Учебно-методическое пособие по междисциплинарному комплексу: "Теория и практика лабораторных санитарно-гигиенических исследований" по теме: "Санитарно-гигиенические исследования фруктов и овощей"
Оценка 4.6

Учебно-методическое пособие по междисциплинарному комплексу: "Теория и практика лабораторных санитарно-гигиенических исследований" по теме: "Санитарно-гигиенические исследования фруктов и овощей"

Оценка 4.6
Лабораторные работы
docx
07.05.2020
Учебно-методическое пособие по междисциплинарному комплексу: "Теория и практика лабораторных санитарно-гигиенических исследований" по теме: "Санитарно-гигиенические исследования фруктов и овощей"
Учебно-методическое пособие Санитарно-гигиенические исследования офощец и фруктов.docx

Бюджетное профессиональное образовательное учреждение Вологодской области

«Череповецкий медицинский колледж имени Н.М. Амосова»

(БПОУ ВО «Череповецкий медицинский колледж имени Н.М. Амосова»)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

 

ПМ.06 ПРОВЕДЕНИЕ ЛАБОРАТОРНЫХ САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

МДК.06.01 Теория и практика лабораторных санитарно-гигиенических исследований

 

ТЕМА: «САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ФРУКТОВ И ОВОЩЕЙ»

 

 

Специальность 31.02.03 Лабораторная диагностика (базовая подготовка)

основная профессиональная образовательная программа

среднего профессионального образования

по программе подготовки специалистов среднего звена

 

Квалификация: медицинский лабораторный техник

Форма обучения: очная

Нормативный срок обучения – 2 года 10 месяцев

на базе среднего общего образования

 

 

 

 

 

 

г. Череповец

2019 год

Учебно-методическое пособие разработано на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 31.02.03 Лабораторная диагностика.

 

Организация-разработчик:

БПОУ ВО «Череповецкий медицинский колледж имени Н.М. Амосова»

 

Разработчик:

Ватагина И.В., преподаватель

 

 

 

 

 

Рассмотрено

на заседании ЦМК Общепрофессиональных дисциплин

Протокол №___от «____»____20___г.

Председатель _______Э.Р. Ганичева

 

Рассмотрено и одобрено

на заседании Методического совета

Протокол №___от «____»____20___г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Пояснительная записка

 

Учебно-методическое пособие предназначено для проведения лабораторно-практических занятий по междисциплинарному комплексу МДК 06.01 Теория и практика лабораторных санитарно-гигиенических исследований.

С целью овладения указанным видом деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен

иметь практический опыт:

·        осуществления качественного и количественного анализа проб объектов внешней среды и пищевых продуктов;

уметь:

·        осуществлять отбор проб, транспортировку и хранение проб объектов внешней среды и пищевых продуктов;

·        определять физические и химические свойства объектов внешней среды и пищевых продуктов;

·        вести учетно-отчетную документацию;

·        проводить утилизацию отработанного материала, дезинфекцию и стерилизацию лабораторной посуды, инструментария, средств защиты;

знать:

·        механизмы функционирования природных экосистем;

·        задачи, структуру, оборудование, правила работы и техники безопасности в санитарно-гигиенических лабораториях;

·        нормативно-правовые аспекты санитарно-гигиенических исследований;

·        гигиенические условия проживания населения и мероприятия, обеспечивающие благоприятную среду обитания человека.

 

Медицинский лабораторный техник (базовой подготовки) должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующие видам деятельности:

ПК 6.1 Готовить рабочее место для проведения лабораторных санитарно-гигиенических исследований.

ПК 6.2 Проводить отбор проб объектов внешней среды и продуктов питания.

ПК 6.3 Проводить лабораторные санитарно-гигиенические исследования.

ПК 6.4 Регистрировать результаты санитарно-гигиенических исследований.

ПК 6.5 Проводить утилизацию отработанного материала, обработку использованной лабораторной посуды, инструментария, средств защиты.

 

Медицинский лабораторный техник (базовой подготовки) должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения задания.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях смены технологий в профессиональной деятельности.

ОК 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.

ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку.

