Учебно-исследовательская и проектная деятельность по биологии
Оценка 4.7

Учебно-исследовательская и проектная деятельность по биологии

Оценка 4.7
Руководства для учителя
doc
биология
10.05.2020
Учебно-исследовательская и проектная деятельность по биологии
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МО.doc

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебно-исследовательская

и       проектная деятельность по биологии

 

 

ГРУПОВОЙ ПРОЕКТ

 

 

 

 

 

 


Зачем нужны проекты?

 

 

 

 

«Имеющие опыт преуспевают больше, нежели те, кт


 

 

 

1.          Учителю не отстать от развития информационного образовательного пространства, овладеть новыми образовательными технологиями, повысить эффективность учебно-воспитательного процесса.

 

2.          Ученику возможность делать что-то интересное самостоятельно или в группах, используя индивидуальные творческие возможности. Приложить свои знания, принести пользу в своей группе и показать публично достигнутый результат.


Основные цели современной

системы образования

 

 

Интеллектуальное и нравственное развитие личности, формирование критического и творческого мышления, умения работать с информацией.


Виды самостоятельных работ учащихся

 

ь Доклад устное или письменное сообщение с целью познакомить слушателей (читателей) с определенной темой(проблемой),дать общую информацию, представить соображения автора доклада, которые в данном случае не требуют научной проверки или доказательств.

 

ь Реферат–сбор и представление исчерпывающей информации по заданной теме из различных источников, в том числе представление различных точек зрения по этому вопросу, приведение статистических данных, интересных фактов.

 

ь Исследовательская работа работа, связанная с решением творческой, исследовательской задачи с заранее не известным результатом, с целью приобретения учащимися навыка исследовательской деятельности, освоения исследовательского типа мышления, формирования активной позиции в процессе обучения.

 

ь Проект–работа, направленная на решение конкретной проблемы, на достижение оптимальным способом заранее запланированного результата. Проект может включать элементы докладов, рефератов, исследований и любых других видов самостоятельной творческой работы, но только как способов достижения результата.


МЕТОД ПРОЕКТОВ

 

 

 

 

 

        Совокупность приемов, действий учащихся в их определенной последовательности для достижения поставленной задачи – решения определенной ПРОБЛЕМЫ, значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного ПРОДУКТА.

 

Проект оформленный результат усилий по решению проблемы по определенной форме и в определенной (требуемой) последовательности шагов


Разработан в начале 20-го столетия американским философом, психологом и педагогом Джоном Дьюи

 

(1859 – 1952):

 

…обучение должно строиться « на активной основе через целесообразную деятельность в соответствии с их личными интересами и личностными ценностями. Чтобы ребенок воспринимал действительно нужные ему знания, изучаемая проблема должна быть взята из реальной жизни и

быть значимой, прежде всего, для ребенка, а ее

 

решение должно требовать от него познавательной активности и умения использовать имеющиеся знания для получения новых…


Основные требования к

использованию метода проектов

 

 

 

 

Наличие значимой в

Практическая,

познавательная

исследовательском, творческом

значимость

плане проблемы или задачи,

предполагаемых

требующей разрешения

результатов

 

 

 

 

 

 

Определение

Самостоятельная

Использование

этапов работы по

деятельность

исследовательских

проекту, их

детей

методов

описание

 

 


Условия реализации метода

проектов

 

 

   Понимание , что в центре образовательного процесса находится РЕБЕНОК

 

 

 

   Доминирование деятельности ПОЗНАНИЯ, а не преподавания

 

 

 

   Доминирование исследования, размышления, а не запоминания

 

 

 

 

   Уважение к личности ребенка


Цель проектного обучения – создать

условия, при которых учащиеся:

 

 

  самостоятельно приобретают недостающие знания из разных источников

 

  учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач

 

  приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах (вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения, уважительно относиться к чужому мнению)

 

  развивают исследовательские умения (выявлять проблему, собирать информацию, наблюдать, проводить эксперимент, анализировать, строить гипотезы, обобщать)

 

  развивают системное мышление


Цели проектной деятельности

 

Овладение

НОВОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ

 

 

Исследовательской,

 

 

Планирования,

Получение

Расширение

Выбора,

ОПЫТА

КРУГОЗОРА

Самоопределения

 

Работы на

 

 

Научного

 

