрытия на П-образные поверхности. Это связано с тем, что с их помощью проще всего прокрасить места стыков и углы;
Радиаторная малярная кисть. Имеет изогнутую ручку, что позволяет с их помощью окрашивать труднодоступные места;
Плоская флейцевая кисть для покраски. Подходит для прямых поверхностей. С ее помощью удобно наносить достаточно густой, но при этом равномерный слой из лакокрасочного материала. К данному типу малярных кистей относятся кисти для акриловой краски.
Флейцевая (плоская малярная) кисть
Кисть флейц предназначена для работы с любыми красками, лаками, эмалями и олифой. Она удобна в обращении, ей можно легко обработать не места, которые недоступны для круглых кистей. Кроме своих непосредственных «обязанностей» - работы с ЛКМ, флейцевые кисти прекрасно справляются и с другими «трудовыми повинностями» - удаление пыли в труднодоступных местах, мытье поверхностей сложной геометрической формы, нанесение клеев, гелей и любых других жидких составов.
Радиаторная кисть является разновидностью флейцевой кисти, но, в отличие от флейца, имеет более длинную ручку с изгибом. Именно благодаря этому радиаторной кистью легче красить труднодоступные места, особенно это удобно при окраске радиаторов отопления, секционных конструкций, удаленных углов, четвертей и других непрямолинейных конструкций.
Кисть макловица
Эта кисть по форме своей представляет небольшую щетку. Макловица имеет короткую ручку, которая зачастую крепится на винтах и бывает съемной. Рабочая часть кисти бывает прямоугольной, овальной и круглой форм. Обычно макловицы выпускаются с синтетической щетиной и короткой ручкой, но встречаются с натуральной щетиной и длинной ручкой..
Кисть круглая
В зависимости от диаметра круглые кисти можно разделить на тонкие и толстые (типа макловицы) или маховые кисти.
Тонкие круглые кисти предназначены для окраски ровных и неровных профильных поверхностей, а также - для окраски труднодоступных мест и п-образных профилей
Вопрос 3.
Большие кисти используются для покраски больших площадей, а маленькие – для небольших поверхностей.
Малярные кисти требуют ухода для того, чтобы кисти дольше служили, и длительное время не теряли способности выполнять свои функции.
Рекомендации:
Во-первых, вращать кисть при окрашивании. Это позволит создать равномерность износа и, как следствие, работы с такими кисточками для покраски не будут длительное время вызывать проблем.
Во-вторых, не рекомендуется сильно давить на кисти для покраски, такое поведение может негативно отразиться на сроке их службы.
В-третьих, во время кратковременного перерыва в работе, необходимо подвешивать кисть над емкостью с лакокрасочным материалом. В противном случае щетина кисти может изогнуться и как следствие кисть станет не пригодной для дальнейшего проведения работ.
В-четвертых, после завершения работ кисти необходимо обязательно отмыть в керосине, а после этого промыть мыльной водой. Причем мыть нужно до тех пор, пока вода не перестанет окрашиваться, только после этого можно подвешивать кисти для покраски для просушивания.
Вопрос 4.
Надежность и долговечность защиты лакокрасочными покрытиями во многом зависит от качества подготовки поверхностей к окраске. Технология очистки поверхностей перед окраской зависит от материала поверхности и условий ее эксплуатации.
Стальные поверхности перед возобновлением окраски очищают от окалины, ржавчины и непрочно держащейся старой краски. На этих работах используют ручные и механизированные инструменты (п. 5.7.6.). Окончательно поверхность зачищают до металла стальными щетками. После зачистки на поверхности металла не должно оставаться зазубрин, заусениц, насечек, усиливающих коррозию. Особенно тщательную зачистку необходимо проводить в местах соединения отдельных частей конструкций, на стыках листов. Зачищенную поверхность протирают сухой ветошью, а при наличии на ней жировых или масляных пятен протирают ветошью смоченной в уайт-спирите или скипидаре. Для снятия старой краски используют специальные составы – смывки, поставляемые в готовом виде. Смывки наносят на обрабатываемые поверхности кистью или аппаратом безвоздушного распыления. Смывки размягчают старую краску, после этого она легко удаляется ручным инструментом. Остатки смывки и следы краски удаляют ветошью, смоченной в растворителе.
