Учебно-исследовательская деятельность младших школьников на уроках литературного чтения.
Оценка 5
Занимательные материалы
docx
русская литература
4 кл
28.10.2018
Статья на тему "Научно-исследовательская деятельность младших школьников на уроках литературного чтения" . Теория данной статьи основана на наблюдениях в процессе плодотворной , успешной практической работы с младшими школьниками МОУ " Школа-интернат № 8 города Донецка" ,в 2, 3, 4 классах.Cтатья раскрывает средства и методы формирования умений и навыков учебно-исследовательской деятельности младших школьников на уроках предметной области «Литературное чтение» в условиях реализации основных задач Государственного образовательного стандарта начального общего образования. Её целью является задача, показать, что учебно-исследовательская деятельность обучающихся является инструментом реализации основных задач предметной области «Литературное чтение».
статья.docx
Тема : Учебноисследовательская деятельность младших школьников на уроках
литературного чтения.
Данная статья раскрывает средства и методы формирования умений и навыков учебно
исследовательской деятельности младших школьников на уроках предметной области «Литературное
чтение» в условиях реализации основных задач Государственного образовательного стандарта
начального общего образования. Её целью является задача, показать, что учебноисследовательская
деятельность обучающихся является инструментом реализации основных задач предметной области
«Литературное чтение».
Уроки «Литературного чтения» обеспечивают успешность обучения ребёнка, т.к. овладение
навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, умение осознанно строить речевое
высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной
формах [1; 2.4.3. ] – это тот метапредметный результат, который способствует социализации ребёнка,
его воспитанию, общему развитию и дальнейшему успешному обучению на каждой ступени развития
обучающегося. Кроме того, этот предмет развивает память, помогает чётко и ясно формулировать свои
мысли, достичь результатов по другим изучаемым дисциплинам.
Актуальность использования учебноисследовательской деятельности на уроках литературного
чтения определяется его многоцелевым и многофункциональным направлением, в ходе которого,
наряду с овладением обучающимися ключевыми и базовыми компетенциями происходит
многостороннее развитие личности.
В 4 классе большое внимание уделяется умению работать с источником информации, с самой
информацией, обрабатывать тексты, представлять результат своей работы в виде текста, схемы, модели.
К концу года большая часть учащихся должна с достаточной степенью самостоятельности выбирать
тему исследования, составлять план исследования, определять однудве задачи, находить материал,
представлять свою работу.
1. Сопровождение учебноисследовательской
деятельности младших школьников
как
педагогическая проблема
Сопровождение исследовательской деятельности младших школьников
предусматривает
педагогическую поддержку и помощь в процессе исследования.
Сопровождение предполагает поиск ресурсов развития личности и, опираясь на её собственные
возможности, создавать педагогические условия для достижения успеха в исследовательской
деятельности.
Сопровождение исследовательской деятельности предусматривает несколько этапов.
1.1. Постановка проблемы.
Подвести ребенка к такой проблеме, выбор которой он бы считал своим выбором.
Предложить ребенку ту идею, в реализации которой он раскроет лучшие стороны своего
интеллекта, получит новые полезные знания, умения и навыки.
Помощь в выборе темы исследования: тема должна быть интересной, полезной, необычной,
выполнимой, соответствовать возрастным возможностям.
На этом этапе учитель выступает в роли консультанта. Роль учителя не является
доминирующей.
1.2. Поиск вариантов решения и сбор материала.
Надо помочь детям найти все пути, ведущие к достижению цели. Затем выделить общепринятые,
общеизвестные и нестандартные, альтернативные. Проведя классификацию, сделать выбор, оценив без
эмоций, как и следует исследователю, эффективность каждого способа.Стоит поощрять использование
нестандартных, альтернативных способов.
Привлечение ребенка на основе его собственных исследовательских, познавательных
потребностей к работе с самыми разными источниками и средствами. Учить детей вникать в проблему.
Воспитывать у них способность не только предлагать интересные необычные идеи, но и учиться их
разрабатывать.
