Учебно-исследовательская конференция «Традиционная культура коми и современный мир»
Оценка 4.9

Учебно-исследовательская конференция «Традиционная культура коми и современный мир»

Оценка 4.9
docx
14.01.2020
Учебно-исследовательская конференция «Традиционная культура коми и современный мир»
Учебно-исследовательская конференция.docx

Коми Республикасайöзöсвелöдан, наука  да томйöз политика министерство

«Сыктывкарса сервис да связь колледж»

Уджсикасö велöдан канму учреждение

Министерство образования, науки  и молодежной политики Республики Коми

государственное профессиональное образовательное учреждение

«Сыктывкарский колледж сервиса и связи»

(ГПОУ «СКСиС»)

 

 

 

 

 

 

 

Учебно-исследовательская конференция

«Традиционная культура коми и современный мир»

 

 

Направление: Декоративно-прикладное искусство: вчера и сегодня

 

Тема: «Разработка коллекции украшений в коми стиле для ознакомления с историей, культурой и традициями нашей малой Родины»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Гайдаржи О. А., преподаватель

 

 

 

 

 

 

 

 

Сыктывкар, 2019г.

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

3

                   I.                        ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

4

1.1.            Виды рукоделия коми женщин

1.2.            Коми орнаментальные мотивы

4

5

1.3.            Материалы для изготовления одежды коми

5

                II.                        ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

7

2.1              Выполнение украшений в коми стиле

7

2.2              Применениеукрашений в коми стиле в современном мире

9

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

10

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ

11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Республика Коми – богатый и красивый северный край. На востоке республики протянулись древние Уральские горы, на самом севере – горная тундра.

Коми земля – это бескрайние леса, щедрые воды и богатейшие недра, уютные города и села. Здесь живут трудолюбивые, талантливые люди, среди которых есть Мастера – золотые руки. Они создают разнообразные традиционные художественные изделия, которые продолжают хранить и передавать память наших предков. 

Актуальность: в наши дни подчёркивается необходимость формирования нового человека, сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Любовь к родным местам, знания об истории, культуре и традициях малой родины, ее народа являются важными компонентами воспитания патриотических чувств у детей, основ гражданской позиции.  Ведь детский возраст – пора интенсивного становления личности ребёнка. Именно в этом возрасте закладываются основы мировоззрения человека, его отношение к окружающему миру, формируется самосознание и ценности. И сегодня очень важно не упустить крупицы народной мудрости, народных традиций и обычаев; сохранить, преумножить и передать их будущим поколениям.

Знакомясь с историей своей Родины, ребенок начинает любить ее и сохраняет чувство привязанности к ней на всю жизнь. И чем лучше дети будут знать ее, тем лучше поймут значение того, что происходит сегодня и тем яснее представят будущее. Человек, любящий Родину, не способен на предательство, преступление. А это так важно в наше время.

Проблема: в современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Сейчас, в период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина.

Цель работы: разработка коллекций украшений в коми стиле для воспитания патриотизма, ознакомления с историей, культурой и традициями нашей малой Родины.

Задачи: изучить виды рукоделия коми женщин; изучить материалы, из которых традиционно изготавливались предметы одежды, обуви, украшений; изучить символику и коми орнамент

 

 

                                                                                                                                    I.            ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

 

1.1              Виды рукоделия коми женщин

В быту у коми  сложились богатые традиции  многих видов женского рукоделия.Ижемские  коми  занимались обработкой оленьих шкур  и выделкой замши - это одежда, обувь, предметы быта. К традиционным видам рукоделия коми женщин также относится узорчатое вязание. Девочек с детства учили вязать на спицах варежки, носочки.  Для вязания использовали овечью шерсть, вязали пятью спицами носки, чулки  и варежки, а вязание двумя  спицами распространилось во второй половине XX века. Изделия были украшены геометрическим орнаментом, в каждой местности были свои узоры.

Распространёнными видом рукоделия коми было ткачество. На ткацком стане ткали холсты, пестрядь, мешковину, браные полотенца. Материалом были лен и конопля. Пестрядь (холст в клетку) использовалась для пошива мужских и женских рубах, сарафанов, детской одежды. Избу украшали домотканые пёстрые дорожки, которые ткали из разноцветного лоскута по льняной основе. Самыми нарядными были браные полотенца, с узорами красного цвета. Полотенца дарили к рождению ребёнка, к свадьбе, и освящали последний путь человека на земле. Техника узорного ткачества чрезвычайно разнообразна: на станке, без ткацкого станка – на дощечках, на бердечке, на ниту.