результат,

Социального

 

Определения

Культурного

 

целей и задач,

 

самоконтроля

 

 

 

 

 

 

 

Предпрофессио-

Профессии,

 

нальных,

Роста,

 

Социальных,

Мобильности,

 

Управленческих

Самоуправления

 

Формирование

 

Создание конкурентных

 

КОМПЕТЕНЦИЙ

 

ПРЕИМУЩЕСТВ

11

 

 

 

 


ВИДЫ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

 

 

 

 

Проектная деятельность

 

 

 

 

 

 

 

 

На уроке

 

Во внеурочной

 

деятельности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Общешкольный

проект

 

 

 

 

 

Телекоммуникационный

проект


При проведении всех видов проектов

формируются УУД:

 

 

ь  Познавательные УУД установление причинно следственных связей (как и при каких условиях можно добиться наиболее высокого урожая картофеля?), умение сравнивать, анализировать, делать выводы и умозаключения.

 

ь  Коммуникативные УУД эффективное сотрудничество

 

(если работа в паре), учитель – ученик, учитель – научный консультант – ученик; устанавливать и сравнивать различные точки зрения, прежде, чем принимать какие – то решения, работая в группе устанавливать рабочие отношения, способствовать продуктивной кооперации, следовать морально – этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества на основе уважительного отношения к партнерам, внимания к личности другого.


При проведении всех видов проектов

формируются УУД:

 

 

 

ь  Регулятивные УУД умение самостоятельно контролировать свои действия, время, управлять им, оформлять результаты работы. Регулятивные действия обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности – умение цели и задачи, планировать, прогнозировать, контролировать, корректировать, преодолевать препятствия.

 

ь  Личностные УУД - вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия, умения разрешать конфликты, узнавать новые технологии, потребность в самовыражении, социальном признании, в самореализации.


Проект


 

 

 

 

по количеству

участников:

 

ь Индивидуальный

 

ь Групповой

 

по срокам выполнения:

 

ь Краткосрочный

 

ь Долгосрочный


 

 

 

3 главных этапа проекта:

 

ь   подготовительный (организационный)

 

ь основной

(проекционный)

 

ь   заключительный

(итоговый).


 

ТИПЫ УЧЕБНОЙ ПРОЕКТНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Социальный                               Творческий          Информационно-познавательный

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Исследовательский                    Конструкторский

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРОДУКТЫ УЧЕБНОЙ ПРОЕКТНОЙ


ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Специфические черты проектной и

исследовательской деятельности

 

 

 

Проектная деятельность

Учебно-исследовательская

 

 

 

 

 

 

деятельность

направлена на получение

 

 

 

 

 

 

 

 

конкретного

направлена на организацию

 

результата с заданными

 

поиска в определенной

 

свойствами и

 

области, формулируются

 

необходимого для

 

отдельные характеристики

 

конкретного

 

итогов работ (возможно

 

использования

 

получение

 

 

 

 

 

(результат всегда

 

 

 

 

 

 

 

отрицательного

 

конкретен и чаще

 

 

 

 

результата!!!)

 

 

всего материален

!!!)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проектная и учебно-исследовательскаякая деятельность как форма сотрудничества участников образовательного


 

процесса!!!


Стадии работы над проектом

 

 

Проект — это «пять П»

 

 

Проблема

 

 

 

 

Проектирование (планирование)

 

 

 

 

Поиск информации

 

 

 

 

Продукт

 

 

 

 

Презентация


Этапы работы над учебным

проектом

 

 

 

 

Организационный

 

-     погружение в проект;

 

-     организация деятельности;

 

Деятельностный

 

-     осуществление деятельности;

 

Итоговый

 

-     презентация  результатов;

 

-     рефлексия;


 

 

 

 

 

 

 

Проблема

проекта

 

 

 

 

Цель проекта

 

 

 

 

 

Задачи

проекта

 

 

 

 

Методы и

способы

 

 

 

 

 

Результат


5    вопросов

 

 

 

 

 

Почему?

 

 

 

 

 

Зачем?

 

 

 

 

 

 

Что?

 

 

 

 

 

 

Как?

 

 

 

 

 

Что

получиться?