Учитель является консультантом. Ученику предоставляется максимальная самостоятельность.
1.3. Обобщение полученных данных и подготовка к представлению результатов. Необходимо помочь выбрать способ представления результатов, исходя из темы и их
собственных возможностей: проанализировать, а затем обобщить, выделить главное, исключить
второстепенное, выбрать способ представления результата исследования.
Прежде чем выбрать форму представления результатов (макет, научный отчет, книга и др.),
следует определить, сколько времени потребуется на подготовку. Учитывая, что возможности
младшего школьника имеют предел, не следует планировать изготовление сложных, требующих больших
временных затрат работ (макетов, чертежей и др.).
1.4. Защита результатов исследования.
На этом этапе учитель и учащийся (учащиеся) равноправные партнеры. Организуется подготовка к
защите: ребенок знакомится с регламентом защиты, репетирует ход защиты проекта. Организуется
процесс защиты: выбирается жюри, приглашаются зрители, определяется регламент проведения защиты.
По итогам защиты необходимо поощрить не только тех, кто хорошо отвечал, но и в особенности
тех, кто задавал умные, интересные вопросы, провести рефлексию по итогам выполненной работы.
От степени освоения учителем сущностных характеристик учебноисследовательской
деятельности, понимания алгоритма её организации зависит результативность исследовательской
деятельности обучающихся.
2. Формирование исследовательских учений у младших школьников
С началом XXI века становится все более очевидным, что умения и навыки исследовательского
поиска в обязательном порядке требуются не только тем, чья жизнь уже связана или будет связана с
научной работой, они необходимы каждому человеку. Исследовательская работа помогает младшим
школьникам включиться в решение учебных задач и обрести вкус к учебной деятельности, а это важный
шаг, который способствует достижению дальнего стратегического результата начального обучения.
Чтобы учебная деятельность ребенка приобрела прочную мотивационную основу, он должен открыть
для себя, что цель учебной деятельности – не просто в выполнении требований учителя, а в овладении
знаниями, умениями и навыками, в развитии собственных способностей, возможностей.
Исследовательская работа – это один из эффективных способов, позволяющих помочь маленькому
ученику увидеть и оценить собственные учебные успехи.
В сфере образования одной из серьезных проблем стала проблема повышения уровня
читательской культуры.Нельзя заставить ребенка полюбить книги, нельзя заставить чувствовать,
переживать. Дети тянутся к книге, когда у них есть желание и потребность.
Поэтому поставленная цель такова: помочь младшим школьникам почувствовать значимость
совершаемых ими открытий на уроках литературного чтения, чтобы они не переставали удивляться
своим возможностям понимать мысли и чувства авторов классических и современных произведений,
необходимо заинтересовать детей процессом исследования. Ведь именно стремление к познанию через
исследование порождает исследовательское поведение и создает условия для исследовательского
обучения.
Учебная исследовательская деятельность – это специально организованная, познавательная
творческая деятельность учащихся, результатом которой является формирование познавательных
мотивов, исследовательских умений
Одна из основных практических задач современного образования – обучение школьников
специальным знаниям, а также развитие у них общих умений и навыков, необходимых в
исследовательском поиске. Под общими исследовательскими умениями и навыками понимают
следующие:
умение видеть проблемы; умение задавать вопросы;
умение выдвигать гипотезы; умения и навыки наблюдать и делать умозаключения;
умения и навыки работы с текстом;
умения высказывать суждения, аргументировать (защищать) и доказывать свое мнение;
умения работать с информацией (выделение главного, формулирование вывода, логика
изложения) и т.д.
Для формирования исследовательских умений необходимы следующие условия:
Целенаправленность и систематичность. Работа по развитию исследовательских умений
должна проходить в классе в урочной деятельности постоянно.
Мотивированность. Необходимо помогать учащимся видеть смысл их исследовательской
деятельности, способ саморазвития.
