Учебноисследовательская и проектная деятельность в
формировании ключевых компетенций у обучающихся.
А.В. Голубова,
учитель географии МОУ «Тираспольская средняя школа № 11»,
г. Тирасполь,
Еmail: golubova1979@mail.ru
Понятия «компетентностный подход» и «ключевые компетентности»
получили распространение сравнительно недавно в связи с дискуссиями о
проблемах и путях модернизации образования. Обращение к этим понятиям
связано со стремлением определить необходимые изменения в образовании, в
том числе в школьном, обусловленные изменениями, происходящими в
обществе.
Идеологи компетентностного подхода говорят о том, что школа не
знаниями должна обеспечить ребенка — она должна подготовить его к жизни.
Идеальный выпускник — это не эрудит с широким кругозором, а человек,
умеющий ставить перед собой цели, достигать их, эффективно общаться,
жить в информационном и поликультурном мире, делать осознанный выбор и
нести за него ответственность, решать проблемы, в том числе и
нестандартные, быть хозяином своей жизни. Каждое из приведенных качеств
называется «компетентностью». Перед школой ставится задача эти
компетентности формировать. Но компетентности бывают разные: ключевые,
межпредметные, предметные. Компетентности, являющиеся важнейшими для
жизни в современном мире, называются «ключевыми».
Процессы модернизации современного образования направлены на
созидание и развитие социальноэкономической и культурной жизни
общества, подготовку выпускника школы ХХI века, обладающего не просто
знаниями, умениями и навыками, но и личностными качествами, придающим
ей гибкость и устойчивость в постоянно изменяющихся условиях развития
страны.
Целевая направленность современной школы связана с
формированием ключевых компетенций выпускника, с его функциональной
грамотностью в отношении овладения и применения общеучебных знаний,
умений и навыков. Формирование личности, характеризующейся не только
информированностью в различных областях науки, а коммуникабельностью и
толерантностью, современным мышлением, ответственностью и волей в
принятии решения в различных жизненных ситуациях выбора, позволит
гармонизировать отношения ученика с окружающим его миром,
адаптироваться к условиям современного общества, адекватно социальным,
профессиональным, духовнонравственным ценностям бытия. Практический опыт образовательных учреждений, научные исследования
в области эффективных средств и методов развития личности ученика
посредством формирования компетенций убеждают в наличии многообразия
решений данной проблемы.
Выделяют семь ключевых образовательных компетенций:
1. Ценностносмысловая компетенция — это компетенция в сфере
мировоззрения, связанная с ценностными представлениями ученика, его
способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем,
осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые
2.
установки для своих действий и поступков, принимать решения.
Общекультурная компетенция — круг вопросов, в которых ученик должен
быть хорошо осведомлен, обладать познаниями и опытом деятельности.
3. Учебнопознавательная компетенция — это совокупность компетенций
ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей
элементы логической, методологической, общеучебной деятельности,
соотнесенной с реальными познаваемыми объектами.
4. Информационная компетенция. При помощи реальных объектов
(телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир) и
информационных технологий (аудио и видеозапись, электронная почта,
СМИ, интернет) формируются умения самостоятельно искать, анализировать
и отбирать необходимую информацию, организовать, преобразовать,
сохранить и передать ее.
5. Коммуникативная компетенция включает знание необходимых языков,
способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и
событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными
ролями в коллективе. Ученик должен уметь представить себя, написать
письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и др.
6. Социальнотрудовая компетенция означает владение знанием и опытом в
гражданскообщественной деятельности (выполнение роли гражданина,
наблюдателя, избирателя, представителя), в социальнотрудовой сфере (права
потребителя, покупателя, клиента, производителя), в области семейных
отношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, в
профессиональном самоопределении.
7. Компетенция личностного самосовершенствования направлена на то,
чтобы осваивать способы физического, духовного и интеллектуального
саморазвития, эмоциональную саморегуляцию и самоподдержку. Реальным
объектом здесь выступает сам ученик.