Стальные поверхности, зачищенные до металла, перед нанесением грунта необходимо обезжирить путем протирки ветошью смоченной в уайт-спирите или с помощью водного раствора ортофосфорной кислоты.
Оцинкованные и алюминиевые поверхности следует очищать, не повреждая цинкового покрытия или окисной пленки, которые защищают металл от разрушения. Поэтому при их очистке нельзя использовать острый и твердый инструмент.
Деревянные поверхности перед окраской должны быть сухими, чистыми, ровными, без потеков клея, жировых и масляных пятен. Гнезда смолы должны быть вырублены на глубины 2-3 мм. Шероховатости должны быть зачищены шлифовальной шкуркой. Зачищенные поверхности покрывают натуральной олифой. Чтобы олифа хорошо впитывалась и быстро высыхала, рекомендуется наносить ее во второй половине теплого солнечного дня, когда древесина хорошо, прогрета, олифу, перед, покрытием слегка подогревают. Пористую древесину олифят дважды.
Ранее окрашенные деревянные поверхности очищают от старой краски циклями или шпателем, затем протирают чистой ветошью. В случае необходимости очищенные поверхности ошкуривают наждачной или стеклянной бумагой. После ошкуривания поверхность обметают сухой щеткой, при необходимости промывают мыльным раствором, скатывают пресной водой и после тщательного просушивания зачищенные места олифят.
Грунт является основой всего лакокрасочного покрытия. Поэтому нанесение грунта должно выполняться строго в соответствии с технологическими схемами окраски.
Грунт наносят на тщательно подготовленную, обезжиренную поверхность не ранее, чем через 30 – 50минут после полной подготовки поверхности и не позднее, чем через 6ч после подготовки наружных поверхностей и 24ч – внутренних, строго соблюдая требования к внешним условиям (температура и влажность воздуха, осадки), при которых не допускается нанесение грунта.
Первый слой грунта всегда наносят кистью или установкой безвоздушного распыления. Последующие слои грунта можно наносить любыми способами, но только после полного высыхания предыдущего слоя, если в технологии не предусмотрены особые режимы сушки.
Для грунтовки больших поверхностей вручную используют маховые кисти, а при грунтовке небольших поверхностей и набора – кисти-ручники. Грунт наносят ровным тонким слоем без пропусков, тщательно втирая его во все углубления на поверхности металла.
Для грунтовки алюминиевых и оцинкованных поверхностей нельзя применять грунты, состав которых входят свинцовые пигменты.
Шпаклевку наносят на хорошо просушенный грунт. Применяют шпаклевку для заделки язв, выбоин и других дефектов глубиной до 1мм и площадью до 5см2, а также для сглаживания небольших неровностей и заделки дефектов на поверхностях перед декоративной отделкой. На ровные поверхности шпаклевку наносят деревянным или металлическим шпателем, а на фигурные поверхности – резиновым. Толщина одного слоя шпаклевки не должна превышать 0,1мм, во избежание растрескивания при высыхании. Повторное нанесение шпаклевки допускается только после полного затвердевания предыдущего слоя. Общая толщина шпаклевочного слоя не должна превышать 1мм. Особые виды специальной шпаклевки допускают толщину шпаклевочного слоя до 2,5мм на ровных поверхностях и до 5мм в язвах.
Деревянные поверхности шпаклюют после полного высыхания проолифленной поверхности. Внутренние поверхности шпаклюют масляной или лаковой шпаклевкой, а наружные поверхности – только лаковой, наиболее прочной.
Вопрос 5.
Различают следующие виды окраски: обыкновенную, улучшенную и высококачественную.
Обыкновенная окраска заключается в нанесении нескольких слоев краски непосредственно поверх высохшего грунта, без шпаклевки и промежуточной обработки слоев краски. Например, так окрашивают наружный борт судна.
Для улучшенной окраски загрунтованную поверхность частично или полностью шпаклюют и шлифуют, а последний слой краски флейцуют - заглаживают с помощью флейца.