Психологический комфорт. Одна из задач учителя – поощрять стремление учеников к
поиску. Важно, чтобы они не боялись допустить ошибку в высказывании своего мнения.
Учет возрастных особенностей. Обучение исследовательским умениям должно
осуществляться на доступном для детского восприятия уровне.
Подходы к исследованию литературного текста в начальной школе
Литературное произведение на уроке становится объектом исследования читателей. Каждое
новое произведение для ребёнка – это встреча с новым миром, новым способом отражения
действительности, новым автором. В процессе «общения» читателя и автора выясняется смысл текста.
Чтобы понять главную авторскую идею, ставится особая цель – провести анализ текста. Читатель может
принять эту идею, может не принять, но траектория анализа проектируется учителем таким образом,
чтобы ребенку было, что открывать.
Основные ключевые моменты определяются для того чтобы вникнуть в тайны образа,
созданного автором, без которых невозможен грамотный анализ любого исследуемого текста. Читателю
важно: понять содержание (ответить на вопрос: о чем это произведение?) – увидеть внешнюю сторону
образа; вникнуть в смысл (ответить на вопрос: какую важную мысль высказал автор?) – понять
внутреннюю сторону образа; найти языковые средства, приёмы, способы создания образа.
На уроках «Литературного чтения», в условиях учебноисследовательской деятельности,
эффективны методы мозгового штурма, ключевых слов, невыполнимого действия.
В этих условиях, выдвижение одной гипотезы стимулирует возникновение другой. Благодаря
этому достигается высокий уровень активности на уроках. Ученики формулируют свои предложения
вслух, благодаря чему развивается устная монологическая речь. Таким образом, создаётся новая
речевая форма и формируется мышление.
Мозговой штурм это разновидность активного мышления, к примеру, обдумывание удивившей
нас мысли, попытка сделать выводы, написание статьи и многое другое [Приложение 2.1]. Этот метод
предусматривает выполнение ряда правил:
1. Нельзя критиковать предлагаемые идеи (споры и обсуждения на данном этапе не допустимы).
2. Не бывает плохих идей. Приветствуются любые идеи, в том числе и фантастические.
3. Поощряется развитие, усовершенствование и комбинирование чужих идей.
4. Идеи следует излагать кратко, не прерывая эстафету идей.
5. Главной целью метода – получить как можно больше идей.
Создание благоприятных условий является обязательным условием проведения «Мозгового
штурма», для преодоления психологической инерции, и боязни высказать нелепые идеи изза возможных
критик.
Результатом рассмотрения этой проблемы является приобретение новых знаний. При этом
дополнительные вопросы возникают не у одного учащегося, а у большинства класса. Таким образом, на
уроке создаётся «проблемная ситуация».
Следующим элементом метода является проверка предложенных гипотез. Для этого, класс
делится на небольшие группы, и представляют друг другу, на рассмотрение, свои идеи. Учитель, вместе
с детьми, определяет последовательность работы. Она может выглядеть следующим образом:
выслушать заданный образец;
выдвинуть гипотезу, что повлияло на жизнь главного героя, либо на события жизни героя;
сравнить причину с гипотезой, записанной на доске;
выбрать одну две понравившиеся истории и передать их классу.
Хотелось бы остановиться еще на одном методе учебноисследовательской деятельности на
уроках «Литературного чтения» в начальных классах. Это метод проектов [Приложение2.2].
Рассматриваемый метод относится к педагогическим технологиям XXI века. Одним из видов такого
подхода выступает проектная деятельность, в основе которой лежит учебноисследовательская
деятельность, которую можно внедрять на любых уроках, в том числе и на уроках литературного
чтения.
Ценность внедрения проектной деятельности для учащихся состоит в следующем:
возможность увидеть конечный результат;
выявление и развитие творческих способностей и деловых качеств;
решение новых нетиповых задач;
учёт индивидуальных способностей («сильным» сложные задания, «слабым» по их реальным
возможностям);
ориентирование на самостоятельную деятельность – индивидуальную, парную, групповую);
использование множества форм самостоятельной работы сообщение, доклад, реферат, проект,
исследование;
учёт возрастной логики обучения – от простого к сложному.
