Учебно-исследовательский проект по информатике
«Компьютер - помощник медицинского работника»
2007 г
Аннотация
Настоящее пособие для преподавателей представляет собой подробную разработку учебно-исследовательского проекта «Компьютер - помощник медицинского работника», цель которого - показать связь информатики с медициной.
Пособие включает в себя следующие компоненты:
1. Методические рекомендации для преподавателей.
2. Пособие для самостоятельной работы студентов (приложения 1-5).
Данное пособие поможет преподавателю информатики правильно построить свою деятельность, так как упор в нем сделан на систематичность и методичность изложения материала.
Пособие полностью автономно (не требует привлечения каких-либо дополнительных материалов) и универсально: может полноценно использоваться с любым программным обеспечением учебного процесса.
Содержание:
Методические рекомендации для преподавателей........................................................ 4
Приложение 1. Методические рекомендации для студентов по выполнению
проекта......................................................................................................................... 6
Приложение 2. Примерный сценарий мультимедийной презентации учащегося........... 9
Приложение 3. Критерии оценки презентации учащегося........................................... 10
Приложение 4. Перечень используемых ресурсов....................................................... 10
Приложение 4. Перечень используемых ресурсов....................................................... 11
Приложение 5. Библиографические правила цитирования источников.......... .......... 12
Приложение 6. Примеры проектов............................................................................. 14
Методические рекомендации для преподавателей
Цель проекта: обучение студентов умениям и навыкам исследовательской работы
Задачи проекта: 1. Отразить работу студента в курсе информатики.
2. Развить способность самостоятельно критически и творчески мыслить, принимать и корректировать решения в процессе познания, прогнозировать последствия решений
3. Показать связь между информатикой и медициной.
Учебные темы, которые охватываются в учебном проекте:
1. Табличный редактор Excel.
2. Создание презентаций в MS PowerPoint.
3. Работа с компьютерными программами медицинского назначения,
4. Графические редакторы.
5. Сетевые технологии обработки информации.
Основополагающий вопрос проекта:
Как применить электронные таблицы в медицине?
Этапы проекта:
1. Формулирование проблемы (выбор темы индивидуальных исследований учащихся): студенты самостоятельно формулируют темы индивидуальных исследований в рамках заявленного проекта, например, «Питание недоношенных детей», «Рождаемость и смертность». «Мозговой штурм», 1-й урок, 15 мин.
2. Формирование групп для проведения исследований и определение формы представления результатов: студенты делятся на мини-группы по 2 человека, выбирают форму представления результатов - в виде презентации, буклета и др. Дискуссия, 1-й урок, 15 мин.
3. Планирование: анализ проблемы, определение источников информации, обсуждение вопросов защиты авторских прав, выбор критериев оценки результатов. Беседа, 2-й урок, 20 мин.
4. Самостоятельная работа групп: сбор и уточнение информации. Выполнение проекта. Роль педагога: консультирование, помощь, направление деятельности студентов в методически нужное русло. Время проведения: 3-8 уроки.
5. Подготовка студентами презентации по отчету о проделанной работе: доклад на 4 - 5 минут (для сопровождения доклада используется мультимедийная презентация). Время проведения: 9-й урок, 20 мин.
6. Зашита задач: каждой группе на представление полученных результатов представляется до 5 минут (с обязательной демонстрацией работы созданной электронной таблицы). Далее - ответы на вопросы присутствующих. Присутствуют все участники проекта: преподаватели и студенты. Время проведения: 10-й урок.
Приложение 1. Методические рекомендации для студентов по выполнению проекта
1. Основные этапы выполнения работы (проекта):
• выбор темы;
• подбор и изучение литературы (нормативных правовых актов, монографической литературы, статей и т. п.), а также, при необходимости, практических материалов;
составление плана проекта;
• составление плана-графика выполнения проекта;
• оформление презентации проекта;
• представление проекта научному руководителю, получение отзыва и устранение указанных в нём замечаний
2. Обучаемым предоставляется право выбора темы проекта. Выбранная тема обсуждается с научным руководителем. Закрепление темы работы за обучаемым производится за 3 месяца до её защиты.
