Учебно-исследовательский проект: «Образ Петербурга в произведениях русских классиков»
Оценка 4.6

Учебно-исследовательский проект: «Образ Петербурга в произведениях русских классиков»

Оценка 4.6
Исследовательские работы
docx
русская литература
20.10.2020
Учебно-исследовательский проект: «Образ Петербурга в произведениях русских классиков»
Актуальность данной работы состоит в том, что исследование посвящено образу, пожалуй, самого знаменитого, необычного и противоречивого города в нашей стране. Каждая эпоха в истории русского общества знает свой Петербург. Каждая отдельная личность, творчески переживающая его, преломляет этот образ по-своему. Было два Петербурга. Один - город, созданный гениальными архитекторами, Петербург Дворцовой набережной и Дворцовой площади, поражающий нас и ныне своей вечной красотой и стройностью - "полнощных стран краса и диво", как назвал его Пушкин. Но был и другой - "дома без всякой архитектуры", кишащие "цеховым и ремесленным населением", Мещанские, Садовые, Подьяческие улицы, набережные "Канавы"; харчевни, распивочные, трактиры, лавчонки и лотки мелких торговцев, ночлежки…
Литература проект 8 класс.docx

МБОУ гимназия №19

 имени Н.З. Поповичевой г. Липецка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебно-исследовательский проект:

«Образ Петербурга в произведениях русских классиков»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

Конева Ольга,

ученица 8В класса.

 

   Руководитель проекта:              

  Барон Е.В.

учитель русского языка и литературы

 

2020


Оглавление:

IВведение
1.
Цели работы

2. Задачи работы

3. Актуальность

5. Итоговый продукт

IIОсновная часть

Глава 1. Образ Петербурга в поэме «Медный всадник» А.С. Пушкина

Глава 2. Образ Петербурга в произведении «Евгений Онегин» А.С. Пушкина

Глава 3. Образ города в цикле «Петербургских повестей» Н.В. Гоголя

III Заключение

IVСписок использованных источников

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I Введение

 

Ни один город не привлекал столь пристального внимания писателей разных эпох, как Санкт-Петербург. Он стал образом-загадкой, образом-символом, образом-эпохой. Петербург словно манит к себе, притягивает воображение писателей, перед его обаянием, подчас мрачным и мистическим, невозможно устоять. Его представляют как живое существо, как главного героя, как необузданную стихию.

 

Пункт 1. Цели работы:

Показать, как представлен г. Санкт-Петербург в различных произведениях 19 века;

Привлечь внимание учащихся к чтению русской литературы.

 

Пункт 2. Задачи работы:

Прочитать произведения русских классиков 19 века;

Найти и изучить описание Петербурга в произведениях;

Определить отношение писателей 19 века к городу Санкт-Петербург;

Составить образ Петербурга;

Сформулировать выводы по теме исследования;

Подготовить презентацию;

Подготовить иллюстрации на тему «Образ Петербурга в различных произведениях писателей 19 века.

 

Пункт 3. Актуальность: Актуальность данной работы состоит в том, что исследование посвящено образу, пожалуй, самого знаменитого, необычного и противоречивого города в нашей стране. Каждая эпоха в истории русского общества знает свой Петербург. Каждая отдельная личность, творчески переживающая его, преломляет этот образ по-своему. Было два Петербурга. Один - город, созданный гениальными архитекторами, Петербург Дворцовой набережной и Дворцовой площади, поражающий нас и ныне своей вечной красотой и стройностью - "полнощных стран краса и диво", как назвал его Пушкин. Но был и другой - "дома без всякой архитектуры", кишащие "цеховым и ремесленным населением", Мещанские, Садовые, Подьяческие улицы, набережные "Канавы"; харчевни, распивочные, трактиры, лавчонки и лотки мелких торговцев, ночлежки…

 

Пункт 4. Итоговый продукт: Проанализировав отобранную информацию по теме исследования, я пришла к выводу о том, что формой представления результатов исследования являются иллюстрации на тему «Образ Петербурга в произведениях писателей 19 века»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II Основная часть

 

Глава 1: Образ Петербурга в поэме «Медный всадник» А.С. Пушкина

Петербург - новая столица России, которая сзывает, притягивает к себе молодые таланты. Окончив Лицей, сюда приезжает и юный А.С. Пушкин. Он поселяется в стороне от шумного, блестящего центра столицы, так как жить в центре города было не по средствам. Но он не остаётся в стороне от светского общества. Иван Пущин вспоминал, что А.С. Пушкин «кружился в большом свете».

