Л.В.Русанова, учитель математики,
Улан-Баторский филиал РЭУ им. Г.В. Плеханова,
Улан-Батор, Монголия
Учебно-исследовательская деятельность на уроках математики
Улан-Батор, 2024
АННОТАЦИЯ
В современном мире обучение требует современных и новаторских подходов. Учебно-исследовательская работа на уроке является уникальным инструментом развития личности школьника. Ученик, получает знания не в готовом виде, а, добывает их сам, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, обще учебных умений. Урок – это образовательное пространство. Образовательное пространство должно быть мотивировать ученика, вызывать личностный интерес для освоения учебной деятельности. Большое внимание для мотивации деятельности школьников уделено разнообразным видам организации на уроках. Демонстрация занимательных опытов и проведение практических работ, что вызывает интерес.
Один из существенных признаков учебно-исследовательской деятельности – внутренняя мотивация, интерес к самой исследовательской деятельности. Мотивационный компонент является очень важным для участия школьников в учебно-исследовательской деятельности. Он как бы дает старт всему исследованию. Любознательность, потребность в преодолении познавательных затруднений определяют готовность ученика к исследовательскому поиску знаний. От того, насколько интересно ученику зависит и степень его активности, самостоятельности, вовлеченности в учебное исследование. Это дает основание рассматривать мотивацию исследования как одну из составляющих исследовательского потенциала.
Ключевые слова: исследовательская деятельность, метапредметность, алгоритм, ФГОС, анализ и вывод.
Введение
Современные требования социума к качеству выпускника школы обуславливают существенные изменения в структуре, содержании и нормативно-правовых документов. Федеральная программа развития образования до 2025 года, ФГОС общего образования нацеливает общеобразовательные организации на формирование у учащегося универсальных знаний, целостного восприятие окружающего мира, на развитие творческого и критического мышления, на создание условий для саморазвития и самореализации личности. В данном контексте в ФГОС указывается на значимость достижения в образовательном процессе метапредметного результата, под котором понимается «освоение обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных ситуациях» [12].
В качестве такой деятельности может быть рассмотрена учебно-исследовательская деятельность учащимися.
Цель исследования: учебно-исследовательская деятельность учащихся при изучении математики в средних классах общеобразовательной организации.
Рассмотрим на примере трёх уроков:
1. Тема урока «Решение задач на процентное содержание вещества».
Данный урок-исследование проведен в 6 классе, в соответствии с программой по математике 6 класса по теме «Нахождение части от целого».
Оборудование: компьютеры, весы, мензурка, вода, медный купорос, стеклянная палочка
Создание проблемной ситуации:
Задача 1.
60 г водного раствора содержит 5% медного купоросИсследование:
Приготовим водный раствор, содержащий 5% медного купороса.
Алгоритм:
1.Взвесим 3г медного купороса на весах;
2.Пересыпим в мензурку;
2.Нальем в мензурку воды до отметки 60 мл;
3.Размешаем стеклянной палочкой;
4. Получим данный раствор.
Формула
×100%
Процентного содержания некоторого вещества b в массе a (раствора, смеси, сплава).
Решение:
b=3г
а=60г
Вычислим процентное содержание:
×100%=5%
Ответ: 5%.
Класс делится на 4 группы:
1группа: Приготовить 10%солевой раствор;
2 группа: 2% солевой раствор;
3 группа: 3% солевой раствор;
4 группа: 15% солевой раствор.
2.Тема урока «Применение квадратичной функции в баллистике»
Урок по алгебре 9 класс тема «Квадратичная функция». В школьном курсе математики изучение функций занимает одно из ведущих мест. Изучение же квадратичной функции является важнейшим этапом в формировании у учащихся «функциональной» грамотности и носит пропедевтический характер-осуществляется подготовка к изучению алгебры и начала анализа в 10-11 классах. При решении многих задач на старшей ступени обучения, например, задачи с практическим содержанием в материалах при подготовке к ЕГЭ предполагаются на равноускоренное движение (уравнения второй степени). Урок предназначен для раскрытия практического применения математических знаний и умений при решении задач на равноускоренное движение. Использование баллистики - для создания учебно-познавательной атмосферы урока, при котором дети увлечены, активно проявляют интерес к учебному процессу и осознанного воспроизведения учебного материала. Это способствует формированию у учащихся целостного, научного мировоззрения.
Оборудование и материалы: проектор, баллистический пистолет (лабораторный) и раздаточный материл.
Исследование:
В физике такое движение называется равноускоренным.
Уравнение координаты:
х=+t+
Квадратичная функция применяется в баллистике.
Баллистика-наука о движении снарядов, мин, пуль, неуправляемых ракет прстрельбе (пуске).
Графиком является парабола или часть параболы.
Задача:Высота над землей летящего снаряда меняется по закону h(t)=55-5(м). Сколько секунд снаряд будет на высоте не менее 10м?
Два способа решения: графический и аналитический.
1.графически: Построим функции h=55-5 (парабола, ветви вниз, вершина (0;55), по шаблону h=5и h=10(прямая, параллельная оси ОХ).
Ответ:3с.
2.Аналитически:
55-5=10
-5=10-55
-5=-45
=
=9
=-3-не удовлетворяет
=3
Ответ:3с.
3.Тема урока «Объём параллелепипеда».
Урок по математике 5 класс.
Исследование:
Определим объём: Хозяйственное мыло и туалетное мыло
Решение:
m=200 г (запись на мыле).
V-?
Три измерения:
длина, ширина и высота.
Объем параллелепипеда:
V=a×b×c=9cм×5 см×3.5 см=157,5
Ответ: 157,5
В сливной стакан опускаем мыло, оно целиком погружается и при этом часть воды выливается в мензурку.
V=105
Ответ:
Вывод: Объём хозяйственного мыла определяют с помощью формулы объёма параллелепипеда, а объём туалетного мыла ( неправильной формы) определяют с помощью мензурки.
Результат: формирование умения осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения, анализировать, сравнивать, делать выводы; формирование креативного мышления, умения понимать смысл поставленной задачи, оценивать результат своей деятельности.
Выводы: Разработка такого урока требует большой затраты сил, энергии и времени, но с лихвой окупается позитивной мотивацией и интересом учащихся к учебно- познавательной деятельности.
Список литературы:
1. Далингер В.А. Поисково-исследовательская деятельность учащихся по математике: Учебное пособие. – Омск: Изд-во ОмГПУ, 2005. – С.456 .
2. Дорофеев Г.В., Шарыгин И.Ф., Бунимович Е.А. и др., учебник, 5 класс, Издательство «Просвещение».-2---е издание,-М: Просвещение, 2014.-С.244.
3. Дорофеев Г.В., Суворова С.Б., Бунимович Е.А. и др., учебник, 6 класс, Издательство «Просвещение»-2-е издание, -М: Просвещение, 2014.-С.136.
4. Дорофеев Г.В., Суворова С.Б., Бунимович Е.А. и др., учебник, 9 класс, Издательство «Просвещение».-2-е издание,-М: Просвещение, 2014.-С.74.
5. Дылгырова, Р.Д. Идеи метапредметности в истории педагогики / Р.Д. Дылгырова // Ученые записки Забайкальского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. - 2014. - № 5 – C. 58.
6. Корчажкина, О.М. Метапредметное содержание образования во ФГОС общего образования / О.М. Корчажкина // Педагогика. – М., 2016. - № 2. – С.17-25.
7. Хуторской А.В. Метапредметный подход в обучении: Научно-методическое пособие. — М. : Издательство «Эйдос»; Издательство Института образования человека, 2012. — 50 с.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.