Как показывает практика, именно в начальной школе закладывается большая доля личностных
качеств. И не только базовые навыки, такие, как умение читать, писать, решать, слушать и говорить,
нужны ребенку в жизни. Каждому человеку, вступающему в этот сложный и противоречивый мир,
необходимы определенные навыки мышления и качества личности, умение анализировать, сравнивать,
выделять главное, решать проблему, умение давать адекватную самооценку, быть ответственным,
самостоятельным. И задача педагога так построить процесс обучения, чтобы помочь раскрыться
духовным силам ребенка. Поэтому учителю необходимо не только доступно все рассказать и показать,
но и научить ученика мыслить, привить ему навыки практических действий. И этому способствуют
методы исследовательского обучения, используемые как на уроках литературного чтения, так и на
других учебных предметах. Список использованной литературы
– URL:
1 Государственный образовательный стандарт начального общего
http://mondnr.ru/dokumenty/prikazy-mon/send/4-
образования.
prikazy/3037-gosudarstvennyj-obrazovatelnyj-standart-nachalnogo-obshchego-
obrazovaniya.Раздел:2.4.3.
Закон Донецкой Народной Республики «Об образовании» URL: https://dnrsovet.su/zakon-
dnr-ob-obrazovanii
2
3 Литературное чтение: 14 кл. : программа для общеобразоват. организаций/ сост. Максименко
С.Л., Колисниченко Г.И., Гришина С.В., Ищук М.В., Присяжнюк О.В., Лазаренко Т.В. 2е
издание, доработанное. – ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО». – Донецк: Истоки, 2018.
4 Березина Я.Н., Фабрика Ю.И. Исследовательская деятельность обучающихся на уроках в
начальной школе / Я.Н Березина // В сборнике: Россия и Европа: связь культуры и экономики
Материалы XIII международной научнопрактической конференции. 2015. С. 115116.
5 Леонтович А.В.
«Развитие исследовательской деятельности учащихся».
Методический сборник. М.2011, с. 33.
6 Мурзина Н.П. Формирование универсальных учебных действий в начальной школе (на примере
технологий Образовательной системы «Школа 2100») : учеб.пособие для студентов высш. учеб.
заведений, обучающихся по направлениям «Педагогика» и «Педагогическое образование»,
профиль «Начальное образование» / Н.М. Мурзина, Е.С. Кац ; под общей ред. Н.П. Мурзиной. –
Омск: ОмГПУ, 2013. – с. 190.
7 Ожегов С.И., Н.Ю.Шведова«Толковый словарь русского языка».Москва.«Русский язык». 1991
г., с. 228.
8 Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ. пед. вузов: В 2 кн. – М.: Гуманит.
изд. центр ВЛАДОС, 1999. – Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения. – 576747.
9 Савенков, А. И. Психологические основы исследовательского подхода к
обучению.М.:Просвещение, 2011. с.315 434.
10 Хуторской А.В., Богуславский М.В., Филонов Г.Н., Краевский В.В., Полонский В.М.,
Никандров Н.Д., Поляков В.А., Ямбург Е.А. Ключевые компетенции и образовательные
стандарты: обсуждение программного доклада А.В. Хуторского в Российской Академии
образования 25.Смирнова Ю.А.Эйдос. 2014. № 4. С. 18.
11 Шумакова Н. Б. Урокисследование в начальной школе. – М.: Просвещение, 2014. –4 с.,168с..
Учебно-исследовательская деятельность младших школьников на уроках литературного чтения.
Учебно-исследовательская деятельность младших школьников на уроках литературного чтения.
Учебно-исследовательская деятельность младших школьников на уроках литературного чтения.
Учебно-исследовательская деятельность младших школьников на уроках литературного чтения.
Учебно-исследовательская деятельность младших школьников на уроках литературного чтения.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.