Да! Он любит балы, развлечения, влюбляется в светских дам, посвящает им стихи, но и, кроме того, всегда стремится к участию в литературных делах. А.С. Пушкин часто бывает у братьев Тургеневых, в старинном доме князя Голицына на Фонтанке. Оттуда поэт подолгу смотрит на всадника на коне:

https://static.auction.ru/offer_images/2018/04/19/05/big/J/JZxpkXWhYmC/1959_a_s_pushkin_illjustracija_k_mednomu_vsadniku_khud_a_n_benua.jpgНа грозно спящий средь тумана

Пустынный памятник тирана,

Забвенью брошенный дворец.

Такое неприятие вызывает Михайловский замок, в котором убили ПавлаI. Но когда Пушкин увидел вблизи «Медного всадника», он был поражён блеском красоты и гордости того, кто был на нём изображён.

Рисунок 1 Медный всадник А.С. ПушкинаСоздавая свой конный памятник, Э.М. Фальконе говорил, что важнее всего личность созидателя, а не полководческие заслуги. А.С. Пушкин вслед за М.В. Ломоносовым, Г.Р. Державиным прославляет строителей Петербурга:

То академик, то герой,

То мореплаватель, то плотник,

Он всеобъемлющей душой

На троне вечный был работник.

(«Пир Петра Первого»)

Рисунок 2 ПетрI, иллюстрация к произведению "Медный всадник"http://www.nasledie-rus.ru/img/690000/690711.jpgТакие гении, как Ломоносов, Державин, Батюшков, Гоголь, Лермонтов и многие другие, раскрывали образ Петербурга, но именно Пушкин в поэме «Медный всадник» создал целостный и завершенный образ города, описал духовное начало Петербурга, придал городу силу самостоятельного бытия, живущего своей жизнью, то тихой и спокойной, то полной наводнений и бедствий. Величественное, ужасающее творение, построенное на болоте и на костях русского народа. Город живет своей жизнью. И никто не может бороться со стихией - даже самодержцы: «С Божией стихией царям не совладеть».

Важность темы Петербурга в русской литературе определяется центральной ролью города в отечественной истории: именно этот город стал для России «окном в Европу».

Рисунок 3 буйство Невы,иллюстрация к "Медному всаднику" А.С. ПушкинаПоэма «Медный всадник» начинается с истории создания города. На месте, где он был построен, царствовали стихии: ветер и вода, но именно здесь царь Петр решает заложить новую столицу. Назло природе город возносится «пышно, горделиво». Казалось бы, ничто уже не напомнит о царившем http://www.art-catalog.ru/data_picture_2016/picture/422/21648.jpgздесь когда-то хаосе: «в гранит оделася Нева», «мосты повисли над водами». Все вокруг говорит о торжестве человека над силами природы, но это впечатление обманчиво: во время наводнений Петербург предстает не победителем, а своеобразным сообщником стихий. Одна из них, вода, персонифицированная в образе Невы, врывается и нарушает спокойствие, явившись одной из сил «побеждаемой стихии». Сначала автор сравнивает ее с больным: «Нева металась, как больной». Но потом она предстает в образе разбойника, даже зверя: река крушит, сметает все подряд на своем пути. Последствия разрушений похожи на последствия бунта, «бессмысленного и беспощадного»:

 

…Так злодей,

С свирепой шайкою своей

В село ворвавшись, ломит, режет,

Крушит и грабит; вопли, скрежет,

Насилье, брань, тревога, вой!.

Судьбы людей оказываются зависимы от сил и буйства стихии. Наводнение с его слепой неразборчивостью отнимает у Евгения самого близкого человека, и жизнь героя лишается смысла. Разум Евгения теряет свою силу, молодой человек не выдерживает несчастья и сходит с ума. Судьба Евгения отразила закономерность и роковую обреченность судеб «маленьких людей»: их жизнь зависит от власти и геополитических устремлений царей. В момент основания города Петр думал о государстве и о народе вообще, но не о конкретном человеке.

https://cf.ppt-online.org/files/slide/p/PvnzxdE9BT2bLVXjcr7mCql0ShZoY6FOM8g1fW/slide-3.jpgПри создании поэмы Пушкин использовал различные легенды, связанные с Петербургом: например, существовал миф о появлении в Михайловском замке привидения Павла I. И в помрачневшем мозгу Евгения тоже является призрак царя, Петра I. Герой бросает вызов грозному владыке: «Ужо тебе!», и грозный царь начинает его преследовать. (Вообще, мотив ожившей статуи характерен для творчества Пушкина и встречается еще в «Маленьких трагедиях».) Памятник оказывается воплощением беспредельной власти, беспощадной и неумолимой воли. Автор называет Петра «мощным властелином судьбы», «кумиром на бронзовом коне», «медным всадником», поэтому образ основателя Петербурга становится мрачным, зловещим и даже ужасающим.

Рисунок 4 иллюстрация к произведению "Медный всадник"Таким образом, в теме Петербурга появляется одна из ее составляющих - «маленький человек», возможная униженность и зависимость его положения.

