МБОУ «Средняя общеобразовательная школа с. Вассята»
Учебно – методическое пособие
«Занимательный словарик
по русскому языку
для начальной школы»
Работу выполнили:
учителя начальных классов
Старикова Е.Д.
Рязанова Н.Н.
2018
Пояснительная записка.
Словарная работа – это не эпизод в работе учителя,
а систематическая, хорошо организованная,
педагогически целесообразно построенная работа,
связанная со всеми разделами курса русского языка,
ведется она с 1-го по 10-й класс.
А.В. Текучев
(«Методика русского языка в средней школе»)
В начальном курсе грамматики, правописания и развития речи большое значение придаётся словарно-орфографической работе, в процессе которой дети усваивают слова с непроверяемыми написаниями, данные в специальных списках для каждого класса. Первоначальные сведения о них дети получают уже в первом классе.
В каждом из последующих классов количество слов, требующих запоминания и грамотного употребления в устной и письменной речи, увеличивается. Навык написания этих слов, с одной стороны, во многом зависит от словарных возможностей детей, их активного словарного запаса, с другой – изучение таких слов и проведение словарно-орфографических упражнений способствует активизации словаря младших школьников.
Усвоение написания трудных слов требует многократных и систематических упражнений, которые связываются со всеми видами работ учащихся.
Мы постоянно искали пути достижения главной цели – научить детей грамоте. Конечно, использовали всё, что удавалось найти в методической литературе. Не у всех учащихся сильна мотивация к учебной деятельности, крепка память, не всегда со стороны семьи ребята получают помощь. Поэтому нам нужно было найти оптимальные способы обучения, с помощью которых можно было одинаково успешно обучать всех учеников. Сложилась определённая система словарной работы в начальной школе. (Приложение 1)
При работе над словарём удобнее брать слова блоками (5 – 10 слов).
Принцип: один блок – одна учебная неделя.
Работу над каждым блоком ведём, примерно, по такой схеме:
Первый день: Предъявление нового слова
Здесь мы используем следующие способы:
а) чтение загадки, отгадывание её учащимися;
б) нахождение слова в таблице;
в) рассматривание предметной картинки (из набора «картинный словарь»);
г) описание признаков предмета или предъявление слова-синонима;
д) разгадывание кроссвордов;
е) слова – ассоциации;
ж) назвать одним словом;
и) преобразование слова из другой части речи;
к) работа со словарем – толкование слова.
Таким образом, дети определяют, какое слово они будут изучать. Затем они начинают работать над так называемым «слуховым» образом слова.
Работа над слуховым образом слова
Учащиеся проговаривают слово хором орфоэпически правильно, затем по одному, без выделения слогов, определяют в нем «трудное» место. Это очень важно для всей последующей работы, так как именно здесь не учителем, а самими детьми ставится орфографическая задача. После усвоения орфоэпического произношения ученики сразу могут назвать в этом слове трудное место. Как известно, дети лучше запоминают то, что, как им кажется, они нашли сами. Если младшие школьники умеют определять «трудное» место в слове до начала письма, то процесс письма становится для них более осознанным.
Запись слова с «окошком»
После того как дети
определят ударный и безударный слоги, они записывают словарное слово в тетрадь.
Важнейшее условие состоит в том, чтобы учащиеся, записывая слово, сами показали
трудное место пропуском буквы – так называемым «окном», или «дыркой».
Дети записывают слово, пропустив, например, букву безударного гласного и
ставят ударение. Вместо пропущенной буквы должен непременно ставиться какой-либо
«сигнал опасности», например, точка: б.реза.
После того как учащиеся записали слово с «окном», они пытаются подобрать к
нему проверочное слово и определить нужную букву. Когда это сделать не удается,
дети обращаются к авторитетному источнику. Здесь либо учитель сам показывает написание
нового слова – записывая на доске, выделяя цветным мелком орфограмму, – либо
предъявляет карточку или просит посмотреть слово в учебнике на соответствующей
странице. Вставив нужную букву, учащиеся еще раз записывают слово, проговорив
его несколько раз орфографически, то есть так, как оно написано.
Специфическая форма записи слова с пропуском трудного места (с «окном») –
это способ, предлагаемый детям для фиксации, поставленной орфографической
задачи. Важно, чтобы ученики при работе со словами с непроверяемыми написаниями
учились, прежде всего обнаруживать орфограмму, совершенствовали свою
орфографическую зоркость.
Этот прием не равноценен приему записи слова с окном самим учителем, так как
ученик имеет дело с орфографической задачей, уже поставленной педагогом. Важно
же, чтобы он ставил ее САМ.
Работа над зрительным образом слова
На данном этапе можно предложить учащимся получить ответ на поставленный вопрос (о нужной букве), обратившись к орфографическому словарю (или к словарю учебника). Это способствует, во-первых, накоплению опыта работы со словарями, во-вторых, формированию умения не только ставить, но и решать орфографическую задачу самостоятельно. Для лучшего усвоения орфографического облика слова на этой стадии работы полезно использовать элементы этимологического анализа (если он помогает объяснить написание слова).
Второй день: - зрительный диктант со словами без окошек
1. Карточка на мгновение
показывается классу.
2. Учитель произносит слова орфоэпически.
3. Дети три раза произносят слово орфографически.
4. Запись слова с карточки.
5. После записи всего блока слов следует проверка.
Третий день: - письмо с «окошками»
1. Карточка показывается классу.
2. Дети записывают слова орфографически.
Четвёртый день: - зрительный диктант с «окошками»
1. Карточка на мгновение
показывается классу.
2. Учитель произносит слова орфоэпически.
3. Дети три раза произносят слово орфографически.
4. Запись слова с карточки.
5. После записи всего блока слов следует проверка.
Пятый день: - диктант.
В своей работе над словарными словами используем такие виды диктантов:
Какографические упражнения.
Предусматривают исправления учениками умышленного допущенных в текстах ошибочных написаний.
Скоростное письмо.
Самым
эффективным приемом для выработки скоростного письма является списывание на
время. Методика его проведения такова:
1. Чтение текста хором с учителем (орфоэпическое).
2. Самостоятельное чтение хором.
