Учебная прогулка: «По Выборгской стороне»

  • Разработки уроков
  • docx
  • 04.05.2023
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Смысл современного образования, заключенный в ФГОС, определяется как «развитие у школьников способности самостоятельно решать проблемы в различных видах деятельности». Достижение результата в образовании возможно при реализации системно-деятельностного подхода, который подразумевает учебное сотрудничество различных уровней участников образовательного процесса.
Иконка файла материала Методическая разработка Учебная прогулка.docx

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №65 с углубленным изучением французского языка Выборгского района Санкт-Петербурга

 

 

 

 

                                  Методическая разработка занятия

                            Учебная прогулка: «По Выборгской стороне»

     В рамках рабочей программы внеурочной деятельности

«Пешком по Санкт-Петербургу»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил: Учитель истории и культуры Санкт-Петербурга

ГБОУ школы №65 Гуляева Елена Михайловна

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2023

 

 

Тема : « Учебная прогулка по Выборгской стороне».

1.     Учебная прогулка- как метод освоения городского пространства

2.     План проведения учебной прогулки по Выборгской стороне.

3.     Список использованной литературы и интернет -ресурсов.

1.Смысл современного образования, заключенный в ФГОС, определяется как «развитие у школьников способности самостоятельно решать проблемы в различных видах деятельности». Достижение результата в образовании возможно при реализации системно-деятельностного подхода , который подразумевает учебное сотрудничество различных уровней участников образовательного процесса. Сегодня реализовать подход только в рамках традиционного урока становится трудно. Традиционный урок- это в основном, ориентация на действия учителя. А современный урок- это взаимодействие учителя-ученика-группы. На современном уроке, а особенно на уроке краеведения, уроке истории и культуры Санкт-Петербурга, ученик не пассивный слушатель, он не просто изучает материал, а задействует свой потенциал, выявляет, развивает свои способности.

Деятельность человека (ребёнка, подростка- в особенности) не может быть нейтральной. В ней человек либо развивается, либо деградирует в своём развитии: приобретает, либо не приобретает знания, навыки, умения; включается, либо не включается в активный процесс самопознания и самовоспитания; формулирует ценностное, либо бездумное отношение к окружающей жизни- и тем самым определяет свою будущую жизненную позицию. Этим выбором «либо -либо» и определяется воспитательный потенциал деятельности, определяется социализация школьника и будущего гражданина. Вспомним слова С.Т.Щацкого: «Воспитание в чистом виде не существует, воспитание есть организация деятельности».

Особую роль для создания условий для формирования духовно-нравственной и социализированной личности играет учебный предмет «История и культура Санкт-Петербурга». Предмет краеведческий, способствующий развитию духовно-нравственной сферы ребёнка. Предмет, где большая роль принадлежит занятиям внеаудиторным, формирующим знания, умения, навыки в пространстве города, где развитие познавательного интереса, приобретения практических умений, фактологических знаний позволяет включать школьника в исследовательскую деятельность.

Проведение внеаудиторных занятий позволяет учащимся не только накапливать информацию, а самосовершенствоваться, ещё больше открывается возможностей к самопознанию.

Одним из видов внеаудиторного занятия является учебная прогулка,

целью которой является:

ü  Приобретение  краеведческих и общеучебных  умений

ü  Расширение знаний о конкретных объектах города, культурного наследия

ü  Формирование оценочных суждений

задачами являются:

ü  Освоение системы городского ориентирования

ü  Развитие визуальной культуры личности, умения рассматривать объекты исторического прошлого

ü  Развитие коммуникативных и коллективных умений ( работа в группе; обсуждение различных версий и т.д.)

 

Результатом станет:

ü  Расширений знаний о конкретных объектах культурного наследия

ü  Ориентирование в городском пространстве, исследование объектов культурного наследия

ü  Расширение знаний о процессах и явлениях, которые сформировали облик города

       Информационные источники:

ü  Руководитель группы: педагог, экскурсовод и пр.

ü  Объекты культурного наследия ( дома, памятники, мосты, скверы и т.д.)