ОК 12. Оказывать первую медицинскую помощь при неотложных состояниях.

ОК 13. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.

ОК 14. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.

 

 

 

 

ИССЛЕДОВАНИЕ ОВОЩЕЙ И ФРУКТОВ

Отбор проб по СТ СЭВ 4295-83 «Фрукты и овощи свежие. Отбор проб» проводит специалист, имеющий соответствующие полномочия. Из каждой партии пробы отбирают отдельно.

Если в партии оказались поврежденные упаковочные единицы, их необходимо отделить, а пробы отбирать отдельно от неповрежденных и поврежденных упаковочных единиц.

Если партия неоднородна, то ее разделяют на части, однородные по составу, и из каждой части пробы отбирают отдельно.

При поставке фруктов и овощей, упакованных в однородную тару, отбирают в случайном порядке из разных мест (снизу, из середины, сверху) транспортного средства упаковочные единицы в соответствии с таблицей.

От партии фруктов и овощей, упакованных в ящичные поддоны, точечные пробы отбирают из трех ящичных поддонов для составления объединенной пробы, масса объединенной пробы должна соответствовать значениям, указанным в таблице.

От партии фруктов и овощей, не упакованных в тару, из разных мест (снизу, из середины, сверху) транспортного средства отбирают не менее пяти точечных проб, из которых составляют  объединенную пробу. Масса объединенной пробы должна соответствовать значениям, указанным в таблице.

Количество отбираемых упаковочных единиц

Количество упаковочных единиц в партии

Количество отбираемых упаковочных единиц

До 50

3

51 – 100

5

101 – 300

7

301 – 500

9

501 – 1000

10

Свыше 1000

Дополнительно на каждые 100 упаковочных единиц по одной упаковочной единице

 

 

 

 

 

Масса объединенной пробы

Масса нетто партии, кг

Масса объединенной пробы, кг, не менее

До 200

10

201 – 500

20

501 – 1000

30

1001 – 5000

60

Свыше 5000

100

 

Объединенную пробу анализируют полностью и сразу после отбора проб.

При необходимости из объединенной пробы отбирают из разных мест (снизу, из середины, сверху) лабораторную пробу. Объем лабораторной пробы должен соответствовать значениям, указанным в таблице.

Лабораторные пробы упаковывают так, чтобы сохранить свойства и качество фруктов и овощей. Упаковка должна обеспечивать транспортирование лабораторной пробы без повреждений.

Пробы, подготовленные к отправке в лабораторию, маркируют четкой несмываемой краской.

Маркировка лабораторной пробы должна содержать следующие данные: наименование продукции с указанием ботанического, помологического и товарного сортов; наименование отправителя; дату отбора проб, а для скоропортящихся продуктов и время; данные для идентификации партии и пробы (номер транспортного документа и транспортного средства, место хранения); номер протокола отбора проб; фамилию и подпись лица, отбиравшего пробы; перечень анализов, которые надо провести (при необходимости).

Упакованные лабораторные пробы отправляют в лабораторию. Транспортируют и хранят лабораторные пробы в условиях, не влияющих на их качество.

 

 

 

 

 

 

 

Объем лабораторной пробы

Фрукты и овощи

Объем лабораторной пробы

Мелкие плоды и ягоды, мушмула, орехи грецкие, лещина (орехи лесные), фундук, миндаль, каштаны, редис обрезной, чеснок, фрукты и овощи, не перечисленные ниже

1 кг

Черешня, вишня, алыча и слива

2 кг

Абрикосы, бананы, айва, персики, яблоки, груши, виноград, баклажаны, свекла, огурцы, брюква, лук, корнеплоды, перец стручковый, редька, томаты

3 кг

Тыква, дыня, арбузы, ананасы

5 шт.

Капуста и салат кочанный

10 головок (кочанов)

Кукуруза сахарная

10 початков

Зелень и овощи в пучках

10 пучков

 

Органолептическую оценку картофеля проводят по ГОСТ 7194-81 «Картофель свежий. Правила приемки и методы определения качества», определяя внешний вид клубней, наличие клубней с нарастаниями, наростами, позеленевших, с легкой морщинистостью и увядших, с механическими повреждениями, поврежденных сельскохозяйственными вредителями, пораженных болезнями.