 

 

 

 

 

 

Актуальность

проблемы

 

 

 

 

Целеполагание

 

 

 

 

 

Постановка

задач

 

 

 

 

 

Планирование

 

 

 

 

 

 

Продукт


Этапы работы над проектом

 

 

Этап

Расшифровка

 

 

Организационный

1.Поиск, анализ проблемы проекта

 

2.Постановка цели и задач

 

3.Планирование работы

 

4.Распределение ролей внутри группы

 

 

Деятельностный

1.Анализ имеющейся информации

 

2.Сбор, изучение, обработка информации

 

3.Выбор материалов, инструментов для

 

создания продукт

 

4.Создание продукта проекта

 

5.Анализ полученных результатов, внесение

 

(при необходимости) изменений в проект

 

 

Итоговый

1.Подготовка презентационных материалов

 

2.Защита проекта

 

3.Рефлексия (самооценка работы над

 

проектом)

 

 


Этапы

Задачи

Деятельность

Деятельность

 

 

обучающегося

педагога

 

 

 

 

Подготовка

Определение

Собирают

Мотивирует .

 

темы, цели.

информацию,

Объясняет

 

 

обсуждают задание

цели проекта

 

 

 

 

Планирование

Анализ

Формулируют

Помогает в

 

проблемы.

задачи. Уточняют

анализе и

 

Определение

информацию,

синтезе

 

источников

выбирают,

 

 

информации.

обосновывают свои

 

 

Постановка

критерии

 

 

задач.

 

 

 

Распределение

 

 

 

ролей в команде.

 

 

 

 

 

 

Принятие

Сбор и уточнение

Работают с

Наблюдает.

решения

информации.

информацией.

Консультирует.

 

Обсуждение

Проводят синтез и

Предлагает

 

альтернативы.

анализ идей.

дополнительны

 

Выбор

Выполняют

е источники

 

оптимального

исследование.

информации.

 

варианта.

 

 

 

Уточнение

 

 

 

планирования.

 

 

 

 

 

 


Этапы

Задачи

Деятельность

Деятельность

 

 

обучающегося

педагога

 

 

 

 

Выполнение

Работа над

Выполняют работу

Консультирует

 

проектом. Создание

над проектом,

 

 

продукта.

создают продукт.

 

 

Оформление

Оформляют

 

 

пояснительной

пояснительную

 

 

записки

записку.

 

 

 

 

 

Оценка

Анализ выполнения

Участвуют в

Направляет

результатов

проекта,

самоанализе

процесс

 

достигнутых

проекта и

анализа.

 

результатов

самооценки.

Советует, как

 

(успехов/неудач) и

 

подготовиться

 

причин этого.

 

к защите.

 

Анализ достижения

 

 

 

поставленной цели.

 

 

 

 

 

 

Защита

Подготовка

Защищают проект.

Оценивают

проекта

доклада,

Участвуют в

результаты

 

выступления,

оценке проекта.

деятельности

 

презентации.

 

учащихся.

 

Защита проекта.

 

 

 

Оценка.

 

 

 

 

 

 


Требования к содержанию

пояснительной записки

 

 

Введение. Цель, задачи. Актуальность, значимость и востребованность проекта

 

1.   Теоретическая часть проекта: 1/3 часть - реферативная

 

2.   Практическая часть проекта: 2/3 часть – исследовательская, творческая; выводы и рекомендации по практическому использованию продукта

Заключение

Список литературы (библиография)

 

Приложения (проектный продукт, схемы, чертежи, сборники, эскизы, анкеты, фото -, аудио-и видеоматериалы и т.п.)


Критерии оценки индивидуальной проектной работы

 

 

 

   Способность к самостоятельному

1                          приобретению знаний и решению проблем

 

 

 

  Сформированность предметных знаний и

2                           способов действий

 

3                         Сформированность регулятивных действий

 

 

 

 

   Сформированность коммуникативных

4                                          действий


Критерии оценки проектной работы

 

 

1.   Способность к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем, проявляющаяся в умении поставить проблему и выбрать адекватные способы еѐ решения, включая поиск и обработку информации, формулировку выводов и/или обоснование и реализацию/апробацию принятого решения, обоснование и создание модели, прогноза, модели, макета, объекта, творческого решения и т. п.

 

 

2.   Сформированность предметных знаний и способов действий, проявляющаяся в умении раскрыть содержание работы, грамотно и обоснованно в соответствии с рассматриваемой проблемой/темой использовать имеющиеся знания и способы действий.