2.1. Выбранная тема регистрируется в специальном журнале компьютерного класса.
2.2. Работа над одной темой нескольких обучаемых допускается лишь в том случае, если тема носит комплексный характер, и каждый обучаемый работает над отдельной её частью.
3. После утверждения темы работы (проекта) обучаемый приступает к подбору и изучению литературы и практических материалов. В процессе этой работы целесообразно делать выписки, фиксировать возникшие в связи с этим мысли, замечания и предложения.
4. Подобрав и изучив литературу и материалы практики, обучаемый приступает к составлению плана работы. План может быть простым или сложным. Простой план предусматривает перечень лишь основных разделов. Сложный план предполагает наличие разделов, каждый из которых включает несколько подразделов (параграфов) и т. д. План согласовывается с научным руководителем.
5. На основе плана проекта составляется план-график выполнения работы, который предусматривает определение основных этапов его написания. План-график утверждается научным руководителем.
6. Обучаемый обязан регулярно посещать консультации научного руководителя в соответствии с планом-графиком выполнения работы, представлять ему материал, согласовывать содержание и ход выполнения намеченных в плане-графике этапов, устранять указанные руководителем недостатки.
7. Структура проекта, как правило, должна включать:
• титульный лист (Приложение 1);
• оглавление;
• пояснительную записку;
• приложения (графическая часть).
7.1. В пояснительной записке проекта:
« раскрывается актуальность и значимость темы, степень её разработанности в литературе, в т. ч. определяются существующие в науке и практике подходы к проблеме и отношение к ним автора, формулируются цель и задачи проекта, характеризуются использованные автором данные практической деятельности и методика проведённого исследования;
• даётся теоретическое и расчётное обоснование принятых в проекте решений;
• подводятся итоги работы, формулируются важнейшие выводы, к которым пришёл автор, и рекомендации о возможности внедрения полученных результатов исследования в практику;
• указывается список использованной литературы.
Структура и содержание пояснительной записки определяются в зависимости от темы проекта.
7.2. В приложениях (графической части) принятое решение представлено в виде чертежей, схем, графиков, диаграмм.
8. Объём презентации проекта должен составлять примерно 6-8 слайдов, не считая приложений.
9. Завершённый проект представляется на отзыв научному руководителю. В отзыве делается заключение о допуске проекта к защите.
10. Работа, признанная не отвечающей предъявляемым требованиям, возвращается обучаемому для доработки, при этом указываются её недостатки и даются рекомендации по их устранению.
Приложение 2. Примерный сценарий мультимедийной презентации учащегося:
1 |
2 |
Государственное образовательное учреждение |
|
среднего профессионального образования |
|
МОМК 2 Коломенский филиал |
|
|
эпиграф |
Название работы |
|
Работу выполнил |
|
3 Как применить электронные таблицы в (ваша |
4 |
область применения) |
Этапы работы: |
Цели и задачи: |
|
5 |
6 |
Условие задачи и гипертекстовая ссылка |
Список источников |
на ее решение |
|
Приложение 3. Критерии оценки презентации учащегося:
СОЗДАНИЕ СЛАЙДОВ |
Макси мальное количест во баллов |
Оценка группы |
Оцен ка учителя |
Титульный слайд с заголовком |
5 |
|
|
Минимальное количество - 6 слайдов |
10 |
|
|
Использование дополнительных эффектов PowerPoint (смена слайдов, звук) |
5 |
|
|
Библиография |
5 |
|
|
СОДЕРЖАНИЕ |
|||
Использование эффектов анимации |
5 |
|
|
Вставка графиков и таблиц |
10 |
|
|
Выводы, обоснованные с научной точки зрения, основанные на данных |
10 |
|
|
Грамотное создание и сохранение документов в папке рабочих материалов |
15 |
|
|
Графики, импортированные из Excel |
10 |
|
|
ОРГАНИЗАЦИЯ |
|||
Текст хорошо написан, и сформированные идеи ясно изложены и структурированы |
10 |
|
|
Красивое оформление презентации |
10 |
|
|
Слайды расположены в логическом порядке, в едином стиле |
5 |
|
|
ОБЩИЕ БАЛЛЫ |
|
|
|
Окончательная оценка: 90 и более баллов - отлично от 80 до 90 баллов - хорошо от 70 до 80 баллов - удовлетворительно менее 70 баллов - очень плохо |
Приложение 4, Перечень используемых ресурсов:
Intel «Обучение для будущего»: Учеб. пособие.-М.: Издательский дом «Русская редакция». 2004.