Высококачественную окраску производят при декоративном оформлении салонов, кают и других внутренних судовых помещений. Для такой окраски после грунтовки проводят местную шпаклевку неровностей, а затем сплошную шпаклевку всей поверхности в два-три слоя. При этом шпаклюют каждый слой шпаклевки и краски. Последний слой краски флейцуют или разделывают под ценные породы дерева или мрамор.
Окраска должна производиться строго по технологиям используемых красок. Окрасочные работы должны при температуре воздуха не ниже +5°С и относительной влажности не более 88%., если иное не предусмотрено технологией.
Окраску производят вручную или механизированным способом. Ручная окраска обеспечивает более высокое качество при меньшем расходе материалов, ее можно применять во всех местах с использованием любых красок. Окраска краскораспылителями высокопроизводительна, но ее можно применить только при хорошей вентиляции в легкодоступных для работы местах.
Ручная окраска больших гладких поверхностей выполняется маховыми кистями, а небольших площадей и элементов набора – кистями ручниками. Для удобства работы и повышения ее качества внутрь новой маховой кисти вставляют деревянную пробку на 1/3 или 2/3 длины волоса, снаружи волосяную часть кисти на эту длину обвязывают парусной ниткой. Для разового взятия краски на кисть ее опускают в краску на 1,0 – 1,5 см. Краску наносят последовательно на отдельные участки такого размера, чтобы каждый из них можно было покрыть краской, набранной на кисть за один раз. Сначала краску распределяют равномерно по всей площади в виде отдельных пятен, затем, не набирая новую краску на кисть, длинными мазками без нажима тщательно растушевывают краску последовательно по двум взаимно перпендикулярным направлениям. При окраске наружного борта первую растушевку делают вертикальными мазками, а вторую – горизонтальными, а при окраске надстроек, рубок, переборок – наоборот. На подволоках вторую растушевку делают в направлении падающего света. Растушевку делают концом кисти, держа ее под углом 40 - 50° к окрашиваемой поверхности, до получения тонкого равномерного слоя без пропусков и потеков. Окраску производят в несколько слоев, в соответствии с технологическими схемами. Каждый последующий слой наносят после полного высыхания предыдущего. При окраске деревянных поверхностей последний слой наносят вдоль древесных волокон.
Антикоррозийную защиту подводной части корпуса судна и защиту ее от обрастания гидробионтами обычно осуществляют специальные краски. Первым наносят на тщательно подготовленную поверхность корпуса антикоррозийный слой. Этот слой должен быть сплошным и настолько плотным, чтобы не только защитить металл от воды, но исключить всякий контакт слоя необрастающей краски с металлом корпуса, поскольку в состав необрастающих красок входят ядовитые вещества которые, контактируя с металлом, вызывают его интенсивную коррозию.
Вопрос 6.
Подводная часть корпуса судна находится под постоянным воздействием морской воды, способствующей интенсивной коррозии наружной обшивки и обрастанию её микроорганизмами и водорослями. Это влечёт за собой снижение скорости судна и повышение расхода топлива. Т.к. очистка и окраска подводной части возможны только в доке, к её защите предъявляются повышенные требования. Подводную часть покрывают специальными антикоррозийными и противообрастающими красками. Эффективность таких покрытий достигается путём строгого соблюдения технологии очистки корпуса, применением рекомендованных грунтовок и противообрастающих красок, а также соблюдением технологии окраски, предусматривающей число слоёв, толщину каждого слоя и общую толщину покрытия. Высокие требования предъявляются к нанесению 1-го, антикоррозийного слоя. Он должен быть сплошным и на столько плотным, чтобы исключить всякий контакт слоя необрастающей краски с металлом корпуса. Это необходимо потому, что в краски введены ядовитые вещества, которые в случае контакта с металлом вызывают его интенсивную коррозию.
Окрасочные материалы должны иметь незначительную вязкость, небольшое время сушки и возможность нанесения их при низких температурах. Этим требованиям в наибольшей степени отвечают фосфатирующие грунтовки ВЛ-02 и ВЛ-023. Их можно наносить любым способом при температуре -10…+30оС, при этом время сушки составляет от 2 часов до 15мин. Аналогичными качествами обладают этинолевые эмали. Эти грунтовки хорошо сочетаются с покрасочными материалами на виниловой основе, поэтому они рекомендуются в качестве грунтов для подводной части всех судов без ограничения.