Таким образом, компетентностный подход, с нашей точки зрения,
наиболее точно отражает суть модернизационных процессов в сфере
образования, так как характеризуется такими умениями, способностями,
личностными характеристиками,
которые должны непосредственно
использоваться в практической деятельности и формироваться через личностный опыт учащихся. В то же время компетентностный подход
расширяет сферу влияния образования на личность ученика за счет установки
на саморазвитие во всех видах жизнедеятельности (познавательной,
профессиональной, социальной, личностной) и предполагает качественно
иную систему оценки готовности выпускника к продолжению обучения и
успешной адаптации к быстро меняющемуся обществу.
Главное изменение в обществе, влияющее на ситуацию в сфере
образования, — ускорение темпов развития общества. В результате школа
должна готовить своих учеников к жизни, о которой сама школа мало что
знает. Поэтому школа должна готовить своих учеников к переменам, развивая
у них такие качества, как мобильность, динамизм, конструктивность.
Таким образом, мы можем констатировать, что само обсуждение
компетентностного подхода, без относительно специфических представлений
и интерпретаций, погружено в особый культурнообразовательный контекст,
заданный следующими тенденциями образования в последнее десятилетие: —
утрата единства и определенности образовательных систем, формирование
рынка труда и связанного с ним рынка образовательных услуг;
— вариативность и альтернативность образовательных программ, возрастание
конкуренции и коммерческого фактора в деятельности образовательной
системы;
— изменение функции государства в образовании: от тотального контроля и
планирования — к общей правовой регуляции возникающих в образовании
отношений.
Наиболее точно сейчас могут быть определены новые требования к
выпускникам школы на рынке труда. Многие идеи компетентностного
подхода появились в результате изучения ситуации на рынке труда и в
результате определения тех требований, которые складываются на нем по
отношению к работнику. Дальнейшие исследования в области рынка труда
привели к формуле, которую можно определить таким образом: необходим
переход от хорошего специалиста к хорошему сотруднику.
Алгоритм построения учебного занятия в системе компетентностного
образования может включать в себя три основных этапа:
1й этап — целеполагание. Определяется место учебного занятия,
устанавливаются цели и основные задачи.
2й этап — проектирование и его компетентная интерпретация. На нем
происходит:
— разделение содержания учебного занятия на составляющие компетенций;
— установление связей внутри содержания (этапы формирования
компетенции, определение логики нового содержания образования);
— прогнозирование форм предъявления этапов, при которых формируются
компетенции, и результатов их происхождения. 3й этап — выбор формы организации учебнопознавательной
деятельности. При данном подходе отдается предпочтение творческому
уроку, основная задача которого в отличие от традиционного урока —
организовать продуктивную деятельность.
Другое изменение в обществе, которое также существенно влияет на
характер социальных требований к системе образования, в том числе к школе,
заключается в развитии процессов информатизации. Одно из следствий
развития этих процессов — создание условий для неограниченного доступа к
информации, что, в свою очередь, ведет к полной утрате школой позиций
монополиста в сфере общеобразовательных знаний. Еще одно следствие: в
условиях неограниченного доступа к информации в выигрыше будут те (люди,
организации, страны), которые способны оперативно находить необходимую
информацию и использовать ее для решения своих проблем.
Для подготовки такого выпускника школы необходимы образовательные
учреждения, способные выполнять следующие функции:
— обеспечение самоопределения, самообразования, саморазвития личности
через создание благоприятных педагогических условий для ее творческой,
личностноориентированной самореализации;
— развитие духовнонравственной сферы личности ученика, способного
самостоятельно работать над развитием собственной нравственности,
сознания, культурного уровня.
— социализация личности выпускника, обучение самоопределению в
окружающем мире (природе и обществе), в пространстве изменений
посредством овладения способами преобразования существующей
реальности, собственной деятельности, личностного развития через
коммуникативную культуру, духовнонравственные образцы, нормы поведения
во всех сферах жизнедеятельности;
— обеспечение и охрана здоровья учащихся.