 Роль участников учебной прогулки:

Руководитель группы

Учащиеся

  • Составляет маршрутный лист

( задание для изучения, исследования)

  • Руководит маршрутом
  • Комментирует, дополняет
  • Помогает учащимся при выполнении заданий, ответов на вопросы, подведении итогов
  • Исследуют объекты
  • Участвуют в беседе
  • Делают выводы
  • Фотографируют
  • Представляют результаты прогулки

( те учащиеся ,которые неоднократно участвовали в такого рода занятиях, имеющие опыт городского ориентирования могут самостоятельно отправиться осваивать городское пространство, используя маршрутный лист.

 

 

2.Одной из традиционных учебных прогулок в ГБОУ школе №65 является прогулка по Выборгской стороне.  (Обычно такая прогулка проводится в 7-х и 8-х классах накануне Дня исторического и культурного наследия, к юбилеям города, района.

На прогулку приглашаются родители. По итогам прогулки делается фоторепортаж, зарисовки, очерки в школьную группу ВК.

Протяжённость маршрута примерно 8-9 км, поэтому маршрут проходится за 2 занятия (по 120 минут каждый)

В добавление к общим задачам занятий:

 

 

/Знакомство с историей. Выборгская сторона, одна из старейших в городе. здесь жили и творили: физиолог Л. А. Орбели, врач и общественный деятель С. П. Боткин, актриса Вера Федоровна Комиссаржевская, поэтесса Анна Андреевна Ахматова, академик Сергеем Васильевичем Лебедев, А.Нобель и др. личности, чьи имена вошли в энциклопедии, исторические и современные книги, формирующие общечеловеческие ценности и устремления.

/содействие воспитанию уважительного отношения к прошлому своей малой Родины  ,к традициям, культуре жителей города

/формирование умений работать с различными источниками краеведческой информации (городские объекты; фотоматериалы и тексты, которые в процессе прогулки представляет учитель; воспоминания очевидцев, если в прогулке участвуют приглашённые лица)

Перед учебной прогулкой учитель:

§  выдаёт учащимся маршрутные листы, где определён маршрут и остановки на маршруте, вопросы и задания

  • определяет особенности занятия в форме учебной прогулки
  • ставит задачи перед участниками прогулки
  • напоминает о правилах безопасного поведения на улицах города

Учебную прогулку по Выборгской стороне можно определить как « Страницы истории –в штрихах» или словами Аристотеля « Без знаний о прошлом нет достойного будущего».

Краткая историческая справка (в добавление к выводам учащихся):

На правом берегу Невы расположено несколько районов города. Традиционными местами
заселения правобережья были Выборгская сторона и Охта. Осваивались земли вдоль невских берегов, а также шло развитие в северном направлении , в сторону дороги на Выборг.
Сегодня Выборгская сторона превратилась в крупнейшую промышленную зону с высокой концентрацией предприятий. Но это еще и жилой район, где существуют парки и скверы, торговые и развлекательные центры, церкви и различные учебные заведения.
Наша прогулка сегодня пройдет по одной из главных улиц Выборгской стороны — Большому Сампсониевскому проспекту, а начнем ее от площади Ленина, центральной площади Выборгской стороны и одной из главных площадей города.

В ходе прогулки мы увидим:

Выборгский сад

Музей подводного оружия                                                                                                                                                                                                                     

памятником Петру Великому

Сампсониевский собор                                                                                                              прогуляемся по  Сампсониевскому саду                                                                                Гренадерский мост                                                                                                           Фабрику-кухню Выборгского района                                                                                             Особняк, народный дом, доходный дом и жилую колонию Нобелей                                              Бабуринский и Батенинский жилмассивы                                                                                       Дом специалистов на Лесном проспекте                                                                                         Школу на Кантемировской улице                                                                                    Промышленные здания, построенные ведущими архитекторами модерна К. Шмидтом, Н. Васильевым, В. Косяковым.

Маршрут:

1 остановка     Сампсониевский проспект- Сампсониевский сад - Сампсониевский собор- памятнике Петру Великому

 (Учащиеся самостоятельно готовили справки о Сампсониевском саде, Сампсониевском соборе, памятнике Петру Великому)

§  Вопросы: почему Сампсониевский проспект является главной магистралью района?

§  Какие названия носила эта магистраль?

