Муниципальное образование город Краснодар
(территориальный, административный округ (город, район, поселок)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
муниципального образования город Краснодар
основная общеобразовательная школа № 79
(полное наименование образовательного учреждения)
Конспект урока по ОПК
в 4 классе
по теме «Совесть и раскаяние»
Тема урока: «Совесть и раскаяние»
Цель: дать представление о роли покаяния в духовной жизни человека.
Задачи:
Предметные- узнать значение и связь слов «грех», «совесть», «раскаяние» в русской православной культуре; узнать, из каких этапов состоит действие раскаяния.
Метапредметные:
Регулятивные: использовать речь для регуляции своего действия;
Познавательные: осознать, что различать добро и зло человеку помогает совесть; осознать разницу между покаянием и признанием ошибки;
развивать логическое мышление, память, воображение, навыки сравнительного анализа;
Коммуникативные: развивать умение чётко и грамотно выражать свои мысли; развивать познавательный интерес к предмету, умение работать с учебником.
Личностная: понять, что значит жить в ладу со своей совестью.
Ключевые понятия: грех, совесть, раскаяние, покаянные молитвы.
Оборудование: мультимедийный проектор, презентация «Совесть и раскаяние», учебник «Основы православной культуры» авт. А. В. Кураев.
Ход урока
1.Организационный момент.
2.Проверка домашнего задания.
Рисунки «Моя душа»
3.Целеполагание.
- Прочитав небольшой рассказ, сделайте предположение, о чём мы будем говорить.
Петя разбил чашку, но сказал:
- Чашку разбил кот Мурзик.
Кота выгнали во двор. Во дворе шёл дождь. Кот промок и замерз. Петя заплакал.
- Мама, пусти Мурзика в дом! Чашку разбил я!
Беседа
- Что заставило Петю признаться в содеянном?
- О чём же мы будем с вами сегодня говорить? (о совести)
4. Определение темы и задач урока.
Тема урока: Совесть и раскаяние. (Слайд 1)
Сегодня на уроке вы узнаете (Слайд2)
О подсказках совести.
Как исправлять ошибки.
5. Открытие новых знаний
Работа над понятием «совесть».
- Давайте подумаем, что же такое совесть? (высказывания детей)
- Какие выражения, высказывания со словом «совесть» вам известны? (Слайд 3).
Совестливый человек.
Чистая совесть.
Поступать по совести.
Совести нет.
Угрызения совести.
Совесть мучает.
Бессовестный человек.
Моделирование понятия «совесть» (работа в парах).
— Перед вами афоризмы, посвященные этому понятию. Выберите и подчеркните ключевое слово (слова) из афоризма.
«Совесть — это стыд перед самим собой» (Демократ).
«Самое главное украшение человека — чистая совесть» (Цицерон).
«Закон, живущий в нас, называется совестью» (И. Кант).
«Совесть — внутреннее светило, которое освещает единственно самого человека... следуя за человеком везде, не дает ему пощады ни в коем случае» (А. Суворов).
«Совесть — это наш внутренний судья, свидетельствующий о том, насколько наши поступки заслуживают порицания или одобрения» (П. А. Гольбах).
«Совесть — это наш внутренний голос, предупреждающий о том, что за нами кто-то следит» (Г. Менкен).
«Совесть — внутреннее сознание добра и зла, тайник души...» (В. Даль).
— С помощью ключевых слов дайте свое определение понятию «совесть». (Ответы учащихся.)
- А теперь послушаем, как объясняет это слово С. Ожегов в своём толковом словаре. (работа со словарем)
Ещё раз прочитаем высказывание Менкена о совести. Что это за голос? Кто за нами следит?
- Итак, совесть – это глас Божий.
- Зачем человеку совесть?
- Совесть человека помогает ему отличать добро от зла. С самого раннего возраста вам знакомы эти понятиями. Как вы понимаете смысл слова «добро» (ответы детей)
- В Толковом словаре Ожегова написано: «Добро – всё положительное, хорошее, полезное» (Слайд4)
- Назовите антоним слова «добро». (Зло)
- Какой смысл вы вкладываете в это слово? (нечто дурное, вредное)
- В православии у этого слова есть синоним. Как вы думаете, какой? (грех)
В русском языке слово «грех» по значению соответствовало понятию «ошибка». (Слайд 5)
- Что указывает человеку на его грехи, ошибки?