Петербург двойствен, он предстает в поэме и в положительном, и в зловещем ореоле. Это величественный, красивый град, полный изящных форм и очертаний, и в то же время бушующий тиран, неугомонная стихия, закованная в цепи «владыки полумира».

Город поражает нищетой и великолепием одновременно. С одной стороны, это город бедный: «забор некрашеный, да ива и ветхий домик…».

С другой стороны, Петербург величественно прекрасен своими холодными грациозными очертаниями:

По оживленным берегам

Громады стройные теснятся

Дворцов и башен; корабли

Толпой со всех концов земли

К богатым пристаням стремятся;

Среди многочисленных характеристик неповторимых особенностей Петербурга как северного города можно отметить удивительные по совершенству отточенного слова описания белых ночей:

Твоих задумчивых ночей

Прозрачный сумрак, блеск безлунный…

Этот образ неразрывно связан с Северной столицей. Для того чтобы описать белую северную ночь, Пушкин нашел слова, неповторимые по отчетливости сравнений. Надо признать, что во времена Пушкина архитектурный облик Петербурга был куда более совершенен. И повезло же пушкинским современникам, которые не только видели своими глазами таинственный и прекрасный облик города, но и узнавали его воссозданным, претворенным в совершенных стихах, только что вышедших из-под пера Пушкина. Для нас же прежний образ утонул в «преданьях старины», и только пушкинские творения служат путеводителем по тому городу, каким он был при поэте и каким мы захотели бы его увидеть снова. Конечно же, современникам Пушкина было легче утверждать, что поэту удалось воссоздать облик любимого ими города на Неве ярче, чем это могли сделать за него многие другие поэты. Но, вглядываясь в наследие поэта, мы сможем понять его величие на тех страницах, которые посвящены Петербургу.

Гений Пушкина отразил всю духовную и материальную жизнь города в непревзойденных стихах, которые и по сей день являются лучшим гимном городу. Многогранный Петербург предстает разнообразно прекрасным:

Люблю тебя, Петра творенье,

Люблю твой строгий, стройный вид,

Невы державное теченье,

Береговой ее гранит…

Все олицетворяет близкие образы города: прекрасные «громады дворцов и башен», «чугунная ограда» Невы, «Адмиралтейская игла», чугунные узоры дивных решеток Летнего сада, Казанского собора. И всегда присутствует Нева как неразделимое целое, как сердце Северной Пальмиры. Поэма «Медный всадник» тесно связана с самим Петербургом. Без нее не было бы духовного завершения образа города, который показан в различное время года, дня, в разнообразных своих частях: в центре и предместьях. Здесь можно найти различные черты города: бедного и богатого, безмолвного и бушующего, прекрасного и угрожающего.

Вообще, весь образ Петербурга говорит о трудности его рождения, о деспотическом характере Петра, создавшего его, о рабстве народа. Поистине Петербург - город на костях человеческих. Все эти особенности, характерные черты города нашего отразил Пушкин в своей гениальной поэме «Медный всадник».

 

 

Глава 2:Образ Петербурга в произведении «Евгений Онегин» А.С. Пушкина

В романе Евгений Онегин изображается широкая историко-культурная панорама жизни русского дворянства и русского общества.

Для этого воссоздаются два важнейших историко-культурных пространства - две столицы, Москва и Петербург. Мир автора и героев неотделим от этих мест, каждому городу уделено большое внимание, в том числе в лирических отступлениях. Важна роль Петербурга и Москвы, сменяющих друг друга, в судьбах героев, в развитии сюжета.

В Петербурге начинается и завершается сюжет, ему отводится опорная роль в композиции. Санкт-Петербург - город, преимущественно связанный с главным героем романа, Онегиным. Знакомясь с героем, читатель с самого начала видит лишь край изгороди его сада, куда мосье водит гулять маленького Евгения. Позднее автор показывает лучшие и любимые Онегиным места столицы - рестораны, театры, бальные залы, бульвар.

В первой главе воссоздаются быт и нравы петербургского дворянства. Преобладающие здесь мотивы - новизна, мода, современность:

https://artnow.ru/img/979000/979335.jpgВот мой Онегин

Острижен по последней моде.

В кабинете у героя «янтарь на трубках Цареграда, фарфор и бронза на столе, духи в граненом хрустале».

Рисунок 5 образ Евгения ОнегинаПетербург - центр современной жизни, средоточие новых веяний, здесь наиболее сильно проявляется европеизация русского дворянства. В этой главе часто встречаются слова «модный», «современный». Необходимо обратить внимание на авторское отношение к западноевропейским веяниям. В романе нет грибоедовской злой иронии в адрес подражателей французам, можно говорить только о мягком юморе:

…Все, что в Париже вкус голодный,

Полезный промысел избрав,

Изобретает для забав,

Для роскоши, для неги модной, -

Все украшало кабинет

Философа в осьмнадцать лет.

