Учебно-методическая разработка по курсу «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы светской этики», 4 класс Тема: «Совесть»
Оценка 4.8

Учебно-методическая разработка по курсу «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы светской этики», 4 класс Тема: «Совесть»

Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
19.03.2023
Учебно-методическая разработка по курсу «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы светской этики», 4 класс Тема: «Совесть»
Учебно-методическая разработка по курсу «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы светской этики», 4 класс Тема: «Совесть» Тип урока: урок открытия новых знаний. Цель: формирование мотивации к осознанному нравственному поведению детей через знакомство с понятиями «совесть».
конспект Совесть и раскаяние.doc

Муниципальное образование город Краснодар

(территориальный, административный округ (город, район, поселок)

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

муниципального образования город Краснодар

основная общеобразовательная школа № 79

(полное наименование образовательного учреждения)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конспект урока по ОПК

в 4 классе

по теме «Совесть и раскаяние»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема урока: «Совесть и раскаяние»

 

Цель: дать  представление о роли покаяния в духовной жизни человека.

Задачи:

Предметные- узнать значение и связь слов «грех», «совесть», «раскаяние» в русской православной культуре; узнать, из каких этапов состоит действие раскаяния.

Метапредметные:

Регулятивные: использовать речь для регуляции своего действия;

Познавательные: осознать, что различать добро и зло человеку помогает совесть; осознать разницу между покаянием и признанием ошибки;

развивать логическое мышление, память, воображение, навыки сравнительного анализа;

Коммуникативные: развивать умение чётко и грамотно выражать свои мысли; развивать познавательный интерес к предмету, умение работать с учебником.

Личностная: понять, что значит жить в ладу со своей совестью.

Ключевые понятия: грех, совесть, раскаяние, покаянные молитвы.

Оборудование: мультимедийный проектор,  презентация «Совесть и раскаяние», учебник «Основы православной культуры»  авт.  А. В. Кураев.

 

 

Ход урока

1.Организационный момент.

2.Проверка домашнего задания.

Рисунки «Моя душа»

3.Целеполагание.

- Прочитав небольшой рассказ, сделайте предположение, о чём мы будем говорить.

Петя разбил чашку, но сказал:

- Чашку разбил кот Мурзик.

Кота выгнали во двор. Во дворе шёл дождь. Кот промок и замерз. Петя заплакал.

- Мама, пусти Мурзика в дом! Чашку разбил я!

Беседа

- Что заставило Петю признаться в содеянном?

- О чём же мы будем с вами сегодня говорить? (о совести)

4. Определение темы и задач урока.

Тема урока: Совесть и раскаяние. (Слайд 1)

Сегодня на уроке вы узнаете (Слайд2)

    О подсказках совести.

    Как исправлять ошибки.

5. Открытие новых знаний

Работа над понятием «совесть».

- Давайте подумаем, что же такое совесть? (высказывания детей)

- Какие выражения, высказывания со словом «совесть» вам известны?  (Слайд 3).

Совестливый человек.

Чистая совесть.

Поступать по совести.

Совести нет.

Угрызения совести.

Совесть мучает.

Бессовестный человек.

Моделирование понятия «совесть» (работа в парах).

— Перед вами афоризмы, посвященные этому понятию. Выберите и подчеркните ключевое слово (слова) из афоризма.

«Совесть — это стыд перед самим собой» (Демократ).

«Самое главное украшение человека — чистая совесть» (Цицерон).

«Закон, живущий в нас, называется совестью» (И. Кант).

«Совесть — внутреннее светило, которое освещает единственно самого человека... следуя за человеком везде, не дает ему пощады ни в коем случае» (А. Суворов).

«Совесть — это наш внутренний судья, свидетельствующий о том, насколько наши поступки заслуживают порицания или одобрения» (П. А. Гольбах).

«Совесть — это наш внутренний голос, предупреждающий о том, что за нами кто-то следит» (Г. Менкен).

«Совесть — внутреннее сознание добра и зла, тайник души...» (В. Даль).

— С помощью ключевых слов дайте свое определение понятию «совесть». (Ответы учащихся.)

- А теперь послушаем, как объясняет это слово С. Ожегов в своём толковом словаре. (работа со словарем)

Ещё раз прочитаем высказывание Менкена о совести. Что это за голос? Кто за нами следит?

- Итак, совесть – это глас Божий.

- Зачем человеку совесть?

- Совесть человека помогает ему отличать добро от зла. С самого раннего возраста вам знакомы эти понятиями. Как вы понимаете смысл слова «добро» (ответы детей)

- В Толковом словаре Ожегова написано: «Добро – всё положительное, хорошее, полезное» (Слайд4)

- Назовите антоним слова «добро». (Зло)

- Какой смысл вы вкладываете в это слово? (нечто дурное, вредное)

- В православии у этого слова есть синоним. Как вы думаете, какой?  (грех)

В русском языке слово «грех» по значению соответствовало понятию «ошибка». (Слайд 5)

- Что указывает человеку на его грехи, ошибки?