Клубни картофеля, соответствующие по размеру установленным и допускаемым стандартным нормам, осматривают и распределяют:

·        на клубни картофеля без наличия каких-либо повреждений и болезней;

·        клубни картофеля с повреждениями и болезнями по каждому их виду в отдельности.

Внешний вид клубней: клубни с израстаниями, наростами, позеленевшие, с легкой морщинистостью, увядшие, с механическими повреждениями, поврежденные сельскохозяйственными вредителями, пораженные болезнями, определяют внешним осмотром их поверхности, а клубни со скрытыми формами болезней (черная ножка, кольцевая и бурая бактериальная гниль, фитофтороз, железистая пятнистость, потемнение мякоти, дупловатость клубней) – осмотром мякоти клубня на продольном разрезе.

Для определения наличия клубней картофеля, пораженных скрытыми формами болезней, разрезают 50 клубней объединенной пробы и осматривают мякоть на разрезе. При обнаружении хотя бы одной из указанных болезней дополнительно разрезают клубни в количестве не менее 10% от объединенной пробы.

При наличии на одном клубне нескольких видов болезней или повреждений учитывают одно наиболее существенное повреждение или болезнь.

Глубину механических повреждений измеряют линейкой в центре повреждения на поперечном срезе клубня или устанавливают последовательным срезанием картофельным ножом мякоти клубня в местах повреждения.

Клубни взвешивают отдельно по каждому виду повреждения или болезни. За результат определения принимают содержание клубней с каждым видом повреждения или болезни, вычисленное в процентах от массы анализируемой пробы до второго десятичного знака с последующим округлением до первого десятичного знака.

Оценка физико-химических показателей. Содержание крахмала определяют по ГОСТ 7194-81, токсичных элементов: ртути – по ГОСТ 26927-86; мышьяка – по ГОСТ 26930-86; меди – по ГОСТ 26931-86; свинца – по ГОСТ 26932-86; кадмия – по ГОСТ 26933-86; цинка – по ГОСТ 26934-86; пестицидов и нитратов – методами, утвержденными на территории РФ.

Основные признаки болезней клубней картофеля:

·        железистая (ржавая) пятнистость – на разрезе клубня видны бурые или ржаво-коричневые твердые пятна различной величины и формы, которые не загнивают. Большая их часть находится вблизи сосудистой системы.

·        потемнение мякоти (непаразитарная серая пятнистость) – на мякоти клубня видны серые, черные или голубоватые пятна с нерезкими очертаниями. Заболевание известно также под названием «меланоз».

·        дупловатость – внутри клубня образуются пустоты различной конфигурации и величины. Полость дупла покрыта тонкой кожицей кремового или светло-коричневого цвета.

·        парша обыкновенная (Streptomyces scabies) – на поверхности клубня образуются язвы-коростинки неправильной формы и различной величины. На поврежденных местах образуется пробковый слой коричневого цвета.

·        парша серебристая (Spondilocladium atrovirens) – на пораженных участках поверхности клубня имеются серовато-бурые слегка вдавленные пятна, впоследствие приобретающие серебристый блеск из-за попадания воздуха под кожицу пятен. Иногда на пораженных местах имеются мелкие черные точки или сажистый налет – это склероции или мицелий гриба-возбудителя.

·        парша порошистая (Spongospora subterranea) – на поверхности клубня имеются светлые пустулы в виде бородавок. В сухих условиях кожица наростов лопается, образуя язвы звездчатой формы, заполненные внутри порошкообразной черной массой, состоящей из спор гриба. При сильном поражении клубни могут деформироваться.

·        ооспороз (Oospora pustulans) – на поверхности клубня около глазков и чечевичек образуются мелкие бугорки или пустулы. Часто они сливаются, образуя вдавленные кратерообразные пятна с бугорком посередине.

·        мокрая гниль (Erwinia carotovora, E. aroideae, E. atroseptica, Pseudomonas xanthochlora) – ткани клубня размягчаются и превращаются в слизистую гниющую массу с неприятным запахом. Окраска пораженных клубней сначала светлая, затем темно-бурая или розовая.