… Но панталоны, фрак, жилет,

Всех этих слов на русском нет…

В Петербурге время стремительно бежит, для измерения времени используется брегет. Вся глава посвящена быту высшего петербургского общества. В ней описаны петербургские франты в «широких боливарах», разгуливающие по бульварам, и ресторан Талон с его изысканной «французской кухней», и «великолепный дом», усеянный «плошками кругом», с «мраморными ступенями», и «уединенный кабинет» со всеми причудами скучающего денди. И этому блестящему, но пустому Петербургу большого света противопоставлен там же, в первой главе «Евгения Онегина», другой Петербург - деловой город, жизнь которого начинается тогда, когда стихает праздная ночная суета в «великолепных домах». Его неугомонный Петербург оживает под барабанный стук военных, спешат разносчики, «с кувшином охтенка спешит, под ней снег утренний хрустит», «трубный дым Столбом восходит голубым…», пекарь «немец аккуратный» открывает свою лавку («васисдас», как называет ее Пушкин). Это трудовой Петербург.

Таким образом, на протяжении всей первой главы образ Петербурга возникает перед читателем в картинах быта и в описании праздных занятий дворян. Так день главного героя Евгения Онегина - воплощение суеты.

Бывало он еще в постели:

К нему записочки несут,

Что? Приглашенья? В самом деле,

Три дома на вечер зовут…

Существенно различаются «Петербург Онегина» и «Петербург автора». Можно противопоставить их как «поэтический» и «прозаический» образы Петербурга на примере фрагментов, посвященных театру:

«Петербург Пушкина»:

Волшебный край! Там в стары годы,

Сатиры смелый властелин,

Блистал Фонвизин, друг свободы,

И переимчивый Княжнин;

Там Озеров невольны дани

Народных слез, рукоплесканий

С младой Семеновой делил…

…Там, там под сению кулис

Младые дни мои неслись…

«Петербург Онегина»:

Всё хлопает. Онегин входит,

Идёт меж кресел по ногам,

Двойной лорнет скосясь наводит

На ложи незнакомых дам…

…потом на сцену

В большом рассеянье взглянул,

Отворотился - и зевнул…

В первой главе «Евгения Онегина» несколько строк посвящены невской панораме. Описывая встречу автора со своим героем, Пушкин говорит об их прогулке белой ночью по Дворцовой набережной:

Когда прозрачно и светло

Ночное небо над Невою…

Друзья, погруженные в воспоминания, стояли на набережной, опершись о гранит.

Все было тихо; лишь ночные

Перекликались часовые;

Да дрожек отдаленный стук

С Мильонной раздавался вдруг;

Лишь лодка, веслами махая,

Плыла по дремлющей реке:

И нас пленяли вдалеке

Рожок и песня удалая…

Пушкин невольно любуется Петербургом, для каждого явления он находит красивые слова, словно художник краски:

…прозрачно и светло Ночное небо над Невою,…

Дыханьем ночи благосклонной Безмолвно упивались мы…

Но главное в образе Петербурга первой четверти XIX века - это царившая в воздухе атмосфера приподнятости, ожидания грядущих перемен и «вольности святой». Отсюда и лексика того времени, которой насыщено произведение: «вольность», «гражданин», «томленье жизнью», «охлажденный ум», буря, море, свобода, также значимы и имена: Адам Смит, Руссо («защитник вольности и прав»), Байрон, Каверин, Чаадаев. На самом деле, Петербург в первой половине романа - это город декабристов и, следовательно, город высокой духовности, город красоты и добра, помогающий найти путь к свободе.Рисунок 6https://i.pinimg.com/originals/a2/52/22/a25222569388b5cd2414616928a22b20.jpgВ последней главе романа мы видим Петербург глазами Татьяны, уездной барышни, превратившейся из наивной девочки в величавую княгиню, которая стоит на равных с «Клеопатрой Невы» Ниной Воронскою:

 

Тут был, однако, цвет столицы,

И знать, и моды образцы,

Везде встречаемые лица,

Необходимые глупцы…

Описывая светское общество, Пушкин характеризует его достаточно зло, говоря, что в этой среде можно «ожесточиться, очерстветь и, наконец, окаменеть». Отношение автора к кругу этих людей ясно уже с первых страниц романа. Пушкин с иронией описывает образец «прекрасного человека» с точки зрения света:

Блажен, кто смолоду был молод,

Блажен, кто вовремя созрел…

Кто в двадцать лет был франт иль хват,

А в тридцать выгодно женат;

Кто в пятьдесят освободился

От частных и других долгов,

О ком твердили целый век:

N.N. прекрасный человек.

В то же время показаны (или, по крайней мере, упомянуты) весьма достойные представители великосветского дворянства (например, П.А. Вяземский). Заметной фигурой в аристократическом обществе теперь уже является и Татьяна, глубоко симпатичная повествователю (в Татьяне сосредоточено все достойное и красивое, что есть в светском обществе).

