Учебная прогулка: «По Выборгской стороне»
Оценка 4.7

Учебная прогулка: «По Выборгской стороне»

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
история +2
8 кл—9 кл
04.05.2023
Учебная прогулка: «По Выборгской стороне»
Смысл современного образования, заключенный в ФГОС, определяется как «развитие у школьников способности самостоятельно решать проблемы в различных видах деятельности». Достижение результата в образовании возможно при реализации системно-деятельностного подхода, который подразумевает учебное сотрудничество различных уровней участников образовательного процесса.
Методическая разработка Учебная прогулка.docx

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №65 с углубленным изучением французского языка Выборгского района Санкт-Петербурга

 

 

 

 

                                  Методическая разработка занятия

                            Учебная прогулка: «По Выборгской стороне»

     В рамках рабочей программы внеурочной деятельности

«Пешком по Санкт-Петербургу»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил: Учитель истории и культуры Санкт-Петербурга

ГБОУ школы №65 Гуляева Елена Михайловна

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2023

 

 

Тема : « Учебная прогулка по Выборгской стороне».

1.     Учебная прогулка- как метод освоения городского пространства

2.     План проведения учебной прогулки по Выборгской стороне.

3.     Список использованной литературы и интернет -ресурсов.

1.Смысл современного образования, заключенный в ФГОС, определяется как «развитие у школьников способности самостоятельно решать проблемы в различных видах деятельности». Достижение результата в образовании возможно при реализации системно-деятельностного подхода , который подразумевает учебное сотрудничество различных уровней участников образовательного процесса. Сегодня реализовать подход только в рамках традиционного урока становится трудно. Традиционный урок- это в основном, ориентация на действия учителя. А современный урок- это взаимодействие учителя-ученика-группы. На современном уроке, а особенно на уроке краеведения, уроке истории и культуры Санкт-Петербурга, ученик не пассивный слушатель, он не просто изучает материал, а задействует свой потенциал, выявляет, развивает свои способности.

Деятельность человека (ребёнка, подростка- в особенности) не может быть нейтральной. В ней человек либо развивается, либо деградирует в своём развитии: приобретает, либо не приобретает знания, навыки, умения; включается, либо не включается в активный процесс самопознания и самовоспитания; формулирует ценностное, либо бездумное отношение к окружающей жизни- и тем самым определяет свою будущую жизненную позицию. Этим выбором «либо -либо» и определяется воспитательный потенциал деятельности, определяется социализация школьника и будущего гражданина. Вспомним слова С.Т.Щацкого: «Воспитание в чистом виде не существует, воспитание есть организация деятельности».

Особую роль для создания условий для формирования духовно-нравственной и социализированной личности играет учебный предмет «История и культура Санкт-Петербурга». Предмет краеведческий, способствующий развитию духовно-нравственной сферы ребёнка. Предмет, где большая роль принадлежит занятиям внеаудиторным, формирующим знания, умения, навыки в пространстве города, где развитие познавательного интереса, приобретения практических умений, фактологических знаний позволяет включать школьника в исследовательскую деятельность.

Проведение внеаудиторных занятий позволяет учащимся не только накапливать информацию, а самосовершенствоваться, ещё больше открывается возможностей к самопознанию.

Одним из видов внеаудиторного занятия является учебная прогулка,

целью которой является:

ü  Приобретение  краеведческих и общеучебных  умений

ü  Расширение знаний о конкретных объектах города, культурного наследия

ü  Формирование оценочных суждений

задачами являются:

ü  Освоение системы городского ориентирования

ü  Развитие визуальной культуры личности, умения рассматривать объекты исторического прошлого

ü  Развитие коммуникативных и коллективных умений ( работа в группе; обсуждение различных версий и т.д.)

 

Результатом станет:

ü  Расширений знаний о конкретных объектах культурного наследия

ü  Ориентирование в городском пространстве, исследование объектов культурного наследия

ü  Расширение знаний о процессах и явлениях, которые сформировали облик города

       Информационные источники:

ü  Руководитель группы: педагог, экскурсовод и пр.

ü  Объекты культурного наследия ( дома, памятники, мосты, скверы и т.д.)