3. Объяснение орфограмм (коллективно).
4. Считают количество предложений в тексте.
5. Чтение по предложениям.
6. Орфографическое чтение.
7. По команде учителя запись текста на время (1-2 мин.).
8. Подсчитать количество записанных слов, записать на полях.
9. Проверка написанного.
Письмо по памяти.
Определённое место на уроках русского языка отводим письму по памяти.
Письмо по памяти проводим по следующей схеме:
1. Чтение (орфоэпическое) текста, работа по содержанию.
2. Орфографическое чтение учителя, детьми, орфографический разбор.
3. Упражнение в запоминании. 4.Орфографическое чтение слов с орфограммами. 5. Запись. 6. Проверка.
Самодиктант.
Картинный диктант.
§ показать карточку-картинку, дети называют изображённый предмет, объясняют написание безударной гласной в слове и записывают его.
§ показать карточку-картинку, дети называют изображённый предмет, записывают слово, выделяя в нём безударную гласную, проставляя знак ударения.
§ показать карточку-картинку, дети самостоятельно, записывают слово, являющееся названием изображённого предмета, выделяют в нём безударную гласную, которую нужно запомнить при письме, ставят знак ударения
Творческий диктант.
Заменить развёрнутое определение одним словом: человек, едущий на транспорте – пассажир; деревянный ящичек для ручек и карандашей – пенал и т. д.
Выборочный диктант (картинный, слуховой, зрительный)
1. Записать в первый
столбик слова-названия животных, во второй – слова-названия растений.
2. Записать в первый столбик слова, в написании которых нужно запомнить гласную
А, а во второй – слова, в написании которых нужно запомнить гласную О.
3. Выписать только слова из «словаря»:
«Урожай, урожай!
Наше лето провожай!
Сколько сладкого гороха!
Огурцы, как на подбор!
На грядке сорвать не плохо
Крупный красный помидор!
Пробежишься огородом –
Съешь морковку мимоходом!» Е. Трутнева.
Проверку выполнения проводим по-разному: взаимопроверка, сопровождение объяснением правильности написанного, с помощью сигнальных карточек.
Проходит неделя работы над блоком словарных слов. Но работа с этими знакомыми детям словами на этом не прекращается. Всегда стараемся найти возможность предложить детям написать нужное слово, осмыслить его значение, составить с ним словосочетание, употребить это словосочетание в предложении, связном тексте. Языковым материалом для проведения таких упражнений могут стать пословицы, поговорки, загадки, кроссворды, стихотворения, связные тексты – отрывки из художественных произведений.
Для достижения максимального эффекта необходимо использовать орфографическое чтение на всех уроках. Особенно широкие возможности открываются на уроках окружающего мира и литературы, где подобные задания являются занимательными моментами.
И ещё одна интересная работа, дающая положительные результаты при усвоении слов с непроверяемым написанием и являющаяся важной для лингвистического развития учащихся. Использование слова в речи требует понимания его точного смысла, умения связывать его с другими словами, правильно употреблять. Школьный этимологический анализ применяем для того, чтобы пробудить у детей интерес к словарным словам, чтобы они легче усваивали их написание. В начальной школе такой анализ может быть неполным, частичным, «упрощённым». В рассказе К. Паустовского лесник, который любил искать словам объяснения, и которому это занятие доставляло большую радость, говорил писателю: «Найдёшь слово-объяснение и радуйся». Ученикам нравится, когда все вместе мы «разгадываем» написание того или иного слова.
Нравится ребятам «строить» однокоренные слова с тем или иным словарным словом, приходя к выводу, что корень в таких словах пишется одинаково.
Хочется отметить так же, что большой интерес у учащихся вызывает словарная работа, проводимая с изложениями и сочинениями. Стараемся сделать словарную работу основой для развития речи учащихся и повышения их грамотности, связать её с различными видами работ по развитию речи и по изучению грамматики, сделать её более интересной и привлекательной. (Приложение 2)
Результатом такой разнообразной систематической работы является безошибочное написание изученных словарных слов в работах учащихся.
Р Е З У Л Ь Т А Т Ы:
- любимые предметы: русский язык – 56 %;
- повышение речевого потенциала;
- лексическое разнообразие;
- орфографическая грамотность (средний показатель): 2 кл - 83 %, 3 кл. – 92%,
4 кл. – 92%
Занимательный словарик
по русскому языку
2018
РАСТЕНИЯ
береза
Толкование |
Лиственное дерево с белой (реже темной) корой и с сердцевидными листьями. |
Однокоренные слова |
Березонька, березняк, подберезовик, берёзовый, берёзка.
|
Синонимы |
|
Фразеологизмы |
Дать березовой каши. Пень березовый.
|
Загадки |
Русская красавица стоит на поляне, В зеленой кофточке, в белом сарафане.
В
белом сарафане |
Пословицы и поговорки |
Береза не угроза: где стоит, там и шумит. Береза ума дает.
|
Предложение |
1. Берёзы желтою резьбой блестят в лазури голубой. 2. Хороши и чисты берёзовые светлые рощи. 3. Я шёл купаться в реке в тени березняка. |
Текст |
Люблю берёзку русскую, То светлую, то грустную, В белёном сарафанчике, С платочками в карманчиках, С красивыми застёжками, с зелеными сережками.
|
Скороговорки |
Зеленая береза стоит в лесу, Зоя пол березой поймала стрекозу.
|
Ребусы |
|
горох
Толкование |
Горох - растение семейства бобовых.
|
Однокоренные слова |
Горошина, горошек, гороховый, гороховик. |
Синоним |
|
Фразеологизм |
Как об стенку горох. При царе Горохе. Шут гороховый. С твоим умом только в горохе сидеть. |
Загадка |
Раскололся тесный домик на две половинки, И посыпались оттуда бусинки-дробинки. |
Пословицы и поговорки |
Сват не сват, а в горох не лезь. Семьей и горох молотят. |
Предложение |
Горох растёт в поле. Из гороха варят суп. |
Текст |
У Егора-огород, там есть редька и горох. Рядом –огород Федоры, там на грядках - помидоры.