§  Чем знаменито здание на  Сампониевском проспекте, 24?  

§  Чем интересен памятник Петру Первому у Сампосониевского собора?

§  Каких обитателей флоры и фауны можно встретить в Сампсониевском саду?

Краткая историческая справка ( в добавление к выводам учащихся):

Выборгская сторона С  XVIII века на Выборгской стороне создавалась особая атмосфера жизни: деятельная, творческая, активная. Сейчас промышленные предприятия уступают место домам, жители которых получают в придачу к новой квартире объемный исторический багаж. Предлагаю пройти вместе  по знаковым местам и увидеть, чем привлекателен этот район для жизни в XXI веке. Выборгской стороне придавал большое значение еще Петр Великий: уже при нем здесь появились первые мануфактуры, проживали иностранные специалисты, русские мастера. Здесь был построен один из первых соборов города — Сампсониевский; рядом, в парке — памятник первым строителям Петербурга. В честь основателя города на Большом Сампсониевском проспекте стоит памятник. Промышленное прошлое Выборгской стороны создает для жителей района уникальную атмосферу. Ведь каждое предприятие — это не только производство, но и выдающиеся личности и целые семьи, а также памятники архитектуры: промышленной, общественной, жилой. Эпохи теперь уже четырех веков перетекают одна в другую на каждом шагу. Неподалеку от станции метро «Выборгская» здания в стиле модерн соседствуют с Бабуринским жилмассивом — образцово-показательным проектом жилищного строительства рубежа 1920-30-х годов. В нем не было коммуналок, только отдельные квартиры, но получить их было непросто. Здесь множество исторических артефактов — памятников, улиц, зданий, — сохранившихся за три века развития Выборгской стороны, придают району особую атмосферу и погружают в прошлое, стоит выйти за порог.

  Сампсониевский пр.- До возникновения Санкт-Петербурга территория, где берёт своё начало Большой Сампсониевский проспект, являлась островом, отделённым от остальной земли небольшим протоком. Первый участок трассы сформировался к 1730-м годам севернее Сампсониевского собора. С 1739 года дорога стала называться Сампсониевской улицей. В середине XVIII века проток засыпали, дорогу продлили к югу от собора. Далее эта территория стала гораздо быстрее осваиваться вглубь невского берега. С начала XIX века магистраль стала называться Большим Сампсониевским проспектом. Между ним и берегом Невы начали обосновываться многочисленные промышленные предприятия. В 1840-х годах между проспектом и Невой архитектором Л. Л. Бонштедтом были построены корпуса сахарного завода А. Л. Штиглица (дом №24). Память о этом производстве хранит примыкающий к проспекту Сахарный переулок. В 1864 году архитектором Н. Егоровым был построен дом №37. В 1865-1873 году по проекту К. Я. Соколова возведены корпуса хирургической клиники им. П. А. Куприянова (дом №5). В 1879-1880-х годах был построен лесопильный завод и льноджутовая мануфактура Д. Н. Лебедева (дом №28). В 1881-1890-х годах - особняк и контора завода Кеннига (дом №24). В 1882 году по проекту П. Ю. Сюзора для нужд служащих Сампсониевского собора построен дом №43. В 1898 году был основан машиностроительный завод "Новый Лесснер" (дом №66). В 1899-1913 годах архитектором К. К. Шмидтом для завода Л. М. Эриксона построен дом №60. Здесь выпускались телефонные аппараты, в советское время - оборудование для автоматических линий связи.

В 1901-1905 годах М. И. Китнером построены корпуса (дом №65) педиатрического медицинского института (ныне академии). В 1908 году перед главным входом в хирургическую клинику им. П. А. Куприянова был установлен памятник врачу и общественному деятелю С. П. Боткину. В 1911 годах была построена церковь Святой княгини Анны Кашинской (дом №53). В 1911-1912 годах построено здание кондитерского общества Ландрин (дом №77, сейчас - кондитерский комбинат "Азарт"). В 1913-1914 годах для Учительского института по проекту В. М. Андросова был построен дом №86. В 1914-1915 годах - дом №88, здание бывшего Городского архива. В 1914-1916 годах построены корпуса завода "Русский Рено" (дом №69).