 Роль участников учебной прогулки:

Руководитель группы

Учащиеся

  • Составляет маршрутный лист

( задание для изучения, исследования)

  • Руководит маршрутом
  • Комментирует, дополняет
  • Помогает учащимся при выполнении заданий, ответов на вопросы, подведении итогов
  • Исследуют объекты
  • Участвуют в беседе
  • Делают выводы
  • Фотографируют
  • Представляют результаты прогулки

( те учащиеся ,которые неоднократно участвовали в такого рода занятиях, имеющие опыт городского ориентирования могут самостоятельно отправиться осваивать городское пространство, используя маршрутный лист.

 

 

2.Одной из традиционных учебных прогулок в ГБОУ школе №65 является прогулка по Выборгской стороне.  (Обычно такая прогулка проводится в 7-х и 8-х классах накануне Дня исторического и культурного наследия, к юбилеям города, района.

На прогулку приглашаются родители. По итогам прогулки делается фоторепортаж, зарисовки, очерки в школьную группу ВК.

Протяжённость маршрута примерно 8-9 км, поэтому маршрут проходится за 2 занятия (по 120 минут каждый)

В добавление к общим задачам занятий:

 

 

/Знакомство с историей. Выборгская сторона, одна из старейших в городе. здесь жили и творили: физиолог Л. А. Орбели, врач и общественный деятель С. П. Боткин, актриса Вера Федоровна Комиссаржевская, поэтесса Анна Андреевна Ахматова, академик Сергеем Васильевичем Лебедев, А.Нобель и др. личности, чьи имена вошли в энциклопедии, исторические и современные книги, формирующие общечеловеческие ценности и устремления.

/содействие воспитанию уважительного отношения к прошлому своей малой Родины  ,к традициям, культуре жителей города

/формирование умений работать с различными источниками краеведческой информации (городские объекты; фотоматериалы и тексты, которые в процессе прогулки представляет учитель; воспоминания очевидцев, если в прогулке участвуют приглашённые лица)

Перед учебной прогулкой учитель:

§  выдаёт учащимся маршрутные листы, где определён маршрут и остановки на маршруте, вопросы и задания

  • определяет особенности занятия в форме учебной прогулки
  • ставит задачи перед участниками прогулки
  • напоминает о правилах безопасного поведения на улицах города

Учебную прогулку по Выборгской стороне можно определить как « Страницы истории –в штрихах» или словами Аристотеля « Без знаний о прошлом нет достойного будущего».

Краткая историческая справка (в добавление к выводам учащихся):

На правом берегу Невы расположено несколько районов города. Традиционными местами
заселения правобережья были Выборгская сторона и Охта. Осваивались земли вдоль невских берегов, а также шло развитие в северном направлении , в сторону дороги на Выборг.
Сегодня Выборгская сторона превратилась в крупнейшую промышленную зону с высокой концентрацией предприятий. Но это еще и жилой район, где существуют парки и скверы, торговые и развлекательные центры, церкви и различные учебные заведения.
Наша прогулка сегодня пройдет по одной из главных улиц Выборгской стороны — Большому Сампсониевскому проспекту, а начнем ее от площади Ленина, центральной площади Выборгской стороны и одной из главных площадей города.

В ходе прогулки мы увидим:

Выборгский сад

Музей подводного оружия                                                                                                                                                                                                                     

памятником Петру Великому

Сампсониевский собор                                                                                                              прогуляемся по  Сампсониевскому саду                                                                                Гренадерский мост                                                                                                           Фабрику-кухню Выборгского района                                                                                             Особняк, народный дом, доходный дом и жилую колонию Нобелей                                              Бабуринский и Батенинский жилмассивы                                                                                       Дом специалистов на Лесном проспекте                                                                                         Школу на Кантемировской улице                                                                                    Промышленные здания, построенные ведущими архитекторами модерна К. Шмидтом, Н. Васильевым, В. Косяковым.

Маршрут:

1 остановка     Сампсониевский проспект- Сампсониевский сад - Сампсониевский собор- памятнике Петру Великому

 (Учащиеся самостоятельно готовили справки о Сампсониевском саде, Сампсониевском соборе, памятнике Петру Великому)

§  Вопросы: почему Сампсониевский проспект является главной магистралью района?

§  Какие названия носила эта магистраль?

§  Чем знаменито здание на  Сампониевском проспекте, 24?  

§  Чем интересен памятник Петру Первому у Сампосониевского собора?

§  Каких обитателей флоры и фауны можно встретить в Сампсониевском саду?