Словно в сложенных ладошках, Ловко спрятаны горошки! Не похож на сундучок Наш гороховый стручок. Мы «ладошки» раскрываем, а потом Мы горошки добываем языком!
|
Скороговорки |
Под матицей, под потолком висит полколпака гороху без червячка ,без червоточинки.
|
Ребусы |
|
земляника
Толкование |
1.Травянистое растение с душистыми ягодами темно-розового цвета. 2. Душистые, сладкие или кисло-сладкие ягоды этого растения. |
|||
Однокоренные слова |
Земляничка, земляничная, земляничный. |
|||
Синонимы |
|
|||
Фразеологизмы |
|
|||
Загадки |
Стоит Яшка в красной рубашке, кто мимо пройдет, всяк ему поклонится. |
|||
Пословицы и поговорки |
Родная земля-земляника, чужая-черника. Где земляника, там и змеи. |
|||
Предложение |
1. Ребята пришли на вырубку за земляникой. 2. Летом мы часто бегали в лес за земляникой. 3. Пахнет грибами, спелой душистой земляникой. 4. Земляника любит расти на лесной вырубке, в светлом месте. 5. А нарядный мотылёк земляничный любит сок. |
|||
Текст |
Летом спеет земляника Сладкая, душистая. В лес по ягоды пойдем, Земляники наберем. Под листочками искали, Спинки наши так устали. Но трудились мы не зря, Набрали ягод два ведра. Сварит бабушка варенье, Пригласим на угощение. Будем чай с вареньем пить, Веселиться и шутить.
|
|||
Ребусы |
|
капуста
Толкование |
1.
Огородное растение, овощ. |
Однокоренные слова |
Капустный, капустница, капустник. |
Синонимы |
|
Фразеологизмы |
Изрубить в капусту. |
Загадки |
Лоскуток на лоскутке - зеленые заплатки, Целый день на животе нежится на грядке. |
Пословицы и поговорки |
1. К капусте пристанешь, капустой и станешь. 2. В чужом городе капусту садить. 3.Без капусты щи не густы. 4. Капуста любит воду да хорошую погоду. 5. Хорошая капуста в кочан завьётся, а плохая - в листьях сгниёт. |
Предложение |
Мама испекла пирог из капусты. |
Текст |
Каждый вечер наш Игнат На капустной грядке Поливает всё подряд, Не играет в прятки.
Однажды кочан капусты и огурец пошли вместе купаться. Огурец сразу в воду бросился, а кочан капусты стал на бережку раздеваться, и раздевался до самого вечера. Огурец его дожидался, дожидался и от холода весь покрылся пупырышками.
|
Ребусы |
|
малина
Толкование |
Полукустарниковое растение семейства розоцветных со сладкими, обычно красными, ягодами, а также сами ягоды его.
|
||||||||||||
Однокоренные слова |
Малиновка, малинник, малиновый. |
||||||||||||
Синонимы |
|
||||||||||||
Фразеологизмы |
Не житье - малина. Остаться в малине. |
||||||||||||
Загадки |
Бусы красные висят, из кустов на нас глядят. Очень любят бусы эти - дети, пчелы и медведи. |
||||||||||||
Пословицы и поговорки |
Чужбина - калина, родина – малина. |
||||||||||||
Предложение |
Мама сварила вкусное варенье из спелой малины. |
||||||||||||
Текст |
Под зелёненьким листочком Красные виднелись точки. Я сорвал их, но в горсти Далеко не унести. Утерпеть не смог ни разу, Чтоб не съесть малинку сразу.
|
||||||||||||
Ребусы |
|
морковь
Толкование |
Огородное растение, овощ со съедобным сладковатым оранжевым утолщённым корнем |
Однокоренные слова |
Морковка, морковная, морковочка. |
Синонимы |
|
Фразеологизмы |
|
Загадки |
Красный нос в землю врос, а зеленый хвост снаружи. Нам зеленый хвост не нужен, нужен только красный хвост. |
Пословицы и поговорки |
1. Съешь морковку как яблочко. 2. Морковка хороша, когда яблока нет. 3. Кто поест моркови, тому прибавится крови.
|
Предложение |
1. Крупная морковь выросла на грядках. 2. На огороде поспела морковь, свёкла и другие овощи. 3. На дворе у снежной бабы побелел морковный нос. 4. Мы любим морковный сок. 5. Морковные семена дали первые ростки. 6. Мама приготовила салат из моркови.
|
Текст |
1. В огороде, возле дома, Посадил морковку Рома. Выросла морковка гладкая, Красная, сочная, да сладкая. 2. С огорода пожаловали на праздник урожая кочаны капусты. Сорок одёжек и все без застёжек. За ними - морковь. Кто поест моркови, тому прибавится крови. А вот и свёкла – мастерица румянить щёки. Каждый из овощей на свой лад хорош.
|
Ребусы |
4 = К |
осина
Толкование |
Лиственное дерево с зелёно-белой гладкой корой. |
Однокоренные слова |
Осинка, осинник, подосиновик, осиновый. |
Синонимы |
|
Фразеологизмы |
Дрожать, как осиновый лист. Грелся Максим вокруг осин. |
Загадки |
Никто ее не пугает, а она вся дрожит. |
Пословицы и поговорки |
Дрожит как осиновый лист. Осина и без ветра шумит. С осину вырос, а ума не вынес. |
Предложение |
1. От осинки к осинке бегут следы зверьков. 2. В лесу осиновом дрожат осинки. 3. В редком осиннике пасутся лесные красавцы лоси. 4. Молодая осинка зовёт другую осинку, машет ей веточкой. 5. С детства мы любим осинки, которые трепещут на ветру, берёзовые рощи, сосновые боры. |
Текст |
Осинку окрасила осень. Осинка мне нравится очень. Она позолотой блистает, Одно только жаль - облетает…
На ветру трепещет Листьями осина – Очень боязлива, Но зато красива. Стройная, всё выше К солнцу тянет ветки, Ёлкам и берёзкам – Добрая соседка.
|
Скороговорки |
На осинке росинки Засверкали утром перламутром. |
Ребусы |
|
овес
Толкование |
Яровой злак, зёрна которого обычно идут на корм лошадям, а также перерабатываются в крупу. |
Однокоренные слова |
Овсянка, овсяный, овсяник. |
Синонимы |
|
Фразеологизмы |
Овес нынче дорог. Не в коня овес. Овес и сквозь лопату прорастет. |
Загадки |
1. В поле сережки на тоненьких ножках. 2. В поле у дорожки Качаются
серёжки,
|
Пословицы |
Если бы не мороз, то овес до неба бы дорос. Не лошадь везет, а овес. |
Предложение |
1. Бабушка принесла горстку овса и посыпала курам. 2. Пшеницу, рожь, овёс, ячмень убрали люди с поля. 3. На зелёную дорожку, где следы колёс, свесил сизые серёжки великан – овёс. |
Текст |
1. От ночной росы, от холодных звезд в холодном поту проснулся овес. 2. Очень красивы большие овсяные поля. Они колышутся волнами и серебрятся даже от небольшого ветра. 3.