Итак, образ Петербурга в романе отличается не только многоплановостью, контрастностью, но и гармонической целостностью. Автору «Евгения Онегина» и «Медного всадника» холодность, жестокость, призрачность великолепия Петербурга известны. Но А.С. Пушкин видит здесь и другое. Его муза любуется «шумной теснотою, мельканьем платьев, и речей, явленьем медленным гостей». Достоинство, отточенность форм, напоминающая высшие образы искусства («И темной рамою мужчин вкруг дам, как около картин»), сдержанность аристократизма, отсутствие вульгарности, стройность упорядоченности и ума, синий лед Невы, на котором играет солнце, - поэт и в Петербурге видит то, что позволяет его любить.

Таким образом, А.С. Пушкин все-таки предстает перед нами державником, его покоряет энергичность Петербурга, вдохновение, которым насыщена была жизнь и деятельность Петра - и сам А.С. Пушкин в известной мере тот же Петр - только в иной области, иного покоя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3: Образ города в цикле «Петербургских повестей» Н.В. Гоголя

В декабре 1828 года Гоголь вместе со своим школьным товарищем Александром Данилевским впервые отправился в Петербург. По мере приближения к столице нетерпение и любопытство путников возрастало. Наконец издали показались бесчисленные огни, возвещавшие о приближении к большому городу. Молодыми людьми овладел восторг: они, как бы позабыв о морозе, то и дело высовывались из экипажа и приподнимались на цыпочки, чтобы лучше рассмотреть строения. Гоголь страшно волновался и за свое пылкое увлечение поплатился тем, что схватил насморк и легкую простуду. Он даже немного обморозил себе нос и вынужден был несколько дней просидеть дома. От всего этого восторг сменился противоположным настроением, особенно когда их начали беспокоить петербургские цены и разные мелочные неудобства, связанные с проживанием в столице.

Вскоре по прибытии Гоголь писал матери: «Петербург мне показался вовсе не таким, как я думал. Я его воображал гораздо красивее, великолепнее, и слухи, которые распускали другие о нем, также лживы. Жить здесь не совсем по-свински, то есть иметь раз в день щи да кашу, несравненно дороже, нежели думали. За квартиру мы (с Данилевским) платим восемьдесят рублей в месяц, за одни стены, дрова и воду… Съестные припасы также недешевы. В одной дороге издержано мною триста с лишком, да здесь покупка фрака и панталон стоила мне двухсот, да сотня уехала на шляпу, на сапоги, перчатки, извозчиков и на прочие дрянные, но необходимые мелочи, да на переделку шинели и на покупку к ней воротника до восьмидесяти рублей».

Первыми впечатлениями Гоголя от пребывания в Петербурге связаны и так называемые «Петербургские повести» - «Невский проспект», «Нос», «Портрет», «Шинель», «Записки сумасшедшего», опубликованные в разное время. Писатель никогда не объединял их в цикл наподобие «Вечеров на хуторе близ Диканьки» или «Миргорода». Например, в третьем томе собрания сочинений 1842 года они соседствуют с повестями «Коляска» и «Рим». Тем не менее, пять названных выше повестей Гоголя вошли в русскую литературу как «петербургские».

Образ Петербурга возник у Гоголя в 1831 году в «Пропавшей грамоте» и «Ночи перед Рождеством». Хотя тут уже намечены некоторые черты, которые были впоследствии развернуты в петербургских повестях, образ северной столицы здесь несколько условен, как бы декоративен. Гоголю понадобилось еще два года прожить в Петербурге, чтобы глубже проникнуть в сложную жизнь города. Тогда и начали воплощаться замыслы новых повестей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Невский проспект»

Рисунок 7 "Дневной Петербург" Н.В. Гоголяhttps://img.labirint.ru/images/comments_pic/1422/3_f6343f8041032132a9391ef1d206935e_1401544949.jpgВот «Невский проспект», - в нем изображен Петербург дневной и ночной. Днем это «главная выставка всех лучших произведений человека. Один показывает щегольской сюртук с лучшим бобром, другой - греческий прекрасный нос, третий несет превосходные бакенбарды, четвертая - пару хорошеньких глазок и удивительную шляпку. При вечернем освещении Невский проспект выглядит иначе. «Тогда настает то таинственное время, когда лампы дают всему какой-то заманчивый, чудесный свет». От уличного фонаря уходят, каждый в свою сторону, художник Пискарев и поручик Пирогов, оба мелкие неудачники. Один расстается с жизнью, другой легко забывает стыд и позор за пирожками в кондитерской и вечерней мазуркой. Выдающиеся критики и писатели того времени, например, Белинский, Аполлон Григорьев и Достоевский, - люди несходных убеждений - одинаково восторгались гоголевским Пироговым как бессмертным образом бездуховности.

https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/932587/1505675a-1aa0-44ab-8dc1-18a5d0592678/s1200?webp=falseХудожник Пискарев мечтает о возвышенной красоте, а сталкивается с той же бездуховностью, но в другом роде - с уличной женщиной. Гоголь изображает картину ночного города, как он чудится устремившемуся за своей мечтой художнику: «Тротуар несся под ним, кареты с скачущими лошадьми казались недвижимы, мост растягивался и ломался на своей арке, дом стоял крышею вниз, будка валилась к нему навстречу, и алебарда часового вместе с золотыми словами вывески и нарисованными ножницами блестела, казалось, на самой реснице его глаз».