Краткая историческая справка ( в добавление к выводам учащихся):

Выборгская сторона С  XVIII века на Выборгской стороне создавалась особая атмосфера жизни: деятельная, творческая, активная. Сейчас промышленные предприятия уступают место домам, жители которых получают в придачу к новой квартире объемный исторический багаж. Предлагаю пройти вместе  по знаковым местам и увидеть, чем привлекателен этот район для жизни в XXI веке. Выборгской стороне придавал большое значение еще Петр Великий: уже при нем здесь появились первые мануфактуры, проживали иностранные специалисты, русские мастера. Здесь был построен один из первых соборов города — Сампсониевский; рядом, в парке — памятник первым строителям Петербурга. В честь основателя города на Большом Сампсониевском проспекте стоит памятник. Промышленное прошлое Выборгской стороны создает для жителей района уникальную атмосферу. Ведь каждое предприятие — это не только производство, но и выдающиеся личности и целые семьи, а также памятники архитектуры: промышленной, общественной, жилой. Эпохи теперь уже четырех веков перетекают одна в другую на каждом шагу. Неподалеку от станции метро «Выборгская» здания в стиле модерн соседствуют с Бабуринским жилмассивом — образцово-показательным проектом жилищного строительства рубежа 1920-30-х годов. В нем не было коммуналок, только отдельные квартиры, но получить их было непросто. Здесь множество исторических артефактов — памятников, улиц, зданий, — сохранившихся за три века развития Выборгской стороны, придают району особую атмосферу и погружают в прошлое, стоит выйти за порог.

  Сампсониевский пр.- До возникновения Санкт-Петербурга территория, где берёт своё начало Большой Сампсониевский проспект, являлась островом, отделённым от остальной земли небольшим протоком. Первый участок трассы сформировался к 1730-м годам севернее Сампсониевского собора. С 1739 года дорога стала называться Сампсониевской улицей. В середине XVIII века проток засыпали, дорогу продлили к югу от собора. Далее эта территория стала гораздо быстрее осваиваться вглубь невского берега. С начала XIX века магистраль стала называться Большим Сампсониевским проспектом. Между ним и берегом Невы начали обосновываться многочисленные промышленные предприятия. В 1840-х годах между проспектом и Невой архитектором Л. Л. Бонштедтом были построены корпуса сахарного завода А. Л. Штиглица (дом №24). Память о этом производстве хранит примыкающий к проспекту Сахарный переулок. В 1864 году архитектором Н. Егоровым был построен дом №37. В 1865-1873 году по проекту К. Я. Соколова возведены корпуса хирургической клиники им. П. А. Куприянова (дом №5). В 1879-1880-х годах был построен лесопильный завод и льноджутовая мануфактура Д. Н. Лебедева (дом №28). В 1881-1890-х годах - особняк и контора завода Кеннига (дом №24). В 1882 году по проекту П. Ю. Сюзора для нужд служащих Сампсониевского собора построен дом №43. В 1898 году был основан машиностроительный завод "Новый Лесснер" (дом №66). В 1899-1913 годах архитектором К. К. Шмидтом для завода Л. М. Эриксона построен дом №60. Здесь выпускались телефонные аппараты, в советское время - оборудование для автоматических линий связи.

В 1901-1905 годах М. И. Китнером построены корпуса (дом №65) педиатрического медицинского института (ныне академии). В 1908 году перед главным входом в хирургическую клинику им. П. А. Куприянова был установлен памятник врачу и общественному деятелю С. П. Боткину. В 1911 годах была построена церковь Святой княгини Анны Кашинской (дом №53). В 1911-1912 годах построено здание кондитерского общества Ландрин (дом №77, сейчас - кондитерский комбинат "Азарт"). В 1913-1914 годах для Учительского института по проекту В. М. Андросова был построен дом №86. В 1914-1915 годах - дом №88, здание бывшего Городского архива. В 1914-1916 годах построены корпуса завода "Русский Рено" (дом №69).

В мае 1918 года к столетию Карла Маркса магистраль была переименована в проспект Карла Маркса.

В 1924-1927 годах по проекту В. А. Щуко и В. Г. Гельфрейха была построена вторая понижающая подстанция Волховской ГЭС (дома №14, 16). В 1927-1928 годах близ Сампсониевского собора был разбит Сампсониевский сад. В 1929 году построена Выборгская фабрика-кухня (дом №45), в доме №37 открылся клуб "им. 1 мая". В 1934 году на углу с улицей Комиссара Смирнова был разбит Выборгский сад. В 1944-1958 годах в доме №7 жил физиолог Л. А. Орбели.