Дождик, чище! Дождик пуще!
|
Ребусы |
|
огурец
Толкование |
1.
Стелющееся травянистое огородное растение с продолговатым зеленым плодом.
|
|||
Однокоренные слова |
Огурчик, огуречный, огуречник. |
|||
Синонимы |
|
|||
Фразеологизмы |
Как огурчик |
|||
Загадки |
Лежит между грядок зелен и сладок. |
|||
Пословицы и поговорки |
Огурец томату совсем не товарищ. Гриб да огурец в животе не жилец. Огурец и тот порядок любит.
|
|||
Предложение |
1. Огуречник - это травянистое растение с голубыми цветами и запахом свежих огурцов. 2. До обеда Таня решила полить огуречные грядки. 3. Пусто было в огороде: ни морковки, ни огурчика.
|
|||
Текст |
1. В огороде огуречик, Как ленивый человечек, Целый день на грядке спит И зевает, и храпит.
2.
Огуречик молодой Он росою умывался, Он
под зонтик забирался,
|
|||
Ребусы
|
|
помидор
Толкование |
1.
Огородное растение, овощ; томат. |
Однокоренные слова |
Помидорный, помидорчик, помидорище. |
Синонимы |
Томат |
Фразеологизмы |
|
Загадки |
1. Растут на грядке зеленые ветки, А на ветках -красные детки. 2. В огороде
вырастаю.
|
Пословицы и поговорки |
Вырос, как помидор в степи. На кудыкины горы, воровать помидоры. Зелен помидор не вкусен, млад человек не искусен.
|
Предложение |
1. На пришкольном участке созрели сочные помидоры. 2. Салат из помидоров был очень вкусным. 3. На зиму мы засолили помидоры.
|
Текст |
1. Помидорчик, помидор, Очень важный ты сеньор. У тебя кафтанчик красный, Здесь ты вырос не напрасно. 2.
В северных районах страны помидоры выращивают только в теплицах. Почему?
Так делают потому, что помидоры – теплолюбивые растения, а на севере
холодно. |
Ребусы |
|
пшеница
Толкование |
1.
Хлебный злак, из зёрен которого изготавливается мука, идущая на выпечку
белого хлеба и других хлебных изделий. |
Однокоренные слова |
Пшеничка, пшеничный, пшеничник.
|
Синонимы |
|
Фразеологизмы |
Отделять плевелы от пшеницы. |
Загадки |
В поле - метелкой, в мешке - жемчугом. |
Пословицы и поговорки |
1.Сей пшеницу в пору. 2. Хвали пшеницу в стогу. 3. Ранний пар родит пшеничку, а поздний - метличку. 4. Пшеницу сей, когда зацветёт черёмуха. 5. Пшеница – среди хлебов царица. 6. Много муки перенесёт пшеница до калача. 7. Рожь да пшеница годом родится, а добрый человек всегда пригодится. 8. В одном котле двух зерен пшеницы не варят. |
Предложение |
1. Волнуются золотистые колосья пшеницы. 2. На полях пшеница налилась тяжёлым золотым зерном. 3. Всех выше на празднике урожая усадили фермеры сноп пшеницы. 4. Созревает и требует расторопных рук пшеница, просо, овёс, кукуруза, картофель. 5. Круглый год работают крестьяне, чтобы получить хороший урожай пшеницы, ржи, овса. 6. Погляди – в мешках томится золотистая пшеница. 7. Встаёт стеною золотой, волнуется пшеница, и каждый колос налитой к земле готов склониться. |
Текст |
У пшеницы путь особый, Чтобы зёрна стали сдобой Нужно солнышком налиться, Дождевой воды напиться,
|
Ребусы
|
|
щавель
Толкование |
Растение из семейства гречишных с кислым вкусом.
|
Однокоренные слова |
Щавелевая, щавельная. |
Синонимы |
Кислинка, кисличка |
Фразеологизмы |
|
Загадки |
Раньше был сорняком, а теперь на грядке. Всходит он густым пучком, в щи идет в достатке.
|
Пословицы и поговорки |
Не шевель чужой щавель, а свой бери, да как хошь шевели. |
Предложение |
Щавель используют в приготовлении горячих блюд и салатов. |
Текст |
Навещала щука щуку в середине суток. Угощала щука щуку щавелевым супом.
Щи люблю я из капусты. Но и с Ним бывает вкусно! Витаминов - прямо клад! Я бываю очень рад, Скушать кисленький листок. Я б, конечно, больше смог! Но... поем со щами Витаминный ... . (Щавель)
|
Скороговорки |
Маша, ты нас не ищи: щиплем щавель мы на щи.