- В народе говорят «совесть заговорила».

- О чём говорит совесть с человеком?

- Обычно совесть ругает, укоряет нас, когда мы что-то делаем не так. Люди говорят: «совесть спать не дает», «испытывать угрызения совести», «мучает совесть».

-Легко ли человеку жить, когда его мучает совесть? Почему?

6. Работа над ключевыми понятиями урока на основе отрывка из Евангилие «Отречение Петра»

Работа с учебником.

 Стр. 53 чтение «Работа совести»

- Какое первое дело поручил Творец совести.

- Какое второе важное дело поручил Творец совести?

- Какая важная особенность у совести?

(ЕСЛИ забыть о нанесенных ею ранах, они никогда не зарастут)

- Что же является главным в жизни человека? (Жить в ладу со своей совестью. Надо уметь её слышать и поступать по её подсказкам, исправляя свои прошлые ошибки.)

Самое важное в жизни человека – быть в ладу со своей совестью.

Предание о Святом Петре.

Угрызения совести испытывали многие святые люди.

(Слайд 6) Ребята, посмотрите на портрет апостола Петра. Какое выражение лица у него? (мученическое, так как он совершил грех) Почему? Евангелие рассказывает … И тут петух пропел утреннюю зарю... Петр вспомнил, что еще вечером Христос сказал ему слова, оказавшиеся пророчеством: «истинно говорю тебе, что в эту ночь, прежде нежели пропоет петух, трижды отречёшься от Меня». Тогда Петр мужественно ответил: «хотя бы надлежало мне и умереть с Тобою, не отрекусь от Тебя». Теперь же при крике петуха Петр вспомнил это предсказание Христа и заплакал от горького стыда.

- Что же послужило причиной его грусти, муки? (ответы детей)

-Как вы думаете, можно ли как-нибудь избавиться от мучений и терзаний совести?(Слайд 7).

 Работа над понятием «раскаяние»

- Попробуйте выстроить шаги раскаяния по порядку.

 Работа в группе.(Слайд 8)

Признание своей вины, согласие с криком совести.

Исправление ошибки.

Покаянная молитва «Господи, прости!»

-Для православных людей место покаянной молитвы - храм.

Покаяние совсем не похоже на признание своих математических или орфографических ошибок, которые бывают в школьных тетрадках. Допустил ошибку при выполнении задания, исправил ее, и все в порядке – можешь работать дальше. Когда речь идет о злых поступках, при покаянии надо не просто признать свою ошибку, а даже разозлиться на нее. Кающийся человек именно ненавидит свой недавний поступок. Выталкивает его из своей жизни, из своей души, из своего сердца. Даже плачет. Вслед за переменой в самооценке должна произойти и внешняя перемена. Я предлагаю вам выполнить задание, в котором вы должны исправить ошибку делом.

(Слайд 9)

 

7. Закрепление и осознание новых понятий.

-Сегодня, рассуждая над   темой нашего урока,  я хочу познакомить вас с одним очень интересным, на мой взгляд, рассказом. Мы говорили, что у совести есть одна особенность  - если забыть о нанесенных ею ранах, они никогда не зарастут. Даже спустя много лет, она может напомнить человеку о былой ошибке. Давайте прочитаем рассказ и найдем в нём подтверждение этим словам.

(Рассказ на партах у детей)

Чтение рассказа «Осколки в сердце»

    Однажды молодой человек шел по улице и увидел слепого с кружкой мелочи у ног. То ли настроение у человека было дурное, то ли еще что, только бросил он в эту кружку осколки битого стекла – и пошел себе дальше.

  Прошло 50 лет. Человек этот добился в жизни всего. И дети, и внуки, и деньги, и хороший дом, и всеобщее уважение – все у него уже было. Только этот эпизод из далекой молодости не давал ему покоя. Мучала его совесть, грызла, не давала спать. И вот на склоне лет он решил найти слепого и покаяться. Приехал в город, где родился и вырос, а слепой так и сидит на том же месте с той же кружкой.

- Помнишь, много лет назад кто-то кинул тебе в кружку битое стекло - это был я. Прости меня,– сказал человек.

- Те осколки я выбросил в тот же день, а ты носил их в своем сердце 50 лет, – ответил слепой.

Анализ прочитанного.

– Можно ли сказать, в какое время происходили события этого рассказа?

– Почему герой рассказа бросил осколки в кружку слепого?

