Учебно-исследовательская работа «Необыкновенные способы сложения и вычитания обыкновенных дробей»
Оценка 4.9

Учебно-исследовательская работа «Необыкновенные способы сложения и вычитания обыкновенных дробей»

Оценка 4.9
docx
05.12.2021
Учебно-исследовательская работа  «Необыкновенные способы сложения и вычитания обыкновенных дробей»
ЧИСТОВИК РАБОТЫ МИХНОВЕЦ.docx

Управление по образованию

Молодечненского райисполкома

 

Государственное учреждение образования

«Городиловская средняя школа Молодечненского района»

 

 

Учебно-исследовательская работа

 

«Необыкновенные способы сложения и вычитания обыкновенных дробей»

 

 

 

 

 

 

Выполнили работу:

Войтехович Виктория,

учащаяся 5 класса,

Иванчик Анастасия,

учащаяся 5 класса,

Лазарь Кирилл

учащийся 5 класса,

Радиончик Иван,

учащийся 5 класса

 

Руководитель:

Михновец Е.И.,

учитель математики

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2021

СОДЕРЖАНИЕ

СОДЕРЖАНИЕ …….................................................................................................2

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………….3

СНОВНАЯ ЧАСТЬ ………………………….……………………………….……...5

1. НЕСТАНДАРТНЫЕ СПОСОБЫ СЛОЖЕНИЯ ДРОБЕЙ ………………..……5

1.1. Метод бабочки ……...……………………………………………………..……5

1.2. Сложение и вычитание обыкновенных дробей.Решаем быстро и красиво ……………….……………………………………..………...…...………………….6

2. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ ……...……...……….…………8

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………….……………………………….…….……………9

ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………………...……..  10

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 …………………………..……………………….…………….11

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 …………………………………………………….…………..12

ПРИЛОЖЕНИЕ 3 ………………………………………………..……………….13

ПРИЛОЖЕНИЕ 3 ………………………………………………..………….……14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

\

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

С обыкновенными дробями мы познакомились ещё в начальной школе. Интересным и необычным было всё: начиная с их непривычной записи и заканчивая решением простейших задач на дроби. Нам казалось, что обыкновенные дроби – это легко и просто. В пятомклассе продолжили изучать тему «Обыкновенные дроби». При изучении данной темы мы по-новому раскрыли для себя удивительный мир обыкновенных дробей, узнали много новых фактов из   истории их возникновения и развития. 

На уроках математики и в повседневной жизни всё время приходится сталкиваться с дробями. Оказалось, что действия с дробями довольно сложные и требуют набора определённых знаний и навыков, которые все вместе дают возможность применять в реальной жизни полученные в школе знания.  Сдробями математика оказалась гораздо сложнее, чем мы думали, но в тоже время захватывающей и увлекательной.

Актуальность исследования: Натуральные числа встречаются в математике и тем более при решении практических задач редко.Магазин, аптека, банк, ателье, стройка, ферма, сад и огород  всюду встречаемся с дробными значениями величин, поэтому так необходимо владеть всеми действиями с дробями, включая сложение и вычитание дробей.

Объектом исследования является: алгоритм сложение и вычитания дробей

Предметом исследования выступает процесс вычисления.

Методы исследования:

·        изучение литературы и Интернет-ресурсов по данной теме;

·        анализ информации с помощью сравнения, обобщения, аналогии;

·        личные наблюдения, опросы;

·        обработка результатов опроса.

Цель: изучить нестандартные приемы вычислений и экспериментальным путем выявить причину отказа от использования этих способов при обучении математике современных школьников.

В соответствии с поставленной целью решались следующие задачи:

·        изучить необходимую литературу, Интернет-ресурсы;

·        описать классический способ вычисления суммы и разности обыкновенных дробей и выявить трудности в их использовании;

·        рассмотреть некоторые нестандартные приемы вычисления суммы и разности обыкновенных дробей и на конкретных примерах показать преимущества их использования.

·        предложить свой способ нахождения суммы и разности обыкновенных дробей;

·        провести анкетирование;

·        обобщить собранные материалы.