Обязательной принадлежностью одежды у коми были  тканые пояса. Ткали пояса на дощечках, на бердечке и на нитку. Пояса служили оберегами, их ткали из льняной, шерстяной, покупной гарусной нитки.

Народное ткачество сохранилось в основном в южных районах. Каждую деревенскую избу украшали половики - домотканые пёстрые дорожки. Мастера возрождения народных ремёсел собирают по деревням заброшенные ткацкие станки, зарисовывают орнаменты и национальные узоры.

Вышивка не так характерна для коми, большинство техник вышивания получило распространение в Коми к середине XIX века - начала XX века. Коми рукодельницы владели несколькими видами вышивки: крестом, табуром, ковровым швом, счётной гладью, филейной вышивкой. Вышивкой украшали головные уборы, полотенца, концы рукавов и горловин женских рубах. Чаще использовали красные и черные нитки.

Кружевоплетение - плетут кружева коклюшками – маленькими деревянными палочками попарно. Этот вид женского рукоделия к нам тоже пришло от русского народа. Эти в основном занимались в южных районах. Также кружева вязали с помощью крючка – это подзоры, украшения по рукавам или подолу одежды.

Лоскутное шитье коми женщины было не так широко распространено – изготавливали в основном одеяла, а в настоящее время широко используется: выполняются различные панно, одеяла, накидки и т.д. 

Коми женщины занимались бисероплетением. Это было очень дорогое занятие и поэтому чаще изготавливались свадебные сороки, юрной Особенно ижемки богато украшали вышивкой эти головные уборы.

 

1.2 Коми орнаментальные мотивы

Растительные и орнитоморфные орнаментальные мотивы встречаются в вышивке на одежде, полотенцах и различных покрывалах у ижемскихверхневычегодских, вымских и удорскихкоми. На полотенцах нередко сочетаются вышитые (растительные) и тканые (геометрические) узоры. Подолы фартуков, покрывал и концы полотенец нередко украшались кружевами с растительным (цветочным)орнаментом. Так же украшения используют в проектировании домов, квартир,мебели и макияже.

Растительный орнамент получил распространение на территории коми в конце XIX – нач. XX вв. вместе с техникой кружевоплетения и изготовления набивочных тканей под влиянием русской культуры.

Выделяют несколько основных групп названий орнамента коми, которые соотносятся:

-                   с названиями орудий труда и различных предметов (пила пинь – зубья пилы, перна – крест),

-                   с представителями животного мира (сюр сер – рог, кoрсюр – олений рог, вoв юр – лошадиная голова, мое син – коровий глаз, черань – паук),

-                   с различными растениями (коз сер – елочный узор, дзоридз – цветок, пыштусь – конопляное зернышко) и некоторыми другими группам.

 

1.3 Материалы для изготовления одежды коми

Одежду шили в основном из тканей собственного производства. Льняную однотонную ткань называли холстом, а узорную клетчатую - пестрядью. Среди северных коми-пермяков наиболее употребительной была яркая расцветка, чем у южных. Сохранившиеся образцы пестряди позволяют предположить, что размеры и цвета клеток были свои у разных групп коми-пермяков.

Ткань с продольно-полосатым рисунком называлась кёжью, кёжевой, а крашеный холст - крашениной. Окрашивали холст настоем трав, коры и железа, позднее — анилиновыми красителями. Холст с набивным узором, полученный при помощи специальных резных досок, называли набойкой, набивным. Узор выполнялся масляной краской по одноцветному холсту. В ряде сел и деревень действовали кустарные заведения, которые назывались синильными, а мастера синильщиками, так как окрашивание холста производилось синей краской.

Бранью называли материал, геометрические узоры которого получали на ткацком станке с применением специальных дощечек — бральнщ, образующих дополнительный зев для выполнения узора. Но браное ткачество имело ограниченное распространение, особенно у северных коми-пермяков.

Шерстяная крашеная ткань домашнего производства называлась сукном, пониточиной, а некрашеная — сермягой. Конопляную ткань, которая была грубее льняной, простой народ использовал для рабочих запонов.

Готовые ткани коми-пермяки стали приобретать поздно. Дорогие ткани были доступны только состоятельным людям, особенно тем, кто был связан с ярмарочной торговлей и отхожими промыслами. Приобретали в основном хлопчатобумажные материи — сатин, ситец, кумач; шелковые — атлас, китайку, камку, тафту; а также некоторые виды сукна.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                                   II.            ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

 

2.1              Выполнение украшений в коми стиле

Все украшения выполнены  с адаптацией к современному миру, могут использоваться в виде самостоятельных украшений, дополнений к одежде, либо в этнической тематике причесок народов Коми.