В мае 1918 года к столетию Карла Маркса магистраль была переименована в проспект Карла Маркса.

В 1924-1927 годах по проекту В. А. Щуко и В. Г. Гельфрейха была построена вторая понижающая подстанция Волховской ГЭС (дома №14, 16). В 1927-1928 годах близ Сампсониевского собора был разбит Сампсониевский сад. В 1929 году построена Выборгская фабрика-кухня (дом №45), в доме №37 открылся клуб "им. 1 мая". В 1934 году на углу с улицей Комиссара Смирнова был разбит Выборгский сад. В 1944-1958 годах в доме №7 жил физиолог Л. А. Орбели.

В 1951-1953 годах по проекту В. Ф. Белова и Л. М. Гольдвассера построен жилой дом (№17 по ул. Комиссара Смирнова), Выборгский сад обнесён декоративной оградой. В 1950-х годах построены жилые дома №70-80, 108. В 1967-1970 годах по проекту С. Б. Сперанского, В. Э. Струзмана и Н. В. Каменского построена гостиница "Ленинград" (ныне "Санкт-Петербург", дом №2/5). В 1968 году на углу проспекта и улицы Смолячкова (ранее Бабурин переулок) установлен памятник Герою Советского Союза снайперу Ф. А. Смолячкову. В это же время на углу с улицей Александра Матросова (ранее улица Батенина) установлен памятник герою Александру Матросову. В середине 1970-х годов Большой Сампсониевский проспект пересекла новая транспортная магистраль - Гренадёрская улица, проложенная по территории Сампсониевского сада к новому Гренадёрскому мосту. В 1980-е годы по проекту В. Э. Струзмана построен жилой комплекс (дом №12), выходящий главным фасадом на Финляндский проспект.

В 1991 году проспекту возвращено прежнее название - Большой Сампсониевский. В 1996 году на углу с Боткинской улицей был установлен памятник военным медикам. В 2003 году близ Сампсониевского собора был воссоздан памятник Петру I.

 

Сампсониевский собор-Деревянный храм, названный Сампсониевским, был заложен Петром I после победы в Северной Войне. Именно тут было заведено первое кладбище новой столицы.
Деревянная церковь не могла простоять века, поэтому в 1740-м году она была перестроена в большой каменный собор с колокольней в модном стиле московского барокко. Главный колокол весит 400 пудов (около 6.5 тонн), вылитый в 1763-м году, он стал одним из крупнейших и тяжелейших колоколов Петербурга. Сегодня здесь располагается одновременно и музей, и храм, с регулярными богослужениями.

Памятником Петру, основателю города, в Санкт-Петербурге никого не удивишь. Однако отдельные работы своей монументальностью всё ещё способны вызвать некоторый трепет. И памятник Петру, расположенный неподалёку от Сампсониевского Собора, относится как раз к таковым. Бронзовая скульптура, расположенная на высоком гранитном постаменте, изображает императора с саблей в руках, с устремленным в небо взором.

Сад был основан в 1927 году на месте одного из исчезнувших кладбищ и назван в честь идеолога марксистской теории Карла Маркса. Это название сохранялось за сквером до 1991 года, после чего участок был переименован в Сампсониевский по храму, располагавшемуся рядом. В память об утраченных захоронениях в саду в 1995 году по проекту Михаила Шемякина был установлен памятник "первостроителям Петербурга". Выполненный из гранита, он напоминает портал входа в готический храм. На его плитах выбиты имена архитекторов, которым он посвящен - А. Шлютеру, Д. Трезини, Ж. Б. Леблону, Б. К. Растрелли и Ф. Б. Растрелли. Интересен мир живой природы, представленный в саду и являющийся его подлинным украшением: ложноплатановый клен из лесов Кавказа, красный дуб из Северной Америки. Из птиц здесь можно встретить не только воробьев, но и свиристелей. В связи с появлением Гренадерской улицы в 1970-х годах размеры сада значительно уменьшились. Сампсониевский сад летом 2017 года стал местом, где разворачивались панорамы исторических событий, сразу трех: Полтавской баталии, Невской битвы и Июньского наступления 1917 года в Первую мировую войну. Полтавская битва была представлена реконструкцией одного из фрагментов события - битвой при Лесном.

