Основная образовательная программа основного общего образования определяет цели, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса на ступени основного общего образования и направлена на формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся, их саморазвитие и самосовершенствование, обеспечивающие социальную успешность, развитие творческих, физических способностей, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.
Основная образовательная программа основного общего образования реализуется образовательным учреждением через урочную и внеурочную деятельность.
Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (духовно-нравственное, физкультурно-спортивное и оздоровительное, социальное, обще интеллектуальное, общекультурное) в таких формах, как кружки, художественные студии, спортивные клубы и секции, юношеские организации, краеведческая работа, научно-практические конференции, школьные научные общества, олимпиады, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики, военно-патриотические объединения и т. д.
Учебная программа как реализация требования стандарта
Основная образовательная программа основного общего образования определяет цели,
задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса
на ступени основного общего образования и направлена на формирование общей
культуры, духовнонравственное, гражданское, социальное, личностное и
интеллектуальное развитие обучающихся, их саморазвитие и самосовершенствование,
обеспечивающие социальную успешность, развитие творческих, физических способностей,
сохранение и укрепление здоровья обучающихся.
Основная образовательная программа основного общего образования реализуется
образовательным учреждением через урочную и внеурочную деятельность.
Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (духовно
нравственное, физкультурноспортивное и оздоровительное, социальное,
общеинтеллектуальное, общекультурное) в таких формах, как кружки, художественные
студии, спортивные клубы и секции, юношеские организации, краеведческая работа,
научнопрактические конференции, школьные научные общества, олимпиады, поисковые
и научные исследования, общественно полезные практики, военнопатриотические
объединения и т. д.
Формы организации образовательного процесса, чередование урочной и внеурочной
деятельности в рамках реализации основной образовательной программы основного
общего образования определяет образовательное учреждение.
14. Основная образовательная программа основного общего образования должна
содержать три раздела: целевой, содержательный и организационный.
Целевой раздел должен определять общее назначение, цели, задачи и планируемые
результаты реализации основной образовательной программы основного общего
образования, а также способы определения достижения этих целей и результатов.
Целевой раздел включает:
пояснительную записку;
планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной
программы основного общего образования;
систему оценки достижения планируемых результатов освоения основной
образовательной программы основного общего образования.
Содержательный раздел должен определять общее содержание основного общего
образования и включать образовательные программы, ориентированные на достижение
личностных, предметных и метапредметных результатов, в том числе: программу развития универсальных учебных действий (программу формирования
общеучебных умений и навыков) на ступени основного общего образования,
включающую формирование компетенций обучающихся в области использования
информационнокоммуникационных технологий, учебноисследовательской и
проектной деятельности;
программы отдельных учебных предметов, курсов, в том числе интегрированных;
программу воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего
образования, включающую такие направления, как духовнонравственное развитие и
воспитание обучающихся, их социализация и профессиональная ориентация,
формирование экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа
жизни; программу коррекционной работы3 .
Организационный раздел должен определять общие рамки организации
образовательного процесса, а также механизм реализации компонентов основной
образовательной программы.
Организационный раздел включает:
учебный план основного общего образования как один из основных механизмов
реализации основной образовательной программы;
систему условий реализации основной образовательной программы в соответствии с
требованиями Стандарта.
Основная образовательная программа основного общего образования в образовательном
учреждении, имеющем государственную аккредитацию, разрабатывается на основе
примерной основной образовательной программы основного общего образования.
15. Основная образовательная программа основного общего образования содержит
обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательного процесса,
представленных во всех трех разделах основной образовательной программы: целевом,
содержательном и организационном.
Обязательная часть основной образовательной программы основного общего образования
составляет 70%, а часть, формируемая участниками образовательного процесса, – 30% от
общего объёма основной образовательной программы основного общего образования.
В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся в основной
образовательной программе основного общего образования предусматриваются:
учебные курсы, обеспечивающие различные интересы обучающихся, в том числе
этнокультурные;
внеурочная деятельность.Разработанная образовательным учреждением основная образовательная программа
основного общего образования должна обеспечивать достижение обучающимися
результатов освоения основной образовательной программы основного общего
образования в соответствии с требованиями, установленными Стандартом.
Реализация основной образовательной программы основного общего образования
осуществляется самим образовательным учреждением. При отсутствии возможности для
реализации внеурочной деятельности образовательное учреждение в рамках
соответствующих государственных (муниципальных) заданий, формируемых
учредителем, использует возможности образовательных учреждений дополнительного
образования детей, организаций культуры и спорта.
В период каникул используются возможности организаций отдыха детей и их
оздоровления, тематических лагерных смен, летних школ, создаваемых на базе
общеобразовательных учреждений и образовательных учреждений дополнительного
образования детей.
Разработка и утверждение образовательным учреждением основной образовательной
программы основного общего образования осуществляются самостоятельно с
привлечением органов самоуправления образовательного учреждения, обеспечивающих
государственнообщественный характер управления образовательным учреждением.
17. Основная образовательная программа основного общего образования должна
соответствовать типу и виду образовательного учреждения и быть преемственной по
отношению к основной образовательной программе начального общего образования.
18. Требования к разделам основной образовательной программы основного общего
образования:
18.1. Целевой раздел основной образовательной программы основного общего
образования:
18.1.1. Пояснительная записка должна раскрывать:
1. цель и задачи реализации основной образовательной программы основного общего
образования, конкретизированные в соответствии с требованиями Стандарта к
результатам освоения обучающимися основной образовательной программы
основного общего образования;
2. принципы и подходы к формированию основной образовательной программы
основного общего образования.