Гипотеза исследования: в результате этой работы нам удастся найти свой оригинальный способ сложения и вычитания обыкновенных дробей, который будет отличаться от известных ранее.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Глава 1. Нестандартные способы сложения дробей

В этом учебном году мы познакомились с основными свойствами дробей, научились выполнять все действия с ними (складывать, вычитать, умножать и делить), решать основные типы задач на дроби.     

Самым сложным для нас было освоить правило сложения и вычитания дробей. Для многих наших одноклассников сложной оказалась тема сложения и вычитания дробей с разными знаменателями.  Первые неудачи и разочарования. Возник вопрос, а может есть другие, балле простые, способы сложения дробей? Это заставило нас заняться изучением данного вопроса. 

Глава 1.1. Метод бабочки.

При работе с Интернет-ресурсами мы сразу же нашли интересную публикацию учителя математики Дмитрия Давидюка, который опубликовал свой способ, помогающий легко складывать дроби с разными знаменателями, с красивым названием «Метод бабочки». Ролик набрал много миллионов просмотров.

Суть «Метода бабочки» заключается в том, что при сложении дробей нужно умножить числитель первой дроби на знаменатель второй, а затем числитель второй на знаменатель первой. Сумма двух получившихся чисел будет числителем дроби в ответе, а ее знаменателем — результат умножения знаменателей складываемых дробей.(Приложение 1)

Тысячи восторженных комментариев. «Если бы так прекрасно учителя объясняли в школе, то я любила бы математику», — написала одна из пользовательниц. Первое впечатление действительно «гениально». Возник вопрос почему в школе не используют этот метод?

Способ предложенный в школьном учебнике универсальный. При детальном рассмотрении «Метода бабочки» сразу становиться понятно, что данный способ прекрасно работает лишь когда знаменатели однозначные числа и по существу, повторяет правило сложения дробей для случая, когда знаменатели взаимно простые числа.       Давайте попробуем сложить дроби «Методом бабочки» если знаменателидвузначные или трёхзначныечисла.

Учитель математики выслушав нас, предложи сложить «методом бабочки»   +   и    +   (случай, когда знаменатели двузначные или трёхзначные числа).

 Решение.

1)  +   =  =  =   =  =   =  (*);

2)   +  =  =  =   = =  =  (**)

Нам сразу стало понятно, что данный способ прекрасно работает лишь тогда, когда знаменатели однозначные числа и по существу, повторяет правило сложения дробей для случая, когда знаменатели взаимно простые числа.

Очевидно, в случае, когда знаменатели многозначные числа, данный метод требует громоздких письменные вычислений в столбик при решении не с примеров на сложение и вычитание дробей.

Делаем выводы:очевидно«метод бабочки» работает только в случае, когда знаменатели однозначные числа и по существу является применением правила сложения дробей со взаимно простыми знаменателями, простейшие примеры из учебника, в которых знаменатели двузначные числа, а тем более трёхзначные в ходе решения требуют громоздких вычислений, что не является рациональным; сложение в цепочку более двух слагаемых невозможно.

Глава 1.2. Сложение и вычитание обыкновенных дробей. Решаем быстро и красиво

При решении поставленных нами задач, мы столкнулись с необходимостью расширить знания признаков делимости натуральных чисел.

Знание признаков деления натуральных чисел необходимо при решении многих арифметических задач, в частности при выполнении действий с обыкновенными дробями.

Из школьного курса математики каждому из нас хорошо известны признаки делимости чисел на 2, на 3, на 4, на 5, на 9 и 10. Очевидно, что признаки делимости на 6, на 8, на 12, на 14, на 15, на 25 следуют из перечисленных выше. Например, если число a делится на число 12 тогда и только тогда, когда число a делится на 3 и на 5 одновременно.(Приложение 2)

Самая сложная часть в алгоритме сложения дробей – найти наименьший общий знаменатель. В ходе исследований мы заметили следующую закономерность. Допустим надо привести дроби      и    к наименьшему общему знаменателю, между знаменателями 16 и 36 есть связь - их связывает общий делитель 4 (16:4 4 и 36:4 9).