Рисунок 8 Ночной Петербург Н.В. ГоголяНочному Петербургу принадлежит и мечта Пискарева - его прекрасная дама, так жестоко обманувшая его эстетические иллюзии. «О, не верьте этому Невскому проспекту! - восклицает автор в конце повести. - Все обман, все мечта, все не то, чем кажется! Вы думаете, что этот господин, который гуляет в отлично сшитом сюртучке, очень богат? Ничуть не бывало: он весь состоит из своего сюртучка. Вы воображаете, что эти два толстяка, остановившиеся перед строящеюся церковью, судят об архитектуре ее? Совсем нет: они говорят о том, как странно сели две вороны одна против другой. Вы думаете, что этот энтузиаст, размахивающий руками, говорит о том, как жена его бросила шариком в незнакомого ему вовсе офицера? Совсем нет, он говорит о Лафайете».

Лирические или авторские отступления - не особенность одних «Мертвых душ», но особенность всей прозы Гоголя. В каждой повести можно найти подобные отступления.

Таким образом, темой Невского проспекта открывается первая из «Петербургских повестей»; страницы, посвященные главной улице города, играют роль пролога к циклу в целом. Автор произносит ироничный гимн Невскому проспекту, где «пахнет одним гуляньем», где «жадность, корысть и надобность выражаются на идущих и летящих в карстах и на дрожках» и совершается быстрая «фантасмагория в течение одного только дня». Невский проспект поражает воображение тысячами сортов «шляпок, платьев, платков», тысячей «непостижимых характеров», в многоцветье гуляющей или спешащей толпы отражается как в зеркале жизнь всего огромного города, однако красота Невского проспекта призрачна и обманчива.

 

http://petersburgmysteries.ru/images/nos.jpg«Нос»

 «Необыкновенно-странное происшествие», случившееся в повести «Нос», кажется «чепухой совершенной». Рассказчик как бы удивлен происходящим; он не берется объяснять того, что нос майора Ковалева оказался запечен в тесте, был брошен в Неву, но, несмотря на это, разъезжал по Петербургу, имея чин статского советника, а потом оказался на своем законном месте - «между двух щек майора Ковалева». Там, где линии сюжета могли бы все-таки как-то связаться, но не сошлись, автор объявляет: «Но здесь происшествие совершенно закрывается туманом, и что далее произошло, решительно ничего не известно».

Рисунок 9 Нос майора КоролеваГоголь не обещает нам правдоподобия, ибо дело не в нем, - в рамках логики и правдоподобия сюжет мог бы развалиться. В повести события происходят «как во сне»: по ходу действия герою приходится несколько раз ущипнуть себя и убедиться, что он не спит. «А все, однако же, как поразмыслишь, - замечает автор, - во всем этом, право, есть что-то. Кто что ни говори, а подобные происшествия бывают на свете, - редко, но бывают».

В повести упоминается история о «танцующих стульях» в Конюшенной улице. Князь Петр Андреевич Вяземский писал по этому поводу своему другу Александру Тургеневу в январе 1834 года из Петербурга: «Здесь долго говорили о странном явлении в доме конюшни придворной: в комнатах одного из чиновников стулья, столы плясали, кувыркались, рюмки, налитые вином, кидались в потолок; призвали свидетелей, священника со святою водою, но бал не унимался». Подобные явления в нашуэпоху получили наименование полтергейст. В реальности подобных «невероятных» происшествий сомневаться не приходится.

У гоголевского майора Ковалева исчез с лица нос. Это стало для него равносильно утрате личности. Пропало то, без чего нельзя ни жениться, ни получить места, а на людях приходится закрываться платком. Ковалев так и объясняет в газетной экспедиции, что ему никак нельзя без такой заметной части тела и что это не то, что какой-нибудь мизинный палец на ноге, которую можно спрятать в сапог, - и никто не увидит, если его нет. Словом, нос - важнейшая часть, средоточие существования майора. Нос становится самим лицом - в том значении, в каком, например, начальник в «Шинели», распекший Акакия Акакиевича, именуется не как-нибудь, а значительным лицом. Вот уже нос и лицо поменялись местами: «Нос спрятал совершенно лицо свое в большой стоячий воротник и с выражением величайшей набожности молился». Нос майора Ковалева оказался чином выше него.

