Управление по образованию
Молодечненского райисполкома
Государственное учреждение образования
«Городиловская средняя школа Молодечненского района»
Учебно-исследовательская работа
«Необыкновенные способы сложения и вычитания обыкновенных дробей»
Выполнили работу:
Войтехович Виктория,
учащаяся 5 класса,
Иванчик Анастасия,
учащаяся 5 класса,
Лазарь Кирилл
учащийся 5 класса,
Радиончик Иван,
учащийся 5 класса
Руководитель:
Михновец Е.И.,
учитель математики
2021
СОДЕРЖАНИЕ
СОДЕРЖАНИЕ …….................................................................................................2
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………….3
СНОВНАЯ ЧАСТЬ ………………………….……………………………….……...5
1. НЕСТАНДАРТНЫЕ СПОСОБЫ СЛОЖЕНИЯ ДРОБЕЙ ………………..……5
1.1. Метод бабочки ……...……………………………………………………..……5
1.2. Сложение и вычитание обыкновенных дробей.Решаем быстро и красиво ……………….……………………………………..………...…...………………….6
2. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ ……...……...……….…………8
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………….……………………………….…….……………9
ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………………...…….. 10
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 …………………………..……………………….…………….11
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 …………………………………………………….…………..12
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 ………………………………………………..……………….13
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 ………………………………………………..………….……14
\
ВВЕДЕНИЕ
С обыкновенными дробями мы познакомились ещё в начальной школе. Интересным и необычным было всё: начиная с их непривычной записи и заканчивая решением простейших задач на дроби. Нам казалось, что обыкновенные дроби – это легко и просто. В пятомклассе продолжили изучать тему «Обыкновенные дроби». При изучении данной темы мы по-новому раскрыли для себя удивительный мир обыкновенных дробей, узнали много новых фактов из истории их возникновения и развития.
На уроках математики и в повседневной жизни всё время приходится сталкиваться с дробями. Оказалось, что действия с дробями довольно сложные и требуют набора определённых знаний и навыков, которые все вместе дают возможность применять в реальной жизни полученные в школе знания. Сдробями математика оказалась гораздо сложнее, чем мы думали, но в тоже время захватывающей и увлекательной.
Актуальность исследования: Натуральные числа встречаются в математике и тем более при решении практических задач редко.Магазин, аптека, банк, ателье, стройка, ферма, сад и огород всюду встречаемся с дробными значениями величин, поэтому так необходимо владеть всеми действиями с дробями, включая сложение и вычитание дробей.
Объектом исследования является: алгоритм сложение и вычитания дробей
Предметом исследования выступает процесс вычисления.
Методы исследования:
· изучение литературы и Интернет-ресурсов по данной теме;
· анализ информации с помощью сравнения, обобщения, аналогии;
· личные наблюдения, опросы;
· обработка результатов опроса.
Цель: изучить нестандартные приемы вычислений и экспериментальным путем выявить причину отказа от использования этих способов при обучении математике современных школьников.
В соответствии с поставленной целью решались следующие задачи:
· изучить необходимую литературу, Интернет-ресурсы;
· описать классический способ вычисления суммы и разности обыкновенных дробей и выявить трудности в их использовании;
· рассмотреть некоторые нестандартные приемы вычисления суммы и разности обыкновенных дробей и на конкретных примерах показать преимущества их использования.
· предложить свой способ нахождения суммы и разности обыкновенных дробей;
· провести анкетирование;
· обобщить собранные материалы.
Гипотеза исследования: в результате этой работы нам удастся найти свой оригинальный способ сложения и вычитания обыкновенных дробей, который будет отличаться от известных ранее.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Глава 1. Нестандартные способы сложения дробей
В этом учебном году мы познакомились с основными свойствами дробей, научились выполнять все действия с ними (складывать, вычитать, умножать и делить), решать основные типы задач на дроби.
Самым сложным для нас было освоить правило сложения и вычитания дробей. Для многих наших одноклассников сложной оказалась тема сложения и вычитания дробей с разными знаменателями. Первые неудачи и разочарования. Возник вопрос, а может есть другие, балле простые, способы сложения дробей? Это заставило нас заняться изучением данного вопроса.
Глава 1.1. Метод бабочки.
При работе с Интернет-ресурсами мы сразу же нашли интересную публикацию учителя математики Дмитрия Давидюка, который опубликовал свой способ, помогающий легко складывать дроби с разными знаменателями, с красивым названием «Метод бабочки». Ролик набрал много миллионов просмотров.