|
Ребусы
|
|
яблоня
Толкование |
Фруктовое дерево из семейства розовых с шаровидными фруктовыми плодами. |
Однокоренные слова |
Яблочный, яблонный, яблонька. |
Синонимы |
|
Фразеологизмы |
|
Загадки |
Стоит чудо - дерево, на дереве –мячики; Летом – зеленые, осенью - румяные. |
Пословицы и поговорки |
1. Яблоко от яблони недалеко откатывается. 2. Мимо яблоньки яблочко не падает. 3. Яблоньку за яблочки любят, пчелку – за мед. 4. Только глупец рубит яблоню, чтобы достать яблоко. |
Предложение |
1. Не жалею, не зову, не плачу, все пройдет, как с белых яблонь дым. 2. Весной ребята посадили молодые яблоньки. 3. Школьники всего города посадили яблони разных сортов. 4. Отряхнула яблонька свой наряд – поспели яблоки для ребят. 5. Маленькая яблонька у меня в саду, белая – пребелая вся стоит в цвету. |
Текст |
В нашем саду растет яблоня. Зимой яблоня стоит голая, с маленькими почками на ветках. Весной она оживает. Корни яблони тянут из влажной земли питательные соки. Они бегут по стволу, по сучьям, по веткам. Потом доходят до почек и наполняют их. Из одних почек появляются зеленые листики, а из других – розовые цветочки. На их месте образуются потом маленькие яблочки. Все лето работают корни дерева. Они добывают соки и питают яблоню. Вот зернышки в яблоках стали |
Ребусы |
|
картофель
Толкование |
1.
Огородное растение, овощ со съедобными клубнями, богатыми крахмалом. |
Однокоренные слова |
Картошка, картоха, картофелина, картофелька, картофельный. |
Синонимы |
|
Фразеологизмы |
Картофель хлебу подспорье. |
Загадки |
1. Под землею птица гнездо свила, яиц нанесла. 2. Что копали из земли, Жарили, варили? Что в золе мы испекли, Ели да хвалили?
|
Пословицы и поговорки |
1. У того картошка родится, кто пахать не ленится. 2. Картофель – хлебу подспорье. 3. Картошка поспела - берись за дело. 4. Картошка созреет - скот согреет. |
Предложение |
1. На полях убирают картофель. 2. С огородов и полей вывезли картофель, капусту. 3. После трудового дня как вкусен был картофельный суп с грибами. 4. У картошки важный вид, нам картошка говорит: «Я главнее в квартире потому, что я в мундире». |
Текст |
Я на любом столе – любимый самый, И в честь меня пора давать салют! Ведь из картофеля на кухне мама Вам приготовит сотню разных блюд!
|
Ребусы |
|
ЖИВОТНЫЕ
воробей
Толкование |
Маленькая птичка с коричневато-серым оперением, живущая обычно близ жилых строений. |
||||||||||||
Однокоренные слова |
Воробка, воробьиха, воробышек, воробьиный, воробьёнок, воробьишко. |
||||||||||||
Синонимы |
|
||||||||||||
Фразеологизмы |
Старого воробья на мякине не обманешь. Воробьи торопились, да маленькими уродились. Воробью по колено. Стреляный воробей. Воробьиная ночь. Воробьиный шаг. Короче воробьиного носа. |
||||||||||||
Загадки |
Озорной мальчишка в сером армячишке По двору шныряет, крохи собирает. |
||||||||||||
Пословицы и поговорки |
Стрелял в воробья, а попал в журавля. Слово не воробей - вылетит не поймаешь. |
||||||||||||
Предложения |
1. Воробышки игривые, как детки сиротливые, прижались у окна. 2. Зачирикал воробей веселей на крыше. |
||||||||||||
Текст |
Попрыгивал, посматривал упругий воробей, Попрыгивал, посматривал… Ни блошки – хоть убей! |
||||||||||||
Ребусы |
|
ворона
Толкование |
Птица с чёрно-серым оперением, родственная ворону. |
Однокоренные слова |
Вороненок, воронятки, воронье. |
Синонимы |
|
Фразеологизмы |
Ворон считать. Ворона в павлиньих перьях. Ворон ртом ловить. Ворона влетит. |
Загадки |
Носит серенький жилет, но у крыльев черный цвет. Видишь, кружат двадцать пар и кричат:«Карр! Карр! Карр!» |
Пословицы и поговорки |
1. На чужой сторонушке рад родной воронушке. 2. Белую ворону и свои заклюют. 3. Куда ворона летит, туда и глядит. 4. Соловей месяц поёт, а ворона круглый год каркает. 5. Дом вороны найдешь по карканью. 6. Пуганая ворона и куста боится. 7. Метил в ворону, а попал в корову. 8.Ворона летела, а собака на хвосту сидела.
|
Предложение |
1. Ворона ущипнула Дружка за хвост. 2. Ворона каркнула во всё воронье горло. 3. С криком в воздухе кружится стая галок и ворон. |
Текст |
Сидит ворона под окном в дырявом башмаке, и распевает на родном, вороньем языке. |
Скороговорки |
Проворонила ворона вороненка. Ворчливый ворон воровал вчера ватрушки. Сорока с вороной спорила, спорила, тараторила. |
Ребусы |
|
заяц
Толкование |
Небольшой пугливый зверёк семейства грызунов, с длинными задними ногами и длинными ушами. |
Однокоренные слова |
Зайчиха, зайчик, зайченя, зайчоночек, зайчишка, заюшка. |
Синонимы |
Косой, куцый. |
Фразеологизмы |
Гоняться за двумя зайцами. За двумя зайцами погонишься - ни одного не поймаешь. Заяц от лисицы, а лягушка от зайца бежит. |
Загадки |
Что за зверь лесной встал, как столбик под сосной. И стоит среди травы – уши больше головы. |
Пословицы и поговорки |
1. За двумя зайцами погонишься - ни одного не поймаешь. 2. Трусливому зайке и пенёк - волк. 3. Лиса живёт хитростью, а заяц - прыткостью. 4. Заяц уж сед, навидался он бед. |
Предложение |
1. Заячьими, лисьими, птичьими следами расписана белая скатерть. 2. Собрались старые зайцы, сбежались маленькие зайчата, приплелись старые зайчихи - все слушают, как хвастается заяц Длинные Уши - Косые глаза - Короткий хвост. |
Текст |
Скачет между травками Быстроногий зайчик. Смял своими лапками Белый одуванчик. Полетели высоко Белые пушинки. Скачет зайчик далеко По лесной тропинке.
|
Скороговорки |
Зоиного зайку зовут Зазнайка.
|
Ребусы |
|
корова
Толкование |
Крупное рогатое домашнее животное, дающее молоко. |
Однокоренные слова |
Коровушка,
коровник, коровий, коровка,
коровёнка.
|
Синонимы |
|
Фразеологизмы |
Кусочек с коровий носочек. Щеголь, да ноги коровьи. Как корова языком слизнула. Бодливой корове Бог рог не дает. |
Загадки |
1. Сама пестрая, ест зеленое, дает белое. 2.