Критерии оценки проектной работы

 

 

 

3.   Сформированность регулятивных действий,

проявляющаяся в умении самостоятельно планировать и управлять своей познавательной деятельностью во времени, использовать ресурсные возможности для достижения целей, осуществлять выбор конструктивных стратегий в трудных ситуациях.

 

 

 

4.   Сформированность коммуникативных действий,

проявляющаяся в умении ясно изложить и оформить выполненную работу, представить еѐ результаты, аргументированно ответить на вопросы.


Критерии оценки проектной работы

 

В    соответствии с принятой системой оценки целесообразно выделять два уровня сформированности навыков проектной деятельности:

 

базовый и повышенный.

 

 

 

Главное отличие выделенных уровней состоит в степени самостоятельности обучающегося в ходе выполнения проекта, поэтому выявление и фиксация

 

в   ходе защиты того, что обучающийся способен выполнять самостоятельно, а что — только с помощью руководителя проекта, являются основной задачей оценочной деятельности.


Самостоятельное приобретение знаний и

решение проблем

Базовый                                                                                         Повышенный


 

 

 

 

 

Работа в целом

 

свидетельствует о

 

способности

 

самостоятельно с опорой

 

на помощь руководителя

 

ставить проблему и

 

находить пути еѐ решения;

 

продемонстрирована способность приобретать новые знания и/или осваивать новые способы действий, достигать более глубокого понимания изученного


 

 

 

 

Работа в целом свидетельствует

 

о   способности самостоятельно ставить проблему и находить пути еѐ решения; продемонстрировано свободное владение логическими операциями, навыками критического мышления, умение самостоятельно мыслить; продемонстрирована способность на этой основе приобретать новые знания и/или осваивать новые способы действий, достигать более глубокого понимания проблемы


Знание предмета

 

 

 

Базовый

 

Повышенный

Продемонстрировано

Продемонстрировано

понимание

содержания

свободное владение

выполненной работы.

предметом проектной

В  работе  и  в  ответах

деятельности.

на вопросы по содержанию

Ошибки отсутствуют

работы отсутствуют грубые

 

ошибки

 

 


Регулятивные действия


 

 

 

 

 

Базовый

 

 

Продемонстрированы навыки определения темы и планирования работы.

 

Работа доведена до конца и представлена комиссии; некоторые этапы выполнялись под контролем и при поддержке руководителя.

 

При этом проявляются отдельные элементы самооценки и самоконтроля обучающегося


 

 

 

 

Повышенный

 

 

Работа тщательно спланирована и последовательно реализована, своевременно пройдены все необходимые этапы обсуждения и представления.

 

Контроль и коррекция осуществлялись самостоятельно


Коммуникация


 

 

 

 

Базовый

 

 

 

Продемонстрированы навыки оформления проектной работы и пояснительной записки, а также подготовки простой презентации.

 

Автор отвечает на вопросы


 

 

 

Повышенный

 

 

 

Тема ясно определена

и пояснена.

Текст/сообщение хорошо

структурированы.

Все мысли выражены ясно, логично, последовательно, аргументированно.

 

Работа/сообщение вызывает интерес.

 

Автор свободно отвечает на вопросы


Трудности проектного обучения

 

 

 

1.      Недостаточная мотивация, понимание важности проектной деятельности обучающимися. Родителями и педагогами.

 

2.      Нехватка руководителей (тьютеров) проектов.

 

3.      Отсутствия подготовленных педагогических кадров, способных работать с проектами


Прежде всего, остановимся на специфических требованиях к учителю:

 

 

Ш  чтобы понимать, чему учить детей через проектный метод,

 должен хорошо разбираться в этом сам;

 

Ш  какой бы самостоятельной ни была работа учащегося над проектом, основная тяжесть все равно лежит на учителе;

 

Ш  учитель должен в ходе работы над проектом решать задачи обучения и воспитания;

 

Ш  учитель, не получающий удовольствия от процесса работы над проектом, не может дать ученикам представление о радости и удовлетворении такой работой и, следовательно, не должен выступать руководителем или консультантом;

 

Ш  если учитель выбрал тему, которая ему самому интересна, но известна слабо, то высок уровень опасности допустить ошибку в силу некомпетентности в области проекта. фатальные ошибки в качестве результата. Чтобы избежать их учитель должен контактировать со специалистами в выбранной

 

Ш  области (


Как придумать тему проекта?