Суть «Метода бабочки» заключается в том, что при сложении дробей нужно умножить числитель первой дроби на знаменатель второй, а затем числитель второй на знаменатель первой. Сумма двух получившихся чисел будет числителем дроби в ответе, а ее знаменателем — результат умножения знаменателей складываемых дробей.(Приложение 1)
Тысячи восторженных комментариев. «Если бы так прекрасно учителя объясняли в школе, то я любила бы математику», — написала одна из пользовательниц. Первое впечатление действительно «гениально». Возник вопрос почему в школе не используют этот метод?
Способ предложенный в школьном учебнике универсальный. При детальном рассмотрении «Метода бабочки» сразу становиться понятно, что данный способ прекрасно работает лишь когда знаменатели однозначные числа и по существу, повторяет правило сложения дробей для случая, когда знаменатели взаимно простые числа. Давайте попробуем сложить дроби «Методом бабочки» если знаменателидвузначные или трёхзначныечисла.
Учитель математики выслушав нас, предложи сложить «методом бабочки» + и + (случай, когда знаменатели двузначные или трёхзначные числа).
Решение.
1) + = = = = = = (*);
2) + = = = = = = (**)
Нам сразу стало понятно, что данный способ прекрасно работает лишь тогда, когда знаменатели однозначные числа и по существу, повторяет правило сложения дробей для случая, когда знаменатели взаимно простые числа.
Очевидно, в случае, когда знаменатели многозначные числа, данный метод требует громоздких письменные вычислений в столбик при решении не с примеров на сложение и вычитание дробей.
Делаем выводы:очевидно«метод бабочки» работает только в случае, когда знаменатели однозначные числа и по существу является применением правила сложения дробей со взаимно простыми знаменателями, простейшие примеры из учебника, в которых знаменатели двузначные числа, а тем более трёхзначные в ходе решения требуют громоздких вычислений, что не является рациональным; сложение в цепочку более двух слагаемых невозможно.
Глава 1.2. Сложение и вычитание обыкновенных дробей. Решаем быстро и красиво
При решении поставленных нами задач, мы столкнулись с необходимостью расширить знания признаков делимости натуральных чисел.
Знание признаков деления натуральных чисел необходимо при решении многих арифметических задач, в частности при выполнении действий с обыкновенными дробями.
Из школьного курса математики каждому из нас хорошо известны признаки делимости чисел на 2, на 3, на 4, на 5, на 9 и 10. Очевидно, что признаки делимости на 6, на 8, на 12, на 14, на 15, на 25 следуют из перечисленных выше. Например, если число a делится на число 12 тогда и только тогда, когда число a делится на 3 и на 5 одновременно.(Приложение 2)
Самая сложная часть в алгоритме сложения дробей – найти наименьший общий знаменатель. В ходе исследований мы заметили следующую закономерность. Допустим надо привести дроби и к наименьшему общему знаменателю, между знаменателями 16 и 36 есть связь - их связывает общий делитель 4 (16:4 4 и 36:4 9).
Мы заметили, что, если взять результат деления первого знаменателя в качестве дополнительного множителя ко второй дроби и, соответственно, второго знаменателя в качестве дополнительного множителя к первой дроби, мы получим наименьший общий знаменатель.
Приведем примеры:
1. и ; и ; и (4:2=2 и 6:2=3, связаны делителем 2)
2. и ; и ; и (45:15=3 и 60:15=4связаны делителем 15)
3. и ; и ; и (21:7=3 и 35:7=5, связаны делителем 7)
Как видно, приводить к общему знаменателю с помощью общего делителя очень просто. Дроби с общим знаменателем слаживать и вычитать умеют все.
Примеры.
1. + = + = + =
2. + = + = + = = ( = = )
3. + = + = + = ( = = )
4. + = + = + = ( = = ).
Разберем решение примеров (*) и (**), предложенных на странице 4, с помощь признаков деления:
1. + = + =+ = ( );
2. + = + =+ = = ( )
Преимущество нашего способа очевидно. Учитель математики согласился с нами. Большинство наших одноклассников при сложении и вычитании дробей используют полученный нами алгоритм.
Найденный нами способ сложения и вычитания дробей с помощью признаков деления чисел гораздо проще, принятого через нахождения НОК. Почему его нет в школьных учебниках? У этого способа есть один существенный недостаток: сложение в цепочку более двух слагаемых невозможно, а при решении примеров сложной конструкции этот момент играет важную роль.
