Учебно-исследовательская
и проектная деятельность по биологии
ГРУПОВОЙ ПРОЕКТ
Зачем нужны проекты?
«Имеющие опыт преуспевают больше, нежели те, кт
1. Учителю – не отстать от развития информационного образовательного пространства, овладеть новыми образовательными технологиями, повысить эффективность учебно-воспитательного процесса.
2. Ученику – возможность делать что-то интересное самостоятельно или в группах, используя индивидуальные творческие возможности. Приложить свои знания, принести пользу в своей группе и показать публично достигнутый результат.
Основные цели современной
системы образования
Интеллектуальное и нравственное развитие личности, формирование критического и творческого мышления, умения работать с информацией.
Виды самостоятельных работ учащихся
ь Доклад– устное или письменное сообщение с целью познакомить слушателей (читателей) с определенной темой(проблемой),дать общую информацию, представить соображения автора доклада, которые в данном случае не требуют научной проверки или доказательств.
ь Реферат–сбор и представление исчерпывающей информации по заданной теме из различных источников, в том числе представление различных точек зрения по этому вопросу, приведение статистических данных, интересных фактов.
ь Исследовательская работа– работа, связанная с решением творческой, исследовательской задачи с заранее не известным результатом, с целью приобретения учащимися навыка исследовательской деятельности, освоения исследовательского типа мышления, формирования активной позиции в процессе обучения.
ь Проект–работа, направленная на решение конкретной проблемы, на достижение оптимальным способом заранее запланированного результата. Проект может включать элементы докладов, рефератов, исследований и любых других видов самостоятельной творческой работы, но только как способов достижения результата.
МЕТОД ПРОЕКТОВ
• Совокупность приемов, действий учащихся в их определенной последовательности для достижения поставленной задачи – решения определенной ПРОБЛЕМЫ, значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного ПРОДУКТА.
Проект – оформленный результат усилий по решению проблемы по определенной форме и в определенной (требуемой) последовательности шагов
Разработан в начале 20-го столетия американским философом, психологом и педагогом Джоном Дьюи
(1859 – 1952):
…обучение должно строиться « на активной основе через целесообразную деятельность в соответствии с их личными интересами и личностными ценностями. Чтобы ребенок воспринимал действительно нужные ему знания, изучаемая проблема должна быть взята из реальной жизни и
быть значимой, прежде всего, для ребенка, а ее
решение должно требовать от него познавательной активности и умения использовать имеющиеся знания для получения новых…
Основные требования к
использованию метода проектов
Наличие значимой в |
Практическая, |
|
познавательная |
||
исследовательском, творческом |
||
значимость |
||
плане проблемы или задачи, |
||
предполагаемых |
||
требующей разрешения |
||
результатов |
||
|
||
|
|
Определение |
Самостоятельная |
Использование |
|
этапов работы по |
|||
деятельность |
исследовательских |
||
проекту, их |
|||
детей |
методов |
||
описание |
|||
|
|
Условия реализации метода
проектов
• Понимание , что в центре образовательного процесса находится РЕБЕНОК
• Доминирование деятельности ПОЗНАНИЯ, а не преподавания
• Доминирование исследования, размышления, а не запоминания
• Уважение к личности ребенка
Цель проектного обучения – создать
условия, при которых учащиеся:
— самостоятельно приобретают недостающие знания из разных источников
— учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач
— приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах (вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения, уважительно относиться к чужому мнению)
— развивают исследовательские умения (выявлять проблему, собирать информацию, наблюдать, проводить эксперимент, анализировать, строить гипотезы, обобщать)
— развивают системное мышление
Цели проектной деятельности
Овладение
НОВОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ
|
Исследовательской, |
|
|
|
Планирования, |
Получение |
|
Расширение |
Выбора, |
ОПЫТА |
|
КРУГОЗОРА |
Самоопределения |
|
|
Работы на |
|||
|
|
||
Научного |
|
результат, |
|
Социального |
|
Определения |
|
Культурного |
|
целей и задач, |
|
|
самоконтроля |
||
|
|
Предпрофессио- |
Профессии, |
|
|
нальных, |
Роста, |
|
|
Социальных, |
Мобильности, |
|
|
Управленческих |
Самоуправления |
|
|
Формирование |
|
Создание конкурентных |
|
КОМПЕТЕНЦИЙ |
|
ПРЕИМУЩЕСТВ |
11 |
|
|
|
|
ВИДЫ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Проектная деятельность
|
|
|
На уроке |
|
Во внеурочной |
|
деятельности |
|
|
|
|
|
|
|
Общешкольный
проект
Телекоммуникационный
проект
При проведении всех видов проектов
формируются УУД:
ь Познавательные УУД – установление причинно – следственных связей (как и при каких условиях можно добиться наиболее высокого урожая картофеля?), умение сравнивать, анализировать, делать выводы и умозаключения.