Пояс переменных ватерлиний находится под воздействием различных часто меняющихся внешних факторов (воды, воздуха, солнечных лучей, ветра и др.). При движении судна он в наибольшей степени подвержен истиранию, особенно при плавании во льдах. Поэтому для её окраски применяются лакокрасочные материалы высокой механической прочности, стойкие к выветриванию, воздействию влаги и солнечной радиации, а также предупреждающие обрастание пояса водорослями. Грунтование пояса выполняют фосфатирующими грунтовками ВЛ-02 и ВЛ-023.
При окрашивании подводной части корпуса судна и пояса переменных ватерлиний на слой фосфатирующего грунта наносят несколько слоёв противокоррозионных и противообрастающих эмалей.
Пояс переменных ватерлиний находится под воздействием часто меняющихся внешних факторов (вода, воздух, солнце и т. д.). При движении судна, швартовках, плавании во льдах – этот пояс возможно не только истирание краски, но и механическое повреждение лакокрасочного слоя. Поэтому для окраски этого слоя применяют краски высокой механической прочности, стойкие к выветриванию, воздействию влаги и солнечной радиации, предупреждающие обрастание корпуса. Для окраски этого пояса судна, с учетом района плавания, разработано несколько специальных технологий окраски. Учитывая неблагоприятные условия эксплуатации пояса переменных ватерлиний, при стоянках судна в портах надо периодически подкрашивать его необрастающей краской. Полную окраску этого пояса производят раз в два года.
Учитывая неблагоприятные условия, в которых находится пояс переменных ватерлиний, периодически подкрашивают его необрастающими красками во время стояния судна в портах. Полную окраску пояса возобновляют 2 раза в год
Вопрос 7.
Вопрос 8.
Окрасочные работы на судне должны выполнять с соблюдением всех требований техники безопасности, которые исходят из следующего:
подготовка поверхностей к окраске вручную или механизированными способами всегда сопряжена с опасностью для здоровья работающих людей;
большинство лакокрасочных материалов ядовиты и могут вызывать раздражение и ожог незащищенных кожных покровов, отравление людей;
многие лакокрасочные материалы огнеопасны, а пары, входящих в них растворителей могут образовывать взрывоопасные смеси с воздухом;
окрасочные работы, производимые на высоте и за бортом судна, относятся к работам с повышенной опасностью и требуют принятия особых мер предосторожности.
Все окрасочные работы должны производиться строго в соответствии с технологическими схемами, соответствующими месту и условиям работы, лакокрасочным материалам, используемому оборудованию.
Очистка поверхностей должна производиться в защитных очках и противопыльном или универсальном респираторе. В помещении должна быть обеспечена эффективная вентиляция. При использовании смывок для удаления старой краски должна быть обеспечена защита глаз, органов дыхания и открытых участков кожи специальной пастой от действия растворителей. не допускается удаление старой краски с помощью газовых горелок или паяльных ламп.
Обезжиривают подготовленные к грунтовке поверхности щеткой на удлиненной ручке. В качестве составов для смывок и обезжиривания нельзя применять пожароопасные и высокотоксичные растворители: метиловый спирт, этилированный бензин, бензол и др.
рядом с местом проведения окрасочных работ должен находиться пожарный инвентарь и средства пожаротушения. Категорически запрещается применение открытого огня, проведение сварочных работ, курение вблизи мест проведения окрасочных работ. Запрещается разогревать лакокрасочные материалы на открытом огне или на камбузных плитах. Разогревать краску можно только опусканием банки с краской в горячую воду. Ветошь, загрязненную красками или растворителями, а также остатки краски непригодной к использованию надо складывать в несгораемую, плотно закрывающуюся тару и удалять их с судна при первой возможности. Пролитые окрасочные материалы немедленно убирают и протирают палубу ветошью, смоченной в уайт-спирите, до полного удаления следов пролитой краски.