Делаем выводы:используя признаки деления натуральных чисел находить общий знаменатель двух дробей гораздо проще, чем через НОК, что значительно упрощает алгоритм сложения дробей с разными знаменателями, но сложение в цепочку более двух слагаемых невозможно.
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ
Всем понятно, что пока мы учимся в школе, то нам необходимы знания дробей и действий над ними. А нужны ли знания дробей в повседневной жизни нашим родителям, бабушкам и дедушкам, применяют ли они эти знания при решении практических задач. Мы провели опрос средиродителей своего класса. Результаты приведены в диаграмме 2.1. (Приложение 3)
Большинство родителей подтвердили, что дроби в нашей жизни встречаются практически на каждом шагу.Мама использует дроби для расчета продуктов при приготовлении блюд, отец при изготовлении строительных растворов и смесей, провизоры в аптеках при изготовлении лекарств, садовод использует при приготовлении удобрений и защиты растений, учителя математики и музыки используют в своей работе.
С результатами наших исследований мы прежде всего познакомили своих одноклассников. Нам удалось убедить их в том, что предложенный нами способ простой и эффективный. Как показало анкетирование, большинство из них при сложении дробей используют именно его. Результатыанкетирования учеников 5 класса Городиловской СШ приведены в диаграмме 2.2. (Приложение 4)
Делаем выводы:родители и ученики убеждены в необходимости знаний обыкновенных дробей, их свойств не только для успешного изучения предмета математика, но и в повседневной жизни при решении практика ориентированных задач.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Обыкновенные дроби – это отдельный раздел в математике со своими интересными определениями, свойствами, правилами. Действия с дробями важно не только знать, но по-настоящему владеть ими.
Результаты анкетирования в 5 классе родителей и учеников показали, что дроби присутствуют вокруг нас. А значит, выбранная нами тема не только важна при изучении математики в школе, но и будет актуальна при различных расчетах практических задач в реальной жизни.
На уроках математики и факультативах мы познакомили своих одноклассников с результатами нашего исследования. Большинству из них материал показался интересным, многие стали его использовать при вычислениях.
Надеемся, что результаты нашей работы будут использоваться не только нашими одноклассниками, но и учителями нашей школы. Свои результаты мы постараемся распространить среди школьников и с помощью социальных сетей.
ЛИТЕРАТУРА
1. Большая энциклопедия школьника. Москва «Махаон» 2006г.
2. 2. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. – М. : Азбуковник, 1999. — 944 с.
3. Энциклопедия для детей. Всё обо всём – М.: 1996 – 446 с.
4. https://umath.ru/theory/priznaki-delimosti-chisel/
5. https://www.facebook.com/watch/?v=444990942702045
6. https://www.adme.ru/zhizn-nauka/10-prostyh-matematicheskih-tryukov-837610/
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
«Метод бабочки» для сложения и вычитания дробей
ПРИЛОЖЕНИЕ 2.
Таблица признаков делимости чисел
Число n |
Число a делится на число n тогда и только тогда, когда |
2 |
Последняя цифра числа a делится на 2 |
3 |
Сумма цифр числа a делится на 3 |
4 |
Число, составленное из двух последних цифр числа a, делится на 4 |
5 |
Число a оканчивается цифрой 0 или 5 |
6 |
Число a делится на 2 и на 3 |
7 |
Знакочередующаяся сумма трёхзначных граней* числа a делится на 7 |
8 |
Число, составленное из трёх последних цифр числа a, делится на 8 |
9 |
Сумма цифр числа a делится на 9 |
10 |
Число a оканчивается цифрой 0 |
11 |
Знакочередующаяся сумма трёхзначных граней* a делится на 11 |
12 |
Число a делится на 3 и на 4 |
13 |
Знакочередующаяся сумма трёхзначных граней* a делится на 13 |
14 |
Число a делится на 2 и на 7 |
15 |
Число a делится на 3 и на 5 |
13 |
Знакочередующаяся сумма трёхзначных граней* a делится на 13 |
25 |
Число, составленное из двух последних цифр числа a, делится на 25 |
*Грани числа – числа, полученные при разбиении исходного числа на двузначные или трёхзначные числа, взятые справа налево. Например, разбиение числа 1234567 на двузначные грани выглядит так: 1|23|45|67, а на трёхзначные так: 1|234|567.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3.
Диаграмма 2.1
ПРИЛОЖЕНИЕ 4.
Диаграмма 2.2
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.