·        кольцевая гниль (Corynebacterium sepedonicum) – на продольном разрезе клубня в зоне сосудистых пучков видны размягченные желтые участки ткани, которые, разрастаясь, сливаются вместе, образуя кольцо гнили.  С течением времени желтоватый цвет сменяется серым, затем – бурым или черным. По сосудистой системе гниль распространяется на сердцевину клубня, которая целиком загнивает. У пораженных клубней на кожуре появляются трещины. Скрытая форма поражения может проявиться в виде ямчатой гнили. При срезе кожуры видны округлые кремовые, светло-кремовые и светло-желтыя пятна гнили.

·        бурая бактериальная гниль (Pseudomonas solanacearum) – поверхность кожуры клубня, начиная со столонной части, становится бурой, в месте прикрепления столона кожура размягчается – на продольном разрезе клубня наблюдается размягчение сосудистого кольца и его побурение. Сердцевина постепенно разрушается, образуя покрытую слизью массу. Кожура при этом часто остается неповрежденной. При надавливании выделяется слизкая масса с неприятным запахом.

·        сухая гниль (фомоз, фузариоз, стеблевая нематода) – пораженные участки клубня подсыхают, сморщиваются, мякоть превращается в сухую трухлявую массу различной окраски.

·        фомоз – пуговичная гниль (Phoma solanicola) – на поверхности клубня вначале появляются небольшие круглые темные вдавленные пятна с отчетливой границей между больной и здоровой тканями. В дальнейшем пятно, углубляясь, превращается в язву с плотно натянутой кожурой на разрезе, через язву видна бледно-коричневая ткань, распространяющаяся внутрь клубня в виде конуса.

·        фузариоз (Fusarium oxysporum) – на поверхности клубня появляются серовато-бурые пятна. Покровная ткань немного сморщивается, опадает. В дальнейшем пораженные ткани  подсыхают, образуя концентрические складки вокруг места первичного пятна. На разрезе видна рыхлая буроватого, затем черного цвета мякоть с пустотами, заполненными белым, желтоватым, красноватым пушистым мицелием гриба. На поверхности клубня в местах поражения образуются подушечки спороношения такого же цвета. Клубень становится легким и твердым.

·        стеблевая нематода (Ditylenchus dipsaci) – клубень поражается в основном со столонного конца. В месте внедрения нематод имеется несколько вдавленное свинцово-серое пятно, которое постепенно разрастается, кожура темнеет, отслаивается и растрескивается. В трещинах видна светло-коричневая рыхлая пораженная ткань. На границе пораженной и здоровой ткани имеется множество белых рыхлых пятен, в которых скапливается большое количество нематод. Пораженная ткань распространяется по периферии клубня, редко проникая внутрь. В дальнейшем пятно, углубляясь, превращается в язву с плотно натянутой кожурой, через язву видна бледно-коричневая ткань, распространяющаяся внутрь клубня в виде конуса.

·        фитофтороз (Phytophthora infestans) – на поверхности клубня твердые буровато-серые пятна, вдавленный внутрь ткани. На разрезе пораженная ткань ржаво-бурая, губчатая. Болезнь распространяется внутрь клубня отдельными участками. При хранении такие клубни могут поражаться сапрофитными микроорганизмами, в результате чего они разрушаются из-за развития мокрых и сухих гнилей.

·        подмороженные клубни – сильно поврежденные клубни после оттаивания становятся мягкими, при легком надавливании из них вытекает сок, кожура легко отделяется от мякоти, которая на воздухе быстро краснеет, затем буреет и чернеет. При поражении части клубня на границе поврежденной и здоровой частей образуется пробковый слой темного цвета. При очистке кожуры поврежденных клубней видны пятна, линии и полосы розовато-коричневого цвета. Эти пятна могут проходить на различную глубину внутрь клубня. При слабом поражении клубня на разрезе мякоти имеются точки и линии, расположенные по сосудистой системе.