Таким образом, гротескная история об отделившемся и возгордившемся носе не только высмеивает свойственные жителям столицы чинопочитание и карьеризм, но и обогащает образ города новыми красками. В повседневной жизни Петербурга Гоголь отмечает фантастические, абсурдные и комичные черты, а в душах горожан - соединение уродливого, трогательного и смешного.

 

«Шинель»

Рисунок 11 Акакий Акакиевич, иллюстрация к произведению "Шинель"https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/932587/7a6beb67-b7dc-455a-9138-9514d848e5d5/s1200?webp=false                                                                  «Шинель» - последняя из написанных Гоголем повестей - создавалась одновременно с первым томом «Мертвых душ». История Акакия Акакиевича Башмачкина, «вечного титулярного советника», - это история гибели маленького человека. В департаменте к нему относились без всякого уважения и даже на него не глядели, когда давали что-нибудь переписывать. Ревностное исполнение героем своих обязанностей - переписывание казенных бумаг - единственный интерес и смысл его жизни. Убожество и робость бедного чиновника выражаются в его косноязычной речи. В разговоре он, начавши, не оканчивал фразы: «Это, право, совершенно того…» - а потом уже и ничего не было, и сам он позабывал, думая, что все уже выговорил». Несмотря на свое униженное положение Акакий Акакиевич вполне доволен своим жребием. В истории с шинелью он переживает своего рода озарение. Шинель сделалась его «идеальной целью», согрела, наполнила его существование. Голодая, чтобы скопить деньги на ее шитье, он «питался духовно, неся в мыслях своих идею будущей шинели». Герой даже сделался тверже характером, в голове его мелькали дерзкие, отважные мысли - «не положить ли, точно, куницу на воротник?"

В повести «Шинель» Гоголь показывает Петербург бедняков: «Скоро потянулись перед ним (Акакием Акакиевичем) те пустынные улицы, которые даже и днем не так веселы, а тем более вечером… Фонари стали мелькать реже… Сверкал лишь один снег по улицам да печально чернели с закрытыми ставнями заснувшие низенькие лачужки…» Это уже другой Петербург. Тут царит бедность, запустение и как следствие этого - разбой.

Переход от одних улиц к другим Гоголь изобразил через их освещение и шинели чиновников: если на бедняцких улицах освещение «тощее» и воротник на шинели из куницы редкость, то чем ближе к богатым районам, тем ярче становится свет фонарейи тем чаще попадаются бобровые воротники. Столкнувшись с вопиющим равнодушием жизни в виде «значительного лица», испытав душевное потрясение, Башмачкин заболевает и умирает. В предсмертном бреду он произносит никогда не слыханные от него страшные богохульные речи. И здесь мысли его вертелись вокруг той же шинели.

https://i.arts.in.ua/i/1517/f_80963.jpgКогда же он умер, то «Петербург остался без Акакия Акакиевича, как будто бы в нем его и никогда не было. Исчезло и скрылось существо, никем не защищенное, никому не дорогое, ни для кого не интересное…» Только через несколько дней в департаменте узнали, что Башмачкин умер, да и то только потому, что пустовало его место.

Рисунок 12Призрак-мститель,"Шинель"Но на этом история о бедном чиновнике не оканчивается. Умерший Башмачкин превращается в призрака-мстителя и срывает шинель с самого «значительного лица». После встречи с мертвецом тот, почувствовав укоры совести, нравственно исправляется. Иногда думают, что погибший Акакий Акакиевич тревожит совесть «значительного лица» и только в его воображении является призраком. Однако такое правдоподобное объяснение нарушает логику гоголевского мира - так же, как она была бы нарушена, если бы действие «Носа» объяснялось как сон майора Ковалева.

Петербург в изображении Гоголя - это город, в котором фантастическое и реальное находятся в неразрывном единстве. Здесь возможны самые необыкновенные происшествия. Это нереальное царство чинов и вещей, царство роскоши и власти, где «маленькие люди» исчезают бесследно, не оставляя о себе никакой памяти. Это столица, это центр огромной феодально - чиноной империи.

Петербург - это два мира одного города. Они очень похожи, но в то же время различий между ними не меньше. Это богатая часть города при помощи своих денег полностью подчиняет себе бедную. Бедная часть Петербурга - это словно тень второй, богатой части. Они имеют схожие очертания, но тень сера и не красочна, тогда как сам богатый город переливается всеми цветами радуги.

Таким образом, гоголевский Петербург предстал перед читателями как воплощение всех безобразий и несправедливостей, творившихся в полицейско-бюрократической России. Это город, где «кроме фонаря все дышит обманом» («Невский проспект»).В этом страшном, безумном городе происходят удивительные происшествия с чиновником Ковалевым («Нос»), здесь нет житья бедному, честному человеку («Шинель»). Герои Гоголя сходят с ума или погибают в неравном единоборстве с жестокими условиями действительности.