В 1951-1953 годах по проекту В. Ф. Белова и Л. М. Гольдвассера построен жилой дом (№17 по ул. Комиссара Смирнова), Выборгский сад обнесён декоративной оградой. В 1950-х годах построены жилые дома №70-80, 108. В 1967-1970 годах по проекту С. Б. Сперанского, В. Э. Струзмана и Н. В. Каменского построена гостиница "Ленинград" (ныне "Санкт-Петербург", дом №2/5). В 1968 году на углу проспекта и улицы Смолячкова (ранее Бабурин переулок) установлен памятник Герою Советского Союза снайперу Ф. А. Смолячкову. В это же время на углу с улицей Александра Матросова (ранее улица Батенина) установлен памятник герою Александру Матросову. В середине 1970-х годов Большой Сампсониевский проспект пересекла новая транспортная магистраль - Гренадёрская улица, проложенная по территории Сампсониевского сада к новому Гренадёрскому мосту. В 1980-е годы по проекту В. Э. Струзмана построен жилой комплекс (дом №12), выходящий главным фасадом на Финляндский проспект.

В 1991 году проспекту возвращено прежнее название - Большой Сампсониевский. В 1996 году на углу с Боткинской улицей был установлен памятник военным медикам. В 2003 году близ Сампсониевского собора был воссоздан памятник Петру I.

 

Сампсониевский собор-Деревянный храм, названный Сампсониевским, был заложен Петром I после победы в Северной Войне. Именно тут было заведено первое кладбище новой столицы.
Деревянная церковь не могла простоять века, поэтому в 1740-м году она была перестроена в большой каменный собор с колокольней в модном стиле московского барокко. Главный колокол весит 400 пудов (около 6.5 тонн), вылитый в 1763-м году, он стал одним из крупнейших и тяжелейших колоколов Петербурга. Сегодня здесь располагается одновременно и музей, и храм, с регулярными богослужениями.

Памятником Петру, основателю города, в Санкт-Петербурге никого не удивишь. Однако отдельные работы своей монументальностью всё ещё способны вызвать некоторый трепет. И памятник Петру, расположенный неподалёку от Сампсониевского Собора, относится как раз к таковым. Бронзовая скульптура, расположенная на высоком гранитном постаменте, изображает императора с саблей в руках, с устремленным в небо взором.

Сад был основан в 1927 году на месте одного из исчезнувших кладбищ и назван в честь идеолога марксистской теории Карла Маркса. Это название сохранялось за сквером до 1991 года, после чего участок был переименован в Сампсониевский по храму, располагавшемуся рядом. В память об утраченных захоронениях в саду в 1995 году по проекту Михаила Шемякина был установлен памятник "первостроителям Петербурга". Выполненный из гранита, он напоминает портал входа в готический храм. На его плитах выбиты имена архитекторов, которым он посвящен - А. Шлютеру, Д. Трезини, Ж. Б. Леблону, Б. К. Растрелли и Ф. Б. Растрелли. Интересен мир живой природы, представленный в саду и являющийся его подлинным украшением: ложноплатановый клен из лесов Кавказа, красный дуб из Северной Америки. Из птиц здесь можно встретить не только воробьев, но и свиристелей. В связи с появлением Гренадерской улицы в 1970-х годах размеры сада значительно уменьшились. Сампсониевский сад летом 2017 года стал местом, где разворачивались панорамы исторических событий, сразу трех: Полтавской баталии, Невской битвы и Июньского наступления 1917 года в Первую мировую войну. Полтавская битва была представлена реконструкцией одного из фрагментов события - битвой при Лесном.

2 остановка- набережная реки Большой Невки ( Выборгская набережная) Гренадерский мост

(Учащимся было предложено подготовить краткую справку про Гренадерский мост, сделать макет предшествующей переправы)

§  О чем хранит память данное сооружение и почему?

§  Какая улица появилась на месте бывшего Крапивного сада? Что она соединяет?

§  Где расположилась другая опора моста?

§  Сколько пролетов имеет мост?

§  Чем он отличается от других городских мостов?

Краткая историческая справка ( в добавление к выводам учащихся)

Мост назван в память о лейб-гвардии Гренадерского полка, казармы которого располагались до 1917 неподалёку на левом берегу Большой Невки. 

