Учебно-методическая программа
"Основы цифровой грамотности для начальных классов"
1. Введение
Цели программы: Формирование базовых навыков работы с цифровыми технологиями, развитие понимания безопасного и ответственного использования интернета.
Аудитория: Ученики 1-4 классов.
2. Условия применения
- Программа рассчитана на 8 недель, по 1 занятию в неделю.
- Занятия могут проводиться в классе с использованием компьютеров или планшетов.
- Необходимое оборудование: компьютер или планшет, доступ в интернет, проектор (для демонстрации).
3. Структура программы
Модуль 1: Знакомство с компьютером
Занятие 1: Части компьютера и их функции.
Цели: Ознакомить детей с основными компонентами компьютера (монитор, системный блок, клавиатура, мышь).
Результаты: Умение идентифицировать части компьютера и их назначение.
- Объяснить, что такое компьютер и для чего он нужен.
- Показать на проекторе изображения частей компьютера.
Основные части:
- Монитор:объяснить, что это экран, на котором мы видим информацию.
- Системный блок:рассказать о его роли как "мозга" компьютера.
Клавиатура: объяснить, что это устройство для ввода текста.
- Мышь: рассказать о ее назначении и способах использования.
Задание:
- Раздать карточки с изображениями частей компьютера. Попросить детей сопоставить карточки с правильными названиями на доске.
Занятие 2: Основы работы с мышью и клавиатурой.
Цели: Научить детей основным навыкам работы с мышью (перемещение, щелчки) и клавиатурой (нажатие клавиш).
Результаты: Уверенное использование мыши и клавиатуры для выполнения
Модуль 2: Основы интернета
Занятие 3: Что такое интернет? Как мы его используем?
Цели: Объяснить, что такое интернет и его основные функции.
Результаты: Понимание базовых понятий, связанных с интернетом.
- Объяснить, что работа с мышью и клавиатурой является основным навыком для работы с компьютером.
Практика:
- Показать, как правильно держать мышь и использовать ее (движение, щелчки).
- Научить детей нажимать на разные клавиши клавиатуры (ввод, пробел).
Задание:
- Игра "Мышиный клик": на экране появляется несколько объектов, дети должны щелкать на них по очереди, чтобы тренировать навыки.
Занятие 4: Поиск информации в интернете (для чего это нужно).
Цели: Научить детей проводить поиск информации с помощью поисковых систем.
Результаты: Умение находить нужную информацию по заданным запросам. - Пояснить, как интернет может помочь находить информацию.
- Практика:
- Показать, как использовать поисковые системы (например, Google).
- Научить формулировать поисковые запросы (например, "какие животные живут в Африке?").
Модуль 3: Безопасность в интернете
Занятие 5: Правила безопасного поведения в интернете.
Цели: Ознакомить детей с основными правилами безопасности в интернете (не раскрывать личные данные, избегать общения с незнакомцами).
Результаты: Понимание важности безопасности и ответственности в интернете.
Обсудить, почему безопасность в интернете важна.
Основные правила:
- Не раскрывать личные данные (имя, адрес, телефон).
- Не общаться с незнакомыми людьми.
- Не переходить по подозрительным ссылкам.
Занятие 6: Как не стать жертвой интернет-угроз.
Цели: Объяснить, какие угрозы могут встретиться в интернете и как их избежать.
Результаты: Умение выявлять потенциальные угрозы и принимать меры предосторожности.анятие Введение:
- Рассказывать о различных интернет-угрозах (вирусы, мошенничество, кибербуллинг).
Обсуждение:
Привести примеры интернет-угроз и объяснить, как их избежать (например, не открывать вложения от незнакомцев)..
Задание: "Безопасный интернет" Инструкция:
Прочитай каждое утверждение и поставь "Да" или "Нет" в зависимости от того, безопасно ли это поведение в интернете.
1. Я могу делиться своим паролем с друзьями, чтобы они помогали мне играть в игры.
- Ответ: Нет
2. Если я увидел что-то странное или страшное, я должен рассказать об этом взрослым.
- Ответ: Да
3. Я могу открывать письма от незнакомых людей, это безопасно.
- Ответ: Нет
4. Я всегда должен проверять, что сайт, на который я захожу, безопасен (например, начинается с "https://").
- Ответ: Да
5. Я могу встретиться с кем-то, кого знаю только по интернету, без разрешения родителей. - Ответ: Нет Обсуждение:
После выполнения задания обсудите с классом, почему важно следовать правилам безопасности в интернете. Какие меры предосторожности вы знаете?
Модуль 4: Создание простого контента
Занятие 7: Основы работы с текстовыми редакторами (написание простых текстов).
Цели: Научить детей основам работы с текстовыми редакторами (написание, редактирование, сохранение документов).
Результаты: Умение создавать и редактировать текстовые документы.
- Объяснить, что такое текстовые редакторы и для чего они нужны (например, для написания домашних заданий, создания заметок).
Показ основных функций:
- Открытие и создание нового документа.
- Основные инструменты: форматирование текста (жирный, курсив, подчеркивание), изменение шрифта и размера.
- Сохранение документа (как это сделать и почему это важно).
Практическое задание:
- Попросить детей написать небольшой текст о своем любимом хобби или увлечении (3-5 предложений).
- Научить их применять различные функции форматирования: выделить название хобби жирным шрифтом, сделать текст курсивом и изменить цвет.
Обсуждение:
- Поделиться некоторыми примерами работ в классе и обсудить, какие форматы были использованы.
Занятие 8: Создание простых презентаций с картинками и текстами.
Цели: Научить детей создавать презентации, используя текст и изображения.
Результаты: Умение разрабатывать простые презентации для представления информации.
- Объяснить, что такое презентации и для чего они нужны (например, для представления информации, рассказа о проекте или идее).
Показ программ для создания презентаций:
Рассказать о простых инструментах (например, PowerPoint, Google Презентации).
- Обзор основных функций: добавление слайдов, вставка текста и изображений, выбор тем и дизайна.
Практическое задание:
- Каждому ребенку предложить создать презентацию на тему "Мой любимый сайт". В презентации должно быть не менее 3 слайдов:
- Первый слайд: название сайта и краткое описание.
- Второй слайд: основные функции сайта или его особенности.
- Третий слайд: почему этот сайт нравится и как он помогает в учебе или развлечении.
- Научить детей добавлять изображения, которые они могут найти в интернете (с соблюдением правил безопасности).
Презентация работ:
- В конце занятия организовать мини-презентации, где каждый ребенок может показать свою работу и рассказать о своем сайте. Обсудить, что нового они узнали друг о друге и о различных сайтах.
4. Оценка результатов
- Участие в занятиях и выполнение домашних заданий.
- Итоговый проект: создание презентации на тему "Мой любимый сайт".
После завершения программы дети смогут:
- Уверенно ориентироваться в использовании компьютера и интернет-ресурсов.
- Применять основные правила безопасности в интернете.
- Создавать текстовые документы и простые презентации, что поможет развить их креативные и аналитические навыки.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.