Программа учебного предмета «Экология» предназначена для обучающихся 10-11 классов МОУ «СОШ №8» и разработана в соответствии с:
1. Закон РФ от 10 июля 1992 года №3266-1 (ред. от 02.02.2011) «Об образовании»
2. Приказ Министерства образования РФ от 05 марта 2004 года №1089 «Об
утверждении федерального компонента государственных образовательных
стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного)
общего образования»
3. Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2012/2013 учебный год, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 декабря 2011г. № 2885
Настоящая программа по экологии для 10-11 класса составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений по экологии 10-11 классы к учебному комплексу для 10-11 классов (составители Н.М.Чернова, В. М. Галушин, В.М.Константинов .- М.: Дрофа, 2019)
Учебно-методический комплект по экологии издательства «Дрофа» (автор Н.М.Чернова) соответствует государственному стандарту и является оптимальным комплектом, наиболее полно обеспечивающим реализацию основных содержательно-методических линий биологии основной школы. Новое издание этого комплекта является полным и доработанным в соответствии с требованиями нормативных документов, имеет завершённость учебной линии.
По завершению курса Экология на этане основного общего образования выпускники основной школы должны овладеть следующими результатами:
Личностные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать:
1) российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);
2) гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;
3) готовность к служению Отечеству, его защите;
4) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
5) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
6) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
7) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
8) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
9) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
10) эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений;
11) принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;
12) бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь;
13) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов;
отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
14) сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
15) ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать:
1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
4) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
5) умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
6) умение определять назначение и функции различных социальных институтов;
7) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
8) владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
9) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
Предметные результаты освоения предметной области «Экология»:
В результате изучения по экологии учащиеся 10-11 класса должны знать: определения основных экологических понятий (факторы среды, лимитирующие факторы, экологический оптимум, благоприятные, неблагоприятные и экстремальные условия, адаптация организмов и др.); о типах взаимодействий организмов; разнообразии биотических связей; количественных оценках взаимосвязей хищника и жертвы, паразита и хозяина; законы конкурентных отношений в природе; правило конкурентного исключения, его значение в регулировании видового состава природных сообществ, в сельскохозяйственной практике, при интродукции и акклиматизации видов; об отношениях организмов в популяциях; о строении и функционировании экосистем (понятия «экосистема», «биоценоз» как основа природной экосистемы, круговороты веществ и потоки энергии в экосистемах, экологические основы формирования и поддерживания экосистем); законы биологической продуктивности (цепи питания, первичная и вторичная биологическая продукция; факторы, ее лимитирующие; экологические пирамиды; биологическая продукция в естественных природных и агроэкосистемах); о саморазвитии экосистем (этапы формирования экосистем, зарастание водоема, неустойчивые и устойчивые стадии развития сообществ); о биологическом разнообразии как важнейшем условии устойчивости популяций, биоценозов, экосистем.
2) Содержание тем учебного курса
10 КЛАСС (34 ЧАСА, 1 ЧАС В НЕДЕЛЮ)
Раздел 1. Введение.
Экология – комплекс наук о взаимоотношениях организмов с окружающей средой. История развития экологической науки. Установление связи экологии с другими науками. Объяснение роли экологии в организации рационального использования природных ресурсов и охране природы. Объяснение роли экологии в формировании научного мировоззрения.
Раздел 2. Организм и среда.
Основные законы экологии: закон оптимума, закон ограничивающего фактора. Доказательства способности организмов к беспредельному росту численности и факторы, препятствующие этому. Доказательства законов зависимости организмов от факторов среды. Влияние ограничивающих факторов на существование организмов, включая человека. Связь путей приспособления организмов к среде обитания с устойчивостью сообщества. Пути выживания организмов. Масштабы средообразующей деятельности организмов. Связь внутренних ритмов с ритмикой внешней среды. Демонстрации Таблицы и графики, иллюстрирующие стратегии выживания организмов; Таблицы, иллюстрирующие различные среды жизни и адаптации организмов к ним. Лабораторные и практические работы Воздействие человека на окружающую среду; Адаптивные черты организации растительных организмов.
Раздел 3. Сообщества и популяции.
Различные типы биотических связей. Прогнозирование нарушений стабильности пищевых и конкурентных отношений. Следствия изменений в живой природе при изменении человеком биотических связей. Система взаимообусловленности в цепи пищевых отношений. Регуляторная роль хищников и заболеваний в природе. Роль конкуренции в регулировании видового состава. Роль конкуренции при вселении новых видов в сельскохозяйственной практике. Основные процессы, происходящие в популяциях, законы управления данными процессами. Связь между возрастом, полом и устойчивостью популяции. Причинно-следственные связи при регуляции численности популяции. Значение роли различных видов в сообществах. Условия устойчивости природных сообществ. Признаки различий антропогенных и естественных природных комплексов. Экологически грамотное создание и управление антропоценозами. Демонстрации Таблицы, иллюстрирующие цепи питания; Таблицы, иллюстрирующие различные типы популяций и скоплений животных; Таблицы, иллюстрирующие различные типы биоценозов и агроценозов. Лабораторные и практические работы Изучение следствий пищевых отношений в лесном сообществе; Изучение возрастной структуры популяции растений.