Мы заметили, что, если взять результат деления первого знаменателя в качестве дополнительного множителя ко второй дроби  и, соответственно, второго знаменателя в качестве дополнительного множителя к первой дроби, мы получим наименьший общий знаменатель.

Приведем примеры:

1.       и ; и ;       и  (4:2=2 и 6:2=3, связаны делителем 2)

2.       и   и ;        и     (45:15=3 и 60:15=4связаны делителем 15)

3.       и  ;    и ;       и  (21:7=3 и 35:7=5, связаны делителем 7)

 

Как видно, приводить к общему знаменателю с помощью общего делителя очень просто.   Дроби с общим знаменателем  слаживать и вычитать  умеют все.

Примеры.

1.   +   = +   =    +   =

        

2.    +   = +   =    +   =  =  =  =  ) 

 

3.  +   = +   =    +   =  =  =  ) 

 

4.    +  = +   =  +  = (   =  =  ).

Разберем решение примеров (*) и (**), предложенных на странице 4, с помощь признаков деления:

1.  +  = +  =+ = ( );

 

2.    +  = +  =+  = =  ( )

Преимущество нашего способа очевидно. Учитель математики согласился с нами. Большинство наших одноклассников при сложении и вычитании дробей используют полученный нами алгоритм.

Найденный нами способ сложения и вычитания дробей с помощью признаков деления чисел гораздо проще, принятого через нахождения НОК. Почему его нет в школьных учебниках? У этого способа есть один существенный недостаток: сложение в цепочку более двух слагаемых невозможно, а при решении примеров сложной конструкции этот момент играет важную роль.

Делаем выводы:используя признаки деления натуральных чисел находить общий знаменатель двух дробей гораздо проще, чем через НОК, что значительно упрощает алгоритм сложения дробей с разными знаменателями, но сложение в цепочку более двух слагаемых невозможно.

 

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ

Всем понятно, что пока мы учимся в школе, то   нам необходимы знания дробей и действий над ними. А нужны ли знания дробей в повседневной жизни нашим родителям, бабушкам и дедушкам, применяют ли они эти знания при решении практических задач.  Мы провели опрос средиродителей своего класса. Результаты приведены в диаграмме 2.1. (Приложение 3)

Большинство родителей подтвердили, что дроби в нашей жизни встречаются практически на каждом шагу.Мама использует дроби для расчета продуктов при приготовлении блюд, отец при изготовлении строительных растворов и смесей, провизоры в аптеках при изготовлении лекарств, садовод использует при приготовлении удобрений и защиты растений, учителя математики и музыки используют в своей работе.

С результатами наших исследований мы прежде всего познакомили своих одноклассников. Нам удалось убедить их в том, что предложенный нами способ простой и эффективный. Как показало анкетирование, большинство из них при сложении дробей используют именно его. Результатыанкетирования  учеников 5 класса Городиловской СШ  приведены в диаграмме 2.2. (Приложение 4)

Делаем выводы:родители и ученики убеждены в необходимости знаний обыкновенных дробей, их свойств не только для успешного   изучения предмета математика, но и в повседневной жизни при решении практика ориентированных задач.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Обыкновенные дроби – это отдельный раздел в математике со своими интересными определениями, свойствами, правилами. Действия с дробями важно не только знать, но по-настоящему владеть ими.

Результаты анкетирования в 5 классе родителей и учеников показали, что дроби присутствуют вокруг нас. А значит, выбранная нами тема не только важна при изучении математики в школе, но и будет актуальна при различных расчетах практических задач в реальной жизни.

На уроках математики и факультативах мы познакомили своих одноклассников с результатами нашего исследования. Большинству из них материал показался интересным, многие стали его использовать при вычислениях.

Надеемся, что результаты нашей работы будут использоваться не только нашими одноклассниками, но и учителями нашей школы. Свои результаты мы постараемся распространить среди школьников и с помощью социальных сетей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА

1.     Большая энциклопедия школьника. Москва «Махаон» 2006г.