Данные серьги выполнены из фетра с добавление бусин и пайеток. Украшение выполнено в виде птицы, что символизирует образ солнца, власти, верхнего мира. Птицы являлись проводниками в верхний мир и почитались народами Коми. Изображения птиц использовались в виде шейных подвесок, на женских поясах, а на мужских поясах птицы были с ликами зверей, для того чтобы оградить охотника от смерти.

Данный медальон выполнен из фетра с использованием бусин,пайеток, декоративной тесьмы. Украшение символизирует герб Республики Коми. Оно свидетельствует о том, что древние предки коми размещались в бассейне Вычегды в первом тысячелетии.

Сова связана с огромным количеством символов, мифов, суеверий. Из-за ночного образа жизни и внешнего вида эти птицы стали символами мудрости, или смерти и зла, или бессмертия.

Образ совы украшает герб Сыктывдинского района.

 По традиционным коми представлениям сова является могущественной и опасной птицей, причастной к общению миру духов. Она может сопутствовать или восприниматься как лесной дух-хозяин

В мифологии народов Коми птица считалась проводником людей и помощником богов для поднятия в небо. Очень много найдено металлических подвесок с образами различных птиц, которые переносят богов с земли на небо.

Народы коми занимаются охотой и рыболовством, разводят домашних животных, но ещё не знают земледелия. Они верят в своих богов – Ена и Омоля, которые сотворили окружающий их мир. Верят в то, что существует иной мир, который населён множеством духов — хозяев леса. Духи-хозяева леса («Ворса») и воды («Васа»), которые  живут вместе с людьми и могут взаимодействовать с ними. У коми-зырян и коми-пермяков медведь считался также живым воплощением лесного духа. Существовало убеждение, что в медведя нельзя было стрелять повторно в случае неудачного выстрела, так как он мог ожить, даже после смертельной раны. Именно взаимозаменяемостью образов лешего и медведя можно объяснить убийство медведя в одном из коми-пермяцком преданий о Пере: медведь не уступил ему в лесу дорогу, за это Пера задушил его.

Пояс выполнен из фетра с использованием бисера и страз и символизирует семейные традиции сохранения домашнего очага народов Коми. Данный орнамент символизирует дом, солнце, ребенок, женщина, мужчина, солнце, дом. Эти символы использовались в плетенных поясах и как орнамент на рушнике.

 

 

 

2.2              Применение украшений в коми стиле в современном мире

Большинство женщин всех  возрастов любят носить различные  украшения. Кому-то нравится золото  и серебро, а кому-то по стилю больше подходит бижутерия из натуральных  материалов. И  очень  хочется, чтобы украшение было уникальным, а может  быть, даже единственным в своём роде. Таким  может  быть  только  украшение, сделанное  своими руками. Эксклюзивные серьги, подвески, пояса смогут без слов рассказать о незаурядной личности хозяйки, о ее отменном вкусе и индивидуальном восприятии прекрасного.

У девчонок должно быть много разных украшений, ведь они создают нам настроение и позволяют выглядеть особенно. И как здорово, когда мы можем сделать их сами с учетом нашего вкуса и предпочтений в цветах и материалах!

Созданные изделия – экологически чистый продукт. Экологичность состоит в том, что изделия из фетра и бисера не влекут за собой загрязнение окружающей среды, а наоборот, решают вопрос об очистке природы от мусора, так как сделано из вторсырья и отходов.

 Приобщение людей к Коми народной культуре, развитие у них интереса к истории, традициям, искусству своего народа – одна из актуальных задач нравственно-патриотического воспитания в современном образовании.

Для создания данного творения можно проводить мастер-классы по созданию великолепных украшений, рассказывая  историю, мифы и легенды Коми народа, организовывать выставки рукоделия в коми пермяцком стиле.

Украшения - это создание талантливых рук и творение вечной души человека. Такое украшение можно подарить  хорошему человеку. И тому, кому мы её подарим, будут помогать наша любовь, наше доброе расположение и искреннее пожелание счастья и благополучия.

Созданные украшения можно дарить на День рождения, преподнести в качестве сувенира гостю из другого региона или страны, вручить как талисман, оберег. Эти украшения прекрасно смотрятся на пиджаке костюма или белой рубашке. Дети могут выполненными изделиями играть, развивать фантазию, речь.

         Созданная коллекция придала национальный колорит прическам и образам Республиканского конкурса по парикмахерскому искусству.