Раздел 4. Экосистемы.
Признаки экосистем. Последствия нарушений круговорота веществ и потока энергии. Связь устойчивости экосистемы и полноты круговорота веществ и энергии. Вещественно-энергетические связи между живой и косной частями экосистемы. Отличия природных и антропогенных экосистем. Биологические и химические методы борьбы с нежелательными видами в антропогенных экосистемах. Саморазвитие и разрушение экосистемы. Пути управления саморазвитием экосистемы. Роль биологического разнообразия в устойчивости популяций и экосистем. Роль живых существ в преобразовании верхних оболочек Земли. Существование жизни на Земле путем связывания и запасания энергии Солнца. Демонстрации Таблицы, иллюстрирующие круговороты углерода, воды и азота в природе; Таблицы, иллюстрирующие различные типы сукцессий; Видеофильм «Биосфера».
11 КЛАСС (34 ЧАСА, 1 ЧАС В НЕДЕЛЮ)
Раздел 1. Введение.
Предмет социальной экологии.
Раздел 2. Экологические связи человека.
Сравнение вида Человек разумный с другими биологическими видами. Экосоциальные связи Человека разумного. Этапы развития экологических связей человека и природы в процессе антропогенеза. Сравнение информационных связей человека и других животных. Последствия глобальной информационной революции. Безопасные для здоровья способы использования современных информационных технологий. Возможности орудийной деятельности и использование различных источников энергии для изменения среды обитания и ее экологической емкости. Пути разумного и безопасного использования различных источников энергии. Причины возрастания независимости человека от среды обитания. Процесс возникновения человеческой культуры. Значение экологической и социальной составляющей современных экосоциальных связей человечества. Основные причины роста и последствия напряженности между обществом и природой. Возможные пути дальнейшего развития взаимоотношений в системе «общество – природа». Демонстрации Таблицы и модели, представляющие орудия труда различных видов гоминид из истории развития вида Человек разумный; Гипсовые модели предковых гоминид.
Раздел 3. Экологическая демография.
Значение социальных факторов в ослаблении влияния на человечество природных регуляторов численности. Меры по нейтрализации негативного влияния климата на человека и на его возможности по освоению новых территорий с крайне неблагоприятными условиями для жизни. Последствия ослабления влияния на человечество природных регуляторов численности. Последствия и меры предотвращения демографического взрыва человечества. Принципиальные различия хода демографических процессов в разных регионах Земли. Новейший этап мировой демографии – проявление признаков сокращения рождаемости во всем мире. Разумное управление демографическими процессами по стабилизации численности мирового населения.
Раздел 4. Экологические проблемы и их решения.
Основные принципы устойчивого развития человечества и природы. Сравнение исчерпаемых и неисчерпаемых, возобновимых и невозобновимых ресурсов. Понятие «экологический кризис». Причины и последствия глобального изменения климата. Причины и последствия масштабных вырубок лесов, кислотных осадков, разрушения озонового экрана. Анализ возможных путей уменьшения физического, химического и биологического загрязнения среды. Опасность отходов для окружающей среды в конкретных ситуациях. Значение переработки отходов. Взаимосвязь экологического и экономического вреда. Разумные потребности потребления продуктов и использование товаров отдельными людьми, сообществами. Экологические риски при добыче и использовании природных ресурсов. Последствия нерационального использования энергоресурсов. Принципы рационального использования энергоресурсов. Условия равновесия между использованием и восстановлением природных ресурсов, между процессами нарушения и восстановления нормальной экологической обстановки. Современные проблемы сохранения животного мира Земли и России. Причины нетолерантного отношения к животным. Пути решения проблем биоразнообразия. Характеристика отечественной и мировой системы особо охраняемых природных территорий (ООПТ). Основные задачи национальных парков и заповедников. Понятие «экологический мониторинг». Значение мониторинга состояния окружающей среды. Варианты мониторинга состояния окружающей среды. Анализ различных ситуаций с точки зрения наступления случая экологического правонарушения. Возможные пути достижения устойчивого развития общества и природы в соответствии с современными тенденциями и возможностями общества. Демонстрации Видеофильмы об охране живой природы
3) Учебно-тематический план
Экология 10 класс
№
|
Тема |
Кол-во
|
1 |
Введение «Общая экология»
|
1 |
2 |
Организм и среда
|
9 |
3 |
Сообщества и популяции
|
13 |
4 |
Экосистемы.
|
11 |
|
Итого: |
34 |
Экология 11 класс
№
|
Тема |
Кол-во
|
1 |
Введение «Социальная экология»
|
1 |
2 |
Экологические связи человека
|
6 |
3 |
Экологическая демография
|
7 |
4 |
Экологические проблемы и их решения
|
20 |
|
Итого: |
34 |
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.