Со свинцовыми красками можно работать только в защитных очках и респираторе, с защищенными участками открытой кожи. После работы руки и открытые участки кожи необходимо тщательно обработать: удалить растворителем (скипидаром, керосином) следы краски и промыть теплой водой с мылом. При работе с красками на химической основе работающие люди должны быть в спецодежде, надежно защищающей кожу от капель краски, лицо, глаза и дыхательные пути должны быть защищены специальными масками.
При окраске помещений должна быть обеспечена надежная вентиляция, иллюминаторы и двери должны быть постоянно открыты. Если вентиляция помещения недостаточная, менее 15 кратный обмен воздуха, то окраску выполняют в респираторах с принудительной подачей воздуха или в шланговых противогазах. К работе можно допускать два человека или одного под постоянным наблюдением, чтобы при необходимости обеспечить своевременную помощь.
Для освещения помещений используют аккумуляторные фонари взрывобезопасного исполнения с напряжением не более 12 В, с защитной сеткой от механических повреждений, а судовая осветительная сеть должна быть обесточена.
При длительной работе в закрытых помещениях люди должны каждый час выходить на свежий воздух на 15 минут.
С повышенной опасностью связана работа по очистке и окраске отсеков, водяных цистерн, балластных танков и пиков. Спуск и работа в них разрешаются только после тщательного проветривания и получения положительных результатов инструментальных замеров состава воздушной среды на различных уровнях. Работу выполняют под постоянным наблюдением лица, находящегося снаружи около открытой горловины емкости. Работающий надевает предохранительный пояс с лямками и страховочным линем, второй конец которого находится в руках у наблюдающего. При появлении признаков недомогания, тошноты, головокружения работающий подает линем тревожный сигнал наблюдающему и немедленно выходит из емкости. Не допускается одновременная работа в одной емкости более 2 человек. Для освещения рабочего места используют только взрывозащищенные светильники напряжением не выше 12 В. После 30-45 мин работы по очистке и окраске цистерн, танков и пиков работающие отдыхают на свежем воздухе не менее 15 минут.
Если краску наносят на поверхность распылением, то до начала работы проверяют исправность краскораспылителя и укомплектованность его всей необходимой арматурой. К работе с установкой безвоздушного распыления допускаются только лица, знающие принцип работы, устройство и правила эксплуатации установок, а также правила безопасности труда при работе с ней. Способом распыления наружные поверхности окрашивают с подветренной стороны. Категорически запрещается наносить таким способом краски, содержащие вредные для здоровья людей вещества (свинец, сурьму, ртуть и др.). Для работы с краскораспылителями во внутренних помещениях обеспечивают хорошую вентиляцию, работающие пользуются надежными индивидуальными средствами защиты.
Окрасочные работы на высоте и за бортом судна допускаются только на стоянке судна – это окраска мачт, грузовых колонн, дымовых труб и других конструкций на высоте более 3 м от палубы, окраска надводной части корпуса судна. Окрасочные работы на высоте можно производить и беседки или из специальной люльки, поднимаемой на гордене, а также с лесов и подмостков. Человек, работающий на высоте, должен надеть предохранительный пояс с карабином, который на время работы крепят к элементам окрашиваемой конструкции.
На высоко расположенные места для выполнения кратковременных работ (смены ламп, замены фалов, крепления блоков на мачте и др.) поднимаются только по скоб-трапам. в этом случае предохранительный пояс закрепляют на месте стропом или карабином за надежную конструкцию так, чтобы длина стропа была достаточной только для выполнения работ.
При перемещении по скоб-трапу руководствуются правилом “трех точек”: одновременно на ступеньках трапа должны находиться две ступни и одна рука или две руки и одна ступня. Предохранительные пояса испытывают на прочность не реже 1 раза в 6 мес. Гордень должен иметь 12 кратный запас прочности. Статические и динамические испытания горденя проводят в соответствии с требованиям к грузовым устройствам.
Оборудование и приспособления, используемые для работы на высоте, проходят испытания в установленные сроки, их размеры и прочность должны соответствовать массе поднимаемого груза. Стропы беседок и подвесок изготавливают из пеньковых тросов толщиной 60 мм, в верхней части они имеют огоны с коушами для крепления коренных концов горденя беседки или тросов подвески. Высота леерного ограждения люльки не должна быть менее 110 см.