ь Коммуникативные УУД – эффективное сотрудничество
(если работа в паре), учитель – ученик, учитель – научный консультант – ученик; устанавливать и сравнивать различные точки зрения, прежде, чем принимать какие – то решения, работая в группе устанавливать рабочие отношения, способствовать продуктивной кооперации, следовать морально – этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества на основе уважительного отношения к партнерам, внимания к личности другого.
При проведении всех видов проектов
формируются УУД:
ь Регулятивные УУД – умение самостоятельно контролировать свои действия, время, управлять им, оформлять результаты работы. Регулятивные действия обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности – умение цели и задачи, планировать, прогнозировать, контролировать, корректировать, преодолевать препятствия.
ь Личностные УУД - вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия, умения разрешать конфликты, узнавать новые технологии, потребность в самовыражении, социальном признании, в самореализации.
Проект
по количеству
участников:
ь Индивидуальный
ь Групповой
по срокам выполнения:
ь Краткосрочный
ь Долгосрочный
3 главных этапа проекта:
ь подготовительный (организационный)
ь основной
(проекционный)
ь заключительный
(итоговый).
ТИПЫ УЧЕБНОЙ ПРОЕКТНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Социальный Творческий Информационно-познавательный
Исследовательский Конструкторский
ПРОДУКТЫ УЧЕБНОЙ ПРОЕКТНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Специфические черты проектной и
исследовательской деятельности
Проектная деятельность |
Учебно-исследовательская |
||||||||||
|
|
|
|
|
|
деятельность |
|||||
направлена на получение |
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
конкретного |
направлена на организацию |
|||||||||
|
результата с заданными |
|
поиска в определенной |
||||||||
|
свойствами и |
|
области, формулируются |
||||||||
|
необходимого для |
|
отдельные характеристики |
||||||||
|
конкретного |
|
итогов работ (возможно |
||||||||
|
использования |
|
получение |
|
|
|
|
||||
|
(результат всегда |
|
|
|
|
|
|||||
|
|
отрицательного |
|||||||||
|
конкретен и чаще |
|
|
|
|
результата!!!) |
|
||||
|
всего материален |
!!!) |
|
|
|
|
|
|
|
|
Проектная и учебно-исследовательскаякая деятельность как форма сотрудничества участников образовательного
процесса!!!
Стадии работы над проектом
Проект — это «пять П»
Проблема
Проектирование (планирование)
Поиск информации
Продукт
Презентация
Этапы работы над учебным
проектом
Организационный
- погружение в проект;
- организация деятельности;
Деятельностный
- осуществление деятельности;
Итоговый
- презентация результатов;
- рефлексия;
Проблема
проекта
Цель проекта
Задачи
проекта
Методы и
способы
Результат
5 вопросов
Почему?
Зачем?
Что?
Как?
Что
получиться?