2 остановка- набережная реки Большой Невки ( Выборгская набережная) Гренадерский мост

(Учащимся было предложено подготовить краткую справку про Гренадерский мост, сделать макет предшествующей переправы)

§  О чем хранит память данное сооружение и почему?

§  Какая улица появилась на месте бывшего Крапивного сада? Что она соединяет?

§  Где расположилась другая опора моста?

§  Сколько пролетов имеет мост?

§  Чем он отличается от других городских мостов?

Краткая историческая справка ( в добавление к выводам учащихся)

Мост назван в память о лейб-гвардии Гренадерского полка, казармы которого располагались до 1917 неподалёку на левом берегу Большой Невки. 

В 1971 по проекту инж. Б.Б. Левина и архитекторов Л.А. Носкова и П.А. Арешева на 90 м. ниже по течению начал возводиться новый металлический трёхпролётный мост, с разводным средним пролётом.

Трасса моста была проложена так, что на Выборгской стороне был практически уничтожен Крапивный сад, располагавшийся между Большим Сампсониевским проспектом и набережной реки Большой Невки, между Крапивным переулком и кварталом вдоль Малого Сампсониевского проспекта.   На территории Крапивного сада была устроена новая Гренадерская улица, соединившая Гренадерский мост с Лесным проспектом, рассекая также Сампсониевский сад.  

На другой стороне опора нового моста расположилась на Аптекарском острове, рядом с углом Ботанического сада, а через реку Карповка был возведен широкий железобетонный мост вместо старого деревянного для пропуска большого потока транспорта на новый Гренадерский мост с улицы Рентгена.

Далее учащиеся проходят по набережной на другую сторону Гренадерской улицы и двигаются в сторону Сампсониевского проспекта.

( Поскольку здесь очень интенсивное движение- учитель делает короткие остановки и даёт некоторые пояснения к ответам учащимся на предложенные ранее задания)

3 остановка  Фабрика-Кухня (Сампсониевский пр. д.45)

(Учащиеся самостоятельно готовили справки о Фабрике-Кухне

  • Вопросы:  Роль Фабрики-кухни в 30-40-е годы 20-го века?

§  Что вы знаете о фабриках-кухнях Санкт- Петербурга?                                               

§  История и современность данного объекта

§  Подойдите к зданию Сампсониевский пр. д. 45. Пройдите во двор. Рассмотрите его, сравните с фото 1970-го года

§  Какое место занимает это здание в ландшафте района? Как оно вписывается в застройку на Сампсониевском проспекте?      

§  Как здание выделяется на фоне других? ( И выделяется ли?) В каком архитектурном стиле создано здание?

§  Что размещалось в этом здании?

§  Посмотрите на фасад. Каковы особенности его устройства?  

§  Какие выводы мы можем сделать о данном объекте  города?

§  Что изменилось в облике здания, (сравнивают фото 1970-х годов и современный вид.)

Краткая историческая справка ( в добавление к выводам учащихся):

 Новый тип предприятий общественного питания для Ленинграда. Фабрики-кухни в то время строились по всей стране - считалось, что они освобождали женщин от стояния у плиты. Фабрика-кухня виделась не только столовой, но и общественно-культурным центром, где рабочие могли бы не только поесть, но и культурно отдохнуть в обеденный перерыв. Здание Выборгской фабрики-кухни построено в 1930 г. , по проекту арх. Тильпера и было оборудовано новейшими машинами (большинство процессов механизировано).  Один из лучших образцов советского конструктивизма в Ленинграде.  

Кстати, можно напомнить о топонимике: названия улиц и переулков близ лежащих. Крапивный переулок., Нейшлотский переулок, Лесной проспект.

v  Можно подробно обсудить историю Фабрики-Кухни, сравнить ее с историческими фактами города. Ученики отвечают на вопросы-задания, высказывают свои предложения по дальнейшему использованию данного объекта, делают зарисовки

 

!!!! Здесь заканчивается первая часть учебной прогулки.

 

Литература и интернет- ресурсы.