·        удушение клубней – часть поверхности клубня размягчается, но пятна отсутствуют. Кожура клубня легко снимается. На разрезе клубня видна гнилая ткань в виде белой или розоватой рыхлой кашицеобразной массы со спиртовым запахом. Часто пораженная ткань бывает отделена от здоровой темной каймой.

·        солнечные ожоги – на пораженных участках клубня образуется уплотненная ткань бурого цвета.

 

Вопросы:

1.      Какова методика отбора проб овощей и фруктов?

2.      Какова методика оценки органолептических показателей картофеля?

3.      Перечислите номера и названия ГОСТов, регламентирующих определение токсичных элементов в сырье и пищевых продуктах.

4.      Дайте характеристику болезням клубней картофеля.

5.      Каковы правила оформления результатов санитарно-гигиенического исследования пищевых продуктов?

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВИТАМИНА С В ПРОДУКТАХ ПЕРЕРАБОТКИ ПЛОДОВ И ОВОЩЕЙ

                                                                Титриметрический метод           

Метод основан на экстрагировании витамина С раствором кислоты (соляной, метафосфорной или смесью уксусной и метафосфорной) с последующим титрованием визуально или потенциометрически раствором 2,6-дихлорфенолиндофенолята натрия до установления светло-розовой окраски.

 

Аппаратура, материалы и реактивы:

·        Весы лабораторные общего назначения

·        Гомогенизатор.

·        рН-метр-милливольтметр лабораторный для измерения рН и окислительно-восстановительных потенциалов с диапазонами от минус 1 до плюс 14 мВ и погрешностью не более ±0,05 при измерении рН и диапазонами от минус 100 до плюс 1400 мВ и погрешностью не более ±5 мВ при измерении окислительно-восстановительных потенциалов. При измерении окислительно-восстановительных потенциалов используют электроды: измерительный - платиновый, вспомогательный - хлорсеребряный.

·        Секундомер.

·        Воронки лабораторные стеклянные диаметром от 5 до 10 см.    

·        Колбы мерные лабораторные стеклянные вместимостью 100, 500, 1000, 2000 см3.

·        Колбы лабораторные стеклянные вместимостью 50, 100, 250 см3.

·        Палочки стеклянные.

·        Пипетки мерные лабораторные стеклянные.

·        Стаканы лабораторные стеклянные вместимостью 50, 100, 1000 см3.

·        Ступка и пестик лабораторные фарфоровые.

·        Цилиндры мерные лабораторные стеклянные вместимостью 100, 250 см3.

·        Бумага фильтровальная лабораторная.

·        Песок кварцевый очищенный и прокаленный.

·        Вода дистиллированная.

·        Ацетон.

·        2,6-дихлорфенолиндофенолят натрия, раствор массовой концентрации 0,250 г/дм3.

·        Кислота аскорбиновая, растворы массовыми концентрациями 1,0 и 0,1 г/дм3.

·        Кислота метафосфорная, растворы с массовой долей 3 и 6%. Раствор с массовой долей 3% готовят в день испытаний разбавлением раствора с массовой долей 6%. Раствор с массовой долей 6% хранят в холодильнике в течение 10 дней.

·        Кислота соляная плотностью 1,19 г/см3 , раствор с массовой долей 2%.

·        Кислота уксусная ледяная и раствор с массовой долей 3%.

·        Натрий уксуснокислый плавленый, насыщенный раствор, готовят следующим образом: 200 г соли растворяют в 300 см3 воды.

·        Формальдегид, раствор с массовой долей 36-40%.

 

Подготовка к испытанию:

1. Приготовление экстрагирующего раствора.

В качестве экстрагирующего раствора используют растворы кислот - соляной с массовой долей 2%, метафосфорной с массовой долей 3% или смеси уксусной и метафосфорной кислот, которую готовят следующим образом: 15 г метафосфорной кислоты растворяют в 250 см3 дистиллированной воды, прибавляют 40 см3 ледяной уксусной кислоты, доводят водой до объема 500 см3 , перемешивают и фильтруют в склянку с притертой пробкой. Хранят в холодильнике не более 10 дней.

 

2. Приготовление стандартных растворов аскорбиновой кислоты.