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Сегодня люди всё чаще обращаются к своим корням. Как оказалось, современное понятие красоты совпадает с видением мира наши предков. И мы верим, что наши украшения с древними обережными символами несут в себе мудрость прошлого и жажду познания настоящего, согревают любовью и теплом рук мастеров.

В период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина.

Цель нашего проекта - разработка коллекций украшений в коми стиле для воспитания патриотизма, ознакомления с историей, культурой и традициями нашей малой Родины. Для этого нам необходимо было изучить виды рукоделия коми женщин; изучить материалы, из которых традиционно изготавливались предметы одежды, обуви, украшений; изучить символику и коми орнамент.

Это позволит воспитать патриотические чувства у детей, гражданскую позицию. Любовь к родным местам, знания об истории, культуре и традициях малой родины, ее народа являются важными компонентами мировоззрения человека, его отношения к окружающему миру, формирования самосознания и ценности. И сегодня очень важно не упустить крупицы народной мудрости, народных традиций и обычаев; сохранить, преумножить и передать их будущим поколениям.

 Каждое изделие выполнено исключительно вручную и обладает своим смыслом в древней символике предков и наделено видением самого художника.. Традиция является основой, на которой возможны поиски новых форм, ведь они должны быть красивы, интересны, и нести в себе знаково-символический магический смысл.

            Обширность мифологической тематики предоставляет деятельности необозримое поле возможностей, дает богатейшую пищу для фантазии. Украшения привлекают внимание звучностью, яркостью, а также глубиной, вложенных в них мыслей и чувств. Они радуют глаз и излучают тепло. Украшения используются как в повседневной жизни, так и в сценических образах фольклорно-этнографическими ансамблями и придают национальный колорит прическам и образам в парикмахерском искусстве.

 

 

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ

Литература:

1.                  Мифология.Парандовский Я. М., 1991

2.                   Мифологические персонажи в системе мировоззрения коми – пермяков Т.Г. Голева ООО «Маматов» Санкт-Петербург, 2010

3.                  История Коми литературы. Том 1. Фольклор. Коми книжное издательство. 1979.

4.                  Коми легенды и предания.Сост. Ю. Г. Рочев. Сыктывкар: Коми кн. Изд-во. 1984.

5.                  Сотворение мира. Автор. Составитель П.Ф. Лимеров. Коми книжное издательство.2005

Интернет – ресурсы:

6.                  http://www.komi.com/Folk/myth/25.htm.Мифология коми

7.                  http://dic.academic.ru/dic.nsf/dic_fwords/21412/Словарь иностранных слов русского языка

8.                  http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_myphology/1585/Энциклопедия мифологии

9.                  http://www.komi.com/Folk/myth/30.htm  энциклопедия уральских мифологий

10.              https://www.kritika24.ru/page.php?id=33614

 

 

Учебно-исследовательская конференция «Традиционная культура коми и современный мир»

Учебно-исследовательская конференция «Традиционная культура коми и современный мир»

Учебно-исследовательская конференция «Традиционная культура коми и современный мир»

Учебно-исследовательская конференция «Традиционная культура коми и современный мир»

Учебно-исследовательская конференция «Традиционная культура коми и современный мир»

Учебно-исследовательская конференция «Традиционная культура коми и современный мир»

Учебно-исследовательская конференция «Традиционная культура коми и современный мир»

Учебно-исследовательская конференция «Традиционная культура коми и современный мир»

Учебно-исследовательская конференция «Традиционная культура коми и современный мир»

Учебно-исследовательская конференция «Традиционная культура коми и современный мир»

Учебно-исследовательская конференция «Традиционная культура коми и современный мир»

Учебно-исследовательская конференция «Традиционная культура коми и современный мир»

Учебно-исследовательская конференция «Традиционная культура коми и современный мир»

Учебно-исследовательская конференция «Традиционная культура коми и современный мир»

Учебно-исследовательская конференция «Традиционная культура коми и современный мир»

Учебно-исследовательская конференция «Традиционная культура коми и современный мир»

Учебно-исследовательская конференция «Традиционная культура коми и современный мир»

Учебно-исследовательская конференция «Традиционная культура коми и современный мир»

Учебно-исследовательская конференция «Традиционная культура коми и современный мир»

Учебно-исследовательская конференция «Традиционная культура коми и современный мир»

Учебно-исследовательская конференция «Традиционная культура коми и современный мир»

Учебно-исследовательская конференция «Традиционная культура коми и современный мир»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.01.2020