- В народе говорят «совесть заговорила».
- О чём говорит совесть с человеком?
- Обычно совесть ругает, укоряет нас, когда мы что-то делаем не так. Люди говорят: «совесть спать не дает», «испытывать угрызения совести», «мучает совесть».
-Легко ли человеку жить, когда его мучает совесть? Почему?
6. Работа над ключевыми понятиями урока на основе отрывка из Евангилие «Отречение Петра»
Работа с учебником.
Стр. 53 чтение «Работа совести»
- Какое первое дело поручил Творец совести.
- Какое второе важное дело поручил Творец совести?
- Какая важная особенность у совести?
(ЕСЛИ забыть о нанесенных ею ранах, они никогда не зарастут)
- Что же является главным в жизни человека? (Жить в ладу со своей совестью. Надо уметь её слышать и поступать по её подсказкам, исправляя свои прошлые ошибки.)
Самое важное в жизни человека – быть в ладу со своей совестью.
Предание о Святом Петре.
Угрызения совести испытывали многие святые люди.
(Слайд 6) Ребята, посмотрите на портрет апостола Петра. Какое выражение лица у него? (мученическое, так как он совершил грех) Почему? Евангелие рассказывает … И тут петух пропел утреннюю зарю... Петр вспомнил, что еще вечером Христос сказал ему слова, оказавшиеся пророчеством: «истинно говорю тебе, что в эту ночь, прежде нежели пропоет петух, трижды отречёшься от Меня». Тогда Петр мужественно ответил: «хотя бы надлежало мне и умереть с Тобою, не отрекусь от Тебя». Теперь же при крике петуха Петр вспомнил это предсказание Христа и заплакал от горького стыда.
- Что же послужило причиной его грусти, муки? (ответы детей)
-Как вы думаете, можно ли как-нибудь избавиться от мучений и терзаний совести?(Слайд 7).
Работа над понятием «раскаяние»
- Попробуйте выстроить шаги раскаяния по порядку.
Работа в группе.(Слайд 8)
Признание своей вины, согласие с криком совести.
Исправление ошибки.
Покаянная молитва «Господи, прости!»
-Для православных людей место покаянной молитвы - храм.
Покаяние совсем не похоже на признание своих математических или орфографических ошибок, которые бывают в школьных тетрадках. Допустил ошибку при выполнении задания, исправил ее, и все в порядке – можешь работать дальше. Когда речь идет о злых поступках, при покаянии надо не просто признать свою ошибку, а даже разозлиться на нее. Кающийся человек именно ненавидит свой недавний поступок. Выталкивает его из своей жизни, из своей души, из своего сердца. Даже плачет. Вслед за переменой в самооценке должна произойти и внешняя перемена. Я предлагаю вам выполнить задание, в котором вы должны исправить ошибку делом.
(Слайд 9)
7. Закрепление и осознание новых понятий.
-Сегодня, рассуждая над темой нашего урока, я хочу познакомить вас с одним очень интересным, на мой взгляд, рассказом. Мы говорили, что у совести есть одна особенность - если забыть о нанесенных ею ранах, они никогда не зарастут. Даже спустя много лет, она может напомнить человеку о былой ошибке. Давайте прочитаем рассказ и найдем в нём подтверждение этим словам.
(Рассказ на партах у детей)
Чтение рассказа «Осколки в сердце»
Однажды молодой человек шел по улице и увидел слепого с кружкой мелочи у ног. То ли настроение у человека было дурное, то ли еще что, только бросил он в эту кружку осколки битого стекла – и пошел себе дальше.
Прошло 50 лет. Человек этот добился в жизни всего. И дети, и внуки, и деньги, и хороший дом, и всеобщее уважение – все у него уже было. Только этот эпизод из далекой молодости не давал ему покоя. Мучала его совесть, грызла, не давала спать. И вот на склоне лет он решил найти слепого и покаяться. Приехал в город, где родился и вырос, а слепой так и сидит на том же месте с той же кружкой.