Голодная мычит, сытая жуёт, |
Пословицы и поговорки |
1.В корове молоко не прокиснет. 2. Если есть за коровой уход, от коровы получишь доход. 3. Корова черна, да молоко у ней бело. 4. У кого корова - у того и угощение. 5. Коровки с поля - и пастуху воля. 6. Нерадивую доярку и корова рогами колет. 7. Сметанку любить, коровушку кормить. |
Предложение |
1.Корова дает вкусное молоко. 2. У моей бабушки есть корова. |
Текст |
Поленился утром Вова причесаться гребешком, Подошла к нему корова - причесала языком. |
Скороговорки |
На корове - ворона. На вороне - корона. Сбрось ворону, корова! Сбрось корону, ворона! |
Ребусы |
|
лисица
|
|
Толкование |
Хищное животное с острой мордой и длинным пушистым хвостом. |
Однокоренные слова |
Лиска, лисонька, лисичка, лисий. |
Синонимы |
лиса, рыжая плутовка |
Фразеологизмы |
Лиса-Патрикеевна. Старая лиса. Лисой пройти. |
Загадки |
В лесу живет, в деревне кур крадет. |
Пословицы и поговорки |
Кабы лиса не подоспела, то бы овца волка съела. Кто в чин вошел лисой, тот в чине будет волком. У доброй лисы по три отнорка. |
Предложение |
1. Хорошо кума - лиса принаряжена: шерсть пушистая, золотистая; на груди жилет, а на шее белый галстучек. 2. Вдруг сырный дух Лису остановил: Лисица видит сыр, Лисицу сыр пленил. 3. Осторожная лисица подошла к ручью напиться. 4. У мосточка под кусточком две лисички, две сестрички. |
Текст |
Шла лисица по тропинке и несла грибы в корзинке: пять опят и пять лисичек для лисят и для лисичек.
Папа – лис, лисица – мама, Дом – нора у них, не яма. Там темно и тесновато, Но зато всегда лисята В безопасности резвятся, Деткам некого боятся. Если страшно детворе, Быстро спрячутся в норе.
|
Ребусы |
|
лягушка
Толкование |
Земноводное с длинными задними ногами. |
Однокоренные слова |
Лягушачий, лягушонок, лягушечка. |
Синонимы |
|
Фразеологизмы |
Лягушка- путешественница. Лягушки, просящие царя. Лягушке волом не быть, сколько воды не пить. Холодный, как лягушка. |
Загадки |
Скачет зверушка, не рот, а ловушка. Попадут в ловушку и комар, и мушка. |
Пословицы и поговорки |
В своей водице и лягушка певица. |
Предложение |
Лягушка притаилась, скрываясь в траве, и поймала комара. |
Текст |
Лягушачья песенка льется из пруда, ласковая, светлая…Льется, как вода. Лягушонка слушают листья и трава. Лягушонок квакает: «Ква – ква - ква!»
С комарами, как подружки, Пели песни две лягушки. А как песни надоели, Комаров подружки съел
|
Ребусы |
|
медведь
Толкование |
Крупный хищный зверь с длинной густой шерстью и короткими толстыми ногами |
Однокоренные слова |
Медвежонок, медвежатник, медвежья. |
Синонимы |
Михайло Иваныч, Топтыгин, косолапый, Потапыч, Мишка косолапый, Мишка.
|
Фразеологизмы |
Медведь на ухо наступил. Медведь не умывается, да здорово живет. Медвежий угол. Медвежья услуга. |
Загадки |
1.Зимой спит, летом ульи ворошит. 2.Летом бродит без дороги Между
сосен и берёз.
|
Пословицы и поговорки |
1. Медведя бояться, так в лес не ходить. 2. Медведь неуклюж, да дюж. 3. Кто боится медведя, тот боится и его следов. 4. Для медведя зима - одна ночь. |
Предложение |
1. Из
чащи вышли на берег большая бурая медведица и с ней два весёлых
медвежонка. |
Текст |
-Нужна мне медь,- сказал медведь В минуту откровения.- Пойдет ведь медь,- сказал медведь,- На тазик для варенья!
Мишка лапою мохнатой Не спеша малину рвёт. Ходит, ищет косолапый Сладкий и душистый мёд.
|
Ребусы |
сорока
Толкование |
Птица семейства вороновых, с белыми перьями в крыльях, издающая характерный крик - стрекотание. |
Однокоренные слова |
Сорочье, сорочата. |
Синонимы |
|
Фразеологизмы |
Бей сороку и ворону, добьешься и до белого лебедя. Сорока на хвосте принесла. Трещит как сорока. |
Загадки |
Непоседа пестрая, птица длиннохвостая, Птица говорливая, самая болтливая. |
Пословицы и поговорки |
Сорока скажет вороне, ворона борову, а боров всему городу. Не живет сорока без белого бока. Сорока без причины не стрекочет. |
Предложение |
1. Сорока все время следует за охотником, кричит и мешает ему. 2. Снаружи сорочье жилище некрасивое, лохматое, во все стороны прутья торчат. |
Текст |
1. Не избавится сорока От ужасного порока — Ищет мелочи везде, Прячет в собственном гнезде. 2. У сороки есть прозвище - белобока. По бокам перышки у неё белые. А голова, крылья и хвост черные, как у вороны. Особенно красив хвост. Длинный, прямой, как стрела. Перья на нём не просто чёрные, а с зеленоватым отливом. Нарядная птица сорока! |
Скороговорки |
Хитрую сороку поймать морока. А сорок сорок-сорок морок. |
Ребусы |
|
собака
Толкование |
Домашнее животное семейства псовых. |
Однокоренные слова |
Собачка, собачья, собачатина. |
Синонимы |
Пес |
Фразеологизмы |
Видит собака молоко, да рыло коротко. Он на этом собаку съел.
|
Загадки |
С хозяином дружит, дом сторожит, Живет под крылечком, хвост колечком.