Актуальность
проблемы
Целеполагание
Постановка
задач
Планирование
Продукт
Этапы работы над проектом
Этап |
Расшифровка |
|
|
Организационный |
1.Поиск, анализ проблемы проекта |
|
2.Постановка цели и задач |
|
3.Планирование работы |
|
4.Распределение ролей внутри группы |
|
|
Деятельностный |
1.Анализ имеющейся информации |
|
2.Сбор, изучение, обработка информации |
|
3.Выбор материалов, инструментов для |
|
создания продукт |
|
4.Создание продукта проекта |
|
5.Анализ полученных результатов, внесение |
|
(при необходимости) изменений в проект |
|
|
Итоговый |
1.Подготовка презентационных материалов |
|
2.Защита проекта |
|
3.Рефлексия (самооценка работы над |
|
проектом) |
|
|
Этапы |
Задачи |
Деятельность |
Деятельность |
|
|
обучающегося |
педагога |
|
|
|
|
Подготовка |
Определение |
Собирают |
Мотивирует . |
|
темы, цели. |
информацию, |
Объясняет |
|
|
обсуждают задание |
цели проекта |
|
|
|
|
Планирование |
Анализ |
Формулируют |
Помогает в |
|
проблемы. |
задачи. Уточняют |
анализе и |
|
Определение |
информацию, |
синтезе |
|
источников |
выбирают, |
|
|
информации. |
обосновывают свои |
|
|
Постановка |
критерии |
|
|
задач. |
|
|
|
Распределение |
|
|
|
ролей в команде. |
|
|
|
|
|
|
Принятие |
Сбор и уточнение |
Работают с |
Наблюдает. |
решения |
информации. |
информацией. |
Консультирует. |
|
Обсуждение |
Проводят синтез и |
Предлагает |
|
альтернативы. |
анализ идей. |
дополнительны |
|
Выбор |
Выполняют |
е источники |
|
оптимального |
исследование. |
информации. |
|
варианта. |
|
|
|
Уточнение |
|
|
|
планирования. |
|
|
|
|
|
|
Этапы |
Задачи |
Деятельность |
Деятельность |
|
|
обучающегося |
педагога |
|
|
|
|
Выполнение |
Работа над |
Выполняют работу |
Консультирует |
|
проектом. Создание |
над проектом, |
|
|
продукта. |
создают продукт. |
|
|
Оформление |
Оформляют |
|
|
пояснительной |
пояснительную |
|
|
записки |
записку. |
|
|
|
|
|
Оценка |
Анализ выполнения |
Участвуют в |
Направляет |
результатов |
проекта, |
самоанализе |
процесс |
|
достигнутых |
проекта и |
анализа. |
|
результатов |
самооценки. |
Советует, как |
|
(успехов/неудач) и |
|
подготовиться |
|
причин этого. |
|
к защите. |
|
Анализ достижения |
|
|
|
поставленной цели. |
|
|
|
|
|
|
Защита |
Подготовка |
Защищают проект. |
Оценивают |
проекта |
доклада, |
Участвуют в |
результаты |
|
выступления, |
оценке проекта. |
деятельности |
|
презентации. |
|
учащихся. |
|
Защита проекта. |
|
|
|
Оценка. |
|
|
|
|
|
|
Требования к содержанию
пояснительной записки
Введение. Цель, задачи. Актуальность, значимость и востребованность проекта
1. Теоретическая часть проекта: 1/3 часть - реферативная
2. Практическая часть проекта: 2/3 часть – исследовательская, творческая; выводы и рекомендации по практическому использованию продукта
Заключение
Список литературы (библиография)
Приложения (проектный продукт, схемы, чертежи, сборники, эскизы, анкеты, фото -, аудио-и видеоматериалы и т.п.)
Критерии оценки индивидуальной проектной работы
• Способность к самостоятельному
1 приобретению знаний и решению проблем
• Сформированность предметных знаний и
2 способов действий
3 • Сформированность регулятивных действий
• Сформированность коммуникативных
4 действий
Критерии оценки проектной работы
1. Способность к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем, проявляющаяся в умении поставить проблему и выбрать адекватные способы еѐ решения, включая поиск и обработку информации, формулировку выводов и/или обоснование и реализацию/апробацию принятого решения, обоснование и создание модели, прогноза, модели, макета, объекта, творческого решения и т. п.
2. Сформированность предметных знаний и способов действий, проявляющаяся в умении раскрыть содержание работы, грамотно и обоснованно в соответствии с рассматриваемой проблемой/темой использовать имеющиеся знания и способы действий.
Критерии оценки проектной работы
3. Сформированность регулятивных действий,
проявляющаяся в умении самостоятельно планировать и управлять своей познавательной деятельностью во времени, использовать ресурсные возможности для достижения целей, осуществлять выбор конструктивных стратегий в трудных ситуациях.