2.     2. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. – М. : Азбуковник, 1999. — 944 с.

3.     Энциклопедия для детей. Всё обо всём – М.: 1996 – 446 с.

4.     https://umath.ru/theory/priznaki-delimosti-chisel/

5.     https://www.facebook.com/watch/?v=444990942702045

6.     https://www.adme.ru/zhizn-nauka/10-prostyh-matematicheskih-tryukov-837610/

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

«Метод бабочки» для сложения и вычитания дробей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

Таблица признаков делимости чисел

 

Число n

Число a делится на число n тогда и только тогда, когда

2

Последняя цифра числа a делится на 2

3

Сумма цифр числа a делится на 3

4

Число, составленное из двух последних цифр числа a, делится на 4

5

Число a оканчивается цифрой 0 или 5

6

Число a делится на 2 и на 3

7

Знакочередующаяся сумма трёхзначных граней* числа a делится на 7

8

Число, составленное из трёх последних цифр числа a, делится на 8

9

Сумма цифр числа a делится на 9

10

Число a оканчивается цифрой 0

11

Знакочередующаяся сумма трёхзначных граней* a делится на 11

12

Число a делится на 3 и на 4

13

Знакочередующаяся сумма трёхзначных граней* a делится на 13

14

Число a делится на 2 и на 7

15

Число a делится на 3 и на 5

13

Знакочередующаяся сумма трёхзначных граней* a делится на 13

25

Число, составленное из двух последних цифр числа a, делится на 25

 

*Грани числа – числа, полученные при разбиении исходного числа на двузначные или трёхзначные числа, взятые справа налево. Например, разбиение числа 1234567 на двузначные грани выглядит так: 1|23|45|67, а на трёхзначные так: 1|234|567.

        

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 3.

Диаграмма 2.1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 4.

Диаграмма 2.2

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Управление по образованию Молодечненского райисполкома

Управление по образованию Молодечненского райисполкома

СОДЕРЖАНИЕ СОДЕРЖАНИЕ ……

СОДЕРЖАНИЕ СОДЕРЖАНИЕ ……

ВВЕДЕНИЕ С обыкновенными дробями мы познакомились ещё в начальной школе

ВВЕДЕНИЕ С обыкновенными дробями мы познакомились ещё в начальной школе

Гипотеза исследования: в результате этой работы нам удастся найти свой оригинальный способ сложения и вычитания обыкновенных дробей, который будет отличаться от известных ранее

Гипотеза исследования: в результате этой работы нам удастся найти свой оригинальный способ сложения и вычитания обыкновенных дробей, который будет отличаться от известных ранее

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ Глава 1. Нестандартные способы сложения дробей

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ Глава 1. Нестандартные способы сложения дробей

Нам сразу стало понятно, что данный способ прекрасно работает лишь тогда, когда знаменатели однозначные числа и по существу, повторяет правило сложения дробей для случая, когда…

Нам сразу стало понятно, что данный способ прекрасно работает лишь тогда, когда знаменатели однозначные числа и по существу, повторяет правило сложения дробей для случая, когда…

Как видно, приводить к общему знаменателю с помощью общего делителя очень просто

Как видно, приводить к общему знаменателю с помощью общего делителя очень просто

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Обыкновенные дроби – это отдельный раздел в математике со своими интересными определениями, свойствами, правилами

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Обыкновенные дроби – это отдельный раздел в математике со своими интересными определениями, свойствами, правилами

ЛИТЕРАТУРА 1. Большая энциклопедия школьника

ЛИТЕРАТУРА 1. Большая энциклопедия школьника

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. «Метод бабочки» для сложения и вычитания дробей

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. «Метод бабочки» для сложения и вычитания дробей

ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Таблица признаков делимости чисел

ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Таблица признаков делимости чисел

ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Диаграмма 2.1

ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Диаграмма 2.1

ПРИЛОЖЕНИЕ 4. Диаграмма 2.2

ПРИЛОЖЕНИЕ 4. Диаграмма 2.2
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.12.2021