В 1971 по проекту инж. Б.Б. Левина и архитекторов Л.А. Носкова и П.А. Арешева на 90 м. ниже по течению начал возводиться новый металлический трёхпролётный мост, с разводным средним пролётом.

Трасса моста была проложена так, что на Выборгской стороне был практически уничтожен Крапивный сад, располагавшийся между Большим Сампсониевским проспектом и набережной реки Большой Невки, между Крапивным переулком и кварталом вдоль Малого Сампсониевского проспекта.   На территории Крапивного сада была устроена новая Гренадерская улица, соединившая Гренадерский мост с Лесным проспектом, рассекая также Сампсониевский сад.  

На другой стороне опора нового моста расположилась на Аптекарском острове, рядом с углом Ботанического сада, а через реку Карповка был возведен широкий железобетонный мост вместо старого деревянного для пропуска большого потока транспорта на новый Гренадерский мост с улицы Рентгена.

Далее учащиеся проходят по набережной на другую сторону Гренадерской улицы и двигаются в сторону Сампсониевского проспекта.

( Поскольку здесь очень интенсивное движение- учитель делает короткие остановки и даёт некоторые пояснения к ответам учащимся на предложенные ранее задания)

3 остановка  Фабрика-Кухня (Сампсониевский пр. д.45)

(Учащиеся самостоятельно готовили справки о Фабрике-Кухне

  • Вопросы:  Роль Фабрики-кухни в 30-40-е годы 20-го века?

§  Что вы знаете о фабриках-кухнях Санкт- Петербурга?                                               

§  История и современность данного объекта

§  Подойдите к зданию Сампсониевский пр. д. 45. Пройдите во двор. Рассмотрите его, сравните с фото 1970-го года

§  Какое место занимает это здание в ландшафте района? Как оно вписывается в застройку на Сампсониевском проспекте?      

§  Как здание выделяется на фоне других? ( И выделяется ли?) В каком архитектурном стиле создано здание?

§  Что размещалось в этом здании?

§  Посмотрите на фасад. Каковы особенности его устройства?  

§  Какие выводы мы можем сделать о данном объекте  города?

§  Что изменилось в облике здания, (сравнивают фото 1970-х годов и современный вид.)

Краткая историческая справка ( в добавление к выводам учащихся):

 Новый тип предприятий общественного питания для Ленинграда. Фабрики-кухни в то время строились по всей стране - считалось, что они освобождали женщин от стояния у плиты. Фабрика-кухня виделась не только столовой, но и общественно-культурным центром, где рабочие могли бы не только поесть, но и культурно отдохнуть в обеденный перерыв. Здание Выборгской фабрики-кухни построено в 1930 г. , по проекту арх. Тильпера и было оборудовано новейшими машинами (большинство процессов механизировано).  Один из лучших образцов советского конструктивизма в Ленинграде.  

Кстати, можно напомнить о топонимике: названия улиц и переулков близ лежащих. Крапивный переулок., Нейшлотский переулок, Лесной проспект.

v  Можно подробно обсудить историю Фабрики-Кухни, сравнить ее с историческими фактами города. Ученики отвечают на вопросы-задания, высказывают свои предложения по дальнейшему использованию данного объекта, делают зарисовки

 

!!!! Здесь заканчивается первая часть учебной прогулки.

 

Литература и интернет- ресурсы.

/ Аксельрод В.И.- Город как предмет школьного краеведения( http.||www.institute-spb.standardsite.ru)

 /Анциферов Н.П.- Душа Петербурга.- Л.Ленинздат, 1990;

/Ванюшкина Л.М.- Внеаудиторное образование- путь в новое образовательное пространство; Монография, СПБ, ЗАО «Лита», 2003

/Морозов А. –Школьные экскурсии, их значение. Организация ( Электронный ресурс) http.||www.schoolnano.ru

/Нилова Тамара Михайловна, Севастьянова Наталья Юрьевна, Шейко Наталия Геннадьевна. Культурно-образовательная программа «Город на ладошке». Методическое пособие для педагогов. Серия: «Воспитание городом». – СПб., 2021. –159

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Материалы второй учебной прогулки

Краткая историческая справка ( в добавление к выводам учащихся):