Алтухов Е.В. Основы информатики и вычислительной техники. - М: Высш. школа, 1992.
Бешенков С.А., Григорьев С.Г. Информатика и информационные технологии. - Екатеринбург, 1995.
Бешенков С.А., Лыскова В.Ю. Информация и информационные процессы. Ефимова О. Курс компьютерной технологии с основами информатики: Уч. Пособие. - М.: ООО «Издательство ACT», 2004.
Ляхович В.Ф. Руководство к решению задач по основам информатики и вычислительной техники. - М.: Высш. школа, 1994.
CD - диск:
500 русских учебников: учебники и руководства по всем компьютерным дисциплинам. - 2002. - MediaGroup.
Приложение 5. Библиографические правила цитирования
ИСТОЧНИКОВ
Традиционные документы на печатной основе (статьи, книги)
Автор(ы). Заголовок описания. Основное заглавие: сведения, относящиеся к заглавию/Сведения об ответственности. — Сведения об издании. — Место издания, дата издания. — Объем.
Примеры:
Иванов И. И. Метод проектов: Учеб; пособие. — М.: ИОСО РАО, 1999. — 100 с.
Иванов И. И., Петров П. П., Сидоров С.С. Новые педагогические технологии. — М.:
Педагогика, 2001. — 244 с.
Электронные ресурсы на компакт-дисках
Пример:
Excel 2000.pdf/ Excel 2000/500 русских учебников: учебники и руководства по всем компьютерным дисциплинам. - 2002. - MediaGroup,
Ресурсы Интернета
Примеры:
1. Веб-документ:
Смольникова И. А. Рабочий конспект для внедряющих информационные технологии в школе. — Центр «Информика».
http://www.informika.ru/text/school/its.html (18 фев. 1999).
2. Электронная почта:
Виктор Кривощеков <victor@iis.ru> О конкурсе ThinkQuest в России. Личная переписка (12 апр, 2002).
3. Телеконференции (Usenet newsgroups):
Розина И. Н. rozina@edu.clonpac.ru. Вопросы для преподавателей, осуществляющих дистанционное обучение с использованием компьютерных телекоммуникаций в России и США. 7 янв. 1999. — edu@emissia.spb.su GROUP emissia.offlme, ART 629 (18 фев. 1999)
4. FTP:
Mukhtarin, Eugene Верстка учебных материалов (теория и практика) v.0.4.6, 1999. — ftp http://www.citforum.ru pub/os/verstka.zip (23 Feb. 1999).
Приложение 6. Примеры проектов
|
Список литературы
1. Intel «Обучение для будущего»: Учеб. пособие.-М.: Издательский дом «Русская редакция», 2019.
2. Бешенков С.А., Григорьев С.Г. Информатика и информационные технологии. -Екатеринбург, 1995.
3. Ефимова О. Курс компьютерной технологии с основами информатики: Уч. пособие. - М.: ООО «Издательство ACT», 2019.
4. Ляхович В.Ф. Руководство к решению задач по основам информатики и вычислительной техники. - ML: Высш. школа, 1994.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.