Между тем существует ряд проблем в системе общего и
профессионального образования, которые, формально не затрагивая сущность
и структуру компетентностного подхода, очевидным образом влияют на
возможности его применения. Среди них:
1) проблема учебника, в том числе возможностей их адаптации в условиях
современных гуманистических идей и тенденций в образовании;
2) проблема государственного стандарта, его концепции, модели и
возможностей непротиворечивого определения его содержания и функций в
условиях российского образования;
3) проблема квалификации преподавателей и их профессиональной
адекватности не только вновь разрабатываемому компетентностному
подходу,
но и гораздо более традиционным представлениям о
профессиональнопедагогической деятельности; 4) проблема противоречивости различных идей и представлений, бытующих в
современном образовании буквально по всем поводам;
5) проблема внутренней противоречивости наиболее популярных направлений
модернизации, в том числе: идеи профилизации старшей школы и,
одновременно, перехода к приему ЕГЭ по всем предметам, развития
школьного самоуправления и централизации системы финансирования
образования и др.
Действительно, государственные образовательные стандарты являются
объектом множества весьма серьезных упреков, но не о них сейчас речь.
Проблема глубже и серьезней, она состоит в том, что в условиях крайней
неоднородности российских регионов и российского социума, в целом, ни
один документ «общего пользования» не будет удовлетворителен.
Одновременно в связи с продолжающимся демографическим спадом
возрастает конкуренция на рынке образовательных услуг. В этой ситуации
наиболее продуктивным и содержательным направлением решения множества
взаимосвязанных проблем (в том числе, проблем компетентностного подхода)
является разработка на локальном уровне стандартов образовательно
профессиональных компетенций. Разумеется, эти стандарты должны
полностью обеспечивать реализацию государственных образовательных
стандартов, но не только. Именно процесс разработки этих стандартов может
оказаться той площадкой, на которой научнообразовательное сообщество,
региональные и муниципальные органы управления образованием, бизнес и
негосударственные организации смогут согласовывать свои интересы в сфере
развития кадрового, более того, человеческого потенциала соответствующих
территорий. Эта деятельность может стать запускающим механизмом
становления институциональной системы гражданского общества в
образовании. Библиографический список
1. Афанасьева Т.П., Немова Н.В. Профессиональное развитие кадров
муниципальной системы образования . — М.: АПКиПРО, 2004.
2. Бакурадзе А.Б. Управление развитием образовательного учреждения. —
М.: АПКиПРО, 2004. — 34 с.
3. Инновационные способы оценивания учебной деятельности школьников (по
материалам проектов «Технология моментального самоконтроля
самотестирования учащимися своих знаний «Символ» и «Система
многоуровневой оценки учебной деятельности учащихся»). — М.: АПКиПРО,
2004. — 32 с.
4. Концепция, структура и модель «Материнской школы» (по материалам
проекта «Материнская школа») / Авт.сост. Э.С. Акопова, Е.Ю. Иванова. —
М.: АПКиПРО, 2004. — 28 с. 5. Лебедев О.Е. Управление образовательными
системами: Учебметод.пособие для вузов. — М.: Литературное агентство
«Университетская книга», 2004. — 136 с.
6. Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании // Школьные
технологии. 2005. № 5. — С.3–13.
7. Освоение педагогами новых компетенций в исследовательски
ориентированном повышении квалификации / Под общ. ред. Л.Н. Горбуновой.
— М.: АПКиПРО, 2004.
8. Равен Дж. Педагогическое тестирование: Проблемы, заблуждения,
перспективы. — М.: КогитоЦентр, 2001.
9. Равен Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и
реализация. — М.: КогитоЦентр, 2002.
10. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся:
Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. —
М.: АРКТИ, 2003.
Учебно-исследовательская и проектная деятельность в формировании ключевых компетенций у обучающихся. Статья
Учебно-исследовательская и проектная деятельность в формировании ключевых компетенций у обучающихся. Статья
Учебно-исследовательская и проектная деятельность в формировании ключевых компетенций у обучающихся. Статья
Учебно-исследовательская и проектная деятельность в формировании ключевых компетенций у обучающихся. Статья
Учебно-исследовательская и проектная деятельность в формировании ключевых компетенций у обучающихся. Статья
Учебно-исследовательская и проектная деятельность в формировании ключевых компетенций у обучающихся. Статья
Учебно-исследовательская и проектная деятельность в формировании ключевых компетенций у обучающихся. Статья
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.