|
Пословицы и поговорки |
Мужик да собака на дворе, баба да кошка в избе. На смелого собаки лают, а труса кусают. |
Предложение |
Пока дворовая собака гонялась за назойливой вороной, воробей мирно клевал крошки с асфальта.
|
Текст |
В лесочке над речкой построена дачка. На дачке живет небольшая собачка. Собачка довольна и лесом, и дачей, Но есть огорчения в жизни собачей.
|
Ребусы |
|
снегирь
Толкование |
Небольшая серая птичка с красной грудкой. |
Однокоренные слова |
Снег, снежный, снеговик, снежок, снежинка. |
Синонимы |
Красногрудый |
Фразеологизмы |
|
Загадки |
Пусть я птичка, у меня, друзья, привычка: Как начнутся холода - прямо с севера сюда. |
Пословицы и поговорки |
|
Предложение |
И сладко слушать у балкона, Как снегири в кустах звенят. |
Текст |
Ой, какие снегири Цвета утренней зари, На деревья сели Яркой акварелью. Черненькие шапки, Тоненькие лапки, Круглые пушочки, Розовые щечки. Флейтой засвистели, Ух ты, полетеееели..
|
Ребусы |
|
Приложение 1.
СИСТЕМА СЛОВАРНОЙ РАБОТЫ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ |
Цель: Развитие орфографической зоркости, обогащение словарного запаса младших школьников. |
Э Т А П Ы |
Первичное восприятие группы слов |
Закрепление правописания группы слов |
НАПРАВЛЕНИЯ |
Лексическая работа |
Лексико-орфографические упражнения |
- толкование; - диктанты;
- этимология; - работа над словом;
- синонимия; - работа над словосочетанием, предложением
- антонимия; - создание текстов
- фразеология
«ЗАНИМАТЕЛЬНЫЙ СЛОВАРИК ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ» |
Приложение 2.
СИСТЕМА ЛЕКСИЧЕСКОЙ РАБОТЫ |
ЛЕКСИЧЕСКАЯ РАБОТА |
Толкование лексемы |
Этимологич. анализ |
Синонимич. связи |
Антонимич. связи |
Фразеологич. отношения |
- наглядное; - откуда - слова - братья; - слова-враги; - крылатые слова;
- семантическое; пришли - подбор; - подбор; - толкование;
- контекстуальное слова - группа; - параобразо- - синоним. пара;
- ряд вание - антоним. пара
РАЗВИТИЕ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ |
СОСТАВЛЕНИЕ МИНИ - СЛОВАРИКОВ |
Толко-вание |
Этимо-логический анализ |
Одно-коренные слова |
Сино-нимы |
Анто- нимы |
Фразео- логизмы |
Сочетае-мость |
Занимательный материал |
ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ
- исследовательская деятельность;
- моделирование лексических отношений и структур;
- конструирование;
- критический анализ;
- творческие работы
Приложение 3.
Конспект урока по русскому языку (3 класс).
Тема: Обобщение знаний об имени прилагательном как части речи. Лексика.
Цели: 1.Обощить знания об имени прилагательном; развивать орфографическую зоркость; познакомить с явлениями синонимии, антонимии и фразеологии; развивать устную и письменную речь.
2. Повысить интерес к родному языку.
Планируемые результаты:
1. Определять грамматические признаки имени прилагательного.
2. Уточнять значение слов с помощью словарей.
3. Осознанно употреблять в устной и письменной речи фразеологизмы.
4.Орфографически правильно писать слова с непроверяемыми написаниями.
Ход урока.
№ |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
1.
2.
3.
4.
5.
|
Организационный момент. Прозвенел звонок и смолк – Начинается урок. Вот книжки на столе, а вот тетрадки, Не хочется играть сегодня в прятки. И не досуг дуть на корабль бумажный. Сегодня у ребят урок уж очень важный. Актуализация знаний. - Ребята сегодня наш урок будет необычным- сказочным: мы продолжим изучать тему «Имена прилагательные», посмотрим, как вы подружились с этой частью речи. Узнаем, что такое «Лексика», для чего она нам нужна. Как и всякая сказка, урок наш начинается с волшебства. Закройте глаза и представьте: море, волны плещут, откройте глаза – Ветер по морю гуляет, И кораблик подгоняет, Он бежит себе в волнах На поднятых парусах. Откройте свои тетрадочки, запишите число, классная работа. Самоопределение к деятельности. - Но наш корабль большой, и плыть только с помощью ветра он не может. Нужно его «за- вести». А поскольку урок у нас сказочный, то и «завести» корабль можно только сказочным п путем. Корабль сможет отправиться в путь только тогда, когда вы расскажите все, что вы знаете, об имени прилагательном. Итак, что вы знаете об имени прилагательном? - Молодцы! Ну что ж поплыли? Имя прилагательное Мы с тобой дружны. Признаки предметов Называешь ты. Зима снежная. Мама нежная. Плывет корабль В невидимую даль. Работа над темой урока. В дороге ждут нас новые друзья! Узнаем вместе все об этом – ты и я. На башне флаг с названием страны. Скорей читайте! Вы удивлены? Мы остановились в океане Знаний на чудном острове Лексики. Вы знаете, что она обозначает? Лексика – наука о словах, а точнее – об их значениях. Слова – это строительный материал языка, из них на этом острове созданы пре- красные речевые задания. И сегодня мы сами попробуем что-нибудь создать. Итак, в путь! Быстрее, быстрее колеса крутитесь, И вот все вагоны вперед покатились, Как будто они не вагоны, а мячики! Так-чики, так-чики, так-чики, так-чики! В нашем поезде три пассажира. Первый - Не барашек и не кот, Носит шубу круглый год. Шуба серая – для лета, Для зимы другого цвета. Кого мы называем зайцем?
Едет зайка, рассуждает, Рассуждает и не знает: «Если я купил билет, Кто я заяц или нет?» - Почему же заяц призадумался? Кого мы еще называем зайцем?
- Что вы можете сказать о характере зайца? Какой он? - Подберем слова, близкие по значению к слову «трусливый». - Запишите эти слова в столбик. - Что вы можете сказать об этих словах?