Для приготовления раствора аскорбиновой кислоты концентрации 1,0 г/дм3 взвешивают 0,1000 г аскорбиновой кислоты с погрешностью не более ±0,0001 г, растворяют в экстрагирующем растворе в мерной колбе вместимостью 100 см3 , доводят до метки тем же раствором и перемешивают.

Для приготовления раствора концентрации 0,1 г/дм3 вносят пипеткой 10 см3 раствора аскорбиновой кислоты концентрации 1,0 г/дм3 в мерную колбу вместимостью 100 см3, доводят до метки экстрагирующим раствором и перемешивают.

Растворы аскорбиновой кислоты неустойчивы, поэтому их готовят перед проведением испытания.

 

3. Приготовление раствора 2,6-дихлорфенолиндофенолята натрия и определение его титра.

0,05 г 2,6-дихлорфенолиндофенолята натрия растворяют приблизительно в 150 см3 горячей воды, предварительно прокипяченной в течение 30 мин, охлаждают до комнатной температуры, доводят до объема 200 см3 той же охлажденной водой, перемешивают и фильтруют в темную склянку. Раствор хранят в холодильнике не более 10 дней.

Титр раствора 2,6-дихлорфенолиндофенолята натрия устанавливают по стандартному раствору аскорбиновой кислоты концентрации 1,0 и 0,1 г/дм3 в день проведения испытания. Для этого в две колбы вместимостью 50 или 100 см3 , в которые предварительно прибавлено по 9 см3 воды, вносят пипеткой по 1 см3 раствора аскорбиновой кислоты и быстро титруют раствором 2,6-дихлорфенолиндофенолята натрия до светло-розовой окраски, не исчезающей

в течение 15-20 с.

Одновременно проводят контрольное испытание. Для этого в колбу вместимостью 50 или 100 см3 вносят 1 см3 экстрагирующего раствора, 9 см3 дистиллированной воды и титруют раствором 2,6-дихлорфенолиндофенолята натрия.

Титр раствора 2,6-дихлорфенолиндофенолята натрия в граммах аскорбиновой кислоты, эквивалентного одному кубическому сантиметру раствора 2,6-дихлорфенолиндофенолята натрия, вычисляют по формуле

Т =   ,

где m - масса аскорбиновой кислоты, содержащаяся в 1 см3 стандартного раствора, г;

V1- объем раствора 2,6-дихлорфенолиндофенолята натрия, израсходованный на титрование стандартного раствора аскорбиновой кислоты, см3 ;

V2 - объем раствора 2,6-дихлорфенолиндофенолята натрия, израсходованный на контрольное испытание, см3 .

 

4. Приготовление раствора ацетатного буферного, с рН 4 готовят следующим образом: растворяют 300 г безводного уксуснокислого натрия в 700 см3 дистиллированной воды, добавляют 1000 см3 ледяной уксусной кислоты, перемешивают и с помощью рН-метра устанавливают рН 4, добавляя, при необходимости, снова кислоту.

 

 

Проведение испытания:

 

1. Экстрагирование

Для приготовления экстракта навеску пробы массой от 5 до 50 г взвешивают с погрешностью ±0,01 г.

1.1. Для экстрагирования витамина С из сухих продуктов навеску пробы от 5 до 10 г растирают в ступке с небольшими количествами экстрагирующего раствора кислоты или смеси кислот (не менее 1 см3 раствора на 1 г пробы) и песка, переносят в мерную колбу или мерный цилиндр вместимостью 100 см3, смывая ступку и пестик небольшими порциями экстрагирующего раствора до тех пор, пока объем не достигнет метки. Содержимое выдерживают в течение 10 мин, перемешивают и фильтруют.

1.2. Для экстрагирования витамина С из продуктов плотной консистенции навеску пробы от 5 до 50 г гомогенизируют не более 2 мин с небольшим количеством экстрагирующего раствора (не менее 1 см3 раствора на 1 г пробы) и переносят в мерные колбу или цилиндр вместимостью 100 см3, смывая гомогенизатор небольшими порциями экстрагирующего раствора до тех пор, пока объем не достигнет метки. Содержимое выдерживают в течение 10 мин, перемешивают и фильтруют.