- Помнишь, много лет назад кто-то кинул тебе в кружку битое стекло - это был я. Прости меня,– сказал человек.
- Те осколки я выбросил в тот же день, а ты носил их в своем сердце 50 лет, – ответил слепой.
Анализ прочитанного.
– Можно ли сказать, в какое время происходили события этого рассказа?
– Почему герой рассказа бросил осколки в кружку слепого?
– Как вы думаете, почему герой рассказа всю жизнь помнил о каком-то нищем слепом старике? Этими словами вы подтвердили особенность совести напоминать человеку о его проступке.
– Прочитайте, какими словами выразил слепой эти мучительные угрызения совести? (Эти осколки ты носил в своем сердце 50 лет)
- 50 лет человека мучила совесть и несмотря на то, что он многого добился в жизни, он вряд ли был счастлив.
-Существует пословица «Счастье – спокойная совесть». Как вы её понимаете?
Практическая работа
Найди дело, противоположное совершённому греху.
Украл? – Верни.
Солгал? – Наберись сил сказать правду.
Пожадничал? – Подари.
Сказал злое слово? – Попроси прощения. (Слайд 10)
8. Итог урока. Рефлексия.
- Мы обсуждали сегодня такие важные для всех понятия, как совесть и раскаяние. Конечно, разговор на эту тему не заканчивается, впереди у вас вся жизнь, которая тоже будет вас учить разбираться, что такое хорошо и что такое плохо. Сейчас я прошу вас продолжить предложения.
Продолжи предложения (Слайд 11):
Сегодня на уроке я узнал …
Больше всего мне запомнилось …
Я задумался …
Теперь я …
ПРИТЧА "КАРАНДАШ"
Малыш смотрит, как
бабушка пишет письмо, и спрашивает:
— Ты пишешь о том, что происходило с нами? А может, ты пишешь обо мне?
Бабушка перестает писать, улыбается и говорит внуку:
— Ты угадал, я пишу о тебе. Но важнее не то, что я пишу, а то, чем я пишу. Я
хотела бы, чтобы ты, когда вырастешь, стал таким, как этот карандаш...
Малыш смотрит на карандаш с любопытством, но не замечает ничего особенного.
— Он точно такой же, как все карандаши, которые я видел!
— Все зависит от того, как смотреть на вещи. Этот карандаш обладает пятью
качествами, которые необходимы тебе, если ты хочешь прожить жизнь в ладу со
всем миром.
Во-первых: ты можешь быть гением, но никогда не должен забывать о существовании
Направляющей Руки. Мы называем эту руку Богом. Всегда вверяй себя Его воле.
Во- вторых: чтобы писать, мне приходится затачивать карандаш. Эта операция
немного болезненна для него, но зато после этого карандаш пишет более тонко.
Следовательно, умей терпеть боль, помня, что она облагораживает тебя.
В-третьих: если пользоваться карандашом, всегда можно стереть резинкой то, что
считаешь ошибочным. Запомни, что исправлять себя — не всегда плохо. Часто это
единственный способ удержаться на верном пути.
В-четвёртых: в карандаше значение имеет не дерево, из которого он сделан и не
его форма, а графит, находящийся внутри. Поэтому всегда думай о том, что
происходит внутри тебя.
И наконец, в-пятых: карандаш всегда оставляет за собой след. Так же и ты
оставляешь после себя следы своими поступками и поэтому обдумывай каждый свой
шаг! (Слайд 11).
- Посмотрите на доску. Вспомните, какие цели стояли перед вами в начале урока. Удалось вам их достичь?
9. Домашнее задание.
В течение недели наблюдайте за своим внутренним голосом (совестью), записывайте хорошие поступки, которые совершаете вы и другие люди, а также поступки, которые заставили вас задуматься и раскаяться.
- Надеюсь, что этот урок не прошел для вас даром. Мне бы очень хотелось, чтобы вы всегда помнили о том, что жизнь дана на добрые дела.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.