 

 

 

        Новизна и актуальность

 

        Доступность для понимания школьником

 

        Доступные источники литературы

 

        Междисциплинарность

 

        Использование современных технологий

 

        Инновационность


Традиционные темы

 

 

 

        Создание экологического маршрута в памятнике природы N для школьников города X

 

        Изучение видового разнообразия гербариев пришкольной территории – лонгитудинальное исследование

 

        Разработка коллекции насекомых памятника природы N

 

        Разработка макета благоустройства пришкольного участка



Скачано с www.znanio.ru

Учебно-исследовательская и проектная деятельность по биологии

Учебно-исследовательская и проектная деятельность по биологии

Зачем нужны проекты? «Имеющие опыт преуспевают больше, нежели те, кт

Зачем нужны проекты? «Имеющие опыт преуспевают больше, нежели те, кт

Учителю – не отстать от развития информационного образовательного пространства, овладеть новыми образовательными технологиями, повысить эффективность учебно-воспитательного процесса

Учителю – не отстать от развития информационного образовательного пространства, овладеть новыми образовательными технологиями, повысить эффективность учебно-воспитательного процесса

Основные цели современной системы образования

Основные цели современной системы образования

Виды самостоятельных работ учащихся ü

Виды самостоятельных работ учащихся ü

МЕТОД ПРОЕКТОВ •

МЕТОД ПРОЕКТОВ •

Разработан в начале 20-го столетия американским философом, психологом и педагогом

Разработан в начале 20-го столетия американским философом, психологом и педагогом

Основные требования к использованию метода проектов

Основные требования к использованию метода проектов

Условия реализации метода проектов •

Условия реализации метода проектов •

Цель проектного обучения – создать условия, при которых учащиеся: — самостоятельно приобретают недостающие знания из разных источников — учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных…

Цель проектного обучения – создать условия, при которых учащиеся: — самостоятельно приобретают недостающие знания из разных источников — учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных…

Цели проектной деятельности

Цели проектной деятельности

ВИДЫ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ВИДЫ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

При проведении всех видов проектов формируются

При проведении всех видов проектов формируются

При проведении всех видов проектов формируются

При проведении всех видов проектов формируются

Проект по количеству участников: ü

Проект по количеству участников: ü

ТИПЫ УЧЕБНОЙ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ТИПЫ УЧЕБНОЙ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПРОДУКТЫ УЧЕБНОЙ ПРОЕКТНОЙ

ПРОДУКТЫ УЧЕБНОЙ ПРОЕКТНОЙ

Специфические черты проектной и исследовательской деятельности

Специфические черты проектной и исследовательской деятельности

Стадии работы над проектом

Стадии работы над проектом

Этапы работы над учебным проектом

Этапы работы над учебным проектом

Проблема проекта Цель проекта

Проблема проекта Цель проекта

Этапы работы над проектом

Этапы работы над проектом

Этапы Задачи Деятельность

Этапы Задачи Деятельность

Этапы Задачи Деятельность

Этапы Задачи Деятельность

Требования к содержанию пояснительной записки

Требования к содержанию пояснительной записки

Критерии оценки индивидуальной проектной работы •

Критерии оценки индивидуальной проектной работы •

Критерии оценки проектной работы 1

Критерии оценки проектной работы 1

Критерии оценки проектной работы 3

Критерии оценки проектной работы 3

Критерии оценки проектной работы

Критерии оценки проектной работы

Самостоятельное приобретение знаний и решение проблем

Самостоятельное приобретение знаний и решение проблем

Знание предмета Базовый

Знание предмета Базовый

Регулятивные действия

Регулятивные действия

Коммуникация

Коммуникация

Трудности проектного обучения 1

Трудности проектного обучения 1

Прежде всего, остановимся на специфических требованиях к учителю: Ø чтобы понимать, чему учить детей через проектный метод, должен хорошо разбираться в этом сам ; Ø…

Прежде всего, остановимся на специфических требованиях к учителю: Ø чтобы понимать, чему учить детей через проектный метод, должен хорошо разбираться в этом сам ; Ø…

Как придумать тему проекта? •

Как придумать тему проекта? •

Традиционные темы •

Традиционные темы •
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.05.2020