– Как вы думаете, почему герой рассказа всю жизнь помнил о каком-то нищем слепом старике?   Этими словами вы подтвердили особенность совести  напоминать человеку о его проступке.

– Прочитайте, какими словами выразил слепой эти мучительные угрызения совести? (Эти осколки ты носил в своем сердце 50 лет) 

  - 50 лет человека мучила совесть и несмотря на то, что он многого добился  в жизни, он вряд ли был счастлив.

-Существует пословица «Счастье – спокойная совесть». Как вы её понимаете?

Практическая работа

Найди дело, противоположное совершённому греху.

 Украл? – Верни.

Солгал? – Наберись сил сказать правду.

Пожадничал? – Подари.

Сказал злое слово? – Попроси прощения.  (Слайд 10)

8. Итог урока. Рефлексия.

- Мы обсуждали сегодня такие важные для всех понятия, как совесть и раскаяние. Конечно, разговор на эту тему не заканчивается, впереди у вас вся жизнь, которая тоже будет вас учить разбираться, что такое хорошо и что такое плохо. Сейчас я прошу вас продолжить предложения.

Продолжи предложения (Слайд 11):

Сегодня на уроке я узнал …

Больше всего мне запомнилось …

Я задумался …

Теперь я …

ПРИТЧА "КАРАНДАШ"
Малыш смотрит, как бабушка пишет письмо, и спрашивает:
— Ты пишешь о том, что происходило с нами? А может, ты пишешь обо мне?
Бабушка перестает писать, улыбается и говорит внуку:
— Ты угадал, я пишу о тебе. Но важнее не то, что я пишу, а то, чем я пишу. Я хотела бы, чтобы ты, когда вырастешь, стал таким, как этот карандаш...
Малыш смотрит на карандаш с любопытством, но не замечает ничего особенного.
— Он точно такой же, как все карандаши, которые я видел!
— Все зависит от того, как смотреть на вещи. Этот карандаш обладает пятью качествами, которые необходимы тебе, если ты хочешь прожить жизнь в ладу со всем миром.
Во-первых: ты можешь быть гением, но никогда не должен забывать о существовании Направляющей Руки. Мы называем эту руку Богом. Всегда вверяй себя Его воле.
Во- вторых: чтобы писать, мне приходится затачивать карандаш. Эта операция немного болезненна для него, но зато после этого карандаш пишет более тонко. Следовательно, умей терпеть боль, помня, что она облагораживает тебя.
В-третьих: если пользоваться карандашом, всегда можно стереть резинкой то, что считаешь ошибочным. Запомни, что исправлять себя — не всегда плохо. Часто это единственный способ удержаться на верном пути.
В-четвёртых: в карандаше значение имеет не дерево, из которого он сделан и не его форма, а графит, находящийся внутри. Поэтому всегда думай о том, что происходит внутри тебя.
И наконец, в-пятых: карандаш всегда оставляет за собой след. Так же и ты оставляешь после себя следы своими поступками и поэтому обдумывай каждый свой шаг! (Слайд 11).

 

- Посмотрите на доску. Вспомните, какие цели стояли перед вами в начале урока. Удалось вам их достичь?

9. Домашнее задание.

  В течение недели наблюдайте за своим внутренним голосом (совестью), записывайте  хорошие поступки, которые совершаете вы и другие люди, а также поступки, которые заставили вас задуматься и раскаяться.

- Надеюсь, что этот урок не прошел для вас даром. Мне бы очень хотелось, чтобы вы всегда помнили о том, что жизнь дана на добрые дела. 

 

 

 

 

 

 

 


Муниципальное образование город

Муниципальное образование город

Тема урока: «Совесть и раскаяние»

Тема урока: «Совесть и раскаяние»

Какие выражения, высказывания со словом «совесть» вам известны? (

Какие выражения, высказывания со словом «совесть» вам известны? (

Обычно совесть ругает, укоряет нас, когда мы что-то делаем не так

Обычно совесть ругает, укоряет нас, когда мы что-то делаем не так

Я предлагаю вам выполнить задание, в котором вы должны исправить ошибку делом

Я предлагаю вам выполнить задание, в котором вы должны исправить ошибку делом

Итог урока. Рефлексия. - Мы обсуждали сегодня такие важные для всех понятия, как совесть и раскаяние

Итог урока. Рефлексия. - Мы обсуждали сегодня такие важные для всех понятия, как совесть и раскаяние

В течение недели наблюдайте за своим внутренним голосом (совестью), записывайте хорошие поступки, которые совершаете вы и другие люди, а также поступки, которые заставили вас задуматься…

В течение недели наблюдайте за своим внутренним голосом (совестью), записывайте хорошие поступки, которые совершаете вы и другие люди, а также поступки, которые заставили вас задуматься…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.03.2023