До начала работ со всеми исполнителями проводят инструктаж по технике безопасности на рабочем месте. В их присутствии гордени и беседки испытывают статической нагрузкой, превышающей двойную расчетную, и динамической нагрузкой путем равномерного подъема и опускания беседки с грузом, превышающей на 10 % расчетную рабочую нагрузку. На каждую беседку (подвеску) назначают по одному наблюдающему.
На мачту исполнителя работ с надетым предохранительным поясом и присоединенным к нему страховочным тросом поднимают 4 чел.: трое медленно выбирают ходовой конец горденя, четвертый через утку слабину и закрепляет гордень, наложив на утку не менее трех-четырех восьмерок и захлестнув их перевернутой петлей. По мере подъема беседки наблюдающий аналогично выбирает слабину страховочного троса и закрепляет его на утке. Если беседку необходимо опустить пониже, наблюдающий сначала увеличивает слабину страховочного троса и закрепляет его, а затем осторожно потравливает через утку и закрепляет на ней ходовой конец горденя. При спуске работающего на беседке до палубы один матрос потравливает через утку страховочный трос, а другой – ходовой конец горденя.
Высокие надстройки окрашивают с подвесок, беседок или люлек, а надводный борт – также и с плотов. На одной подвеске не должны работать более 2 чел. Между тросами подвески несколько выше головы работающего натягивают растительный леер. При перемещении по подвеске работающий придерживается за этот леер. Опускают, поднимают и перемещают подвеску вдоль борта или надстройки только при отсутствии на ней работающего. Сход на подвеску и выход с нее на палубу допускаются только по штормтрапу. Слабину страховочного троса выбирают такой, чтобы работающий мог лишь перемещаться по подвеске и выходить на штормтрап. Необходимый для работы инструмент передают на подвеску посредством линя. Инструмент снабжают штертами, за которые его прикрепляют к подвеске, предохранительному поясу или лееру.
Если подвеска своими упорами не касается корпуса при окраске носовых и кормовых обводов судна, ее раскрепляют оттяжками для придания более устойчивого положения. Если подвеска находится далеко от корпуса, ее подтягивают к нему бурундуком – растительным тросом толщиной не менее 30 мм.
Окраску надводной части корпуса судна проводят с беседок (подвесок), рабочих шлюпок, плотов. Плоты должны иметь леерное ограждение. Спуск людей на плот и выход их с плота на палубу осуществляются, как правило, по забортному трапу. На плоту допускается одновременная работа не более 2 чел. Для наблюдения за ними назначается наблюдающий. Перешвартовывают плот при нахождении на нем людей только вручную с ведома и под наблюдением руководителя работ. Беседки и тросы для их подвески испытывают на прочность. Люди, работающие за бортом должны быть в спасательных жилетах, на каждом должен быть предохранительный пояс с карабином и страховочным линем. При работе над водой длина линя должна быть такой, чтобы при случайном падении человека с подвески, линь доставал до воды. При работе над причалом длина линя должна обеспечивать только перемещение человека по подвеске. Спускать или поднимать подвески и перемещать их вдоль борта можно только при отсутствии на них людей. На борту у места проведения окрасочных работ должен быть спасательный круг с бросательным концом длиной не менее 27,5м, а на плоту, кроме такого же круга,- строп со скобами для спуска (подъема) плота.
Во время забортных работ запрещается проворачивание главного двигателя судна. Запрещается выполнять забортные работы между бортами двух стоящих лагом судов, между бортом судна и причалом, а также с подвесок при стоянке судна в доке.
На время проведения окрасочных и других работ на высоте или за бортом на каждую беседку назначают наблюдателя, обеспечивающего безопасность работ и оказание помощи работающим людям.
III. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ ЛЕКЦИИ |
|
(5 |
|
мин.) |
1. |
Опрос по завершению лекционного занятия. |
|
||||||||
|
Контрольные вопросы: |
|
||||||||
|
|
|||||||||
2. |
Разбор хода и подведение итогов лекции. Ответы на вопросы слушателей. |
|||||||||
3. |
Задание на самостоятельную подготовку: |
|
||||||||
|
|
Преподаватель |
А. В. Щербина |
|
(Ф.И.О. , подпись) |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.