- В русском языке такие слова называют синонимы. Как вы думаете, трусость – это хорошее качество или нет? - Какое качество будет на противоположном полюсе нашего магнита? - Запишите эти слова во второй столбик. - Сравните слова, которые вы сейчас записали, со словом «трусливый». Что вы можете сказать о значения этих слов? - В русском языке их называют антонимы. К какой части речи относятся записанные вами слова? - Определите род этих прилагательных. - Образуйте от этих прилагательных форму женского и мужского рода. - Сосед зайчишки Летом бродит без дороги Между сосен и берез, А зимой он спит в берлоге, От мороза прячет нос. - Что вы можете сказать о слове « медведь»?
- А кто из вас знает, почему этого косолапого сладкоешку назвали «медведь»? - Медведя так назвали потому, что он знает, ведает, где найти в лесу мед.
- Составьте со словом «медведь» предложение, запишите его в тетрадь. - Проверяем. - Очень интересные предложения. Я вам предлагаю свое. Давайте его запишем: Из чащи на берег вышла большая бурая медведица. - Разберем это предложение по членам и частям речи. - Составим схему предложения. - Назовите словосочетания с именами прилагательны - ми. - Сделайте вывод: с какой частью речи связано имя прилагательное? - Как называется этот вид связи? Медведь заданья нам привез, В своей корзинке он их вез. - У вас на партах лежат карточки. Прочитайте отрывки, записанные на них. _______________________________________ Карточка № 1. Прекрасен лес зимой. Д…ревья покрыты хлоп…ями снега. Все ветки в инее. Со…нце осв…щает верхушки д…рев…ев. Карточка № 2. Прекрасен сне…ный лес зимой. Сонные д…ревья покрыты пуш…стыми хлоп…ями снега. Все ветки в серебристом инее. Зимнее со…нце осв…щает в…рхушки д…рев…ев. _______________________________________
- В каком отрывке более ярко описан лес? Как это достигается? - Для чего в речи используются имена прилагательные?
- Спишите второй отрывок, вставляя пропущенные буквы. - Какие правила русской грамматики вы вспомнили, выполняя это задание. - Подчеркните в тексте волнистой линией имена прилагательные. - Вы очень хорошо работаете, поэтому мы успеваем заглянуть в очень интересный уголок Лексики. Я вам прочитаю предложение, а вы подумайте, чем оно необычно: Мальчик услышал, что пришедшая в гости старуха собаку съела в каких-то делах, и спрятал от нее свою собаку. - Что испугало мальчика? Почему?
- СОБАКУ СЪЕСТЬ – это фразеологизм, устойчивое выражение, которое перелетая из одного предложения в другое, не меняет свое- го значения. В нашем языке таких выражений м много. И я уверена, что вы их знаете и сейчас вспомните. Дружнее этих двух ребят На свете не найдешь, О них обычно говорят: ВОДОЙ … Товарищ твой просит украдкой Ответы списать из тетрадки. Не надо! Ведь этим ты другу ОКАЖЕШЬ … - Вспомните, какие фразеологизмы мы употребляем, когда говорим о большом количестве людей в тесном помещении. - О проливном дожде, ливне. Рефлексия. - Ребята, сказочные тетради закрываем. К концу подходит наш урок - Пора нам подвести итог. - Что нового вы узнали сегодня на уроке? - Какие задания у вас вызвали наибольший интерес? - С помощью мимики (улыбнитесь или нахмурьтесь) покажите, понравилось ли вам на уроке. - Что понравилось? - Что удивило? - Что запомнилось? - И еще одно заданье От меня вам на прощанье: дома нарисуйте страну Лексику и напишите о ней. Прощаться настала пора… Книгу закрывать пора! С нею мы узнали много слов И много всяких всячин, И если ты запомнил их, Не зря урок наш был потрачен. Ребята, большое спасибо вам за урок. Прозвени-ка, дружок, Голосистый звонок. Перемены ждут ребята, Поиграть, попрыгать надо. |
- Заяц (работа со словарём) - Небольшого пугливого зверька семейства гры- зунов, с длинными зад- ними ногами и длинны- ми ушами.
- Пассажира, не имею- ющего билета, или зри- теля, проникающего без билета куда-либо.
- Трусливый. - … . - Робкий, несмелый, боязливый, пугливый (работа со словарём). - Это слова разные по звучанию, но близкие по значению.
-Храбрый, смелый, отважный, мужественный (работа со словарём).
- Это слова противопо- ложные по значению.
- К именам прилагатель- ным. - Мужской род.
- Медведь. - Одушевленное имя сущ., м. р., 2 скл., с бе- зударной гласной Е в первом слоге. - В слове «медведь» 6 звуков, 7 букв. - … (работа с этимологичес - ким словарём)
Запись в тетрадях: МЕДВЕДЬ-МЕД, ВЕ- ДАЮЩИЙ= «знающий, где есть мед». - … .
Работа у доски (комментированное письмо). Из _._ на _._ = ~ ~ - . - Медведица бурая, медведица большая.
- С именем сущ. - Согласование.
- Во втором. Это переда- ется с помощью прил. - Именно они делают нашу речь живописной. - Без них речь бедна и невыразительна. Комментированное письмо.
- Собаку съела – значит, она очень хорошо в чем-то разбирается. - Она очень опытная, а мальчик этого не знал.
- Не разольешь.
- Медвежью услугу.
- Как сельдей в бочке. - Льет как из ведра.
|
ПШЕНИЦА |
ПОМИДОР
|
|
ОГУРЕЦ |
ОВЁС
|
|
КАРТОФЕЛЬ
|
ЩАВЕЛЬ
|
|
ЯБЛОКО |
ОСИНА
|
|
МОРКОВЬ |
МАЛИНА
|
|
КАПУСТА |
ЗЕМЛЯНИКА
|
|
БЕРЁЗА |
СОБАКА
|
|
СНЕГИРЬ
|
ГОРОХ |
|
ВОРОНА |
ЛЯГУШКА
|
|
ЗАЯЦ |
КОРОВА
ВОРОБЕЙ
|
|
СОРОКА
|
МЕДВЕДЬ
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.