4. Сформированность коммуникативных действий,
проявляющаяся в умении ясно изложить и оформить выполненную работу, представить еѐ результаты, аргументированно ответить на вопросы.
Критерии оценки проектной работы
В соответствии с принятой системой оценки целесообразно выделять два уровня сформированности навыков проектной деятельности:
базовый и повышенный.
Главное отличие выделенных уровней состоит в степени самостоятельности обучающегося в ходе выполнения проекта, поэтому выявление и фиксация
в ходе защиты того, что обучающийся способен выполнять самостоятельно, а что — только с помощью руководителя проекта, являются основной задачей оценочной деятельности.
Самостоятельное приобретение знаний и
решение проблем
Базовый Повышенный
Работа в целом
свидетельствует о
способности
самостоятельно с опорой
на помощь руководителя
ставить проблему и
находить пути еѐ решения;
продемонстрирована способность приобретать новые знания и/или осваивать новые способы действий, достигать более глубокого понимания изученного
Работа в целом свидетельствует
о способности самостоятельно ставить проблему и находить пути еѐ решения; продемонстрировано свободное владение логическими операциями, навыками критического мышления, умение самостоятельно мыслить; продемонстрирована способность на этой основе приобретать новые знания и/или осваивать новые способы действий, достигать более глубокого понимания проблемы
Знание предмета
Базовый |
|
Повышенный |
Продемонстрировано |
Продемонстрировано |
|
понимание |
содержания |
свободное владение |
выполненной работы. |
предметом проектной |
|
В работе и в ответах |
деятельности. |
|
на вопросы по содержанию |
Ошибки отсутствуют |
|
работы отсутствуют грубые |
|
|
ошибки |
|
|
Регулятивные действия
Базовый
Продемонстрированы навыки определения темы и планирования работы.
Работа доведена до конца и представлена комиссии; некоторые этапы выполнялись под контролем и при поддержке руководителя.
При этом проявляются отдельные элементы самооценки и самоконтроля обучающегося
Повышенный
Работа тщательно спланирована и последовательно реализована, своевременно пройдены все необходимые этапы обсуждения и представления.
Контроль и коррекция осуществлялись самостоятельно
Коммуникация
Базовый
Продемонстрированы навыки оформления проектной работы и пояснительной записки, а также подготовки простой презентации.
Автор отвечает на вопросы
Повышенный
Тема ясно определена
и пояснена.
Текст/сообщение хорошо
структурированы.
Все мысли выражены ясно, логично, последовательно, аргументированно.
Работа/сообщение вызывает интерес.
Автор свободно отвечает на вопросы
Трудности проектного обучения
1. Недостаточная мотивация, понимание важности проектной деятельности обучающимися. Родителями и педагогами.
2. Нехватка руководителей (тьютеров) проектов.
3. Отсутствия подготовленных педагогических кадров, способных работать с проектами
Прежде всего, остановимся на специфических требованиях к учителю:
Ш чтобы понимать, чему учить детей через проектный метод,
должен хорошо разбираться в этом сам;
Ш какой бы самостоятельной ни была работа учащегося над проектом, основная тяжесть все равно лежит на учителе;
Ш учитель должен в ходе работы над проектом решать задачи обучения и воспитания;
Ш учитель, не получающий удовольствия от процесса работы над проектом, не может дать ученикам представление о радости и удовлетворении такой работой и, следовательно, не должен выступать руководителем или консультантом;
Ш если учитель выбрал тему, которая ему самому интересна, но известна слабо, то высок уровень опасности допустить ошибку в силу некомпетентности в области проекта. фатальные ошибки в качестве результата. Чтобы избежать их учитель должен контактировать со специалистами в выбранной
Ш области (
Как придумать тему проекта?
• Новизна и актуальность
• Доступность для понимания школьником
• Доступные источники литературы
• Междисциплинарность
• Использование современных технологий
• Инновационность
Традиционные темы
• Создание экологического маршрута в памятнике природы N для школьников города X
• Изучение видового разнообразия гербариев пришкольной территории – лонгитудинальное исследование
• Разработка коллекции насекомых памятника природы N
• Разработка макета благоустройства пришкольного участка
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.