Нормальные отношения между людьми искажены, справедливость попрана, красота загублена, любовь осквернена.

Достоевскому приписывают фразу: «Все мы вышли из гоголевской «Шинели». Говорил ли он действительно эти слова, мы достоверно не знаем. Но кто бы их ни сказал, не случайно они стали крылатыми. Очень многое и важное вышло из гоголевской «Шинели», из петербургских повестей Гоголя. Эти повести - не только о Петербурге и петербургских жителях, они дают символические образы мирового масштаба и поэтому входят в сокровищницу мировой литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

IIIВывод

Проанализировав произведения писателей 19 века, я могу сделать вывод о том, что Петербург предстает нам не только сказочным и сияющим, звенящим миром со всех сторон которого окружает свет и множество звуков, где здания необычны и сказочны. Но также Петербург- это нереальное, презренное царство чинов и вещей, царство роскоши и власти, где "маленькие люди" исчезают бесследно, не оставляя о себе никакой памяти. Петербург прямо враждебен человеку: он то сырой и промозглый, то знойный и удушливый, полный отвратительных запахов. Петербург - город облупленных стен, невыносимой духоты и зловония. Он душит, навевает кошмарные ведения, внушает безумные идеи. Петербург-это символ страшного мира, где все продается и все покупается, где нет спасения бедному и слабому, где царят "волчьи" законы. Это царство нищеты, бесправия, болезней.

 

 

IV Список использованных источников

1.     Пушкин А.С.; Гоголь Н.В. Петербургские повести / Сост.; вступ. Ст. и прим. Г.П. Макогоненко; Ил. Н.Е. Бочаровой. – М.: Правда, 1986 – 352 с., ил. 2.

2.     http://www.portal-slovo.ru/philology/37075.php

3.     http://fictionbook.ru/author/i_i_kogan/sochineniya_po_russkoyi_literature_vse_t/read_online.html?page=4

4.      http://slovo.ws/comp/ru/3475.html

5.     http://mysoch.ru/sochineniya/pushkin/_self/peterburg_v_tvorchestve_a_s_pushkina_/

6.     http://www.litra.ru/composition/get/coid/00087601184864176570/

7.     http://www.coolsoch.ru/arh/liter/arh3/1139.htm

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

МБОУ гимназия №19 имени Н

МБОУ гимназия №19 имени Н

Оглавление: I Введение 1

Оглавление: I Введение 1

I Введение Ни один город не привлекал столь пристального внимания писателей разных эпох, как

I Введение Ни один город не привлекал столь пристального внимания писателей разных эпох, как

II Основная часть Глава 1:

II Основная часть Глава 1:

Поэма «Медный всадник» начинается с истории создания города

Поэма «Медный всадник» начинается с истории создания города

Город поражает нищетой и великолепием одновременно

Город поражает нищетой и великолепием одновременно

Глава 2: Образ Петербурга в произведении «Евгений

Глава 2: Образ Петербурга в произведении «Евгений

Столбом восходит голубым…», пекарь «немец аккуратный» открывает свою лавку («васисдас», как называет ее

Столбом восходит голубым…», пекарь «немец аккуратный» открывает свою лавку («васисдас», как называет ее

С Мильонной раздавался вдруг;

С Мильонной раздавался вдруг;

Татьяна, глубоко симпатичная повествователю (в

Татьяна, глубоко симпатичная повествователю (в

Глава 3: Образ города в цикле «Петербургских повестей»

Глава 3: Образ города в цикле «Петербургских повестей»

Невский проспект» Вот «Невский проспект», - в нем изображен

Невский проспект» Вот «Невский проспект», - в нем изображен

Невский проспект поражает воображение тысячами сортов «шляпок, платьев, платков», тысячей «непостижимых характеров», в многоцветье гуляющей или спешащей толпы отражается как в зеркале жизнь всего огромного…

Невский проспект поражает воображение тысячами сортов «шляпок, платьев, платков», тысячей «непостижимых характеров», в многоцветье гуляющей или спешащей толпы отражается как в зеркале жизнь всего огромного…

Шинель» «Шинель» - последняя из написанных

Шинель» «Шинель» - последняя из написанных

Петербург в изображении Гоголя - это город, в котором фантастическое и реальное находятся в неразрывном единстве

Петербург в изображении Гоголя - это город, в котором фантастическое и реальное находятся в неразрывном единстве

III Вывод Проанализировав произведения писателей 19 века, я могу сделать вывод о том, что

III Вывод Проанализировав произведения писателей 19 века, я могу сделать вывод о том, что

Учебно-исследовательский проект: «Образ Петербурга в произведениях русских классиков»

Учебно-исследовательский проект: «Образ Петербурга в произведениях русских классиков»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.10.2020