1.3. Для экстрагирования витамина С из жидких продуктов навеску пробы от 5 до 50 г переносят в мерные колбы или цилиндр вместимостью 100 см3 , смывая стенки стакана небольшими порциями экстрагирующего раствора до тех пор, пока объем не достигнет метки. Содержимое выдерживают в течение 10 мин, перемешивают и фильтруют.

Полученные экстракты сразу используют для титрования.

 

2. Визуальное титрование.

2.1. В колбу вместимостью 50 или 100 см3 пипеткой вносят от 1 до 10 см3 экстракта, полученного по п. 1, доводят объем водой до 10 см3 и титруют раствором 2,6-дихлорфенолиндофенолята натрия до появления слабо-розовой окраски, не исчезающей в течение 15-20 с.

2.2. Одновременно проводят контрольное испытание на содержание в продукте редуцирующих веществ. Для этого в колбу помещают такой же объем экстракта, как при определении по п. 2.1, прибавляют равный ему объем ацетатного буферного раствора, раствор формальдегида в объеме, равном половине объема буферного раствора, перемешивают и выдерживают в течение 10 мин, закрыв предварительно колбу пробкой. Затем содержимое титруют раствором 2,6-дихлорфенолиндофенолята натрия.

Обработка результатов:

 

1. Массовую долю аскорбиновой кислоты (Х) в процентах вычисляют по формуле

Х =  ,

г д е V1- объем раствора 2,6-дихлорфенолиндофенолята натрия, израсходованный на титрование экстракта пробы, см3 ;

V2 - объем раствора 2,6-дихлорфенолиндофенолята натрия, израсходованный на контрольное испытание, см3 ;

T - титр раствора 2,6-дихлорфенолиндофенолята натрия, г/см3 ;

V3 - объем экстракта, полученный при экстрагировании витамина С из навески продукта, см3;

V4 - объем экстракта, используемый для титрования, см3 ;

m - масса навески продукта, г.

 

2. За окончательный результат испытания принимают среднее арифметическое результатов двух параллельных определений. Вычисления проводят до четырех значащих цифр после запятой, результат округляют до трех  цифр и выражают в виде произведения числа на 10-3.


 

Бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Учебно-методическое пособие разработано на основе

Учебно-методическое пособие разработано на основе

Пояснительная записка Учебно-методическое пособие предназначено для проведения лабораторно-практических занятий по междисциплинарному комплексу

Пояснительная записка Учебно-методическое пособие предназначено для проведения лабораторно-практических занятий по междисциплинарному комплексу

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

ИССЛЕДОВАНИЕ ОВОЩЕЙ И ФРУКТОВ

ИССЛЕДОВАНИЕ ОВОЩЕЙ И ФРУКТОВ

Масса объединенной пробы

Масса объединенной пробы

Объем лабораторной пробы

Объем лабораторной пробы

При наличии на одном клубне нескольких видов болезней или повреждений учитывают одно наиболее существенное повреждение или болезнь

При наличии на одном клубне нескольких видов болезней или повреждений учитывают одно наиболее существенное повреждение или болезнь

Oospora pustulans ) – на поверхности клубня около глазков и чечевичек образуются мелкие бугорки или пустулы

Oospora pustulans ) – на поверхности клубня около глазков и чечевичек образуются мелкие бугорки или пустулы

В трещинах видна светло-коричневая рыхлая пораженная ткань

В трещинах видна светло-коричневая рыхлая пораженная ткань

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВИТАМИНА С В ПРОДУКТАХ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВИТАМИНА С В ПРОДУКТАХ

Подготовка к испытанию: 1. Приготовление экстрагирующего раствора

Подготовка к испытанию: 1. Приготовление экстрагирующего раствора

V 2 - объем раствора 2,6-дихлорфенолиндофенолята натрия, израсходованный на контрольное испытание, см 3

V 2 - объем раствора 2,6-дихлорфенолиндофенолята натрия, израсходованный на контрольное испытание, см 3

Обработка результатов: 1.

Обработка результатов: 1.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.05.2020