Один из старейших памятников российской машиностроительной деятельности. Завод «Людвиг Нобель» (после 1918 был переименован в — завод машиностроения «Русский дизель») — это индустриальное предприятие Выборгского района, руководимой семьёй Нобелей, которое внесло колоссальный вклад в развитие отечественной науки и промышленности.
Сегодня бывший завод имеет статус памятника культуры и истории федерального уровня. Уже долгое время здесь планируется открыть мемориальный центр, посвященный чете Нобелей, но пока всё остаётся без изменений

Жилмассив — жилищный массив — это проект из нескольких домов или кварталов с единым замыслом. Жилые массивы Петербурга можно условно разделить на три типа по историческому периоду, в который они были построены: дореволюционные, довоенные и послевоенные. Разница между ними сразу же бросается в глаза. Рабочие городки, построенные в Петербурге до революции, относятся к стилю модерн. Конструктивистские жилмассивы тридцатых годов, которых в городе больше всего, отличаются строгостью форм и авангардными деталями.

Бабуринский жилмассив

  Включает восемь пятиэтажных жилых домов на 3,5 тыс. жителей, детский сад-ясли, или «очаг», как назывались такие заведения в 1930-е годы (Тобольская ул., 5), механическую прачечную, профилакторий, магазин и др. В глубине квартала находились спортивная площадка и сквер с фонтаном. Поблизости расположена Выборгская фабрика-кухня (Б. Сампсониевский пр., 45). Жители также могли пользоваться банями, расположенными у Гренадерского моста. Интересно посмотреть, как изменилась архитектурная мода в 1930-е годы. Дом на Лесном пр., 32, построен в 1939-м году. Казалось бы, прошло всего несколько лет, но на самом деле изменилась эпоха. Дома на улице Смолячкова имеют характерные черты модернизма: ленточные окна, полукруглые ризалиты (часть здания, выступающая за основную линию фасада и идущая во всю высоту здания), лестничные клетки, решенные в виде башен, высокая подворотня с круглым выступом — «фирменный знак» Григория Симонова, присутствующий во многих его проектах (в домах на ул. Смолячкова в круглом выступе располагалась дворницкая).                                                Батенинский жилмассив - один из крупнейших в предвоенном Ленинграде, был построен в 1930-1933 гг.(арх.  Кацепеленбоген Т. Д., Симонов Г. А., Рубаненко Б. Р., Соломонов А. Р., Степанов П. С., Жуковская В. А.).  Жилмассив занимал два квартала по Лесному пр. (№37 и №39) между ул. Александра Матросова (бывшей Батениной ул.) и Новолитовской ул., разделенные Диагональной улицей.  Квартал № 37 примыкает к Новолитовской ул. Помимо жилых корпусов он включал в себя здания универмага "Выборгский", прачечной, детского сада и яслей. План квартала симметричный и представляет собою довольно сложную композицию на основе трапеции. В то время, как составляющие его корпуса не отличаются особой выразительностью. Такой несколько монотонный конструктивизм.

Дом же на Лесном проспекте декорирован в монументальном и помпезном стиле «сталинского ампира». Эта смена архитектурных стилей отражает переход от живой и творческой атмосферы 1920-х годов к диктатуре, с подозрением относящейся ко всяким творческим экспериментам. На крыше дома на Лесном проспекте сохранилась башня ПВО, поставленная здесь в годы Великой Отечественной войны


 

Скачано с www.znanio.ru

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №65 с углубленным изучением французского языка

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №65 с углубленным изучением французского языка

Тема : « Учебная прогулка по Выборгской стороне»

Тема : « Учебная прогулка по Выборгской стороне»

Освоение системы городского ориентирования ü

Освоение системы городского ориентирования ü

Знакомство с историей . Выборгская сторона, одна из старейших в городе

Знакомство с историей . Выборгская сторона, одна из старейших в городе

Бабуринский и Батенинский жилмассивы

Бабуринский и Батенинский жилмассивы

С начала XIX века магистраль стала называться

С начала XIX века магистраль стала называться

В 1991 году проспекту возвращено прежнее название -

В 1991 году проспекту возвращено прежнее название -

Мост назван в память о лейб-гвардии

Мост назван в память о лейб-гвардии

Тильпера и было оборудовано новейшими машинами (большинство процессов механизировано)

Тильпера и было оборудовано новейшими машинами (большинство процессов механизировано)

Материалы второй учебной прогулки

Материалы второй учебной прогулки

Такой несколько монотонный конструктивизм

Такой несколько монотонный конструктивизм
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.05.2023