/ Аксельрод В.И.- Город как предмет школьного краеведения( http.||www.institute-spb.standardsite.ru)

 /Анциферов Н.П.- Душа Петербурга.- Л.Ленинздат, 1990;

/Ванюшкина Л.М.- Внеаудиторное образование- путь в новое образовательное пространство; Монография, СПБ, ЗАО «Лита», 2003

/Морозов А. –Школьные экскурсии, их значение. Организация ( Электронный ресурс) http.||www.schoolnano.ru

/Нилова Тамара Михайловна, Севастьянова Наталья Юрьевна, Шейко Наталия Геннадьевна. Культурно-образовательная программа «Город на ладошке». Методическое пособие для педагогов. Серия: «Воспитание городом». – СПб., 2021. –159

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Материалы второй учебной прогулки

Краткая историческая справка ( в добавление к выводам учащихся):

Один из старейших памятников российской машиностроительной деятельности. Завод «Людвиг Нобель» (после 1918 был переименован в — завод машиностроения «Русский дизель») — это индустриальное предприятие Выборгского района, руководимой семьёй Нобелей, которое внесло колоссальный вклад в развитие отечественной науки и промышленности.
Сегодня бывший завод имеет статус памятника культуры и истории федерального уровня. Уже долгое время здесь планируется открыть мемориальный центр, посвященный чете Нобелей, но пока всё остаётся без изменений

Жилмассив — жилищный массив — это проект из нескольких домов или кварталов с единым замыслом. Жилые массивы Петербурга можно условно разделить на три типа по историческому периоду, в который они были построены: дореволюционные, довоенные и послевоенные. Разница между ними сразу же бросается в глаза. Рабочие городки, построенные в Петербурге до революции, относятся к стилю модерн. Конструктивистские жилмассивы тридцатых годов, которых в городе больше всего, отличаются строгостью форм и авангардными деталями.

Бабуринский жилмассив

  Включает восемь пятиэтажных жилых домов на 3,5 тыс. жителей, детский сад-ясли, или «очаг», как назывались такие заведения в 1930-е годы (Тобольская ул., 5), механическую прачечную, профилакторий, магазин и др. В глубине квартала находились спортивная площадка и сквер с фонтаном. Поблизости расположена Выборгская фабрика-кухня (Б. Сампсониевский пр., 45). Жители также могли пользоваться банями, расположенными у Гренадерского моста. Интересно посмотреть, как изменилась архитектурная мода в 1930-е годы. Дом на Лесном пр., 32, построен в 1939-м году. Казалось бы, прошло всего несколько лет, но на самом деле изменилась эпоха. Дома на улице Смолячкова имеют характерные черты модернизма: ленточные окна, полукруглые ризалиты (часть здания, выступающая за основную линию фасада и идущая во всю высоту здания), лестничные клетки, решенные в виде башен, высокая подворотня с круглым выступом — «фирменный знак» Григория Симонова, присутствующий во многих его проектах (в домах на ул. Смолячкова в круглом выступе располагалась дворницкая).                                                Батенинский жилмассив - один из крупнейших в предвоенном Ленинграде, был построен в 1930-1933 гг.(арх.  Кацепеленбоген Т. Д., Симонов Г. А., Рубаненко Б. Р., Соломонов А. Р., Степанов П. С., Жуковская В. А.).  Жилмассив занимал два квартала по Лесному пр. (№37 и №39) между ул. Александра Матросова (бывшей Батениной ул.) и Новолитовской ул., разделенные Диагональной улицей.  Квартал № 37 примыкает к Новолитовской ул. Помимо жилых корпусов он включал в себя здания универмага "Выборгский", прачечной, детского сада и яслей. План квартала симметричный и представляет собою довольно сложную композицию на основе трапеции. В то время, как составляющие его корпуса не отличаются особой выразительностью. Такой несколько монотонный конструктивизм.

Дом же на Лесном проспекте декорирован в монументальном и помпезном стиле «сталинского ампира». Эта смена архитектурных стилей отражает переход от живой и творческой атмосферы 1920-х годов к диктатуре, с подозрением относящейся ко всяким творческим экспериментам. На крыше дома на Лесном проспекте сохранилась башня ПВО, поставленная здесь в годы Великой Отечественной войны


 

Скачано с www.znanio.ru